©"Заметки по еврейской истории"
сентябрь  2011 года

Меир Винер

Киевский Педевсектор должен стать самостоятельным институтом

Перевод и послесловие Леонида Флята

Состав студентов и причины отсева

Еврейское отделение (сектор) киевского педагогического института по составу лекторской группы, студенческого коллектива и целого ряда других моментов является крупнейшим и значительным еврейским педагогическим заведением во всем Советском Союзе. Но существуют несколько причин, тормозящих его развитие.

Еврейское отделение при пединституте объединяет 13 групп 4-х своих курсов и рабфак. 1-й и 2-й курсы рабфака вынуждены были перевести в Житомир только потому, что для части студентов нет мест в общежитии и недостаточно аудиторий для лекционных занятий. Некоторые из групп слабо укомплектованы. В таких группах лишь по 12-15 студентов (на 2-м курсе математиков, на 3 и 4 курсах литературно-лингвистической специализации). В 13 группах отделения обучаются 225 человек (женщин - 154, мужчин - 71). На 3-м курсе рабфака в Киеве учатся 35 студентов, а на 1-м и 2-м курсах в Житомире – 58.

Социальный состав студенчества характеризуется следующими показателями: рабочие и дети рабочих – 39%; крестьяне – 16.5%; учителя – 30,2%; служащие – 8,2%; кустари – 7%; детдомовцы – 0,4%. В Евпедсекторе обучаются 94 коммуниста и 89 комсомольцев. Отсев студенчества в этом учебном году был значительным, особенно, в самом его начале. Всего выбыли из института 63 человека. К ним следует причислить также 20 студентов, которые взяли академический отпуск на год (фактически, это замаскированный отсев) – и получается, что отсев составил свыше 25% от всего состава студентов. Что же касается причин отсева, значительную роль здесь играли бытовые моменты.

В первую очередь, как уже отмечалось, отсутствовали свободные места в общежитиях. Виновен в этом горсовет, который делает вид, что не знаком с проблемой института и его еврейского сектора и не выделил дополнительного помещения для нового потока студентов. Но нельзя также утверждать, что декан евсектора тов. Хинчин сделал все возможное, чтобы избежать катастрофического отсева, ему следовало энергичнее сражаться за дополнительное помещение.

Правда, отсев не является специфическим явлением только евсектора, он характерен для пединститута в целом. Но это слабое утешение, так как отсев в евсекторе пропорционально был больше, чем на общем секторе института. Хотя студенты еврейского сектора не хуже обеспечены, чем остальные студенты пединститута, а например, стипендиями даже лучше. И студентам ясно, что вина в отсеве лежит на деканате.

"Квартирные" скитания.

Уже достаточно сказано о том, что учебный год начался с опозданием на месяц. Это коснулось не только Евпедсектора, но и всего педагогического института. Причина заключалась в отсутствии учебных помещений. Понятно, что это отрицательно отразилось на ходе учебных занятий.

Прежде педагогический институт в полном составе располагался в здании бывшего университета. В начале учебного года это здание вернули вновь организованному университету. Пединститут вынужден был помещение освободить, и расположился в здание ветеринарного института.

С этого момента начались скитания евсектора. Вначале ему было предоставлено место в здании киевской партийной школы. 2 февраля нынешнего календарного года сектор во второй раз за учебный год перемещают в другое помещение. А уже 12 марта евсектор в третий раз вынужден был переехать в новое здание. При помощи Наркомата просвещения сектору было выделено 13 аудиторий университета.

Понятно, что все это приводило к большим перерывам в учебе. Но и сейчас проблема с помещением для евсектора еще далеко не решена. Во-первых, нынешнее помещение предоставлено ему только до конца учебного года. Во-вторых, 13 аудиторий не достаточны для всех курсов (группы рабфака, к примеру, занимаются только в то время, когда аудитории случайно свободны). До сих пор нет комнат ни для деканата, ни для лекторов, ни для учебных кабинетов, ни для профработы и т.д. Такое неопределенное положение с помещением отражается очень пагубно на подготовке к новому набору, вокруг которого в деканате чувствуются панические настроения.

Институт без оборудования

К нынешнему дню евпедсектор, фактически, не имеет учебных пособий. Его библиотечный фонд составляют 25 тыс. книг, но помещение для библиотеки отсутствует. Книги навалены в конторе деканата и в разных иных местах.

