Ahren1.htm
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Киоск Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Ноябрь-декабрь  2006 года

 

Ицхак Арен Владимир Вайсберг


Что есть Хилул Хашем?



     В соответствии с суждением Рабби Зимлаи, приведенном в Талмуде (Маккот 23б), Тора содержит 248 предписаний и 365 запретов, исполнение которых обязательно для каждого еврея. Маймонид расклассифицировал все Заповеди (на иврите: Мицвот) и свел их в одну книгу, которую изучают также и в настоящее время. Можно ли определить отдельные грехи как наиболее тяжкие? На вопрос этот следует отвечать утвердительно. Раввин Самсон Рафаель Гирш пишет в своем произведении "Хорев" (параграф 614):
     "Хилул Хашем - осквернение имени Божьего, подавление веры в Бога и в Его Учение есть преступление столь тяжкое, что мудрецы более страшных грехов и не знают. Они говорят: "Все грехи можно полностью искупить искренним раскаянием - Тшувой, в День Искуплений - Йом Киппурим, а также страданием, но Хилул Хашем искупить нельзя, ибо Писание гласит: "И до смерти не будут искуплены эти грехи ваши (Йома 86)"

     В главе Торы "Эмор" содержится предостережение:
     "И не бесчестите святого имени Моего, дабы Я был святым среди сынов Израэлевых" (Ваикра 22, 32).
     По мнению раввина Авраама Хиль данная строка включает в себя две важнейшие директивы, касающиеся образа жизни еврея: всегда следует стремиться к "Кидуш Хашем" - освящению имени Бога и всегда необходимо избегать "Хилул Хашем" - осквернения имени Божьего. В связи с тем, что предписание и запрет связаны друг с другом, они часто обсуждаются совместно. В данной статье в дальнейшем мы будем говорить, прежде всего, о Хилул Хашем.

     Какие действия определяются термином "Хилул Хашем"? В своей упомянутой выше книге (запрет номер 63) Маймонид обращал внимание читателя на то, что три различных вида поведения образуют Хилул Хашем. Первый из них относится к экстремальному случаю мученичества. В разговоре с психотерапевтом Виктором Франклем еврейский ученый - теолог Пинхас Лапиде заметил однажды:
     "Уже более чем 2000 лет тому назад раввины говорили, что для выполнения предписания о спасении жизни человека, и в том числе - твоей собственной, ты не только можешь, но ты должен нарушить все остальные заветы. Ты создан как подобие Бога. Сохранение этого подобия имеет преимущество перед всеми остальными заповедями. Это ясно". (Гютерслох, 2005, стр. 61).

     Пинхас Лапиде ошибается! Он привел правило, преднамеренно опустив важнейшие из него исключения. Когда еврея принуждают совершить идолопоклонство, кровосмесительство или убийство, он в соответствии с религиозным законом должен предпочесть собственную смерть совершению этих преступлений (смотри Маймонид, "Хилхот Езодей Хатора" 5, 2, а также Гирш "Хорев, параграф 64).
     Смерть человека, совершившего это, рассматривается как Киддуш Хашем - прославление имени Бога.
     Но если еврей поддался давлению со стороны его преследователей и совершил один из вышеназванных грехов вместо того, чтобы позволить себя убить, его деяние расценивается как Хилул Хашем - осквернение Божьего имени!

     Обратимся теперь к другому виду Хилул Хашем, который в повседневной жизни, к сожалению, встречается в наше время не столь уж редко. Несоблюдение заповедей Всевышнего - есть осквернение имени Божьего, ибо заповеди эти несут на себе имя Его. Однако, по мнению Маймонида Хилул Хашем являются лишь те нарушения заповедей Торы, которые совершаются из упрямства и издевательства ради; такие действия имеют своей целью демонстрацию безбожия, а иногда даже - его пропаганду. Маймонид цитирует следующую строфу из недельной главы Пятикнижия Кедошим:
     "И не клянитесь именем Моим во лжи: бесчестишь ты имя Бога твоего; Я Господь" (Ваикра 19, 12).
     Писание говорит здесь о грехе, который не приносит грешнику никакого физического удовлетворения или удовольствия.

     Действие Хилул Хашем может отрицательно отразиться на других людях. Раввин Иосиф Х. Герц обращает внимание на возможность таких последствий от Хилул Хашем в своих комментариях к Торе:
     "Раввины говорят: будьте предельно осторожны в своих деяниях, дабы вы не сделали ничего такого, что могло бы причинить ущерб чести иудаизма или евреев. Особенно избегайте любого плохого действия, направленного против нееврея - это непростительный грех, ибо деяние ваше вызывает фальшивое впечатление о моральном и нравственном уровне всего еврейства. Вместо этого каждый еврей должен помнить, что слава Господа в определенной мере вверена его заботам и, что каждый Израели держит в своих руках честь его Веры и честь всего еврейского народа. Вина одного - единственного еврея может навлечь позор на весь Дом Израеля. Это было его судьбой во все времена" (Ваикра, стр.220).

     Оба вида Хилул Хашем, которые мы рассматривали выше, относятся ко всем без исключения евреям. Третий вид Хилул Хашем - явно не тот случай. "Не оскверняйте Мое святое имя" - требует от духовной элиты значительно большего, чем от рядового, среднего еврея. То, что еврейской религии присущ принцип многих ступеней святости, наглядно видно на примере запрета Хилул Хашем. Раввин Гирш пишет: "Воззвание это относится, прежде всего, к руководителям общин и к их духовным наставникам, к каждому, кто является духовным носителем Учения, кто хорошо знаком с Торой, кто является учеником мудрецов - Талмид Хахам, как мудрецы сами себя называют. К ним относится, прежде всего, призыв Всевышнего: не оскверняйте имя Мое, которое вы носите, которое вы должны освящать, которое вашим словом и вашим примером должно быть донесено до каждого еврея и укоренено в характер и сущность каждой сестры и каждого брата. Не оскверняйте его! Не только реальные несправедливость, зло и бессердечие могут стать вашими грехами, но и все, что несет в себе отблески этого в глаза остальных людей, есть для вас грех и сияние греха. Близость к греху - есть грех, ибо она внедряет грех в душу и жизнь братьев. Как должны и как могут все остальные люди приобщиться к свету Торы, если они видят или понимают, что вы сами - носители духа Торы не освещены и не освящены светом ее! Как должны и как могут они избрать Тору главным ориентиром в своей жизни, если они видят или понимают, что вы - знатоки Торы строите свою жизнь не в соответствии с ней!" (Хорев, параграф 612).

     "Если прославленный знаток Торы или праведник делает вещи, вызывающие пересуды и нарекания, даже если они не являются нарушениями, он совершает осквернение Имени" (Энциклопедия иудаизма "Меир Натив", Иерусалим, 1983).

     Известный еврейский ученый, получивший свое имя по названию принадлежащей его перу книги "Хафец Хаим", рассказал быль, которая демонстрирует, сколь велика и сильна была его решимость всегда избегать даже отблесков греха. Хафец Хаим торопился на вокзал, когда на улице к нему обратился еврей, который попросил его присоединиться к Богослужению в доме скорбящих. И хотя ученый уже помолился и очень торопился к поезду, он незамедлительно выразил готовность присоединиться к молящимся. Естественно, раввин опоздал на поезд, но в соответствии с его воззрениями он, чтобы избежать Хилул Хашем, обязан был отказаться от своих намерений и планов.

     "Всякий, кто сознательно и без принуждения нарушает одно из повелений Торы, злонравно или злонамеренно, тем самым совершает осквернение Имени... А каждый, кто избегает греха или выполняет повеление без корысти - не из страха и не из честолюбия, а ради Творца, благословен Он, - освящает Имя Его (Рамбам).

     И в заключение, обратимся к литературному источнику. В памятной книге, изданной в честь профессора Зеева Фалька (Иерусалим 2005), Эзра Бен Гершом опубликовал на иврите достойную прочтения статью, посвященную Киддуш Хашем и Хилул Хашем. Бен Гершом обратил внимание на то, что учебный план нерелигиозных гимназий Израиля не предусматривает изучения двух выше названных заповедей; он выступил за соответствующую ревизию учебного плана. Кто захочет возразить против того, что интенсивное изучение тем Киддуш Хашем и Хилул Хашем имеют большое значение для понимания еврейского мировоззрения?


   


    
         
___Реклама___