Venger1
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Гостевая Форумы Киоск Ссылки Начало
©Альманах "Еврейская Старина"
Январь-февраль 2008 года

Муся Венгер

Швеция и евреи

   

Многочисленные археологические находки свидетельствуют об оживлённых торговых связях между Швецией и хазарскими купцами. Не исключено, что еврейские торговцы появлялись в стране уже в VII-XI вв. С падением Хазарского каганата в конце X в. торговые связи евреев со Швецией значительно ослабли, а с концом периода викингов в середине XI в. и вовсе прекратились.

Нет никаких сведений даже о временном пребывании евреев в Швеции до середины XVII в. Хотя не было никакого формального установления, евреям было практически запрещено там селиться, если они не крестились. Вопрос о разрешении евреям въезда в Швецию обсуждался с начала XVII в., но положение оставалось прежним. Крупнейший государственный деятель Швеции в XVII в. канцлер и регент Аксель Оксеншерна на предложение разрешить евреям поселиться в Гётеборге для развития и процветания этого нового города, ответил, что он скорее пожелал бы городу остаться захудалой деревушкой, чем возвыситься «через ненавистников и преследователей имени Христова». Положение не изменилось и после смерти канцлера в 1954 г., несмотря на особое отношение к евреям королевы Кристины (1626-1689), годы царствования 1644-1654).

Кристина была глубоко и разносторонне образованной, знала иврит и интересовалась еврейскими священными текстами. Она сделала своим личным врачом знаменитого врача и гуманиста Бендито де Кастро (Баруха Нехемиаса, 1597-1684) из известной семьи сефардских врачей в Гамбурге. Кастро приезжал в Швецию и даже в одном случае оставался там на год. Он посвятил Кристине одну из своих работ. Придворным банкиром королевы был бывший португальский маран из Гамбурга Диего Тексейра, затем его сын. Во время своих частых и продолжительных визитов в Гамбург Кристина останавливалась в их доме, к немалому раздражению духовенства.

Влияние церкви в Швеции всё усиливалось. При установившейся с конца XVII в. прочной связи между церковью и монархией позиция властей по отношению к евреям не могла измениться.

С 1681 г. проводились публичные крещения еврейских семей, пожелавших поселиться в Швеции. Первые такие крещения проходили с большой помпой, в присутствии королевской семьи и других высокопоставленных особ. Крестившиеся евреи получали особые привилегии и денежные вознаграждения. За столетие было проведено 25 крещений в одном только Стокгольме. Основным побуждением крестившихся евреев было – избежать выселения из страны. Многие из них стали учёными лингвистами-ориенталистами ввиду большого интереса к языку Библии и талмудической литературе в учёных кругах Швеции в XVII - XVIII веках. Потомком одного из крещёных евреев был известный финский поэт, журналист и историк Захария Топелиус (1818-1898), который приписывал своё поэтическое дарование наследию своих  еврейских предков.

В начале 1680-х гг. группа ашкеназийских евреев попыталась поставить правительство перед свершившимся фактом, основав небольшую общину в Стокгольме. После вмешательства консистории (церковной власти) в 1685 г. был издан указ, повелевавший евреям покинуть страну в двухнедельный срок, чтобы не вызывать раздражения населения и не допустить искажения «нашей чистой евангелической веры». В следующем году было принято специальное церковное постановление, обязывающее евреев, въезжающих в Швецию, обучаться «истинной вере» с последующим крещением. Однако и при Карле XI (1655-1697), и при Карле XII (1697-1718), евреи легально въезжали в страну и оставались там некоторое время. При возвращении Карла XII из похода в Турцию его сопровождали мусульмане и евреи, помогавшие снабжению армии и бывшие его кредиторами. Многие из них оставались в Швеции в продолжение нескольких лет. Карл XII был первым шведским королём, позволившим евреям вести богослужения на шведской земле. Постановление 1686 г. было на время забыто.

Но вскоре оно опять вступило в силу. Во второй четверти XVIII в. одно анти-еврейское постановление сменяло другое. Евреев следовало «немедленно изгонять из страны, где бы они ни встретились». Всё же неоднократно раздавались голоса со стороны наиболее просвещённых представителей общества о необходимости допустить евреев в Швецию. Однако большая часть населения была враждебно к ним настроена, и все попытки отменить антиеврейские указы неизменно проваливались.

Положение изменилось при просвещённом монархе Густаве III (1771-1792). В письме к матери, гостившей в Берлине у своего брата Фридриха Великого, он написал в ответ на её предложение: «Ясно, что если бы такой прилежный народ, как евреи, мог поселиться здесь, это принесло бы большую пользу стране». Письмо датировано февралём 1772 г. При поддержке своего министра финансов Юхана Лилиенкранца, понимавшего, какую благотворную роль евреи могут играть в развитии торговли, промышленности и ремёсел, королю удалось добиться исполнения своего желания.

В 1774 г. в Стокгольм из Мекленбурга прибыл гравер печатей и торговец Аарон Исаак. Он был первым евреем, получившим разрешение на постоянное пребывание в стране без необходимости изменить своей вере. Этот одарённый человек оставил книгу воспоминаний, очень ярко описывающую жизнь первой еврейской общины в Швеции. Вскоре из Северной Германии прибыли родные и друзья Аарона Исаака, и в 1775 г. в Стокгольме была создана еврейская община. В 1776 г. с разрешения властей было заложено еврейское кладбище, а в 1780 г. был приглашён первый раввин.

Однако новым иммигрантам пришлось столкнуться с враждебным отношением и антиеврейскими выпадами со стороны горожан, ремесленников, земледельцев и духовных лиц. Пресса также занимала антиеврейскую позицию. Разница в отношении к евреям со стороны «высоких господ» и «простого люда» - по выражению Аарона Исаака – сохранялась в продолжение многих поколений.

Евреи в Швеции должны были подчиняться особым предписаниям, так называемому «Еврейскому регламенту», принятому в 1782 г. Королевской коммерческой коллегией. Регламент был составлен по образцу подобных документов других европейских стран, особенно Пруссии, но был несколько изменён с тем, чтобы сделать Швецию более привлекательной для богатых евреев. Так, были исключены параграфы, ограничивающие право евреев на браки внутри общины и регулирующие число детей в семье, также не было предписано ношение каких-либо отличительных знаков на одежде.

Согласно Регламенту, евреи как нехристиане не могли занимать государственных постов, не имели права голоса и не могли быть свидетелями в судах. Им разрешено было селиться и приобретать недвижимость лишь в Стокгольме, Гётеборге и Норчёпинге, а несколько позднее – ещё и в Карлскруне. Они могли заниматься лишь теми видами ремёсел, для которых не было гильдий; таких ремёсел было очень мало, и они были невыгодными. Евреям было строго запрещено заниматься торговлей за пределами трёх разрешённых городов, то есть, они не могли заниматься коробейничеством, которое для небогатых евреев было почти единственным способом добыть средства к существованию. Чтобы получить охранную грамоту, дающую возможность свободно заниматься торговлей, еврей должен был ввезти в страну огромную по тем временам сумму в 2000 риксдалеров. За некоторые нарушения евреев наказывали более строго, чем христиан. Браки с христианами были запрещены. В то же время, как и в других европейских странах, евреи пользовались определённой автономией в религиозных, общинных и семейных делах.

Сразу же после принятия Регламента Аарон Исаак встретился с королевским управляющим и заявил ему, что евреи не в состоянии выполнить все предписания. В ответ ему были обещаны постепенные облегчения, как только «население привыкнет к евреям». Ему также было дано понять, что власти будут смотреть сквозь пальцы на определённые нарушения предписаний.

В последующие десятилетия в страну прибыли евреи, ставшие родоначальниками старейших в Швеции еврейских семейств, внесших большой вклад в хозяйственную и культурную жизнь. За все эти годы анти-еврейские настроения только усиливались. Евреев обвиняли в том, что они слишком распространились, что они овладели лучшими торговыми местами в Стокгольме, что их предприятия «подрывают благосостояние правоверных христиан». Не было ни одного Риксдага (парламента), в котором не предпринималось бы попыток провести антиеврейские законы или указы. Еврейская иммиграция ограничивалась или совсем запрещалась (1806-1809). Особой остроты нападки на евреев в Риксдаге и в прессе достигли в 1815 г., когда их объявили одной из причин или даже основной причиной экономического кризиса, поразившего Швецию, как и другие европейские страны, в результате наполеоновских войн. В 1815 г. в стране жили 785 евреев, включая женщин и детей. Их имущество было незначительным, так что они не могли оказывать сколько-нибудь заметного влияния на экономику страны.

В 30-х годах XIX в. волна либерализма в Европе дошла и до Швеции. Анти-еврейские законы были несовместимы ни с принципом свободы экономики, ни с новым представлением о правах человека. По указу короля Карла XIV Юхана от 30 июня 1938 г., так называемому Эдикту об эмансипации, Еврейский Регламент был отменён. Если не считать запрета приобретать недвижимость в сельской местности и возложенной на общину обязанности содержать своих бедных, а также некоторых ограничений, оговоренных основным законом и гражданским кодексом Швеции для нехристиан, шведские приверженцы Моисеевой веры, как они с этих пор официально именовались, были приравнены в правах к христианам. Автономия Моисеевых общин была отменена.

