Avrutin1
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Гостевая Форумы Киоск Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"

Февраль  2008 года


Марк Аврутин


Долгий путь к Катастрофе

 

(продолжение. Начало в №1(92))


В начале апреля 1943 года на имя начальника Главного Политического Управления Красной армии Щербакова было направлено письмо, в котором выражалось опасение, что ставшее уже нормой замалчивание заслуг воинов-евреев на фронте способствует распространению «гитлеровскими агентами» слухов о том, что евреи якобы вообще не воюют. У подписавших письмо руководителей ЕАК Михоэлса и Эпштейна было достаточно оснований для подобного заявления. Вот несколько примеров.  Четверо воинов-евреев совершили подвиг, вошедший в историю под именем Александра Матросова. Причем, один из них совершил его на год раньше, 22 февраля 1942 года, а другой, совершив такой подвиг и получив 18 огнестрельных ранений, остался жив, что само по себе было совершенно уникально. Однако в данном контексте более удивляет  тот факт, что никто  не получил Героя. Другой подвиг, известный по имени Николая Гастело, повторили 14 летчиков-евреев. Четверо летчиков-евреев совершили таран самолетов противника подобно Виктору Талалихину.   И в этих случаях звания Героя также никто не получил.

Объяснялось это в значительной мере тем, что указы о присвоении звания Героя Советского Союза подписывал лично Сталин. Сотрудники  его аппарата, хорошо зная об отношении «хозяина» к вопросу о прославлении воинов еврейской национальности, старались, чтобы в списках, которые они готовили ему на подпись, не попадались еврейские фамилии. Бывали, конечно, исключения,  когда, например, представления подписывались известными военачальниками. Такие документы игнорировать было опасно. Примером может служить представление на командира роты Рафаила Льва, подписанное не только командармом Черняховским,  но ещё и   командующим фронтом Рокоссовским. Кто мог позволить себе скрыть такой документ?  Как   ни   странно,  подобных случаев за время войны  набралось так много, что по числу Героев Советского Союза воины-евреи оказались на пятом месте после русских, украинцев, белорусов и татар.

Сталин стремился вернуть в Красную армию не только атрибутику царской армии, но и её дух, в том числе, и отношение к воинам-евреям.  Проявлялось это отношение, в частности, в том, что евреи практически были лишены возможности стать офицерами. Например, за предшествовавшие 1917 году полстолетия офицерский чин получили (к тому же, младший) всего 9 (девять!) евреев. В Красной же армии только среди генералитета евреев было много больше, не говоря уже о младшем офицерском составе. Но из этого вовсе не следует, что советская власть была для евреев их родной властью, как это утверждают «патриоты» всех мастей. Тем не менее, условия жизни евреев изменились, и это не могло не сказаться на отношении к ним. Причина не в том, что эти условия  улучшились, для очень многих евреев они, наоборот, стали ещё более тяжёлыми. Просто после ликвидации черты оседлости евреи появились повсюду: от коммунальных кухонь до вузовских аудиторий, от детских учреждений до академических НИИ. Это повлияло на то, что образ еврея, создававшийся столетиями, начинал размываться. До появления евреев в России и  потом, когда основная масса их проживала за «чертой оседлости», ими можно было даже пугать детей, как пугают, например,  чертовщиной, которую никогда в глаза не видели. Теперь же люди убеждались, что те реальные евреи, с которыми им приходится  сталкиваться повсюду, вполне нормальные люди, а чаще оказываются даже лучше, чем свои  соплеменники. Вот и на фронте они демонстрировали образцы героизма, а уж  добровольная сдача в плен евреям была и вовсе заказана.   Всё это не могло не беспокоить Сталина. Не хватало ему только начать прославлять   фронтовые подвиги евреев. Поэтому упомянутое выше письмо Михоэлса было тут же отправлено в архив. Правда, и никаких репрессивных мер в отношении «подписантов» предпринято тоже не было, хотя за непонимание сталинской политики, как правило, людей ожидало наказание. В данном же случае оно не последовало, точнее, как мы уже знаем из предыдущей части, было отсрочено. Объясняется это очень просто: товарищ Сталин готовил для великого артиста роль, которую тот должен был сыграть в его, Сталина, спектакле.

