Kushner1
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Гостевая Форумы Киоск Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Январь  2007 года

 

Борис Кушнер


Второе открытое письмо И. Р. Шафаревичу[1]

 

 

 

Уважаемый Игорь Ростиславович!

 Недавно один из моих московских друзей прислал мне копию Вашей новой статьи «Русофобия: десять лет спустя»[2], где, среди прочего, Вы сделали несколько замечаний и в мой адрес. Поводом для этих замечаний послужило моё открытое письмо, направленное Вам в мае 1988 года[3].

 Как и в 88 году, у меня нет большого желания вести  достаточно бесплодную дискуссию с Вами, тем более, что я уже изложил своё мнение и прошедшие четыре года его отнюдь не изменили.

 Не удалось мне проникнуться и космическими масштабами Вашей деятельности, о коих Вы скромно сообщаете на первой же странице Вашего нового сочинения: 

 «После долгих (и, добавлю, совсем не напрасных – Б.К.) колебаний мы с друзьями решили распространять её («Русофобию» – Б.К.) в самиздате, надеясь, что из десятков экземпляров хоть несколько уцелеет и донесёт до потомков это  свидетельство о нашем времени».

 Не сомневаюсь, что потомки найдут более впечатляющие свидетельства нашего времени и что История не будет измеряться вехами вроде «Русофобия: 200 лет спустя», «Русофобия: 300 лет спустя» и т.д. К сожалению, характер некоторых Ваших замечаний, задевающих национальное достоинство моего народа, не оставляет мне выбора.

Поскольку Ваша статья опубликована, позвольте мне и это письмо считать открытым.

 

1. Я уже писал Вам и без колебаний повторю сейчас: я чувствую Вашу боль, признаю её подлинность, уважаю Вашу любовь к Вашему народу, неотъемлемое Ваше право открыто обсуждать (в терминах и выражениях, которые Вы находите нужными) его национальную трагедию. Нет никакой необходимости ломиться в открытую дверь и переадресовывать мне мои же слова (как Вы это делаете на стр. 138), а тем более говорить о каком-то «круге» («малый народ»?!), взгляды которого я «выражаю». Неудобно сообщать Вам такие тривиальности, но я всегда выражаю свои собственные взгляды, да и Вас трактую не как «представителя», а персонально, сохраняя, несмотря ни на что, личную симпатию к Вам. Да, я ощущаю и всегда ощущал себя евреем (и, простите, просто евреем, а не русским евреем) и поэтому меня глубоко оскорбили Ваши «изыскания» в еврейской истории и традициях. Ведь Вы даже и Святое Писание не пощадили: видимо  «не произноси всуе» является для Вас всего лишь ещё одним Ветхозаветным хламом.

 Я и сегодня могу повторить то, что писал в 1988 году. Высказывания о русском народе, которые Вы цитировали в «Русофобии» и приводите теперь, возмутительны. Они не по совести. Я не верю в злой умысел писавших, тем более в способность их сочинений подорвать веру русского народа в свои силы (как Вы опасаетесь), но в любом случае мне стыдно за моих соплеменников, взявших на себя тяжкий этот грех. Но разумно ли отвечать грехом на грех, не то же ли самое чёрное дело делали Вы, когда на многих страницах «Русофобии» обливали грязью историю и традиции еврейского народа, начиная с библейских времён. Да, да именно еврейского народа, а вовсе не «некоторого течения еврейского национализма», как Вы теперь настойчиво утверждаете[4].

 Интересно, кстати, о каком «еврейском национализме» может здесь идти речь, ведь сам термин предполагает хоть какие-то национальные чувства и цели[5].   Литераторов же и публицистов, имевшихся в виду выше, характеризует, как правило, полное отсутствие национального самосознания. Многие со мной не согласятся, но я полагаю, что для всех сторон было бы лучше, если бы люди, о которых мы сейчас говорим, обратили свою энергию и способности на свои национальные проблемы (каковых более чем достаточно) или, в крайнем случае, занялись бы каким-нибудь нейтральным и полезным делом. Не лучше ли бы было и Вам, Игорь Ростиславович, оставить в покое еврейские традиции? Ведь «Умом Россию не понять» относится отнюдь не только к России. Вам тоже нашей традиции, нашей души не постичь и самое добросовестное штудирование трудов профессоров Тель-Авивского Университета здесь не поможет.