Эдикт об эмансипации встретил сильное сопротивление как со стороны противников евреев, так и со стороны многих либералов, крайне недовольных, что решение было принято без Риксдага. Крупнейшие газеты помещали анти-еврейские публикации, в которых содержался даже намёк (не имеющий, впрочем, никаких оснований) на еврейское происхождение короля. В ходе антиеврейских и антиправительственных демонстраций толпа разбила окна в ряде еврейских домов и бросала в них камни. Король был напуган и несколько ужесточил эдикт об эмансипации, но его основные положения остались в силе.

С 1838 по 1870 г. либеральными правителями был проведён ряд реформ, значительно улучшивших статус евреев. Был отменён запрет на все прежде неразрешённые профессии; евреям было разрешено селиться  и приобретать недвижимость в любом месте страны; был снят запрет на браки с христианами. Общественное мнение также изменилось в пользу евреев. Упорную враждебность к ним проявляли лишь низшие слои городского населения. Заседание Риксдага в 1840 г. было последним, принявшим антиеврейское постановление. В 1870 г. Риксдаг значительным большинством голосов принял решение о предоставлении евреям гражданских прав. Но евреи всё ещё не могли занимать министерский пост, как и все, не принадлежавшие к государственной (лютеранской) церкви. Это ограничение было отменено в 1951 г.

Период с 1870 по 1933 г. был для шведских евреев периодом благополучия и процветания. Эмансипация сопровождалась быстрой ассимиляцией. Они всё в большей степени становились интегральной частью шведского общества. Уже среди избранных в Риксдаг в 1873 г. депутатов были евреи. Они избирались и в органы городского управления.

В экономической и культурной жизни страны роль евреев была значительно больше, чем можно было ожидать при их численности (в 1880 г. в Швеции было 3000 евреев, в 1933 г. – 6653). Немало евреев было среди выдающихся учёных в разных областях знания, особенно в области истории литературы. Они заняли почётное место и в искусстве: театре, музыке, живописи, поэзии. Евреи были основателями крупных банков, торговых и промышленных фирм. Еврейские меценаты внесли большой вклад в основание и развитие культурных учреждений в Швеции.

Изменилась и жизнь самих еврейских общин. Самые большие общины – в Стокгольме и Гётеборге - были либерального направления. В синагогах были установлены органы,  богослужения проводились частично на шведском языке. Главный раввин Стокгольма Готтлиб Клайн (1852-1914) был ярким представителем реформистского иудаизма. Наряду с либеральными, в Швеции были и ортодоксальные общины. Социальные отношения и управление общинами строились на всё более демократической основе.

Еврейские дети получали образование в общих шведских школах на равных основаниях. Еврейские школы постепенно опустели и закрылись. Несколько часов в неделю в так называемых религиозных школах не могли дать достаточных знаний в еврейской религии, истории и культуре. Ассимиляция становилась всё более полной.

По мере укрепления связей со шведским обществом ослаблялась связь евреев со своими единоверцами в других странах. Национальное возрождение евреев и поднимающееся сионистское движение в последней четверти 19 в. мало задело Швецию, как и нарастающая в Европе волна антисемитизма. Но даже и здесь его проявления никогда полностью не исчезали. Наряду с традиционным стал ощущаться и проникший из Германии расовый антисемитизм, хотя и в несколько смягчённой форме. Не свободны от него были такие крупные писатели и учёные, как Август Стриндберг, Вильгельм Экелунд и особенно Бенгт Лидфорш, который, отзываясь о крупнейшем шведском поэте и литературном критике Оскаре Левертине, неизменно называл его «семит Левертин» и заявлял, что ему как чужому недоступна суть истинно шведской поэзии.

В конце XIX в. началась вторая волна еврейской иммиграции, на этот раз – из Восточной Европы. Это были, в основном, бедные евреи, бежавшие от нужды, дискриминации, угнетения и погромов. Они в большинстве становились мелкими ремесленниками и странствующими торговцами. Ассимилированные евреи, чьи предки уже несколько поколений жили в Швеции, отнеслись к своим новоприбывшим собратьям со смешанными чувствами. Они опасались, что эти бедняки, к тому же, по их представлениям, носители более низкой культуры, чем их собственная, немецко-шведская, подорвут их благополучие и усилят антиеврейские настроения.

Восточно-европейские евреи, намного лучше сохранившие национальные и религиозные традиции, влили новую жизнь в старые общины и основали около двух десятков новых, в том числе в Хальмстаде, Кальмаре, Хельсингборге и вторую по численности сегодня  (1996 г.) общину в Мальмё. Они быстро интегрировались в шведском обществе, не утратив своего культурного наследия. Именно среди этих евреев и их детей нашла своих сторонников сионистская идея. В 1910 г. было создано Стокгольмское сионистское общество, а в 1913 г. в Стокгольме состоялся Первый Скандинавский сионистский конгресс.

Новые тенденции в еврейской общине ещё более упрочились, когда в 1914 г. на должность главного раввина Стокгольма был приглашён учёный-иудаист и сионист Маркус Эренпрайс (1869-1951), бывший тогда главным раввином Болгарии. Как раввин, писатель, общественный деятель он много сделал для укрепления национального самосознания шведских евреев и для достижения большего понимания по отношению к евреям и иудаизму со стороны шведской общественности.

Положение в Швеции резко ухудшилось с приходом к власти в Германии нацистов в 1933 г. Между Швецией и Германией традиционно существовали тесные экономические, культурные и религиозные связи. Хотя нацизм в Швеции никогда не стал заметным политическим фактором, антисемитские настроения там значительно усилились. Их проявления можно было встретить в общественной жизни, в экономике, в школах, в университетах, на улицах и площадях. В газетах и журналах увеличилось число антисемитских публикаций, которые, среди прочего, предостерегали от опасности «еврейского нашествия» и «юдаизации». В университетских городах Уппсале и Лунде студенты и преподаватели устраивали демонстрации, требуя прекратить «импорт евреев». Правительство установило крайне низкую квоту на въезд еврейских беженцев, пытавшихся спастись от нацистских преследований, «чтобы не раздражать общественное мнение и не создать еврейской проблемы в стране». Опасались также экономического бремени и роста безработицы.

Характерен для того времени эпизод, касающийся всемирно известного профессора-гинеколога и эндокринолога из Берлина Бернхарда Цондека (1891-1966). В 1934 г. он попросил разрешения заниматься медицинской практикой в Швеции. Объединение шведских врачей выпустило против него письмо антиеврейского характера, содержавшее более тысячи подписей. Цондек забрал своё прошение. Он стал профессором-гинекологом и руководителем Лаборатории гормональных исследований Еврейского университета в Иерусалиме, где сделал немало важных открытий.

В сентябре 1938 г. по требованию правительств Швеции и Швейцарии немецкие власти стали проставлять в паспортах евреев штамп с красной буквой “J” (Jude – еврей). В конце октября 1938 г. Министерство иностранных дел выпустило предписание, чтобы лица со штампом  “J” в паспорте в принципе не допускались в Швецию. Даже так называемым транзитным беженцам, то есть тем, у кого были въездные визы в другие страны, не разрешали въезд в страну. На границе разыгрывались страшные сцены. Незначительное увеличение квоты  на въезд транзитных беженцев после трагических событий Хрустальной ночи в ноябре 1938 г. вызвало новые протесты против въезда евреев. Власти вернулись к прежней практике, а с началом Второй Мировой войны 1 сентября 1939 г. еврейская иммиграция была практически полностью остановлена.

Ассимилированные лидеры еврейской общины в Стокгольме и прежде всего её председатель Гуннар Юсефсон опасались, что большое число еврейских беженцев ещё больше усилит антисемитизм. После начала войны они опасались и за свою жизнь в случае конфликта с Германией и оккупации Швеции. Поэтому они не противились политике Швеции по отношению к беженцам. Они слишком поздно поняли ошибочность своей позиции. Юсефсон перед смертью сжёг свой архив.

Но были в Швеции и такие, что подвергали критике шведскую иммиграционную политику не только за её бесчеловечность, но и за недальновидность и глупость: еврейские беженцы, особенно такие выдающиеся учёные, как Эйнштейн и Цондек, могли бы стать ценным приобретением.

Некоторые организации и частные лица – евреи и неевреи – пытались добиться большего числа разрешений на въезд беженцев и оказывали всяческую помощь тем немногим, которые попали в Швецию. Это были организация помощи беженцам, основанная Рабочим движением в 1933 г.; созданный в том же году фонд помощи беженцам-учёным и так называемые комитеты помощи при еврейских общинах.

Назначенная в 1945 г. парламентская комиссия под председательством бывшего министра иностранных дел Рикарда Сандлера пришла к выводу, что «с трудностями, связанными с более либеральной политикой по отношению к беженцам из Германии, особенно евреям, можно было справиться», и что «изменения в шведской политике произошли слишком поздно».

В Швеции были определённые симпатии к Германии как в силу традиционных связей, так и из-за широко распространённого мнения, что с Германией несправедливо поступили в конце Большой войны (1-й Мировой войны). Советский Союз считался главным врагом. Даже когда стала ясна истинная природа  гитлеровского режима, реакция в Швеции была далеко не однозначной. Представители шведской элиты, в большинстве прогерманской, восхищались экономическими достижениями Германии и её военными победами в начале войны, хотя их и смущала грубость нацистского антисемитизма. В Швеции было немало сторонников нацистского режима, даже если отношение к нему основной массы населения было отрицательным.

