Давид Гарбар Библейские герои
Несколько слов от автора
Появление этих материалов (особенно стихотворных) и для меня самого явилось неожиданностью. Может быть кто-нибудь из моих читателей знает, что по своей основной профессии я геолог, т. е. «историк Земли». А не историк людей. Правда, всю жизнь история была одним из моих увлечений.
По приезде в Германию я с особым удовольствием принялся за изучение древней истории (и древней истории Иудеи, в частности). Все узнанное, понятое и продуманное я стараюсь передать моим читателям и слушателям. С этой целью я уже почти 2 года читаю лекции по истории еврейского народа. Сначала это был цикл лекций по «истории евреев в России и Российской империи». А теперь уже по «всеобщей истории еврейского народа». Читаю - где попросят.
В процессе подготовки к этим лекциям мне пришлось ознакомиться с большим количеством разнообразной литературы. «Учителя» у меня были замечательные: М. Грант, П. Джонсон, Ф. Кандель, М. Ойербах, М. Стейнберг, И. Телушкин, И. Флавий, Р. Шейндлин, Г. Шолем, Э. Шюре, Ш. Эттингер и многие, многие другие. Ну, и конечно, Библия (Танах, Вехий Завет,). Многое стало понятнее, ближе. Но, тем не менее, какие-то вопросы остались. И даже появились новые.
И вдруг произошло чудо: герои древности заговорили! Они ожили, стали призносить свои «монологи». Я их услыхал. Выслушал. Они стали понятнее мне. И ближе. Так произошло мое единение с Историей моего Народа.
Многое из прочитанного встает передо мной в виде реальных картин. А описанные там персонажи оживают, начинают говорить. Я слышу их голоса, мне кажется, понимаю их переживания, страсти. Я уважаю и презираю некоторых из них, люблю и ненавижу. Я ими восхищаюсь. Я им сопереживаю. Они окружают меня, разговаривают, спорят, ссорятся. Они живут.
Так родились «монологи» этих людей. Именно людей, ибо «ничто человеческое не было им чуждо». Возможно, они были иными, думали, действовали и говорили иначе. Возможно. Но я вижу их такими. Слышу их так.
«Монологи» завершены (?.) Может быть, выйдут отдельной книжкой. А цикл эссе под названием «Библейские герои» только начинается (под названием «Краткие истории из еврейской истории» многие из них публикуются в газете «Круг»). Я пишу этот цикл и сам не знаю, когда и чем он закончится. Хотелось бы, чтобы это длилось дольше. Хотелось бы.
С уважением,
Давид Гарбар
ВступлениеИзраиль - виденияУпала ночь на древние холмы
И тени предков опускаются на землю...
Пять тысяч лет... Но рядом, рядом мы.
Я вижу их. Я слышу их. Я внемлю...Упала ночь на землю Палестины.
На небе звезды – доставай рукой...
И снова прошлого картины
В мой нынешний врываются покой...Что видится сквозь марево веков,
Кто на свидание ко мне приходит:
Вот Авраам с семьей и парою быков
Из Вавилона в дальний путь выходит.Вот Иосеф, запроданный как скот,
Влачится в рабство выжженной пустыней.
Вот Моисей толпу рабов ведет,
Чтобы создать народ, живущий и поныне.Девора и Варак, Саул и Самуил,...
Пророки, воины, святые и святоши...
Встают из праведных могил
И на свидание ко мне приходят тоже.Вот Хасмонеи шумною толпой
Роятся у подножья трона.
Вот Ирод – вознесен судьбой,-
В Мецаде держит оборону.Вот легионы римские – в орлах
По Галилее к Храму держат путь.
Вот Флавия, плененного, в цепях
Ведут к Веспасиану – присягнуть...Вот, вот и вот... – десятки славных лиц
Передо мной проходят как в кино...
Я вижу, слышу их. И я склоняюсь ниц.
Благодарю Тебя за то, что мне дано.P. S. Они проходят чередой,
Уходят вдаль...
