Ratushny1
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Ссылки Начало
©Альманах "Еврейская Старина"
Июль 2006

ЗОГАР


Перевод с арамейского и комментарии Ярослава Ратушного и Павла Шаповала

 

 

 

(окончание. Начало в №№ 2(38) и сл.)

 

В Начале

 

Верхние и нижние миры подобны (ореху) – внутреннюю сердцевину покрывает множество оболочек от начала высшей точки до конца всех уровней, которые являются одеянием, сердцевиной и одновременно оболочкой друг друга. Первая точка являлась внутренним светом, чья прозрачность и тонкость была неопределенной до создания дворца, ставшего одеянием сиянию точки. Дворец, обладающий светом иной тонкости и прозрачности, распространил первый свет, ставший одеянием другого дворца, который приобретал тонкость и прозрачность по мере продвижения вглубь. И так одно распространялось в другом и одевалось одно в другое. Одно сердцевина, другое оболочка, являющееся сердцевиной иного уровня. И человек состоит из сердцевины и оболочки, из духа и тела, ибо так функционирует мир.

 

Зогар часто использует излюбленное сравнение космоса с орехом, чье ядро покрыто оболочкой и скорлупой. Каждая из трех двойственных твердей, названных дворцами, одновременно являлась сердцевиной и оболочкой. Свет первой точки потерял во дворце первоначальную прозрачность, обретая видимость по мере углубления в противоположную систему. Космос и человек функционируют по одному принципу, поэтому тело служит оболочкой души, но с иной точки зрения тело является душой, а прозрачные для света дворцы плотны как скорлупа ореха.

 

Луна светила в соединении с солнцем, но после отделения уменьшила свет, что привело к скрытию сердцевины под иерархией подвластных оболочек, чтобы «светить на землю» (Быт. 1:15) – для существования мира. «И сделал Бог два светила больших» (Быт. 1:16) – сначала были едиными как имя «Господь Бог», затем луна уменьшилась во всех уровнях[1], возглавив нижние (воинства): «Иди себе по следам скота» (Песн. 1:7) – с тех пор ее рост и свет зависят от солнца. «Светило большое» (Быт. 1:16) Господь, «светило малое» Бог, конец всех уровней и мыслей. Сначала (малое светило), обозначенное вверху четвертой буквой святого имени[2], обладало всеми уровнями верха, затем уменьшило себя до названия Бог. Уровни, распространившиеся от верхней стороны, названы управлением дня, а идущие от нижней стороны – управлением ночи. «Звезды» остальные бессчетные силы и воинства: «И поставил их Бог в тверди небес светить на землю» (Быт. 1:17).

Двойные светила дважды созданы словом и действием Творца и помещены в твердь, чтобы отделять день от ночи. На протяжении трех дней творения первозданные свет и тьма несли свою службу вместе днем и ночью. В четвертый день произошло очередное соединение и отделение света и тьмы, необходимое для создания жизни, защищенной твердью от испепеляющего пламени дня: «Для солнца поставил шатер» (Пс. 18:6). Уменьшенная луна получила власть над звездным воинством.

 

В этот день установлено царство Давида четвертая ножка, опора трона, и проявившиеся буквы утвердились на своих местах. В шестой день Адам полностью утвердил верхний и нижний трон, и все миры, и все буквы в небесных сферах в определенных зависимостях. Четвертый день отвергнут как «камень, отвергнутый строителями» (Пс. 117:22) и также написано «Сыны матери моей разгневались на меня» (Песн. 1:6) уменьшилось сияние света и на его месте возникли оболочки.

 

Четвертый день – переходной, ибо три ножки трона находились в трех первых днях, а четвертая – в четвертом, подобно субботе, содержащей опору другого трона, находящегося в четвертом, пятом и шестом днях. В четвертый день, сравниваемый с отвергнутым строителями камнем, произошло сокрытие первозданного света, который не мог светить днем, ибо затмевал солнце, и не мог ночью, ибо был сотворен, чтобы светить днем. Поэтому свет скрыт для праведников будущего мира, а его функцию стали выполнять светила.

