О "Казусе Радзиховского" - "Заметки" #7/2008

Отзывы о статьях журнала и альманаха

Moderator: Архивариус

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

О "Казусе Радзиховского" - "Заметки" #7/2008

Post by Архивариус »

Alexander
Leipzig, - Wednesday, July 09, 2008 at 17:38:09 (EDT)


Великолепная стаья -
"И ни одна страна, ни один народ не застрахованы от подобных поворотов своей истории. Только постоянная память о происшедшей в двадцатом веке Катастрофе, только настороженное внимание к первым симптомам возможной диктатуры помогут избежать повторения трагедии. Надеяться на любую элиту общества здесь не приходится, свою ответственность должен осознать каждый. В этом ценность «парадокса Радзиховского» и его значение изучения уроков истории."

Отклик на статью : berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer7/Berkovich0.php
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: О "Казусе Радзиховского" - "Заметки" #7/2008

Post by Архивариус »

Евгений Беркович
- Tuesday, July 08, 2008 at 14:45:03 (EDT)

АЕД
- Tuesday, July 08, 2008 at 14:25:24 (EDT)
Так почему же, черт возьми, ни один нобелевский немец не уехал из
обожаемого фатерланда?
«Вопрос неясный – молчит наука!»
Не совсем точно. Герман Гессе, нобелевский лауреат 1946г за работу "Игра в бисер" уехал из Германии после прихода Гитлера к власти. Работа "Игра в бисер" была впервые издана в 1943-м году в Швейцарии, где и жил писатель. При этом Гитлер называл Гессе "самым немецким" писателем.
Уважаемый АЕД, в данном вопросе не совсем точны именно Вы. Герман Гессе уехал из Германии еще в 1912 году, а в 1923 году получил швейцарское гражданство и отказался от немецкого. Так что этот пример не опровергает утверждение Леонида Радзиховского. Мнение Гитлера для нас не решающее.
Удачи!

АЕД
- Tuesday, July 08, 2008 at 14:58:44 (EDT)
Евгений Беркович - Tuesday, July 08, 2008 at 14:45:03 (EDT)
Уважаемый АЕД, в данном вопросе не совсем точны именно Вы.
Признаю свою ошибку. Однако фраза Радзиховского "ни один нобелевский немец не уехал из обожаемого фатерланда?" остаётся быть неверной. Томас Манн, как Вы сами писали в своей статье, покинул Германию сразу после прихода Гитлера к власти в 1933-м. Кстати, Гессе помогал ему в этом. А Т. Манн получил нобелевскую премию в 1929-м, за 4 года до прихода Гитлера.

Б.Тененбаум-АЕДу
- Tuesday, July 08, 2008 at 15:19:17 (EDT)


Вы неправы. У Манна был особый и тяжелый случай - его дети не были бы полноправными гражданами Рейха, уж не говоря о жене. Он долго колебался, кстати. По поводу "Мефистофеля" - фильм поставлен по роману Клауса Манна, сына Томаса. Насколько я знаю, он был - ко всему прочему набору проблем, вроде неправильного происхождения, таланта, и очень знаменитого отца - еще и гомосексуалистом, и круг его знакомых был весьма богемным. Новый режим в Германии таких людей не жаловал. Если брать чистую, "арийскую" публику, то при всем том, что многие люди из германской культурной элиты и недолюбливали нацизм (ну, скажем, из естественного отвращения воспитанного человека к люпмену), то публика эта в огромном большинстве "... пошла за народом ...".

Б.Тененбаум-АЕДу
- Tuesday, July 08, 2008 at 20:08:11 (EDT)


По-видимому, произошло недоразумение, и я вас неправильно понял. Поскольку вы сказали следующее:
--
фраза Радзиховского "ни один нобелевский немец не уехал из обожаемого фатерланда?" остаётся быть неверной. Томас Манн, как Вы сами писали в своей статье, покинул Германию сразу после прихода Гитлера к власти в 1933-м.
--
то я решил, что вы оспариваете слова Радзиховского, и утверждaете, что вот - один нобелиат уехал. Я же хотел сказать, что уехал он один, и то - по "еврейским" причинам", а очень и очень многие остались, и поддержали режим - именно то, что говорит Радзиховский. Я не прав, и понял вас неверно ?

