Garbar1
Давид Гарбар

 

Библейские пророки


ИСАЙЯ/ЙЕШАЯГУ –
первый «великий» («большой») библейский ПРОРОК



    
    
     Ну, вот мы и встретились! Он шел ко мне несколько тысяч лет. Я шел к нему почти два года: изучал материалы, читал, перечитывал, искал форму, размер. И опять читал, вслушивался..., и каждый раз обнаруживал нечто новое, важное. А потом еще около полугода записывал то, что он мне «рассказывал». Писал, переписывал, опять возвращался к написанному.
     Он – это великий (большой) библейский «письменный» пророк ИСАЙЯ / ЙЕШАЯГУ.
     О том, что все эти эпитеты не есть просто дань уважения к имени и традиции – понимаешь, когда знакомишься с «Книгой пророка Исайи».
     Я не говорю о том, что по объему эта «Книга» равна или превосходит «Книги» двух других больших пророков Иеремии и Иезекииля в отдельности и всех двенадцати «малых» пророков вместе. Дело не в этом: каждая из этих «Книг» велика и бесценна. Дело в том объеме, который она охватывает, в той глубине, которая есть в ней.
     Трудно поверить, что эту «Книгу» мог и сумел написать один человек.
     Впрочем, многие исследователи считают, что авторами «Книги пророка Исайи», действительно, являются несколько человек (не считая тех, кто участвовал в т. н. «вставках», – а их в тексте тоже немало). Известный американский библеист Р. Пфейфер в своей работе «Введение к Ветхому завету» писал: «Книга Исайи – это скорее миниатюрная библиотека, чем одна книга. Она может, так же, как Книга притчей или Псалтирь, рассматриваться как своеобразная антология или, скорее, как сборник пророчеств» (Pfeiffer R. H. Introduction to the Old Testament. N. Y., 1948, p. 448).
     Однако главных авторов, участвовавших в составлении «Книги пророка Исайи», трое. Этих основных авторов так и называют: Первоисайя, Второисайя. Третьеисайя.
     И тут возникает несколько вопросов: кто они были – это великие духовники народа? Почему предпочли (или были вынуждены?!) скрыть свои имена за именем великого Исайи? А еще – как их различать? И как показать эти авторские различия? Как показать «вставки»? И надо ли это? Вопросов много. И каждый отвечает на них по-своему.
     И еще несколько слов об авторстве. По мнению М. Гранта («История древнего Израиля», М. Терра – Книжный клуб.1998), «Гл. 1 –12 по преимуществу, хотя и не in toto, действительно принадлежат Исайе... Гл. 24 – 27, описывающие гибельный суд над миром и спасение евреев, называют «Покалипсисом Исайи», но он датируется более поздним временем. Однако Гл. 28 – 33, относящиеся к чужеземным народам, выражают доктрину самого Исайи. Завершающееся повествование (Гл. 36 –39) заимствовано позднейшим редактором из отрывка «Четвертой книги Царств» (М. Грант, стр. 162, 163).
     Несколько иной точки зрения придерживается М. И. Рижский («Библейские пророки и библейские пророчества», Москва. И. П. Л. 1987г.), который пишет, что «библейская критика позднейшими вставками считает следующие: 2:2–4; 4:2–6, 11, 12; 13:1–14, 15–16; 17:12–14, 19, 21, 23, 24–27; 30:27–33, 34–35; 36–39, 40–55, 56–66» (с.с. 122 –123).
     Следуя библейской традиции, я не стал делить «Книгу» на части. Но учитывая научную традицию, постарался размером, формой стихов выделить авторов: и тех великих «анонимов», которым приписывается авторство отдельных частей; и тех безымянных авторов, которым приписывают многочисленные вставки в основной корпус пророчеств.
     Получилось 302 катрена. А сколько мудрости осталось за рамками написанного!
     Что касается публикации, то я не рискнул «обрушивать» весь корпус стихов на голову читателя единовременно. Мы договорились с уважаемым редактором о том, что будем публиковать этот материал в нескольких номерах журнала, дозируя стихи – переложения.
     Итак, собственно Исайя (Первоисайя).
     По мнению уже цитированного М. Гранта, «Исайя родился около 765 года; пророческие видения начались у него около 742 года. Он, вероятно, принадлежал к вдохновителям реформ Езекии (725 – 697г.г.) и сохранял активность в конце столетия; предание, достоверность которого не установлена, говорит о его казни антияхвистским монархом Манассией (696 – 642г.г.)» (стр. 163). Можно добавить, что то же предание говорит о том, что он (Исайя) был «распилен между кедровыми досками». А еще считается, что он принадлежал к царскому роду и «был братом «иудейского царя Амасии» (М. Вольпе «Евреи (от патриархов до римлян)», Москва. «Зебра Е». 2002, с.162). Так гласит предание. Так ли это было на самом деле или иначе, мы не знаем.
     А вот что мы знаем определенно, так это то, что он «жил во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей иудейских» (Ис.1:1).Трудное это было время. Еврейское государство, созданное Саулом, Давидом и Соломоном, сначала распалось на две части: Израиль и Иудею, а потом ...
     В кровавых разборках (десять из двадцати царей погибли насильственной смертью) и под ударами ассирийцев пал Израиль, и в неизвестность канули10 «колен израйлевых».
     В критическом положении находилось и южное царство, Иудея. Здесь не было междинастических споров, но хватало внутридинастических распрей. А главное, зажатая между жерновами: Египтом и Ассирией, маленькая Иудея имела мало шансов выстоять, выжить И нужно было приложить максимум усилий для того, чтобы пройти по этому «лезвию бритвы». Нужно было не только дипломатическое мастерство, но и огромная выдержка, воля, огромная уверенность в завтрашнем дне, и еще многое другое. А главное, необходимо было позаботиться о сохранении веры, веры в «Бога Авраама, Исаака и Иакова», веры, способной сохранить оставшиеся два «колена Израилева». Этому и посвятил свою жизнь величайший библейский «письменный» пророк Исайя / Йешаягу.
