Shtejn1
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Гостевая Форумы Киоск Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"

Февраль  2008 года


Мордехай Штейн


Страница памяти
Посвящена Узнику Сиона Шимону Хаиму Вайсу

 

(В этом рассказе привожу выражения Шимона на идише - точно как они выражались им)

Заснеженным, завьюженным, холодным февральским утром 1959 г., наш маленький сборный этап прибыл в мордовский строгорежимный политический лагерь 385/10. Нас долго шмонали у вахты; заставили раздеться, заглянули во все отверстия, вывернули наизнанку всю нашу одежду и тшательно ощупали её, открыли мешки и чемоданы и долго рылись в барахле. Искали запрещенную литературу и отняли для цензорской проверки пмсьма, фотографии и вообще- всякую найденную у этапников письменность.

После шмона впустили нас, основательно замерзших, в полупустую зону. Все на работе.  К нам подошли лагерные ротозеи и осторожно стали расспрашивать откуда этап и какие статьи. Узнав, что все мы политические, отдалились. Шли слухи, что в каждом этапе КГБ вправляет в лагеря своих людей.

 Ко мне, как то боком,  вглядываясь в меня выпуклыми, воспаленными глазами и готовый в любую минуту повернуться и исчезнуть, осторожно подошел неряшливый зэк среднего роста с небритым рыжеватым  лицом, одно ухо в ушанке поднято, второе опущено,  телогрейка замасленна до блеска, ватные штаны растегнуты, а на ногах залатанные валеньки.

- Ди бист а ид? - Ты еврей?  Осторожно спросил он, стоя ко мне боком, готовый  немедленно ретироваться. 

- А цийойни?  -Сионист? 

- А эмесер цийойни? - Настоящий сионист?

И услышав положительные ответы, обнял меня, увел в свой барак и усадил у самой печки. Напоил горячим сладким чаем, угостил припрятанными сухарями, и тут же предложил мне рассказать о своем «деле», из чего оно состоит, и какой я получил срок.

***

Шимон родился в известной ортодоксальной еврейской семье в городе Сэгет, в Венгрии. Окончил с отличием знаменитую пресбургскую йешиву и раввинатский 3-х годичный семинар известного гаона равва Гинзбурга, и, выдержав с отличием экзамены   пятичленной комиссии высшего раввината Венгрии, Румынии, и Чехословакии, получил официальное звание раввина. Шимон мог отлично и обеспеченно устроиться: богатые ортодоксальные евреи охотились за такими одаренными молодыми раввинами, с целью- женить их на своих подросших дочерях, но, Шимон, следуя завету мудрецов- «не делай из Торы мотыгу чтоб копать ею», решил не воспользоваться святой Торой и званием раввина, чтоб заработать себе на жизнь.

Уступил Шимон только настояниям гаона Гинзбурга, который обязал его поделиться  своими отличными знаниями с учениками, и он согласился работать преподавателем  Танаха и Талмуда в еврейских школах и йешиботах городов Венгрии, работая в каждой школе по одному году.

 Шимон также сотрудничал в нескольких журналах по иудаике и его статьи всегда вызывали в среде религиозной интеллигенции живой интерес и обширные отклики. Шимона приглашали выступать с лекциями на высших учительских семинарах в нескольких столицах Европы, и он с готовностью соглашался, и всегда выступал безвозмездно, отдав доходы в фонд нуждающимся учителям. Слава о молодом учителе, мыслителе и толкователе иудаизма разошлась по Европе.

Фешенебельная хасидская свадьба Шимона на молодой дочери пресбургского раввина - гаона Бергсона, состоялась летом  39 г., и присутствовали на ней съехавшиеся венгерские и румынские известные рабаним, хасидим и йешиботники - избранный цвет хасидисткого еврейства.

Семь старых почетных хасидим удостоились чести прочитать под хупой каждый по одной из семи благословений - «шева брахот», а гаон Гинсбург завершил трогательный, незабываемый, ритуал под хупой.

И прежде чем садиться за уставленными столами, присутствующие хасидим, блестя черными шелковыми капотами, и рыжими штраймлых на головах, образовали большой круг, положили друг другу руки на плечи, и устремив туманные, отрешенные взоры ввысь, в небеса, пустились под громкие звуки клейзмеров в бесконечный хасидский степенный танец годая - благодарения. Они благодарили Господа Б-га за трогательное душевное веселье, за удачное сочетание молодой и новой хасидской семьи, и просили Б-га осчастливить эту семью многими детишками и молили Его снизослать на грешную, сходящую с ума, буйную землю - мир и благополучие, и уберечь от лиха и несчастья избранный Им народ...