 Публичное обсуждение «Русофобии», кажется, не прошло для Вас даром. Осознав, видимо, что брань всё же не самый сильный аргумент, Вы стали осторожнее, начали даже кое-что, пока ещё робко, «примерять на себя»[6]. Хорошее занятие! Продолжайте его! Трудно не согласиться и с Вашим остроумным замечанием на стр. 134: действительно, природа не исчерпала свои творческие силы, создав в ходе эволюции Б. Парамонова, у нее в запасе ещё много сюрпризов! Ещё буквально несколько дней назад мне такое и присниться не могло: знаменитый автор «Русофобии» в тоге защитника истинных интересов еврейского народа! (ср. стр.139). Не трудитесь, дорогой Игорь Ростиславович! Уж мы как-нибудь сами... Вам и без того нелегко в атлантовой работе Вашей по поддержанию духа русского народа – не дай Б-г дрогнете, отвлечётесь...

 Я надеюсь, что проблема взаимоотношений между нашими народами сейчас исторически решается еврейским Исходом. Но История – слишком огромная и бесстрастная мерка для нас, живых и страдающих существ. Вы завершаете Вашу статью отеческим увещеванием:

 «И мне верится, что когда-то скажет своё слово и «молчаливое большинство». Например, скажет, что невозможно отбрасывать трагедию окружающего народа как нечто, не стоящее внимания сравнительно со своими заботами. И не из страха  перед «ростом антисемитских настроений», а просто потому, что это – не по совести».                           

Вот уж воистину «слухом услышите и не уразумеете, и глазами смотреть будете и не увидите». Очнитесь, Игорь Ростиславович! Не об этом ли писал я Вам четыре года назад, не тоже ли самое я повторяю сейчас? И вовсе не из страха перед погромами – мы будем защищать себя, а если придется, то сумеем умереть с достоинством. У меня душа болит за русский народ, такой дорогой моему сердцу. Тогда же, в давнем моём письме я задал Вам, именно Вам, а не «молчаливому большинству» простой вопрос: 

 «Вполне ли спокойно Ваше сердце, Ваша совесть, Игорь Ростиславович, когда Вы думаете о живших в России евреях? Ну, хотя бы в той части совместной нашей истории, которая предшествует известным событиям, и в которой единственная вина наша состояла в том, что мы породили религиозную концепцию, тысячелетие принятия которой Вы собираетесь вскоре отмечать».

 Я так и не получил ответа на этот вопрос, обращение моё к Вашей совести оказалось безрезультатным. Во внушительном пространстве Вашей статьи места для нескольких, из сердца идущих слов так и не нашлось. Молчание это, впрочем, красноречиво: оно обнаруживает истинную стоимость Ваших морализирований. Видимо, трагедию народа уходящего вполне возможно отбрасывать как «нечто не стоящее внимания сравнительно со своими заботами». Не Вам ли сказано: «Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». 

 

 2.  Вы цитируете мои слова из письма 88 года: 

 «Что же, в известном недавнем периоде русской истории действительно можно наблюдать непропорциональное (как в количественном, так и в эмоциональном отношении) участие евреев. Обстоятельство это представляется мне трагическим для моего народа в такой же степени, как и для Вашего». 

