Yudovich1.htm
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Гостевая Форумы Киоск Ссылки Начало
©Альманах "Еврейская Старина"
Ноябрь-декабрь 2006 года

Игорь Юдович


Семейные тайны конкистадоров

 

 


   

     Начнем с самого начала.

     После кровавых "ацтекских" войн испанцам к 1521 году удалось в основном завершить колонизацию огромных пространств на североамериканском континенте. Эти колонии кроме ныне существующих отдельных государств (Мексика, Гондурас, Никарагуа, государства Карибского моря и т. д.) включали некоторые территории юга современных Соединенных Штатов. Американские колонии европейских государств называли общим именем - Новый Свет. Часть испанских колоний, включающая в себя нынешнюю республику Мексика и полностью или частично современные американские штаты Техас, Аризона, Нью-Мексико и Калифорния (присоединенные в процессе натуральной экспансии в XVI-XVIII веках), в Испании называли Новой Испанией. Формально колонизация территорий Новой Испании закончилась в 1821 году, хотя уже начиная с 1810 года то вяло, то бурно протекавшая мексиканская революция по существу привела к двоевластию и ограничению испанской власти в некоторых географических районах.

     Прошло много лет.
     В революционном девятнадцатом веке в Мексике сначала была установлена монархия, затем - с 1824 года - республика. В злопамятном для русскоязычных читателей 1870 году в столице Мексики, Мехико Сити, была издана "Красная книга" ("El Libro Rojo", Vicente Riva Palacio), повествующая о деятельности испанской инквизиции на территории американских колоний. На одной из иллюстраций этой книги изображена полуобнаженная измученная женщина, удерживаемая злобного вида монахиней. Прямо перед женщиной за низким столом сидят двое мужчин в одежде священнослужителей и человек, одетый в обычную одежду, который что-то записывает в толстую книгу. На столе перед священниками стоит полуметровый крест. Вся сцена происходит, скорее всего, в церковном подвале - высоко расположенное арочное окно обрамлено толстой решеткой. Подпись под рисунком сообщает: "Она была обвинена в тайном соблюдении обрядов иудаизма предателем из наших людей", - пишет дон Луис де Карвахал Младший о своей вдовствующей сестре Изабелле Родригес де Андрада, показанной на следствии перед инквизиторами".

 


     Изабелла Родригес де Андрада перед инквизиторами


     Несколькими страницами позже - другая иллюстрация: высокий столб, у основания которого аккуратно штабелем сложены дрова; на дровах, привязанная к столбу, стоит молодая женщина в дурацком колпаке и специальной одежде (эта одежда называлась - санбенито). Палач заканчивает последние приготовления на бразеро (место для казни) к ауто-да-фе. На некотором расстоянии уже горит два костра, а перед приговоренными к смерти, как обычно, возбужденная зрелищем публика. Подпись под иллюстрацией: "Марианна де Карвахал, обвиненная в тайном исповедании иудейской религии, была сожжена на костре во время ауто-да-фе в Мехико Сити в 1601 году, когда ей было 29 лет".

     Интересно совпадение фамилий Карвахал. Интересно и другое: имеют ли эти несчастные женщины что-либо общее со знаменитым конкистадором Карвахалом, основателем ныне двухмиллионного мексиканского города Монтерей, тем самым Карвахалом, которого называли "самым просвещенным и гуманным из всех конкистадоров" и биографию которого изучают в средних школах юго-западных штатов Соединенных Штатов Америки?

     Поиск ответов на эти вопросы увел далеко в прошлое и открыл ранее мне неизвестные страницы из жизни и смерти маранов (крещеных евреев) в испанских колониях на американском континенте, рассказал о страшных семейных тайнах и о не менее страшной испано-мексиканской инквизиции. И попутно - кое-что о современной оперной музыке.



     Королевство Новый Леон

    Белый квадрат в центре Мексики - Королевство Новый Леон

 

     Найдите на карте Соединенных Штатов штат Техас. В его южной части расположен большой современный город Сан-Антонио. Если от него вы проведете прямо на юг вертикальную линию длиной 200 лиг (чуть меньше тысячи километров), от этой точки линию такой же длины на запад, оттуда - на север и, наконец, соедините верхние точки, то получите квадрат, в котором легко могла бы поместиться вся Испания вместе с Португалией. И еще осталось бы место для такой мелочи, как, например, Белоруссия. Западная граница этой территории имеет выход к Тихому океану, восточная - к Мексиканскому заливу и через него к Атлантическому океану.
     У этого огромного куска земли, называемого королевством Новый Леон, с 1579 года был полновластный хозяин - португальско-испанский аристократ дон Луис де Карвахал.

     Дон Луис родился в 1539 году в Португалии, в городе Могадоуро. Его родители были - по его убеждению - нормальные "старые" христиане. Детство и юность Карвахала прошли в учебе и роскоши, хотя и не без проблем - отец умер очень рано. К своим двадцати пяти годам Карвахал был известным торговцем, успел несколько лет поработать на королевской службе в Африке и даже какое-то время был капитаном торгового судна. Где-то в это время он узнал неприятную тайну своего происхождения: его родители были всего-навсего "новыми" христианами.


