Garbar1
"Заметки по еврейской истории", № 45 от 22 августа 2004 г.                                                 http://berkovich-zametki.com/Nomer45

Давид Гарбар

 

Библейские  пророки

И С А Й Я / Й Е Ш А Я Г У («СПАСЕНИЕ ИЕГОВЫ»)
–первый «великий» («большой») библейский ПРОРОК
ч. 6
ТРЕТЬЕИСАЙЯ



        
        
        Я уже писал о библейских авторах–анонимах, и в частности, о «Великом анониме» – Второисайе. Сегодня речь пойдёт о другом великом анониме, известном тоже под именем Исайи – Третьеисайе. Именно так называет большинство исследователей автора 11 последних глав (56–66) из «Книги пророка Исайи».
        Историко–лингвистический анализ текста Книги позволяет установить, что эти главы написаны в т.н. «послепленный» период. Немного истории».
        Итак, в 538 г. вскоре после своего вступления в Вавилон, Кир издаёт указ, по которому иудеям было разрешено вернуться на родину, в Иудею. В этом указе были такие слова: «Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Яхве бог небесный, и он повелел мне построить ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из народа его, – да будет бог его с ним, – и пусть он идёт в Иерусалим... и строит дом Яхве бога Израилева, того бога, который в Иерусалиме. А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме» (1 Езд. 1:1–4).
        Между прочим, в том же 538 году было опубликовано обращение вавилонских жрецов к своему народу. В котором они практически теми же словами говорили, цитируя манифест Кира, о его приверженности местным, уже вавилонским богам.
        Как пишет уже неоднократно цитированный мной М. И. Рижский, «Конечно, причиной этого была не столько религиозность Кира, сколько его политические интересы. Ему нужно было привлечь на свою сторону влиятельное вавилонское жречество, и он этого добился. Вавилон ни при нём, ни при его сыне не делал попыток восстать против персов. И иудеям Кир разрешил вернуться на свою родину, конечно, не потому, что получил повеление Яхве построить ему дом в Иерусалиме. Кир подготавливал нападение на Египет, и ему важно было иметь на подступах к Египту страну с преданным ему населением» («Библейские пророки и библейские пророчества», М. ИПП. 1987. с. 242).
        Как бы то ни было, евреи получили право на возвращение, и многие последовали в Иерусалим вслед за назначенным персами руководителем Зоровавелем (Зерубавелем) из рода царя Давида и первосвященником Иисусом. Однако опасения Второисайи оправдались: далеко не все иудейские изгнанники в Вавилонии пожелали покинуть свою новую родину. Правы оказались и те иудеи, которые не до конца поверили обещаниям пророков (дававшимся, конечно, от имени Яхве) относительно «облечения Сиона в одежды величия». Возвращение иудеев из плена хотя и состоялось, но происходило, отнюдь, не так, как рисовалось пророками. Послепленная иудейская община оказалась в крайне тяжёлых условиях: страшная засуха, болезни зерновых и плодовых (Агг. 1:5-11; 2: 15-19), набеги саранчи, многолетний голод. Да к тому же, та часть населения Иудеи, которая не была в своё время уведена в плен Навуходоносором, не только заняла земли угнанных и не торопилась их возвращать, но и частично отказалась от веры отцов. А ещё новообращенные в иудаизм жители Самарии... А ещё задержки с построением нового Храма (он строился целых 20 лет). А ещё дрязги между лидерами: Зоровавелем и Иисусом. Было над чем задуматься. Было с чем бороться. И было за что.
        «К столетию со времени возвращения иудеев из вавилонского плена относится деятельность нескольких пророков, чьи оракулы были впоследствии объединены в особые книги под их именами (книги Аггея, Захарии, Иоиля, Авдия), и, кроме того, ряд анонимных оракулов, вписанных в книги других пророков. Среди этих последних особое место занимают оракулы, вписанные в последние одиннадцать глав Книги Исаии... Анонимному автору этих оракулов библеистами Нового времени было присвоено условное имя – Третьеисаия (Тритоисаия)» (М. И. Рижский, с. 244).
        А теперь давайте послушаем, как и о чём рассказал мне Великий аноним – Третьеисайя:
        
        



56

«Суд праведный, – глаголет Бог, – и вера
Приблизят откровение Моё.
Блажен тот муж, кто поведение своё
Сумеет сделать благочестия примером.

