©"Заметки по еврейской истории"
Ноябрь 2008 года

Леонид Духин


Таинственный город Цанз


(Из серии «Сакральная география еврейской Атлантиды»)

Есть на свете города-невидимки, и Цанз - один из них. Его нет ни на одной географической карте, потому что этот старинный городок, отметивший недавно свое 700-летие, в числе многих других олицетворяет особый материк, ушедший в небытие более 60 лет назад, - еврейскую Атлантиду. Мы подразумеваем под ней обширный географический регион Польши, Литвы и прилегающих территорий - «восточноевропейской Иудеи» с большими городами – средоточием многолюдных еврейских общин и множеством местечек («штетлех») - местопребывание Шехины, добровольно отправившейся в польский галут…

Любознательный читатель скажет: но позвольте, в Израиле, на берегу Средиземного моря расположен прекрасный  город Нетанья, а в нем… Безымянный читатель прав: действительно, в Нетанье есть район, который называется Кирьят-Цанз, населенный по преимуществу хасидами цанзовской ветви хасидута. В Рош-аШана (еврейский Новый год) тысячи последователей династии цадиков Цанза из Нетаньи и Иерусалима, Антверпена и Нью-Йорка съезжаются в польскую Галицию, на свою малую духовную родину – в святой город … Nowy Sancz (Новы Сонч). Этот общепризнанный топоним – польский эквивалент еврейского Цанза (Сонч – Санз – Цанз), городка, 5 веков пролежавшего в глуши земель польских до той поры, когда прохладным осенним утром 1830 года Шехина тихо постучалась в дверь дома рабби Хаима бен Лейбуша Хальберштама, родоначальника династии цадиков Цанза…

Краткий экскурс в историю

Новы Сонч выгодно расположен на слиянии двух рек – Дунаеца и Попрада. Вопреки заявленной в своем названии новизне, это один из старейших городов на юге Польши, который назывался Каменицей вплоть до 1325 года, когда получил городской устав. Святая Маргарита (Мальгожата), лик которой запечатлен на старинной городской печати, стала его небесной покровительницей. В уставе было сказано, что город может использовать название своего ближнего соседа – городка Цивитас Сандеч (Civitas Sandecz) – сокращенно Sancz (Сонч). Прилагательное Nowy (новый) появилось позже, чтобы не путать с соседним городком Stary Sancz (Старый Сонч). Топоним Sandecz уходит корнями в XI век; в старину эту местность так и называли - ziemia sandecka («земля сандецкая»)…

Отцом-основателем города считают польского короля Вацлава Второго, построившего в нем францисканский костел Рождества святой Девы Марии. Католики связывают с ним трогательную историю о спасении иконы Преображения Господнего. Nowy Sancz удобно расположился на пересечении коммерческих путей, связывавших Балтику с Дунаем и чешский город Кошице с Краковом. В 1344 году король Казимир Великий подтвердил городской устав и освободил горожан от таможенных пошлин. По его приказу началось строительство крепостного замка, в котором в 1409 году польский король Ягелло и литовский принц Витольд вынашивали стратегические планы предстоящих сражений с рыцарями Тевтонского ордена. В 1683 году горожане радостно приветствовали короля Яна Третьего Собесского на его пути в Краков после победоносной осады Вены…

Евреи в городе Nowy Sancz и его округе впервые упоминаются в документах 1469 года. В середине XVII века городской совет запретил евреям селиться в городе, сделав исключение лишь для богатых торговцев и искусных ремесленников. Однако уже в 1673 году, перед лицом растущего экономического кризиса в стране, польский король Михаил Корбут-Вишневецкий отменил все ограничения. Местные евреи занимались в основном продажей меда, вина, кожи и табака. Большая синагога, знаменитая своими великолепными настенными и потолочными фресками, была открыта в 1746 году. В 1785 году в городе проживали 609 евреев (154 семьи). После раздела Польши австрийские власти вынудили евреев жить в специальном выделенном квартале (первая половина XIX века). Одновременно в городе был образован хасидский «двор» династии цадиков Цанза. В 1880 году здесь проживали 5, 163 еврея (46% общего населения); в 1910 году: 7,990 евреев.

