11 Давид Гарбар Библейские герои
Давид Гарбар
Библейские герои

    Совсем недавно мы отпраздновали Песах - праздник Исхода. И сегодня я хотел бы рассказать о человеке, который вывел евреев из Египта. Вывел и привел их в Землю обетованную. И на этом пути выковал тот народ, который теперь называется евреями.
    Но начну с цитаты: "И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного" ("Исход", 13 -3).
    
История третья: Два Моиcея

Вместо Предисловия

    Всякий раз, перечитывая историю пророка Моисея, я испытываю двойственное чувство: восхищение тем как жил и что сделал этот Человек и удивление перед многими моментами его Жизни и Судьбы.
    Во всей Библии нет, вероятно, более загадочной и странной фигуры, нежели Моисей. Можно сомневаться в реальности существования патриархов и в их родственных связях (в последовательности их существования). Но если принимать их реальность, то во всем остальном: в их появлении на свет, в их поведении, в их кончине нет ничего загадочного - все логично и сопровождается "свидетельскими показаниями очевидцев".
    Иное дело, Моисей. Здесь все необыкновенно от рождения и до смерти, все "темно" и неоднозначно. И, тем не менее, если о патриархах до сих пор спорят: были ли они как личности, или это образы собирательные, то в вопросе о существовании Моисея большинство исследователей не сомневается, считая, что это была реальная личность.
    Что же касается фактов его биографии, то и здесь многие "темные места" проясняются, если наряду с "канонической" версией прибегнуть к помощи т. н. "неканонических".
    Попробуем и мы рассмотреть две основные версии жизни и судьбы этого человека.
    