     Дон Луис де Карвахал, губернатор Нового Леона

 

     К этому времени прошло больше 40 лет со дня изгнания евреев из Португалии и почти 50 после их изгнания из Испании. Это достаточно много, два поколения, если даже представить, что бабушки-дедушки Луиса приняли крещение в самую последнюю минуту. Легко можно представить искреннее неведение молодого человека, тем более, в молодости так не хочется думать о плохом. Новость подкосила бедного Луиса и изменила всю его жизнь. Не то, чтобы он вдруг разуверился в догмате христианства или стал сторонником тайных евреев. Ни в коем случае. До самой смерти он считал себя незапятнанным христианином. Но… Что-то тяжелое повисло над ним и отравляло счастливую до этого жизнь. Какие-то неясные мысли, какие-то ненужные вопросы. А тут еще главным партнером по бизнесу становится (может быть, и не случайно) другой "новый" - и очень богатый христианин - дон Мигуэль Нуньез. В 1566 году Луис женится на дочери Нуньеза, очаровательной донне Гуиомаре де Рибера. Заметьте, к этому времени со дня изгнания евреев прошло уже более 70 лет. Ну кто мог предположить, что молодая жена окажется такой верной религии своих прапрабабушек. Тем не менее, сразу после свадьбы честная Гуиомара во всем призналась мужу. Произошла тяжелая семейная сцена. Для Луиса наступают трудные времена. Все попытки уговорить жену отказаться от веры предков наталкиваются на упрямое молчание. Что может быть хуже, чем высокомерное молчание молодой жены? А тут еще, что всегда некстати, в бизнесе дела пошли не лучшим образом, и Луис Карвахал в 1568 году решил попробовать счастья в Новой Испании, сегодня более привычно называемой Новым Светом (некоторые источники утверждают, что ребенком он уже жил несколько лет в Америке вместе со своим дядей). Подальше от жены и навалившихся на него еще и "этих" проблем. Во время своих ранних конкистадорских приключений он никогда не забывал о бизнесе; во многом благодаря постоянным контактам с тестем "отыграл" все потери и даже заработал серьезные деньги. В 1577 году Нуньез умер и Карвахал решил постоянно обосноваться на американском континенте. Для этого он вернулся в Испанию и подал королю прошение на организацию переселенческой экспедиции с дальнейшим правом управления практически незаселенной испанцами земли, в огромном потенциале которой он убедился во время своего пребывания в Америке. Эта часть нынешней Мексики очень богата полезными ископаемыми, о чем Карвахал и его американские агенты предпочитали до поры до времени помалкивать.

     Двор короля Филиппа Второго не отличался особой скоростью при прохождении подобных прошений, любую бумагу необходимо было снабдить "ногами". Деньги серьезно ускоряли процесс, но еще лучше для этого подходило золото. В испанском королевстве было много мастеров, умеющих подмазать нужных людей, и все источники указывают, что дон Луис был не из последних. Одновременно с этим он занимался подбором людей, в основном среди своих родственников, но не в малой степени и среди родственников жены. Гуиомара, однако, в Новый Свет не спешила, хотя решительного "нет" тоже не произнесла (в результате она так никогда и не покинула Испанию).

     Две вещи представляются очень странными в королевском гранте от 31 мая 1579 года. С Карвахалом в Новый Свет отправлялось от ста до двухсот семей (или человек: источники противоречат друг другу. Кстати, в этом была еще одна странность: как правило, в королевском указе указывалось точное количество людей, переселяющихся в колонии). Но главное, по совершенно неясной причине (золото?) в указе не было стандартного упоминания о необходимости наличия для всех членов экспедиции limpieza de sangre, юридического документа, подтверждавшего отсутствия евреев в последних четырех поколениях. (Историк-архивист Альфонсо Торо из государственного архива в Мехико Сити утверждает, что это единственный случай среди многочисленных королевских грантов после 1571 года, года учреждения инквизиции в Новой Испании). С 1449 года limpieza de sangre была совершенно необходима для занятия практически любого поста сначала в церковной, а немного позже и государственной иерархии. После нескольких первых десятилетий колонизации Америки такое подтверждение требовали от ВСЕХ, уплывающих за океан. (Впоследствии Карвахал будет доказывать инквизиции, что проверка его спутников на "евреистость" была обязанностью короля, а не его).

     Теперь попробуйте представить себе причины, по которым от ста до двухсот семей могли согласиться на переезд в колонии. Они не были бедными, это совершенно очевидно. Родственные связи и деньги наверняка или уже создали им определенное устойчивое положение в обществе или помогли бы молодежи добиться успеха дома. (Конкистадоры, как правило, не были богатыми аристократами. Скорее это была в нашем понимании верхушка "среднего" класса испанского общества. Для экспедиции такого масштаба нужны были немалые деньги, но как хорошо известно, испанская государственная казна практически не финансировала рискованные, по ее мнению, предприятия, не забывая, впрочем, облагать их налогами). Это не было временем первых конкистадорских походов, когда от одного звонкого слова "золото" сотни аристократов, бросив все, устремлялись к казавшемуся таким близким Эльдорадо. Совсем наоборот, почти все золото Мексики к этому времени уже осело в подвалах Толедо и Севильи, суровость американского климата была хорошо известна, как была хорошо известна по многочисленным "похоронкам" враждебность окружающих индейских племен. Были какие-то реальные другие причины и представляется маловероятным, чтобы будущий губернатор королевства Леон не понимал их. Хотя, наверное, многое можно объяснить крайней необходимостью в людях, так что приходилось закрывать глаза на детали.