 

«И будут светила в тверди небес» (Быт. 1:14) – злой Змей отделил солнце от луны и причинил проклятие земле: «Проклята земля» (Быт. 3:17). В слове «светила» отсутствуют буквы вав, означающие единственное число. «Будет светило» – луна, «твердь небес» – солнце, оба в одном соединении, чтобы светить верхним и нижним мирам. «На землю» (Быт. 1:15) – сверху, а внизу все зависит от луны. Подсчеты времен года и високосных лет (производят) по луне, ибо верхний (мир) неизвестен. «И будут для знамений» (Быт. 1:14) – человек узнает, как считать вверху, ибо «знамения», написанные без букв вав[3], являются порогом для всех. Есть неизвестная начальная точка отсчета и абсолютно скрытая точка вверху. И есть явная точка внизу, начало отсчета всего, что поддается подсчету: эпохам, гематрии, високосным годам и временам года, праздникам и субботам. Поэтому Израиль ведет подсчет по луне: «Вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему» (Втор. 4:4).

 

Источником нечистоты, соответственно и святости, в нижнем мире является не Змей, а произведенное им нарушение единства солнца и луны. Слово «светила», написанное без двух букв вав, означает единственное число, следовательно, разделение, ставшее причиной проклятия земли после грехопадения Адама. Есть три точки отсчета: непостижимая, неизвестная и известная, ориентированная на луну. Неизвестный верхний мир открывается в знамении, поскольку луна и солнце, находятся на переходе между двумя мирами, как порог, отделяющий внешнее и внутреннее пространство.

 

Управление большого светила днем, а малого ночью, подобно мужчине и женщине: «Она встает еще ночью и раздает пищу» (Притч. 31:15) – женщина хозяйка в доме ночью, а днем управление возвращается к мужу, чтобы наполнить дом всем необходимым. «И сделал Бог два светила» (Быт. 1:16) – поднявшиеся вверх, называются светилами света, а спустившиеся вниз называются светилами огня – это нижние уровни, управляющие буднями, поэтому на исходе субботы произносят благословение над свечой.

 

Все элементы космоса одновременно являются своими противоположностями: свет тьмой, воздух твердью, душа телом, поэтому вторая попытка определения объекта вносит неопределенность[4]. Луна – это большое светило противоположного мира, где солнце является луной. В конечные времена антагонисты меняются местами: «Исав – солнце, властвующее только днем. Яков – луна, поэтому имеет долю в этом и в будущем мире» (Зогар, Родословия 28).

 

Появляющийся и скрывающийся свет это свет буквы бет из (слова) «в начале». «Дневной жар» (Быт. 18:1) – Авраам сидел на входе шатра, и жар дня входил в проход снизу вверх, и выходил оттуда. Затемнившийся вечером свет намекает на молитву Исаака, установившего этот уровень: «И вышел Исаак говорить в поле вечером» (Быт. 24:63) – удостоверился в затемнении. В вечернее время смотрел Яков на ангела Исава. Третий свет включал два предыдущих и сиял для исцеления.

 

Буква бет имеет два противоположных уровня по вертикали верхняя и нижняя черта, и два противоположных уровня по горизонтали – прямая черта справа и отсутствие черты слева. Авраам, обладающий функцией буквы бет,  разделял на пороге наружное и внутреннее шатра в горизонтальной плоскости, а по вертикали – путь жара между низом и верхом. На перекрестке миров Авраам увидел ангелов подобно Якову, чья голова лежала на краеугольном камне мира в сакральном центре. Космос и человечество развиваются в определенной последовательности: день, вечер, ночь, утро. Первый уровень олицетворял Авраам, увидевший трех существ во время невероятной жары: «Это три посланных ангела, сошедших в мир в виде людей. Рафаил пришел излечить Авраама, страдающего после обрезания и спасти Лота. Михаил, причисленный к правой стороне, откуда исходят дары и благословения, известил Сару о сыне. Гавриил, назначенный над судами мира с левой стороны, перевернул Содом. Ангелы, материализовавшиеся в виде людей, были огнем, закрытым невидимым воздухом» (Зогар Тора, И явился 43а). Установивший второй уровень Исаак вышел в поле, чтобы, согласно вариативному прочтению стиха (Быт. 24:63) «заговаривать беса», поскольку наступила власть тьмы.

 

«И взошло ему солнце» (Быт. 32:32) – охромел Яков вечером, что означало победу в четвертом уровне, ибо не было пророка среди людей до Самуила: «И также победа Израиля» (1 Цар. 15:29) – восстановился после ослабления Якова ангелом Исава, забравшего силу вечера по строгости закона. «И увидел, что не может одолеть его, поразил сустав его бедра» (Быт. 32:26) забрал силу из бедра, расположенного снаружи тела Якова, состоявшего из двух уровней, называемых Адам, поэтому «вышел сустав из бедра Якова».