Иноплеменник, верящий в Меня,
Мне так же близок, как и соплеменник.
Он даже ближе Мне, чем современник,
Задувший пламя Моего огня

Всех, верящих в Меня, Я приведу
В Свой дом народов, дом молитвы.
Я прекращу страданья их и битвы, 
А на неверных беды наведу.

Идите во Сион, не бойтесь стражей тех.
То псы беззубые, любители сикера.
Они ленивы, вся их власть – химера.
В Сион, в Сион Я соберу вас всех».

57

«Вот праведник уходит в мир иной
Он умирает, но никто не сострадает.
Он этот мир навечно покидает.
Там в небесах он встретится со Мной.

Вы, сыновья блудницы и прелюбодея!
Над кем глумитесь вы, разинув рты?
Накройтесь покрывалом немоты!
Грядет к вам Божья кара, мерзкие злодеи! 

Вы похотливы, идолов своих
Вы плотью кормите своих детей.
Вы принимаете чужих гостей,
К себе на ложе возлагая их.

Но правда есть! Я покажу её:
Развеет ветер всех друзей твоих.
Но верных мне, Я соберу всех их.
И семя на гору верну Моё.
		
Я исцелю всех, верящих в Меня.
Как грязь неправедных Я выброшу, как ил.
Я не оставлю даже их могил.
Всем по делам воздам им Я!»

58

«Я говорю народу Моему,
Взыскующему истины и веры:
Ну вот, хотя бы вас взять для примера:
Поститесь вы, но пост ваш ни к чему.

Богоугоден пост, коль искренне скорбя,
Ты головой склонился, как тростник,
Когда душою ты, а не лицом поник,
Коль ближнему помог, его, а не себя, любя.

Когда взыскующему крова, хлеба,
Ты отдаёшь свой хлеб и кров;
Когда в делах, а не в словах готов,
Воздать Всевышнему, взирающему с неба.

Тогда, тогда Господь воздаст тебе:
Тогда в потомстве будешь счастлив ты,
Тогда, тогда твои мечты
Бог воплотит в твоей судьбе».

59

«Спасает Божия рука, привыкшая спасать,
И ухо слышит слово, сказанное вами.
Всё зло, что сделали вы, сделали вы сами.
И вам на Бога нечего пенять.

Вы руки ваши осквернили кровью.
И беззаконием осквернены персты.
Ложь исторгают ваши рты.
И ненависть вы называете любовью.

Вы нечестивы в помыслах своих.
Неправедными ходите путями.
Вы спотыкаетесь, но виноваты сами.
Вы сами выбрали пути и искривили их.

Вы изменили Богу своему.
Пред Ним грешили вы и лгали.
«Не видит Он, – вы полагали, – 
Не будет наказанья никому...»

Бог милостив, и  добр, и терпелив.
Но и у Бога есть предел терпенья.
Он всем воздаст без исключенья.
Бесчестных поразит, кто честен – будет жив».

60

«Восстань, светись, Иерусалим!
Пришёл твой свет и слава Бога
Сияет. И к тебе дорога
Сынам и дочерям твоим.

К тебе приидет множество царей.
И множество даров у них в руках.
Народы мира, позабыв вражду и страх,
Столпятся у твоих дверей.

Вот дромадеры Мадиама. Ефы, Савы.
Они несут дары в твой дом.
Овец Кидар, Неваиоф пришлют. И в том
Знак силы Господа и Божьей славы.

Вот корабли Фарсиса к вам плывут.
В них дальние, с их серебром и златом.
Я всех врагов твоих сражу булатом.
И кипарис. И певс, и кедр – все будут тут.

Навек восславлю Свой народ Я и Свой дом.
Медь златом заменю, железо – серебром.
Всё, что из дерева и камня было в нём,
Всё из металлов станет в доме том.

Умолкнут стоны на земле твоей.
Не скроется луна и солнце не зайдёт.
Народ – силач из корня твоего произойдёт.
Ему завещано владеть землёю сей».

