|
|
Номер 5(96)
Май 2008 года
|
|
|
Грех антисемитизма
|
|
Национал-социалистические студенты не только сжигали
книги или бойкотировали еврейских лекторов. Они
активно вмешивались в решения ректоратов, когда те
восстанавливали еврея-фронтовика на работе.
|
|
Герои, праведники и другие люди. Из истории Холокоста
|
|
Среди тех кто
спасал евреев в эти страшные годы мы найдем рабочих
и крестьян врачей и педагогов, ученых и священников.
Как пишет И.Левинсон, в архиве Еврейского музея
Литвы имеются 143 свидетельства о том, что литовские
священники – литовцы, поляки, белорусы и русские по
происхождению просили своих прихожан спасать евреев.
Красноречивы фрагменты из воспоминаний ряда
свидетелей Катастрофы.
|
|
|
Что восхищает
в Михаиле Гебелеве?
Во-первых, то, что он работал и действовал в
сложнейших условиях, в условиях гетто. Во-вторых,
это был исключительно смелый, дальновидный человек,
который боролся не только за свою свободу, не только
за свободу тех людей, которые были согнаны в гетто,
которых унижали, уничтожали, он боролся за свободу
Беларуси, своей страны.
|
|
|
Судзуки принял
в одном из известных гостевых помещений МИДа,
Павильоне Иикура, супругу Сугихара Тиунэ, а также и
старшего сына покойного дипломата с супругой.
Судзуки принес им свои извинения за недостойное
поведение МИДа и вместе с тем выразил восхищение
тем, что Сугихара Тиунэ, нарушая при этом указания
руководства МИДа, исходя из гуманных стремлений,
выдал визы беженцам-евреям во время пребывания по
работе в Каунасе.
|
|
Быть евреем
|
|
Израиль
победил своих врагов потому, что его армия, его
народ насчитывали всех нас и еще шесть миллионов.
Они вернулись сюда издалека, поверх звезд и крыш, из
разных времен, от разных очагов, чтобы одновременно
пережить и воскресение начала, и воскресение конца.
Наполнили собой Храм, став его огненным подножьем.
|
|
Иудейские древности
|
|
Сакраментальное число 3 часто сопутствует
трагическим «встречам» в еврейской истории. Три
войны с Ассирией, три войны с Вавилоном, три войны с
Римской империей. В конце концов, однако, рушились
непобедимые страны, что противоречило законам
логики. Евреи же восставали из пепла.
|
|
|
Чья обитель на
горе святой?
Кто в шатрах Господних покой обретет истинный?
Праведник, сердцем простой,
делами добрый, речами искренний.
|
|
Израильские хроники
|
Шестидесятилетию Израиля посвящается
|
|
21 января 1945
года Деген не покончил с собой только благодаря
тому, что потерял сознание, хотя Ион убежден: то был
Божий промысел. Товарищи по оружию нашли юношу на
залитом кровью снегу в очень странной позе:
перебитой рукой, к которой прирос парабеллум, Ион
будто показывал, с какой стороны должен зайти танк,
чтобы его втащили в люк механика.
|
|
|
Тёплый цвет
камней Мецады,
Воздух замер, жаркий день...
Что ещё, казалось, надо?
Тень! Глоток воды и тень!
|
|
|
Осуждали их по
одной, 58-й статье. Помимо традиционного обвинения
во «враждебной настроенности к политическому строю в
СССР, антисоветской агитации, осуждении национальной
политики Советского правительства, клевете на
руководителей ВКП(б) и Советского государства»
шестерым из них инкриминировалось «восхваление
внешней политики государства Израиль».
|
|
|
Все что нам
остается – быть твердыми в нашей доброте. Быть
твердыми в иудео-христианских ценностях. Которые
говорят о том, что с пришельцем нужно поступать
гуманно. Будем так делать и дальше, только не
забудем – от добра добра не ищут. Не надо надеяться.
|
|
Былое и думы
|
|
Никто, кроме
зарубежных историков и советских диссидентов, не
знал, что старые специалисты были так же честны, как
новые. И никто ввиду ясности причин чистки
поколению, которое чистили, не искал объяснения
беспрецедентному даже по масштабам восточных
сатрапий массовому уничтожению людей с независимым
мышлением. Фразы, навязанные Жукову, неверны
буквально в каждом слове.
|
|
Жизнь в науке, наука в жизни
|
|
Вполне возможно, что всего один
левит с гаплогруппой R1a1 в средние века «прошел
бутылочное горлышко популяции», как деликатно
говорят популяционные генетики. По простому – чудом
выжил из всей популяции на данной территории,
спасся, и дал начало новой генеалогической линии.
Естественно, левитов. Вот и оказалось, что в
настоящее время три четверти евреев-ашкенази с
гаплогруппой R1a1 – потомки левитов.
|
|
|
Наряду с проблемами экономической эффективности
автоматизации, Арон Каценелинбойген в эти же годы
(1957-1959) начал больше уделять внимания математике
в экономике. Но его интерес к математике был скорее
гуманитарный, нежели технический. Он хотел увидеть
философскую подоплёку математических методов, понять
их концептуальное значение. С этим связан его
интерес к линейному программированию и множителям
Лагранжа как физической величине, концептуальная
суть которых не была понята физиками.
|
|
|
Вклад Семена Городинского в создание средств
индивидуальной защиты и защитных покрытий для
атомной промышленности трудно переоценить. Широкое
их внедрение в практику привело к резкому снижению
поступления вредных веществ в организм работающих и
снижению профессиональных заболеваний в атомной и
некоторых других областях промышленности.
|
|
|
Люди, общавшиеся с И.И. Гельпериным постоянно
подчеркивали его тактичность и доброжелательность.
