ЗАМЕТКИ ПО ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
сетевой
журнал еврейской истории, традиции, культуры
Редактор
Евгений Беркович
|
№11-12(72)
Ноябрь-декабрь 2006 года
|
|
|
Герои, праведники и другие люди. Из истории
Холокоста
|
|
|
Вторые
сутки, забывая об игре, они обсуждали выход немцев на перевалы.
Широта замысла, смелость исполнения, гибкость тактики… Ударить за
минуты до нас! Как узнали?.. Э, взяли языка - и узнали. А овцы?!
Додуматься, пустить отару, сообразив, что животные отыщут
тропинки!.. Кстати, это свидетельство того, что проводников из
местного населения у них не было.
|
|
Страшна
была судьба всех народов захваченной Европы, но Катастрофа евреев по
своим ужасным последствиям не сопоставима с их судьбой: еврейский
народ был обречен на исчезновение.
|
Смыслы Торы
|
|
|
Но если
еврей поддался давлению со стороны его преследователей и совершил
один из вышеназванных грехов вместо того, чтобы позволить себя
убить, его деяние расценивается как Хилул Хашем - осквернение
Божьего имени!
|
|
Йеѓошуа бин
Нун посылал в каждое место, которое он шёл отвоёвывать, письма, где
было сказано: кто просит заключить мир, пусть придёт и замирится;
кто пожелает уйти, пусть уходит; а кто захочет воевать, пусть
выступит на войну.
|
Иудейские древности
|
|
|
О Тебе в
час полуночной стражи
размышлял я под бессонным своим покрывалом.
К Тебе припадал, Ты был мне подмогою скорой.
Как птенец под крылом Твоим душа ворковала.
|
Израильские хроники
|
|
|
Именно такая неоднородность, миллионер и чиновник со средним
заработком, атеист и религиозный, строительный подрядчик и
университетский профессор-историк, видный адвокат и хозяин
авторемонтной мастерской могла удивить жителя любой цивилизованной
страны. Но не израильтян.
|
"Вы говорите про Ливан..."
|
|
Вера
израильтян в святость системы безопасности ещё раз доказывает, что
история ничему не учит. Французы так же верили Наполеону, немцы -
Гитлеру, русские - Сталину.
|
|
А уж как ни старался Израиль воздействовать на мировое общественное
мнение своим джентльменским поведением, как ни демонстрировал то,
что в применении к любому другому назвали бы "жестами доброй воли" -
и от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и из южного Ливана войска
вывел за международно-признанную границу.
|
|
Ощущение безопасности в СССР рождалось из представления о чудовищной
мощи советских военных и карательных органов. Ничего подобного нет в
демократических обществах. Все они находятся в состоянии
необъявленной войны с асоциальными элементами у себя дома и за
границей и ведут эту войну с переменным успехом
|
Глядя из Израиля
|
|
Эхо
недавней войны отразил израильский ваятель во внеконкурсном
произведении, сооруженном из останков катюш, приземлившихся в
Маалоте.
|
Памяти узников Сиона
|
|
Среди
сионистов было много верующей молодёжи. Их девиз: тора веавода -
вера и труд. В строящейся Палестине они показали себя с лучшей
стороны.
|
Возвращаясь к теме. О повести
Бориса Тененбаума «Генерал» |
|
Однако
дальнейшие раскопки обнаружили подтверждение мнения о необычно
сильных симпатиях Уингейта делу его еврейских подчиненных. Он,
например, публично поддержал идею создания еврейского государства,
что шло в разрез с принятой в то время политикой Великобритании.
|
Былое и думы
|
|
|
После
подавления первой русской революции Красин как-то растерялся и
временно отошел от партийной работы, прейдя на положение крупного
инженера, связанного по работе с известными немецкими фирмами.
|
|
Надвигалось
тридцатилетие клуба "Хасмонея". Еврейская общественность Львова
готовилась отметить и это событие, но в Европе фашисты пустили свои
щупальца, пала Австрия, Чехословакия, катастрофа надвигалась и на
Польшу.
|
|
Подсудимые, обвиненные в принадлежности к правотроцкистскому блоку,
оговаривали сами себя, произнося по ходу дела, словно примерные
школьники: "Позвольте дополнить!", "Разрешите, я ещё скажу!"
|
|
Агранов,
скорее всего, лично не пользовался костоломными методами. Не истязал
заключенных и не добивался у них признания в пыточных камерах. Он
работал с людьми уже сломленными.
|
|
Результатом
венгерского восстания было бегство из страны около 200 тысяч
человек, среди которых было много венгров еврейского происхождения.
