©"Заметки по еврейской истории"
Июль 2009 года

Яков Зинберг

«Ересь из Синго»: Христос прожил 106 лет и похоронен в Японии

Начало: Иисус, Тэнгу с севера

В начале мая сего года мне довелось посетить предполагаемое место погребения Иисуса Христа в Японии, располагающееся на севере острова Хонсю в префектуре Аомори. Легенда утверждает, что Христос умер в возрасте ста шести лет в деревушке под названием Хэраи, и что, согласно составленному им самим завещанию, после смерти его тело, оставленное на горе Хэрай высотой в 1159 метров, удаленной на расстояние в примерно 16 км к западу от одноименной деревушки, сначала подверглось длительному омовению ветрами и дождем, а после этого, спустя четыре года, кости Иисуса были преданы земле на невысоком холме возвышающемся над деревушкой.

В нескольких метрах от могилы Христа, которого в Японии величали «Дайтэнку Таро Дзюрай», располагается место захоронения уха брата Иисуса по имени «Исукири» и пряди волос их матери Марии. Дело в том, что, как утверждают, ссылаясь на его собственное завещание, приговоренный римлянами к смерти Христос «вернулся» в Японию, где он до этого прожил целых 11 лет, и таким образом избежал мучительной смерти на кресте, которой вместо него подвергли его брата. Захватив с собой прядь волос матери и ухо брата, Иисус покинул родину и вместе с некоторыми из своих учеников несколько лет скитался по просторам Сибири, пока не добрался до берегов Японии, где, изменив свое имя, женился на японке, став отцом трех дочерей.[1]

Между этими двумя захоронениями удобно расположилась мраморная мемориальная плита, на которой по-японски, по-английски и на иврите написано, что она была передана от имени муниципалитета города Иерусалима и призвана служить доказательством дружбы между, с одной стороны, районом Синго, в переделах которого располагается деревушка Хэрай, и городом Иерусалимом, а также и государством Израиль, с другой. Приветствуя собравшихся на «Празднике духа Христа», ежегодном местном мероприятии, привлекающем туристов, впервые проведенном в 1964 году и состоявшемся в тот раз 6 июня 2004 года, в ходе которого и произошло «открытие» мраморной плиты под названием «Иерусалимский камень», посол Израиля в Японии в тот период времени Эли Коэн, известный в Японии как большой знаток и вместе с тем мастер боевых искусств, отметил, что хотя ему было неизвестно подлинное историческое содержание захоронения, вместе с тем ощущалось, что наследие евреев «охраняется и распространяется».[2]

Трудно сказать, какого рода политические замыслы способствовали этому дружественному жесту и что именно подразумевается в словах посла, но определенно можно сказать, что такого рода событие никак не способствует прогрессу в сфере еврейско-христианских отношений, потому что несомненно придает «ереси из Синго», напрочь отрицающей новозаветные сюжеты, статус правомерности, являясь пусть и косвенным, но все же признанием ее исторической обусловленности. Кому довелось в свое время посмотреть телефильм «Потаенные годы Иисуса» по «Первому каналу», сможет припомнить мнение диакона Андрея Кураева, профессора Богословия, по поводу обнаружения Николаем Нотовичем в конце девятнадцатого века «Тибетского Евангелия» в Индии: в частности, Кураев охарактеризовал эту находку как «типичную масонскую продукцию», ставившую своей целью «растоптать Евангелие и соответственно с этим разрушить авторитет Церкви».[3] Кто знает: вполне возможно, что «завещание Христа», якобы обнаруженное археологами в мае 1936 года на севере острова Хонсю, предназначалось для ведения приближавшейся расовой войны, и мы имеем дело со всего лишь неудавшейся попыткой психологического воздействия?

Рискуя обратиться к насыщенному опасностями жанру рецензирования «отдельно взятой цитаты», все же отмечу своеобразие комментария Кураева в следующем: уж очень он напоминает заголовок монографии Олега Платонова под названием «Терновый венец России. Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации», опубликованной в 1996 году, хотя сам Кураев не упустит случая отмежеваться от такого рода среды и лично Платонова.[4] Вероятно, на этот раз, сидя перед камерой, Кураев сослался исключительно на «масонов» из соображений политкорректности, но при этом авторский текст фильма не позволяет зрителям забыть о том, что Нотович был крещеным евреем.

