"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Гостевая Форумы Ссылки Начало

 
Иудейские древности

№ 2(74) - 2007
Особенно необычно, что книга на иврите и бухарско-еврейском языке составлена явно евреем-ашкеназом, Хаимом Менделовым. В отличие от развлекательной «Тысячи и одной ночи», эта книга серьезная и предназначена для наставления в законах, относящихся к бар-мицве и наложению тфиллина..
Ева стоит под яблоней.
Красна на закате небесная твердь.
“Скажи, мама Ева, знаешь ли ты,
Что такое Смерть?
№ 1(73) - 2007
№ 11(72) - 2006
О Тебе в час полуночной стражи
размышлял я под бессонным своим покрывалом.
К Тебе припадал, Ты был мне подмогою скорой.
Как птенец под крылом Твоим душа ворковала.
№ 10(71) - 2006
Пусть согрешит, кто праведен. Но он
Не будет взят с неправедными вместе.
Смутится он, раскается, и к чести
Вернётся, Богом пощажён.
Если в Египте была в значительной мере реализована задача - создать Человека Цивильного, то в Месопотамии задача вырастить даже на всем готовом, пусть хоть  в ограниченной резервации Гана Эден, Человека Духовного, провалилась вчистую.
№ 8(69) - 2006
В псалмах поражает острота чувств, сопереживание еврейскому народу, пожелание преодолеть выпавшие на его долю трудности и беды и страстная вера в его будущее.
№ 7(68) - 2006
Удивляет не только естественность поведения Давида, но и смелость автора повествования, который ни в малой степени не идеализирует своего героя: будущий царь, избранник Б-жий предстает умным, деловым человеком, правильно понимающим не только людей, но и знаки судьбы.
№ 6(67) - 2006
Центральным методологическим вопросом, определяющим способ изучения Торы, является не проблема персонификации ее автора или авторов, а хронологическая проблема, делящаяся на две части: во-первых, когда ее полный текст оказался доступным читателям, во-вторых, не поступал ли он к ним по частям?
№ 5(66) - 2006
Взойдет светило и в чаще сгинет зверье, 
по логовищам затаится в сытой дремоте.
Выйдет на труд человек, вставший с зарей,
до сумерек не окончит своей работы.
№ 4(65) - 2006
Слухи о красоте Юдифи растекались по всему Ханаану и дальше по Иудее. Из уст в уста передавались рассказы о ее праведности и благочестии. Три года прошло уже, как умер ее муж, три долгих года, а Юдифь все не снимала траурные одежды.
№ 3(64) - 2006
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
Библейская археология сегодня: про и контра
Вместо того чтобы скромно ограничиться анализом своих материальных находок, предоставив их контекстуальную интерпретацию историкам и идеологам, археологи разработали собственную методику исследования общества, которое эти находки породило.
Новые археологи", старательно вытравливая царство Давида и Соломона из еврейской исторической памяти, оказывают вполне ощутимое влияние на культурное самосознание нации.
Спрос создает предложение, и к концу девяностых годов "новая археология" заявила о себе во весь голос серией публикаций в израильской печати: Первого Храма то ли не было вовсе, то ли был, да не тот, а уж Объединенного царства Израиля и Иудеи точно никогда не существовало.
№ 2(63) - 2006
Вопрос был в том, как относиться к свидетельствам заинтересованных лиц, в том числе свидетельствам самого субъекта расследования и его родственников. Принимают  ли их показания во внимание?
По мотивам Книги псалмов
      Рыдает горько дщерь Ерусалима
      Под рваною промокшею хупой.
      Восточная стена черна от дыма
      И ворон треплет тело под собой.
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
№ 1(62) - 2006
Как только "Иудейская война" была написана, на нее сразу ополчились недруги и завистники, обвиняя в предвзятости, преувеличениях и выдумках.
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
№ 12(61) - 2005
Майкоп.  Майн коп – идиш – моя голова. Здесь жил известный рав Авром. А рав, как известно – всему голова.
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
Продолжение темы
Для гебраистов важно знать идиш. Ну, а идишистам важно знать иврит, о чем говорил еще публицист Шмуэль Нигер.
№ 11(60) - 2005
Главный удар монгольские кочевники нанесли ненавистным им городам и городской культуре, созданными людьми, ведущими осёдлый образ жизни. Евреи относились именно к этой категории и поэтому оказались - в числе других - в наихудшем положении.
Книги Носоновского отличает строго академический и научный, далекий от поверхностной сенсационности, подход к изучаемому предмету. Кроме того, среди публикуемых автором материалов читатель может найти большое количество ранее неопубликованных архивных документов и эпиграфических памятников.
В современном иврите ударение в словах на втором слоге, однако в ашкеназском произношении – на первом, и в таком виде ивритские слова вошли в блатной сленг.
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
№ 10(59) - 2005
Вся история с девой, родившей младенца – всего-навсего ошибка переводчика той же Библии на греческий – Септуагинты.
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
№ 9(58) - 2005
Красивый, пожалуй, даже слишком красивый сюжет: сочинять на возрождаемом древнееврейском языке постсимволистский сонет о белой ночи посреди ленинградской действительности тех годов.
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
№ 8(57) - 2005
Этот "крестьянский сионизм" стоит в одном ряду с такими религиозными переселенческими движениями, как поход молокан в Закавказье в связи с ожидавшимся в 1836 г. концом света или поиски легендарного Беловодья старообрядцами-бегунами.
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
№ 7(56) - 2005
Лучшим термином для определения этого жанра стало слово «тангеле»: комбинация слов «танго» и идишского уменьшительно-ласкательного суффикса «-ле», что всё вместе означало «маленькое, дорогое танго».
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
№ 6(55) - 2005
своеобразную идею спасения идиша предложил и осуществил 25 летний Арон Ланский, - надо спасать идиш через книги на идиш, этот бесценный исторический памятник о жизни евреев в диаспоре.
По некоторым данным в настоящее время в мире проживают свыше двух тысяч потомков рабби Йосефа Мамона Маарави.
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
№ 5(54) - 2005
Происходит постепенное изменение формы молитв, которое очень быстро распространяется среди молодежи,  влияние дома и стариков ослабевает и вытесняется окружающей средой.
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
№ 4(53) - 2005
Пророк, непосредственно ощущающий присутствие Бога, стоит гораздо ближе к истине, то есть к Богу, чем философ, знание которого о Боге получено путем логических умозаключений..
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
№ 3(52) - 2005
Многие еврейские этнические общины имели в диаспоре письменную литературу на иврите, а бок о бок с ней живую, основанную на фольклоре литературную традицию на разговорном языке.
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
№ 2(51) - 2005
Если во времена Иосифа Мамона и Шимуна Хохома евреи Бухарского Эмирата были вынуждены заказывать книги у своих более образованных европейских собратьев, то сегодня, наоборот, бухарско-еврейские издания могут стать украшением лучших западных библиотек и еврейских культурных и образовательных центров.
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
№ 1(50) - 2005
Господствующей религией Хазарского каганата в период его расцвета был иудаизм. А в руках христианских писателей все известия о евреях по ряду причин немедленно теряли всякую объективность.
150 псалмов – самые знаменитые из когда–либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что многие евреи даже не знают, что псалмы – это часть Библии.
Русские иудействующие