В еврейской гимназии в 1907 году учились 204 ученика. Численность общины в 1921 году возросла до 9009 человек. Функционировали школы Тарбут и Бейт-Яаков, ешивы и спортивные клубы. Перед началом Второй Мировой войны в Цанзе проживали более 12000 евреев и еще 5,000 в местечках и селах в округе.

Город Nowy Sancz, 1915 год; Краковская улица

Династия цадиков Цанза

Ребе «Диврэй Хаим»

В 1830 году рабби Хаим бен Арье- Лейб Хальберштам, назначенный городским раввином, основал в Цанзе хасидский «двор», став родоначальником династии цадиков, одной из влиятельнейших в Польше и Галиции.

Рабби Хаим Хальберштам, Первый Ребе династии цадиков Цанза (1793- 876)

В истории польского хасидута он известен под именем «Диврэй Хаим» - по названию своего magnum opus – трехтомного сборника комментарий к Торе и респонсов, которое можно перевести двояко: «Слова рабби Хаима» и «Истории из его жизни». Первый Ребе был хасидским ультраортодоксом (хареди), считавшим аскетизм основой богобоязненной жизни настоящего хасида. Долгие годы он диспутировал со своим главным оппонентом - знаменитым цадиком ружинской династии Исроэлом Фридманом, поселившемся в роскошном дворце в местечке Садигора под Черновцами (Буковина). Сибаритский образ жизни рабби Фридмана крайне раздражал Первого Ребе Цанза, который прилюдно называл ружинского цадика экстравагантным чудаком и дилетантом. Заступившись за отца, один из его сыновей рабби Дов-Бер, цадик из городка Леово в Бессарабии и сторонник еврейского Просвещения (Аскала), в отместку утверждал, что вера в сверхъестественную силу цадика обманчива и порочна, на что ружинский «двор» в Садигоре заявил, что Дов-Бер попросту сошел с ума («пашут hиштагэа»). Эти споры так разгневали Хальберштама, что он объявил «хэрэм» (анафему) всей династии ружинских цадиков. Это была самая серьезная ссора цадиков в первой половине XIX века.

 

Большая синагога Цанза в 1746 году (рисунок) и в 2003 году.

«Небесный град» хасидута

За 46 лет духовного правления Первого Ребе Цанз превратился в пульсирующий центр духовной энергии хасидизма не только Галиции, но и всей Польши, привлекавший тысячи хасидских паломников. Воссиявший над ним ореол святости сравнивали со славой городка Любавич в далеких белорусских лесах. Цанз стали называть «небесным градом» польского хасидута. Рабби Хаим Хальберштам был объявлен «гаоном (выдающимся раввином и талмудистом) своего поколения»; его комментарии к Талмуду и Каббале пользовались непререкаемым авторитетом. Он получал вопросы по всем аспектам еврейской жизни от хасидских рабби и еврейских общин из многих стран; его ответы – респонсы и комментарии к Торе отражали глубокую ученость, личную скромность и сострадательность рабби Хальберштама. Он отдавал последнее, что имел, беднякам, просившим его о помощи. Многочисленные ученики рабби перенесли свет его учености в другие города и местечки «штетлех» Галиции и Польши.

Городок Бобов и его цадики

Рабби Бенцион Хальберштам, Второй Ребе династии цадиков Бобова (на фото слева) 1930 г.

Дэр фарбисэнэр Ребе (Упрямый Ребе)

Городок Бобов в польской Галиции был прославлен своей династией цадиков, ведущей свою родословную от рабби Шломо Хальберштама - внука рабби Хаима Хальберштама из Цанза. Его имя связывают, прежде всего, с открытием первой хасидской ешивы в местечке Вишниц в 1881 году, которая, в отличие от многочисленных в ту пору литовский ешив, руководимых миснагидами – противниками хасидов, получила арамейское название «метивта» Вишниц.