По поводу "Мефистофеля".
--
Кстати, вся cтатья мне напомнила старый венгерский фильм (кажется 80-х годов) "Мефистофель". Не знаю, историческая ли это правда, но многие из интеллигентской элиты покинули Германию, почувствовав диктат и ущемление свобод.
--
Среда, описанная Клаусом Манном и показанная в фильме, была очень и очень гомосексуальной. Новый режим смотрел на такого рода вещи весьма неодобрительно, и многие из них действительно уехали или были вынуждены уехать из Германии. Никакого отношения к "... диктату и ущемление свобод ..." это не имело. Германская интеллигенция - за очень немногими исключениями - после 1933 пошла "... дорогой народа ...", за исключениeм тех, кого на эту сaмую дорогу не пускали по определению. У меня же сложилось впечатление, что вы думаете не так, и что значительная часть германской культурной и интеллектуальной элиты оставила страну, так сказать, из убеждений, не будучи к этому вынуждена происхождением, или неприемлемой для новой Германии сексуальной ориентацией. Мне это кажется неверным.

АЕД
- Tuesday, July 08, 2008 at 21:02:47 (EDT)


Борис,

Спорить с тем, что подавляющее большинство немецкой интеллигенции осталось и тем самым косвенно поддержало Гитлера, я не собираюсь - это очевидно. Кстати, именно об этом и был фильм "Мефистофель" (книги я не читал и даже не знал, что она была написана сыном Т. Манна, за эту информацию спасибо). В фильме показано, как высший цвет немецкой интеллигенции, оставшейся в Германии, пляшет под дудку нацистов, превращаясь из клоуна на арене в клоуна в жизни. Про гомосексуализм я фильме не помню, если это и было, то только на фоне.

Помню, что после просмотра этого фильма вся наша компания поехала к одному из нас, достали бутылку и выпили за тост "Чтоб всё это пережить".

Но в статье Радзиховского утверждалось, что никто из нобелевских лауреатов не уезжал. Это была неточность. Вне зависимости от причин Т. Манн покинул Германию и не поддержал нацистов. А тот же Гессе, хотя и жил в Швейцарии, печатался в нацистских газетах, косвенно поддрерживая политику Гитлера. Ещё один момент, не говорящий в пользу Гессе - он никогда не выступал с критикой Гитлера. Но это уже отступление.

Б.Тененбаум-АЕДу
- Tuesday, July 08, 2008 at 21:38:15 (EDT)


Очень рад, что все обьяснилось и мы находимся в полном согласии. Клаус доставлял своему отцу многи и разнообразные неприятности, иногда довольно комического характера. Была, например, карикатура, на которой Клаус Манн говорил своему отцу: "Если верно общепринятое утверждение, что у гениев не бывает талантливого потомства, то ты, отец, не гений" :)

Однако, ув.АЕД, одно ваше утверждение:
--
высший цвет немецкой интеллигенции, оставшейся в Германии, пляшет под дудку нацистов,
--
я все-таки оспорю :) Актеры - очень сомнительная часть "высшей немецкой интеллигенции".
Это не профессора, не писатели, не преподаватели, не юристы, не ученые, не инженеры - а так, богема. Шушера, которую поманили, в частности, признанием и респектабильностью ... Это железно вытекает из книги - но как глядится в кино без "лит.изнанки", я не знаю, потому что фильм смотрел уже значительно позднее, и видел его через призму "бумажного" оригинала.

Евгений Беркович
- Wednesday, July 09, 2008 at 10:53:51 (EDT)

А тот же Гессе, хотя и жил в Швейцарии, печатался в нацистских газетах, косвенно поддрерживая политику Гитлера. Ещё один момент, не говорящий в пользу Гессе - он никогда не выступал с критикой Гитлера. Но это уже отступление.
Уважаемый АЕД, похоже, у Вас с Германом Гессе старые счеты - Вы его не забываете, как старик Катон не забывал
Карфаген. Должен еще раз вступиться за автора "Игры в биссер". Он был активным противником Гитлера, не зря его друзьями были Томас Манн и Бертольд Брехт. Гессе, действительно, публиковал в различных газетах Германии литературные рецензии, началось это еще задолго до прихода Гитлера к власти. А вот с 1933 года Гессе стал писать только о книгах еврейских авторов и тех, кого преследовали нацисты. В результате примерно с 1935 года ни одна немецкая газета больше не печатала статей Гессе. Какая уж тут "поддержка политики Гитлера"?