Евсектор не имеет в своем распоряжении научных кабинетов, более того, руководство университета против того, чтобы евсектор пединститута пользовался научными кабинетами университета. И когда заведующий биологическим кабинетом все же дал согласие на проведение в нем занятий группами Евсектора, руководство университета этому категорически воспротивилось. При этом характерен мотив, которым помощник проректора по научной работе устно объяснил этот запрет: "Мы будем так долго к Вам плохо относиться, пока у Вас не исчезнет желание лезть в здание университета!"

Понятно, что при такой постановке вопроса обучение студентов проводится без всяких вспомогательных пособий. Лектор по географии вынужден рисовать мелом на доске географические карты, потому что в его распоряжении изданных географических карт нет. Была попытка недостаток учебных пособий восполнить экскурсиями по разным музеям, научным кабинетам, лабораториям. Но из-за недостатка средств от этого предложения пришлось отказаться.

Вообще, финансовое положение пединститута в целом, а не только лишь евсектора, плачевно. Вернее будет сказать, что институт в этом году был оставлен без кредитов. А еврейскому отделению приходится особенно трудно из-за того, что он переехал в здание университета и остался совсем без технического и хозяйственного обслуживания. И деканат тратит массу времени и сил, вынужденный всякий раз сам добывать хоть немного денег.

Но в этом нельзя полностью возлагать вину на деканат, потому что ему приходится с неимоверным упорством бороться против такой дикой ненормальности.

Учебный процесс

Лекторы евпедсектора – специалисты высокой квалификации: 21 профессор, 24 доцента и 18 ассистентов. В основном, это научные сотрудники Института еврейской пролетарской культуры при ВУАН, лекторы университета и других ВУЗов Киева.

В 1-м семестре учебные планы были выполнены на 95%. При этом следует отметить, что его сокращение связано с тем, что учеба началась с опозданием на месяц. Из-за различных бед с помещениями для занятий и иных трудностей, учебная дисциплина студентов была далеко не удовлетворительной. Теперь положение изменилось к лучшему. К сегодняшнему дню в студенческой среде установилась здоровая рабочая атмосфера.

В 1-м семестре успехи в учебе характеризуют следующие оценки: отлично и хорошо - 42,6%, посредственно – 53,7%, неудовлетворительно - 3,7%. В нынешнем 2-м семестре положение, кроме единичных групп, улучшилось, а отношение студентов к учебе стало более серьезным. Но вновь дают о себе знать скитания по разным помещениям. Да и действия деканата, особенно, тов. Хинчина, как и в 1-м семестре, были все еще недостаточно результативными. Деканату следует напрячь все силы для ликвидации к 1 мая недостатков в учебном процессе.

Работа кафедр, в целом, слабая, за исключением регулярной и систематической деятельности методической кафедры. Правда, это явление вызвано объективными причинами. Из-за недостатка денежных средств отсутствуют научные кабинеты, лаборатории и, даже, простые комнаты. Следует вновь отметить, что и в этой области деканат не сделал все, что было бы возможно при ликвидации внутренних ошибок.

Большим пробелом в академической работе следует считать то, что Евпедсектор до настоящего времени еще не проводит специального экзамена студентов на идиш, хотя всем хорошо известно, что положение со знанием языка в этом учебном заведении посредственное.

Общий в среднем культурный уровень студенчества далек от требуемого. Лучшими в этом отношении являются третьи экономический и математический, четвертые исторический и литературный курсы. Слабой подготовкой отличаются дошкольный и литературно-лингвистический курсы.

Педпрактика студентов проводится под надзором школьных учителей и при руководстве ею лекторами-методистами литературного сектора. Такой способ является наиболее правильным.

В Евпедсекторе развернута широкая сеть групп партийного образования, политшкол, где 3 раза в месяц обсуждаются вопросы текущей политики. Эти занятия включены в учебный план. Кроме того, они проводятся и на "политминутках", в перерывах между лекциями. Политические дебаты, обычно, организуются через короткое время по докладам, прочитанным на партсобраниях, и приносят положительный воспитательный эффект.

Связь с пединститутом, отделением которого числится Евсектор, в последнее время серьезно ослабла. Сейчас их объединяет лишь общая партийная организация. Прежде, когда Евпедсектор располагался в здании института, связь была значительно тесней. К этой ситуации следовало бы вернуться.

Выпуск

В этом году Евпедсектор выпускает 98 преподавателей: по математике – 18, по литературе и языку – 21, по истории – 38 и сотрудников дошкольных комитетов – 21.

В пединституте очень остро стоит вопрос о своевременном распределении выпускников. В прошлом году Наркомпрос так долго его не решал, что закончившие учебу сами вынуждены были искать себе место работы. Со своими прежними выпускниками институт не поддерживает никакой связи, и это беда для обеих сторон.