 «Неужели действительно «В ТАКОЙ ЖЕ»?» – вопрошаете Вы. Мне неизвестны единицы для измерения, а, следовательно, и сравнения человеческого страдания, поэтому вряд ли я смогу доказать здесь теорему. Но все чувства мои, вся моя персональная история, вся ощущаемая мною боль моего народа позволяет мне с чистой совестью возвратить Вам Ваш вопрос, используя такие же, как у Вас, заглавные буквы. ДА, В ТАКОЙ ЖЕ. И живописная картина процветания евреев под большевиками, нарисованная Вами: «Евреи за этот период избавились от черты оседлости, процентной нормы, переселились из местечек в города – в основном крупные, во много раз обогнали другие народы СССР по уровню образования и учёных степеней» меня отнюдь не убеждает. Уж слишком хорошо, с самого раннего детства мне эта песня знакома. Так и подмывает затянуть на известный мотив: «Спасибо Партии, любимой Партии»... Кстати, не хотите ли Вы сравнить количество холодильников и телевизоров в среднестатистической русской семье с тем же показателем 1913 года? Не проведена ли за «этот период» поголовная ликвидация неграмотности, не побеждены ли оспа и туберкулёз, не проведена ли, наконец, электрификация всей страны? В 88 году я мог бы ещё добавить, что за «этот период» русский народ вышел в Космос, превратился в сильнейшую нацию мира, распространившую своё влияние не только на Восточную Европу, но и на Африку и Латинскую Америку... Увы, похоже, что все достижения «этого периода» не принесли счастья Вашему народу. Не принесли они счастья и нам. Что же касается учёных степеней, то, каюсь, Б-г нас талантами не обидел (как и Ваш народ!), а уважение к образованию, учёности мы пронесли через тысячелетия нашей истории, это – существенная часть нашей традиции, той самой традиции, о которой Вы так пренебрежительно отзывались в «Русофобии». Недаром нас называют Народом Книги. «Этот период» был и для нас периодом вырождения и вымирания – духовного и физического. Если мне не изменяет память, евреи были единственным народом СССР, чья численность в мирное время даже по данным официальной парадной статистики неуклонно сокращалась. И отнюдь не только за счёт эмиграции. Постарайтесь представить себе, что я чувствовал, читая в центральной газете заявление некоего Рабиновича (фамилия подлинная) примерно такого содержания: «И что же во мне еврейского, и какой же, скажите на милость, я еврей? И говорю-то я по-русски, и друзья-то у меня русские. Право же, совсем я не еврей»! и т.д. и т.п. Сколько таких позорных свидетельств вырождения было опубликовано в печати, зачитано на радио и телевидении! Не кажется ли Вам, что если бы и нашелся русский или, скажем, украинец, татарин, неважно кто, лишь бы не еврей, живущий не в своей, братской республике или даже вообще за рубежом, и пожелавший сделать подобное заявление, средства массовой информации его и на порог не пустили бы? Уже и само слово «еврей» выводилось из обихода, уступая место стыдливому неологизму «лицо еврейской национальности». А издевались ли над Вашим ребёнком на приёмном экзамене в Московский Университет дяди и тёти с учеными степенями? Над моим издевались. Спаси Вас Б-г дожить до этого! Вечная культура наша, сам бессмертный язык наш, чудом восставший из пепла, были под запретом. Изучение иврита трактовалось как преступление, гордые, полные героизма страницы истории нашей замалчивались или обливались грязью... О состоянии религиозной жизни под надзором доблестных чекистов можно и не говорить, Вам это хорошо известно.  Я также не стану раздражать Вас упоминаниями о Катастрофе, не миновавшей и евреев, живших в «этот период» на территории бывшего СССР, о том, кто состоял в подручных у убийц, и какое влияние оказал на европейскую, а, следовательно, и еврейскую национальную судьбу Пакт, подписанный В. Молотовым (Скрябиным). Я уже говорил Вам, что считаю подведение счетов между народами опасным и глупым занятием и не хочу позволить Вам втянуть меня в это неправедное дело. Так же, как и в 88 году, я пишу всё это не для того, чтобы жаловаться, или тем более искать Вашего сочувствия. Ни в первом, ни во втором я не нуждаюсь. Просто, как и тогда, Вы вынуждаете меня сообщать Вам элементарные факты, не учтённые Вашим поспешным и пристрастным анализом. И не посылайте меня в библиотеку изучать материалы о деятельности ЧК, НКВД, КГБ и т.д. Ваши претензии на монополию страдания также безосновательны и здесь. Мне и из первых рук хорошо знаком почерк славных органов. Не буду Вам напоминать о расстрелах еврейской интеллигенции, о деле врачей... Скажу только, что трагические потери понесла моя семья, семья моей жены, семьи моих родных, друзей. Семьи русские, украинские, еврейские... Паровой каток большевизма прокатился по всем нам, нас допрашивали в одних и тех же застенках, убивали голодом, холодом и пулями в одних и тех же лагерях, бросали в одни и те же ямы. Не лучше ли нам просто помолчать вместе над этой гигантской могилой, в которую превратил большевизм прекрасную Вашу страну? Молчание приличествует Смерти.

