Edidovich1
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Гостевая Форумы Киоск Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Август  2007 года

 

Владимир Едидович

 


Чужие интересы

Путин озабочен созданием условий для притока в страну трудоспособных мигрантов. В беседе с Берлом Лазаром, состоявшейся несколько лет тому назад, российский президент заявил, что за последнее время из Биробиджана эмигрировало порядка 50 евреев, а вернулось из эмиграции немногим более 100 человек. Я далеко не убежден в достоверности этих цифр, но нет никакого сомнения, что в наши дни кое-кто из бывших граждан СССР в Россию приезжает – приезды эти связаны, в основном, с бизнесом или отпуском. Вместе с тем,  некоторые из приезжающих иногда находят там устраивающую их работу и снова оседают в стране исхода. Надолго ли? Этого они и сами не знают. Нельзя при этом не заметить, что все эмигранты, снова оказавшиеся в России, бережно хранят свои американские (израильские, германские) паспорта. Можно ли называть их приезд возвращением? К тому же следует помнить, что число приезжающих составляет ничтожное меньшинство по сравнению с массой людей, покинувших в последние годы Россию. Еще более заметен контраст между высоким профессиональным уровнем уехавших и скромной квалификацией приезжающих – года два тому назад на одном из заседаний Совета безопасности России Путин сообщил, что только за период с 1989 по 2001 год из России уехали более 100 тысяч ученых...

Значительную часть российских эмигрантов – в Израиле, США, Канаде, Австралии, Европе - составляют евреи. И хотя общее число евреев в Российской Федерации существенно сократилось, их роль в деловой, общественной и политической жизни страны продолжает оставаться весьма заметной. Стоит подчеркнуть, что некоторые из них - происходящие из смешанных семей или принявшие, подобно Березовскому, православие – формально евреями не числятся. Но это не мешает весьма значительной части российского общества без всякого разбора относиться к Гайдару, Козыреву и Явлинскому, Немцову и Чубайсу, Березовскому, Гусинскому, Ходорковскому и Невзлину, Швыдкому и Познеру без особой, мягко говоря, симпатии. Нынче в списке «отверженных» оказался и Каспаров. К тому же есть веские основания полагать, что враждебное отношение к перечисленным выше известным людям, большинство которых России преданы, формируется властью преднамеренно. Это доказывается просто: эта же агрессивная часть общества к политикам еврейского происхождения, угодным Кремлю, таким, например, как Примаков, Жириновский или Фрадков, враждебного отношения не проявляет. Не отмечена «враждебность масс» даже к такому заметному еврею, как Берл Лазар...

Приведенные выше имена привязанных к России современников - деловых людей, политических и общественных деятелей – возрождают в памяти истории о событиях, случившихся в жизни наших дедов, отцов и матерей, многих родных и друзей. События эти связаны, как правило, с именами правителей разных стран и времен («при Николае II...», «при кайзере...», «при Пилсудском...», «при Хрущеве...») – где только не жили наши предки! И сколько раз, вслушиваясь в эти истории, мы, наряду с чувством гордости за поступки предков, высоко чтимых в многих еврейских семьях, ловили себя на мысли, что сделанный ими выбор был ошибочным, идеи, которым служили, -  ложными, а некоторые их жертвы – напрасными. И возникает мысль об огромных запасах энергии и силы духа, растраченных нашим народом за тысячи лет галута во имя чуждых нам идей, на службе чужих правителей, ради чужих интересов. Подсчитаны ли кем-нибудь все эти напрасные жертвы?

Мы знаем немало примеров, когда, скажем, в царской России девушки и юноши из интеллигентных и относительно обеспеченных еврейских семей уходили в революцию. Порыв многих из них был вызван  потребностью борьбы против угнетения, которому подвергались в России и евреи, и другие народы. Некоторых увлекала романтика борьбы с самодержавием. Отвечая таким образом на вопрос «Что делать?», эти молодые люди зачастую оказывались в самых разных партиях – еврейских и нееврейских, – а затем в тюрьмах, на каторге, в изгнании, страдали за свой и чужой народы, отдавая этой борьбе «души прекрасные порывы». Такое же наблюдалось и в других европейских странах – в Германии и Франции, Польше и Литве... Да в одних ли европейских – революционные идеи самой разной окраски кружили молодые еврейские головы и в Новом Свете. Конечно, «в революцию» шла не только еврейская молодежь, однако доля еврейской молодежи в революционных партиях была особенно заметной – угнетение евреев в Европе и их эмиграция способствовали распространению не только национальной культуры, но и революционных идей. Сегодня, после печального опыта поколений, совершивших революции, мы в состоянии осознать весь ужас пережитой ими трагедии. Однако, кто мог их остановить тогда? Они были твердо убеждены в справедливости своего выбора, подобно тому, как еврейская молодежь разных стран поверила в идею  строительства в СССР Еврейской автономной области...