Ещё до начала войны Швеция, которая не участвовала в войнах с 1815 г., считала основной своей задачей сохранение нейтралитета. Опасения вызвать недовольство нацистских властей и быть втянутыми в конфликт во многом определили политику правительства и настроения в шведском обществе перед началом войны и в первый её период.

На деле Швеция неоднократно нарушала свой нейтралитет в пользу Германии. Правительство в своих действиях исходило из предпосылки, что Германия победит в войне. С июня 1940 г. до августа 1943 г. через территорию Швеции транспортировались более двух миллионов немецких солдат. За тот же период по шведским железным дорогам было провезено 100 тыс. вагонов немецких военных грузов. В 1941 г. каждый день из Швеции доставлялось 45 тыс. тонн железной руды  для немецкой военной промышленности. (Транспортировки прекратились в августе 1943 г., когда стало ясно, что Германия проиграет войну). 28 октября 1941 г. король Густав V отправил через шведское посольство в Берлине личное послание Гитлеру с благодарностью за то, что он решил разгромить большевизм, представлявший угрозу не только для Скандинавии, но и для всей Европы. Послание содержало также поздравления с уже достигнутыми большими успехами и заверения, что большинство его народа придерживаются того же мнения, и что он будет стремиться повлиять на колеблющихся.

Немецкое правительство непрестанно направляло жалобы шведским дипломатам, прежде всего на то, что шведская пресса слишком враждебна нацистскому режиму. Уже в 1938 г. премьер-министр Швеции Пер-Альбин Ханссон и министр иностранных дел Рикард Сандлер предостерегли представителей прессы, что свобода печати не абсолютна. Критика против правительства практически приравнивалась к измене. Большинство журналистов с пониманием отнеслись к позиции правительства, но некоторые продолжали обличать нацизм и антисемитизм. Наиболее ярким и непримиримым противником Гитлера и критиком позиции шведского правительства был профессор истории религии и издатель газеты «Гётеборгс хандельстиднинг» Торгни Сегерстедт. Выпуски его газеты неоднократно конфисковывались. Король Густав V даже лично обратился к Сегерстедту с призывом прекратить нападки на Гитлера. Многие предприятия, заинтересованные в торговле с Германией, бойкотировали рекламный раздел его газеты. Он получал анонимные письма с угрозами, но ничто не заставило его покориться. Другим крайне анти-нацистским изданием  был еженедельник «Тротс алт!» («Вопреки всему!») писателя Тюре Нермана. На это издание был наложен транспортный запрет (запрет перевозить периодические издания общественным транспортом, включая железные дороги), и один из его выпусков был конфискован. Сам Нерман и ещё 15 редакторов  оппозиционных газет были приговорены к тюремному заключению. С 1940 по 1943 г. были конфискованы более 250 выпусков шведских газет, содержавших критику гитлеровской Германии.

Шведские дипломаты, государственные деятели, руководители церкви  систематически скрывали имевшуюся у них информацию об уничтожении евреев. В октябре 1941 г. один из офицеров отряда из 200 шведских добровольцев в подразделениях СС, находившихся на восточном фронте, передал шведскому военному атташе в Берлине Курту Юлину-Даннфельту сведения о массовых убийствах евреев на оккупированных советских территориях. Юлин-Даннфельт  отправил доклад в Генеральный штаб, отметив, что содержание доклада «такого свойства, что едва ли подходит для распространения». Этот документ был засекречен и предан гласности лишь в конце 1993 г.

В августе 1942 г. шведский генеральный консул в Штеттине К.И. Вендель переслал своему правительству рапорт, в котором содержалась подробная информация об убийстве евреев в газовых камерах. Эта информация полностью подтвердилась через 2 дня, когда немецкий офицер СС Курт Герштайн, бывший тайным противником гитлеровского режима, в продолжение пятичасовой беседы рассказал шведскому дипломату Йорану фон Оттеру подробности о работе лагерей уничтожения. Он это сделал в надежде, что весь мир и сами немцы узнают правду и перестанут поддерживать Гитлера. Герштайн был схвачен в конце войны, отправлен в военную тюрьму, где погиб в 1945 г. Сообщения фон Оттера были засекречены, а его обращение в посольство с целью спасти Герштайна ни к чему не привели. Многие другие сведения о зверствах нацистов также не достигли общественности. Шведский посол в Берлине Арвид Рикерт замалчивал факты о массовых убийствах и активно противился любым попыткам протеста или действиям по спасению людей.

Большую роль в формировании общественного мнения играла шведская церковь. Внутри государственной лютеранской церкви, к которой принадлежали 95% граждан, целые группы открыто поддерживали нацистов в продолжение всей войны и даже после её окончания. В их изданиях Гитлер именовался добрым христианином, а иудаизм приравнивался к безбожному большевизму.

Фактический глава шведской церкви архиепископ Эрлинг Эйдем, поддерживавший близкие отношения с Немецкой евангелической церковью и бывший с 1934 по 1943 гг. председателем Лютеранской академии в Зондерхаузене, никогда не поддерживал нацистов и антисемитов, но и он хранил молчание. В начале декабря 1942 г. в ответ на обращение к нему английского экуменического лидера Уильяма Пейтона, призывавшего потребовать от Германии прекратить преследования евреев, Эйден ответил, что представителям нейтральных стран лучше приберечь свой голос для примирения в конце войны. Даже в июле 1944 г., с одобрения Шведского министерства иностранных дел, он ответил отказом на просьбу главного раввина Палестины Ицхака Герцога обратиться с открытым призывом к венгерским епископам вмешаться в происходящее.

Сотрудники Шведской израильской миссии, целью которой было обращение евреев в лютеранство, считались экспертами по еврейским делам; пресса и правительство обращались к ним за консультацией. Им очень рано стало известно об осуществляемом нацистами «окончательном решении». В декабре 1942 г. эта организация издала сборник статей своих епископов и пасторов под названием «Можно ли спасти евреев»? Почти все статьи изображали в самом чёрном свете иудаизм, призывали воздерживаться от «вмешательства в политику» и спасать посредством крещения души тех евреев, систематическому убийству которых они не хотели противиться. Директор миссии Бирьер Пернов писал в предисловии к сборнику: «Из-за зверского способа, которым пытаются решить еврейский вопрос, он стал ещё актуальнее… Потому издаётся эта маленькая книжка в надежде, что она хотя бы в малой степени внесёт свой вклад в единственное эффективное и христианское решение еврейской проблемы: обращение евреев и спасение их душ». В феврале 1943 г. Пернов заявил в оправдание политики Шведской израильской миссии, что публикация подробностей нацистских зверств «могла бы вызвать лишь дополнительную ненависть и озлобление», в то время, как «наш христианский долг – распространять евангелие спасения как среди преследуемых, так и среди преследователей».

Но были и такие, что не молчали. В конце 1942 г. главный пастор Стокгольмской общины Улле Нистедт сказал в своей проповеди: «Если мы продолжим молчать, завопят камни» (Образ из книги пророка Аввакума 2:11 «Камень из стены возопит»).

Шведский журналист Арвид Фредборг, бывший в 1941-1943 гг. корреспондентом газеты «Свенска дагбладет» в Берлине, издал в 1943 г. книгу «За стальным валом», в которой подвергал резкой критике нацистский режим и разоблачал его преступления, среди них массовые зверские убийства евреев. На основании собранных им материалов он сообщил, что уже убито более двух миллионов. В том же году был издан сборник  «Против антисемитизма. Шведские писатели высказываются». Он содержал статьи 24 шведских писателей, среди них таких известных, как Харри Мартинсон и Эйвид Юнсон (лауреаты Нобелевской премии за 1974 год), Бертил Мальмберг (Большой приз Шведской Академии за 1935 г., член  Шведской Академии  с 1953 г. до своей смерти в 1958 г.), Марика Шернстедт и Хьялмар Сёдерберг.

В конце 1942 г., когда в оккупированной нацистами Норвегии были арестованы и отправлены в Освенцим 760 евреев, все шведские газеты и радио немедленно об этом сообщили. Волна негодования поднялась как в Норвегии, так и в Швеции. Еврейские граждане скандинавских стран давно уже воспринимались там как интегральная часть населения Скандинавии. 930 норвежских евреев, которых удалось предупредить, смогли добраться до Швеции, где были тепло приняты. Шведское общественное мнение и политика правительства начали меняться. Окончательный перелом наступил в 1943 г., когда уже стал ясен исход войны.

В конце сентября 1943 г. стало известно о немецких планах депортации евреев Дании. З октября Швеция открыто заявила, что готова принять всех датских евреев. Почти все евреи Дании – около 8 тыс. человек - были переправлены в Швецию их согражданами. Шведские сторожевые катера доставили в Швецию несколько тысяч беженцев из других стран. Все они были приняты с большой теплотой. Швеция открыто заняла антигерманскую позицию.

Шведский учёный Вальдемар Ланглет, преподававший в университете Будапешта шведский язык, первый в Венгрии предпринял действия по спасению евреев, включая выдачу им его собственных «защитных паспортов», заверявшихся шведским посольством, недовольным, впрочем, его самодеятельностью. Чтобы иметь более официальный статус, он попросил назначить его представителем Шведского Красного Креста.

Шведское посольство в Будапеште, возглавляемое Карлом-Иваном Даниэльсоном, с июня 1944 г. начало выдавать евреям иммиграционные визы  и защитные паспорта: центральную роль в этой деятельности играл секретарь посольства Пер Ангер. В конце июня король Густав V послал личную телеграмму правителю Венгрии Миклошу Хорти, призывая прекратить преследования евреев. Венгерское правительство дало понять, что оно готово признать любой документ, заменяющий паспорт. Сотрудники посольства работали с большим напряжением, в несколько смен.