61

Я, Исайя, пророк иудейский, Исайя!
Дух Господен на мне, Он послал меня к детям своим.
От темниц и от плена народ свой спасая,
Он мне лето Господне велел проповедовать им.

Вместо пепла Он даст украшенья и славу Сиону.
Вместо скорбного духа надежду и правду вам даст.
Вам застроить пустыни, дворцы возвести в месте оном.
Среди прочих в служители Бога назначил Он вас.

Вам воздастся за горе и плен, посрамленье и муки.
Ваше семя взрастёт и веселие будет в дому.
Бог отныне над вами простёр свои добрые руки.
Те, кто грабит и силой берёт, ненавистны ему.

Взвеселится душа моя в благостном Господе Боге.
Он облёк меня в ризы спасенья, одеждою правды одел.
Это Им мне прямая начертана к людям дорога.
Это Он мне со словом к народу идти повелел.

62

Не умолкну я ради Сиона и сердце я не успокою.
В ожидании солнца и света, что в городе этом взойдут.
Пусть увидят народы и правду, и славу такою,
Пусть  услышат слова, – те, что Божьи уста изрекут.

Бог нарёк тебя славы венцом. Диадемой
Ты отныне на длани Его возлежишь.
Ты взрастёшь, ты заселишь сей край, о, народ мой!
Смерти нет впереди! Только жизнь! Только жизнь!

63

Кто идёт от Едома, и ризы его червлены от Восора?
«Это Я, – изрекающий правду, иду, чтоб народ Мой спасать.
Пусть запятнаны ризы, – Я в гневе, которого не описать!
То день мщенья настал: Я спасу Свой народ от позора!»

Если вспомнить о милости Божьей к Израйлеву дому,
Если вспомнить спасенье его, искупленье Его.
Но они, возмутясь, огорчили Отца своего.
И тогда в гневе Он зажигает народ, как солому..

Но народ возвратился к Отцу, вспомнил дни Моисея.
Как Он вёл его за руку, как Он воды пред ними развёл.
Как над бездной, что делит пустыню и дол
Мы прошли, от безмерного страха немея.

Ты прости нас, Господь! Ты прости чадам блудным твоим.
Ты призрел нас с небес: мы иные, чем были, сегодня.
Ты верни нам любовь. Мы опять Твои дети Господни.
О, Отец! Возвратись к бедным, страждущим детям своим!

64

О, если бы, расторгнув небеса,
Ты снизошёл бы к нам сюда,
То горы растеклись бы, как вода.
И все узрели бы Господни чудеса.

Ты милостив ко всем, внимающим Тебе.
И гневен к тем, кто беззаконье совершил.
Кто предал Господа, пред Богом согрешил.
Тех Ты оставил в их судьбе.

Но ныне, Господи, – мы глина.
Ты наш гончар – мы дело рук Твоих!
Ты не оставишь нас – призришь Своих.
Ведь их в живых осталась половина.

Смотри – пустыней стал Сион.
Разрушен храм – Твоя святыня.
Вернись к народу Своему – он Твой отныне.
Призри народ – к Тебе вернулся он!
				
65

«Я открывался им, – не чаявшим Меня.
Я говорил: не приносите лжебогам чужим.
Не воскуряйте фимиам никчемным им.
Не жгите в рощах мерзкого огня.

Не умолчу, воздам им в недро их!
Воздам им в недра их за их деянья!
Они Мне – дым для обонянья!
Оставлю только праведных Своих!

Как винограда сок в кисти до срока сбережён,
Так сберегу рабов Я праведных Своих.
В Моих горах Я расселю всех их.
Наследников Иакова: мужей и жён.

Под пастбища отдам Я им Ахор, Сарон.
Неправедным же нет пути туда.
На них Мной будет наслана беда.
Лишь праведных возьму с собой в Сион.

Я землю новую создам и небо.
Неверных изотру из памяти людской.
Своим рабам Я мир дам и покой.
О прочих же скажу: никто из них и не был.

Я воссоздам в Селиме славы дом,
Как дом веселья, радости и счастья.
Не будет больше у народа Моего ненастья.
Все будут счастливы и сыты в доме том.