     Мы многое знаем о жизни в Испании конца шестнадцатого века, Сервантес и Эль Греко как раз из этого времени. Дон Кихот - безусловно, один из самых загадочных образов мировой литературы. Мы постоянно смеемся, читая роман, но это смех сквозь слезы. Дон Кихот совершенно очевидно пытается спрятаться от реальной жизни, найти убежище в шутовстве, чем всю жизнь занимался сам Сервантес, который никогда не был уверен в своем "старом" христианстве, подозрительно много было среди его предков врачей, слишком часто он вспоминал 1492 год. Похоже, что подобно Сервантесу и его литературному двойнику Дон Кихоту, очень многие в Испании "сбегали" в юродство, несли в себе какую-то тяжелую тайну, убеждали себя и особенно окружающих в том, что "все хорошо, прекрасная маркиза", но бессонные ночи и кошмары не могли не быть их постоянной участью. Инквизиция была повседневным страхом, почти каждый понимал, что если хорошо покопаться... Картины Эль Греко показывают это совершенно гениально. Изможденные фигуры, лица без надежды на какое-либо будущее, удлиненные тела, как будто только что снятые с дыбы. "...Все люди на его картинах - монахи и аристократы, доны, донны и дуэньи, живые и мертвые - похожи на забальзамированные трупы", - пишет Джеймс Кэрролл.

     Когда-то по совершенно другому поводу Карл Маркс сказал: "Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых". Но если для Маркса это была не более чем метафора, то для многих и многих в Испании шестнадцатого века этот кошмар был частью их жизни. Линия разлома проходила по семьям: старые и новые христиане в одной семье; тайные иудеи и тайные иудео-христиане разных уровней; внуки, презирающие тайны бабушек, бабушки, ненавидящие обычаи внуков; дети, разделенные по уровню преданности христианству, и дети, тайно от одного из родителей исповедующие иудаизм. Все живут под одной крышей, все скрывают тайну друг от друга, и все вместе - от окружающих. Мерзопакостное время всеобщего страха и массовых доносов. Мерзопакостное, но далеко не уникальное. Подобное в истории повторялось неоднократно: Древняя Греция времен Сократа, Древний Рим императора Суллы и очень многих после него, Венеция шестнадцатого века, конечно же, сталинская Россия. Многочисленные Павлики Морозовы были героями (или антигероями, в зависимости от точки зрения) многих стран. История испано-португальской инквизиции знавала случаи совершенно диких доносов. К примеру, в 1596 году в инквизицию Португалии поступил донос на молодую женщину. Она была обвинена в секретном исповедании иудаизма. Донос был написан ее отцом и дядей (перевернутая история Павлика Морозова). Сын этой женщины был свидетелем ауто-да-фе и после рассказывал своему сыну "с каким отвращением он смотрел на sanbenitos, желтую робу с нашитыми черными крестами, которую "раскаявшиеся" грешники должны были надевать во время мессы и религиозных праздников". Внука этой женщины звали Барух Спиноза.

     Но вернемся к истории Карвахала.

     Очевидно, что у Карвахала не было особого выбора, соратники из родственников были все же предпочтительнее. В результате, среди переселенцев оказалась сестра дон Луиса донна Франциска с мужем, доном Франциско Родригес де Матос, который, как выяснилось в дальнейшем, был раввином мишпохи. Вместе с ними уехали их восемь детей, среди них был любимец дон Луиса, его полный тезка, дон Луис Карвахал Младший. Старший сын Франциски к этому времени уже находился в Новом Свете. И был он... католическим священником-доминиканцем. (Не часто в одной семье можно встретить священника и раввина, хотя я встречал в литературе простое объяснение подобным случаям: часто католический священник - обычно, старший сын - служил "крышей" семье).

     В 1580 году семья Родригес де Матос поселилась в городке Тампико на берегу Мексиканского залива. Жизнь была очень тяжелой не только из-за ужасного климата, обилия комаров и совершенной изоляции. Сестра постоянно жаловалась, что брат-губернатор не выполняет свои финансовые обязательства. На первых порах даже пришлось заняться традиционно еврейским бизнесом - мелкорозничной торговлей в близлежащих деревушках и горнодобывающих поселках. Как это часто бывает, трудности сплотили семью и только укрепили ее в тайной вере.

     Одна из дочерей Франциски, Изабелла, была близкой подругой жены дон Луиса и ее доверенным лицом в Новом Свете. Ей было поручено нелегкое задание обратить губернатора в иудаизм. Или как донна Гуиомар говорила: "Вернуть мужа в лоно Моисеева закона". Объяснение было тяжелым. Услышав от племянницы последние еврейские семейные новости, губернатор в бешенстве так сильно ударил Изабеллу, что сбил ее с ног. После этого наступило окончательное охлаждение между дон Луисом и семьей его сестры. Но с одним большим исключением.