Субботники отвергали христианское вероучение и культ, в основе их вероучения был Ветхий завет. В нем их привлекали запрет пожизненного рабства, мотивы обличения господствующих классов, а также идея единобожия (а не Троицы) и отрицание «кумиров» (икон).

Субботники соотносят себя в первую очередь не с современными им евреями и их религией (что неявно предполагается большинством исследователей), а с литературными персонажами, т.е. с библейским Израилем и данным ему Законом.
№ 46
№ 45
Спиноза - взгляд из 21 века
№ 44
№ 43
№ 41
№ 39
№ 38
Язык и мы
№ 37
№ 36
№ 35
№ 33
№ 32
№ 30
№ 29
№ 28
№ 27
№ 26
Коды Торы
№ 25
Вечный жид?
№ 24
№ 23
№ 22
№ 21
№ 20
№ 19
№ 18
№ 17
№ 16
№ 15
№ 14
№ 13
М. Носоновский Мицрайим -- древнее название Египта № 12
Д. Гарбар Библейские герои. История четвертая: Самсон – надежда народа № 12
М. Носоновский О «еврейских» мотивах в сказках № 11
А. Львов Несколько замечаний к статье об идишской волшебной сказке № 11
Д. Гарбар Библейские герои. История третья: Два Моисея № 11
Д. Гарбар Библейские герои. История вторая: Иаков ( Яаков ), ставший Израилем № 10
А. Львов Структура и семантика идишской волшебной сказки о евреях № 10
А. Черняк Еврейские корни пушкинской сказки? № 10
А. Хаеш Еврейская община Великих Лук и ее деятели № 10
Д. Гарбар Библейские герои. История первая: Авраам и Исаак – мифы и коллизии № 9
М. Носоновский Предшественники хаскалы. Светские науки и евреи раннего нового времени № 9

М. Носоновский

Предшественники хаскалы. Еврейские историографы и мемуаристы XVI-XVIII веков № 8
М. Носоновский О евреях в средневековой Армении № 7
А. Хаеш. Евреи-ремесленники Ковенской губернии. № 7
М. Носоновский В. Шабаровский. Караимская община XVI-XVIII вв. в Деражном на Волыни. № 6
М. Носоновский По Великому шелковому пути  № 5
М. Носоновский Еврейский памятник VIII-IX века из Тамани № 4
М. Носоновский Книга Билама, сына Беора: рассказ Торы и находка археологов № 3