С какой целью вообще была организована заграничная поездка Михоэлса  летом 1943 года? Считается, что цель поездки состояла в мобилизации мировой общественности на борьбу с фашизмом. Но  таким ли уж  актуальным был этот вопрос  в середине 1943 года? Ведь уже в самом начале года после разгрома сильнейшей в вермахте 6-ой армии под командованием генерала-фельдмаршала Паулюса «маятник победы» качнулся в сторону Красной армии и уже до самого конца войны не поменял своего направления. И поставки по ленд-лизу к этому времени шли огромным потоком по трем направлениям – с севера, с юга и через Дальний Восток,  -  и на огромные суммы, на фоне которых средства, собранные Михоэлсом, пусть и немалые, выглядели лишь «каплей в море».

Нет, в 1943 году цель поездки  могла быть совершенно иной, нежели привлечение внимания к тяготам Советского Союза и его  армии. В помощи Красная армия остро нуждалась в 1941 году, а потом и в 1942, когда немцы не только выстояли в ту ужасную зиму, но и вновь начали громить Красную армию по всему Восточному фронту. А к лету  1942 года Гитлер опять убедил себя и своих генералов, что Красная армия обращена в паническое бегство, как это было в 1941 году. Он и представить себе не мог, что русские  организованно отступают, чтобы дать бой на выгодных для себя рубежах. Кроме того, армия любой из западных стран, подвергшаяся такому разгрому, как Красная армия летом-осенью 1941 года, уже не в состоянии была восстановиться. Но мобилизационная   система Советского Союза позволила несколько раз восстанавливать численность Красной армии. А её техническое оснащение за счёт постоянно увеличивающихся поставок по ленд-лизу и выходу на полную мощность эвакуированных заводов неуклонно улучшалось. Росло и мастерство командного состава Красной армии. Поэтому последствия самонадеянного решения Гитлера по разделению группы армий «Юг» на две подгруппы для одновременного преследования советских войск, отступавших в район Сталинграда, и для наступления на Кавказ с целью захвата нефтяных месторождений оказались катастрофическими.

Если попытаться рассматривать поездку Михоэлса с учётом складывавшегося положения на фронте, то обнаруживается, что цель её могла состоять только в прославлении успехов Красной армии и её Верховного Главнокомандующего маршала Сталина. Говорил ли что-либо Михоэлс об уничтожении евреев на оккупированных немцами территориях Советского Союза? Вряд ли он даже располагал такой информацией,  тем более, о положении евреев стран Западной и Восточной Европы. А гитлеровская программа уничтожения европейского еврейства продолжала неукоснительно выполняться, несмотря на военные неудачи и даже зачастую вопреки им. Нет, ничего не известно о призыве Михоэлса к спасению евреев. У Сталина не было оснований опасаться, что Михоэлс выйдет за рамки предписанной ему программы. Причиной же недовольства Сталина результатами поездки Михоэлса могла быть исключительно зависть: великий актёр и эту роль сыграл с блеском, сорвав бурю аплодисментов. В то же время участью  Сталина оставались выступления в специально подготовленных аудиториях перед заранее отобранными слушателями.

Итак, поездка Михоэлса проходила на фоне начавшегося разгрома вермахта и независимо от этого набиравшего обороты Холокоста, масштабы которого, с одной стороны, тщательно скрывались, а, с другой стороны, никто и не проявлял особой заботы о судьбах миллионов евреев Европы. Кто только не обратится к Сталину с просьбой помочь восставшим летом 1944 года варшавянам. А перед поездкой Михоэлса в течение целого года немцы планомерно уничтожали почти миллионную еврейскую общину Варшавы. И ни союзники, ни сами поляки, за исключением нескольких человек, признанных праведниками, не пришли им на помощь даже тогда, когда восстали несколько десятков тысяч практически безоружных евреев, оставшихся в гетто после того, как основную массу евреев уже вывезли в лагерь уничтожения Треблинка.