Рабби Шломо Хальберштам славился своей принципиальностью, часто доходившей до упрямства. Даже богатый и щедрый на пожертвования член общины, уличенный в мошенничестве, становился для него «гешефтсмахером»(жуликом), общаться с которым рабби Шломо наотрез отказывался. Хасиды уважительно называли его «дэр фарбисэнэр Ребе» («упрямый Ребе»). На устраиваемых хасидских застольях («фарбрэнгэнс») он любил повторять народную пословицу: «Вос мэр копцн- мэр гуляка, вос мэр ногид – мэр собака»( «Чем беднее человек, тем он беззаботней; чем богаче- тем больше уподобляется (злой) собаке»).

Великий Ребе династии

Дело отца продолжил рабби Бенцион Хальберштам, автор фундаментального трактата «Кдушас Цион» («Святость Сиона»), учредитель и глава («рош- ешива») «духовной академии» («метивты») в Бобове, названной «Эц Хаим» («Древо жизни»). В результате неутомимиой подвижнической деятельности рабби Бенциона Хальберштама филиалы ешивы были открыты во многих других городах и местечках Галиции. В признание заслуг своего учителя хасиды присвоили ему титул «Великий Ребе».

Его судьба сложилась трагически: в пламени Холокоста погибли Ребе, его большая семья и десятки тысяч хасидов Бобовской ветви хасидута.

Нигунэй Ребе – Напевы Ребе

Музыкальный фольклор ашкеназов - восточно-европейских евреев немыслим без хасидских напевов (нигунэй хасидут). Это высшее экстатическое состояние души хасида, воплощенное в музыке; печальные мелодии и зажигательные танцы подобны светлым и могучим волнам, возносящим душу хасида к Небесному престолу.

На регулярных «фарбрэнгэнс» - веселых хасидских застольях в доме Великого Ребе часто звучал его любимый нигун: «Ништ гедайгэт, идн!! (Не печальтесь, евреи!»):

Еврейское кладбище в Бобове, Краковское воеводство, Польша, 2003 г.

«Ништ гедайгэт, идн!

Дэр холэм балд кэйн холэм вэт ништ зайн.

А минуткэлэ геблибн-

Мир вэлн дэм Мошиях мэкабл понэм зайн!

Шикэрэ фун фрэйд, гезунтэрэhэйт…»

 

«Не печальтесь, евреи!

Сон вскоре станет явью.

Ждать осталось всего минутку-

Мы выйдем встречать Мошиаха!

Опьянев от радости, в добром здравии…».

 

«Фарбрэнгэнс» - застолья завершались неизменно на оптимистической ноте – стихами из Торы, переложенными на божественную музыку хасидского напева:

«Коль Исроэл, еш лоhэм хэйлэк,

Еш лоhэм хэйлэк лэойлом hабо…»

«У каждого еврея есть свой удел в загробном мире…»

Продолжение династии - возрожденный хасидут

Только 300 хасидов Бобова выжили в Катастрофе, и сын Великого Ребе - рабби Шломо Хальберштам взялся за возрождение общины. Поселившись в западной части Манхэттена, он основал ешиву в районе Бороу Парк (Borough Park); рабби Шломо – Третий Ребе был известен как мудрый и благодетельный человек («гаон амидот»). За 50 лет духовного правления общиной им были основаны множество синагог, хасидских ешив и талмудических академий («метивтот»)…

Рабби Шломо Хальберштам, Третий Ребе династии Бобова, 1980 г, Нью-Йорк.

И засверкали пятки Амалека…

Династия цадиков Цанза имеет еще одну ветвь - хасидут Клаузенбург в румынской Трансильвании (современное румынское название города – Клуж – Напока). О своем последнем Ребе клаузенбургские хасиды рассказывают удивительные истории: в детстве он был вундеркиндом (“елэд пэлэ”) в семье цадиков Хальберштамов; повзрослев, стал «талмид-хахамом» - «светилом учености» и украшением Цанза. В 1927 году его назначили Ребе хасидской общины далекого Клаузенбурга; в том же году он без единого выстрела победил местного Амалека.