Дом Шимона по субботам был открыт для многочисленных любителей божьего слова; его слушали с вожделением и, уходя, желали ему мира, благополучия и семейного счастья.   

***

Шимон часто вспоминал подробности своей свадьбы, перечислял по именам именитых гостей, и, добавляя за каждым именем - зихройне ливрухе - благословенной памяти - тихо плакал,  когда же боль становилась невыносимой, он поднимал ввысь воспаленные, заплаканные глаза, и с укором вопрошал:

- Рибойной шел ойлом- фарвус? Фарвус кимт индз аза штруф? Фарвус гости эс цигелост? Сыз дох аш ин порох геворен фын дем гонцен тайерен ойлем...

Создатель мира сего - за что? Чем мы заслужили такую кару? Почему ты допустил такое? Ведь пепел и порох только и остались от всего этого дорогого и благородного общества...

***

Наступила грозная война, а с нею великое несчастье и бедствие еврейскому народу…

Шимон объезжал города и местечки Венгрии и учил Танах и Талмуд в частных домах еврейских детей, зарабатывая себе и семье на скудный хлеб. В 1942 г. Шимона мобилизовали на работы по заготовке дров для казарм и через полгода отпустили, и он вернулся к своему занятию - разъезжал и учил детей.

Когда же взрослые, втайне от властей, собирались на урок талмуда, они всегда приглашали Шимона проводить этот урок, что он исполнял с готовностью, объясняя философию и историю взглядов еврейских мудрецов древности в свете грозных актуальных событий.

Он наблюдал также за кашрутом, там, где ещё соблюдали его, и, научившись резать курей, стал, наряду с работой разъезжающего меламеда, ещё и шойхетом. Женщины его называли- дер блондер шойхет. Так протянул он время до немецкой оккупации Венгрии...

***

...В мае 1944 года, очередной транспорт голодных и жаждущих евреев Венгрии, прибыл в Освенцим. Сошедших с вагонов уставших и измученных людей, криками и дубинками выстроили в длинную шеренгу на «площади селекций» и заставили двигаться навстречу своей судьбы... Шимон и его семья, затиснутые в шеренге, медленно двигались вместе со всеми.

Когда «ангел смерти» Менгеле, принимавший «жидовский парад», как злобно шутили украино-польские охранники с дубинками, заметил Шимона, он вызвал его из рядов, внимательно осмотрел, и спросил – уверен ли он, что он еврей.

Перед Менгеле стоял светловолосый, голубоглазый, с рыжеватой густой бородой, крепкого сложения мужчина. Шимон ответил, что родители его, предки его, и весь его род происходят из Давидова колена, и потому он настоящий иудей, и он очень гордится этим.

Менгеле подозвал охранника и велел отводить Шимона прямо к Антону, и передать ему,  чтоб тот немедленно поставил его работать на выгрузку  газовых камер…

***

Бригадир «санитаров»- разгрузчиков газовой камеры - свирепый Антон - первым делом ощупал  мышцы Шимона и смерил его презрительным,  уничижающим  взглядом, и, посколько Шимон не в силах был отвести  удивленных  глаз своих с лица злого, свирепого, страшного гоя, Антон стал бить его по лицу - пощечины сыпались справа и слева, и, все больше свирепея, Антон сбил его с ног и увесистым дрыном стал колотить по спине скрюченного от боли Шимона пока тот не перестал реагировать. Тогда он велел обливать его водой из шланга до тех пор пока не придет в себя.

- Это тебе, жидовская морда, за то, чтобы ты никогда прямо на меня не смотрел своими белесыми наглыми бельками. Понятно? 

***

Когда Шимон впервые увидел задушенных газом людей, их потрясающий, искаженный вид, и, среди сцепившихся в агонии трупов, увидел свою жену в тесной обнимке со златоголовым сынишкой своим, Шаулем, он громко, всем существом своим, изо всех сил, крикнул в пустые небеса-  «шма Исруэл...»- слушай Израиль... (слова из молитвы) и свалился без сознания...

С тех пор на Шимона навсегда опустилась черная, беспросветная, мара... Прежнего Шимона- учителя и наставника- больше не стало. Новый Шимон был психически неуравновешенный человек, страдающий и постоянно преследуемый страшными видениями... Все время губы его шевелились в молитве, с уст не сходил Кадиш и слезы беспрестанно лились, вел он себя странно, часто уединялся и всячески избегал общества «санитаров».

Много горя увидели его светлые глаза за полгода работы по разгрузке газовой камеры, многих единоверцев, отравленных газом, погрузив осторожно на тележку, перевез Шимон из газовой камеры в ярко горящие печи Освенцима, особенно страдал он, когда увозил на сожжение задушенных, синегубых, еврейских детишек. В каждом из них  видел он сынишку своего - златоглавого Шауля...

Много раз он пытался скрыться в газовой камере, незаметно втиснувшись со всеми и забившись в дальний угол, но, зорко следивший за ним свирепый Антон вытаскивал его из камеры, избивал жестоко дрыном и приговаривал:

- Ты, брат, не торопись на тот свет, работа ещё не закончена. Вот когда «санитарно обработаем» еще пару миллионов твоих жидков, и земля наконец станет Judenrein, так и быть, я лично тебя «санитарно обработаю». Обещаю тебе. И перекрестился...

***

Пятьсот тысяч(!) венгерских евреев задушили газом и сожгли в печах Освенцима немецкие нацисты и их помощники за шесть последних месяца 1944 года.., - пятьсот тысяч.

***

В январе 1945 года у ворот освенцимского ада появилась колонна приземистых, зелено-грязных, запорошенных снегом советских танков. Головной танк одним махом вышиб ворота ада. В лагерь смерти осторожно, удивляясь и не веря увиденному, вошли красноармейцы, спасатели…

Ужасные видения Освенцима на всю жизнь врезались в память Шимона: будоражили, страшили, и пугали по ночам.., и, когда перед глазами вставали газовая камера и смрадные печи, даже запахи преследовали его, запахи горящих человеческих тел... Видения Освенцима всегда маячили перед его взором, Шимон жил с ними, привык к ним и всегда страдал от них. В выпуклых, когда-то голубых, глазах Шимона, затянутых красными прожилками и всегда воспаленных, навсегда застыло отражение нескончаемого горя галутного еврейства. Была в них какая-то детская беспомощность, страх  и покорность, взывающие чувство жалости к нему. Губы  его всегда шевелились в нескончаемой молитве.

***

После освобождения из Освенцима Шимон поселился в городе Араде, в Трансильвании, и, по собственной инициативе, открыл в пустующих еврейских домах школы для еврейских детей, которых нацисты не успели «санитарно обработать». Он обучал детей Торе, еврейской истории, ивриту, а, главное, азбуке сионизма - идее возрождения древнего еврейского государства- Эрец Исраэль, и срочной необходимости собирания туда уцелевших от уничтожения евреев, и, вообще - всех евреев мира.

Только в Освенциме Шимон понял, что спасение евреев от гонений и уничтожения – в окончательном и поголовном исходе из враждебного, убийственного галута, в воссоздании своего суверенного государства, и в приобретении эффективной и мощной силы защиты народа и государства –армии обороны. Он призывал детей стремиться без устали, всеми силами, уехать в Эрец-Исраэль.

Он утверждал с упреком, что виновны в катастрофе евреев те рабаним, которые, до катастрофы, рьяно выступали и боролись против сионизма и репатриации евреев в Эрец Исраэль, вызвав этим гнев Г-да Б-га и ужасную божью кару, от которой, почти весь народ погиб...

***

В 1947 году Шимона арестовали румынские власти и тут же передали в руки смерша.

Его увезли в Москву и, после длительных допросов, обвинили в «распространение антисоветской, подрывной, религиозно-сионистской пропаганды», осудили к 15-ти годам заключения в ИТЛ, и послали отбывать наказание в северные лагеря для работы в шахтах редких металлов.

На каторжных работах в шахтах здоровье Шимона надорвалось, давление крови повысилось, сахар в крови бушевал, и сознание, переполненное видениями Освенцима, шаталось…

В 1956 году выездная Сессия Верховного Совета ССР освободила Шимона Хаима Вайса от дальнейшего отбывания  наказания в ИТЛ «за  отсутствием состава преступления». 

Шимон уехал в Москву, получил израильский паспорт и готовился уехать а Израиль, но решил немного задержаться, чтобы хоть что-то сделать для поддержания «тлеющего огонька иудаизма и зарождающегося сионизма среди московских евреев».

Будучи постоянным прихожанином в московских синагогах, Шимон роздал сотни брошюр, календарей, альбомов, фотографий, значков и сувениров жадным ко всему израильскому, советским евреям, с целью- «возрождения угнетенного и забытого еврейского самосознания». Он знал, конечно, что подвергает себя опасности, но не мог остановиться и продолжил работать на пользу своего народа и его страны и был очень горд этим и счастлив. Он мстил за Освенцим.

В 1957 году Шимона Хаима Вайса арестовало КГБ по обвинению в «распространении подрывной антисоветской сионистской литературы и в преступных связях с иностранными агентами» и после 18-ти месячных утомительных допросов он был осужден областным судом гор. Москвы по статье  58.10.2  к 8-ми годам лишения свободы в ИТЛ, и отправлен в мордовский строго- режимный политический лагерь  385/10 .

Там мы и встретились с ним в начале 1959 года, когда и я прибыл в этот лагерь.

***

Он поджидал меня у ворот зоны почти ежедневно, угощал конфеткой, расспрашивал, как прошел рабочий день и рассказывал мне прочитанные в газетах новости, а главное - что слышно «там», и с гордостью сообщал, «как им набили морду, чтобы не совались», имея ввиду очередную акцию возмездия израильских  спецсил, и сообщал, что об этом говорит мир и как реагирует печать Союза.

По вечерам мы собирались в нашем уголке, прозванном зэками «Паластинкой», и вели беседы, разумеется, все больше об Израиле, о последних новостях и о наших перспективах когда-нибудь уехать туда. Часто, по просьбе Шимона, когда на него «находило», мы пели хасидские мотивы, по которым душа у Шимона исходила, и хазанутовские мелодии из молитв  Рош-Хашана и Йом-Кипур. Тут, конечно, как самый молодой, я подключался петь соло перед поникшим и плачущим Шимоном...

В лагере, на десятке, только мне, наедине, не раз открывал Шимон свою страшную тайну, рассказывал, как сильно страдал и мучился работой в газовой камере, особенно когда надо было сперва разъединить сцепленных в предсмертной агонии удушенных газом людей, затем укладывать их осторожно на тележки и затем отвозить в горящие ярким огнем печи, где тела превращались в пепел... И все это под громкие крики свирепого подгонялы Антона и его увесистого дрына. Он рассказывал подробности своей «работы», исполнением которой он стыдился, видя в этом божье наказание, и обливался горючими слезами. Плакал и я... Не ведал Шимон, что своими реалистическими рассказами навсегда ранил мою душу... До сих пор плачу, видя фильмы или читая о Холокосте...

Шимон никогда не пускался в разговоры об иудаике, хоть и был очень интеллигентным человеком и обладал обширными знаниями в иудаизме; не раз его вызывали на беседу, от которой он увиливал, но когда ему особо докучали, приставая  к нему с претензиями мол - «где был Бог?», у него тут же увлажнялись глаза, и, ссылаясь на внезапную головную боль, уходил. Я-то хорошо знал какие ассоциации вызывает у него вопрос «где был Бог?», но я, дав слово Шимону, никому и никогда в лагере не рассказал о его освенцимском трагическом несчастии...

Только в Израиле, когда Шимона уже не было в живых, мы часто говорили с Каневским и Бродским об этой ужасной шимонской трагедии, и приходили в ужас от одного разговора...

В 1973 г., по совету Моисея Бродского, я обнародовал эту страшную трагическую историю нашего товарища Шимона Вайса, написав и посвятив его памяти повесть «Шимон», появившейся  в израильском журнале «Сион».  А в 1978 г., по просьбе  А. Штукаревича, посвятил «страницу воспоминаний» памяти  Шимона Вайса. 

***

Однажды, на 'Паластинке', Шимон спросил меня, есть ли у меня родные в городе Араде, что в Трансильвании. Я рассказал ему, что в этом городе с 1935 г. по 1949 г. проживал мой старший брат Хаим-Лейб, который после окончания Вижницкой йешивы и Бухарестских высших раввинатских семинаров получил в 1934 г. раввинатскую степень и женился в 1935 г. на дочери знаменитого и очень богатого ортодоксального еврея Г-а, и что брат и вся его семья уехали в 1949 году в Израиль и проживают в городе Бней-Браке.

Услышав это, Шимон очень разволновался: он метался в порыве чувств и пытался не иначе как стать на колени предо мной, обнимал и целовал меня в лоб и, потрясенный вестью, вопрошал: «Ты знаешь, кто такой Хаим-Лейб? Это же великий талмид-хахам.., его же знает вся Европа.., и я имел честь не одну субботу гостить в его доме, в Араде.., и ты его - брат ???» удивленно вопрошал он...

Долго Шимон не мог успокоиться, и рассказам о семейных достоинствах и благородных качествах братовой семьи не было конца... Он тут же спросил о нашей семье - откуда родители и чем они занимались. Пришлось мне рассказать о своей семье и о её достоинствах, которые уступали разве только в богатстве арадской семье моего брата. Когда же Шимон услышал что сам старый вижницкий ребе был шадханом-сватом- моего брата Хаима-Лейба с дочерью арадского знаменитого хасида г-на Г-а, он совсем разошелся  в едва удержимом эмоциональном волнении...

С тех пор Шимон при встрече целовал меня в лоб, отряхивал пылинки с моей рабочей куртки, приносил мне нетронутые пайки хлеба, клянясь жизнью своей, что это ему вернули долг, и мне с большим трудом удавалось угомонить его и вернуть ему хлеб. Он обижался на меня, целовал в лоб, произнося  с особым, чуть ли не святым голосом и чувством- « Хаим-Лейб-с бридер»...

***

Приехав в Израиль в 1965 году, Шимон разыскал моего брата и рассказал ему небылицы о «великом и благородном» брате Мордехае, с которым он «имел честь…» и т.д.

***

В конце 1959 года руководство ГУЛАГа предложило Шимону сокращение срока наказания и полное освобождение из заключения  взамен на отказ Шимона от израильского гражданства и принятие им советского гражданства.

Состояние Шимона к этому времени было очень скверным: больное, слабое сердце, постоянно повышенное кровяное давление, неуправляемый, очень вредный, сахарный диабет, вспышки помешательства- то тихого то буйного...

И этот человек, который остался на всю жизнь пленником газового Освенцима, гонимый страшными видениями удушенных газовых камер, который отработал в северных лагерях почти 10 лет, который сидит в мордовском строго-режимном лагере уже 2 года, и которому осталось сидеть ещё 6 долгих  лет, этот сломленный физически и духовно человек, будучи убежденным сионистом и гордым евреем, в критическую минуту своей жизни - кто мог подумать - показал героическую стойкость и мужество самопожертвователя, мартира...

Очень ему хотелось уйти на свободу, очень. Он был убежден и верил, что на свободе он тут же выздоровеет от всех своих болезней и невзгод.

Но отказаться от Израиля, от обещанной еврейскому народу самим Творцом Вселенной Страны - от святого Сиона? Отказаться от неприкосновенной национальной ценности, которая ценнее всех благ и превыше всех идеалов? Отказаться от Эрец Исраел??? Ни в коем случае!!! Он не поменяет свою выстраданную веру и мечту даже на собственную жизнь…

Шимон Хаим Вайс отказался принять предложение ГУЛАГа, несмотря на то, что все ему советовали согласиться и уйти на свободу...

***

Освободился Шимон в 1962 году (со слов узника Сиона Каневского), уехал в Бухару, женился на религиозной женщине и уехал в Израиль в 1965 году. Шимон поселился в Бней-Браке.

Ежедневно, утром и вечером, посещал Шимон синагогу, где усердно молился и громко, с нескрываемым упреком и вызовом, читал кадиш, видя перед глазами удушенных газом людей, и, мысленно упрекая Господа Бога за то, что допустил такое, что «закрыл лицо свое перед своим народом».

В 1968 году (со слов Узника Сиона Меира Каневского) Шимон Хаим Вайс – религиозный  еврей, убежденный сионист и великомученик, переживший Освенцим, в минуту отчаяния и душевного помешательства - покончил жизнь самоубийством…

Многочисленные болезни тела, а главное - ужасные и мучительные воспоминания, следовавшие неотступно за ним и мучавшие его по ночам, мутившие его сознание и повергавшие его в помешательство, наконец окончательно его сломили, и, не выдержав кошмара видений и запаха, запаха горящих человеческих тел, он полез в петлю, порвав этим актом насилия  весь комплекс мучительной связи с ужасным миром...  

Да будет благословенна и вечна его чистая и благородная память!


   


    
         
___Реклама___