Старина — категория не времени, а качества: все станет когда-нибудь стариной, если не умрет раньше
  Номер 1(84)    2015 года  
Герои, праведники и другие люди. Из истории Холокоста и Второй мировой войны
Наталья Тихомирова (Шальникова)
Дима Поляк. Письма с фронта. Продолжение истории
Перед читателем письма молодого человека, написанные за три года разлуки. Он писал родителям, к которым был очень привязан, так часто, что перед читателем зримо возникает реальный человек, сначала почти мальчик, студент, скучающий по дому и друзьям, преодолевающий трудности армейской жизни, потом увлеченный конструктор, затем ответственный за свое дело командир.
Иудейские древности
Ефим Курганов
Тайный сад сокровищ:   Авраам Абулафия   (роман-реконструкция)
Буквы божественного языка есть элементы Творения, элементы глубочайшей духовной реальности. Переставляя буквы, мы совершаем важные сущностные перемены и некоторым образом уподобляемся Создателю, ибо в определенном смысле пересоздаем законы, сдвигаем целые системы объективных значений.
Галина Феликсон
«На реках Вавилона...»
На реках Вавилона мы сидим.
Туманами над водами чужими
Плывёт наш плач о Иерусалиме.
А за спиной сражений черный дым.
История
Анатолий Хаеш
Материалы по генеалогии евреек в исторических архивах Санкт-Петербурга
Общеизвестны два первичных источника генеалогической информации ? ревизские сказки и метрические книги. Ревизские сказки евреев автору статьи в архивах Петербурга не встречались, скорее всего, потому, что в годы ревизий (последняя была в 1858 году) евреям было запрещено законом постоянное проживание в столице.
Израиль Мазус
Родословная (опыт автобиографического исследования)*
Мой прадед был митнагедом, т.е. исповедовал традиционный, сложившийся веками глубокий, строгий, трепетный иудаизм. Ему противостоял не менее глубокий хасидизм, который в отличие от традиционного иудаизма, был жизнерадостным, песнями и плясками воспевал жизнь на земле. Второй Иуда-Лейб был хасидом.
Евгений Мякотин
Сила в нас самих. Чтение архива Соломона Герцфельда*
Первое и самое главное ? достать надежный заработок на 50-60 рублей в месяц, тогда можно было бы выписать семью. Второе ? уладить учебные дела, сдать недостающие экзамены и утвердиться на 2-м курсе. А третье ? дела сионизма.
Люди
Шуламит Шалит
"Рука упорно возвращается к творенью" (поэт Дан Пагис, 1930-1986)
Когда Дан Пагис прочёл, что его называют поэтом Катастрофы, он резко возразил: нельзя быть поэтом Катастрофы, она сильнее букв, то есть словом её нельзя ни выразить, ни объяснить, это вообще выше человеческого понимания. Но запрятанная боль рвалась наружу и вырывалась, то здесь, то там, как бы нечаянно, в намёке из двух слов и многоточия...
Опыты в стихах и прозе
Дмитро Павлычко
Феликс Рахлин
Дмитро Павлычко: Еврейские мелодии в русских переводах Феликса Рахлина*
Бог Якова любил, любил и Яков Бога.
Но в ночь одну они боролись, как мужи.
Их силы неравны и розны две души,
Хоть Яков был слабей, а все ж не звал подмогу.
Политика и общество
Элла Грайфер
Во что мы верим?
Смысл религии ? создание и сохранение сообщества, обеспечение мирного сосуществования хомо как бы сапиенсов, а мистика изначально ? средство для этой цели, также как секс изначально есть все-таки не источник приятных ощущений, а способ получения потомства.

* - дебют в журнале

Подписаться на рассылку сетевых изданий
"Заметки по еврейской истории" и "Еврейская Старина"

Rambler's Top100




_Разное_