В начале июля, по инициативе одного из основателей шведского отделения Всемирного Еврейского Конгресса Норберта Мазура и при активном содействии профессора Маркуса Эренпрайса, в Будапешт со спасательной миссией был послан архитектор и бизнесмен из влиятельной банкирской семьи Рауль Валленберг. Он хорошо знал Венгрию, владел венгерским и немецким языками. Валленберг создал при посольстве специальный отдел для выдачи защитных документов, которым он придал более официальный вид. Его ближайшими помощниками были венгерские евреи, работавшие безвозмездно. Деятельность Валленберга не ограничивалась выдачей документов. Пользуясь прекрасным знанием немецкого языка, он на улицах, в местах сбора и даже из железнодорожных вагонов уводил предназначенных для депортации «шведских евреев», а заодно и тех, у кого ещё не было защитных документов.

Валленберг проявлял необыкновенную изобретательность в способах спасения людей и оказания им помощи. Таким образом были спасены десятки тысяч людей. Валленберг был арестован советскими военными властями в Будапеште в январе 1945 г. Судьба его неизвестна. Некоторые в Швеции и других странах ещё верят (в 1996 г.), что он жив и затерялся под присвоенным ему чужим именем в одном из советских лагерей.

В конце 1944г. Швеция приняла 250 евреев из Финляндии. В самом конце войны Швеция спасла из лагерей уничтожения и приняла около 20 тысяч человек. В первые месяцы после войны в Швецию были привезены ещё 10 тысяч узников концлагерей. Им была оказана всяческая помощь, включая лечение и реабилитацию, но не всех удалось спасти. В этих двух группах было примерно 10 тысяч евреев. Около 4 тысяч из них остались в Швеции. Остальные вернулись в свои страны или переехали, в основном, в США и в Израиль.

В 1956 г. Швеция приняла около 600 еврейских беженцев из Венгрии, а во время антисемитской кампании в Польше в 1969-1971 гг. – около 2 тысяч евреев из Польши. В начале 90-х гг. около 500 евреев из бывшего Советского Союза  получили разрешение остаться в Швеции.

За последние годы численность еврейской общины остаётся практически неизменной. Потери от ассимиляции возмещаются за счёт прозелитов и небольшого числа иммигрантов. Сегодня в Швеции около 16 тысяч евреев. Примерно половина из них живут в Стокгольме, около 2-х тысяч – в Мальмё/Лунде и столько же – в Гётеборге. Небольшие еврейские общины есть в Боросе, Эскильстуне, Карлскруне, Хельсингборге, Уппсале, Вестеросе и Вексшё. В Норчёпинге, где была одна из первых в Швеции еврейских общин, в послевоенные годы была закрыта синагога ввиду отсутствия прихожан. Эта небольшая красивая синагога, построенная в 1858 г., лишь на несколько лет позже первой в Швеции синагоги в Гётеборге, все эти годы охранялась городскими властями. В 1995 г., благодаря частным пожертвованиям и помощи местных властей, синагога была вновь освящена в присутствии представителей городского совета и церквей Норчёпинга, а также почётных гостей из еврейской общины Стокгольма.

Общины представляют собой добровольные объединения, которые служат центрами религиозной, социальной и культурной деятельности. С 1981 г. они называются Еврейскими общинами вместо прежнего названия – Моисеевы. Этим подчёркивается, что евреи воспринимают себя как народ, а не только как религиозную общность.

Во главе стокгольмской общины  стоит правление из 25 человек, избираемых всеобщим голосованием каждые 3 года.

В Стокгольме три синагоги. Большая синагога примерно на 1000 мест размещается в великолепном здании, построенном в 1870 г. в восточном стиле по проекту шведского архитектора Фредрика Вильгельма Шоландера. Она расположена в одном из центральных и красивейших районов города. Синагога эта либерального направления. Богослужение проводится с органом и хором, в субботу и праздники на органе играет нееврей. С 1986 г. в зале справа от прохода женщины могут молиться вместе с мужчинами, левая часть зала оставлена для мужчин, желающих следовать более ортодоксальной традиции, галерея наверху – для женщин. В двух других синагогах богослужения проводятся по ортодоксальному образцу. В Гётеборге есть две синагоги, из которых большая, на 300 мест, - консервативного направления, хотя женщины и мужчины молятся раздельно; в Мальмё – одна ортодоксальная синагога. У более мелких общин есть свои центры, которые служат как для богослужений, так и для других видов общинной деятельности.

Стокгольмская община содержит дом для престарелых и больницу на 60 коек. Небольшой дом для престарелых есть и в Гётеборге. Уже много лет действуют благотворительные организации: «Родеф хесед», основанная в 1869 г., и «Озер далим», основанная в 1922 г. В городах с крупными и средними общинами есть еврейские кладбища. Крупные общины имеют магазины с кошерными продуктами. Почти во всех общинах имеются библиотеки. В Стокгольме есть еврейский театр и еврейский музей.

Все общины уделяют много внимания вопросам воспитания. В больших общинах есть детские сады. Стокгольмская община имеет начальную школу с 6-тилетним образованием, а также еврейские классы с 7 по 9 в одной из стокгольмских школ. Помимо общих для шведских школ предметов в еврейской школе преподают иврит, Танах, еврейскую историю и культуру. Еврейская школа – «Школа Гиллеля» – расположена в Еврейском центре, где находится небольшое еврейское издательство  и некоторые другие еврейские учреждения, а также действуют разные кружки. Почти все общины организуют религиозные школы для детей и взрослых, где занятия проводятся раз в неделю по вечерам. Стокгольмской общине принадлежит летний лагерь в Рослагене – живописном месте на побережье; лагерь открыт для всех еврейских детей Швеции. На морском побережье вблизи Мальмё в Хелльвикене находится общинная усадьба, где располагается летний лагерь для детей, а также устраиваются курсы по выходным дням, семинары и конференции.

Молодёжные и студенческие еврейские клубы проводят обширные культурные, спортивные и социальные программы. Еврейский студенческий и культурный клуб в Лунде издаёт свой ежемесячник. С 1920 гг. существует еврейский женский клуб. В Лунде действует Институт еврейской культуры, располагающий богатым собранием материалов учебного и информативного характера, записями еврейской музыки. Часть этих материалов составляют сотрудники института, работающие безвозмездно. Институт снабжает своими материалами еврейские и нееврейские организации и частных лиц.

С 1928 по 1966 г. в Швеции выходил научный журнал «Юдиск тидскрифт» (Еврейский журнал). Его издателем  был вначале Маркус Эренпрайс, затем известный историк, сионист и общественный деятель Гуго Валентин (1888-1963). В 1932 г. один из активнейших деятелей Стокгольмского сионистского общества Даниэль Брик (1904-1987) основал культурно-политический журнал сионистской направленности  «Юдиск крёника» (Еврейская хроника). Сегодня журнал выходит 6 раз в год. По замыслу его редактора Яки Якубовского, журнал должен способствовать тому, «чтобы мы были не только хорошими скандинавами, но и хорошими евреями, чего мы можем достигнуть, добавив к нашим общим культурным ценностям наше еврейское наследие». Журнал содержит информацию о важнейших событиях в жизни евреев Швеции и других стран, об Израиле, о вопросах еврейской истории, религии и культуры. Он отличается богатством и разнообразием материала и высоким литературным уровнем.

С конца 1993 г. в Стокгольме действует местное еврейское «Радио Шалом». Программы радиопередач включают интервью, дебаты и репортажи на актуальные еврейские темы, новости из еврейского Стокгольма, еврейского мира и Израиля, еврейскую и израильскую музыку.

Судьба еврейских беженцев в 1930-х – 1940-х гг. и катастрофа европейского еврейства, а также восстановление еврейского государства и достижения народа Израиля как в отстаивании независимости страны и в её защите, так и в строительстве страны, в возрождении её природы, в развитии экономики и культуры, изменили самосознание шведских евреев. Сегодня они ощущают себя частью еврейского народа, ответственными за его судьбу. Практически все евреи Швеции настроены произраильски. Уже в Войне за независимость в 1948 г. участвовали еврейские добровольцы из Швеции. Шведские евреи, особенно учёные и молодёжь, часто посещают Израиль и иногда остаются в стране на более или менее длительные сроки в рамках различных программ. В Израиль ежегодно прибывают около 50-ти олим из Швеции. Сегодня в Израиле живут около 2,5 тысяч шведских олим.

В Швеции есть отделения всемирных еврейских организаций, таких, как Всемирный Еврейский Конгресс, Сионистская федерация, Международная женская сионистская организация (ВИЦО), Еврейский Национальный фонд (Керен каемет), Объединённый Еврейский призыв, ОРТ, Бней-Брит, молодёжная организация Бней-Акива, спортивное общество Маккаби и другие. Объединённый Еврейский призыв издаёт журнал «Менора» на шведском языке, посвященный, прежде всего Израилю. Еврейские организации и отдельные люди принимают участие в разъяснительной работе и в публичных дебатах в поддержку Израиля  и против антисемитизма. Это главный раввин Стокгольма Мортон Нерроу, журналист Яки Якубовский, профессор-онколог и писатель Георг Клайн, учёный-славист Кришан Гернер, раввин и писатель Роберт Волков, писательница Инга Готфарб, социолог Юлиан Илицкий.