В свое время эта новость  распространилась в Польше, Литве, Латвии, Эрец Исраиле, Канаде, Америке, Аргентине. И в Советский Союз потянулись энергичные и смелые мечтатели. Наивные «строители» из Литвы, Польши, Латвии, искренне увлеченные идеей создания на Дальнем Востоке «еврейского  государства», перебирались через  границу нелегально, а, ступив на советскую землю, отдавали себя в руки русских пограничников, радостно возвещая, что прибыли строить свою область. Разве они могли понять, почему их называли шпионами и отправляли в сибирские  лагеря?.. Меир Ходос, направлявшийся в Биробиджан из небольшого польского городка Глубокое, отсидевший в лагере и ссылке за свою наивную веру в идею ЕАО около тридцати лет, рассказывал автору, что там, в лагере, вместе с ним «строили еврейскую область» более двадцати подельников, которых называли «дальневосточниками». Идея «еврейского государства» захватила не только молодежь соседних стран. До сих пор не известна судьба многих направлявшихся в Биробиджан семей, легально приехавших в СССР из Эрец Исраэля, Венгрии и Румынии. Однако больше всего идея ЕАО увлекла многих евреев Америки. В ряде американских и канадских городов – Нью-Йорке, Лос-Анжелесе, Торонто, Виннипеге, Филадельфии - был организован сбор денег для Биробиджана. Туда стали направлять оборудование, технику, сельскохозяйственный инвентарь, автомобили, медицинские инструменты, медикаменты. Группа из 12 учащихся еврейской агрошколы из-под Минска создала коммуну (по существу - первый киббуц), в которую влились 26 переселенцев, легально прибывших из Сан-Франциско, 43 - из Аргентины, трое из Польши, девять из Германии, пять из Румынии – всего 86 человек. В Биробиджан приехало из-за рубежа сначала 784 человека, а с 1934 по 1937 годы, несмотря на сильнейший голод, охвативший область в 1934 году, – еще около полутора тысяч евреев из разных стран. Некоторые из их числа, имевшие американский опыт строительства метро, вскоре уехали в Москву на Метрострой, другие как-то устраивались на местных предприятиях. Тяжелые жилищные и климатические условия вынудили часть зарубежных переселенцев вскоре покинуть Советский Союз. Те, которые это успели сделать до 1937 года, спаслись. Большинство же наиболее стойких, пытавшихся  осуществить свою мечту, попали под жернова 1937 года, безжалостно перемоловшие и своих, и иностранцев, и местных рабочих, и «метростроевцев». Так еврейские мечтатели в очередной раз дорого заплатили за свой душевный порыв, за наивную веру в светлое завтра. Впрочем, о жертвах идеи «еврейского государства» в составе СССР стоит говорить только в связи с тем, что она дорого обошлась евреям разных стран. Ибо в масштабе чудовищной расправы со всеми советскими евреями, подавляющее большинство которых наивно поверило большевикам и служило им верой и правдой, трагедия Биробиджана занимает достаточно скромное место. Говоря же о жертвах советских евреев, особенно горько сознавать, что даже в годы Великой Отечественной, когда мы, в общем строю с другими народами, давали отпор немецким фашистам, о нас распространяли клевету, что евреев на фронте нет, будто они сидят только в генеральном штабе или в Ташкенте...