Кстати, Кураев обладает достаточно выраженным интересом к такого рода христианам, что, например, явствует из текста главы известной монографии Кураева «Как делают антисемитом», широко доступной в сети, в том числе и на личном сетевом портале диакона Кураева, посвященной показу фильма «Последнее искушение Христа», а именно той ее части, в которой обсуждается проблематика принципа «Во Христе нет ни эллина, ни иудея» и в которой Кураев противопоставляет свое собственное несовершенство таковому в среде «других церковных публицистов и проповедников (включая прот. Александра Меня и Якова Кротова)», отмечая в частности: «Если бы все мы жили только в Духе и только им, если бы вся наша жизнь была редуцирована к той «духовной нищете», что помышляет исключительно о Боге и о спасении, если бы действительно «ум Христов» растворил в себе наши собственные домыслы и помыслы – то и в самом деле ушли бы все те различия, о которых упомянул апостол Павел». [курсив мой] «Но про себя я этого сказать не могу», – покорно признается диакон Кураев, и в той же самой главе предлагает вниманию многочисленных читателей свою собственную трактовку того, что Кураев именует не иначе как «мифом о Холокосте».

Нет, речь идет не об отрицании, по словам автора, «факта массового уничтожения евреев в Третьем Рейхе»: действительно, стоит ли компрометировать себя тем, что опровергается хотя бы авторитетом позиции правительства той же Германии, подкрепленной могущественной архивной базой. Речь, оказывается, идет о христианстве и «мифе о Холокосте» как «перелицовке того самого мифа о коллективной ответственности, который (как нам говорят) и является источником антисемитизма». А для тугодумов следует пояснение: «Если о евреях нельзя говорить «кровь его на нас и на детях наших» – то и о христианах тоже очевидно нельзя говорить подобного».

Исходя из этого, Кураев победоносно обнаруживает «противоречивость мифа о Холокосте», пользуясь которой диакон, наподобие разве что удава, сжимающего легкие своей жертвы после каждого очередного выдоха, предлагает евреям крайне ограниченный и волне смертоносный выбор возможностей, при условии если Шоа считать «религиозным событием», а именно: либо искать в нем «послание Бога» и соответственно «плакать о своих грехах своего народа, а не заниматься психоанализом египтян и персов», либо, «если такого рода «точка зрения уже чужда современным еврейским идеологам», оказывается, «надо признать, что современные евреи уже далеко не тот Народ Божий», из чего в свою очередь вытекает необходимость принять аналогичную позицию «христианской теологии» за должное и, вероятно, разве что исчезнуть, хотя Кураев, целомудренно, не пускается в подробности последствий очередного принятия или же отторжения «теологии замещения» евреями. Кстати, а что если Шоа, например, не считать «религиозным событием»?.. Тогда, вероятно, христианство и вовсе не при чем?..

Абстрагируясь, замечу в этой связи также, что логика коллективной ответственности, как известно, нуждается в чрезвычайно обильной аргументации, чтобы оказаться убедительной. Что же касается достаточно распространенной в христианской традиции привычки наотмашь рассматривать еврейство как единое целое, тем самым лишая нас не только права на множественность, но и вместе с тем того, что составляет нашу неотъемлемую особенность, – чрезвычайного разнообразия, то в основе этого должна лежать ошибка сознания: Тот самый неопровержимый факт, что Иисус не может не восприниматься как один из евреев, – как и большинство его, по крайней мере, первоначальных последователей – призван, казалось бы, изначально свидетельствовать о том, что евреи – очень разные, и я склонен думать, что именно в своей непохожести Иисус, судя по доступному описанию, проявляет себя как «настоящий еврей». Кстати, в «Потаенных годах Иисуса» Алексеева, в частности, именно Кураев, вполне убедительно, призывает мыслить логически, уверяя, что если считать «свидетельство первых и личных учеников Христа» некорректным, тогда «нет оснований ссылаться на более поздние апокрифы, это методологически некорректно.»

