Давид Гарбар
Библейские пророки

"Странная" "Книга пророка Осии"

    
     Это одна из самых "странных" книг в разделе "Пророки" ("Невиим"). И "странность" ее не в том, что она невелика по размеру: есть "книги" значительно короче. И не в том, что содержит много страшных предсказаний народу Израиля. Есть и пострашнее... Нет, странность ее в ином. Однако, начнем, как водится, по порядку.
     Книга пророка Осии (Хосеа, Гошеа) стоит первой среди т.н. "малых пророков" в Библии (Танахе), хотя он жил в одно время с несколькими из них. Да и написал он эту "Книгу" позже некоторых (например, Амоса). Почему? Неизвестно. И о самом пророке известно тоже немного. Мы знаем, что он был "сыном Беерия". "Слово Господне было к нему во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей иудейских, и Иеровоама 2, царя израильского". Есть сведения, что "он родом из Веельмофа, города колена Иссахарова, скончался в мире и погребен в своей земле" ("Библейская энциклопедия", М, "Олма-Пресс", 2001г, с.506). А еще известно, что он был современником таких пророков как Иоиль, Амос, Иона, Михей и Исайя (первый), а также, вероятно, еще десятков других, не удостоившихся чести попасть на страницы Библии, но бродивших по дорогам Израильского и Иудейского царств. Пророков, призванных облегчить "избранному народу" его тяжелое положение и возвестить ему Слово и Волю Бога...
     О том, насколько это время было тяжелым и в чем требовалось от пророков это "облегчение", мы уже писали. Но предоставим слово специалистам. Майкл Грант:
     "Осия (происхождение неизвестно) начал пророчествовать в северном царстве Израиль к концу царствования Иеровоама 2 (787-747; И.Флавий приводит цифры 786 -746,Д.Г.) и продолжал заниматься этим в течение примерно двадцати лет, которые пришлись на период нестабильности, депрессии и шатаний, непосредственно предшествовавший взятию Самарии ассирийцами... Эту книгу иногда называли самой непонятной из всех книг Ивритской Библии. И самое странное в ней - лейтмотив Осии, образы, относящиеся к приписываемому себе браку с блудницей Гомерью. Ее отвратительная аморальность описана во всех подробностях и деталях. Однако это не просто мучительные личные воспоминания пророка, поскольку Гомерь воплощает Израиль, покинувший своего супруга Яхве ради прелюбодеяния с Баалом (Ваалом. Д. Г.) и другими божествами, почитаемыми наряду с последним. Из всех ("письменных". Д. Г,) пророков Осия испытывает наиболее глубокое отвращение к ханаанейской религии. Люди, следующие ей, провозглашает он, ничем не лучше идолопоклонников... Продажа Гомерью своего тела ничем не отличается от мерзкой священной проституции в ханаанейских храмах. Вот какова вера, до которой "бормоча свои молитвы", достойным сожаления и осуждения образом опустился народ северного царства, отринув Бога, выведшего его из Египта. Для Осии Яхве и Баал - жесточайшие оппоненты, он с пеной у рта опровергает широко распространенное убеждение о том, что урожайность и детородная способность исходят от Баала. Именно в это, указывает он, ошибочно верит Гомерь, но она заблуждается. Все, на что щедра природа и земля, дает Яхве, а не Баал. ..".(М. Грант, "История древнего Израиля", М. "Терра - Книжный клуб". 1998, с.142- 143, далее только стр.). Вот куда, оказывается, уходят "корни" глубокой убежденности многих современных историков и политиков в том, что только верность иудейской вере спасла еврейский народ от полного исчезновения. Но продолжим цитирование: "...Осия сочетает присущую древнему Ближнему Востоку аллегорическую манеру изложения с четкой и ясной концепцией того, что означает божественность Яхве: означает отцовскую любовь и нежность, которую тот обнаруживает вновь и вновь. Потому, хотя его народ настолько испорчен и непокорен, что подлежит истреблению, Яхве не может и не сможет уничтожить его полностью и навсегда... И Осия провозглашает, что люди Израиля однажды станут хозяевами всей земли - "в третий день восставит нас".(Ос.6:2). Вот и еше одно пророчество из нашего далекого прошлого Но и этим не ограничивается содержание "Книги пророка Осии". "Хотя сам Осия, возможно, происходил из священников - левитов..., он заявляет, что от священников, да и от пророков никакой помощи ждать не придется...Глуп прорицатель, безумен ("мешугга") выдающий себя за вдохновенного... Новый старт, раскаяние, должен по необходимости основываться на чем-то таком, что придет не от священников или пророков, а из глубины сердца каждого отдельного члена общества, а именно, на "хесед" - горячей, стойкой и непоколебимой любви к Яхве, которая полностью изменит весь образ жизни каждого... Понятие "хесед" - непреходящий вклад Осии в иудаизм" (стр. 143-144). И не сюда ли восходит средневековый хасидизм. И хасидизм наших поздних предков. Вообще, читая "Книгу пророка Осии" (всего-то 14 главок!), начинаешь догадываться, что сюда восходят и многие понятия средневековых каббалистов, и многое, многое другое. Такая это "Книга"...
     Только через "хесед" иудеям удастся восстановить свое положение избранного народа. Вновь, заручившись их повиновением, Яхве станет "росою для Израиля; он расцветет, как лилия..", люди же его "расцветут как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское" (Ос. 14: 6,7)... Панацеей будущего Осия полагает воссоединение Израиля и Иудеи друг с другом, и их народов с Богом; воссоединение, о котором он предпочитает говорить привычным ему ярким образным языком о Гомери: "И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: муж мой и не будешь более звать Меня:Ваали. И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их" (Ос.2:16,17).
     На этой оптимистической ноте давайте закончим наше краткое эссе о замечательном "малом" пророке Осии и его "странной" "Книге" и послушаем его самого:
    