Версия первая

    Согласно великому еврейскому историку древности Иосифу Флавию (Иосифу бен Маттафию, или Йосефу бен Маттитьяху), младенец Моисей родился в семье "еврея знатного происхождения" (по некоторым данным главы Синедриона) Амарама (Амрама) и его жены Иоахевед. Незадолго до его рождения "один египетский ученый" (Валаам?) предсказал фараону, что "среди израильтян родится мальчик, который, если вырастет, то сокрушит могущество египтян и сделает евреев властным народом". И далее: "испугавшись этого, фараон ... повелел всех родившихся тогда еврейских детей мужского пола бросить в реку и загубить..." (И. Флавий "Иудейские древности", Минск, 1994г. т.1. стр. 89; далее приводится только страница 1 тома). "Однако, добавляет Флавий, никто не в состоянии оказать посильное давление на решения Господа Бога, хотя бы и пустил для этого в ход тысячи ухищрений" (с. 90). Амарам обратился к Б-гу и тот, явившись Амараму во сне, стал "уговаривать... не отчаиваться относительно будущего". После рождения до трех месяцев ребенка "воспитывали тайно у себя", Затем, боясь преследований со стороны фараона и полагаясь на "заботу о нем Предвечного", родители "сделали тростниковую плетеную корзиночку, наподобие колыбельки", замазали ее смолой, "которая по природе своей препятствует проникновению внутрь воды", "положили в корзину ребенка и, спустив на реку, предоставили его спасение Господу Богу" (с. 91).
    Дальше история развивается следующим образом: дочь фараона Фермуфис прогуливалась возле Нила ( есть версия, согласно которой царевна, а по другой версии ее сестра, страдала проказой и хотела излечиться, купаясь в водах Нила, но купание не помогало. Однако ей оказалось достаточно прикоснуться к младенцу Моисею, как следы болезни исчезли). Так вот, прогуливаясь вдоль берега Нила, царевна увидела корзиночку с ребенком и сразу, "полюбила его за величину и красоту". По ее приказанию ребенок был взят во дворец. А когда он отказался от груди кормилицы, то по совету оказавшейся здесь "как бы случайно" старшей сестры Моисея Мариаммы в качестве кормилицы была призвана еврейская женщина, которая оказалась настоящей матерью Моисея и вскормила его своей грудью. Так пишет Иосиф Флавий (с. 92).
    В канонической версии содержится ряд легенд, представляющих особый интерес. Так, например, в примечаниях к истории рождения Моисея, изложенной И. Флавием, сказано, что "когда родился Моисей, весь дом был озарен необычайным светом". И там же: "когда соглядатаи фараона подошли к дому, жена Амрама в ужасе бросила сына в топящуюся печь, сама не сознавая, что она делает. После ухода пришельцев ребенок был извлечен из огня невредимым, так как Бог охладил пламя" (с. 523, примечание 50). И еще одна легенда, изложенная самим И.Флавием: когда царевна Фермуфис сказала фараону-отцу о том, что хочет усыновить ребенка, "полученного" ею "в дар от реки", и "сделать его наследником царства" и фараон, "желая выказать дочери расположение, надел на него свою диадему", Моисей "швырнул корону на землю, сорвав ее с себя в детской шаловливости, и стал топтать ее ножками". И. Флавий добавляет: "Это было дурным предзнаменованием для царя". Однако и здесь Бог уберег ребенка, ибо когда тот ученый, который предсказал появление среди иудеев ребенка - угрозы для власти царя, опознал его и призвал фараона убить ребенка, "Фермуфис быстро велела убрать ребенка и предупредила исполнение этого совета" (с. 93). Я так подробно (с учетом специфики места публикации) останавливаюсь на некоторых деталях рождения и детских лет Моисея, ибо здесь кроются главные различия в т. н. "канонической" и "неканонической" версиях.
    Ребенка "воспитывали с большой заботливостью". И уже в первые годы обучения Моисей выказал свои выдающиеся способности: так по просьбе фараона и его советников именно Моисей возглавил египетские войска в их борьбе с эфиопами и привел их к победе (а сам женился на "воспылавшей безумной страстью" к нему "дочери эфиопского царя - Фабрис"), после чего "повел египетское войско обратно на родину" (с. 96).
    Далее Флавий говорит, что несмотря на одержанные победы, Моисей не мог чувствовать себя в безопасности, ибо "книжники" подстрекали фараона избавиться от него, да и "царь сам по себе уже подумывал об этом, отчасти оттого, что завидовал военным удачам Моисея, отчасти из страха быть свергнутым им". "Узнав заблаговременно об этом коварном замысле, Моисей тайно бежал" (с. 96). Интересно, что историк не обсуждает при этом, наверняка известной ему версии о заступничестве Моисея за еврея-раба и об убийстве Моисеем египтянина-надсмотрщика. Более того, Флавий вообще не рассматривает версии о служении Моисея в качестве чиновника при храме. Как видите, причины бегства чисто династические.
    Естественно, что Моисей бежал "к таким местам, где он не рисковал попасться в руки врагам" (с. 96). Таким местом был "город Мадиам (Мадиан), лежащий у Чермного моря и носивший свое имя по одному из сыновей Авраама от Хетуры" (с. 97).
    Здесь Моисей знакомится с дочерями местного священника и правителя мадиамского племени Рагуила-Иофора. По преданию он заступается за них перед местными пастухами, пожелавшими отнять у девушек право на "воду для своих стад". Благодарный отец принимает его у себя "как сына и дает ему в жены одну из дочерей своих" Циппору (Сепфору, Сапфору) , а также "назначает его заведующим и хозяином всех стад своих" (с. 97-98).