 Видимо у меня больше веры в Ваш народ, чем у Вас, но, когда я читаю (стр.138), что «именно русский, а никак (курсив мой – Б.К.) не еврейский народ стоит сейчас перед угрозой гибели», я не берусь оспаривать часть Вашего утверждения, относящуюся к русскому народу. Не мне судить об этом, Вам лучше знать. Судья ли Вы еврейскому народу? Наш небольшой гордый народ смотрит в глаза гибели все четыре тысячелетия своего существования. Мы окружены океаном ненависти и  сейчас, сегодня. Что Вы знаете об этом! Возьмите же назад своё «никак», Игорь Ростиславович!      

 

 3.  Вы упрекаете меня: 

 «Такая холодная отстранённость от чужих бед может очень далеко завести. Б. Кушнер говорит о «Русофобии»: «Кажется, вот-вот появятся и пресловутые христианские младенцы» (намекая на ритуальные убийства). «Словарь русского языка» Ожегова разъясняет слово «пресловутый» так: «широко известный, нашумевший, но сомнительный или заслуживающий отрицательной оценки». Но ведь убитые-то младенцы были самые настоящие, какова бы ни была причина их гибели (например, в деле Бейлиса, в процессах, описанных Далем). За что же их так пренебрежительно третировать, хоть они и христианские, – можно бы и пожалеть»!

 Нет уж, извините! Я вовсе не «намекал» на «ритуальные убийства». Я имел в виду КРОВАВЫЙ НАВЕТ. Вы слышите разницу? Если нет, загляните в Ожегова, посмотрите, что пишет уважаемый лингвист о слове «навет». Интересная подмена тезиса проделана Вами, не правда ли? Даже если подмена эта и не намеренная, то случайной её всё же считать трудно. Кровавый навет, подлые, клеветнические обвинения евреев в ритуальных убийствах составляют одну из самых мрачных глав в истории Христианства, пятно на его совести. Клевета эта, оркестрованная умелыми руками, уходит своими корнями в 12 век. С тех пор она не оставляет нас ни на один день, страшную цену платит мой народ за неё. Кровавый Навет  породил свою мифологию в окружающих нас народах, стал частью их фольклора[7]. Как всякая другая, эта мифология живёт своей собственной жизнью, повинуясь собственным дремучим законам. Время от времени она подогревается всё теми же умельцами, которые всегда имеются в достатке. И тогда кощунственно используются несчастные погибшие дети. Но в огромном большинстве случаев, в ежедневных своих проявлениях миф вполне самодостаточен, никаких мёртвых тел ему не требуется. К этой мифологии и относилось употреблённое мною устойчивое в данном контексте словосочетание «христианские младенцы». Спасибо, Вы правы, мне не следовало его употреблять, и я сожалею об этом. И всё же я не могу просто ограничиться этим извинением. Что-то в Вашей трактовке моей действительно неловкой фразы не даёт мне покоя. Никто не сможет сказать, сколько еврейской крови пролилось со времени первого кровавого навета в Норвиче (Norwich) в 1144 году, породившего легенды о Вильяме Норвичском[8]. Напомню Вам лишь о трагедии еврейской общины французского города Блуа (Blois), полностью уничтоженной в мае 1171 года в результате кровавого навета. Люди (всего около 30 человек) были сожжены заживо[9]. Насколько мне известно, в этом случае убийцам вообще не потребовалось никакое мёртвое тело, чтобы выдвинуть подлое обвинение и затем совершить чёрное своё дело.