Характерно, что если Кураев, как правило, осторожен, то Олег Платонов не смущается и уже в аннотации к своей книге крепко «спаривает» масонов и евреев, утверждая, что «иудейско-масонская цивилизация с центром в США» была сформирована на базе «подрывной деятельности секретных иудейских обществ и сект, бросивших богоборческий вызов Христианству» [курсив мой]. Посвящая свою монографию «памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)», который «благословил этот труд», Платонов, в частности, ссылается на высказывание митрополита Иоанна, согласно которому «памятники письменности первых веков христианской эры, дошедшие до нас, едва ли не единогласно свидетельствуют о том, что ненависть к Христу повсеместно заставляла иудеев идти на отчаянные попытки искоренить, уничтожить Его учение», и при этом евреи будто бы «не брезговали никакой клеветой».[5]

Вероятно, версии захоронения Христа в Индии или же Японии уютно располагаются в пределах подобного рода миропонимания Платоновых и Кураевых. Можно без труда представить себе и соответствующую оценку с их стороны размещения «Иерусалимского камня» в Синго. Мне не приходилось слышать о размещении аналогичного дружественного памятника, например, в Индии, где, согласно местному преданию, также есть место захоронения Иисуса Христа. А что если такой почести удостоилась только Япония? Впрочем, Платонова это нисколько бы не удивило: ведь Япония и ненавистные Платонову США, два наиболее развитых экономических гиганта, состоят аж в военном союзе, который «русскому духовному писателю и церковному деятелю» Николаю Жевахову, как представляет его Платонов, энергичный последователь идей Жевахова, наверняка казался бы противостоящим христианству.

В этой связи вполне уместно привести цитату из монографии Жевахова, изданной в 1923 году, которую Платонов приводит, стремясь, вероятно, наполнить ее содержанием, соответствующим периоду конца двадцатого столетия: «Еврейство поставило всему миру альтернативу – за или против Христа; и мир разделился на два лагеря, ожесточенно враждующих друг с другом и даже до наших дней не разрешивших этой проблемы. История всего мира была, есть и будет историей этой борьбы, и Второе Пришествие Христа Спасителя застанет эту борьбу в той стадии, когда уже не будет сомнений в победе еврейства, ибо к тому времени сила сопротивления Христианства будет окончательно сломлена и не останется веры на земле. Отдалить этот момент еще в наших силах, но для этого мы должны во всей глубине изучить еврейский вопрос и должны уметь различать в природе Христианства элементы, запрещающие ненависть к ближнему, от элементов, обязывающих к борьбе с хулителями Христа и гонителями Церкви» [курсив мой].[6]

Как тут не возникнуть «свободным ассоциациям» на тему «Во Христе нет ни эллина, ни иудея» в интерпретации Кураева!

При этом нельзя не поражаться уровню агрессивности христиан закалки Жевахова, типично приписывающих именно евреям в целом, без исключения, свойство необузданной «жестоковыйности»: в предисловии к своей монографии под названием «Еврейская революция» Жевахов именует нас «отверженным, проклятым Богом, жестоковыйным народом», которому «чужда и ненавистна христианская мораль».[7] Современное звучание такого рода идеям сполна придают такие «смиренные» последователи дела Жевахова, как, например, Александр Проханов: достаточно обратить внимание на его собственную, но при этом никак не менее типичную, аранжировку темы «жестоковыйности» периода ливанской войны лета 2006 года: по мнению Проханова, наш «жестоковыйный» народ уже в древности, «отвоевывая для себя землю Ханаанскую», вторгался «в чужие земли, вырезая тысячи городов и селений, истребляя под корень мужчин и женщин, не щадя стариков и младенцев.» Оказывается, в то время наши предки «лошадям перерезали поджилки», а Иисус Навин[8] осуществлял беспощадный «холокост», как выразился Проханов, и остановил солнце для того, «чтобы оно продолжало светить, позволив евреям завершить свою страшную резню». Смелое воображение Проханова породило и новое слово – «разливанивание» – как синоним для «раскулачивания», которое «каратели Троцкого проделывали» с донскими казаками.