     Исключение касалось одного из сыновей Франциски, тогда еще семнадцатилетнего дон Луиса Карвахала Младшего. Он стал - и весьма заслуженно - любимцем дон Луиса Старшего. Мальчик был очень умен, разнообразно талантлив (хорошо играл на арфе и прилично пел, знал несколько языков) и не удивительно, что бездетный дон Луис Старший планировал сделать его своим приемником. С этим связана вторая большая странность королевского указа - должность губернатора была наследственной. Бог его знает, за какие заслуги или взятки король включил в договор с Карвахалом такой необычный пункт. Хотя прецедент этому уже существовал. И предыдущий случай был связан с другим "новым" христианином - Христофором Колумбом (более подробно об этом в моем очерке "От Севильи до Гренады"
http://berkovich-zametki.com/2005/Zametki/Nomer4/Yudovich1.htm)

     Бедный губернатор не знал, что отцом мальчику уже была обещана другая наследственная должность - раввина. Дон Луис Младший, безусловно, находился перед тяжелым выбором: богатство и власть или уход от активной жизни и углубление в запрещенную, хоть и семейную, религию. Когда ему исполнилось 19, умер отец, дон Франциско Родригес де Матос. Семья переехала в Мехико Сити, но дон Луис Младший решил остаться с дядей. Несколько лет прошло в активной работе на службе у губернатора и... в тайных изучениях еврейских текстов. Однажды, прочитав главу о том, что для подтверждения своего союза с Богом Авраам сделал сам себе обрезание (...Авраам же был девяноста девяти лет при обрезании им края плоти своей..." (ТОРА. Берешит. Гл. 17, Ст. 24), Луис схватил первые попавшиеся ножницы и побежал в лощину у реки, где по неопытности отхватил "слишком много", как он после писал в своей автобиографии.
     Следующие два года прошли в горах Сьерра Мадре, где по заданию губернатора Луис Младший основывал новые шахты и поселения, все время находясь в опасности из-за непрекращающихся атак индейцев. За эти два трудных года он показал себя умелым и абсолютно самостоятельным администратором. Казалось, впереди его ждала надежная карьера и пост губернатора огромной территории. Но судьба выкинула фортель с его начальником, дядей и протеже в одном лице, с самим дон Луисом Карвахалом Старшим.

     Дело в том, что губернатор управлял своими подданными не совсем традиционными методами. В начале своего правления, безжалостно подавив восстания индейцев на северных границах территории, Карвахал в дальнейшем перешел к дипломатии и в противоречие всей имперской политике пытался установить дружеские отношения с многочисленными местным племенами. Именно такое его поведение и позволило историку Леслею Симпсону назвать губернатора "наиболее просвещенным и гуманными конквистадором", но многочисленным белым соседям "детант" пришелся не ко двору. Не будем их осуждать - у каждого времени свои нравы. Но доносы работают во все времена, в чем Карвахал очень скоро смог убедиться на своем горьком опыте.

     Через четыреста с лишним лет очень трудно разделить слухи и действительные события. Говорят, что в решении викария (начальника американских колоний, наместника короля в Америке) устранить Карвахала сыграла роль любовная интрижка губернатора с племянницей викария донной Еленой (другие источники утверждают, что это была большая любовь. Известно, что после ареста дона Луиса донна Елена была сослана в Испанию). Говорят, что индейцы жаловались на жестокость губернатора, что как-то не связывается с тем, что мы знаем о нем. Говорят, что инквизитор все время цеплялся к Карвахалу и требовал объяснения отсутствия limpieza de sangre. Может быть, слухи о тайном еврействе семьи сестры губернатора достигли святой канцелярии, в конце концов, Мехико Сити был маленьким городом, где все были на виду. Как бы там ни было на самом деле, но по доносу его помощника дона Филиппе в 1586 году губернатор был арестован, закован в цепи и переправлен в тюремный подвал инквизиции в Мехико Сити. Без предъявления обвинения!


     Гуманная инквизиция


     Пропаганда - изобретение давнее. Во времена Реформации протестанты не стеснялись преувеличивать притеснения со стороны католиков. Я думаю, что то же самое делали и католики, но сегодня нам интересен взгляд "пострадавшей" католической стороны. Не очень добросовестными протестантскими историками и писателями в середине XVI века была создана так называемая "Черная Легенда", преувеличившая - по мнению католиков - преступления инквизиции. В трудах англичанина Джона Фохе (1554), испанца Регинальдо де Монтеза (настоящее имя этого испанского протестанта - Антонио дель Корро) (1567) многие последующие историки видели правдивые первоисточники, так сказать, показания очевидцев. Как это часто случается, в дальнейшем рассказы о допросах в сырых подвалах, пытках огнем и водой, жестокой смерти на кострах обросли тысячами придуманных подробностей и в таком виде кочевали из одной книги в другую. Естественно, что против "Черной Легенды" стали бороться историки-ревизионисты (а еще в большей степени - католические теологи и испанские консервативные политики. Обеление или очернение инквизиции - большая политика вплоть до наших дней! Одним из борцов против "Черной Легенды" является нынешний папа, Бенедикт XVI). Как и в случае с Холокостом проблема заключалась с, одной стороны, в отсутствии достоверных документов и, с другой стороны, в том, что "ревизионисты", находившие мелкие нестыковки, на этом основании оспаривали общую тенденцию. Указывалось, например, что полагающийся по закону адвокат, свидетели с обеих сторон и должный судебный процесс делали невозможным такое большое количество смертных приговоров. Или подчеркивалось известное положение о том, что вырванное под пытками признание подсудимый должен был "свободно" подтвердить во время трибунала, а также то, что одного доноса для обвинения было не достаточно. Проблема ревизионистов, на мой взгляд, в том, что они говорят в основном о "другой" инквизиции (мы обсуждаем сейчас только испано-португальскую государственную инквизицию на территории Иберийского полуострова. Для остальных стран Европы более характерна была папская инквизиция, когда государственная власть формально не вмешивалась в дела Церкви.). Под словом "другая" я понимаю, прежде всего, другую по времени. Испанская государственная инквизиция начала свою работу в Севилье в 1480 году и очень быстро распространилась по всей Кастилии (семь постоянных трибуналов к 1488 году). В Арагоне было довольно длительное сопротивление до 1485 года, но в дальнейшем арагонская инквизиция почти ничем не отличалась от кастильской. Всего - к 1538 году - в Испании было учреждено 19 постоянных трибуналов, к которым после добавилось три в Америке. Первый, самый кровавый период деятельности испанской инквизиции закончился примерно в 1530 году. Именно в это время вся документация хранилась - и до сих пор в основном хранится - в местных отделениях инквизиции. Именно эта часть документов наименее доступна для исследователей и гораздо хуже сохранилась. Именно в цифрах этого периода не сходятся "очернители" и "ревизионисты". Цифры называют разные: от 2 до 40 тысяч сожженных. После 1530 года документы трибуналов в основном попадали в центральный архив в Кордове и споров о жертвах этого периода гораздо меньше. (Португальская инквизиция была учреждена в 1536 году после того как истек "срок милости", данный королем Мануэлем Первым в 1497 году. Пик активной деятельности португальской инквизиции пришелся на середину следующего, семнадцатого столетия. Документы португальской инквизиции, примерно 40 тысяч дел, хорошо сохранились).