 Конца этому списку нет. Мужчины, женщины, старики, дети... Вам не жаль еврейских детей, Игорь Ростиславович? Не мне напоминать Вам о кровавом шествии Кровавого Навета по Вашей Земле. Не покаяться ли Вам, как христианину? Но нет, Вы заняты обличением, Вы обвиняете меня в равнодушии к погибшим христианским детям. Не трудитесь. Еврейский народ провозгласил бессмертное «Не убий», «Возлюби ближнего своего как самого себя» задолго до появления большинства европейских народов на исторической сцене. Нам бесконечно дорога любая человеческая жизнь, не говоря уже о жизни ребёнка. Абсолютно неважно какого: христианского, мусульманского, иудейского, ребёнка-атеиста, чёрного, жёлтого, белого... Я оплакиваю все детские смерти, а те, которые были использованы подлыми людьми в кровавых их делах, особенно. И так как в 800-летней истории Кровавого Навета я, а не вы, являюсь оклеветанной и убиваемой стороной, я не могу с великолепной небрежностью Вашей («какова бы ни была причина их гибели») отмахнуться от простого вопроса: А КТО ЖЕ УБИЙЦЫ? Не стоит ли их всё же поискать? И не найдёте ли Вы их среди «Большого Народа»?

 

 4.  И, конечно, совсем не зря объясняли Вы, что хотели бы воздержаться в «Русофобии» от оценочных суждений[10]. Я вполне понял Ваши рассуждения, касающиеся Мартова, их направление и цель. Трагедия России, охваченной красной чумой, разрывает и моё сердце. Что меня тогда поразило и поражает сейчас – это полное отсутствие у Вас даже инстинктивного, невольного движения сострадания при прикосновении к человеческому горю. Вы обращались со страшной трагедией так же, как с полиномами в своих математических книгах. А ведь сострадание отнюдь не принадлежит к числу «оценочных суждений», зачем же от него воздерживаться? Да, я писал Вам в 88 году и могу повторить сейчас: Вы не ощущаете страдание другого человеческого существа, как своё собственное. Более того, Вы просто его не ощущаете. Впрочем, кажется, письмо моё не совсем зря писалось. Вот Вы взяли, да и пожалели трёхлетнего Юлика Мартова (Цедербаума), всё же ребёнок, хоть и еврейский. Да, «холодная отстранённость» и в самом деле может далеко завести.

 Та же самая «холодная отстранённость» чувствуется в разделах Вашего сочинения, озаглавленных «Малый народ читает «Русофобию»» и ««Антисемитизм»» (необычная пунктуация вызвана желанием сохранить Ваши красноречивые кавычки, окружающие слово «антисемитизм»). Вы задеваете, оскорбляете национальные и религиозные чувства людей, получаете эмоциональные отклики, как Вы выражаетесь «разного уровня культурности и даже грамотности», да ещё и изумляетесь:

 «Но в результате – полное разочарование. Часто я так и не мог понять, каково же отношение авторов к основным положениям статьи («Русофобии» – Б.К.) (например, как они сформулированы в начале этой работы)». 

 Тут уж можно и посочувствовать: подумать только, «основные Положения» очередного исторического доклада Брежнева очередному (или внеочередному) историческому съезду обсуждались всенародно и с упоением, а об «основных положениях» Вашего Краткого Курса никто и поговорить не захотел. Бушевали только задетые Вами национальные чувства, об энергии которых, Вы теперь, похоже, имеете некоторое представление. Может быть, что-то не так с Вашими теориями?