Теперь о Томасе и Клаусе Маннах. Борис Тененбаум Вам правильно заметил, что Томас Манн - не подходящий пример для возражения Радзиховскому. Во-первых, Томас Манн не уехал от Гитлера, а не вернулся в Германию из поездки, которая планировалась задолго до начала Третьего Рейха: он поехал по Европе читать лекции о Вагнере. То же было с Эйнштейном, который оказался в США и отказался вернуться. Во-вторых, и главное: эмиграция и Томаса Манна, и Эйнштейна были не столько протестом против нацизма, сколько защитой себя и своих близких от возможных преследований. Томас Манн все же был мужем еврейки и отцом шестерых еврейских детей.
http://berkovich-zametki.com/2007/Zamet ... 8/Mann.htm

В аналогичной ситуации оказался Герман Вейль: немец и директор Математического института в Геттингене, вынужден был эмигрировать, опасаясь за судьбу жены-еврейки и двух сыновей. Про это подробней тут:
http://berkovich-zametki.com/2008/Zamet ... voleny.htm

Про Клауса Манна и его роман "Мефисто", по которому сделан фильм, я упоминал в статье "Смятение умов.Банкроты от искусства":

В романе «Мефисто» сын Томаса Манна Клаус описывает эйфорию своего героя, прототипом которого служил бывший артист, а впоследствии интендант государственных театров Густав Грюнденс, пользовавшийся покровительством самого Геббельса. Клаус Манн пишет о своем герое: «Допустим, нацисты останутся у власти, чего ему, в конце концов, бояться? Он не принадлежит ни к какой партии, и он не еврей. Прежде всего, это обстоятельство – что он не еврей – казалось особенно утешительным и многозначительным. Что за неожиданное и существенное преимущество, о котором он раньше вообще никогда всерьез не думал! Он не еврей, и за это ему можно все простить!»
http://berkovich-zametki.com/2008/Stari ... ovich1.htm

Кстати, судьба романа оказалась сложной: по иску приемного сына Грюнденса Петра Горского роман в ФРГ запретили, и запрет действовал вплоть до восьмидесятых годов. Правда, в ГДР этот запрет не действовал, и там было несколько изданий. Клаус Манн покончил собой в 1949 году, что для семейства Маннов было, увы, не редкостью: две сестры Томаса, другой его сын Михаил тоже покончили жизнь самоубийством. Грюнденс короткое время был мужем сестры Клауса Эрики, так что отношения там были перепутаны на славу. Что тоже характерно для семьи Маннов.

Удачи!

АЕД
- Wednesday, July 09, 2008 at 11:33:20 (EDT)

Евгений Беркович - Wednesday, July 09, 2008 at 10:53:51 (EDT)
похоже, у Вас с Германом Гессе старые счеты
Евгений!

Начну с того, что у меня не только нет никаких счётов к Гессе, я его горячий поклонник. После первого прочтения "Игры в бисер" я облазил множество библиотек в Москве в поисках его других работ, задолго до появления "Степного волка". Я до сих пор считаю его "Игру в бисер" крупнейшим философско-утопическим романом 20-го века.

Однако вот, что я прочёл в Википедии:
Hesse, who had long published pieces in German journals and newspapers, spoke publicly in support of Jewish artists and others pursued by the Nazis. However, when he wrote for the Frankfurter Zeitung, he was accused of supporting the Nazis, whom Hesse did not openly oppose.

From the end of the 1930s, German journals stopped publishing Hesse's work, and his work was eventually banned by the Nazis.
Заметьте, это произошло реально только прямо перед началом 2-й мировой. Т.е. нацистский режим использовал-таки его имя до тех пор, пока Гессе им был нужен. Затем он "был выброшен на помойку" - прямо по фильму "Мефистофеть", о котором мы говорили ниже.