     Историк Хернандо дель Пулгар, современник Фердинанда и Изабеллы, подсчитал, что за первых десять лет инквизиции (1480-1490) было сожжено 2 тысячи человек и осуждено еще 15 тысяч. Очень долгое время считались надежными цифры, приведенные в книге Хуана Лоренте, бывшего генерального секретаря инквизиции с 1789 по 1801 годы. Согласно Лоренте, за все время существования испанская инквизиция осудила 341 тысячу человек, из которых 31912 человек (около 10%), были сожжены. Современный американский историк, Чарльз Ли, книга которого "История испанской инквизиции" считается современной исторической классикой, называет эти цифры значительно преувеличенными. Хотя другой известный американский историк, Сесил Рот, не согласен с Ли (условно не согласен: Рот писал книги раньше Ли).
     Проблема с арифметикой, как я уже говорил, связана с тем, что в более-менее полном виде сохранились документы только относительно деятельности инквизиции с 1530 года. Причем с 1560 года все документы собраны и систематизированы в испанском Национальном архиве (Archivo Historico Nacional). На базе реальных документов 1560-1700 годов историк Густав Хеннингсен подсчитал, что всего за это время было осуждено 49092 человека, из которых 933 (чуть меньше 2%) было сожжено на ауто-да-фе.

     Подсчитать жертвы всех районных инквизиций до 1530 года практически невозможно (а ведь были широко распространены и выездные сессии инквизиции в дальние города страны, где они могли существовать полунезависимо, обычно сроком до одного года. О жертвах выездных сессий чаще всего забывают все), но, например, тщательная работа по архивам Толедо и Валенсии историками Деджеу и Карсел убедительно показала, что число сожженных было близко к 10% от осужденных. (Читателю, безусловно, известно, что иногда приговоры выносились заочно, в таких случаях сжигалось чучело. То же относилось к умершим до ауто-да-фе. Во времена "зрелой" инквизиции приговоренному, как правило, предоставляли выбор: раскаяться на бразеро, признать себя христианином и быть гарротированным (задушенным) и только потом - сожженным).

     Поэтому после жарких споров - на сегодняшний день - считается, что всего через трибуналы на территории Испании прошло около 150 тысяч человек, из которых более 5 тысяч было сожжено живыми или предварительно гарротированными. Всего пять тысяч, как говорят "обелители", представители тезиса о "гуманной" инквизиции. (Интересно, что в Католической энциклопедии количество жертв даже не дискуссируется. Сказано скромно: "Точное число жертв подсчитать невозможно". Правда, в другом месте статьи "Инквизиция" мимоходом замечено, что современному человеку, даже католику, не дано понять смысл инквизиции. Наверно, это так и есть). В Португалии из 40 тысяч осужденных было сожжено около 1300 человек. Арифметическое сражение между сторонниками "Черной Легенды" и историками-ревизионистами в первом приближении можно считать законченным, но враждующие стороны вряд ли когда-нибудь придут к соглашению о моральной стороне проблемы.

     Испанское общество описываемых времен было глубоко коррумпировано. Продажность католической иерархии, как наследие времен индульгенций и морального разложения Церкви времен раннего средневековья, была нормой. В стране, где Церковь и Корона переплелись совершенно неразделимо, продавалось все. Поэтому не должно удивлять, что после 1521 года в мексиканские колонии сбежало много маранов.