 Многие шведские интеллектуалы известны своей деятельностью в том же направлении. Среди них писатель и журналист Пер Альмарк, в прошлом – председатель Либеральной партии, заместитель премьер-министра и министр труда; писатель и историк литературы Кнут Анлунг – член Шведской академии; дипломат Пер Ангер – сотрудник Р. Валленберга в Будапеште во время войны;  профессор истории и журналист Йорген Вейбулл; профессор теологии епископ Кристер Стендаль; доктор теологии, публицист и писатель Йоран Ларшон, директор Шведского теологического института в Иерусалиме, получивший в 1990 г. в Стокгольме приз Фонда Ноймана «за сохранение и укрепление еврейской идентичности в Швеции». Эта особая награда присуждена была христианскому теологу в признание его заслуг в искоренении антиеврейских традиций в христианской теологии. В 1993 г. доктор Йоран Ларшон был одним из 12-ти, кто  зажёг факел в День независимости Израиля – впервые этой чести удостоился человек, не являющийся гражданином страны.

В Швеции есть много дружественных Израилю и евреям общественных и христианских организаций: Общество дружбы Швеция-Израиль, Шведское общество друзей киббуцов и др. Большую роль в сотрудничестве шведских и израильских учёных, в оказании всякого рода помощи израильским учебным заведениям, больницам и другим учреждениям, играют Общество друзей Еврейского университета, Общество друзей Тель-Авивского университета и многие подобные объединения.

Комитет солидарности с евреями Советского Союза (теперь – бывшего Советского Союза) создан был для борьбы за права советских евреев и против советского антисемитизма. Комитет солидарности с Израилем противостоит анти-израильским тенденциям в Швеции. Совет сотрудничества евреев и христиан ставит своей целью покончить с тенденциозным толкованием еврейской веры христианами, добиться взаимного уважения и доверия и совместно противостоять антисемитизму.

Шведский теологический институт в Иерусалиме в своих курсах и  печатных изданиях отвергает широко принятую в христианском мире теологию замещения, согласно которой церковь заменила Израиль; признаёт ответственность христиан за антисемитизм и занимается его разоблачением, разъясняет христианам истинную суть иудаизма согласно еврейским источникам и его значение для христианства, отказывается от миссионерства среди евреев, поддерживает сионистскую идею и Государство Израиль.

Более десятка небольших периодических изданий в Швеции посвящены иудаизму, евреям и Израилю и выдержаны  в объективном и доброжелательном тоне. Кроме того, в Швеции издаётся большое количество книг на еврейские темы и переводов произведений еврейских и израильских писателей.

Шведский Комитет против антисемитизма посылает материалы в средства массовой информации, политическим деятелям и судебным властям с тем, чтобы не допустить распространения антиеврейской, расистской и неонацистской пропаганды, способствует ознакомлению шведского общества и особенно школьников с ужасами нацизма и противостоит отрицанию Катастрофы, так называемому ревизионизму.

В послевоенной Швеции, вследствие шока, вызванного разоблачением нацистских преступлений, антисемитизм был некоторое время крайне непопулярен. Но вскоре он стал вновь проявляться, часто связанный с неонацизмом. В 1956 г. в Швеции было основано неонацистское движение. В 1960 г. по всей стране состоялись расистские и антисемитские демонстрации.

Недавно обнародованные секретные документы Комиссии Сандлера показали, что около 1000 нацистских военных преступников или лиц, активно сотрудничавших с нацистами, нашли после войны убежище в Швеции. Все они получили шведское гражданство, и ни один не был предан суду или выдан другой стране. Также не были преданы суду шведские добровольцы, служившие в подразделениях СС, в отличие от всех других скандинавских и большинства западноевропейских стран, где такие добровольцы были осуждены на длительные сроки тюремного заключения.

Современный антисемитизм нередко выступает в виде антисионизма. «Критики» Израиля проводят кампанию ненависти против еврейского государства. Но и классический антисемитизм даёт о себе знать. Старые антисемитские обвинения и стереотипы, дожившие до наших дней, исходят из кругов крайне левых и крайне правых, из исламской среды (в Швеции более 400 тыс. мусульман), и даже от некоторых политиков, учёных и духовных лиц. Наибольшей остроты антисемитская и антиизраильская кампания в прессе достигла в 1982 г. в связи с Ливанской войной. Израильтян сравнивали с нацистами, а сионизм – с расизмом. Издание организации «Рэдда барнен» (Спасите детей) объявило, что израильтяне сбрасывают на Ливан бомбы в форме игрушек и яблок. А в газете «Афтонбладет» появилось обвинение в ритуальном убийстве арабского ребёнка.

В 1986 г. на выставке, посвящённой исламу  в Историческом музее Стокгольма, свободно продавались «Протоколы сионских мудрецов», несмотря на протесты еврейских и шведских общественных организаций. В начале 90-х гг. несколько раз были осквернены еврейские кладбища в Стокгольме и в других городах. Антисемитизм в Швеции стал настолько заметным явлением, что когда в 1992 г. в Норвегии был создан Норвежский комитет против антисемитизма, в который, в отличие от шведского,  состоящего из евреев и неевреев, вошли только неевреи (среди них – известная актриса Лив Ульман) одной из целей этой организации было остановить «шведскую заразу».

В 1987 г. местное стокгольмское радио отвело определённое время  для передач «Радио Ислам». Его ответственным редактором и ведущим был иммигрант из Марокко Ахмед Рами. «Радио Ислам» меньше всего занималось исламом или Кораном. Его передачи, в которых участвовали такие известные шведские антисемиты, как Пер Гартон, Ян Мюрдаль, Кристофер Юлин, содержали самую грубую и злобную антисемитскую пропаганду в Европе со времён II Мировой войны. В них обильно цитировались «Протоколы сионских мудрецов», «Майн кампф» Гитлера, нацистская газета «Дер Штюрмер» Юлиуса Штрайхера, а также антисемитские статьи из Шведской прессы времён нацизма и неонацистские писания. «Радио Ислам» сообщало о всемирном еврейском заговоре, о захвате евреями всех средств массовой информации, о подрыве ими нравственности народов. Убийство 6-ти млн. евреев во время II Мировой войны было объявлено сионистским пропагандистским блефом, придуманным и используемым евреями с целью шантажа западного мира. Ахмед Рами заявлял, что «для еврея убийство нееврея является мицвой, то есть заповедью во славу Бога. Ещё большей мицвой является убийство нееврейского ребёнка, т.к. таким образом устраняется будущий враг».

Пропаганда антисемитизма по шведскому радио продолжалась более двух лет, прежде чем Канцлер Юстиции Ханс Старк по материалам, присланным ему Шведским Комитетом против антисемитизма, возбудил в Отделе по делам о свободе печати Стокгольмского городского суда дело по обвинению Ахмеда Рами в разжигании ненависти против группы населения согласно закону, принятому в 1948 г., прежде всего, с целью воспрепятствовать пропаганде антисемитизма. В ноябре 1989 г. на продолжавшемся почти три месяца процессе Ахмед Рами был признан виновным и приговорён к 6-ти месяцам тюремного заключения; в октябре 1990 г. Верховный суд Швеции отклонил кассационную жалобу Рами и подтвердил приговор. В виду того, что шведский закон о свободе печати исключительно либерален, приговор можно считать достаточно суровым. «Радио Ислам» было закрыто на год  – шведский закон не допускает подобных санкций на более длительный срок. В сентябре-октябре 1992 г. в Стокгольмском городском суде состоялся третий процесс против «Радио Ислам». Давид Янсон, числившийся, по крайней мере официально, ответственным редактором передач, был приговорён к четырём месяцам тюрьмы. «Радио Ислам» прекратило свои передачи.

Процесс Рами послужил началом бурных публичных дебатов и академического скандала, продолжавшихся более пяти лет. Одним из свидетелей защиты на процессе был профессор истории религий из университета в Уппсале Ян Бергман. Он был приглашён защитой как эксперт в области иудаизма для установления, имеются ли теологические основания для заявления Ахмеда Рами. В своём свидетельстве Ян Бергман обнаружил крайнюю тенденциозность и некомпетентность в истории и религиозных традициях иудаизма. Он защищал антисемитские высказывания Рами, заявив, среди прочего, что убийство нееврея является мицвой в иудаизме, и что эта мицва широко применяется сегодня со ссылкой на галахические нормы и служит основой обращения израильской армии с арабским гражданским населением. Бергман не смог привести каких-либо доказательств из еврейских религиозных или других источников для подтверждения своих заявлений. Он уклонился от своей задачи и пытался представить Рами как защитника палестинского дела в политическом конфликте.

Свидетельство Бергмана вызвало резкую реакцию шведской общественности – евреев и неевреев. Раввины Мортон Нерроу и Роберт Волков от имени Центрального совета еврейских общин Швеции потребовали от ректора университета профессора Стига Стрёмхольма отстранить Яна Бергмана от преподавания и исследовательской деятельности в сфере иудаизма и еврейской литературы ввиду его некомпетентности в вопросах иудаизма и отсутствия научной объективности. Однако коллеги Бергмана из Теологического института Уппсальского университета и некоторые теологи и церковные круги встали на его защиту, объявив нападки на Бергмана кампанией преследования со стороны еврейских и близких к ним кругов против академической свободы профессора Бергмана и его права на собственное мнение. Ректор не нашёл достаточных оснований в соответствии с действующими правилами отстранить Бергмана от преподавания иудаизма.