    И вот однажды, Моисей "погнал скот на гору Синай, которая выше всех тамошних вершин и представляла особенно хорошее пастбище, так как там росла отличная трава. Ввиду существования поверья, что тут обитает божество, травы этой не трогали и пастухи не решались вступать на эту гору" (с. 98). Именно здесь, на горе Синай и происходит главное Событие в жизни Моисея - он встречается с Богом, который из тернового куста, стоящего "в огне", горящего и не сгорающего, не опаляющего "ни окружавшей его травы, ни цветов", возвещает Моисею о его предназначении. При этом "Моисею была указана дерзость, с которой он решился вступить в местность, на которую раньше, вследствие ее святости, не дерзал вступать ни один смертный, и был дан совет отойти как можно дальше от пламени и, как богобоязненному человеку и потомку великих мужей, удовольствоваться виденным, а не стараться глубже проникнуть в смысл всего этого" (с. 98). Голос велит Моисею "смело вернуться в Египет", возглавить "еврейскую простонародную массу", вывести их из Египта и потом "принести в этом месте благодарственную жертву" (с. 98).
    Моисей в смятении: как сможет он - частное лицо выполнить такую задачу. Но "Бог посоветовал Моисею быть увереннее и обещал лично помочь, даровав ему, где нужно будет, красноречие (известно, что Моисей был косноязычен), а где потребуется наглядный пример - соответствующую силу". После этого Бог демонстрирует перед Моисеем свое могущество, превращая посох в змею, воду в кровь и обратно. И обещает, что при необходимости и тот сможет "применять во всевозможных случаях эти чудеса для того, чтобы убедить людей, что ты послан Мною и совершаешь все сообразно Моему повелению" (с. 99). После этого "Господь Бог раскрыл Моисею Свое настоящее, ранее людям неизвестное имя..." (с. 100).
    И Моисей отправляется в Египет. В это время в Египте сменяется фараон и Моисей надеется найти взаимопонимание с его преемником. Итак, Моисей с женой Циппорой и сыновьями Герсоном и Елеазаром отправляются в Египет. По дороге он встречает своего брата Аарона, "которому он тотчас сообщил все, приключившееся с ним на горе, а также поручения, данные ему Предвечным". Вместе с Аароном они встречаются с "самыми родовитыми из евреев" и убеждают тех, что в случае "беспрекословного подчинения его приказаниям" у них есть возможность Исхода из Земли Египетской.
    Однако для бескровного Исхода необходимо еще согласие и фараона. Моисей встречается с ним, напоминает о своих заслугах перед Египтом, демонстрирует "чудеса" с посохом-змеей. Но фараон непреклонен. Более того, приглашенные им жрецы тоже превращают свои посохи в змей...! Фараон отказывает и... усиливает гнет над евреями! Те "стали упрекать Моисея как виновника того ухудшения, которое произошло в их бедственном положении". И тогда Бог приходит на помощь Моисею и на Египет обрушиваются одно за другим бедствия - десять "казней египетских": вода в реке обращается в кровь и употребление ее "вызывает сильные боли и резь"; "страну наводняет несчетное множество лягушек"; затем "во внутренностях египтян зародилось несчетное количество вшей"; а скот стал умирать от неведомых болезней; затем "страну наводнило множество различных раньше никем не виданных животных, от которых гибла масса народа"; потом "тела египтян покрылись страшными гнойными язвами, которые разрушали все внутренности"; затем на страну обрушился страшный град, "которого раньше никогда не было в Египте"; затем "на оставшиеся нетронутыми градом посевы набросилась саранча"; затем "египтяне были внезапно окутаны плотной непроницаемою мглой", и стали задыхаться от плотности "такого густого тумана", который держался три дня; и, наконец "Господь Бог поразил египтян болезнью (чумой), уничтожавшей у них все "перворожденное", но прошедшей "мимо евреев". Только после этого фараон сдался и отпустил евреев.
    "Покинули они Египет в месяце ксанфике, на пятнадцатый день по обновлении луны, четыреста тридцать лет спустя после прихода праотца нашего Аврама в Хананею и двести пятнадцать лет после переселения Иакова в Египет. Моисею тогда было уже восемнадцать лет (? Д.Г.), а брат его Аарон был тремя годами старше его. При выходе из Египта они захватили с собой также и бренные останки Иосифа, сообразно повелению, которое последний некогда дал сыновьям своим" (с. 106).
     "И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни. Господь же шел перед ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа" ("Исход", 13-20-22).