 И совсем уморительно выглядят Ваши настойчивые требования дать Вам определение антисемитизма:

 «Поразительно, что заданный в старой работе вопрос – что же это такое, «антисемитизм»? – ВСЕМИ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ известными мне критиками не замечается».

 Полноте, Игорь Ростиславович! Уж Вы-то можете определить, «поверить алгеброй» всё, что угодно. На самом высоком уровне «культурности» и даже грамотности. Вы и о русофобии так хорошо говорите... Возьмите Ваше определение русофобии из п.1 , стр. 124, добавьте к публицистике и литературе огромные массы поражённых предрассудками людей, замените подразумеваемые десятки лет веками, сделайте ещё несколько очевидных изменений – не мне Вас учить – и всё... Конечно, нужна и существенная поправка. Антисемиты в отличие от русофобов «смертельно опасны» не тем, что лишают народ веры в свои силы. Они просто смертельно опасны. Но не с Вами же говорить об этом, разберёмся сами. Что же касается Ваших напряжённых отношений с антисемитизмом и антисемитами, то эта тема мне право же совсем неинтересна. Как говорится одним больше, одним меньше... У меня больше уважения к моему народу, чем у Вас, к сожалению моему, к Вашему. Пишите на здоровье, что хотите и как хотите, и сто тысяч «Русофобий» не повредят вере еврейского народа в свои силы.

 

 5.  Должен признать, что и я оказался в числе Ваших оппонентов, огорчивших Вас невниманием к Вашим теоретическим конструкциям. Из человеколюбия, а также желания повысить уровень «культурности» этого моего обращения к Вам остановлюсь вкратце на одном из Ваших «основных положений» – столь милой Вашему сердцу идее «малого народа». Мне кажется, что неуспех «Русофобии» как теоретико-философской системы объясняется тем, что развиваемые Вами идеи частью тривиальны, почти всегда болезненны и всегда пристрастны. Не составляет исключения и концепция «малого народа». Идея сама по себе лежит на поверхности. Достаточно нескольких исторических наблюдений, даже просто наблюдений из обыденной жизни, чтобы заметить, что в огромном общественном механизме неизбежно образуются группы людей, наделённых особым темпераментом, честолюбием, стремлением к лидерству. По каким признакам формируются эти группы (иногда они принимают облик политических партий, иногда они более расплывчаты и связаны скорее относительной общностью целей и мышления, нежели организационной структурой) это уже другой вопрос. Деятельность таких групп особенно заметна в неустойчивые периоды Истории. Иногда подобные группы явно декларируют своё право и намерение руководить остальным народом, иногда предпочитают оставаться в тени, контролируя жизнь большого народа из-за кулис. Можно назвать такую группу «малым народом», если Вам угодно, сама идея не станет от этого менее тривиальной. Трудно лишь согласиться с Вашим концептуальным употреблением единственного числа: «малых народов» может быть несколько в каждый исторический момент. Например, в Германии конца двадцатых начала тридцатых годов было, по меньшей мере, два особо опасных «малых народа» – коммунисты и нацисты. Последние, кстати сказать, открыто исповедовали идею создания наднационального, элитарного, сверхарийского «малого народа», призванного быть авангардом арийских масс, вести за собой эти массы. Не мне судить, но возможно и в сегодняшней России таких «малых народов» довольно много. Да ведь и Вас можно при желании отнести к «малому народу», скажем поименованному на обложке Вашего журнала. Стремления учить большой народ, вести его в правильном направлении Вам не занимать. Да, да, да – я помню Ваши рассуждения об Апостолах. Вышли вы все из народа, хотите слиться с ним, перестать быть меньшинством. У вас всё для Народа, всё во имя Народа... Дай Б-г...