     (Маленькое отступление в скобках. Существует несколько разных слов для названия одного и того же явления: крещеный еврей, [информация по Anusim Page of Schulamith Halevy, www.cs.tau.ac.il. Мои комментарии добавлены курсивом]

     Анусим (anusim или anousim - насильно крещенный еврей, на иврите). Используется только для потомков евреев с Иберийского полуострова. В настоящее время известны многочисленные общины анусим в Соединенных Штатах (особенно в южных штатах), Латинской Америке и в Европе. Эти люди часто стремятся вернуться в иудаизм (через 500 лет!), впрочем, почти везде наталкиваясь на нежелание еврейских общин принять их за своих.
     Чуета (chueta, свинья на мальоркском испанском диалекте) - относится к крещеным евреям Балеарских островов.
     Конверсо (converso, обращенный по-испански) - относится к бывшим евреям и мусульманам.
     Тайный еврей (crypto-Jew) - относится к конверсо или его потомкам, тайно исповедующим иудаизм. Секта "иудействующих" или "жидовствующих" может включать как тайных евреев, так и "чистых" христиан. Термины "иудействующий" и славянский вариант - "жидовствующий" обычно не используются для иберийских и американских тайных евреев XIV-XIX веков.
     Маран (marrano - свинья по-испански) - народное название конверсо из евреев только.
     Новый христианин - официальное "церковное" определение конверсо, относящееся как к самому конверсо, так и к его потомкам в четырех поколениях.
     Мешума (или - мешумад) - название (на иврите) еврея, крестившегося добровольно.
     Тинок Шенишба (tinoq Shenishba) - относится только к детям, насильно отнятым от родителей и крещеным. Десятки тысяч таких случаев известны, в основном в Португалии).

     Купить настоящее или поддельное limpieza de sangre было не сложно. Некоторые серьезные источники утверждают, что число маранов среди белого населения Новой Испании достигало 25%. Какое-то время всем им жилось в Новом Свете относительно спокойно. Многие почти открыто исповедовали иудаизм пока в 1528 году, - очевидно, выездная сессия инквизиции, - не устроила ауто-да-фе, на котором сожгли трех тайных евреев, в том числе - Эрнандо Алонсо, сподвижника самого Кортеса. Затем наступило некоторое перемирие, пока в 1571 году по указу короля Филиппа Второго в Мехико Сити не было открыто постоянное отделение инквизиции. Первые годы заплечных дел мастера занимались в основном богохульниками и пиратами и, конечно, созданием своей информационной сети. Время тайных евреев пришло примерно к началу 1580-х и, значит, время вернуться к заточенному в подвал губернатору Карвахалу и к его близким родственникам.


     Конец истории


     После ареста губернатора Луис Карвахал Младший решил воссоединиться с семьей. Где-то в середине 1586 он появляется в Мехико Сити и сразу же с головой погружается в секретную жизнь семьи. Все историки отмечают невероятную одержимость и бесстрашие молодого человека. Его авторитет в "определенных" кругах Мехико Сити не имел равных. Он консультировал многочисленных тайных евреев, сочинял молитвы, некоторые из которых фигурировали в материалах инквизиции через сто лет! Не удивительно, что многие видели в нем мессию. Его религиозный темперамент и эрудиция были такого уровня, что однажды он обратил в иудаизм христианского священника. Тем временем, слухи о новом направлении деятельности инквизиции становятся все более пугающими. Луис Младший вместе с братом Балтазаром решают бежать в Италию, где, как они слышали, было возможно исповедовать иудаизм открыто. Но было поздно. 13 марта 1589 года инквизиция арестовала их сестру, Изабеллу. Под пытками она призналась в тайном соблюдении иудаизма и выдала соучастников. Через несколько дней были арестованы ее брат Луис, сестры Каталина и Леонор и глава семьи - мать, донна Франциска.

     Наконец-то инквизиция получила конкретные обвинения и в адрес заточенного в тюремный подвал губернатора, дона Луиса Карвахала. Сторонники "Черной Легенды" формально правы: единственного доноса от дона Филиппе, помощника губернатора и его дальнего родственника, было не достаточно для осуждения не признающего своей вины дона Луиса. Правда, этого было достаточно для пыток. В 1590 году состоялся судебный процесс, на котором губернатор был обвинен в поддержке тайных евреев (по приговору - в недоносительстве. Родственники на процессе держались стойко и лишнего на губернатора не навесили). Он был приговорен к одному году тюрьмы, последующей шестилетней ссылке в Испанию и конфискации всех денег и имущества. На суде губернатор вел себя мужественно, отрицал все обвинения, что, возможно, было причиной относительно мягкого приговора. Но пытки и четыре года в тюрьме не прошли бесследно: губернатор Нового Леона, дон Луис Карвахал, новый христианин, всю жизнь считавший себя просто христианином, крепкий и закаленный в многочисленных путешествиях человек, умер в инквизиторской тюрьме Мехико Сити в начале 1591 года.

     Следствие по обвинению семьи донны Франциски в тайном соблюдении иудейских обычаев проходило отдельно. Вначале все мужественно отрицали обвинения. Но пытки матери в присутствии детей первым не выдержал Луис. (Как гуманная инквизиция пытала пожилую Франциску, а затем - через пять лет - ее дочь Марианну, читателю лучше не знать. Удивляет разработанность методики пыток, связанная с мужскими и женскими гениталиями и какая-то патологическая сексуальная извращенность инквизиторов во время пыток такого типа. Все весьма подробно описано в документах инквизиции и доступно на Интернете. Правда, на испанском языке). Итак, не выдержав пыток матери, Луис "заложил" 116 человек, практически всех, кто, переселившись из Испании, поселился вместе с семьей Родригес де Матос в мексиканских городах Тампико и затем - Пачука.

 



     Здание инквизиции в Мехико Сити

     Иллюстрация из "Красной книги" - Одна из комнат в
     здании инквизиции. Здесь хранились орудия пыток.