До сих пор люди не понимают (или делают вид), что побудило культурнейшие народы Европы осуществлять идею Гитлера по уничтожению своих соседей. Каким образом произошла трансформация народа Гёте в народ Гитлера?  Однако подобные вопросы свидетельствуют лишь о склонности к переоценке народов вообще и немецкого, в том числе. Большую часть любого народа составляет чернь, готовая на всё. Вот, что говорил, например, сам Гитлер об англичанах: «Высший слой Англии – это цвет нации. В английском высшем свете на протяжении тысячи лет происходила селекция. Низы же просто дерьмо». Разве это не приложимо было к немецкому народу? Разница, быть может, состояла в том, что немецкая элита проголосовала, как и весь народ, за Гитлера. Более 90% немцев поддержали Гитлера на выборах, выступив за его политику в надежде вернуть Германии утраченные в 1918 году позиции мировой державы. Идеология национального превосходства «Über alles»  как нельзя лучше соединилась со старым кондовым антисемитизмом немцев. 

Если тысячелетняя селекция привела к формированию английского высшего света, то более чем двух тысячелетнее натравливание народов на евреев привело к Холокосту. Долгий путь к Холокосту берет своё начало ещё в дохристианскую эпоху. Первым очагом юдофобии стала древняя Александрия.  Началось с того, что Александр Македонский открыл евреям доступ в страну и предоставил им гражданские права. Правивший после него в Египте царь Птоломей подтвердил все предоставленные евреям права, благодаря чему они быстро заняли влиятельное положение в Александрии. Еврейская община росла и богатела. Птоломей запретил вмешиваться в её дела, освободил евреев по соображениям ритуального характера от несения воинской службы. Когда Птоломею прочли Тору, царь пожелал в знак особого уважения перед мудростью и прозорливостью еврейского законодательства перевести её на греческий язык и поместить в свою библиотеку, которая была в то время крупнейшей в мире и насчитывала полмиллиона томов.

Всё это не могло не вызывать зависть у коренных египтян, которые почувствовали себя притесненными, особенно после того, как Птоломей уравнял евреев в правах с македонянами. К тому же после перевода Библии неблаговидная роль предков египтян стала использоваться греками в качестве повода для нападок и глумления над египтянами. В результате эллинизированные египтяне Александрии начали сочинять историю древних евреев с целью опорочить их в глазах неегиптян, став, таким образом, первыми творцами лжи о евреях. Главную роль в начавшейся травле евреев стали играть люди пера. Уже тогда в погоне за популярностью они не брезговали ложью и клеветой. Известно, что евреи не поклонялись божествам других народов, отвергали всякую другую форму богопочитания,  кроме предписанной им Торой. Это  дало  повод объявить их безбожниками, презирающими богов, людьми, лишенными религиозных чувств. Возглавил список враждебных евреям писателей историк Манефон, живший при Птоломее (283 -246гг. до н.э.). Он утверждал, что евреи дают клятву быть врагами всем иноземцам, особенно грекам. Позднее другой автор, Посидоний сочинил легенду о том, что евреи поклоняются золотой ослиной голове, установленной в святилище их храма.  Затем Аполоний обвинил евреев в человеконенавистничестве,  а также приписал им такие черты, как трусость, бездарность и религиозный фанатизм. Так с «легкой руки» Манефона злые сказки про евеев стали достоянием общественности всего греко-римского мира. Даже Цицерон считал еврейский народ рожденным для рабства, а в иудаизме не видел ничего, кроме варварского суеверия. Греки распространяли слухи о том, что Моисеевы законы учат исключительно злу, полностью лишены всякой добродетели. Хотя самим древним грекам даже слово «закон» было неизвестно – они жили по царским указам.