 Не забыл я и то, что Ваше определение включает в себя враждебность «малого народа» историческим традициям остального народа. Но ведь трактовка этой враждебности, само распознавание её дело совсем неочевидное и крайне субъективное... Даже и с исторического расстояния не всегда всё видно. Скажем, были ли нацисты враждебны немецкой исторической традиции? Я могу представить себе и довольно многих русских людей, считающих Вашу «Русофобию» враждебной высоким традициям русского народа. Один из уроков недавнего крушения СССР состоит в принципиальной неустойчивости Истории, в её непредсказуемости, неподвластности самым изощрённым умам. Очень многое нам и даже Вам не дано знать. И дорога в ад, как известно, вымощена благими намерениями. Не время ли всем, учащим Народ, знающим, куда ему надо идти, вспомнить гиппократовское «не повреди»! Не применимо ли это к политикам, общественным деятелям (каковым Вы, несомненно,  являетесь) в ещё большей степени, чем к врачам? Смотрите, мир рушится вокруг, уже и большой народ там и здесь трагически становится малым – в буквальном смысле слова, а Вы всё продолжаете упиваться своим сочинением, реанимируете изрядно забытую «Русофобию» хлёстким подзаголовком «десять лет спустя». О ценности Ваших наблюдений и пророчеств, относящихся к русскому народу, Вам скажет кто-нибудь другой. Я этого делать не в праве. Уж слишком чувствительные русские национальные проблемы задеты здесь. И прикасаться к ним, обсуждать их публично мне, лицу, хотя и горячо сочувствующему, но всё же постороннему, не позволяет элементарное чувство такта.

 

 5. И последнее. Вскоре после начала войны мой отец добровольцем ушёл на фронт и 10 декабря 1942 года (в точности в первый мой день рождения) был убит под Сталинградом. Я не могу сказать, что его кости усеяли равнины Восточной Европы вместе с костями русских и украинцев. Братская могила, в которой он остался, покоится под волнами Сталинградского Моря. Вам, Игорь Ростиславович, повезло больше, чем многим, очень многим Вашим сверстникам. Спасибо Б-гу, Вы живы. И это даёт Вам возможность бросить в лицо моему народу, моему отцу Ваше снисходительное: «Этим я отнюдь не хочу сказать, что евреи (или, скажем, грузины) не воевали»...  Спасибо Вам и от грузин и от евреев. Да, евреи воевали, как воевали русские, украинцы, грузины, армяне, татары... Вместе стояли под огнём и вместе ложились в братские могилы. И отдавали эти люди не статистические единицы, на которые Вы указываете. Каждый отдавал свою единственную, неповторимую жизнь. Надо ли было кощунственно нарушать покой ушедших, разъединять то, что соединено Смертью, и всё это, чтобы напомнить о необходимости такта в межнациональных отношениях! Мне стыдно за Вас, Игорь Ростиславович!

 Гитлеровские выродки совершили страшные преступления. Они с особой жестокостью преследовали мой народ. Но скажем правду: никто никого в этой войне собой не заслонял, все глядели в глаза своей национальной гибели. К нам она пришла бы немедленно, к другим народам несколько позже. Прочитайте документы третьего рейха, посмотрите, какую участь готовили арийцы Вашему народу. Впрочем, Вы ведь хорошо знаете это. В эрудиции Вам не откажешь, Вы даже, кажется, и книгу Розенберга проштудировали, а её и Гитлер по собственному признанию не смог одолеть. 

 Прощайте. Я сделал всё, что мог. Простился с могилами, покинул Вашу Землю сам и забрал детей. Надеюсь, что им  не придется ни читать Ваших сочинений, ни отвечать на них. Моя внучка уже не говорит по-русски, и мне не так уж долго осталось злоупотреблять Вашим языком. Пусть это сделает Вашу прекрасную Землю хоть чуть-чуть счастливее.

 

Будьте счастливы.  

                                 Б. Кушнер

 

28 мая 1992 года, Johnstown, USA. 

