Мы продолжаем цикл историй о библейских героях (Начало в
номере 9). На этот раз речь пойдет об Иакове.
Иаков ( Яаков ), ставший Израилем
«Немноги и злополучны были дни жизни моей»
Иаков – Фараону ( Брейшит, 47:9 )
Каждый раз, когда я читаю о наших праотцах – патриархах Аврааме, Исааке и Иакове, меня не оставляет мысль о том, что передо мной проходят не только истории людей и личностей, но еще и некие поучительные притчи о «преодолении»: обстоятельств, судеб, себя... Конечно, это очень личностное восприятие. Но для меня это так.
В жизни каждого из них был поворотный пункт, ключевой момент, - когда коренным образом менялась судьба. Для Авраама это, на мой взгляд, - разгром, учиненный им в лавке отца, когда он, Авраам опрокинул и разбил идолов, и тем самым предопределил свою (и нашу) судьбу. Для Исаака - сцена несвершившегося жертвоприношения в Сионе (на горе Мориа). Для Иакова, как мне кажется, - это битва с незнакомцем (ангелом смерти?) в ущелье реки Ябок (Яавох). Бог даровал ему победу и новое имя – Израиль (Исраэль-«Воин Божий»). И с этого момента судьба его круто изменилась.
Вспомните,- рожденный вторым (разница была только «на пятку» - он вышел из чрева матери – Ревекки, держась «за пятку» старшего брата – Исава); так вот, рожденный вторым, он с детства терзался этим и мечтал о первенстве. Первенство давало не только моральные, но и материальные преимущества. Но он был вторым. Вторым. О силе его желания говорит тот факт, что однажды он даже пытался купить себе первородство, - вспомните известный эпизод с «чечевичной похлебкой»... Но похлебка похлебкой, а закон законом. И опять терзания.
Однако в дело вмешивается Судьба. В лице матери Ревекки. У нее свои резоны: старший Исав-охотник, пастух, будущий хозяин в доме, - ведет себя независимо и даже своенравно: не согласуя своих действий с волей родителей, он женится на местных – берет в жены ханаанеянок Аду и Аливаму. Родители переживают. И если Исаак – человек мягкий и уступчивый, - в конце концов прощает сыну это своеволие, то мать - Ревекка решает «принять свои меры». Воспользовавшись слепотой Исаака («слезы ангелов выжгли ему очи») и отсутствием Исава, она обманным путем получает для Иакова благословение на первородство: история с обмотанной шкурой козленка рукой Иакова, подающего слепому отцу пищу, стала канонической.
Ну, а Иаков? Что он чувствует? Радость? Да, конечно. Ведь он так мечтал об этом! Но ведь, это грех! И обман! И он непременно откроется! И наказание неумолимо! И по совету матери он бежит в Харран к дяде Лавану – брату матери. Тот приютит... И опять история: у дяди Лавана он влюбляется в свою кузину – красавицу Рахиль! Дядя соглашается выдать ее замуж за племянника. Но жених беден и не может дать выкуп. Придется отработать – семь лет надо будет пасти стада Лавана. И он пасет. Семь лет непрерывной и трудной работы! Наконец , условия выполнены!
Но дядя Лаван не так уж и «чист» (Лаван на иврите означает «белый», «чистый»): воспользовавшись опьянением жениха, вместо Рахили на брачное ложе восходит ее старшая сестра Лия. Наутро обман раскрывается. Но изменить уже ничего нельзя. И Иаков покорно трудится еще семь лет. Семь лет труда! Тяжкого, изнурительного... И вот Рахиль! Рахиль!
Но испытания не кончились. Из дому плохие вести: мать умерла, отец стар и совсем ослеп. Да и не век же жить в приймах у Лавана. Пора домой! Семья: жены, наложницы-служанки, дети... А с чем возвращаться? Да и как возвращаться!? Как там Исав! Как примет? Простит ли? Ведь заступницы-матери уже нет? Вопросы... Вопросы.
Но решено. Возвращаемся! А Лаван? Отпустит ли? И с чем отпустит? Решено! Бежим! И они бегут. Но Лаван настигает... Что будет!? Обошлось. Лаван дал приданое дочерям. Выделил часть стада. Благословил! Казалось, все обошлось.
Но впереди еще встреча с Исавом. Как он примет брата? И примет ли? И тут наступает поворотный момент: встреча и битва с незнакомцем при переходе реки Ябок (Яббок)! Битва, в которой незнакомец (а это был ангел смерти Самаил!) ранил его в бедро.! Но он победил. Более того, Ангел передал ему, что «его род никогда не прекратится и что он никогда не подпадет власти человеческой» (И.Флавий,т.1кн.1, гл.20, п.2) И победа! И имя Израиль – «противник ангела Божия»! Но проблемы не кончились... Ну, кто знал, что Рахиль тайно унесет с собой домашних идолов – святыни отца - идолопоклонника! А ведь Бог это видит! И не прощает. И насылает новую беду: единственная дочь Дина изнасилована сыном царя Сиккима (Сихема) Еммора! И хотя царский сын готов загладить свою вину и взять Дину в жены, и Иаков уже начал переговоры с Еммором, но единоутробные братья Дины Симеон и Леви решили отомстить за бесчестье сестры и ночью вырезали всех мужчинв города. Иаков «сильно разгневался» на сыновей, но Бог повелел ему «успокоиться» и подвергнуть место стоянки («Шатры») очищению. Вот тут-то и обнаружились идолы, похищенные Рахилью из отеческого дома, и стало ясно, что все случившееся – наказание Божье за этот грех. «Идолы Лавана» были зарыты под дубом в Сихеме, а путешественники продолжили свой путь на родину. Правда, впереди еще встреча с Исавом. Как встретит он его? Простит ли?