     После выхода из Египта Моисей повел свой народ к горе Синай, где по указанию Бога они должны были принести ему жертву. Но за спиною оставались египтяне... Как только страх Божьего наказания прошел, египтяне бросились в погоню за своими бывшими рабами и окружив, прижали их к "самому морю" (местоположение которого до сих пор представляет собой объект дискуссии). Положение евреев стало безвыходным и некоторые из них, "забыв обо всех необычайных явлениях, ниспосланных им Господом Богом для того, чтобы вернуть им свободу, стали обвинять в своем несчастье Моисея и дошли в своем неверии до того, что хотели даже забить камнями пророка..." (с.107). Но Моисей, уповая на помощь Бога, "повел евреев на глазах у египтян к морю" и там, "вознеся молитвы, ударил посохом по морю, которое от этого удара раздвинулось и, отступив перед евреями, дало им возможность удалиться по сухому пути" (с.109). Бросившиеся же за ними враги-египтяне были поглощены сомкнувшимся морем и обрушившимися на них потоками дождя. Как пишет И. Флавий, "несмотря на то, что евреи были спасены таким чудесным образом, они все-таки вскоре опять сильно упали духом во время своего путешествия к горе Синайской". И так происходит неоднократно. И каждый раз Моисею приходится изыскивать способы "решения возникших проблем": то он опресняет воду в заброшенном колодце, то усмиряет своих спутников, собравшихся в очередной раз "побить его камнями", и испрашивает у Бога для них пищу в виде перепелок и "манны небесной", то, предвидя очередной взрыв негодования, исторгает воду из скалы, "ударив по ней посохом".
    Одновременно с решением внутренних проблем вождю приходится решать и проблемы внешние. В первую очередь, это проблему организации борьбы с местными племенами, через территорию которых пролегал путь, в том числе с семитским кочевым племенем амалекитян, в бою с которыми впервые проявил себя в полном блеске будущий преемник Моисея "Иисус сын Навина из колена Ефремова". Наконец, "через семь недель", (р. И. Телушкин, стр.35) Моисей и его спутники подошли к горе Синайской. Здесь с помощью своего тестя Рагуила Моисей реорганизовал ведомых им людей, создал специально выделенное для их защиты войско, образовал иерархическую систему управления и тем самым создал условия для того, чтобы "посвятить себя всецело служению Господу Богу и еще более располагать его к благоволению по отношению ко всему народу" (с.122). После этого он отправился "на гору Синайскую для общения с Господом Богом". "Народ между тем должен расположиться станом вблизи горы и свято чтить соседство Божества". На третий день по всем признакам Моисей вступил в общение с Предвечным, ибо все в природе пришло в движение и некоторые из находившихся у подножья горы людей решили, что Моисей погиб. Однако "пока они находились в таком удрученном состоянии, вдруг явился к ним Моисей, веселый и бодрый..." (с.123). Он сообщил, что "Господь милостиво отнесся к нему", что "Он сам теперь между ними, в стане" и что они могут услышать Его глас. Затем он вновь отправился на гору Синайскую, где и провел "сорок дней и столько же ночей". Именно в эти дни и получил Моисей от Предвечного и основные законы, и указания об устройстве скинии, и имя первосвященника (Аарон), и главные заповеди еврейского народа, которые Бог собственноручно записал на двух каменных плитах-"скрижалях откровения". ("Исход", 31-18).
    Следующий очень важный эпизод Иосиф Флавий излагает весьма туманно и делает это вполне сознательно - он пишет, что пока Моисей был на горе "среди евреев возникло разногласие: одни уверяли, что он погиб..., другие же полагали, что он отошел к Господу Богу. Более же разумные... были глубоко опечалены при мысли, что лишились такого руководителя и заступника, какого им уже более не найти..." (с.125). Для прояснения ситуации обратимся к книге "Исход". Здесь сказано, что "когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось" ("Исход", 32-1). И далее: Аарон из принесенных ему украшений "сделал литого тельца и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил перед ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу"" ("Исход", 32-2-5). Это был ужасный грех, ибо евреи предали и Моисея, и Бога. Однако и здесь Моисей не оставил свой народ. Именно тогда, узнав от Бога о том, что происходит внизу, и что Бог намерен сделать с этим народом "жестоковыйным", Моисей упросил Его "отменить погубление народа" ("Исход", 32-12) и сошел вниз к народу своему. Однако при виде впавшего в идолопоклонничество народа и Моисея охватил гнев: он разбивает скрижали и обращается к Аарону со словами: "что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?" ("Исход", 32-21), А затем "сыны Левины по слову Моисея" казнили "из народа около трех тысяч человек" ("Исход", 32-28). А сам Моисей на другой день "возвратился к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; Итак, иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе" ("Исход", 32 - 31-34).
    Таков был народ, выведенный Моисеем из Египта, таковы были даже самые ближайшие помощники Моисея, и таков был Труд этого Человека. Может быть, именно поэтому и повел он свой народ таким долгим и тяжелым путем...
    Но сначала там же у горы Синайской соорудили они скинию, определили для отправления священнослужительских обязанностей колено Левино и приняли основные законы жизни народа (многим из них мы следуем и по сей день).