В ту давнюю пору город был еще окружен густым лесом, входить в который в одиночку было небезопасно. Своей дурной славой лес был обязан огромному волосатому оборотню, поселившемуся в нем. Местные евреи прозвали его Амалеком, потому что не давал им проходу: бывало, притомится хасидский паломник в дороге, заснет в густой траве на  лесной поляне и исчезает навсегда. О таких говорили: «Амалек прибрал его душу…».

И решил рабби Екутиэль Егуда Хальберштам побороть оборотня, как сказано в Торе: «Истреби Амалека и сотри память о нем под небесами!..». Что он сделал? Вошел в лес и вскоре повстречал косматого вурдалака. Не успел тот и пасти раскрыть, как Ребе, собравшись с духом, крикнул что есть силы: «Изыди, нечистый! Сказано нашими мудрецами, благословенна их память: нет на свете нечистой силы («ситра ахэрэт»), а есть лишь одна фикция…». В тот же момент будто шквальным ветром сдуло с места Амалека, лишь голые пятки его засверкали…

Рабби Екутиэль в сильном душевном волнении долго глядел ему вслед. Потом он присел на пенек и прослезился…

Девиз хасидов Клаузенбурга: Если бы не существовало Торы, не было бы Земли и неба

Цанз в пламени Холокоста

В межвоенные годы (1918-1939) город Nowy Sancz переживал пору расцвета. Многочисленная еврейская община была широко представлена в коммерческой и промышленной деятельности. Среди религиозных евреев («харедим») выделялись приверженцы хасидских «дворов» цадиков из Бобова, Гжибова, Сенявы и Сатмара. Существовали местные отделения сионистских организаций: Поалей Цион, Мизрахи и ревизионистов. Активно действовали еврейские коммунисты и бундовцы. Городское население в 1939 году достигло 36000, в том числе 12000 евреев…

Немцы вошли в город в предутренние часы 6 сентября 1939 года. Первый день оккупации прошел для горожан спокойно, но вскоре начались проблемы: возникли перебои с хлебом, и длинные очереди за ним выстраивались с рассвета. Местные немцы (“Volksdeutsche”), носившие нарукавные повязки со свастикой, выталкивали евреев из очередей. Немецкие солдаты стали арестовывать евреев для принудительных работ: сбора меди и железного лома, разгрузки товарных вагонов и др. Все синагоги, учебные центры и клубы были закрыты; были запрещены все молитвенные миньяны.

В ноябре 1939 года в Цанз прибыли первые тысячи переселенцев из Лодзи и Серадза. Образованный месяцем раньше юденрат во главе с Яковом Мариным сбился с ног, пытаясь обустроить новоприбывших. Местное гестапо с декабря 1939 года возглавил унтерштурмфюрер СС Генрих Гаман; евреи называли его «злодеем Аманом» («рошэ Аман»). Всех евреев обязали носить нарукавную повязку со «звездой Давида» на правой руке; им запрещалось выезжать из города без разрешения юденрата; еврейские предприятия и магазины были «ариизированы».

В 1940 году все евреи, жившие поблизости от границы со Словакией, получили приказ перебраться в Цанз или его окрестности. В первый день Хануки 1940 года немецкие солдаты схватили группу хасидов, вывели на центральную городскую площадь и заставили петь хасидские напевы и плясать на потеху столпившимся  зевакам. Голод стал повседневной реальностью; болезни всё чаще заканчивались фатальным исходом. Гестапо обязало юденрат создать еврейскую полицию (“Ordnungspolizei”) и санитарную службу. Полицейские занимались преимущественно тем, что устраивали облавы на евреев, которым затем отправляли в рабочие лагеря. Санитары собирали по всему городу тела евреев, умерших от голода и болезней или застреленных гестапо, и хоронили их на еврейском кладбище.

В 1940-43 годах в переполненное гетто Цанза периодически прибывали тысячи переселенцев из Кракова и Лодзи и из окрестных местечек. В августе того же года была проведена облава на хасидских рабби; 10 человек были арестованы и отправлены в Аушвиц. Вскоре стали арестовывать евреев, бежавших в начале войны из Цанза в восточные районы Польши, к Советам, и затем вернувшихся обратно. В ходе акции были расстреляны более 30 человек. 1941 год завершился эпидемией сыпного тифа.