Национальная рознь между александрийцами и евреями пустила глубокие корни. Впоследствии враждебное отношение к евреям со стороны египтян и греков  перешло к римлянам. Особенно усиливались антиеврейские настроения во времена правления в Риме безумных тиранов. Раздражение против евреев достигло предела при императоре Калигуле. Душой же возникшего тогда движения, направленного против евреев, стал Апион (30 г. до н.э.), сделавший юдофобство своей основной профессией. Его, первого профессионального проповедника ненависти к евреям, по праву можно считать создателем «еврейского вопроса». Именно Апион является автором страшного обвинения евреев в ритуальных убийствах. При Калигуле стал насаждаться культ императора. Евреи, конечно, отказались признать Калигулу божеством. Тогда александрийцы под предлогом преследования врагов императора, не признавших Калигулу божеством, стали громить еврейские дома и синагоги, а евреев предавать мучительной смерти. При этом они вполне обосновано рассчитывали на одобрение императора и не опасались возмездия, тем более, что сам римский наместник возглавил это движение и объявил евреев вне закона.

Эту разыгравшуюся в Александрии трагедию, когда чернь, поощряемая властью, творила нечто несусветное, можно принять за начало той длинной цепи еврейских погромов, которые завершились Холокостом. Семя, брошенное во времена правления императора Калигулы, стало приносить горькие плоды – еврейские погромы начали восприниматься нормальным явлением. Постоянно усиливавшийся гнет римского владычества напоминал евреям период потерянной ими свободы в эпоху египетского рабства. Растущее негодование народа, в конечном счете, вылилось в открытое восстание против Рима. С трудом одержанная римлянами победа над Иудеей нанесла удар по их национальной гордости, за что побежденные евреи подверглись безжалостной мести.

Возникший в тот же период внутри еврейской общины конфликт с одной из  сект, объединявшей последователей распятого римлянами Иисуса Христа, выйдя за рамки общины, и постепенно разрастаясь, превратился к IV веку в смертельную угрозу для евреев. В фантазиях христиан евреи превратились сначала в лжепророков, а затем во врагов Бога, заслуживающих проклятия и наказания. В этой демонизации евреев огромную роль сыграли евангелисты. Рассказанная ими целиком лживая история распятия Иисуса Христа стала поистине убийственной для множества поколений евреев. Евангелисты сознательно обвинили евреев, чтобы реабилитировать римлян.  Во времена сочинения евангельских историй евреи, не признавшие Христа Мессией, стали главными врагами христиан, на которых усилились гонения со стороны римлян. Евреи, с легкой руки евангелистов, превратившиеся в символ зла, вызывали ненависть и к иудаизму. Представления простых верующих христиан об Иисусе и евреях предопределили развитие мировой истории.  Процесс вытеснения  иудаизма стал внутренне присущим христианству источником антисемитизма, который можно рассматривать в качестве ответвления христологии. На этой основе строилась система христианского образования. Созданные евангелистами яркие образы Пилата с перекошенным от презрения к евреям лицом, и с горбатым носом Иуды, жадно пересчитывающего полученные за предательство деньги, столетиями подпитывали ненависть к евреям – убийцам Господа.

Лживые утверждения евангелистов о том, что Иисус боролся против евреев, а не против римлян,  и поэтому евреи требовали его смерти, - внесли антиеврейский элемент в историю. При этом они вообще умолчали о борьбе с римским владычеством, ставшим совершенно невыносимым в тот период, сделав центром конфликта разногласия между большинством иудеев и членами одной из множества  существовавших в то время  сект. Этим малозначительным разногласиям был искусственно  придан характер конфликта между силами Добра и Зла. Такая интерпретация событий,  записанная много лет спустя как умышленная клевета на евреев, была к тому же полна оскорблениями в адрес фарисеев, с которыми Иисус вообще всегда находил общий язык. 

  Особенно сильным стремление расправиться с евреями всегда было у немцев. Первые погромы в Европе в 1036 году произошли именно в Германии, в Рейнских землях. Тогда крестоносцы, нападая на евреев,  видели перед собой живых участников убийства Иисуса Христа.  При этом их совершенно не смущало, что это убийство произошло тысячу лет назад.  Оправдание иррационального насилия над воображаемыми убийцами Христа фантастическим вымыслом  повлияло на формирование западного самосознания. Идея «священной» войны за освобождение  Иерусалима  овладела воображением европейцев. Массовое помешательство крестоносцев, уверенных в необходимости убивать евреев, которые, убив Христа, теперь готовятся убивать всех христиан, не могло пройти бесследно, и время от времени вновь овладевало массами. Воображаемый перенос страданий Иисуса Христа из прошлого в настоящее  превращало каждого верующего в солдата великой армии Христовой,  переполняя его чувством мести.    Постепенно это приучало видеть в евреях не только своего врага, но и смертельную угрозу   всем христианам.