Что же касается связи непосредственно евсектора с еврейскими школами, то она осуществляется только с учителями по литературе и языку. Евсектор взял шефство над еврейскими школами Сталиндорфа. В прошлом году 43 студента целый месяц работали в еврейских школах этого района. В этом же году в район состоялось лишь 2 поездки 2 студентов. А профессура в этом году вообще отстранилась от участия в шефской работе.

Выводы

Евсектор при киевском пединституте в своей основе - здоровое и способное к развитию учебное заведение. Главные его недостатки: отсутствие (нормального) помещения и оперативного энергичного руководства. Абсолютно неприемлемо, по нашему мнению, предложение некоторых товарищей о переводе его в Одессу. Это не решение проблемы евпедсектора. Оно приведет лишь к гибели этого нужного заведения.

Именно в Киеве издавна существует широкая база подготовки педагогов для еврейских школ республики. Наиболее правильным было бы превратить Евсектор в самостоятельный институт. Наркомпрос уже давно дал этому свое согласие. Но выполнение тормозится отсутствием помещений. И дело в том, способен ли деканат своей настойчивостью добиться нужного результата. Указания тов. Сталина о педагогических заведениях должны получить поддержку соответствующих областных и республиканских органов по отношению и к данному учреждению.

(Дер Эмес, 21 апреля 1934 г.)

Послесловие переводчика

Развал СССР и обретение Украиной государственной самостийности пробудили у некоторых исследователей истории интерес к давно уничтоженной в республике еврейской культуре, вообще, и еврейского (идиш) просвещения, в частности.

В Интернете, к примеру, отыскался автореферат диссертации Н.Л. Кротик «Становление и развитие еврейского образования в Украине (20 -30-е годы ХХ века)», датированный 2007 годом.

Естественно, сам автореферат не может дать полного представления о качестве и глубине исследования. Но настораживает, что «Список использованной литературы» не содержит ссылок на источники на языке идиш. Удивительно также, что при перечислении еврейских педагогических техникумов отделов институтов «забыт» Киев, в котором подготовка учителей для еврейских школ осуществлялась со времен Украинской республики, в период Гражданской войны и вплоть до средины 1930-х годов. И напрашивающийся риторический вопрос: « А оппоненты кто?»

Статья М.Ф. Винера, как и другие подобные материалы, несомненно, является важным источником при исследовании заявленной Н.Л. Кротик темы. В статье рассказывается о положении Евсектора Киевского пединститута в 1933/34, пожалуй, самом критическом учебном году. В 1935 году его студенты были направлены в Одессу, и сектор в Киеве на этом завершил свою деятельность.

В свете вскоре случившегося с подготовкой учителей для еврейских школ в ВУЗах страны киевское событие можно интерпретировать как начало культурной контрреволюции на фронте высшего еврейского образования в СССР.

В 1937 году была ликвидирована подготовка еврейских учителей в Минске.

1937/38 учебный год оказался последним в истории Евлитло МГПИ.

В мае 1939 года студентов литфака Евсектора педагогического института (Одесса) навестили три москвича: литературный критик

Арон Гурштейн, многогранный литератор Ихескель Добрушин, поэт Перец Маркиш.

Внимательно присмотревшись, можно обнаружить, что московских гостей сопровождал одессит Ирмэ Друкер (1-й слева в 1-м ряду).

Сфотографировавшиеся на память третьекурсники и их гости, вряд ли предполагали, что осенью, когда студенты уже IV курса с каникул вернутся в Одессу завершать учебу, Евсектор будет расформирован, а их переведут в заочники и до весны распустят по домам. Это была последняя точка в деле подготовки педагогов в ВУЗах СССР для еврейских школ. А вскоре и сами еврейские школы исчезнут.

Сведения об авторе статьи профессоре М.Ф.Винере найти не сложно.

Познакомиться с ними можно и на этом сайте:

http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer1/Fljat1.htm

Завершить послесловие я просто обязан благодарностью Александру Френкелю из Петербурга, который выполнил мою просьбу, прислав скан оригинала статьи М.Ф. Винера.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2438




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer9/Fljat1.php - to PDF file

Комментарии:

Инна
- at 2011-09-08 15:46:45 EDT
Уважаемый Леонид Флят, спасибо за публикацию. В еврейской начальной школе когда-то преподавали мой прадед и бабушка.






Откройте для себя мир 3D графики с обучение блендер с нуля для эффективного старта