По общему признанию, с ним было легко и приятно
работать. Друживший с И.И. Гельпериным академик И.В.
Петрянов-Соколов сказал о нем: «Иосиф Ильич сам не
представляет, как много он сделал».
|
|
|
|
Подробно
описывалось, как евреи безропотно шли в газовые
камеры, как одни умирали с именем Всевышнего,
сохраняя достоинство и утешая отчаявшихся, другие
безвольно и обречённо, повинуясь инстинкту «как
все». Уже в Израиле, те из них, кто остался в живых,
испытывали что-то вроде чувства вины за перенесённые
страдания, держались тихо и старались оставаться в
тени. Вместе с выражением сочувствия, их упрекали в
бездействии и покорности, не свойственной «гордым
сабрам». Улица даже дала им кличку: «мыло».
|
|
|
Судьба Ильи
Эренбурга – это судьба ассимилированного еврея, ещё
ребёнком вывезенного из окружённого чертой оседлости
Киева в Москву, в “большую русскую жизнь”,
сознательно воспитанного родителями вне еврейской
традиционности. Скорее всего, будь воспитан Эренбург
в патриархальном еврейском духе, Эренбурга, которого
мы знаем, просто бы не было.
|
|
|
Полуправда –
самый изощренный вид лжи. Письмо Эренбурга Сталину
было, конечно, «верноподданническим» - а как иначе?
Таковы были правила игры, и нужно обладать
специфическими (скажем так) моральными качествами,
чтобы использовать это в качестве обвинения post
mortem. На упоминании о письме кончается элемент
правды в сообщении г-на Батшева. Ибо в этой истории
умолчание – не просто ложь, а гнусная ложь.
Фальсификация.
|
|
Музыка и мы
|
|
Почему еврейский композитор?.. Кому
выгодны и нужны эти национальные определения?.. Для
чего эти национальные бирки? Очевидно, что власть
была расчётлива — делала широкий жест: “Вот,
смотрите, у нас нет антисемитизма!”, а на самом-то
деле, никогда не забывала, что “еврейский вопрос”
решён не до конца. В нужный момент такой ярлык ещё
как мог ей пригодиться. Слово “еврей” сделали, если
не ругательным, то оскорбительным и подтекст его был
определённый: отщепенец, изгой.
|
|
|
Логически продолжая запретительную
линию, следовало бы подумать, прежде всего, о
Вагнере, музыка которого стала своего рода эмблемой
нацистского государства. В самом деле, увертюрой к
опере «Риенци» открывались и закрывались нацистские
партийные сборища. Гитлер в большой степени считал
себя новым Риенци (из этой идеи происходит
комический – сегодня! – портрет Гитлера в доспехах).
|
|
Опыты в стихах и прозе
|
|
Спиридона хмырь этот уже подтащил к самому выходу.
Но он, бедолага, не отрывает глаз от игры. Одна у
него забота, как там наши? Три секунды! Еcть ещё
надежда. А там пусть штрафуют, пусть лишают отпуска,
пусть хоть в тюрьму сажают. Главное - выиграть.
|
|
|
Дальше как у
всех. Оперировали. Ноги не протянул. В реанимации,
правда, тронулся. Выступал на иврите (так мне
казалось) в споры с персоналом. Разоблачал
профессора, де он возглавляет шайку бандитов: за
операцию берут огромные деньги с государства, а
ничего не сделали, только порезали грудь.
|
|
Иудео-христианский диалог
|
|
«Беседа»
разворачивается вокруг вопроса: «Является ли иудаизм
этнической религией, и если нет, то, как понимать
вопрос о плоти, крови, генеалогии, семье, народе в
иудаизме?». Вопрос же о вхождении в Израиль решается
учением Торы об Израиле как о «семье», которая знает
блудных сыновей так же как и церковь.
|
|
Политика и общество
|
|
Зависть расцветает пышным цветом, когда равенство
выдвигается на главное место в шкале ценностей. Если
общество пишет на своих знаменах лозунги всеобщего
равенства, можно с уверенностью предсказать, что
добром это не кончится. Очень скоро выяснится, что
поставленная цель – химера, ибо никакое
перераспределение богатств, никакие перестановки в
социальной иерархии не в состоянии сделать людей во
всех смыслах одинаковыми.
|
|
Свое мнение - дискуссионный клуб
|
|
В исламском обществе евреи выдвинулись как искусные
ремесленники, торговцы, финансисты, ученые и поэты.
Этому в значительной мере способствовал тот факт,
что арабы-завоеватели, бывшие, прежде всего, воинами
и администраторами-оккупантами, создали динамичную
инфраструктуру коммуникаций востока и запада, севера
и юга захваченных ими регионов бывшего античного
мира.
|
|
|
Насколько
трудно современному ученому признать новые для него
понятия, новые источники энергии, с которыми он
ранее не сталкивался? Но физику стоит вспомнить, что
в основе того же стола, который он видит, щупает
руками и воспринимает как твердый объект, находятся
микрочастицы, обладающие одновременно
противоречивыми свойствами волны и корпускулы.
|
|
|