 

Третий уровень принадлежал Якову, который, перейдя на сторону ночи, заснул во время восхода и роптал на Бога, потеряв власть над солнцем. Невидимый свет ночного светила проявляется утром в четвертом уровне, означающем возрождение и исцеление в новом мире. Борьба с ангелом Исава решала судьбу будущего: «Остался Яков один и боролся с ним человек до зари» (Быт. 32:24). По преданию, ангел использовал запрещенные приемы, и прожег землю пальцем, чтобы испугать противника. Другие ангелы хотели убить избранника, но Бог ослабил их силу. После ранения соперник признал окончание поединка: «Отпусти меня, ибо выяснилось[5]» (Быт. 32:26). Патриарх продолжил борьбу, вынудив ангела декларировать будущее: «Не будет названо еще имя твое Яков, только Израиль, ибо боролся ты с Богом и с людьми и превозмог[6]» (Быт. 32:28). Новое имя, полученное при переходе в другой мир, означало перерождение и изменение сущности, поэтому древние мудрецы утверждали, что умер только Израиль, а Яков удивительным образом остался жив, ибо Тора умалчивает о его кончине.

 

Иисус (Навин) пророчествовал от славы Моисея: «Ты дал от славы твоей» (Чис. 27:20) пятый уровень. Победа – это левое бедро Якова, соединенное Давидом с правой (стороной): «Блаженство в правой руке твоей – победа» (Пс. 15:11). Бедро ослабило Якова, поскольку нечистая сторона, забрала его силу и утвердилась до (прихода) Самуила, названного «победа Израиля», который не был человеком. И все явления в начале и в конце были по закону. Всевышний включил (Самуила) во славу после воцарения Саула и Давида, приравняв к Аарону и Моисею, которые были двумя сторонами вверху, а он соответствовал двум сторонам внизу. Они были шестью включенными друг в друга уровнями: «Моисей и Аарон среди его священников, и Самуил среди призывающих имя его» (Пс. 98:6). Подобным образом объединяются Яков, Моисей и Иосиф. Яков был господином в доме, после его смерти назначен над домом Иосиф, (затем) праведник Моисей.

 

Дар пророчества исчез после борьбы Якова с ангелом левой стороны. Необыкновенная удача в мире Лавана, сменилась жестокими несчастьями. Ситуация изменилась с приходом Самуила. Странное утверждение, что пророк не был человеком основано на буквальном прочтении слова Самуил: его имя Бог. Пророк, помазавший первых царей, находился на 6 уровне, соответствующему 6 дню творения, совмещая внизу правую и левую стороны, представленные в верхнем мире Аароном и Моисеем. По преданию, внешность Иосифа была точной копией отца. Оба родились после долгого бесплодия, были ненавидимы братьями, замышлявшими убийство, взяли жен за пределы земли, и возвеличились посредством сна. Оба двадцать два года скрывались от своих отцов. Неумолимая сила заставила Якова полюбить сына Рахили: «Любил Иосифа из всех своих сынов[7]» (Быт. 37:3). Другие сыны испытывали раздражение: «И увидели братья, что его любил отец их из всех братьев. И стали ненавидеть его[8]».

 

Яков получил дом посредством Иосифа: «Эти родословия Якова – Иосиф» (Быт. 37:2). И Моисей соединился со Шхиной с его помощью: «Взял Моисей кости Иосифа с собой» (Исх. 13:19) – поэтому Яков, Моисей и Иосиф считались как одно. Тело Якова перенесено в святую землю, где захоронены кости Иосифа. Яков был первым супругом Шхины, вторым был Моисей. Тело Якова полностью похоронено в святой земле, ибо он являлся телом. А от праведного Иосифа остались только кости, из которых вышли верхние силы и воинства.

 

Иосиф был связующим звеном в мистическом браке Якова и Моисея со Шхиной. Несомненную роль сыграл и таинственный Вениамин, поскольку братья рождались парами, подобно 6 дням творения, которым соответствовали ночи. Смерть Рахили во время родов предусмотрена божественным планом: «Яков знал, что когда исполнится число колен, сойдет верхний мир соединиться с ними, и тогда умрет Рахиль, а Шхина станет хозяйкой в доме» (Зогар Тора, И вышел 71а). Тело Якова оставалось нетленным, а от Иосифа сохранились только кости[9], необходимые для образования верхних воинств, поэтому евреи несли через пустыню две святыни: ковчег завета и ковчег мертвеца.