     Между прочим, в книге его пророчеств содержится первое из известных нам упоминаний о том, что пророк записал часть своего сообщения. И еще: с обнаружением в Кумране кожаного свитка «двадцатитрехфутовой длины», на котором в пятидесяти колонках ивритского текста записана вся эта книга (самая объёмистая и лучше всех сохранившаяся из дошедших до нас библейских рукописей), можно узнать, каким был ее текст за тысячу лет до известной нам прежде версии. Но вернемся к ней самой– к «Книге пророка Исайи».
     Её открывают пророчества о суде, который будет вершить Бог не только над другими народами, но и над Иудеей и Иерусалимом ввиду их гордыни и разврата, практикующейся там социальной несправедливости и извращенных культов. Исайя говорит о надвигающейся ассирийской угрозе, но не считает будущее безнадёжным, предсказывая, что «Оставшиеся» из числа избранного народа будут спасены. Исходя из общей концепции главенства Бога над событиями истории, автор добавляет практические рекомендации и предупреждения, касающиеся внешней политики Иудеи. Заключительный раздел повествования в основном посвящен роли Исайи в кризисе, возникшем в результате вторжения ассирийского царя Синахерима (701г.).
     Существует мнение, что Исайя был главой очень влиятельной группировки (школы) пророков. И уж, во всяком случае, очевидно, что он был близок к иерусалимскому двору и пользовался там высоким авторитетом и серьёзным влиянием. Как пишет уже цитированный М. Грант, «Так или иначе, он отнюдь не стеснялся делиться с царями своими взглядами на международные отношения, сколь бы неприятными ни были его непрошенные советы. Так, когда Ахаз (741 – 725г.г.) под угрозой дамасско – израильской коалиции обратился за помощью к Ассирии,Исайя заявил, что царь допустил величайшую ошибку. Выступая в качестве богослова, Исайя указывает, что обращение царя к иностранному государству демонстрирует достойное сожаления отсутствие веры в Яхве. Кроме того, Исайя уверен, и совершенно справедливо, что любая попытка прибегнуть к не поддающимся контролю ассирийским силам закончится бедой. Он пошел и много дальше. Ибо после того, как северное царство пало перед Ассирией, он верит и заявляет во всеуслышание: правителям его страны не стоит задумываться о бесполезном союзе с Египтом по той, более чем достаточной причине, что Иудея в любом случае обречена, как и Израиль, на полное уничтожение Ассирией. Подобная предельно пораженческая концепция не могла не вызвать величайший шок и ярость в правительственных кругах. Хуже того, продолжал Исайя, – поражение Иудеи произойдет исключительно по ее собственной вине, из-за собственного морального падения, так что Яхве не только не поможет избранному народу в отчаянной ситуации, но, напротив, поспешествует ассирийцам воздать заслуженную кару полной мерой» (с. с. 164 – 165).
     Однако, как не преминул отметить автор «Четвертой книги Царств», когда в царствование того же Езекии Иерусалим был осажден Синахеримом (701г. до н.э.), тот же Исайя поступил как провидец и патриот, вовремя посоветовав царю стоять насмерть. И в том, и в другом случае пророк оказался прав: враги отступили и жители Иерусалима были спасены. Правда, ненадолого...
     Читая «Книгу пророка Исайи», не раз и не два задумываешься над его пророчествами: как много общего между тем «прошлым» и нашим настоящим. И как мало таких пророков. Впрочем, и в те времена их было тоже немного... Однако вернемся к Исайе.
     Бескомпромиссный моралист, четче других сформировавший этическую доктрину, согласно которой человеческие проблемы есть конфликт между добром и злом, Исайя провозглашает, что человек несет личную ответственность за свои поступки. И ответ каждый человек и весь народ вцелом несет и будет нести перед Богом, «ибо Господь есть Бог правды» (Ис. 30:18).
     И еще раз прибегнем к цитированию. М. Грант: «Исайя заглядывает далеко вперёд через головы порочных и обреченных.. «Оставшиеся» от народа Яхве, столь дорогие еврейским мыслителям, переживут все тогдашние горести и прорвутся в новую счастливую эпоху. Давая сыну имя Шеар-яшув, «Оставшиеся вернутся», пророк представлял, что эта община сведется к жизненно важному ядру, которое, вновь обратившись к Яхве, сохранит израильское наследие и в конечном счёте обретет своё место в возрождённом райском саду... Новый рай будет для тех, кто выживет, и не только из избранного Яхве народа, но и из всех народов мира... Но этому универсализму суждено обнаружиться лишь тогда, когда прочие народы, послужив орудиями Яхве и тем не менее не избежав заслуженной ими кары, в конечном счёте обратятся в его веру и удостоятся его благословения» (с.166).
     «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессеву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава. И будет тот день: Господь снова прострёт руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. И поднимет знамя язычникам, и соберёт изгнанников Израиля,и рассеянных Иудеев созовёт от четырёх концов земли»(Ис.11:9-12).
     На этой замечательной ноте можно было бы и закончить вступление. Но в заключение:
    