    Наконец двинулись в путь. Вскоре забылись и гнев Бога, и заступничество Моисея. И опять были недовольства и угрозы, и даже прямые выступления, чему способствовали и неудачные попытки некоторых из участников похода вопреки воле Моисея вступить на землю Ханаана.. Одним из таких выступлений был бунт Корея, "который занимал как по своему происхождению, так и по богатству, видное положение среди евреев". Корей "был родственником Моисея и происходил из одного с ним ("левина" - Д. Г.) колена" (Флавий, т.1, с.160). Однако он был недоволен как возвышением Аарона и предоставлением его потомкам прав первосвященничества (хотя, если помните, это было решением Бога), так и "тиранией" Моисея. И хотя самого Корея и 250 его сторонников из числа старейшин "пожрал огонь", а под другими, например, Дафамном и его родичами "разверзлась земля" и поглотила бунтовщиков, но Моисею и верным ему левитам еще потребовалось много времени и сил для "подавления беспорядков". К этому времени, а прошло уже около 40 лет как они покинули Египет, поочередно умерли и сестра Моисея Мариамма (по преданию она похоронена на горе Сином, что, вероятно, в пустыне Цин), а за нею настал черед и первосвященника Аарона (он умер в один год с сестрою, прожив 123 года (? Д.Г.), и похоронен на горе в местности Тетра (Петра) (Флавий, т.1, с.166-171).
    Оплакав Аарона и выждав положенные 30 дней, Моисей повел свой народ дальше через земли аморреян, царство Галада, по стране Ога и вывел свое войско к Иордану "на большую равнину, лежащую напротив Иерихона" (с.173). Впереди Ханаан!
    Наконец! Дело его жизни завершается. С момента "выхода" из Египта прошло без малого ( без 3 месяцев) сорок лет. Пора подводить итоги. Перед ним земля Ханаана, которую завещал им Бог. Он знает, - ему самому не вступить на эту землю. Об этом тоже сказал ему Предвечный. Но он привел сюда на берег Иордана народ, которому и обещана эта земля. Народ! Да, это не жалкая толпа рабов, бежавших из Египта. Это его Народ! Многочисленный (по некоторым данным их было уже более 600 тысяч). И хорошо организованный. С прекрасной армией, закаленной в пустыне и уже опробованной в боях с многочисленными противниками: аморреянами, моавитянами, мадианитянами. Его воины сильны, выносливы и умелы. И ведет их воспитанный им удачливый и умный полководец,- его будущий премник Иисус сын Навина. Его Народ живет по законам, которые дал им он. Он, Моисей! Получивший их от Бога. У Народа есть Религия. Самая верная, самая правильная религия на свете. И ее тоже дал им он, получив ее от Бога на Синае. И Бог заключил Завет с его Народом. И дал им Землю. И он, Моисей привел свой Народ к этой Земле. Все, о чем мечтал он в Мадиаме, а до этого в Египте свершилось! Но отчего ему так грустно? Он знает, что скоро уйдет. Уйдет туда, куда недавно ушли Мариамма и Аарон... и многие другие, - его соратники и спутники на этой земле. И надо уйти достойно. Так как жил, чтобы и Уход послужил делу его жизни. Уйти...
    Но сначала надо сделать несколько важных (и последних) дел. Надо разобраться с этими евреями из колен Гада, Рувима и Манассии. Пусть, если хотят, оставляют за собой землю аморреев. Но только не в ущерб другим коленам: их воины должны помочь Народу завоевать землю Ханаана как до этого они все вместе завоевывали так полюбившуюся им землю аморреев. И, главное, никакого раскола. Это дело общее. И оно завещано Богом. И еще: надо официально назначить преемника. Все уже давно поняли, что это место Иисуса. Но одно дело - понимать, а другое - его, Моисея воля и слово. И еще: Елеазар уже принял первосвященничество. Но надо помочь ему утвердиться в этом звании. Так как он когда-то помог его отцу Аарону. Ах, Аарон... Я, ведь, все помню. Все. Но тебя уже нет... И я скоро буду там...
    И Моисей одну за другой проводит несколько встреч со своим народом: и в первый день, и "на следующий день в полном составе, с женщинами, детьми и рабами" (с. 205), и отдельно с руководством... И еще раз зачитывает им Закон. И напоминает о необходимости сохранять верность Богу, и о необходимости войти в Ханаан, и о необходимости хранить единство и слушаться вождей и старейшин, и..., и...
    А затем еще раз - уже Иисусу - о возложенной на него миссии - взятии земли Ханаанской. Затем он поочередно обращается к каждому колену. И благословляет их...
    А потом вместе с сопровождавшими его Иисусом, сыном Навиным, первосвященником Элеазаром и старейшинами "взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево (Аварим), на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана. И всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря. И полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: семени твоему дам ее. Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню. И погребен на долине в земле Моавитской против Беф Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня". И было ему 120 (? Д.Г.) лет. "И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу". Так гласит "Второзаконие" (34-1-6,10). Замечательно! Не правда ли.
    Но остаются вопросы: Почему Моисею Бог не позволил вступить на землю Ханаана?
    Почему потомкам Авраама (Авраама, - изготовившего в свое время "Золотого тельца" и всю жизнь оправдывавшегося в этом своем преступлении) было даровано право занимать должность первосвященника, а потомки Моисея (ведь у него были сыновья)...? А жена, Циппора? А почему место захоронения не осталось в памяти потомков, как остались в их памяти могилы Авраама, Исаака, Иакова, их жен и детей (хотя они все жили гораздо раньше и были менее "на виду", чем Моисей)? Легенда гласит о том, что ночь перед Уходом Моисей и его спутники провели в пещере на горе Нево. О чем они говорили? О чем он думал, великий Отец Народа? Вопросы. Вопросы... Ответы на некоторые из них можно получить, рассматривая вторую версию.
    