До прихода нацистов официальная власть,  либо государственная, либо   церковная, старалась хоть как-то,  то в большей,  то в меньшей степени, дистанцироваться  от  погромщиков.  Возглавивший государство Гитлер поставил евреев вне закона, в принципе лишив их какой бы то ни было защиты. Наконец-то каждому подонку была предоставлена возможность в полной мере ощутить своё превосходство над любым евреем, каким бы высоким не было  в прошлом его положение. Как ни странно, эта низкая   идея национального превосходства была воспринята подавляющим большинством народа и способствовала небывалому сплочению немецкой нации.

В основу не только геббельсовской пропаганды, но и всей государственной политики Германии были положены воззрения Гитлера, поразительно невежественные и поверхностные. Гитлер очень много читал, но среди книг, которым он отдавал предпочтение, практически отсутствовали серьезные научные произведения. Его привлекали «маргинальные» непризнанные наукой гении. Он без стеснения пользовался лживыми фактами. Разве мог кто-нибудь позволить себе их опровергнуть? Немцам внушалось гитлеровское представление о евреях, проникших на все государственные  должности, с которых можно влиять на общественное мнение. И это после того, как Нюрнбергскими законами от 1935 года евреям было запрещено занимать вообще какие-либо должности в третьем Рейхе. В общественное сознание упорно внедрялась  мысль о деструктивности самого существования  евреев. Спекулируя на такой национальной черте немцев, как чистоплотность, евреев уподобляли бациллам, живущим за счет разложения организма – немецкой нации.

Совершенно вольно и превратно интерпретируя историю, Гитлер повсюду обнаруживал вину евреев. В разрушении столь почитаемого им миропорядка, существовавшего в античную эпоху, когда миром правили сильные нации, а покоренные народы жили лучше, чем при самостоятельном правлении, виноваты были евреи. В изобретении рыночных отношений, при которых цена определяется спросом и предложением, и оказывалась якобы независимой от количества и качества товара, опять виноваты евреи. Погромы, родиной которых была Германия, в представлении Гитлера, - это справедливая расправа народа,  обнаружившего, что евреи его разоряют. Даже дети от смешанных браков, по утверждению Гитлера, всегда становились евреями, ибо евреи – это самая  жизнестойкая нация. Хотя именно  в смешанных  семьях чаще всего рождались самые заклятые враги евреев: от Исмаила, сына Авраама, ставшего родоначальником арабского народа, до Гейдриха, - внука еврея, - одного из самых активных нацистских руководителей.

Гитлер изо всех сил пытался поселить в немцах ощущение угрозы, исходившей якобы от евреев. В случае победы Сталина, за спиной которого будто бы стояли евреи, в Европе существующий строй будет заменен коммунизмом худшего образца. Но во всех европейских странах и так уже были свергнуты демократические режимы. По Гитлеру войну с Германией вели не англичане и американцы, а всё те же евреи через посредство своих марионеток Черчилля и Рузвельта. В американских «черных бригадах» он разглядел своего рода войска ГПУ. В то же время Гитлер был уверен, что евреи, правящие Америкой, со времен Маккавеев не брали в руки оружие и совершенно разучились воевать (эта недооценка боеспособности американцев дорого стоила Германии). Значит, страх перед «нашествием» евреев – всего лишь хорошо рассчитанный пропагандистский приём.