     На стене здания Организации Объединенных Наций в Нью – Иорке написано:


     «НЕ ПОДНИМЕТ НАРОД НА НАРОД МЕЧА,
     И НЕ БУДУТ БОЛЕЕ УЧИТЬСЯ ВОЕВАТЬ».
  
  
     Под этой надписью нет автора. А ведь это великий пророк Исайя /Йешаягу (Ис. 2:4)!
    
    
     А теперь послушайте, пожалуйста,то, что я успел записать из «сказанного» мне пророком.
     Конечно, это только малая толика того, что он «говорил». Это только то, что я сумел понять и передать. Только. И не нам, слабым потомкам его пытаться объять необъятное.
     Но на то он и великий пророк–«первый» «большой» «библейский» «письменный» пророк.


      Монологи  пророка  Исайи (Йешаягу)
       и баллады о нем

				1

Я Исайя из рода еврейских царей! Я Исайя!
Я бы мог на престоле (иль возле престола) сидеть.
Но мой Бог, наш народ от несчастий спасая,
Повелел мне идти, говорить, – о народе радеть.

Даже вол, даже глупый осел знают хлев свой и ясли.
А народ, в беззаконье погрязший, не знает почти ничего.
Изъязвленная плоть, все гноится, все чувства погасли.
Города сожжены..., и поля... – ничего больше нет, никого...

Дщерь Сиона, ты нынче от глада и мора
Спасена. Бог тебя не оставил раденьем своим.
Но судьба: пред тобою Содом и Гоморра...
За грехи своих чад ты легко уподобишься им!

Так Господь говорил: Я народ сей взрастил и взлелеял.
А народ возмутился, восстал против Бога – Творца!
Мне подарки от них не нужны: ни овцы, ни тельца, ни елея
Не приму я от тех, кто покинул Надежду и предал Отца!

Ваши руки по локоть в крови и уста омертвели.
Я не слышу молений, не вижу протянутых рук.
Смойте кровь, научитесь любви и добру. Неужели
Не понять: только так, только так вы избегнете мук!

Вы столицу свою превратили в притон для злодеев.
И правители ваши в сообщники взяли воров.
Ваши судьи – мздоимцы из племени лиходеев.
Нет суда справедливого. Есть только конкурс даров.

Но Господь не оставит Селиму – очистит от грязи:
Так как в щелочи едкой от примесей чистят металл.
И опять возвратятся к вам судьи, и в князи
Возведу Я того, кто защитою б праведным стал.

И очистится Дом, и как дуб вы очистите листья.
И как сад обезвоженный снова весной расцветет.
Истреблю Я неправедных всех, и Селиму очистя,
Поселю в ней лишь тех, кто со Мною в завете живет.