     Покаявшийся дон Луис Карвахал Младший был осужден гуманной инквизицией к принудительной "общественной" работе в госпитале и индейской школе при мужском монастыре. В монастыре оказалась неплохая библиотека, и Луис опять погружается в изучение религиозных книг. Его приверженность иудаизму вырастает настолько, что он тайно меняет имя. Отныне он - Иосиф Ламброзо (носитель огня). Там же, в монастыре, он пишет "Автобиографию Луиса де Карвахала Младшего", которая вместе с его многочисленными письмами сегодня является основным документом о деятельности мексиканской инквизиции против тайных евреев.
     Луис-Иосиф и вся семья были освобождены в 1594 году. Несколько следующих месяцев Луис, почти не скрываясь, агитирует "за иудаизм" в кругу своих знакомых, что, конечно же, становится известно инквизиции. Жизнь на свободе закончилась в начале 1595 года, а сама жизнь - меньше чем через два года.

     Луис Кархавал Младший был арестован вместе с матерью и тремя сестрами и обвинен в рецидивизме, одном из четырех возможных обвинений, которые автоматически влекли смертный приговор. Полтора года продолжались пытки, которые, впрочем, уже не принесли инквизиции ничего нового. 8 декабря 1596 года на центральной площади Мехико Сити состоялся "праздник огня" - ауто-де-фе, самое большое к тому времени в истории Новой Испании. Луис Карвахал Младший, его мать, донна Франциска и его три сестры, донны Изабелла, Каталина, Элеонор были сожжены на кострах. Некоторые источники утверждают, что всего за несколько приемов было сожжено около 20 членов семьи. Священник, сопровождавший Луиса на костер, был под таким сильным впечатлением от характера и поведения узника, что в своих воспоминаниях написал примерно следующее: " Если бы он [Луис Карвахал Младший] жил две тысячи лет назад, то стал бы одним из героев Ветхого Завета". Еще бы не быть под впечатление: все попытки священника уговорить дон Луиса раскаяться и быть гарротированным перед сожжением были твердо отклонены. Дон Луис Карвахал Младший предпочел умереть евреем, а не совсем "свежим" новым христианином. Младшая сестра Марианна была сожжена позже - в 1601 году. Последней из семьи, в 1649 году, была сожжена самая младшая сестра Аника, проходившая по другому процессу в более позднее время. Два брата сумели удрать, Балтазар - в Италию (осуществляются мечты!), где стал доктором, Мигуэль - в Салоники (по другой версии - оба сбежали в Турцию). Старший брат, доминиканский священник фра Госпар, отделался легким испугом. Во время процесса никто из родственников его не предал. За недонесение он был осужден к общественным работам, но тем не менее, как один из первых священников Новой Испании, вошел в Католическую энциклопедию.
     Уцелевшие члены семьи следующего поколения в тайном иудаизме уже не замешаны. Леонор, дочь сожженной Каталины, стала истовой католичкой, некоторые из ее детей посвятили свою жизнь Церкви.

     Дон Луис Карвахал Старший сегодня известен в Мексике в основном как основатель города Монтерей, третьего по величине в стране. В центре города установлен весьма величественный конный памятник первому губернатору. В Монтерей со временем переселилась большая часть его оставшихся в живых родственников-переселенцев. До сих пор в Монтерее ощущается некоторый "еврейский" привкус. В городе существует большая община анусим. Среди местных блюд популярны сефардские кабрито и семитас, многие жители города носят известную сефардскую фамилию Гарза. Во время местного фестиваля танцующие до сих пор исполняют сефардские танцы под сефардскую музыку.



     Памятник Луису Карвахалу в городе Монтерей (конкистадор-мыслитель)


     Так закончилась история самой известной семьи тайных евреев в Новой Испании. Естественно, у этой грустной истории было продолжение. Казнь большой и влиятельной семьи произвела сильное впечатление на тайных евреев Новой Испании. Многие поняли, что пришли новые, вернее - вернулись старые, времена. Надо было найти какие-то способы спасения - бегство было самым простым. Сразу после казни губернатора его заместитель, Гаспар Кастаньо де Соза - его самого и членов семьи многие считали тайными евреями - срочно собрал 170 ближайших родственников и сторонников и отправился на север, "забыв" испросить разрешения у властей. Экспедиция только успела добраться до нынешнего американского штата Нью-Мексико, как была арестована. Самого де Соза под конвоем отправили в Испанию и его дальнейшая судьба не известна. Остальных вернули в Новый Леон. Уже через несколько лет многие из этой нелегальной экспедиции стали потихоньку сбегать обратно в Нью-Мексико. В 1598 году инквизиция пыталась произвести аресты беглецов, но поиски в Новом Леоне и Нью-Мексико улова не принесли. Тем не менее, не признающая компромисса инквизиция, сожгла на ауто-да-фе чучела лидера беглецов Хуана де Оньате и нескольких других.