Светает. Встреча кончилась...
А жаль...
Дуйсбург, 2000 - 2001г.История первая : Авраам и Исаак – мифы и коллизии.
Имена и деяния Праотцов – Патриархов Авраама (Аврама), Исаака (Йцхака) и Иакова (Йаакова, Яакова) падают на второе тысячелетие до новой эры. До сих пор среди ученых не утихают споры о том были ли эти люди связаны кровным родством, как о том пишет Библия; были ли они главами трех независимых кочевых групп, кланов, родов и существовали одновременно, базируясь соответственно, на Хеврон, Беер-Шеву и Шхем; что означают и откуда происходят их имена; да и вообще существовали ли они как исторические личности или являются собирательными образами, введенными в историю составителями Библии.
Как пишет Майкл Грант, «Фигуры Патриархов обросли множеством легенд, столь анахроничных, противоречивых и этиологичных, что невозможно даже уверенно утверждать, что Патриархи вообще существовали – так же как, может быть, никогда не существовали известные из греческой мифологии Агамемнон и Менелай. Не исключено, что их имена являются наименованием семей, кланов или племен, групп племен или части племени, даже ханаанейских богов, но не конкретных личностей. И все же предания единодушны, и поэтому пока разумнее считать, что Авраам, Исаак и Иаков были реальными личностями...» ( М. Грант «История древнего Израиля», стр. 38. М. Терра, 1998). А вот, что пишет уже другой специалист в этой области, рабби Йосеф Телушкин: «в глазах евреев патриархи – не отдельные и смутные исторические фигуры, но часть их (евреев-Д.Г.) повседневной религиозной жизни. Молитва «Амида», которая произносится трижды в день, начинается так: «Благослови Ты, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова» (р. Й. Телушкин, «Еврейский мир». Москва – Иерусалим, 1995 – 5755. стр.17).
Но читая Ветхий Завет, разбираясь в книгах, опирающихся на него, мы видим реальные фигуры Праотцов, сходство и различия их Характеров и Судеб, видим великие и трагические коллизии , сквозь которые они прошли. И учимся. Учимся у них.
Вот Авраам – чрезвычайно сильная, мощная и деятельная натура. Первый человек, порвавший с политеизмом. Монотеист, подтвердивший свою веру многократно, ценой огромных жертв и усилий, ценой трагических поворотов своей судьбы.
Услыхавший Б-га, поверивший в него, он не побоялся не только отринуть прежних богов, но и выступил против них, разгромив идолов в лавочке своего отца, торговавшего ими в Харране (Вавилония). Интересно как он ответил отцу, обнаружившему это «побоище»: « Если они не могут защитить самих себя,- значит мы выше их. Почему мы тогда должны им поклоняться?».
Вера Авраама сильнее тяги к благополучию. И он, похоронив в Харране отца Фарру (Тераха), бежит от разгневанных соплеменников, прихватив с собой жену и племянницу Сарру и племянника Лота. Бежит в землю Ханаана. Но и там нет ему места. Он ведь «иври» - «пришелец с той стороны», он ведь «хабиру» (хапиру, апиру) –«беженец», временный житель, своего рода «Kontingentfluchting“. И он перемещается со своими стадами, семьей, нехитрым скарбом: Шхем и Бейт-Эль, затем Египет и опять в Ханаан – в Хеврон, Герар, Беер-Шеву, Селиму.
Но это все привычные тяготы – тяготы кочевника. Есть беда и пострашнее – бесплодие Сары ( Саррой – «владычицой» она стала только после рождения сына, как и Аврам превратился в Авраама – «отца множества»).
Конечно, от служанки Агари (Хагари) он имеет сына – Исмаила (Измаила). Но Сара...
