Garbar1.htm
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Август  2006 года

 

Давид Гарбар


Псалмы Соломона

(апокрифы)



     Это произошло неожиданно и, в известном смысле, случайно. Завершив стихотворное переложение Псалтири и уже заканчивая составление "отчётной" (приуроченной к своему 70-летию) книги стихов, я "заглянул" в интернет, чтобы посмотреть есть ли какие-нибудь новые, неизвестные мне переложения псалмов.
     И неожиданно "наткнулся" на целый корпус "Псалмов Соломона" в разделе "Апокрифы".
     По-видимому, напор чувств, вызванных соприкосновением с Псалтирью/Тегилим, был таков, что мне захотелось попытаться сделать переложение и этих восемнадцати псалмов - Псалмов Соломона. Оставалось только найти форму, размер, тональность... А главное, - войти в мир их автора (авторов). Только и всего.

     Однако, прежде чем судить, насколько это получилось, несколько слов из истории.
     Вот, что сказано в "Энциклопедическом словаре" Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона: "Псалмы Соломона - апокрифический сборник П(салмов), написание которого относится ко времени подчинения Иудеи римскому владычеству (70-40 г. до Р. Хр.); дошедшие до нас рукописи П. Соломона написаны на греческом яз., хотя первоначальный язык П., вероятно, был еврейский. П. Соломона некоторыми считаются за произведение фарисеев, направленное, главным образом, против садукейской партии. Число П. Соломона - 18, в них стихов 1000 (в некоторых рукописях число стихов обозначено 2100, 750 и др..Д.Г.)". Известно 8 рукописей, в которых находятся П. Соломона (кодекс венский XI в., копенгагенский X-XI в., московский XII-XIII в., парижский XV в., ватиканский XI-XII в. и др.). Из печатных изданий П. Соломона первое по времени - Де-ля Церда - греческий текст с латинским переводом (Л., 1626). На русском языке перевод П. Соломона А.В. Смирнова, напечатанный в "Православном собеседнике", 1896".

     А вот, что пишет П.В. Берснев в своём предисловии к "Псалмам Соломона", опубликованным в интернете в "Библиотеке Руслана Хазарзара": "Псалмы Соломона написаны, вероятнее всего, вскоре после смерти Гнея Помпея, то есть после 48 г. до Р. Х. Этот лирический, поэтичный по форме апокриф написан в подражание книгам выдающихся мужей иудейской Древности. Его авторство приписывается самому знаменитому из израильских царей - Соломону ... Таким образом, авторство самого Соломона придаёт "Псалмам" особую весомость и значительность. Содержание "Псалмов" во многом обусловлено временем их создания...".
     И вот тут я хотел бы сделать два замечания:

     Можно согласиться с предполагаемым временем написания "Псалмов". Но тогда странным выглядит подназвание Псалма XVIII - "Ещё о Христе Господнем" (если, конечно, это не интерпретация протоиерея А.В. Смирнова, - ибо в самом тексте псалма имя Христа нигде не упомянуто, а речь идёт о "спасителе", о "помазаннике Господнем"?).
     И второе - в отдельных изданиях (Ветхозаветные апокрифы - Русская Апокрифическая Студия) часть текстов псалмов XVII и XVIII выделена в т. н. "МЕЖДУПСАЛМИЯ"; в других (уже упоминавшаяся "Библиотека Руслана Хазарзара") псалмы даны целиком. Лично я воспользовался "Междупсалмием" лишь для псалма XVII - уж очень он велик (51 стих). Что касается псалма XVIII, то в нём всего 14 стихов (10 + 4) и его можно попытаться перелагать целиком, что я и сделал.
     Меня в этих 18 псалмах поразила острота чувств, сопереживание еврейскому народу, пожелание преодолеть выпавшие на его долю трудности и беды, и страстная вера в его будущее. И пусть эти псалмы не считаются каноническими. Для меня достаточно и того, что они есть.

     По мотивам
     Псалмов Соломона
     I (стихи 1 - 8)


     Воззвал я к Господу в тоске своей,
     В засильи грешников воззвал.
     В ответ - мне Бог знаменье дал:
     "Услышан будешь ты в мольбе твоей".

     Я праведен. Я процветание народа,
     Потомство рода приумножил своего.
     Я сделал всё для возвышения его,
     Для прославленья царственного рода.

     Но о грехах потомства моего,
     Об их гордыни, беззакониях и скверне
     Не ведал я, о Господи, поверь мне.
     Об этом я не ведал ничего...

     II (стихи 1 - 41)
     О Иерусалиме


     Пробиты стены. Осквернён алтарь.
     Сыны и дочери, в позоре и плену
     То наказанье им за их вину
     И за грехи, что совершали встарь.

     Довольно, Господи! Ведь есть предел всему.
     Ты отомстил народу за нечестье.
     Довольно боли, униженья, мести.
     Враг Дом Твой рушит - так воздай ему.

     И не помедлил Бог - явил Свой гнев.
     Господен Суд и справедлив, и скор:
     Дракон лишился в беззаконии опор.
     Мы перед Господом, - ладони вверх воздев.