Версия вторая

    Эта версия восходит к записям египетского жреца Манефона (Мането), на которого ссылаются Филон, Страбон и другие. И хотя многие исследователи и в прошлом, и в настоящем (в частности, Пол Джонсон) считают версию египетского жреца выдумкой и клеветой, но находились и находятся и такие (в частности, Карл Маркс, Зигмунд Фрейд...), которые готовы принять ее (если не полностью, то хотя бы с оговорками. Наиболее полно и корректно в современной литературе эта версия изложена известным французским специалистом в области эзотерики Эдуардом Шюре в его книге "Великие Посвященные", 1990 (репринт 1914 ).
    Оставляю за собой право принимать или не принимать эту версию. Но знать ее полезно
    Вот, что пишет Э. Шюре: "Хозарсиф считался двоюродным братом Менефты, сыном сестры Рамзеса 11. Был ли он родным сыном или приемным, - об этом нет верных сведений" ("Великие посвященные", с. 137, далее приводится только страница). Э. Шюре пишет, что по египетскому обычаю и Менефта, и Хозарсиф для получения образования были отданы в храм Амона-Ра в Мемфисе. И далее о Хозарсифе: "Посвященный Изиде и Озирису своей матерью, он провел свое отрочество среди священников, принимал участие во всех священных праздниках, в жреческих процессиях; ...серьезный и внимательный по природе, он постоянно прислушивался к священной музыке, к гимнам и к глубоким поучениям жрецов. Хозарсиф был небольшого роста, вид у него был смиренный и задумчивый; отличительной чертой его наружности был широкий лоб и черные, пронизывающие глаза с глубоким и пристальным выражением, вызывающим тревогу. Его прозвали "молчальником", до того он был сосредоточен и так редко говорил. Разговаривая, он часто заикался, как бы подыскивая слова и как бы боясь высказать свою мысль. Он казался застенчивым, но от времени до времени, подобно вспышке молнии, великая идея вырывалась у него, оставляя после себя сверкающий след. И тогда становилось ясным, что если "молчальник" начнет действовать, он проявит устрашающую смелость"(с. 137). И еще: "...его мать, дочь фараона, мечтала о царской власти для него. Хозарсиф был несравненно умнее Менефты; с помощью жрецов он мог надеяться взойти на трон Египта. Правда, по обычаю страны, фараоны назначали своих преемников из числа своих собственных сыновей. Но, от времени до времени, в интересах государства, жрецы отменяли постановление фараона после его смерти... Менефта с самого начала завидовал своему двоюродному брату; Рамзес не выпускал из вида молодого молчаливого жреца и не доверял ему" (с. 138).
    Ну, а сам Хозарсиф? Что думал он? Вот какой диалог между ним и его матерью предлагает нам Эдуард Шюре (стр. 138-139):
     " - Посмотри вокруг...Если ты захочешь, со временем ... все это будет принадлежать тебе! - Говоря это, она указала на окружающие обелиски, дворцы, Мемфис, и на весь видимый горизонт. Улыбка презрения скользнула по лицу Хозарсифа... - Ты хочешь,- сказал он, - чтобы я властвовал над этим народом, поклоняющимся богам с головою шакала, ибиса и гиены? От всех этих идолов, что сохранится через несколько веков? -Ты презираешь религию наших отцов и науку наших жрецов?- спросила она. -Наоборот, я стремлюсь к ней. Но пирамида неподвижна. Нужно, чтобы она двинулась вперед. Я никогда не буду фараоном. Моя родина далеко отсюда... Она - там, в пустыне!".
    Но фараон Рамзес не доверял племяннику. Поэтому он велел назначить его священным писцом храма Озириса, "предлагая" ему делать священническую карьеру. И далее:
    "Однажды Хозарсиф увидел как египетский надсмотрщик осыпал ударами беззащитного еврея. Сердце его загорелось; он бросился на египтянина, вырвал у него оружие и убил его наповал. Это убийство... решило его судьбу. Жрецы Озириса, виновные в убийстве, были строго судимы всей жреческой коллегией. И без того фараон подозревал в сыне своей сестры будущего похитителя престола. Жизнь его висела на волоске. Он предпочел покинуть родину..." (с.141).
    И еще несколько уточнений: Относительно местоположения и юрисдикции Мадиамского храма: "По ту сторону Красного моря и Синайского полуострова, в стране Мадиамской, находился храм, не зависевший от египетских жрецов... Заключенная между пустыней и Красным морем, защищенная вулканическим гребнем,
    эта уединенная страна была в безопасности от вторжений. Упомянутый храм был посвящен Озирису, но в нем же поклонялись Богу под именем Элоима, ибо это святилище эфиопского происхождения, служило религиозным центром для арабов, для семитов, а также и для представителей черной расы, искавших посвящения" (с.142). И, наконец, о главе мадиамского храма: "Первосвященником Мадиамским или Рагуилом был в то время "Иофор". Он принадлежал к наиболее чистому типу древней эфиопской расы". Значит его дочь Циппора (Сепфора) была эфиопкой (об этом же в книге "Числа" (!2-1), где сказано, что "упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, ибо взял он за себя Ефиоплянку"). Теперь понятен и ответ на вопрос о потомках Моисея, о его сыновьях от Циппоры Герсоне и Елеазаре.
    И, наконец, о превращении Хозарсифа в Моисея:
    "Прежде всего, Хозарсиф решил подвергнуть себя искуплению греха, которое закон посвященных предписывал убийце из своей среды... Чтобы искупить свое преступление, чтобы восстановить свой внутренний свет, он должен был пройти через испытания более страшные, подвергнуть себя еще раз опасности смерти... Из этого странствия согрешивший мог и совсем не возвратиться, и случалось, что когда жрецы появлялись в склеп, чтобы пробудить искупавшего свой грех из глубокого сна, они на его месте находили лишь труп. Хозарсиф не колеблясь подверг себя этому испытанию" (с.143). И "Когда Хозарсиф пробудился от страшного сна в подземелье храма Мадиамского, он почувствовал себя преображенным. Его прошлое было словно отрезано от него. Египет перестал быть его родиной и перед ним развернулась необъятность пустыни с ее кочующими племенами, развернулась как предназначенное для него поле деятельности... В этот день, чтобы отметить новую эру своей жизни, Хозарсиф принял имя Моисей, что значит Спасенный" (с.144).
    Далее Эдуард Шюре излагает собственно историю жизни и деятельности Моисея достаточно близко к канонической, давая ей, естественно, свои трактовки с позиции эзотеризма. Но это уже предмет иного рассмотрения.
    Я же, завершая этот, к сожалению, не очень короткий экскурс. Хотел бы в заключение предложить свое видение, вернее, слышание монолога этого Великого Человека:

Монолог Моисея
м и н и п о э м а


Ну, вот и Нево! Не дорога - вечность!
Закончен восхожденья трудный путь.
Теперь осталось лишь немного отдохнуть.
Конечно все... И даже - бесконечность...

Иисус! Элеазар! Мы, наконец, одни.
Передохнем немного здесь, в пещере.
А чтобы нам не помешали звери,
Затеплите огни. Их отпугнут они.

Нет, ничего не надо. До утра
Я посижу - одолевают думы...
Мне надо многое  обдумать.
А вы ложитесь, - спать пора.

Уснули. Молодость, А мне не спится.
И мысли, мысли... Как всегда...
Ну, что ж, переберу прошедшие года,
Тем более, что больше не случится.

Припоминаю:  детства ранняя заря.
Вот мальчик Хозарсиф - племянник фараона
Учиться отдан в храм Великого Амона
По воле матери - сестры царя.

Вот юноша - пытлив и полон сил
Внимает истово жрецам Озириса, Изиды.
А рядом с этим мелкие обиды,
Что от Менефты - брата он сносил.

Менефта. Что ж, он будет фараоном!
Под ним толпа рабов.
Над ним Закон веков.
И сам он - только раб Великого Амона.

А ты?  Ты - мелкий жрец - Озириса писец.
Но с "перспективой" старшим быть жрецом.
Однако, чтобы в храме первым стать лицом,
Придется жизнь отдать, мой пламенный юнец.

Жрецом! Нет, это не по мне:
Коварство, ложь, презренные интриги...
Мне путь иной открыли книги:
Мне суждено гореть в Божественном Огне!