				2

Я Исайя, я Амоса сын, я пророк, я Исайя!
Дом Иакова, Бог повелел мне сказать,
Что народ Свой от идолов чуждых спасая,
Он намерен День Гнева на дом и на род ваш наслать.

Бог судить станет вас и другие народы:
Меч – в орало и копья – в серпы.
Мир взойдет над землёю на годы и годы,
Если к Богу свои обратите стопы.

Ну, а тем, кто отринет Всевышнего слово,
Кто кумирам, как Господу станет служить,
Тем Он мира не даст, тех унизит Он снова и снова.,
Тем до праведных дней не позволит дожить.

И тогда колесницы и кони чужие
И чужие одежды, и хлеб, и вино, –
Все, кто грешен средь вас – мертвецы и живые, – 
Всё. Всё будет огню предано...!

				3

Бог отнимет и посох, и трость у Селимы, Иуды,
И царя, и вождя, и пророка с судьей,
И умельцев в кисти или в слове – избудет.
А потом и народ распростится с собой...

Мой народ! Где князья твои?! – всюду злодеи.
Путь стезей твоих вдаль от прямого идет.
И Господь наш, от гнева святого немея,
Всех к Престолу святому на суд поведет.

Вас, надменных и гордых дщерей из Сиона,
Что в колечках, в запястьях, в духах, в епанчах,
Он во вретища бросит, – грядет время оно.
И на небо заставит взирать вас сквозь схах...

				4

От меча твои рухнут мужи, Иудея!
И ворота Селимы, и стены Селимы падут.
Опустеет земля. Твои жены – от смерти хранимы,
Всемером за любого мужчину пойдут...
			
				5

Вот вам притча: и в ней виноградник Господен.
Обихожен, обсажен, святою водою полит...
Он растил, Он надеялся, что плодороден
Будет он. Тот в ответ только дички плодит...

В гневе  Бог: что он сделает с нами?
– Я разрушу ограду! Опустеет земля!
Терном сад зарастет, зарастет он волчцами.
Пересохнет, исчахнет лоза – вот что сделаю Я!

Виноградник Господен – был дом Израиля.
И Иуда – Господня лоза – насажденье Его.
Блуд, корысть и неправда людские его разорили.
Не оставит Господь от него  н и ч е г о! 

Горе тем. кто с утра: тот – вином, тот – сикером
Горячит себе кровь, позабыв о Господних делах,
Развращая народ беззаконьем своим и примером.
Бог взирает на них... Он все видит сквозь схах!

Он накажет народ нищетою и пленом.
Глад и жажда – вот доля вельмож, богачей...
Слава их и богатство станут прахом и тленом.
Все уйдет, истечет – как с горы истекает ручей.

Беззаконным и тем, кто грешны, – горе, горе!
Тем, кто зло называет добром, тем кто лжет,
Кто в вине и разврате – словно плавает в море.
Кто в грехе и суетной гордыни живет!

Всех, кто правду и ложь за подарки меняет местами,
Он сожжет, как солому до тла беспощадный сжигает огонь.
Даже корень неправедных сих истребит Божий пламень.
И содрогнутся горы, – так гневом наполнится Он.

Будут трупами их переполнены улицы их, как пометом.
И народы из стран удаленных приидут войною сюда.
Будут стрелы заострены, луки натянуты, кони наметом
Пролетят. Рык раздастся такой, что не слышали вы никогда.

				6

В год последний Озии, что умер от страшной проказы,
Видел Господа я на престоле. – и ризы заполнили храм!
Серафимы вокруг: Свят, Свят, Свят, – раз за разом
Повторяют. Повторяют и, славя Его, обращаются к нам!

Возопил я: О, горе! Нечист я, нечист я устами!
И глаза мои видели Господа Бога – Царя!
Но о чудо! К устам моим грешным святыми углями
Серафим прикоснулся: отныне ты чист, – говоря.

Да, я Господа слышал. Святыми устами
Вопрошал Он: кого мне послать к людям сим?
Кто не видит, не слышит, чье сердце устало?
Я сказал: Ты пошли, Ты пошли меня, Господи, к ним.

Я спросил его: долго ли казни народу?
Долго ль маяться будет народ?
Он ответил: Избуду его, изведу всю породу.
Лишь потомков введу в свой святой огород.

Но как сок теревинфа, как дубово семя,
Так восстанет Селима и люди восстанут ее.
Возвращу я из плена святое Иудино племя.
Возвращу сюда племя твое. И мое..!