Волк и ягнёнок будут в мире жить.
Лев будет есть солому как и вол.
Змея покинет мирный дол.
Как Я сказал, тому навек и быть!»
				
66

Так говорит Господь: «Престол Мой – небо.
Земля – подножье ног Моих.
Смиренным говорю – Я вопрошаю их:
Где дом, куда Мне принесут вина и хлеба!?

Призрю смиренного, внимающего Мне.
Кто грешен, – тот суду подвержен Моему.
Убийство будет в грех поставлено ему.
Кто согрешил, – тому гореть в огне

Заклающий невинного вола или агнца,
Он так же грешен, как и тот,
Кто ест трефное или пьёт,
Поскольку Бога предаёт – Отца.

Я обольщенье наведу на них,
На тех, отринувших Мои пути.
Я звал, указывал – куда идти.
Они ж не вняли Мне. И это их грех, их!

Они смеются: «Где ваш Бог!?
Где ваш Спаситель? Где Он, где?»
Им не дано понять: они в беде.
Почто им бог их не помог?

Возникла ли страна в единый день?
Родился ли народ в единый раз?
Да, это Я создал и вывел вас!
Да, это Я простёр над вами сень!

Возвеселись Сион! Ликуй Иерусалим!
Мир потечёт рекой широкой к вам.
Народ, что Мной зачат, родится там.
Всё сущее на свете дам Я им.

К тем, кто неверен, Я приду с огнём.
Как вихрь промчусь на колеснице.
Неверным, им не избежать Моей десницы.
Не место грешным в городе Моём.

Все языки, детей народов всех
Я соберу в святом Иерусалиме.
Они восславят Божье Имя
В миру, среди народов тех.

Я их пошлю в Фарсис, и в Луд, и в Пул,
Пошлю на острова, к Тубалу и Явану.
И слово Божие они нести не перестанут
Пока Господь огонь сей не задул.

Как небо новое и новая земля,
Пребудете вы пред Моим лицом.
И  вечно  буду  вашим  Я  Отцом.
И  вечен  Мой  народ! Так  говорю  вам  Я!»

Дуйсбург. 23. 07. 2003  –  14. 12. 2003 г. 	


        Я завершаю публикацию своих переложений «Книги пророка Исаии». А вместе с этим завершаю и весь цикл «Монологов и баллад библейских пророков».
        Хочется процитировать своё же стихотворение, с которого начинался этот цикл:
     					
Пророк
      
«И бога глас ко мне воззвал»
		 (А.С.Пушкин «Пророк»)

Пророчества тяжёлая судьба.
И этот трудный миг общенья с Богом.
И бесконечная с собой борьба.
И вечный бой. И вечная дорога...  

И вечные попреки от людей:
Что хлеб он ест, не сея, не сжиная...
А как сказать, что не бездельник, не злодей.
Что просто у него судьба иная...

И так уже который год...
Он призван, служит он, он обличает.
Он с Богом говорит за свой народ...
И за него пред Богом отвечает...

Сквозь толщу лет глядит пророк.
Он видит беды и напасти.
Бог высоко. И это Он обрёк
Его смирять людские страсти.

И так за годом год, за годом  год...
Он стар, он болен, он устал.
Но Бог ему велел идти. В народ!
И он идёт... Коль Бог его послал.

Дуйсбург. 23. 11. 2002 г.

         И ещё одна цитата. И тоже из своего стихотворения «Видения», которым я начинал публикацию цикла «Библейские герои». На это раз его окончание:
        
        Они проходят чередой,
        Уходят вдаль...
        Светает. Встреча кончилась...
        А жаль...
        
         Они «прошли» по страницам этих публикаций. Конечно, своими переложениями мне удалось передать лишь малую толику сказанного ими. Но всё же, надеюсь, что-то удалось. А главное, и я на это тоже надеюсь, мне удалось подвигнуть моих читателей обратиться к Книгам этих наших великих предков. Надеюсь. Ибо они писали нам. Они писали для нас.
         Ну, а нам предстоит еще встретиться с величайшей сокровищницей библейской поэзии –  Тегилим/Псалтирь.
         До встречи.
        



   



    
___Реклама___