Ну, а пока,- ты жрец, в Гешеме контролер.
Ты жрец. Но ты законы жречества забыл!
Ты заступился за раба... И ты убил!
Ты преступил закон. Хоть он подлец и вор.

Ты преступил закон! Убил! Ты обречен!
Беги! Сокройся в Мадиаме.
Спасенье там, у Иофора в храме.
К тому же ты с Сепфорой обручен.

Проходят дни... Уходит смерти страх...
Небытие. И воскресенье там,- в глубинах храма.
И путешествия в пустынях Мадиама.
И встреча! Встреча! Та, в горах!

О, откровений сладостные сны!
И голос из куста,- как перст Судьбы
(Что фараона жалкие рабы!):
Иди, спаси Народ. Они твои сыны!

И я пошел. И я повел народ...
Вернее, тех, кого поздней мы назовем Народом.
Он иногда казался просто  жалким сбродом,-
Тот "богоизбранный" народ.

Но как Отец Великого Народа,
Я должен был с ним быть и строг, и крут.
И сорок лет - мной избранный маршрут:
Пусть вырастет в пустыне новая порода.

Я каждый шаг нащупывал как брод.
Кругом неверие, отступники, враги...
И вот сейчас с горы Фасги
В последний раз гляжу на свой народ.
				
Народ. Я ничего ему не позабыл:
Ни жриц Астарты, ни Тельца...
Ни тех, кто предавал меня - Отца;
Ни тех, из-за кого скрижали загубил.

Народ. Народ. Как много в нем всего:
И трусости, и смелости, и чести...
Но мы и в радости, и в горе - вместе.
И нет дороже мне Народа моего!

Я знаю, много суждено ему:
Рассеянье, погромы и напасти...
Но он преодолеет все и в счастье
В Сион вернется,- к дому своему.

Рассвет. Рассвет сегодня как всегда...
Вставайте, Элиазар! Иисус! Пора. 
Мой час пробил... Я ухожу. Пора!
Не провожайте. Нет! Прощайте!			
                                Навсегда !
Дуйсбург. 2001г.
Cокращенный вариант опубликован в газете «Круг»,№3/65, март 2002г.


Вместо Заключения

    Кого-то, может быть, «заденет» т.н. «вторая версия». Впрочем, можно ее и не принимать. Но знать, в любом случае, полезно. А если и «принимать»? Так что же? Что же это: умаление Его заслуг перед Еврейским Народом и Человечеством?! Нисколько! Наоборот. Это величайший подвиг во имя Народа и Человечества.! Ибо недаром говорят, что еврейский народ, как Народ возник в процессе преодоления внешних и внутренних трудностей на своем сорокалетнем пути из Египта в Ханаан. Именно на этом пути обрел он начала Государственности и Закон!
     И вел этот народ Великий МОИСЕЙ! Именно Он получил от Бога Скрижали Завета. Именно Он создал Народ, дал ему Религию и Закон! Что может быть выше этого! Что!

Вместо Послесловия


Я было хотел этим Заключением завершить эссе. Но потом решил задержать Ваше внимание еще одним своим стихотворением. Оно было написано давно, в ответ на замечательное (хотя и спорное) стихотворение Семена Липкина «Странники». Отсюда и эпиграф к нему. Оно уже неоднократно публиковалось. Но мне кажется, что уместно сделать это еще раз, ибо оно связывает наше далекое прошлое с нашим настоящим.

Счастье нам, - не будет больше странствий !

"Горе нам, не будет больше странствий"
( С. Липкин “ Странники “ )


Мы вырвались из плена! Мы свободны !
О, счастье нам,- не будет больше странствий!
Два поколенья в замкнутом пространстве!
Мы больше не рабы! Мы не безродны!
				
Мы в пустыне сорок лет блуждали,
Мы Закон от Бога получили
И Завета Свиток, и Скрижали.
В странствиях мы рабство позабыли.
			
Землю мы из праха подымали.
Мы дома из пепла возродили.
У врагов Страну отвоевали.
От порабощенья защитили.
				
Где болота были и пустыни,
Там сады цветут и скот тучнеет.
Так от века не было,- а ныне
Над страною Щит Давида реет!
			
И пускай не будет больше странствий!
Горя пусть не будет у Народа!		
Есть Израиль, есть Счастье и Пространство!
Есть Земля, Закон, и есть Свобода!						

1994. Санкт - Петербург
Первая публикация в 1995



Мне кажется, что и в этом заслуга нашего общего Предка – Великого Моисея!

    
___Реклама___