     III (стихи 1 - 16)
     О праведных


     О, что ты спишь, душа, - не славишь Бога?
     Пой славу Господу, пой, не ленись!
     Пусть гимн Ему несётся ввысь и ввысь.
     Без Бога жизнь никчемна и убога.

     Вот праведный. Он согрешил, но грех
     Прощён ему, коль Бог в душе его.
     Отец не бросит сына Своего.
     Простит его. А с ним невинных всех.

     Иное грешник - оступившись и кляня
     И жизнь, и матери родившей чрево, -
     Погибнет, не минует огненного зева...
     Спаси, Бог, праведных! А с ними и меня.

     IV (стихи 1 - 29)
     К человекоугодникам


     Почто сидишь в Синедрионе, нечестивый?
     Болтлив, жесток и непотребен в похоти
     своей, Лжив с женщиной. И согрешает с ней.
     И никого не делает счастливым...

     Открой же, Господи, дела льстецов,
     Творящих с хитростью закон.
     Как будто их не видит Он,
     Бесчестящих своих отцов.

     Пусть кость их звери дикие грызут,
     Пусть вороны им выклюют глаза.
     Да истребит их Божия гроза.
     Да никого из них Ты не оставишь тут.

     V (стихи 1 - 22)

     Ликуют праведные, славя Божий суд.
     Ты благ и милостив. И я к Тебе взываю.
     Не отвратись в молчаньи - уповаю
     Я на Тебя: взгляни, мой Бог, - я тут.

     Что в мире человек? И что судьба его?
     - Пылинки на весах Господних.
     Ты - воду жаждущим, Ты напитал голодных.
     Да не опуститься рука Владыки моего.

     Добр человек. Скупа и холодна та доброта.
     И часто ропщет человек, другим давая.
     На Божие деянья уповаем:
     Да не оставит нас Господня доброта.

     VI (стихи 1 - 9)
     С упованием.


     Блажен, призвавший имя Бога.
     Спасётся он и дело рук его.
     В пути не убоится ничего:
     Бог охранит его в его дорогах.

     Вот в постоянстве серца своего
     Воспел он Господа святое имя.
     Господь услышал. И своими
     Содеял самого и всю семью его.
     Благословен Господь, дающий
     Блага всем, всем любящим Его.
     Я уповаю на Владыку моего:
     Благословен источник, льющий.

     VII (стихи 1 - 9)
     Псалом обращения


     Не отступись от нас. Не дай чужим
     Взойти в Святыню Дома Твоего.
     Твой Дом в опасности. Так защити Его!
     Сынам и дочерям - защиту дай всем им.
     Коль смерть грядет, так не отдай.
     Воспомни о делах детей Твоих.
     Воспомни, пощади и защити всех их.
     Услышь, услышь нас, Адонай!

     Ты не отвергни рода Израиля.
     Мы внемлем вразумленью Твоем
     у. Перед Тобой народ. И Ты ему
     Не дашь шагнуть на край - к могиле.

     VIII (стихи 1 - 41)
     На победу


     Скорбь объяла меня: ухо голос войны услыхало.
     Голос Бога услышал я в Доме, в Святыне Его.
     Переполнилась чаша терпенья Отца моего.
     Вихрь несётся на нас: всё живое пустынею стало.

     Прегрешенья открыты. Божий суд услыхала земля:
     "Там, где с матерью сын, где отец с дочерями...
     Бога нету в душе. Вы судьбу себе выбрали сами.
     Осквернили Мой Храм. За грехи наказую вас Я".

     Боже правый, оправдан Твой суд над народом земли.
     Но ведь праведный есть между ними, безгрешный...
     Не оставь нас, не дай раствориться в народах нездешних.
     Не оставь нас. Мы верим в Тебя. Нашей вере внемли!

     IX (стихи 1 - 20)
     На обличение


     Израиль в плену - рассеян волей Бога.
     Господь лишил его наследства Своего.
     Никто не скроется от веденья Его.
     И каждым избрана себе своя дорога.

     Ты дал нам выбор: вера или грех...
     Кто верит, - жизнь себе готовит возле Бога.
     Душа неправедных погибнет. И убога
     Судьба - жизнь смоет память всех их. Всех.

     Но тех, кто кается, и праведных Своих
     Ты не оставишь, Ты Завета не нарушишь.
     Мой Бог, к Тебе мы обращаем наши души.
     Призри Авраама семя - сыновей Твоих.

     X (стихи 1 - 9)
     Песнопение


     Блажен муж, коего Бог вспомнил в обличеньи,
     Кто отвращён был, кто очищен от грехов.
     Господь благ к терпящим. Закон Его таков.
     Бичует грешных Он. Но лишь для очищенья.

     Он сделает прямыми их пути,
     И вразумлением Своим не искусит.
     Он милостив. И Он простит, -
     Кто встал на путь. И захотел идти.

     Он праведен и благ в судах Своих.
     Прославит в радости Израиль Господне имя.
     Бог смилуется над детьми Своими.
     Спасенье Господа да не оставит их!

     Окончание следует


   


    
         
___Реклама___