 

Моисей не захоронен в (земле), ибо находился за пределом, где получил при жизни то, чего не удостоился Яков, который был в земле и соединился со (Шхиной) в ином мире. У Моисея не было недостатка, поскольку исход происходил во время юбилея[10] и все 600 000 были из верхнего мира, и в таком виде шли по пустыне, а в землю попали только их дети, установленные луной как все служители земли. Моисей служил луне в теле, и его святой дух вернулся наверх к высшему юбилею, где соединился со своими 600 тысячами. Дух Якова вернулся и потерял значимость, а при его жизни было иначе, ибо у него был другой дом, и святая земля уготовлена (ему) силами верха. Поэтому (Якова и Моисея) нельзя сравнивать как одно.

 

Моисей находился за пределами мира, поэтому на земле нет его могилы. Мистический брак требовал всю полноту чувств, поэтому Яков овдовел, а Моисей отослал жену. Шхина соединялась с избранниками в противоположных мирах. Яков в конце жизни сошел в глубины преисподней[11], а Моисей поднялся из Египта в верхний мир. Исход совершился в большой спешке, связанной с действиями на небесах: «Вместе с Яковом в Египет сошли 600 тысяч высших колесниц, которые поднялись во время исхода. Израильтяне видели святые воинства, и знали, что не могут выйти без них, и вся спешка была из-за них» (Зогар Тора, Исход 2а). Вероятно, колесницы были телами, способными существовать в космической пустыне, которые погибли, дав жизнеспособное потомство. Служители земли установлены луной светилом противоположного мира. Египет находился под землей, поэтому евреи были карликами в сравнении с великанами Ханаана: «И были мы в наших глазах саранчой» (Чис. 13:34). Доказательством служили гигантские плоды: «И срезали там ветвь с одной гроздью винограда, и понесли ее на шесте вдвоем» (Чис. 13:4).

 

В верхнем мире рождаются от духа, в нижнем мире – телом. Одни находились внутри луны в темноте, другие снаружи в свету. Дети, вошедшие в землю, имели образ отцов, но не обладали их совершенством, ибо не было и не будет (поколения), встретившего Всевышнего лицом к лицу. Яков соединился телом, а после дух с духом. Моисей отстранился от жены и служил святому духу в теле. После (смерти) его дух соединился с высшим скрытым духом, и все уровни соединились в одно. Дух Моисея – от юбилея, тело – не имело значения. Дух Якова не имел значения, а тело соединилось (со Шхиной) в этом мире.

 

Яков и Моисей соединились со Шхиной в противоположных мирах, где тело являлось душой. Древние комментаторы высоко ценили участников исхода, несмотря на склонность к идолопоклонству: «На горе Синай, когда открылся Всевышний, каждый видел свет, которого не видел Иезекииль» (Зогар, Итро 318). Они названы поколением знания: «Все тайны высших и нижних миров были открыты, и видели собственными глазами великолепие Создателя. В тот день не было в Израиле нечистоты, и их тела были облачены в сверкающие одежды, способные выдержать огонь как ангел, поднявшийся к небесам: «И поднялся ангел Господень в пламени жертвенника» (Суд. 13:20). Израильтяне обрели абсолютно чистые, сверкающие тела, а души, готовые принять свет, стали как сияние тверди» (Зогар, Итро 571-572).

 

Все верхние света в тверди небес имеют свой образ внизу на земле. Здесь намек на два имени, считающихся одним, хотя их три, обращающихся в имени формирования – одно напротив другого. Светила небесной тверди произвели внизу внутренний образ человека, определяемый таким способом: «вы Адам[12]» (Иез. 34:31) – а не народы идолопоклонников. Дух называется человек со стороны святости, а тело его одеяние: «Кожей и плотью одел меня» (Иов 10:11). Нижние ограды, расплавленные духом, образовали от него образы, получившие другие одеяния: «Вол, овца и коза, баран и олень» (Втор. 14:4). Человек – внутренний дух, а эти образы приобрели имя, и одеянием называется тело – плоть вола, а внутренностью тела является вол.