Расчет этот, как доказала жизнь, полностью оправдался: большинство немцев охотно восприняли гитлеровский бред об угрозе со стороны международного еврейства. И дело, конечно, не в том, что Международный сионистский конгресс объявил нацистов врагами евреев. 113 стран, объединившихся в антигитлеровскую коалицию, тоже объявили Германию своим врагом. Антиеврейская пропаганда была выдержана в духе христианской традиции тысячелетней борьбы с евреями. Гитлер, всячески принижая христианство, так и не сумевшее якобы освободиться от своих еврейских корней, сам предстал Мессией, возродив древнее убеждение о том, что евреи – единственная преграда для построения рейха. «Защищая Германию от евреев, я действую по воле Бога, борюсь на стороне Бога» - эти слова Гитлера звучали подобно привычной для немцев проповеди христианского священника.  В основу германского фашизма было положено рассуждение о евреях, как удачливых паразитах, живущих за счет приютившего их народа. Оно почти дословно заимствовано из антисемитской статьи Лютера «О евреях и их лжи», в которой тот говорил о «злобных, разъедающих общество людях». В той же статье Лютер писал, что «после дьявола нет у христиан более злобного и опасного врага, чем евреи». Он задолго до Гитлера хотел видеть свободную от евреев Германию. И немцы хорошо запомнили, что евреи для германского народа представляют большее зло, чем Папа и император.

Тем не менее, Гитлер опасался возмущения со стороны своих соплеменников – всё же 400 тысяч немцев состояли в смешанных браках с евреями и многие от них не отказались. Поэтому к массовой ликвидации евреев Гитлер приступил лишь в июне 1942 года. Это притом, что евреи были лишены всех прав ещё в 1935 году принятием Нюрнбергских законов. Семь лет потребовалось ему на то, чтобы немцы привыкли не видеть в евреях людей и вместе с этим окончательно уверовали в абсолютную правоту всего того, что делал их фюрер.

Вполне закономерно, что антисемитский нацизм был с воодушевлением воспринят именно немцами. В этом состоит особая «заслуга» германского протестантства в «арианизации» Иисуса. Немецкие протестанты создали образ Иисуса, который будто бы никогда не был ни этническим, ни религиозным евреем. В религиозных учебных заведениях к тому же учили, что Бог, с которым общался Иисус, был совершенно другим, не еврейским Богом. Протестантская теология никогда не критиковалась за антииудаизм.

И мысль об «окончательном решении» впервые возникла не в голове у Гитлера, а родилась ещё в средние века вместе с появлением «кровавого навета» и угрозы всемирного еврейского заговора. А основу Нюрнбергских законов 1935 года составила резолюция Латеранского Собора 1215 года. И массовым поджогам синагог 1938 года предшествовали средневековые проповеди Церкви о том, что нет места еврейским синагогам в эпоху Нового Завета. И в основе гитлеровского антисемитского расизма лежит идея «еврейской крови», пришедшая из времен Испанской Инквизиции, когда прозелитам по Указу испанского короля запрещено было занимать любые должности в городских советах. Уже тогда, в XV веке на первый план вышла еврейская кровь, а не религия. Своих ассимилированных, перешедших в христианство евреев начали опасаться больше, чем чужих, явных врагов.

Изгнание евреев из Испании в 1492 году положило начало процессу распространения в Европе «вируса» еврейского ненавистничества. А узаконенная папой Павлом IV в 1555 году «геттизация» проложила прямой путь в газовые камеры гитлеровских концлагерей. Этой папской буллой был нарушен тот хрупкий баланс между ненавистью и терпимостью к евреям, который до того существовал в Церкви. Неудавшиеся попытки стабилизировать христианский мир подвигли Церковь возглавить движение перехода от ненависти к евреям на религиозной основе к ненависти на расовой основе.  Вскоре оно привело к массовой паранойе «еврейской крови». Эти средневековые законы о чистоте крови породили впоследствии Нюрнбергские законы. Впервые требования об отсутствии евреев в пяти предыдущих поколениях были предъявлены к кандидатам в члены ордена Иезуитов.

Доказательством общенародной поддержки гитлеровской антиеврейской политики могли бы служить, например, выступление канцлера ФРГ  Вили Брандта, когда он, стоя на коленях, просил простить не нацистов, а немецкий народ; или президента Германии И. Рау, сказавшего, что у Аушвица христианская предыстория, а «евреи умирали от ядовитого антисемитского облака, которому сотни лет». Нобелевский лауреат писатель Гюнтер Грасс не только признал вину немцев, но и стал раскапывать её корни, разрушая миф о немецких добродетелях.