И, конечно же, не обошлось без сопутствующих картин необъятного мщения. Пишет Проханов: «Израильские города погибнут не от игрушечных ракет «Хезбаллы», а от небесного огня и смолы, в которые обратится вселенская ненависть. Как погибли Содом и Гоморра, так погибнут Хайфа и Тель-Авив. Как рухнули стены Иерихона от грохочущих труб, так падет стена, отделяющая Израиль от ненавидящего мира» [курсив мой].

И наконец, вполне сродни и на радость Платонову, Америка представляется Проханову «большим Израилем», вскормившим Израиль «Малый», и бьющим «оттуда по арабским городам и селеньям», а в остатке «отечного, гематомного мозга» Ариэля Шарона, «трагического миротворца», подвергшегося акту «магического убиения» со стороны «радикальных левитов», согласно просвещенному мнению Проханова, «колышутся жуткие зрелища гибнущего проклятого государства» [курсив мой].[9]

Вернемся все же в Азию: если «преступный союз» США и Японии по логике Платоновых заподозрить в развитии сценариев конца времен, вероятно, достаточно просто, то как расположить Индию, где 29 января 2007 года, выступая на массовом митинге в округе Джабалпур, в то время возглавлявший крупную националистическую организацию под названием «Раштрия Сваямсевак Сангх» (РСС) К.С. Сударшан сообщил, что «Иисус Христос прожил в Индии 15 лет, был похоронен в Кашмире и обучился любви и непротивлению насилию, знакомясь с буддизмом», посоветовав при этом христианам-евангелистам осознать, что то, что Иисус проповедовал, он познал в период своего пребывания в Индии? Сударшан также сообщил, что Христос вовсе не умер «на кресте», а излечился от ран и после лечения «вернулся в Индию», где и скончался, а похоронили его в Кашмире в месте под названием «Иша Нагар».[10] Однако я не сомневаюсь в способностях Платоновых и уверен, что и для Сударшана найдется «достойное» место в соответствующих апокалипсических зарисовках.

В целом остается мало сомнений в том, что наличие «Иерусалимского камня» рядом с предполагаемым местом захоронения Иисуса Христа в Японии в состоянии рассердить Андрея Кураева куда больше, чем домыслы «скрывавшегося» еврея Нотовича, и позволит ему, на этот раз не стесняясь в выражениях, без ложного стыда укорять не только «масонов», но и «иудеев» заодно, а знатоку мировой политики Проханову предоставляет обширные возможности с успехом «перекрестить» японо-американские союзнические отношения в новоявленный тройственный союз, включая Израиль.[11]

Еще раз посмотрев телефильм Алексеева и Архипцовой, я обратил на этот раз внимание на его заключительную часть, в которой Алексеев неожиданно возражает против «кормления» знаниями об Иисусе «как манной кашей: вот до сих пор можно, – а дальше нельзя», заключая: «Наверное, в этом все дело.» Действительно: не составляет ли именно то, что Гроб Господень в Иерусалиме – пуст, саму духовную суть христианства, требуя от уверовавших внутреннего умосозерцания? По оценке американского ученого Роберта Вилкена, уже ранние христианские источники «свергают с трона» месторасположение как средоточие божественного присутствия, в том числе и Евангелие от Иоанна, где в Главе 4 приводятся следующие слова Иисуса, обращенные к женщине: «..поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу....Бог есть дух, и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине» (21-24).[12]

Однако вернемся теперь в Японию, где местные легенды рисуют Христа – спустя, видимо, немало лет после его «возвращения в Японию» – седоволосым и достаточно облысевшим человеком крепкого сложения, носившим весьма заплатанную одежду, внушая окружающим чувство страха и напоминая длинноносое чудище. Может быть, что-то наподобие Тэнгу, всевозможного рода идолов с дурными и хорошими наклонностями? Тем более что их подчас ассоциируют с неподтвержденными рассказами о коленах израилевых, в свое время будто бы добравшихся до берегов Японии.[13] Давайте сначала поговорим тогда о Тэнгу, сравнив научные представления о них с бытующими представлениями об их сходстве с евреями.[14]

Постарайтесь же разглядеть в Тэнгу из буддистского храма Якуоин, расположенного на горе Такао, популярного места отдыха токийцев, – если только сможете! – очертания лиц наших предков, но только ни в коем случае не исключая и Йешу из Назарета.