     Монолог пророка Осии (Гошеа)
Мне голос Бога был: Осиа!
Гомерь-блудницу, Невлаима дочь
Возьми. Женись, Осия, сын Берии!
И я пошел. И взял ее. И в ночь
Зачали с нею сына  Израиля.

Потом еще детей мне принесла она:
Дочь Лорухаму, сына Лоаима.
Но не было ни ночи и ни дня,
Чтоб мысль: она была с другими, - 
Ушла, не мучила меня...

Она к другим - за хлеб и за вино,
За лен и шерсть, за серебро и злато
Ходила... Не ведая, что все оно,
Все мною добыто когда-то...
И мною, мною ей дано...

Не так ли ты, Израиль, моя страна,
Блудницей отдалась презренному Ваалу!
Других богов ты тешишь как она.
И как мужей, их у тебя немало...
Чужих богов ты принимаешь семена...

- Ты обручен со Мной был, Мой народ!
И Господу ты изменил, как мужу.
Забыв, что это Мной засажен огород,
Что это Я  тебя и в зной и в стужу 
Спасал. Что без Меня ты просто сброд.

Но день наступит и наступит час, 
Я лен и шерсть, что дал вам прежде,
И хлеб, и воду отберу у вас.
И праздной не исполниться надежде - 
За вины всех спрошу на этот раз...

И серебро, и злато, что князья
Истратили на идолов Ваала, - 
Все отберу, за все спрошу с вас Я,
Грехов Мной вам исчислено немало,
И чаша гнева переполнена Моя.

Блуд и вино, напитки и еда
Теперь для вас важней всего.
Но час придет - к вам постучит беда!
И вспомните вы Бога своего.
К Нему, как встарь, взыскуете тогда...

Вы кровью залили Галгал?
И на пути в Сихем,
На том пути, что Бог вам пролагал,
Зачем священников убили вы? Зачем?
Зачем ваш царь пред Богом лгал?

Зачем, священники, в Массифе, на Фаворе,
В Галгале, в Самарии, в Гиве, в Раме,
Зачем не держите вы двери на запоре?
Зачем вы идолами осквернили храмы?
Зачем к Ассуру вы свое несете горе?

Израиль, Иуда и Ефрем,
И даже малое колено Веньямина!
Зачем открыли вы ворота чуждым всем?
Зачем вы к Богу повернули спину?
И сделали Его для вас Никем?

Но день наступит, и  пути Господни
Для праведников распахнутся навсегда...
Неправедные же ни завтра, ни сегодня
Там не оставят своего следа...
Таков Закон: ни  з а в т р а, ни  с е г о д н я!

     Дуйсбург, 15 - 17 .12. 2002г.
     Не публиковалось.
    
    

   


    
         
___Реклама___
Простые способы укладки рулонного газона.