Члены же нацистской партии, как правило, христианами не были, так же как и сам Гитлер. Для них у него была ненависть к возникшему в его воспалённом воображении сплаву иудаизма с христианством. Не Гитлером ли впервые было введено это нелепое понятие «иудеохристианство», которое так часто используется в наши дни? Он ненавидел иудаизм, считал Библию «еврейской дребеденью», над которой люди ломают голову, впадая в религиозное безумие. Перевод же Библии на немецкий язык представлялось ему величайшим несчастьем, ибо разумные люди, каковыми он полагал немцев, взявшись за изучение Библии, помутились в уме. Христианство он ненавидел за его иудейские корни и за то, что оно «питается иудейским интеллектом». Гитлер считал, что христианство было насильно навязано германским народам. Все христианские догматы считал нелепостью, а более других – «чудо преображения». Проповедь же любви ко всем  считал лицемерной и издевательской над Провидением. Бесконечное описание адовых мук внушает людям пессимизм, вгоняет в уныние, полагал Гитлер. Будучи поборником ценностей античного мира, он обвинял иудеохристианство в том, что, проникнув в античный мир, не поняв его, оно «погубило это чудо». В IV веке иудеохристиане разрушали прекрасные языческие храмы, хотя хорошо известно, что в то время христианство уже давно перешло к язычникам и окончательно порвало с иудаизмом.

Гитлер ставил себе в заслугу защиту своей партии и общества от попов, часто повторяя, что, «если попы придут к власти, вернутся самые мрачные времена средневековья» (будто бы можно себе представить что-нибудь более мрачное, чем германский фашизм). Поэтому он отвергал все попытки Церкви вмешиваться в мирские дела. Любил приводить в пример японцев, которые не дали себя отравить ядом христианства. Приверженность же большинства немцев Церкви объяснял потребностью в опоре, которую они находят  там.  Тем не менее, после войны,  в победном окончании которой он не сомневался, Гитлер хотел посадить Церковь на «голодный паек», перестав ей выплачивать государственные субсидии и заставив жить только на пожертвования.

Хотя в России евреи появились только в XVIII веке, русские боялись их не меньше, чем немцы. И характеризовали они евреев почти теми же выражениями, что и немцы. Вот, например, высказывание одного из черносотенных идеологов начала прошлого века Меньшикова: «Евреи наносят России и всему христианскому миру всё зло. Они паразиты, подобные саранче». А брат Столыпина, ведущий публицист того времени, говорил, что «существо еврейской расы – совсем не то, что другие люди». Гитлер говорил почти то же самое, слово в слово.  А поскольку в России мало видели хорошего, то охотно верили в плохое, и всё это впитывалось с молоком матери. В общественное сознание внедрялось предубеждение против евреев, в которых сразу распознали удобную мишень для нападок, когда требовалось на кого-то свалить вину за свои исторические ошибки. Беззащитных инородцев быстро превратили в смертельную угрозу «трона и церкви». Еврейство предстало сплоченной мафиозной организацией, враждебной всему остальному миру.

В России все эти представления были положены в основу государственной политики, которая приобрела специфически антиеврейскую направленность. Властями велась пропаганда ненависти вопреки существовавшему закону о запрете натравливания одной нации на другую. Раздувая суеверие,  власти совместно с Церковью сознательно будили дух племенной ненависти, культивировали нетерпимость, призывали к насилию, приписывая евреям вину за все социальные потрясения и катаклизмы в истории человечества. Предубеждения  о вредоносности евреев передавались из поколения в поколение. В предреволюционный период русский народ усиленно накачивали патриотической идеологией, убеждая, что это «евреи мутят воду», а русским революция не нужна. После октябрьского переворота лидеры Всероссийской фашистской партии, организованной в 1920 году, стали распространять миф об убитом евреями спасителе отечества Столыпине. Высшая партийная школа русских фашистов (не предшественница ли знаменитой ВПШ КПСС?) была названа Столыпинской академией. А задолго до «мюнхенских» пивных существовали «чайные» в Одессе, где собирались на свои «патриотические» митинги вооруженные отряды черносотенцев, ставшие надежной опорой российского Государя.