Совершенно неоправданные решения евреи зачастую принимали из-за грозящей им смертельной опасности в странах, оккупированных гитлеровцами. После войны открылась история трагической гибели 600 евреев-выкрестов Голландии. Стало известно, что в последние месяцы 1942 года два священника протестантской церкви решили заняться спасением евреев. Добившись от высокопоставленных нацистов заверения, что евреев-выкрестов, т.н. «новых христиан», депортация не коснется, они сообщили об этом представителям еврейской общины, предложив  выдать им значительное количество  свидетельств о крещении, датированных до прихода к власти Гитлера. Эти документы должны были подтвердить факт «крещения по убеждению», а не в минуту грозящей опасности. Священники поклялись, что никаких церемоний они проводить не будут и спасенные ими люди смогут позже вернуться к своей религии и общине. Примечательно, что из 100,000 обреченных евреев только 350 согласились эти фиктивные свидетельства получить. Вместе с настоящими выкрестами их оказалось 600 человек. В начале 1943 года, под предлогом защиты от голландских фашистов и хулиганов, нацисты собрали «новых христиан» в лагере «Вестерборк» на окраине Амстердама. Оба  священника ежедневно приходили к ним проводить службу, относясь при этом к истинным религиозным убеждениям своих подопечных крайне бережно. Они даже позаботились, чтобы у евреев сохранились иудейские молитвенные принадлежности – талесы и тфилин...

В сентябре 1943 года нацисты, нарушив свое обещание, всех «новых христиан» депортировали в Терезиенштат. Не выдержав грубого обмана нацистов, один из двух благородных священников скончался, второго нацисты сослали в лагерь в Германии. Еще одна жертва оказалась бессмысленной...

Эпидемия бессмысленных жертв охватила евреев Аргентины в период между 1976 и 1983 годами, когда у власти находилась военная хунта генерала Хорхе Видела. В эти годы в Аргентине бесследно исчезло порядка 30,000 человек, в том числе не менее 2,000 евреев. Это не было специальной расправой над евреями. Они оказались в числе жертв так называемой «грязной войны», которую хунта вела против коммунистов и оппозиции. В то время Фидель Кастро, Че Гевара, другие «посланцы Кремля» организовали в Южной Америке мощное подпольное движение. Аргентинская печать ежедневно сообщала о покушениях террористов на полицейских, солдат и офицеров. Бессилие правительства привело к военному перевороту, в результате которого к власти пришла хунта. Началась безжалостная расправа с левыми. Среди них заметное место занимали еврейские студенты. И хотя непосредственного отношения к террору большинство из них не имело, повышенная чувствительность этих ребят к вопросам социальной справедливости бросалась в глаза на демонстрациях и митингах. «Революционная бацилла», завезенная их предками в Новый  Свет в начале века, делала свое дело. Левых арестовывали по малейшему подозрению. Но если об арестах знали, то о пытках, концентрационных лагерях и преступлениях, творившихся в подвалах тюрем, никто представления не имел. И только после свержения хунты, когда матери на бурных демонстрациях потребовали сообщить правду об их исчезнувших детях, жуткие факты потрясли общественность: после пыток и издевательств многих арестованных сбрасывали с самолетов в открытое море. Кто знает, сколько горячих голов, в том числе и еврейских, разделили эту страшную участь? 

Наблюдая за происходящим нынче в России – за подавлением свободной прессы, расправой с ЮКОСом и процессом Ходорковского-Лебедева, возрождающейся шпиономанией, убийствами прогрессивных журналистов, жестокой расправой с оппозицией и шествием фашистов в День 9 мая 2007 года – невольно вспоминаем о напрасных жертвах, принесенных в далеком и не очень далеком прошлом нашими предками ради стран и режимов, которые их служение отвергали. Память воскрешает бессмысленный жест Ходорковского, отказавшегося покинуть Россию, привязанность к России Немцова и твердую решимость Чубайса реализовать ради процветания России свои политические и технические идеи. Нельзя не преклоняться перед мужеством Каспарова, решившего посвятить свой незаурядный талант борьбе против Путина. И нас не покидает опасение за жизнь этих достойных людей, которых власть и часть населения нынешней России отвергает.    

... Напрасные жертвы... Многие сотни лет их приносили наши предки  ради свободы и процветания своего и окружающих народов, во имя справедливости на Земле. Никто не посчитал энергию, талант и силу духа нашего народа, потраченные во имя чуждых идей, под началом чужих правителей, ради чужих интересов. Не следует ли нам расходовать эту силу более вдумчиво и экономно, сознавая, что в отличие от прошлых лет, сегодня в ней остро нуждается еврейское государство, ведущее отчаянную борьбу за выживание во враждебном окружении?                  


   


    
         
___Реклама___