Скандал вышел за пределы Швеции. К ректору обратились учёные из разных стран мира, выражая беспокойство по поводу происходящего в университете, и надежду на то, что он примет необходимые меры, чтобы не допустить ущерба для репутации университета и шведской теологической науки. Письма были переданы руководству Теологического факультета. Ответы префекта (главы факультета) Сигберта Ахсельсона содержали дезинформацию о деле Бергмана и заявление о хорошо организованной международной компании против него и Теологического факультета, в которой участвуют раввины Нерроу и Волков.

В декабре 1992 г. профессор истории религий Еврейского университета в Иерусалиме Цви Вербловский, известный и почитаемый в научных кругах многих стран, направил открытое письмо ректору Университета в Упсале Стигу Стрёмхольму, которое получили также многие университеты и исследователи в разных странах мира. В этом и в трёх последующих письмах профессор Вербловский убедительно показал научную некомпетентность и невежество Яна Бергмана, обратив особое внимание на его заявление о мицве, повелевающей убийство неевреев. Он подчеркнул полное отсутствие  со своей стороны интереса к личности Яна Бергмана и к его отношению к евреям и Государству Израиль, так как «даже университетский профессор имеет элементарные человеческие права, и среди них право быть полным предрассудков, лгать, быть сколь угодно глупым, безрассудным, злым, низким и невежественным».  Вербловский выразил беспокойство, что профессор уважаемого университета делает подобные заявления не как частное лицо, а как эксперт под присягой, и что его поддерживает руководство университета, которое уже своим молчанием предаёт благородные традиции своего университета. Ответы ректора содержали ссылки на результаты порученного им Теологическому факультету расследования, защищали «академическую свободу» и обходили молчанием основные пункты письма Вербловского. В результате расследований Теологического факультета была составлена «Промемория ректору», большая часть которой принадлежала Сигберту Аксельсону. Этот документ содержал защиту Яна Бергмана и позиции Теологического факультета. В заявлении для прессы говорилось, что деканат Теологического факультета отклоняет еврейскую критику против Яна Бергмана.

Социолог из того же университета доктор Юлиан Илицкий на основании тщательного изучения всех документов составил рапорт под названием «Оправдание антисемитизма», изданный Шведским комитетом против антисемитизма в сентябре 1993 г. Илицкий показал, что аргументы «Промемории ректору» основаны на искажении высказываний Бергмана на процессе и прямой лжи. В этом рапорте Илицкий привёл ещё один документ, составленный Аксельсоном и названный им «Анафема II» (под «Анафемой I» понималось осуждение иранскими властями Салмана Рушди). В этом документе Аксельсон заявил, что определённые лица, а том числе Нерроу и Илицкий, участвуют в гигантском сионистско-израильском заговоре с целью «атаковать свободу слова, свободу науки, университет, церковь, народное образование и социал-демократию» и «повлиять на судопроизводство в западных демократиях, чтобы сделать там незаконной политическую критику Израиля». В открытом письме в газету «Дагенс Нихетер» несколько видных шведских учёных, а также епископ Ингмар Стрём и профессор из Нью-Йорка Леннарт Филипсон отметили, что «этот документ содержит классические, хорошо известные антисемитские заявления, имеющие столь же малое отношение к конфликту на Ближнем Востоке, как и утверждения Яна Бергмана о еврейской религии на суде».

В апреле 1993 г. профессор иудаики из университета в Южной Флориде Джейкоб Нойснер предложил свой план примирения, согласно которому Ян Бергман должен был отказаться от своих антисемитских высказываний и принести извинения еврейской общине. Длительные переговоры ни к чему не привели, так как предложенное Яном Бергманом «извинение» было, в сущности, ещё одной попыткой обвинить своих критиков и оправдать себя, при этом он вскоре повторил свои антисемитские высказывания.

Руководство Теологического факультета по соглашению с ректором поручило провести расследование независимому профессору Инге Лённингу, бывшему ректору университета в Осло. Заключение профессора Лённинга было опубликовано в марте 1994 г. под названием «Антисемитизм как юридическое, интеллектуальное и нравственное явление». Этот документ содержит резкую критику Теологического факультета, не отмежевавшегося от антисемитизма, и ещё более резкую критику «Анафемы II» Сигберта Ахсельсона. Инге Лённинг подверг критике и ректора Стрёмхольма за то, что руководство университета не осудило подобные явления.

В заявлении для прессы, составленном Теологическим факультетом, а также в газетных публикациях  ректора, видна попытка обойти критику Лённинга и оправдать свою позицию. Эти заявления мгновенно вызвали резкую реакцию учёных и журналистов. В апреле 1994 г. ректор счёл нужным сделать обстоятельное заявление под названием «Затянувшийся конфликт. Попытка отчёта». В этом отчёте ректор назвал свидетельство Бергмана на суде «крайне неудачным», осудил «Анафему II» Аксельсона и очень осторожно признал ошибки Теологического факультета и свои собственные в отношении к делу Бергмана и справедливость некоторых пунктов рапорта Лённинга, но он тут же попытался объяснить и оправдать свою позицию. Теологический факультет, за исключением бывшего и настоящего деканов и префекта Аксельсона, заявил о своём согласии с критикой Лённинга против свидетельства Лённинга против свидетельства Бергмана на суде и его защиты Аксельсоном. Прежняя реакция факультета была объяснена «смутным представлением об организованной еврейской кампании против Яна Бергмана». Факультет принял решение свести к минимуму участие Яна Бергмана в преподавании и исследованиях в области иудаики, а также предложить декану и префекту оставить свои посты, если они не присоединятся к решению факультета.

Те теологи и церковные круги, что защищали Бергмана, подвергли теперь нападкам как рапорт Лённинга, так и решение факультета. Заявления ректора были по-прежнему уклончивыми. Лишь к концу 1995 г. Ян Бергман был, наконец, отстранён от всякого участия в преподавании иудаики. Префекту Сигберту Аксельсону пришлось оставить свой пост.

Дело Рами-Бергмана показало не только наличие антисемитизма в благополучной демократической европейской стране в конце ХХ в., но и нежелание общественности более мириться с этим явлением.

Отношения между Швецией и Израилем на государственном уровне были с самого начала несколько омрачены вследствие убийства в 1948 г. в Иерусалиме шведского графа Фольке Бернадотта, племянника короля Густава V. Бернадотт был посредником ООН в арабо-израильском конфликте. Он был убит группой Штерна, считавшей его план соглашения с арабами неприемлемым и опасным. Израильское правительство, хотя и не имело отношения к убийству, принесло извинения правительству Швеции. Тем не менее, при голосовании о приёме Израиля в ООН в 1949г. Швеция воздержалась – единственный случай, когда Швеция не голосовала «за» по вопросу о приёме какой-либо страны в ООН.  Дипломатические отношения между двумя странами были установлены с некоторой задержкой – в 1950 г., на уровне послов – в 1957 г.

В середине 50-х гг. и в начале 60-х при премьер-министре, социал-демократе Таге Эрландере между Швецией и Израилем установились довольно дружеские отношения. Однако в шведской внешней политике нередко проявляются про-арабские и анти-израильские тенденции, особенно после 1969 г., когда Улоф Пальме, также социал-демократ, сменил Таге Эрландера на посту премьер-министра. Это происходит в силу причин политических (стремление завоевать расположение как можно большего количества стран-членов ООН и антиамериканские настроения), экономических (импорт нефти и экспорт промышленных товаров и оружия) и идеологических  (влияние левых идеологий на социал-демократические правительства Швеции и дружеские отношения с левыми диктатурами).

В 1982 г. Улоф Пальме, будучи лидером оппозиции, сравнил еврейских детей в нацистских гетто и концлагерях с палестинскими детьми, «преследуемыми точно таким же образом». Шведский министр иностранных дел Стен Андершон и глава канцелярии этого министерства Пьер Шхори в продолжение многих лет односторонне осуждали Израиль, иногда в крайне резких выражениях. При этом между Швецией и Израилем поддерживаются достаточно развитые торговые, научные и культурные связи.

Когда премьер-министром Швеции стал лидер социал-демократической  партии Йоран Першон (1996 г.), отношение шведского правительства к Израилю изменилось к лучшему. Это проявилось прежде всего в оценке правительством роли Швеции во Второй мировой войне и её позиции по отношению к Катастрофе и к еврейским беженцам до войны и в её начале.

Летом 1997 г. по инициативе Йорана Першона был начат проект, получивший название Живая История. Целью проекта было сообщить как можно большему числу людей знание о Катастрофе, передать это знание следующим поколениям, противостоять попыткам отрицания Катастрофы, предупредить об опасности молчания перед лицом зла, напомнить о необходимости защищать нравственные ценности и идеалы гуманизма.

Лидеры всех политических партий, представленных в Риксдале, поддержали проект.

В рамках проекта, по заказу Канцелярии правительства, была издана книга о Катастрофе «Об этом необходимо рассказать». В книге приведены редкие документы и фотографии, рассказано об отдельных человеческих судьбах в контексте страшной исторической правды. Книга распространяется безвозмездно. Сразу после выхода в свет она была предложена 700 тыс. шведских семей, где были дети школьного возраста. Почти половина из них приняла предложение. Вскоре более миллиона экземпляров книги было распределено в Швеции. Книга была переведена на 7 языков. Десятки тысяч людей ознакомились с проектом через Интернет. Четверть миллиона детей в шведских школах просмотрели фильмы о нацизме и о сопротивлению ему. По всех Швеции были проведены семинары для учителей. Школы и университеты, культурные и просветительские учреждения и общества приняли участие в проекте.