Но отныне он – Израиль! На нем Божья Благодать! И брат встречает его добром: делится владениями, отдав ему Иудею и оставив себе в удел Идумею. Отец радуется миру и благословляет сыновей своих...
Конечно, жизнь не закончена и таит еще много неожиданностей: еще придет страшная весть о гибели в лапах «дикого зверя» любимого сына Иосифа, еще наступит голод и придется посылать сыновей за хлебом в Египет... Но будут и радости: в Египте найдется уже оплаканный Иосиф, да еще и в должности Советника фараона. И он простит своих братьев, и минует голод, и народ еврейский будет спасен. Еще, еще... Много чего будет еще. Но Бог не оставит своего избранника: он подарит ему счастье умереть в окружении детей и внуков. И упокоит в родовой гробнице в пещере, что на поле Махпела под Хевроном, его Иакова, ставшего Израилем еврейского народа.
Давид Гарбар
А теперь слово самому Иакову, - так как я его услыхал:
Монолог праотца Иакова
м и н и п о э м а
Ну что ж, пришел мой смертный час.
В Гешеме умираю, на чужбине.
Но сыновья вокруг. Отныне
Грядет их время. И разделит нас.
Но прежде, чем сказать последнее прости
И детям предсказать, что ждет в сей жизни их,
Перебирая четки дней своих,
Пройду этапами нелегкого пути...
Вы ж, дети, слушайте: неповторим сей путь.
И каждый, кто идет,- идет путем своим.
Так для чего же мы об этом говорим?
Наверно, для того, чтоб на себя взглянуть.
Я был вторым в семье. На пятку от Исава
Я отставал, из чрева выходя.
Второй - и ты никто. Ты червь после дождя.
Второй. И ни на что ты не имеешь права.
Я так мечтал быть первым! Так мечтал!
Все предлагал Исаву, что имел.
Сиир купил похлебку. А поел
И надо мной, глумясь, захохотал.
У матери Ревекки свой резон:
Исав взял в жены женщин Ханаана.
И у нее не заживает рана.
И ею решено: я буду первым. Я - не он.
Слепой отец. И я несу еду...
Рука в козлиной шкуре. Вот же, вот
Рука Исава. Ну, а рот. А рот...
Я под благословение иду...
Но месть Исава ждет меня...
Бегу в Месопотамию, в Харран.
В Харране брат Ревекки, там Лаван.
Он даст мне место у домашнего огня.
Рахиль! Нет девушки красивей и милей.
И я семь лет пасу у дяди скот.
Семь лет прошло. Вот свадьба. Вот!
Еще вина мне, кравчий! Лей!Лей! Лей!
Скажи, где "чистота" твоя, Лаван!
Я просыпаюсь утром, - нет Рахили!
Здесь Лия! Почему? Мне Лию подложили!
Я виноват,- я сам проспал обман.
Еще семь лет. Рахиль моя жена!
Мы возвращаемся! Но там нас ждет Исав...
Я виноват. И он, конечно, прав.
Но мы идем домой. Пусть даже там война.
Сихем. Зачем ты, сын Еммора,
Над Диной совершил свой грех.
Ты обесчестил не ее, а всех!
Да и себя не спас от смерти и позора.
Очистимся! И идолов Лавана
Под дубом похороним. Видит Бог!
Я о грехе Рахили знать не мог.
А то бы я не допустил обмана.
Но Некто там, в расщелине Ябока.
И бой. Тот смертный в Пенуэле бой!
Бедро! Я победил! Я Израиль! Судьбой
Я вознесен. Я видел, видел Бога!
И вот мы дома. А Рахиль
Осталась у дороги в Эвфратане.
Нет, никогда не затянуться ране.
Спи женщина моей мечты, Рахиль!
Исав простил меня! И жив еще отец!
Нет матери. Она в пещере Махпела.
Казалось, время лечит,- боль прошла.
Но жизнь идет. Идет. И это не конец.
Погиб Иосиф! Сын моей Рахили!
Задрали звери дикие его!
О горе! Нет любимца моего!
Погиб! Мы так его любили!
И снова горе! Недород. Народ без хлеба.
И я в Египет посылаю сыновей.
Езжайте. Возвращайтесь поскорей.
Ведь это за грехи нас так карает Небо.
Но Бог простил меня и их:
Он возвратил Иосифа отцу.
Забыл Иосиф как проезжему купцу
Продали братья брата их.
Ну, что же, дети, в этот смертный час
Я лишь прошу вернуть мой прах домой.
Полжизни я провел в скитаниях, с сумой.
Прощайте. Я благословляю вас.
Дуйсбург, 15.10.2001 г
Первая публикация в газете «Круг» 2/64, февраль 2002г.