А вот насчёт моего уточнения высказывания Радзиховского я с Вами не согласен. Если бы он в своей статье написал, что некоторые уехали по семейным мотивам, то я бы согласился. Он не указал причин, он говорил о фактах и эти факты оказались не совсем точными. Цитирую Радзиховского: "Образованный человек, общающийся с коллегами из других стран, не мог не видеть, что «Гитлер – это война». И если даже немецкие генералы боялись войны (и по этой причине составили еще в 1930-е годы неудачные заговоры против Гитлера), то уж ученые тем более могли быть в ужасе. Хотя бы некоторые. Так почему же, черт возьми, ни один нобелевский немец не уехал из обожаемого фатерланда?"

Заметьте, я осознанно привёл весь абзац, чтобы не было обвинений в выдёргивании из контекста. Вы сами говорите, что уехали Манн и Брехт. Уехали или не вернулись - неужели же мы будем играть словами, когда это в данной ситуации одно и то же? Их же не выгоняли из страны, как Солженицына. Единственная прицепка ко мне может быть из-за того, что Радзиховский говорил об учёных, а мы говорим о гуманитариях. Но ни Вы, ни Б. Тененбаум на этом акцент не делали. Так что неточность остаётся неточностью, от кого бы она не исходила.

Евгений Беркович
- Wednesday, July 09, 2008 at 13:02:52 (EDT)

АЕД
- Wednesday, July 09, 2008 at 11:33:20 (EDT)
Однако вот, что я прочёл в Википедии:
Hesse, who had long published pieces in German journals and newspapers, spoke publicly in support of Jewish artists and others pursued by the Nazis. However, when he wrote for the Frankfurter Zeitung, he was accused of supporting the Nazis, whom Hesse did not openly oppose.
From the end of the 1930s, German journals stopped publishing Hesse's work, and his work was eventually banned by the Nazis.

Уважаемый АЕД, приведенный Вами отрывок из Википедии как раз работает на мою версию, а не на Вашу. В немецкой Википедии про то же написано еще определенней:
Hesse versuchte auf seine Weise,
der Entwicklung in Deutschland entgegenzusteuern: Er hatte schon seit
Jahrzehnten in der deutschen Presse Buchrezensionen publiziert – nun sprach
er sich darin verstärkt für jüdische und andere von den Nationalsozialisten
verfolgte Autoren aus. Ab Mitte der Dreißiger Jahre wagte keine deutsche
Zeitung mehr, Artikel von Hesse zu veröffentlichen.
Видите, здесь подчеркивается, что с середины тридцатых годов Гессе больше не публиковали в Германии. А теперь давайте чуть-чуть порассуждаем. Если бы Гессе писал то, что нужно гитлеровскому режиму, разве его перестали бы печатать? Ваши слова "Т.е. нацистский режим использовал-таки его имя до тех пор, пока Гессе им был нужен. Затем он "был выброшен на помойку" не очень убедительны. Как раз с конца тридцатых годов, когда начались агрессивные действия режима и против евреев, и против соседей, нужда в пропаганде была особенно острой. Работы Геббельсу прибавилось, а вот работы Гессе не нашлось. Не догадываетесь, почему?

Теперь про Радзиховского. Вы здесь тоже рассуждаете формально и не хотите видеть суть. А суть такова: Радзиховский отделяет тех "крупных ученых", которым ничего не грозило, от тех, кто уехал ради спасения. Вопрос Радзиховского касался именно тех, перед кем стоял выбор: уезжать или оставаться. Они выбрали "остаться". Перед другими же такой дилеммы не стояло. Они уезжали, чтобы спасти себя или близких. Томас Манн принадлежал к последним, хотя несколько лет колебался и был готов к сотрудничеству с нацистами. Просто не до конца понимал, с каким зверем он пытался играть. Понял, наконец, и стал с ним бороться.
Есть еще один аспект темы, по которому пример Томаса Манна не проходит для опровержения Радзиховского. Тот факт, что до 1936 года Томас Манн не исключал возможности сотрудничества с Гитлером, тем более выводит его из "парадокса Радзиховского": его отъезд и невозвращение поначалу не были протестом против нацизма. Точнее, были с большими оговорками.

Если уж говорить о Маннах, то больше подходит к Вашему примеру старший брат Томаса - Генрих. Он уехал сразу и с евреями не был родственно связан. Но он принадлежал к политическим противникам Гитлера, как и Эрика и Клаус Манн, и имел все основания опасаться за свою жизнь. Политические противники режима в начале Третьего Рейха подвергались даже большей опасности, чем евреи.

Удачи!
Post Reply