(Продолжение следует)

Примечания

[1] Фотографии места захоронения Христа были утеряны. Я воспользовался фотографиями в свободном доступе на сайте http://countdown20070309.at.webry.info/200803/article_2.html

[2] См. газету «Майнити синбун» от 7 июня 2004 г. (яп). http://www.factiva.com

[3] Телефильм выпуска 2003 г. «Потаенные годы Иисуса» («Телефабрика» по заказу ОАО «Первый канал»: режиссер Татьяна Архипцова, автор Сергей Алексеев). Сергей Алексеев, востоковед по образованию, в свое время работавший корреспондентом Гостелерадио в Индии, еще в 1999 г. опубликовал в журнале «Огонек» интересную заметку под заголовком «Потаенные годы Иисуса».

[4] Олег Платонов. «Терновый венец России. Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации». «Родник», 1996 г. См. также «Рецензию на одну цитату» в авторстве Тимура Боярского: http://www.jew.spb.ru/ami/A412/A412-011.html

[5] Там же, стр. 9.

[6] Там же, стр. 10.

[7] Жевахов Н.Д. Еврейская Революция. – М.: 2004 г. Заслуживает внимания и следующее: «Каждый христианин обязан знать наизусть книгу С.А. Нилуса «Великое в малом»... Там, во второй части ее, он найдет «Протоколы Собраний Сионских Мудрецов», которые откроют ему глаза на роль и задачи еврейства во всемирной истории человечества... Цитировать эту книгу – значит переписать ее всю целиком. Достаточно сказать, что в первый год революции в России эта книга скупалась агентами революции за десятки тысяч рублей, а позднее она была конфискована, и хранившие ее предавались безжалостным мучениям и казни» [курсив мой]. Там же, стр. 6.

[8] Пророк Йеħошуа – прим. ред.)

[9] Опубликовано в газете «Завтра» от 26 июля 2006 г.

[10] "Jesus Christ lived in India, was buried in Kashmir: RSS Chief". The Hindustan Times. HT Media Ltd. 2007 HighBeam Research 4 Jul. 2009 РСС в частности стремится вернуть молодежь в лоно санскрита и крайне негативно оценивает деятельность в Индии христианских миссионеров.

[11] Справедливости ради, отмечу, что в недавнем телевыпуске «Особого мнения» («Эхо Москвы») Проханов предрекал формирование стратегического союза между Японией и Китаем: вероятно, в его возбужденном сознании не только евреи, иудеи и прочие в этом роде согласно верным наблюдениям в том числе и Тимура Боярского составляют некое единое «проклятое» целое, но и японцы с китайцами заброшены в общую яму, что совершенно неверно как в историческом, так и во всех прочих мыслимых измерениях. Однако расисты известны своими размашистыми мазками. См. http://echo.msk.ru/programs/personalno/599327-echo.phtml

[12] Wilken, Robert The Land Called Holy: Palestine in Christian History and Thought. Yale:1992, p. 91.

[13] В этой связи немалое воздействие на сознание японцев оказала популярная телепрограмма частного телеканала «Токё Тэрэби» под названием «Нихон Мистэри» (Тайны Японии), в которой, как правило, представляют всевозможные новые версии исторических событий. В программе от 21 марта 2008 г. была представлена начальная передача из серии под общим названием «Корни Японии – в древнем Израиле», которая в свою очередь называлась «Тэнгу были израильтянами!». См. сетевую рекламу программы: http://www.tv-tokyo.co.jp/nihonmystery4/

[14] См. также заметку Леви Мирона http://berkovich-zametki.com/2006/Zametki/Nomer3/Miron1.htm


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 3862




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer12/Zinberg1.php - to PDF file

Комментарии: