Tartakovsky2
Маркс Тартаковский

 

БЕЗ ПРОМАХА!
(Глубокоуважаемому господину Бормашенко)


    
    

						«Демократы говорят о равенстве людей.
						  Но какое может быть равенство между
			              евреем и гоем!». Элиягу Ишай,
                          председатель парламентской партии ШАС
	                      («Сегодня в Израиле», RTVI, август 2002)
			
						   «Надежнее всего метить мимо цели:
			    			никогда не промахнешься».
							Вильгельм Телль (не по Ф. Шиллеру)

     «Глубокоуважаемый господин Тартаковский,
     Пролистав Ваши статьи, у меня создалось впечатление, что мы с Вами, размышляя о сегодняшнем Израиле, пишем о разных странах. Оставим в покое недопустимый тон Вашей журналистики, поговорим о фактах, ведь журнал, в котором мы с Вами печатаемся, именуется «Заметки по еврейской истории», и уж хотя бы из уважения к его заглавию нам с Вами следует почитать факты. Вы бережно ухаживаете за двумя мифами: 1) религиозные евреи не служат в армии, 2) религиозные евреи – армия дармоедов. Поговорим о каждом из них в отдельности...»
     Оппонент «пролистал статьи» («Не рухнул бы храм...» и «Сродство душ», №№ 27-28). Я для ответа ему внимательно, и не однажды, прочел его возражения («Признания дармоеда и дезертира», №29), чтобы, внимая призыву, «почитать факты».
     Мне не вполне ясно, почему блюсти их следует именно в данном журнале. А в прочих? Догадываюсь, что на еврейском издании, как и на всех нас, в понимании Оппонента, тоже лежит печать избранности. Ну, а как быть, скажем, с израильским еженедельником «Стриптиз. Бульвар крутой эротики», популярным приложением к массовому журналу «Панорама», с многими прочими вполне еврейскими изданиями?..
     В отношении каждого из обозначенных Оппонентом мифов сам он высказал грамотные и подробные возражения. Я полностью с ними согласен. Действительно, религиозные евреи служат в Цахале и, действительно, не являются дармоедами. Не о том ведь дебатируют в кнессете, не они причиной того, что Авраам Пораз, недавно избранный (от партии «Шинуй» - «Перемены») министр внутренних дел, пытается изменить ряд законов и инструкций - и кое-чего уже добился. Например, русские (по маме) солдаты Израиля уже могут быть похоронены на общевойсковых кладбищах, а их недобросовестные, так сказать, папы и чужекровные, т.с., мамы получили, наконец, право поселиться в стране и ухаживать за родными могилами.
     Некоторые солдаты в кипах служат под началом моего старшего сына, капитана Цахаля, его непосредственный начальник тоже религиозный еврей, - так что тут я уж никак не мог бы дать маху.
     Речь ведь о другом. В старой Монголии (вероятно, и в нынешней) все пастухи и погонщики верблюдов почитали своего Будду. И кормили при этом сонмища лам (до трети населения), занятых исключительно небесными проблемами.
     Оппоненту, если бы он не пролистал, а прочитал статьи, привел хоть какие-то ссылки на критикуемый текст (ни единой!), - ему следовало бы, наверное, адресовать свои возражения депутатам кнессета, адресовать израильскому социологу Нахману Бен-Иегуде, израильскому художнику И. Томаркину. Их обширные резоны приведены в моих вышеназванных статьях. Упоминания там о Теодоре Герцле и бароне Ротшильде, о Давиде Бен-Гурионе и Эхуде Бараке тоже не следовало бы игнорировать.
     А публичные, т.с. во весь голос, свидетельства раби Эйхлера и ответственного редактора Иерусалимского ортодоксального журнала «Направление» Александра Этермана ни о чем не говорят Оппоненту?
     Годится ли ему, доктору наук, государственный проект А. Этермана? В сокращении (в моей статье без сокращений) проект звучит так: «Подобно тому как в точных науках человек, владеющий специальными методами, способен решать новые сложные задачи, так и глубоко сведущие в Талмуде специалисты способны, пользуясь своими методами, ответить на любые (!) вопросы, поставленные жизнью... Мы твёрдо убеждены в этом, мы уверены, что в этих методах наше будущее... Я, например, вижу Израиль – в некой «бесконечно удалённой точке» – как демократическую и иерархическую (?!) систему, организованную по схеме, заданной в Торе: каждые десять людей (так у Этермана. – М.Т.) избирают «десятника», десятники – «сотника» и так далее, вплоть до вершины иерархии, где находится конституционный монарх (у ортодоксов Конституцией является сама Тора, как у исламистов – Коран. – М.Т.), Сангедрин (Верховный религиозный суд) и Первосвященник».
     А как относится Оппонент к приведенному здесь в эпиграфе утверждению председателя ортодоксальной партии ШАС, представленной в кнессете?
     И еще. Иудей (т.е. приверженец иудаизма) и еврей – абсолютно ли идентичны эти понятия? Исчерпывается ли наша культура Субботой, Бар Мицвой, мезузой, тфилином, Торой и Талмудом? Если да, то куда деться не менее чем четверти безрелигиозным жителям страны, в массе своей (как вскользь признает и Оппонент) наиболее образованной части населения?
     Быть ли светскому Израилю, где религия – по определению! - напрочь отделена от государства, - вот вопрос вопросов!
     «Пролистав Ваши статьи, у меня создалось впечатление...» Так нельзя. Хотя бы из уважения к собственной научной степени. «Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа» (Чехов). Если доказывать то, что очевидно, пулять в белый свет как в копеечку, ни за что не промахнешься.
     Но мы-то, надеюсь, занимаемся здесь не досужими публицистическими бирюльками, не тщеславным самоутверждением, к чему все мы с годами так падки. Нет, нас – я так думаю – беспокоит судьба страны, без которой мы, евреи, где бы ни жили, сегодня ничего не значим. Всевышний, как мы не раз уже убеждались, никак нас не оградит.
     Вы, г-н Оппонент, как ответили бы на вопрос (приведенный в моих статьях): где был ОН в годы (не мгновения же) Холокоста?
     Засим кланяюсь.
     М. Тартаковский.
    
     P.S. Меня давно занимает еще вот что: не является ли вдруг прорезавшаяся демонстративная религиозность некоторых бывших советских евреев, неизменно подчеркиваемая ими, специфичной интеллектуальной игрой на манер той, что затеяли в свое время адепты небезызвестного отца Меня?
     Вопрос, быть может, не непосредственно к Оппоненту. Лично мне он не знаком.



   



    
___Реклама___