В 1998 г. в Уппсальском университете был создан Национальный исследовательский и образовательный центр по изучению катастрофы. С самого начала проект «Живая история» получил положительные отклики лидеров других стран и способствовал усилению международного сотрудничества в этой области. До 1999 г. к проекту присоединились 9 стран.

В мае 1998 г. на Стокгольмской конференции по Катастрофе «…И расскажи сыну своему» был создан специальный комитет  для содействия международному сотрудничеству в области исследования и преподавания Катастрофы и увековечения памяти о ней. Комитет поставил своей задачей побудить больше стран учредить национальные дни памяти и распространять знания о Катастрофе через средства массовой информации, образовательные и культурные учреждения.

В октябре 1999 г. Йоран Першон посетил Иерусалим с официальным визитом по приглашению института Яд-ва-Шем, где он рассказал о проекте. Это был первый официальный визит в Израиль главы шведского правительства с 1962 г., когда Израиль посетил Таге Эрландер.

В январе 2000 г. в Стокгольме состоялась трёхдневная Международная конференция по Катастрофе. Это был самый большой и влиятельный форум такого рода. В нём приняли участие политические лидеры более сорока стран, среди них премьер-министр Израиля Эхуд Барак, шведская королевская чета, председатель Всемирного еврейского конгресса Эдгар Бронфман, более восьмидесяти виднейших учёных – исследователей катастрофы из разных стран, среди них глава института Яд-ва-Шем профессор Иегуда Бауэр, а также пережившие Катастрофу. Председательствовал на конгрессе лауреат Нобелевской премии по литературе Эли Визель. По его предложению было решено сделать Стокгольмскую конференцию  ежегодной. Одним из важных событий конференции была траурная церемония в память жертв нацизма в Стокгольмской синагоге, где присутствующие стоя приветствовали Йорама Першона.

Еврейская община Швеции приняла решение посадить в Израиле лес в честь Йорана Першона. Такой чести удостоился только ещё один европейский лидер, также шведский премьер-министр – Таге Эрландер.

 Хотя еврейская община Швеции существует лишь немногим более 200 лет, и всегда была очень немногочисленной, многие шведские евреи внесли большой вклад в культурную и экономическую жизнь страны. Прежде всего можно назвать семейство Юсефсон. Композитор Яков Аксель Юсефсон (1818-1870) писал песни для хора, которые поют и сегодня. Его брат Людвиг Юсефсон (1732-1899) был крупным театральным деятелем, руководителем Королевского драматического театра в Стокгольме. Наиболее известный представитель этой семьи, Эрнст Юсефсон (1856-1906) - один из крупнейших художников Швеции. Рагнар Юсефсон (1891-1966) был руководителем театра Драматен, профессором истории искусств и писателем, членом Шведской академии. Вместе с профессором Маркусом Эренпрайсом, ещё одним замечательным культурным деятелем Швеции, он издал сборник переводов новой израильской лирики. Эрланд Юсефсон (р. В 1923 г.) – известный сегодня артист и писатель, был директором Драматического театра, исполнял ведущие роли в фильмах Ингмара Бергмана.

Почётное место в шведской литературе принадлежит поэту и литературному критику Оскару Левертину (1862-1906). В его поэзии любовь к шведской природе и культуре и глубокое их понимание выражены с той же силой и красотой, что и его причастность к еврейству. Его критические статьи и работы по истории литературы оказали большое влияние на читающую публику и многих научили любить шведскую литературу.

Известные историки литературы: профессор Карл Варбург (1852-1918) и члены Шведской Академии Генрик Шюк (1855-1947) и Мартин Ламм (1880-1950) были еврейского происхождения.

Огромная заслуга в расцвете шведской литературы принадлежит Альберту Бонниеру (1820-1900), основавшему в 1837 г. книгоиздательство, получившее позже его имя, и его сыну Карлу-Отто Бонниеру (1856-1941). Сегодня издательство Бонниерш – крупнейшее в Скандинавии.

Абрахам Бер, бывший главным кантором Гётеборга, издал в 1877 г. сборник еврейской синагогальной музыки, содержащий 1500 мелодий. Этот сборник стал главным стал главным руководством канторов Европы и выдержал много изданий в разных странах, позднейшее – в США. Мориц Стиллер (1834-1894) был одним из крупнейших кинорежиссёров своего времени.

В области изобразительного искусства, кроме Эрнста Юсефсона, приобрели большую известность Гескель Саломан (1821-1902) – автор жанровых картин и портретов, основатель Художественной школы в Гётеборге, профессор Академии искусств в Стокгольме; Ханна Паули (1864-1940), писавшая интересные и выразительные портреты; Исаак Грюневальд (1880-1946), автор красочных городских пейзажей и ярких портретов, основоположник современной шведской театральной декорации, профессор Высшей школы искусств.

В 1880-х гг. Швеция стала известна во всём мире благодаря особой педагогической семинарии в усадьбе Нэс недалеко от Гётеборга. Эту усадьбу купил Август Абрахамсон (1817-1898) в 1868 г. и на свои средства основал там семинарию, которая по его завещанию потом перешла к государству. Семинарией руководил его племянник педагог Отто-Арон Саломон (1849-1907). Семинария готовила учителей по ручному труду и другим нетрадиционным предметам. Посредством своей педагогической деятельности  и неустанной пропаганды в речах, статьях и книгах он добился введения во всех шведских школах таких предметов, как ремесло, спорт и игры, рисование и ведение домашнего хозяйства. В его семинарии, кроме шведских учителей, обучались при его жизни 500 учителей из 40 стран, и он сам посылал инструкции во многие страны. Его сестра Софии Элькан (1853-1921) была в своё время известной писательницей.

Инженер Жак Ламм (1817-1891) основал литейный завод, ставший крупнейшим металлургическим предприятием в стране. Вильгельм Давидсон (1812-1883) открыл ресторан, ставший лучшим в Стокгольме и получивший известность за пределами Швеции. Одним из основателей современной  банковской системы был Теодор Маннхаймер (1833-1900).

Еврейские благотворители играли большую роль в культурной жизни Швеции. На средства нескольких еврейских семей были основаны Концертное объединение, Театральный фонд и университет в Гётеборге. Огромное значение для шведского искусства имела деятельность мецената Понтуса Фюрштенберга  (1827-1902), завещавшего свою замечательную картинную галерею Гётеборгскому музею искусств. Густав Мориц Ламм (1855-1892), сын Жака Лама, завещал своё собрание произведений искусства Национальному музею в Стокгольме, а также оставил значительную сумму денег для премий в области искусствоведения.

На средства, собранные шведскими евреями, был установлен величественный памятник в Кристиании (Осло) на могиле известного норвежского поэта Хенрика Вергелана, умершего в 1842 г. в возрасте 37 лет. Вергелан до самой смерти неустанно боролся за права евреев. Надпись на обратной стороне памятника гласит: «Благодарные евреи за пределами норвежских границ установили этот памятник в 1847 г. (евреям было разрешено селиться в Норвегии лишь в 1851 г.)

И в последние десятилетия многие шведские евреи приобрели широкую известность. Среди них – Нелли Закс (1891-1970), поэтесса, которая в 1966 г. поделила Нобелевскую премию по литературе с Агноном; Мосес Пергамент (1893-1977), композитор, дирижёр и музыковед;, автор симфонии для хора «Еврейские песни»; Петер Вайс (1916-1986), художник и писатель; Женя Ларшон  (1922-2007), писательница; Пале Грандитский (р. 1923); актёр, режиссёр и театральный деятель; Геогр Клайн (р. 1925), профессор, исследователь раковых клеток и писатель; Ерси Айнхорн (р. 1925), профессор, специалист по раковым болезням и политический деятель; Корделия Эдвардссон (р. 1929), журналистка и писательница; Тобиас Берггрен (р. 1941), поэт; Роберт Волков (р. 1950),   раввин, писатель и общественный деятель.

Библиография

Affaren Rami-Bergman: document om judefientlighet och akademisk rota I Sverige / Hakan Arvidsson (red.). Moderna Tider Forlags, 1994.

Ahlmark, Per: Vanstern och tyranniet (Левые и тирания). Timbro, 1994.

Boethius, Maria-Pia: Heder och samvete : Sverige och andra vardskriget (Честь и совесть: Швеция и Вторая мировая война). Stoсkholm : Norstedts, 1992.

Bonniers lexicon (Энциклопедия), 1964-1967.

Bra bockers lexicon (Энциклопедия), 1982-1987.

Det Eviga hatet : om nynazism, anti-Semitism och Radio Islam (Вечная ненависть : о нео-нацизме, антисемитизме и Радио Ислам. Stockholm : Bonniers, 1993.

Gottfarb, Inga: Den Livsfarliga glomskan (Крайне опасная забывчивость). Wiken, 1986.

Ilicki, Julian: Att urskulda anti-Semitism (Оправдание антисемитизма). Stockholm, 1993.

Judaica. 1978 (Энциклопедия).

Judarna I Sverige, en kort presentation (Евреи в Швеции, краткий обзор). Lund : Institutet for Judisk Kultur, 1992.

Kan Judafolket raddas? (Можно ли спасти евреев?). Stockholm: Israelmissionens andelsforenings bokforlag, 1942.

Koblik, Steven: The Stones cry out: Sweden`s response to the persecution of the Jews 1933-1945. New York : Holocaust Library, 1988.

Levai, Jeno: Raoul Wallenberg – hjalten I Budapest (Рауль Валленберг – герой в Будапеште). Stockholm : Saxon och Lindstroms, 1948.

Lonning: Inge: Antisemitismen som juridisk, intellektuell og moralisk utfordring (Антисемитизм как юридическое, интеллектуальное и нравственное явление). Uppsala, 1994.

Mot antisemitismen: svenska forfattare uttala sig (Против антисемитизма: шведские писатели высказываются). Stockholm: Bonniers, 1943.

Nordisk familjebok (Энциклопедия), 1923-1937.

Rosenfeld, Harvey:  Raoul Wallenberg, angel of rescue. New York, 1982.

Valentin, Hugo: Judarna I Sverige (Евреи в Швеции). Stockholm: Bonniers, 1964.

Yegar, Moshe: Neutral policy – theory versus practice: Swedish-Israeli relations Jerusalem: Israel Council on Foreign Relations, 1993.

Personalia

Юсефсон, семья. Переселились из Германии в 1780. Наиболее известные её представители:

1. Якоб-Аксель Юсефсон (1818-1880), композитор и дирижёр. Был музыкальным директором Университета в Упсале, где он также читал лекции по истории музыки. Был основателем Уппсальского филармонического общества и хора Уппсальского собора. Автор прочувствованных романсов и песен, написанных часто на собственные тексты. Некоторые его произведения до сего дня являются незаменимыми в репертуаре многих хоровых коллективов. Перешёл в христианство в 1841 г.

2. Людвиг-Оскар Юсефсон (1832-1899), брат Якоба-Акселя, театральный деятель, артист, режиссёр, драматург. Был режиссёром и директором театров в Швеции и в Норвегии, в том числе, Королевского театра в Стокгольме. Автор многих работ по теории театрального искусства. Придавал большое значение высокой драме в театральном репертуаре, был первым постановщиком новых произведений, в том числе пьес Ибсена и Стриндберга. Его постановки отмечены высоким художественным уровнем и мастерством. По сей день его вклад в развитие шведского театра оценивается очень высоко.

3.  Эрнст-Абрахам Юсефсон (1851-1906), племянник Я.-А. и Л.-О., поэт и художник, считается одним из крупнейших дарований в шведском искусстве. Учился в Академии искусств в Стокгольме и в Париже, затем в Голландии, Италии и Испании. В 1876 г. был награждён Королевской медалью. Вначале писал изящные интерьеры королевских замков и деревенских домов. Во время и после пребывания в Париже, где он подвергся влиянию Курбе, Мане и импрессионистов, написал ряд великолепных портретов своих родных и друзей. Его кисти принадлежат замечательные изображения шведской природы, особенно волшебных летних ночей, где за внешним радостным настроением уже чувствуется глубокая озабоченность и внутренний конфликт, вызванный привязанностью к среде своего детства и трагической любовной историей. Современники не поняли его нетрадиционного искусства, их шокировала и сила выраженных в них чувств. В Париже он порвал с колонией шведских художников, в которой был центральной фигурой, и вместе со своим другом, шведским художником Эстерлиндом, поселился в уединённой сельской местности Франции, где писал жанровые картины и пейзажи, отмеченные иногда мрачной мистикой. Когда стало ясно, что он болен тяжёлой психической болезнью, он был привезён в Стокгольм и помещён в психиатрическую больницу. Его многочисленные картины и рисунки периода болезни , иногда экспрессивные и страстные, а иногда мягкие и лиричные, отражают его фантастичный, раздвоенный внутренний мир, часто настойчиво обращённый к детству. Его неистовость и одновременно мягкость нашли отражение также в его письмах и сборников стихов «Чёрная роза» и «Жёлтая роза». Сегодня его картины находятся в лучших музеях Скандинавии. Его искусство предвосхитило и вдохновило модернистские течения в живописи ХХ в., прежде всего, немецких экспрессионистов, французских модернистов – таких, как Пикассо и Матисс, и шведских примитивистов.

4. Рагнар Юсефсон (1891-1966), двоюродный племянник Э.-А., искусствовед и писатель. Был профессором в университете в Лунде, руководителем Драматического театра  и членом Шведской академии. Автор многих книг и эссе по истории  искусства, литературы, театра и кино. Был особо крупным специалистом по архитектуре барокко и по искусству градостроительства. Известен также как автор драматических произведений.

5. Эрланд Юсефсон (р. 1923), племянник Р. Актёр, писатель, руководитель Драматического театра (1966-1975). Автор стихов, рассказов, романов и драматических произведений, во многих из них обращается к теме антисемитизма. Играл в пьесах Петера Вайса. Его актёрское искусство отличает элегантность и изысканность стиля. Заслужил высокую оценку исполнением ролей в фильмах Ингмара Бергмана «Страсть», «Сцены из семейной жизни» и других.

 Готтлиб Клайн (1852-1914), раввин и учёный в области истории религий. Родился в Венгрии. Учился в разных университетах, в Раввинской семинарии и в Высшей школе иудаизма в Берлине. С 1883 г. до смерти был главным раввином  Стокгольма. Будучи глубоко образованным человеком, обладал обширными познаниями как в иудаике, так и в западной культуре. Придерживался реформистского направления в иудаизме, разделял взгляды своего учителя Абрахама Гайгера, Научные исследования Клайна относятся прежде всего к периоду раннего христианства. Крупнейший шведский теолог, профессор университета в Уппсале, архиепископ Натан Сёдерблюм писал о нём: «Меня связывало с ним родство душ, которое не становилось менее глубоким оттого, что не было также и родством веры. Клайн научил меня более отчётливо видеть благородную сущность иудаизма  и через него лучше понять истинное христианство при всём его отличии от иудаизма».

Клайн не разделял сионистской идеологи. Был замечательным проповедником, призывая в своих проповедях к сохранению еврейских религиозных ценностей.

Оскар Левертин (1862-1906), поэт, литературовед, литературный критик. Был профессором истории литературы и искусства Высшей школы в Стокгольме. Глубоко чувствуя шведскую природу и культуру, всегда ощущал неразрывную связь с еврейством и с историей своего народа. Уже в первом, получившем широкую известность поэтическом сборнике «Легенды и песни», большое место занимают еврейские мотивы. В новеллах и романтических поэмах часто использовал исторические темы. Как лирический поэт достиг редкой глубины и выразительности в передаче чувств. Его критические статьи отличаются гениальной интуицией, тонкостью психологического и художественного проникновения. Они завоевали широкий круг читателей, многие из которых благодаря этим статьям научились любить шведскую литературу. В 1907-1911 гг. было издано собрание его сочинений в 24 тт.

Мордехай (Маркус) Эренпрайс (1869-1951), раввин и учёный. Учился в Высшей школе иудаизма в Берлине. Был главным раввином Болгарии (1900-1914) и Швеции с 1914 г; редактором еврейского научного журнала «Юдиск тидскрифт» (Еврейский журнал) с 1928 г., с 1935 г. профессор. Играл ведущую роль на первых сионистских конгрессах. Принадлежал к культурному направлению в сионизме. Организовал помощь еврейским беженцам во время и после I Мировой войны. Прибыв в Швецию в возрасте 45 лет, он вскоре стал прекрасно говорить и писать на шведском языке. Его книги отличаются глубиной мысли и безупречным стилем. Наиболее известные из них: путевые записки «Душа восточной страны» (1926). сборник религиозно-исторических эссе «Пророки и провидцы, построившие Израиль» в 3-х частях (1929-1943), мемуары «Моя жизнь» между Востоком и Западом» (1946). В 1920 г. по его инициативе было создано Еврейское литературное общество, издавшее несколько выпусков произведений еврейской литературы. Первым был сборник еврейской лирики, переведённой с иврита и идиша самим Эренпрайсом и членом Шведской академии Рагнаром Юсефсоном. Второй выпуск «Настоящее и будущее Израиля» содержал избранные статьи еврейских мыслителей того времени. Издал также сборник материалов «Герцль» со своим предисловием. По просьбе Т. Герцля Эренпрайс написал приглашение на Первый Сионистский конгресс на иврите.

Эренпрайс считал Первый Сионистский конгресс, а также возрождение еврейского государства и его победу в Войне за независимость, величайшими событиями своей жизни. Его деятельность имела огромное значение для евреев Швеции. Благодаря ему они стали осознавать своё еврейство как центральный и жизненно важный для себя фактор.

Мориц Стиллер (1883-1928), кинорежиссёр. Родился в Хельсинки в семье полкового музыканта – еврея из России. В Швеции поселился в 1905 . Вместе с Виктором Шестромом был центральной фигурой в шведском киноискусстве в период его первого большого подъёма. Наиболее известные фильмы Стиллера: «Песнь об огненно-красном цветке» (1918), «Деньги господина Арне» (1919), «Эротикон» (1920), а также его шедевр «Сага о Йосте Берлинге» (1924) по роману Сельмы Лагерлёф. Для одной и главных ролей в этом фильме он выбрал Грету Гарбо, тогда ещё неизвестную студентку Театральной школы в Стокгольме. Будучи приглашённым в Голливуд, он обусловил свой приезд приглашением и для неё. Его искусство отличает большая драматическая сила, а также изящная и полная фантазии техника рассказа. Он  был величайшим мастером монтажа и композиции.


    
   

   


    
         
___Реклама___