				7

В дни Ахазии было Исайе знаменье такое:
Царь сирийский Рацин и Факей израильский на бой
Собрались. Я , Исайя, Ахаза, как мог, успокоил:
Эти нам не страшны, –  им Ассирия станет судьбой. 

Но грехи и царя, и князей, и простого народа
Не оставит Господь наказаньем суровым своим...
Лишь рожденье младенца Эммануила, Иудина рода.
Искуплением будет, погрязшим в неверии, им... 

Но пока тот младенец сумеет добро от худого 
Отличить, вся земля, на которой цари те живут,
Опустеет, – ни мертвого там, ни живого
Не оставит Ассирия: терном поля порастут.

				8

И Он призвал меня и передал Божественный наказ,
Чтобы к пророчице я приступил, и с нею мы зачали сына
И нарекли его (Он так сказал) Магер-шелал-шах-баз, 
И звали б люди так его и присно, и поныне.

Еще сказал, что прежде, чем во слух произнесут
Уста младенца имена отца и матери священные его,
Перед царем Ассирии рабы богатства пронесут
Дамаска с Самарией. И не останется от них на свете ничего.

А тем, кто водами святого Силоама
Бесстыдно пренебрег, кому так мил Рецин,
Для тех Ассирия готовит плена яму...
Бегите их, не уподобтесь им!

Не бойтесь видимой беды, а бойтесь за свои дела.
Бог – страх и трепет ваш. И Он защита вам.
Он освещенье, преткновенье вам, соблазна Он скала,
Сеть и петля, в грехах погрязшим вам.

Не надо уповать на магов, чародеев,
Способных духи мертвых вызывать.
Есть Бог у нас – Великий Бог евреев!
И что там мертвые о нас способны знать!?

Кто сир и голоден, – хулит и Бога, и царя.
Куда бы ни взглянул, – все горе, тьма и мрак...
Но нет, и для него взойдет еще заря!
И там, где мрак сейчас, – не вечно будет так!

				9

Время земли одних умаляет, возвышает – других.
Но народ, что бредет в темноте, скоро выйдет из ямы.
Ты из рук у врагов жезл и трость и ярмо вырвешь их,
А врагов сокрушишь, уничтожишь, как в день Мадиама!

Кровь исчезнет с одежд и сгорит на огне.
И младенец из рода Давида воссядет на троне.
Мир и счастье приидут к народу, к стране.
Бог прострет над Иаковом руку, укрепит в обороне.

Кто кирпичи готов менять на камень,
А сикамору на ливанский кедр,
На тех Господь направит гнева пламень.
И в гневе, как в добре, Он будет щедр...

Но время есть еще: Его рука простерта.
Путь к Господу надежен, прям и прост.
Ну, а тому, в ком имя Бога стерто,
Тому он «отсечет» и «голову», и «хвост».

Князь, старец, лжепророк – вот «голова и хвост», –
Те, кто ведут народ в пучины бед... 
Им не помогут ни дары, ни пост!
Прощенья им у Бога не было. И нет!

Бог в ярости – рука Его простерта.
И огнь Господен нечестивых всех пожрет.
Всех тех, в ком имя Бога стерто, 
Кто нечестивен, грешен, кто пред Богом лжет.

Вы жаждой мучимы, – но не напьетесь вволю.
Вам голода не утолить несметною едой.
Манассия, Ефрем, Иуда, – вашу долю
Вам Бог послал. И не избыть вам доли той!

				10

Горе тем, чьи законы, чей суд и решенья
Против бедных и сирых, против вдов и сирот!
С кем вы будете в «день» Моего «посещенья»?
Чья рука от вас руку и кару Мою отведет?!

Я Ассур ако бич подниму над народом и властью!
И Калхне, и Кархмис, и Емаф, и Дамаск, и Арпад,
Самария с Сионом – вам Ассура мечи и несчастья!
Я обрушу на вас ассирийского воинства град!

Но Ассур с его сердцем тщеславным, с гордыней,
Но Ассур, что свергает царей и чужие богатства гребет,
Я оставлю раденьем своим навека. И отныне 
Он от Божьего гнева, от десницы Моей не уйдет. 

Разве может секира гордиться пред ею разящим?
Иль пила величаться пред теми, кто двигает ей?
Я лишу его в будущем славы. А в настоящем
Я Ассура страну истреблю – и волчца не останется в ней.

И народ свой поднимет Господь на вершину Сиона.
Тех, кто верен Завету, кто уверовал в Бога – Творца.
Как во дни Мадиама врагов у Орива рукой Гедеона
Погубил и погибнуть не дал тем, кто помнил Отца.



     Продолжение следует



   



    
___Реклама___