     Конечно, семьей дона Франциско Родригес де Матос (в некоторых источниках - Родригос де Матос) и их окружением не ограничивалось движение, запятнавшее свое новое христианство. Никто никогда точно не подсчитает соотношение новых и старых христиан в американских колониях, но некоторые утверждают, что в конце шестнадцатого века в Мехико Сити было больше тайных евреев, чем истовых христиан. В одном из писем дон Луис Младший писал, что если бы не насильственное принуждение, то число настоящих христиан в Мехико Сити можно было бы сосчитать на пальцах рук. Думаю, что для главного города Новой Испании это некоторое преувеличение. (Хотя в английских колониях Вест-Индии действительно так называемых "португальцев", что означало - тайных евреев, было большинство). Некоторое представление о количестве тайных евреев, тем не менее, можно получить опять таки из документов инквизиции. Крупнейший авторитет в этом вопросе, историк Сеймор Либман считает, что всего в испанских и португальских колониях было сожжено около ста человек и примерно столько же умерло во время пыток или покончило с собой до приговора. Еще примерно сто было приговорено к каторге на галерах сроком от трех до десяти лет. Всего по его подсчетом через трибуналы инквизиции прошло около 900 тайных евреев, большинство получило мягкие наказания после "чистосердечного" признания. Процессы над тайными евреями, по мнению Либмана, составляли абсолютное большинство всех дел инквизиции.

     Количество убежавших не поддается никаким подсчетам. После утверждения инквизиции в 1571 году тайные евреи бежали во все стороны, в основном в Вест-Индию и британские колонии, но многие просто подальше от столицы, вплоть до нынешнего Колорадо и дальних южноамериканских колоний. Осторожные подсчеты таких беженцев, осевших, к примеру, в американском штате Техас, говорят о нескольких сотнях. Исследования историка-архивиста Ричарда Сантоса показывают, что среди жителей сегодняшнего Южного Техаса находятся сотни, возможно, тысячи наследников тайных евреев-беженцев из центральной Мексики. Инквизиция в Мексике была слишком слаба (как и само испанское государство после поражения в Англо-Испанской войне 1586-89 годов) и не могла контролировать огромную территорию с очень слабой инфраструктурой. Но, тем не менее, в середине XVIII века было несколько очень громких процессов на территории нынешнего американского штата Нью-Мексико. Один из процессов был связан с обвинением в тайном иудаизме… губернатора штата, дона Бернардо Лопез де Мендизавала, его жены и четырех солдат. Все это дело во многом подобно делу дона Карвахала. Губернатор Нью-Мексико тоже умер в инквизиторской тюрьме Мехико Сити, правда, не дождавшись приговора. Его жена, донна Тереза, не признала себя виновной и в 1664 году выиграла процесс после 20 месяцев борьбы. Все это время она находилась в той же самой тюрьме, где умер ее муж.

     Последним человеком, приговоренным мексиканской инквизицией к сожжению, был престарелый францисканский монах, которого в 1795 году обвинили в совершении обрезания и в сокрытии тайных евреев. После мольбы о прощении и обещания раскаяться он был брошен в тайную тюремную камеру, откуда - почти столетним (!) - был освобожден в 1821 году мексиканской революцией.
     Самым последним казненным по решению инквизиции был священник Хосе Мария Хильдаго и Костилла, один из героев мексиканской революции, его называли "мексиканским Джорджем Вашингтоном". Костилла обвинили одновременно в исповедании иудаизма и лютеранства (читатель может подумать, что бедняга совсем запутался, но на самом деле притворный уход в лютеранство был для тайных евреев - особенно из католических священников - одним из стандартных путей избежать преследования инквизиции. В Мексике, в отличие от Испании, лютеран почти не преследовали). Инквизиция передала функцию исполнения приговора армии. В 1811 году Костилла был расстрелян.



     Хосе Костилла - последняя жертва инквизиции в Новой Испании
 

 


     Глава последняя - музыкальная

     Опять прошло много лет.
     Карвахала не забыли. О нем, его племяннике и о мексиканском варианте испанской инквизиции было написано много книг. Можно смело сказать, что вы не найдете ни одной книги или научного исследования посвященных этим мрачным - с точки зрения евреев - временам, где в том или ином виде не упоминалась бы рассказанная выше история.

 

     Одна из многочисленных книг о семье Карвахала (автор: Альфонсо Торо,
     историк-архивист из Мехико Сити, 1930 годы. Издание: Texan Western Press)

 

     В Соединенных Штатах в средних школах и даже в университетах принято изучать историю "своего края". Поэтому хорошие ученики из южных штатов в общих чертах знакомы с историей семьи Карвахала. Примерно в такой же мере школьники Калифорнии знакомы с историей графа Резанова и Кончиты Аргуэлло, ставшей широко известной в России в пересказе-перепеве Вознесенского-Караченцева в форме поэмы-мюзикла "Юнона и Авось". Что-то подобное произошло и в Соединенных Штатах.

     В рамках проекта "Североамериканские голоса" оперная труппа южно-калифорнийского города Сан-Диего приняла к постановке оперу "Конкистадор", американского композитора Мирона Финка (Myron Fink). Премьера состоялась первого марта 1997 года. Партию конкистадора дона Луиса Карвахала исполнял известный тенор Джерри Хадли. Содержание оперы - смотри выше. Желающие послушать музыку могут сделать это на сайте www.ffaire.com/conq/index.html



     Jerry Hadley в заглавной роли оперы "Конкистадор"

 

     Премьера сопровождалась лекциями, семинарами и выставкой, посвященной - опять, смотри выше.
     На четырех представлениях оперы зал был заполнен до отказа. Среди зрителей были атеисты, христиане, евреи, новые христиане, очень старые новые христиане, анусим, которые пытаются найти признание в еврейских общинах Америки, и люди других конфессий.

     Это - Америка сегодня.

     Сан-Франциско
     Октябрь-ноябрь 2006

    
   


   


    
         
___Реклама___