Многие попали в Израиль.
|
Корни
|
|
У дедушки и
бабушки было очень много друзей, в основном, евреев, с которыми они
вместе работали. Особенно из ВНИИ Охраны Труда в 30-е годы.
|
Из рассказов штурмбаннфюрера
|
|
Оказалось, что с 44-го по 45-й большое количество людей, служивших у
немцев верой и правдой, желая спасти свою шкуру, а может и искренне
раскаявшихся, сдавались в плен. Эти товарищи до сборных пунктов не
доводились. Расстреливались на месте. Немцев в плен брали, "своих"
старались не брать.
|
Жизнь в науке, наука в жизни
|
|
|
В течение всего 20-го века волны эмиграции интеллектуалов одна за
другой устремлялись в западном направлении. Предела интенсивности
этот процесс достиг, когда еврейские ученые бежали из нацистской
Германии, в основном, в Великобританию и США.
|
К 90-летию академика Виталия Лазаревича Гинзбурга
|
|
Бомба оказалась спасительной во многих отношениях: она спасла
советскую физику от того разгрома, которому подверглась биология,
она спасла В.Л. Гинзбурга, когда его в 1947 году стали обвинять в
центральной прессе в идеализме, космополитизме и т.п.
|
Философия и культура
|
|
|
Процесс
изгнания трансцендентального из творческой сферы сопровождался общим
падением уровня культуры, неизбежным в эпоху, на знаменах которой
начертан лозунг всеобщего равенства.
|
|
Годы
1925-1929 - время напряженной борьбы за власть в партийном аппарате.
В советском обществе - разброд и шатания. Трибуна для некоего
нелепого "президиума всенародного собрания" да еще с кафедрой для
одиночного оратора (Троцкий мог бы воспользоваться такой трибуной,
но никак не Сталин) в планы Сталина никак не входила.
|
|
Особые отношения сложились у Бродского с Солженицыным. Известно
выражение Солженицына о том, что Бродскому полная отсидка его срока
в ссылке могла бы пойти на пользу. При всем этом очень удивительна
благорасположенность Бродского к А. И..
|
Галерея |
|
На многих
картинах Иофина - фонарь, освещающий пятно одиночества, отчаяния,
горя, любви, умирания. Беспощадный свет - свет памяти, свет
воспоминаний, совести, свет, демонстрирующий нам всю боль нашей
единственности, единичности: мы никому не нужны, только себе, а все
остальное - сумерки и мрак архитектурного безразличия к нам.
|
Читальный зал |
|
Действующие
лица повести Н. Воронель увлечены только собой, своей личной
светскостью, профессионализмом, комплексами и передовыми взглядами.
Возникает эгоистический гуманизм, направленный на себя, а не на
окружающий мир; декларируемая любовь к людям и животным
оборачивается их убийством.
|
В литературной мастерской |
|
Скорее
всего, Д.Самойлов, не зная языка, работал по подстрочнику,
составленному человеком, тоже недостаточно владеющим польским – во
всяком случае, стихосложением.
|
Музыка и мы |
|
Но вот на
родину мамы в город Каунас, так теперь стал называться бывший
губернский центр Ковно, Бенни не пустили. Придумывались различные
благовидные и неблаговидные предлоги.
|
|
Ужас
существования внутри тоталитарной системы был в том, что никто,
никогда, ни с кем, иногда даже внутри одной семьи, не мог быть
уверен в своём собеседнике. "Министерство правды", по Оруэллу, знало
всё…
|
Из цикла "Откуда и куда"
|
|
Иосиф Рабин
знал: любое серьезное обсуждение "еврейского вопроса", проблем
еврейского национального бытия и сознания в результате насаждаемого
антисемитизма стало восприниматься цензорами и редакторами
однозначно - как преступление, квалифицироваться угрожающе:
"сионистская пропаганда", "буржуазный национализм".