Так Россия старалась не отстать от передовых европейских стран в деле культивирования и распространения ненависти к евреям. Во Франции – дело Дрейфуса, в России – дело Бейлиса. А годом позже – Первая мировая война, и причиной всех неудач становятся евреи. Десятки тысяч погибших, два миллиона попали в плен, полтора миллиона – дезертировали. Всё это списывается на предательство евреев. Их изгоняют из прифронтовых областей. Миллионы бесправных и беззащитных становятся ещё и бездомными. Вызванная войной революция привела к Октябрьскому перевороту, которому поспешили придать черты еврейского заговора. Правительство, сформированное Лениным, называется еврейским, хотя в нем из 15 наркомов только один еврей – Троцкий. В эмигрантских кругах распространяется убеждение, что коммунисты, захватившие власть в России, - это мифические сионские мудрецы. Антисемитские предрассудки на редкость живучи, и вот уже в 60-е годы Солженицын называет ту революцию  «ленинско-еврейской», а начавшийся вскоре террор – «красно-еврейским».

Как же на самом деле относилась к евреям их «родная» советско-еврейская, по мнению антисемитов, власть? До сих пор бытует мнение о том, что в первые годы существования советской власти евреям жилось хорошо. Советская власть, будто бы действительно, была их родной властью.  Всё это сплошная ложь. В то время как в партийно-государственную элиту попал лишь немногочисленный слой ассимилированных евреев, которых ничто не связывало с еврейской массой, основная часть еврейского населения подвергалась гонениям. Во-первых, она оказалась в ужасном экономическом положении, так как советская власть лишила их последней возможности – заниматься посреднической деятельностью. Всех других возможностей их лишили ещё при самодержавии. Во-вторых, основная масса еврейского населения находилась под влиянием БУНДа,  который большевиков не поддержал. Значительная часть евреев приняла участие в сионистском движении, которое получило мощный импульс развития после принятия Бальфурской декларации. И сионисты, и бундовцы были объявлены оплотом реакции, врагами большевиков. Пока петлюровская и деникинская пропаганда трубила о жидах-коммунистах, большевики громили сионистов.  В 1920 году в Москве были арестованы все делегаты Всероссийского сионистского съезда. В 1924 году после встречи с членами профсоюзной делегации из Палестины   в ГУЛАГ было сослано несколько тысяч сионистов. Все хоральные синагоги, кроме московской, были конфискованы и превращены в клубы, а еврейские кладбища – в парки. В этом состояла политика ленинской партии, которая видела в самой идее сохранения евреев как национального этноса реакционный характер. Кроме того, по Ленину не существовало более эффективного средства борьбы с антисемитизмом, чем ликвидация еврейской национальной общности. Полагая, что человек волен переделать себя из еврея в русского, большевики повторяли ошибки средневековых христиан, насильно обращавших иудеев в христиан.

Советская власть, на словах осуждая антисемитизм, на деле усиленно его насаждала. Оскорбления и травля евреев на заводах и фабриках становились обычным явлением. Когда при ликвидации НЭПа судили евреев, статьи об этих процессах перепечатывались во множестве газет, что разжигало антиеврейские настроения. Эта политика неуклонно и последовательно проводилась все последующие годы. Со второй половины 1930-х годов партия взяла курс на ликвидацию еврейской культуры. Закрывались школы с преподаванием на идиш, периодические издания и пр. Наконец, в 1938 году был взят курс на полную ликвидацию еврейства вообще. (В нацистской Германии в это время только ещё велись разговоры о выселении евреев за пределы рейха). Сокращалось число евреев, занятых в руководящем партийно-государственном аппарате, и к 1941 году их оставались там считанные единицы. Начатая по инициативе партии кампания была прервана войной с Германией. Прерванным оказался и более общий процесс «перекрашивания красной идеологии в коричневую». Люди, участвовавшие в нем, лишились, но только на время, очень хлебной профессии. 

 

(продолжение следует)


   


    
         
___Реклама___