Правда, Б-г обещал им сына. Но Авраму уже 99, а Саре 90. Поэтому – то она и рассмеялась в ответ на слова Ангела. Но Б-г выполняет свое обещание: дает им сына Исаака, продолжателя рода, наследника. Но в доме тринадцатилетний Исмаил... И опять коллизии. Жизнь жестокая вещь - Исмаил и его мать по настоянию Сарры изгнаны и едва не погибли в пустыне (Б-г спас их и сделал так, чтобы Исмаил стал родоначальником арабов). Казалось, жизнь налаживается.
Но Б-г, Б-г Авраама требует в жертву Исаака. Исаака!
И Авраам, Авраам, - который еще недавно во время конфликта вокруг Содома спорил с Б-гом, этот самый Авраам покорно ведет своего единственного сына на гору Морию (Сион), что в Иерусалиме, и готовится принести его в жертву. Его – своего теперь уже единственного сына! Что может быть страшнее и горше...
И тут происходит Чудо! Ангел, посланный Б-гом, останавливает занесенную над сыном руку с ножом. Руку отца. Руку Авраама! Вот что пишет по этому поводу уже цитированный рабби И. Телушкин: «Если сегодня мы считаем жертвоприношение ребенка, мягко говоря, аморальным, то именно потому, что это запрещено Библией... Тысячелетиями в самых разных обществах по всему миру практиковались человеческие жертвоприношения... Столетия после Авраама царь Моава, придя в отчаяние от невозможности предотвратить победу израильтян, взял «сына своего первенца, который должен был стать царем после него, и принес его во всесожжение» (Млахим 11, 3:27). И когда Б-г потребовал принести в жертву Исаака, Авраам был, вероятно, больше удручен, чем удивлен – ведь ему неоткуда было в то время узнать, что людям не следует приносить в жертву своих детей; и конечно, он слыхал, что его соседи так делают»(стр 21).
Но Б-г не принял жертвы. Он испытал Авраама. Но жертвы не принял. Вот голос Ангела: «Авраам! Авраам! Не заноси руки твоей на отрока и не делай ему ничего».
Отныне Человечество вошло в новую эру – эру гуманизма. Человеческая Жизнь отныне самоценна и неприкосновенна! И первым здесь тоже Авраам.
Но жизнь не кончена и испытания еще впереди.Через семь дней, не выдержав вести о возможной гибели сына, умирает Сарра. Его Сарра! И он, Авраам хоронит ее в Хевроне, в купленной у «некоего Евраима за сорок сиклей» пещере Махпела. Отныне эта пещера станет их фамильной усыпальницей: потом в ней упокоится и сам Авраам.
Можно еще много рассказывать об Аврааме (он ведь прожил 175 лет). Главное сказано
Но вот еще одно – «акеда» («связывание Исаака»). Вот что пишет об этом рабби И.Телушкин: «Понятие «акеда» стало в еврейской жизни очень важным: оно символизирует готовность евреев, если необходимо во имя Б-га, приносить в жертву свою семью и собственную жизнь» (стр. 22). Святой Августин видел в этом обряде классический пример «беды ниспосланной, чтобы испытать нас», а датский философ Сёрен Кьеркегор считал, что этот эпизод свидетельствует о «непреодолимой бездне, разделяющей обычную человеческую мораль и мораль Бога».
На фоне Авраама «Исаак выглядит весьма пассивной фигурой. Возможно, его «заторможенность» - результат психологической реакции на почти состоявшееся приношение его в жертву на горе Мория собственным отцом (ему ведь в это время было уже больше 25 лет. Д.Г.). Он, очевидно, не склонен к самостоятельным решениям. Жену Ривку (Ревекку. Д.Г.) ему находит и приводит к нему отцовский слуга Элиэзер. Именно Ривка, а не сам Ицхак, приходит к выводу, что продолжить религиозную линию их рода способен младший сын Яаков(при родах Яаков вышел из чрева матери, держась за пятку Эсава. Д.Г.), а не первенец Эсав», - так считает рабби И. Телушкин (стр. 17). Исаак плохо видит («Слезы ангелов» выжгли ему глаза) и не замечает подмены Эсава Яаковом – «Голос- голос Яакова, А руки, руки Эсава» (Брейшит 27:22). Он страшно переживает, боясь мести Эсава Яакову за украденное «первородство» и счастлив тем, что Эсав простил брата и миролюбиво встретил его после возвращения из Вавилонии. Судьба подарила Исааку нелегкую, но долгую жизнь. Он прожил 180 лет. И был вторым Праотцом еврейского народа.
И Исаак, и его жена Ревекка похоронены в Хевроне, в фамильной усыпальнице.
Вот краткая история Авраама и Исаака. О Яакове надо вести речь отдельно.
А теперь предоставим слово самим «библейским героям» - так как я их услышал.
Монолог праотца Авраама
м и н и п о э м а
Мой славный Исмаил, любимый Исаак!
Мне кажется, мое приходит время.
Недолго мне нести еще земное бремя.
Я вспоминаю прошлое. Итак.Перебираю юности года:
Вот мы с отцом бредем долиною Евфрата,
Похоронив в Халдее брата.
Туда мы больше не вернемся никогда.Вот мы с Нахором выбираем жен.
Вот оба вводим в дом своих племянниц.
Которых Бог послал нам в качестве избранниц:
Я Сару выбрал, Мельху - он.
Вот и Харран. Вот лавка,
Где отец торгует сонмищем кумиров.
Он верит, что кумиры правят миром,
И идолы стоят от пола до прилавка.Но молоток в руке. Удар, еще удар!
И идолы летят с помоста.
Нет, я не сумасшедший, - просто
Мне Богом знанья дан бесценный дар.Отец: Как ты посмел! Ведь это бог!
А я в ответ: Так в чем же дело!
Коль это бог, так что же так несмел он,
Что даже защитить себя не смог?Отец! Отец! Мне жаль тебя!
Я огорчил тебя. Ты разорен. Ты болен.
Да и народ в Херране мною недоволен.
И я бегу, едва лишь схоронив тебя.Куда бегу? Куда укажет Бог.
Он мне является, он говорит, он указует.
Я в Ханаан бегу - “мне в спину ветер дует”.
Со мною Лот. Он мне в пути помог.Мелькают дни, селенья, города:
Вот Шхем, Бейт-Эль, шатры, лачуги.
Но я везде чужой. И тщетны все потуги.
Мне нет пристанища нигде и никогда.И снова дальний путь: Египет, фараон.
Чужой среди чужих... И Сара, Сара!
Нет, фараон! Она тебе не пара!
Вон из страны проклятой! Вон!И снова Ханаан. Теперь Хеврон,
Стоянка у Огига. Дни и ночи.
Бесплодье Сары. Выплаканы очи.
И снова к Богу... Нам поможет Он!Красавица Агарь! Мой Исмаил!
Я виноват пред вами! Виноват!
И тем моя вина мне тяжелей стократ,
Что изменить ничто в ней нету сил.И Бог казнит меня: Исаака моего
Он требует на жертвенник. К Закланью!
Я должен сам, вот этой самой дланью
Его зарезать. Сам! Его!
Три дня пути. Три страшных дня!
Как вспомню,- сводит дрожь колени!
Ну, вот и Мория. Ни деревца, ни тени.
Прости мой сын! Пусть Бог возьмет тебя!И вдруг как будто бы железная рука
Меня схватила за запястье!
И голос! О, какое счастье!
Мне не забыть его ввека! !Я говорю тебе, мой Авраам, любя:
Мне жертва не нужна такая.
Да не прольется больше кровь людская!
Прости меня, я лишь испытывал тебя!А дальше. Что же дальше. Исаак, акеда снята.
Овца на жертвенном огне. Благодаренье Богу.
Ночь на горе. И вновь в обратную дорогу.
А дома мать в слезах. Она права. Ее обида свята.Потом... Потом Хеврон, пещера Махпела.
Там Сарра спит. И ждет. Да, ждет меня.
Но знайте, дети, не было и дня,
Чтобы меня вина пред нею не гнела.Мой дорогой Исаак! Мой славный Исмаил!
Мне кажется, мое приходит время.
Недолго мне еще носить земное бремя.
Благословляю! Я вас всех любил...Дуйсбург. 2001г.
Монолог праотца Исаака
м и н и п о э м аОх, “слезы ангелов”! Вы выжгли очи.
В кромешной тьме влачу я дни.
Лишь Бога моего горящие огни
Мне освещают дни и ночи.Но чем темнее явь, тем явственнее тень.
Картины прошлого роятся предо мной.
Нет, я не обойден судьбой.
Но помню каждый год и каждый день:Ребенок долгожданный, Божий дар,
В кругу семьи, среди шатров Авраама.
Вот Исмаил, мой сводный брат, вот мама.
Все в мире хорошо... И вдруг, - удар!Агарь и Исмаил исчезли со двора!
Куда, зачем, в чем дело? Объясните!
Теперь известно мне куда тянулись нити...
Ну, а тогда... Прощай бездумная пора...Но все проходит. И всего быстрее детство.
Мне двадцать пять. Мир светел и велик.
Прекрасно все вокруг.Чудесен каждый миг.
Да, время - удивительное средство.И вдруг отец: Сбирайся, сын!
Наш путь в Сион. Там жертву Богу
Мы принесем. Итак, в дорогу!
Выходим. С нами слуги, мул и псы.Три дня пути. Три долгих жарких дня.
Вот Мория и жертвенник. - Отец!
Готово все, но жертва где, здесь нет овец?
Ты жертва, сын! - Ты принесешь меня?!Да, сын! Так хочет грозный Бог!
Он дал тебя. И он тебя берет.
Я вижу как дрожит отцовский рот.
Что я ему в тот миг ответить мог?!Кто принесет меня, отец? - Я сам!
Я сам. Вот этими руками. Я сам!
Рыданье в голосе. Я вам не передам.
Ложись, мой сын. Я сам. Я сам.Отцовская рука. И нож! Закрыть глаза!
Вдруг глас с небес: Людской не надо крови!
Я испытал тебя! И веры, и твоей любови
Достаточно! - И тишина. И неба бирюза...Овца на алтаре. Благодаренья миг.
Я жив! Я Богом возвращен на землю!
Я вижу небо! Птицам внемлю!
Отец! Передо мной седой старик...И путь назад. Три долгих трудных дня.
Рассказ отца. И жуткий мамин крик...
Мне показалось,- будто в этот миг
Еще раз в жертву принесли меня...Семь дней. И мамы больше нет.
Не выдержало сердце боли.
Кто виноват? И волей иль неволей
Нам перед Богом за нее держать ответ.Но все проходит, как проходит век.
Мне сорок лет. Слуга привез Ревекку.
Она из нашего Харрана. Ведь отвеку:
“Среди своих будь брошен, человек”.Недолго тешился отец. Бог не забыл его.
Взамен Ревекка дарит сыновей.
Их двое. Родились не без затей:
За пятку Иаков держит брата своего.Как различить мне сыновей,
Когда глаза почти не видят ничего?
Лишь по руке,- рука Исава моего
В густой шерсти,- хоть косы вей.Исав наш первенец. И божья благодать
Ему должна быть отдана по праву.
Но Ривка! Иаков больше ей по нраву,-
Решила первенство Иакову отдать.А я! Ну, пусть глаза не видят ничего!
Но уши! Уши слышат: не Исава голос!
Ну, а рука?! А этот длинный волос!
И первородство отнял я у сына своего!Но добр Исав! Нас всех прощает он.
Вернись, мой сын. Мир дому твоему.
Утешен я детьми. Но почему
Все вспоминаю Морию, Сион ?!Ох, “слезы ангелов”! Не вижу ничего!
В кромешной тьме проходит жизнь моя.
И лишь усну,- все то же вижу я:
Отцовский нож у горла моего!Дуйсбург, 2001г.
___Реклама___