|
Опыты в стихах и прозе
|
|
|
В канун
очередного распределения в комитете беседовали с теми, кто выразил
желание принять в семью израильских детей. Понимая серьёзность этого
дела, Саймон хотел лично познакомиться с каждой семьёй, попытаться
понять, что ими руководит, каковы мотивы их поступка.
|
|
Ему было восемнадцать, когда он, лейтенант, закончив ускоренные
курсы артиллерийского училища, ушёл на фронт. Потом были военные
лихие годы - тысячи километров грязи, бомбёжки, обстрелы, госпиталя
и смерти...
|
|
К середине
августа Лёва ещё был не у дел. Он обошёл все отделы народного
образования города, архивы и библиотеки. С ним беседовали, читали
замечательную характеристику, которую написал директор его школы, но
никуда не брали.
|
|
Рассказ был
почти закончен. Оставалось немного: описать пробку, в которую герои
попали на главном шоссе, и сконструировать очень важную - в нее надо
встроить зародыш всего конфликта, всю подоплеку развития - беседу
между ними.
|
Стихи женским голосом
|
|
Губы сжав в скупой улыбке,
Бровь дугою подняв,
Сатана играл на скрипке
В центре преисподней.
|
|
Прощу
молчанье, правду, ложь,
Волненье, слабость, силу...
Прощу тебе, прощу тебя...
Прощу, но не простила.
|
Евреи в Германии
|
|
|
У каждого
дома, в котором жили и подверглись депортации и уничтожению евреи, в
тротуар монтируется камень с латунной плиткой размером 10х10 см с
указанием на ней фамилии и имени жертвы, даты рождения и даты и
места смерти.
|
|
Имя Пушкина
в Германии широко известно благодаря бутылке, напоминающей
прозрачный кусок льда, с изображением медведя на горлышке и надписью
на этикетке "Водка Пушкин".
|
Среди народов
|
|
|
Кошмарный,
кровавый, как учили нас, диктатор Испании Франсиско Франко, по
некоторым данным, происходивший из "маранов", сумел вытащить из-под
адской машины уничтожения, запущенной его союзником Гитлером,
десятки тысяч евреев Европы.
|
Иудео-христианский диалог
|
|
|
Отправляя
12 апостолов нести в массы свое учение, Иисус так их напутствовал:
"На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; А
идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Мт. 10:6). То есть -
никаких контактов с неевреями, никаких с ними речей, проповедей,
разъяснений не вести. Только и только со своими - с евреями.
|
|
Две
тысячи лет идет полемика между иудаизмом и христианством по вопросу
о том, как бороться со злом. По большому счету - так мне видится -
это единственная серьезная проблема, по которой две религии
радикально расходятся.
|
|
Но тогда
что нам остается обсуждать? Совместные социальные проекты,
героические поступки праведников, спасающих людей других вер, вместе
протестовать против войн и насилия? Но может ли быть такое
взаимодействие быть названо межрелигиозным диалогом в полном смысле
слова?
|
Грех антисемитизма
|
|
|
Кутаисское дело было первым таким процессом в России после судебной
реформы 1864 года, то есть впервые суд проходил открыто, решение
должны были выносить присяжные заседатели, потому оно приобрело
громкое общественное звучание.
|
|
Не хотелось
бы проводить аналогий между эмиграцией евреев из фашистской Германии
и из СССР, но напомним - это общепризнано, сколь много потеряла
Германия и, соответственно, приобрели другие страны от еврейской
эмиграции из рейха.
|
Быть евреем
|
|
|
Так за
какие заслуги Бог избрал именно нас? Или, опять же для атеистов:
почему современники верили в это? Ветхий Завет свидетельствует: мы
вовсе не соблюдали Божественных заповедей, потому в конце концов
оказались вечными странниками без родины.
|
Свое мнение - дискуссионный клуб
|
|
|
Глубоко
мирные евреи оказались отличными воинами и занимали высокие
должности в исламских войсках. Среди них были великие визири,
министры финансов, организаторы хозяйства и торговли, архитекторы и
т.д. Евреи принимали участие в строительстве многих арабских
городов.
|
|
Корове
место в хлеву, а не в храме, демократии - в управлении государством,
а не на поприще нравственности. Демократия должна быть нормативной,
знать предел своей компетенции, в сферу морали, в
семейно-нравственный интим не встревать, "моральную свободу"
обществу не навязывать.
|