 



Примечания

[1] Новая редакция, декабрь 2006 г. Исправлены замеченные опечатки, добавлены ссылки на Интернет и ссылка на собрание сочинений И.Р. Шафаревича.  Письмо было опубликовано в газете «Новое Русское Слово» 18 августа 1989 г.  О дальнейшей эволюции взглядов Шафаревича я писал в больших эссе «Одна, но пламенная страсть» (Вестник, №4 (315) – №6 (317), 2003, http://www.vestnik.com/issues/2003/0219/win/kushner.htm, начало публикации) и «Больше, чем ответ» (http://berkovich-zametki.com/2006/Zametki/Nomer3/Kushner1.htm, начало публикации) (все упоминаемые сайты посещались в декабре 2006 г.).

[2]  «Наш Современник» № 12, 1991, стр. 124–139. Ниже, если не оговорено противное, приводимые номера страниц относятся к данной статье Шафаревича. См. также, И. Р. Шафаревич, Сочинения в трёх томах, т. 2, Феникс Москва, 1994, 173 – 206 и http://lib.ru/POLITOLOG/sf_rus3.txt. В том же втором томе Сочинений можно найти и «Русофобию», стр. 86–172, см. также http://libereya.ru/biblus/rusofobia.htm.

[3] Письмо это распространялось в самиздате и в 1989 г. было опубликовано (без моего участия) в нескольких периодических изданиях. Почти совпадает с оригиналом публикация в израильском журнале «22». Я не могу авторизовать публикацию в Мюнхенском журнале «Страна и Мир» (и ее перепечатку в газете «Новое Русское Слово») из-за грубых искажений, внесённых в оригинал публикаторами. Самиздатский оригинал был опубликован в сетевом журнале «Заметки по еврейской истории» в  2004 г.  http://berkovich-zametki.com/Nomer44/Kushner1.htm.

[4] Не могу проверить («Русофобия» не стала моей настольной книгой и не особенно распространена в здешних библиотеках), но вполне допускаю, что и в «Русофобии» присутствовало формальное разделение еврейского и «малого» народов. Формальная сторона дела меня, однако, мало занимает: в любом случае Ваши оскорбления относились к еврейскому народу как таковому.

[5] Даже и после «Русофобии» мне не хочется думать, что Вы намекаете на всемирный еврейский заговор в духе печально известных «Протоколов сионских мудрецов».

[6] «Я пытаюсь примерить на себя: конечно, есть много эпизодов в русской истории, о которых мне тяжело вспоминать – например, подавление польских восстаний или политика обрусения инородцев" (стр.138–139). – Зато о кровавых расправах с евреями в России Вам так покойно вспоминалось в «Русофобии»!

[7] Последний раз я слышал такого народного сказителя в поезде московского метро в 1987 году. Б-г да простит этого человека в простоте его.

[8] Яркое представление о характере мифологии Кровавого Навета даёт соответствующий эпизод («Рассказ Настоятельницы») из классической поэмы Дж.Чосера «Кентерберийские Рассказы» (G.Chaucer, Canterbury Tales). Попутно можно ещё раз убедиться в огромной устойчивости мифа: евреи были изгнаны из Англии в 1290 году, Чосер родился приблизительно в 1340 году (т.е. спустя полвека), поэма была завершена приблизительно в 1387 году, упомянутый в ней Линкольнский навет относится к 1255 году. Даже и столетнее физическое отсутствие евреев не поколебало зловещих обвинений в их адрес.

[9] См., например, M.L. Margolis, A. Marx, a History of the Jewish People, Harper&Row, Publ. New York, 1965; Ben Sasson,Ed., A History of the Jewish People, Harward University Press, Cambridge, Mass. 1976, P. Johnson, A History of Jews" Harper&Row, Publ., New York, 1987.

[10] Объяснять-то Вы объясняли, но, тем не менее, сочинение Ваше переполнено оценочными суждениями отрицательного толка.


   


    
         
___Реклама___