 

Есть различные виды разумных существ: ангел, человек, разговаривающий, дух, бес и так далее. Человек[13] – это высочайший уровень, который в сакральной истории достигали Адам, возможно, поколения потопа и башни, Израиль в пустыне, названный «человек». После краткого мига прозрения следовало неминуемое падение. Человеком называется только дух, заключенный во временное телесное одеяние, а волом называется внутренний образ животного, а не его плоть.

 

Дух идолопоклонников вышел с другой стороны, поэтому не называется именем человек, ибо одет оскверняющей плотью. Дух нечист только в теле, а если выйдет, не является нечистым (даже) его одеяние. Этот дух создал внизу образы в другом одеянии: «Это у вас нечистое» (Лев. 11:29) – свинья, птицы и скот, то есть дух называется по имени одеяния, которое плоть свиньи. Две стороны делятся на понятия человека и нечистоты, и обращаются к своему роду.

 

Двойственный мир возник в результате соединения противоположностей, поэтому Израиль получил дух с правой, а идолопоклонники с левой стороны, хотя с иной точки зрения все выглядит иначе. Дух становится нечистым, соединившись с телом. Существование космоса в равной мере зависит от соединения и разделения сторон, поэтому следует учитывать, что в противоположной реальности нечистое может быть чистым, а чистое нечистым.

 

«Произведут воды пресмыкающееся, душу живую» (Быт. 1:20) – воды породили по верхнему подобию. «И птица» – ангел Михаил: «Прилетел ко мне один из серафимов» (Ис. 6:6). «Полетит» – ангел Гавриил: «Человек Гавриил, которого я видел в видении прежде, быстро прилетел» (Дан. 9:21). «На землю» – Илия, имеющий 4 крыла, не рожденный отцом и матерью: «И дух Господа унесет тебя, не знаю куда» (1 Цар. 18:12). «Над лицом» (Быт.1:20) – ангел смерти, сотворенный во второй день. «На землю» – целитель Рафаил. «По лицу тверди небес» – Уриил. «И сотворил Бог большие существа» – 70 ангелов назначенных над 70 народами. «И всякую птицу крылатую по роду ее» – ангелы мира. «И всякую душу животного пресмыкающуюся» (Быт. 1:21) – это Израиль, душа животного, называемого «одним народом на земле» (2 Цар. 7:23).

 

По преданию, каждый день проявил три творения. Первый – небеса, землю и свет. Второй – твердь, геенну и ангелов. Третий – деревья, траву и сад Эдем. Четвертый – солнце, луну и созвездия. Пятый – птиц, рыб и левиафана. Шестой – Адама, Еву и Змея. Шесть высших дней произвели архетипы, реализовавшиеся в нижних мирах. Согласно каббалистической легенде пророк Илия был ангелом, посланным на землю. Одностороннее описание творения со стороны Израиля один из защитных приемов, чтобы не прослыть еретиком и сохранить Зогар для будущих поколений[14]. Истина, принадлежащая другой стороне, не рассматривается, но подразумевается.

 

«И сотворил Бог большие существа[15]» (Быт. 1:21) – левиафана и его пару. «Всякую душу живую, пресмыкающуюся» – это душа Лилит, пресмыкающейся на 4 стороны мира. «Произвели воды по роду их» (Быт. 1:21) – освобожденные под влиянием юга воды разошлись на все стороны, став судоходными: «Там ходят корабли, там левиафан, которого ты сотворил забавляться с ним» (Пс. 103:26). «Произведут воды пресмыкающуюся душу живую, по роду его» (Быт. 1:20) – нижние воды породили рода, подобно высшим водам, которые вывели душу Адама: «И будет Адам душой живой» (Быт. 2:17). «Пресмыкающееся[16]» – закишели[17] в ночи: «И будет ночь, во время ее ходят все лесные звери» (Пс. 103:20) – во время ночи воспевают не переставая: «Вспоминающие Господа, не умолкайте» (Ис. 62:6).

 

Бог лично сотворил большие существа, управляющие противоположными водами. По преданию, речь идет о Левиафане и его самке, умерщвленной, чтобы накормить праведников в грядущем [18]. По другой версии самка убита, чтобы избежать размножения гигантских существ. Пресмыкающиеся это не виды нашей реальности, а неизвестная, чуждая форма жизни, обитающая в ночном мире. Народы мира, иногда названые «звери», в смысле принадлежности к архетипу шестого дня, подобно сынам Израиля, славят Господа в ночи, которая является днем противоположной реальности.

 

«И птица полетит над землей» (Быт. 1:20) – посланцы верхнего (мира) являются людям в образе человека, но есть другие, различимые в представлениях людей как духи. «Оттуда разделится» (Быт. 2:10) – не изменяя свои рода подобно другим. «Всякая птица крылатая по роду ее» (Быт. 1:21) – шестикрылые (ангелы) не отличаются (друг от друга). «Птица небесная подаст голос и крылатый сообщит» (Еккл. 10:20) – летают по миру, наблюдают дела людей и забирают их (души): «Даже в мыслях не проклинай царя» (Еккл. 10:20).

 

Птицы пятого дня это посланные на землю ангелы, к которым принадлежали мятежные Аза и Азаэль. Посланцы высшего мира способны принять любую форму, являясь людям в отчетливом человеческом образе и в виде духов. Даже обычные птицы используются в качестве посланцев высшего мира: «За 30 дней объявляют в мире о благодати или наказании народа иногда с помощью ребенка, иногда с помощью безумных, иногда с помощью птиц, которые оповещают мир, но их никто не слушает» (Зогар, Исход 78). Большим существам сказано «плодитесь и размножайтесь», как дереву, дающему плод с семенем. Птицам сказано только «размножайтесь», подобно траве, непосредственно воспроизводящей семя. Благословения относятся к будущему миру, возникшему в результате движения земли, поэтому указаны два направления: «Птица полетит в землю по тверди небесной» (Быт. 1:20), а душа живая «наполнит воды в морях».

 

«Сделан Адам» (Быт. 1:26) – мужским и женским. «По образу его, по подобию его» – содержал 6 сторон по верхнему подобию, включенных друг в друга, чтобы быть единственным властителем мира. Человек сотворен совершенным, чтобы удостоиться высшего света, скрытого для праведников: «Никакое око не видело, кроме тебя, Бог, который столько сделал надеющимся на него» (Ис. 64:3). «День шестой» – у остальных дней нет буквы хей[19]. По завершению мира было сотворено женское и мужское в одном соединении – пять (дней) в шестом, чтобы все было одним. «И увидел Бог» (Быт. 1:31) – все будущие поколения, «что сделал» – всю работу творения, содержащую основу и суть будущего мира. «И вот хорошо очень» – здесь завершилось не сказанное «что хорошо» второго дня, поэтому «хорошо очень» – это смерть.

 

По преданию, в шестой день сформированы самые высокие горы и самые глубокие бездны, поскольку земля достигла высшего развития. Каббалистическая традиция, определяет срок жизни мира в шесть тысяч лет: «Тысяча лет в глазах твоих как день вчерашний» (Пс 89:5). Неминуемая катастрофа затронет весь космос: померкнут светила, падут звезды. Разрушение тверди приведет к смешению верхних и нижних вод, к потопу, который одновременно будет огнем первого дня нового творения.

 

«И завершились» (Быт. 2:1) – верхняя и нижняя работа небес и земли. «Небеса и земля» – частное и общее объединились друг с другом. «Все воинство их» – 70 ликов Торы. «И завершил Бог» (Быт. 2:2) – сущий мир. «И прекратил в седьмой день» – основу мира. Одно (речение) относится к основе, другое к срединному столбу[20]. «И освятил его[21]» – относится к знаку святого завета: «Покажет мне знак его и жилище его» (2 Цар. 15:25). В месте (основы) находятся все святости верха и источники наслаждений: «От счастья тучен хлеб его, и будет доставлять царские яства» (Быт. 49:20) – нищета обратится в удовольствия мира. «В нем прекращение» – всех верхних и нижних. «Сотворил Бог сделать» – вывел духов и души, даже бесов, сотворенных для установления мира и наказания грешников, как написано о Соломоне: «Проучу его жезлом мужей и поражениями сынов человеческих» (2 Цар. 7:14). Духи без тел – ущербные незавершенные создания левой стороны, как примесь в золоте, боятся святого имени и незаметно вредят человеку. Они не принадлежат верху или низу, и имеют треть от ангелов и треть от людей. Человек без потомства не может из-за ущерба войти за завесу, чтобы присоединиться к цельному святому имени. Лишенное корней дерево необходимо посадить снова, чтобы устранить дефект.

 

Бесы, не успевшие получить тела, поскольку наступила суббота, обитают между мирами, являясь третьей третью – соединением ангельской и человеческой третей. По легенде, царь Соломон утратил после греха власть над бесами, чья деятельность необходима для существования мира. Душа человека, не выполнившего свою функцию в мире, возвращается в круговорот перевоплощений. Бог благословил субботу, содержащую конец отжившего и начало нового космоса, первозданным светом, скрытым в четвертый день. Отдых Создателя означал небытие мира, временное прерывание творения.

 

В течение субботы духи находились, как между жерновами, в великой бездне, а затем разлетелись незавершенными на все стороны мира. Духи особенно опасны при пробуждении левой стороны, ибо рыщут по миру в поисках тела, поэтому произносят заклинание «Песнь против бед». В будни нет нужды в охраняющей молитве, но в субботу мир беззащитен, и даже грешники в преисподней стараются уберечься. При освящении дня произносят «Расстилающий покров мира на нас, и на весь его народ Израиль, и на Иерусалим» – словно мать, защищающая детей, чтобы удалить все виды зла и вывести новые души. Суббота, субботний год[22] и юбилей подобны будущему миру. Покров принимает мужские души будущего мира и передает святому народу, удаленному от повседневной суеты, бед и зла: «В тот день устроит Господь тебя от скорби твоей и от страха твоего» (Ис. 14:3).

 

Во время прерывания творения души перемалываются великой бездной, чтобы воплотиться в новые тела. Зародыш будущего мира, защищенный покровом от злых влияний обеих сторон, соединяет противоположности в одно целое. Человек должен измениться для существования в новом мире: «Будешь переходить через воды, я с тобою, через реки, они не потопят тебя, пойдешь через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:2). Будущие избранники соединятся с праведными душами иного мира: «Счастливы оставшиеся в мире в конце шестого тысячелетия[23], чтобы войти в седьмой день, ибо Всевышний соберет новые и старые души, оставшиеся от начала» (Зогар, И явился 483).

 

Пальцы человека – тайна высших уровней. Внешняя (сторона) соответствуют ногтям, на которые можно смотреть на исходе субботы, поскольку свет свечи (происходит) от огня, имеющего право властвовать. Внутренняя часть пальцев не должна обращаться к свече, ибо для нее этот свет верхний: «И увидишь меня сзади» (Исх. 33:23)(подобно) наружным ногтям, а на внутреннюю сторону пальцев не следует смотреть, произнося благословения. «А лица моего не будет видно» – это внутренняя часть пальцев, обладающая властью в субботу, а (наружная) в будни. В субботу правит только Всевышний с помощью внутренней (стороны), дающий покой мирам за восхваления его власти, поэтому святой народ получил этот день в наследие. В субботу властвуют только светила света с правой стороны, и от них (получают) и светят все нижние (светильники). По окончании субботы светила света скрываются, и власть получают светила огня, вбирающие свет на исходе субботы. Субботнюю свечу зажигают женщины, ибо Ева привела тьму в мир. Покров – мать мира, содержащая души и высшие светильники, поэтому (женщина) находится как бы на ее месте.

 

Образ человека и его лицо исполнены тайнами творения. Вся история человечества и жизнь каждого человека скрыта в семи частях тела: волосы, глаза, губы, лоб, линии на руках, уши и ногти: «Это книга порождений Адама» (Быт. 5:1), где отмечены события от начала и до конца мира. Зогар содержит любопытные сведенья о хиромантии, изложенные в другом разделе. Тайны скрыты не только в линиях рук, но и в других частях тела, и в самом образе человека. Зажигающая субботние свечи женщина символически исправляет грех Евы, возвращая мир в изначальное состояние. Световые источники разделяются на верхние светила света и зависимые от них нижние светила огня, вбирающие свет, чтобы сиять в течение следующего периода.

 

«Эти происхождения небес и земли» (Быт. 2:4) – слово «эти» отменяет предыдущие порождения. Бог творил и разрушил миры, которые отвергли Тору, а не уничтожал дела своих рук, как думают люди, ибо мир установлен Торой: «Господь сделал меня началом пути своего» (Притч. 8:22). Написано «небеса – небеса Господу» (Пс. 113:24), а о земле сказал царь Давид: «Буду ходить перед Господом по земле живых» (Пс. 114:9). Народы идолопоклонники отказались принять Тору, поэтому разрушилась и иссохла земля без основы завета. Зачем ему уничтожать своих детей, как сказано «при сотворении» (Быт. 2:4) – сотворил хей[24] прозелитов, из-за которых малая буква хей (из имени) Авраама обозначила пятое тысячелетие, разрушенное при первом храме, и иссохшее – при втором.

 

Первые буквы слов «происхождения небес и земли» (Быт. 2:4) составляют слово «тоху», означающее состоянии хаоса. Перестановка букв слова «берешит» дает «огненный завет», что подтверждает зависимость существования небес и земли от союза с Богом. По преданию, Бог предлагал Тору всем народам, но они отказались. Вероятно, речь шла об ангелах, назначенных над народами, и только Израиль, лишенный ангела, согласился под угрозой уничтожения: «Смотри, я предлагаю перед тобой сегодня жизнь и добро, смерть и зло» (Втор. 30:15). Согласно легенде, предложенный на Синае выбор не был свободным, ибо Всевышний оторвал гору от земли, угрожая погубить народ в случае отказа принять завет.

 

«Порождения небес и земли» – это «боги твои, Израиль» (Исх. 32:4) – уничтоженные «в день создания Господом Богом земли и небес» (Быт. 2:4). Всевышний обновил мир, соединившись со Шхиной: «Как новые небеса и новая земля» (Ис. 66:22) – это (произошло) «в день создания», когда «произрастил Господь Бог из земли всякое приятное дерево» (Быт. 2:9). Прежде уничтожения[25] не пошел дождь Торы и не произрастал Израиль: «Всякий кустарник полевой до того, как будет на земле, и всякая полевая трава» (Быт. 2:5) – ибо не было Адама, чтобы служить жертвоприношениями в храме на земле.

 

В первом стихе небеса сотворены раньше земли, затем указана иная последовательность событий, ибо речь идет о новой земле и небесах, поменявшихся местами в результате метаморфозы мира: «Я делаю новое, теперь оно произрастет, разве не узнаете его» (Ис. 43:19). Пророки описывали Судный день как переход явлений в противоположность: «Возведу солнце в полдень и затемню свет на земле днем, и обращу праздники ваши в сетования, и все песни ваши – в плач» (Ам. 8:9). Спасается небольшой остаток, совершивший метаморфозу в настоящем, поэтому благоприятный для будущего. Нисхождение Бога на землю, образует Шхину, чье изгнание является условием существования мира подобно вдуванию духа в Адама. В конце времен Шхина соединяется со своим первоисточником, вызывая обновление мира.

 

 

 


 

[1] Стала противоположностью солнца.

[2] Буква хей.

[3] В единственном числе.

[4] Отсюда постоянные противоречия Зогара.

[5] Известно, кому из братьев принадлежит очередность при разделе будущего мира.

[6] Второй вариант: установил ты народ Божий и народ человеческий.

[7] Любовь и избранничество приносят неисчислимые бедствия.

[8] Есть комментарий, что у всех братьев было одно сердце, кроме Иосифа, дела которого темны.

[9] Следовательно, бальзамирование было неудачным.

[10] Вероятно, речь идет о космическом юбилее.

[11] Египет считался преисподней.

[12] По преданию, ангелы возражали против союза с Израилем, как при создании Адама.

[13] Обычный человек также называется Адам, что создает путаницу понятий.

[14] Несмотря на все предосторожности автора, изучение Зогара было запрещено после трагического конца несостоявшегося мессии Шабтая Цви.

[15] Сохранилась информация, что эти таинственные существа похожи на водных змей.

[16] Общий корень со словом «вечер».

[17] «Произвели воды» буквально закишели.

[18] Предание подразумевает принцип разделения для нового соединения, что происходило во все дни творения.

[19] Определенный артикль перед словом «шестой». Буква хей, имеющая числовое значение 5, часто означает женский род в окончании существительных.

[20] «Завершил» и «прекратил».

[21] Слово «его» означает «его знак».

[22] По закону, в каждый седьмой год прощаются все долги, и не обрабатывается земля.

[23] Зогар символично появился в начале шестого тысячелетия.

[24] Другое прочтение: при сотворении.

[25] Людей согрешивших с тельцом.

 

 Интернет-магазин ТОФИС: купить одеяло с синтететическим наполнителем. (наличные, карта)


   


    
         
___Реклама___