28 апреля 1942 года ранним утром гетто было окружено солдатами СС и еврейскими полицейскими из “Ordnungspolizei”, которые проводили аресты евреев по заранее составленным  «проскрипционным» спискам. Более 300 арестованных были отправлены в городскую тюрьму; всю ночь во дворе тюрьмы играл патефон, охрана заставляла заключенных танцевать так называемый «танец смерти». Наутро их привели к большому рву, предварительно вырытому на старом еврейском кладбище. Узники должны были раздеться, аккуратно сложить одежду и лечь на землю лицом вниз. В наступившей полной тишине с земли неожиданно поднялся хасидский рабби Иосиф Мойше Земан и обратился к евреям. Он призывал их не терять веру в Творца. «Своей гибелью мы искупаем грехи всего народа Израиля, но близок приход Мошиаха…» - сказал он. Его слова были прерваны автоматной очередью…

Der Weg zum Himmel – Путь на небо

В июле 1942 года немцы приступили к ликвидации гетто. Все слабые и старые евреи были переселены в его отдельную, полностью изолированную часть. В результате переселения в гетто евреев из окрестных местечек: Лиманова, Гжибова и др. число узников превысило 14 тысяч. Начальник местного отделения гестапо Гаман вызвал к себе председателя юденрата и объявил дату начала депортации- 23 августа. В этот день все евреи Цанза должны были собраться в 5 утра возле железнодорожной станции. Юденрату было приказано сообщить евреям, чтобы они оделись во все лучшее и взяли с собой ключи от квартир. Каждому разрешалось взять с собой в дорогу10 кг продуктов и 15 кг личного багажа, чтобы создать впечатление, будто их отправляют на Украину в рабочие лагеря.

Накануне, в субботний день 22 августа немцы задержали 200 евреев, привели их на еврейское кладбище, где все надгробья были повалены и многие разрушены для того, чтобы полностью стереть следы 600- летнего еврейского присутствия в городе. В 9 утра Гаман начал селекцию: примерно 1,000 молодых людей были отобраны для трудовых лагерей; все оставшиеся были зачислены в так называемую «небесную команду» (“Himmelkommando”) для лагеря смерти Бельжец, в который их отправили тремя эшелонами с 25 по 28 августа. В каждый товарный вагон заталкивали до 150 человек; немцы разбрасывали гашеную известь в вагонах; от ее удушающих испарений многие люди умирали в пути, занимавшем несколько часов.

Более 25000 евреев Цанза и ближних местечек погибли в адском пламени Холокоста. Чудом спастись удалось лишь нескольким: местный список «ницулэй аШоа» - выживших в Катастрофе более чем скромен: семья Штейнлауф (родители, сын и 2 дочери) из местечка Красне Потоцке (Krasne Potockie), всю войну укрывавшиеся на чердаке польской фермы; Регина Ригельхаупт и ее брат; голубоглазая блондинка Берта Коренман, выдававшая себя за польку (к счастью, никто из знакомых поляков ее не выдал) и отправленная на принудительный труд в Германию.

 

Мемориальная плита в память 25000 евреев Цанза, установленная на еврейском кладбище города Nowy Sancz, 1993 год.

На изломе XX века в отреставрированной синагоге, ставшей музеем города Nowy Sancz, была установлена мемориальная медная доска в память всех погибших евреев Цанза; этот скромный мемориал был открыт на пожертвования уроженцев города, ныне проживающих в различных странах. Выгравированная на доске надпись на трех языках (иврит, идиш и польский) гласит: «В память 25 тысяч евреев Цанза и округи – мужчин, женщин и детей, убитых и сожженных в печах крематориев лагерей смерти. Благословенна вечная память о них!»…

 
E ia?aeo no?aieou E iaeaaeaie? iiia?a

Всего понравилось:0
Всего посещений: 3538




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer11/Duhin1.php - to PDF file

Комментарии: