Ratushny1
©Альманах "Еврейская Старина"
Февраль 2006

ЗОГАР

Перевод с арамейского и комментарии Ярослава Ратушного и Павла Шаповала

 

 


   

В начале апреля издательства «АСТ» и «Восток-Запад» совместно выпускают первый том Зогара. Впервые на русский язык переведена самая таинственная книга мировой литературы. Впервые комментарии Зогара основаны на внутреннем содержании текста, а не на системе сфирот, остановившей развитие мистической мысли. Мы публикуем с любезного согласия издательств предисловие и Пролог из этой великой книги.

 

 

 

Предисловие 

 

Каббалисты верят, что автором Зогара был великий законоучитель Шимон, скрывшийся от преследований римских властей в пещере, где получил сокровенное знание. Лингвистический анализ неопровержимо доказал, что книга написана в конце 13 века Моше де Лионом, которого обвиняли в корыстном использовании известных имен и в применении специального заклинания для автоматического письма[1]. Непризнанный гений пытался объяснить относительность сакрального текста и всеобщий принцип творения, охватывающий движение небесных сфер и жизнь каждого существа. Трактаты с обширными цитатами из Зогара, подписанные собственным именем, не заинтересовали современников, поэтому автор создал легенду о древнем манускрипте[2].

Тысячи лет существует предание о великих тайнах, скрытых в Библии, написанной без гласных букв и знаков препинания, чьи слова имеют различные значения[3], а множество стихов содержат логические и грамматические несоответствия[4], изначально искаженные в доступные образы и смысловые структуры: «Не знали и не поймут, ибо замазал их глаза, чтобы не видели, и их сердца, чтобы не понимали[5]» (Ис. 44:18). Истина не скрыта, а напротив, многократно повторяется в библейских стихах из-за несомненной разницы между божественным и человеческим мышлением: «Не мысли мои – ваши мысли, и не пути ваши – путь мой» (Ис. 55:8).

Зогар построен как модель космоса: «Все верхние и нижние миры находятся друг в друге, подобно сердцевине ореха, окруженной множеством оболочек от высшей точки до конца всех уровней» (Зогар, В начале 105-106). Скорлупа – это незатейливые истории о перемещениях древних мудрецов в насыщенной мифологической реальности, где чудеса обыкновенны как дождь, а любое событие судьбоносно: голубь – посланник высших миров, арабы – знак, что учитель находится поблизости, осел ревет о приближении неведомых ликов. Илия пророк, ученые потустороннего мира, небесные голоса и даже простые евреи постоянно открывают великие тайны. Зогар беспрецедентен в мировой литературе по числу употребления слова «тайна», хотя тайное знание – нонсенс, ибо в самом образе человека явлен всеобщий принцип творения. Защитные слои скрывают настоящий Зогар[6], подобно тверди, под которой хранится свет будущего мира: «Истина выйдет из земли» (Пс. 84:12).

Противоречивость Зогара зависит от уровня восприятия. Яков отнесен к святости, Исав к сатанизму, но в другом месте близнецы названы переплетенными змеями. Обе стороны древа познания являются воротами к дереву жизни, где все явления находятся в состоянии единства. Создатель, согласно древнему толкованию, видит одинаково верх и низ, правую и левую стороны, прошлое и будущее. Человек воспринимает мир двойственно: «Одно сказал Бог, два услышал я» (Пс. 61:12). Отсюда непонимание божественной воли – основной лейтмотив священной истории.

Исаак Лурия объяснил невозможность записи мыслей взаимосвязанностью всех явлений, поэтому каждая вещь несет тяжесть целого мира. Великий мудрец не разделял между живой и неживой природой, видел незримый мир, трепещущий душами, и разговаривал с мертвецами: «Запечатанные люди не понимают, что окружены различными невидимыми созданиями и скрытыми вещами, иначе они бы удивились, как можно существовать в таком мире» (Зогар, В начале 356). Лурия, умерший в возрасте 38 лет, приобрел легендарную славу, исповедуя идеи, существенно отличавшиеся от известного мировоззрения.

Хаим Виталь приписал Лурии собственную каббалистическую систему, основанную на учении Моше Кордоверо, поэтому остерегался публиковать свои сочинения при жизни людей, помнящих удивительные слова «божественного учителя». Виталь руководствовался распространением легенды о своем избранничестве, а не корыстолюбием, поскольку переписка его трудов приносила другим людям огромные доходы. Свидетельство Виталя о поэтапном открытии тайн Зогара противоречит сути великой книги, требующей мышление определенного склада, а не понимание по частям.

Зогар объясняет тайны творения с помощью обыкновенных примеров: цветок, дерево, ворота, ступени, ибо весь космос функционирует по одному принципу. Человеческое сознание превращает простой непонятный принцип в сложные формулировки, доступные стереотипному пониманию. Развитие мистической мысли было остановлено догматическим убеждением, что все определения Зогара является кодировкой сфирот[7], поскольку эта система толкований отличается от Зогара как анатомическая схема гомункулуса от живого человека. Удивительная рукопись рецидив древнего богоборчества, вызванного тоской по утраченному совершенству: «Люди не знают, кем они могут быть, иначе разорвут одежды до пупа, что забыли мудрость» (Зогар, Исход 263).

Исследователи умалчивают пророчества о последнем периоде нашей реальности: «Разожгут арабы жестокие войны во всем мире, и будут воевать с ними сыны Эдома[8] на море, на суше и под Иерусалимом, и покорят их, но Святой землей не овладеют» (Зогар, И явился 204). Стихи определенно напоминают ядерный взрыв: «Возникнет огненный столб, стоящий от земли до неба 40 дней, который увидит все человечество[9]. И выйдет мессия из Эдема и появится в Галилее. Его приход взволнует весь мир, и люди спрячутся в пещеры среди камней[10]» (Зогар, Исход 98-99).

Все страны объединятся против мессии, которого обвинят в гибели глав крупных государств: «В 73 год соберутся все правители мира в большом римском городе[11], и погубит их Всевышний, обрушив на них огонь, град и глыбы стекла» (Зогар, И явился 480). Даже евреи примкнут к возмущенному человечеству: «Мессию узнают все люди, и все правители мира соберутся воевать с ним. И много жестоких израильтян переметнется к народам, чтобы воевать с ними против царя мессии» (Зогар, Исход 103-104).

Войны на земле будут отражением небесной битвы: «Девять месяцев будут видны каждую ночь до утреннего рассвета сражающиеся огненные всадники и кони за пределами неба» (Новый Зогар, Валак 135). Люди увидят звезду, воюющую с семью звездами струями ослепительного пламени. Святая земля содрогнется на 54 мили в окружности от места Храма. Подземная пещера изрыгнет огонь, способный сжечь весь мир. Откроется могила Моисея, а над могилой Рахили поднимется свет.

Египтяне угнетали рабов физически, современная цивилизация порабощает людей духовно: «Все мы заблудились как скот» (Ис. 53:6). Во время казней происходил одновременный процесс отделения евреев от массы народов и соединения с благоразумными египтянами, преодолевшими привязанность к обреченному миру[12]: «И также большое смешение вышло с ними» (Исх. 12:38). Отношение к будущему посланнику определит новых избранников: «Люди будут презирать мессию и горевать, что ошиблись в этом сумасшедшем. Скажет им Всевышний: вы называете его безумным, но скоро увидите свет, идущий как сильная буря, и поверившие в него не сотрутся из книги жизни» (Большие дворцы 35, 5). В сакральной истории неоднократно повторялись попытки погубить мессию, создающего плацдарм будущего в настоящем: «Поднимется мессия внутри огненного столба к небу» (Зогар, Исход, 103).

Глубокий смысл Зогара контрастирует с невероятно слабой стилистикой, грубыми грамматическими и морфологическими ошибками, нелепой конструкцией предложений, постоянными повторениями одинаковых слов и мыслей даже в рамках одного абзаца, частым использованием древнееврейских слов. Примитивный арамейский язык не оставляет сомнений в авторстве, ибо трудно предположить, что легендарные мудрецы не знали родную речь. Вероятно, Моше де Лион писал на языке, которым не владел в должной мере, чтобы придать рукописи аромат древности. Книга, вопреки неприглядной форме, обладает удивительной способностью возбуждать образы и ощущения подобно музыке или поэзии.

Даниэль Мэтт, сравнивая переводы Зогара на английский язык, отмечает плавность изложения за счет неправильной передачи текста[13], пропуска непонятных терминов, трудных пассажей и целых абзацев. Недостаточную точность своего перевода Мэтт оправдывает невозможностью уловить ускользающий смысл фразы, отрицающей свое утверждение. Зогар генерирует множество смысловых значений, обладая схожей структурой с Библией, объясняющей одновременное развитие противоположных миров. Порой стихи обладают четырьмя почти равноценными вариантами прочтения, поэтому возможна только интерпретация текста: «Переводящий дословно – лжец, а добавляющий от себя – богохульник» (Вавилонский Талмуд, Венчания 49а).

Зогар может подготовить человека к восприятию иной реальности[14], изменив сознание, неспособное представить одновременную череду событий в противоположных направлениях и мирах. Суть Зогара в мистическом объяснении Торы, поэтому несущественные фрагменты упущены[15] по указанию автора: «Внешняя сторона всегда предшествует сердцевине, охраняя развивающийся плод до его созревания, а затем выбрасывается» (Зогар, Суды 265). Расположение отдельных стихов изменено в соответствии с порядком творения. Краткие комментарии являются попыткой понять скрытый смысл великой книги, которая семь веков волнует иудейских и христианских мистиков.

  

 

Пролог

 

  

«Как лилия среди колючек» (Песн. 2:2) – это собрание Израиля. Лилия обладает красным и белым цветом, и Израиль подвержен суду и милосердию. У лилии 13 лепестков, и Бог после первого упоминания вывел 13 слов[16], окружив Израиль со всех сторон 13 степенями милосердия для защиты.

 

Зогар начинается с конечной цели – создание двойственного зародыша будущего мира, названного Израиль, ибо конец заключен в начале, а начало в конце, как пламя неотъемлемо от угля: «Из начала зовет конец» (Ис. 46:10). Развитие космоса подобно цветку, поскольку все подчинено всеобщему принципу. Имя «Бог[17]» – метка, отделяющая этапы творения. Лилия находится среди колючек, поэтому зародыш защищен милосердием, но после рождения подлежит суду.

 

Второе упоминание (имени) окружает лилию 5 жесткими лепестками[18], названными избавления, ибо они 5 ворот: «Чашу избавлений подниму я» (Пс. 115:4) – это чаша благословения, лежащая, как лилия, на 5 крепких лепестках подобных 5 пальцам.

 

Лилия уже окружена 13 защитными лепестками, в том числе небесами, землей, хаосом, тьмой, бездной и ветром. Пять последующих лепестков означают создание иного космоса, поскольку двойственный зародыш возник в результате соединения противоположностей. Два переплетенных мира, являясь взаимной опорой, развиваются в течение шести дней, между которыми существуют пять промежутков – это другая невидимая сторона. Каждый день творения сопровождается гибелью и возрождением реальности, поэтому 5 лепестков – это ворота в противоположный мир. Пяти исходам соответствуют четыре вещи, сделанные Всевышним для защиты избранников: одежды для первой четы, знак Каина, радуга и скрижали. Другое значение слова «благословение» размножение деревьев пересадкой черенка. Аналогично развивается человечество с помощью посланцев из иного мира.

 

От второго до третьего (написания имени) – 5 слов, отсюда и дальше – это сотворенный, скрытый и включенный в союз свет, который вошел в лилию и произвел в ней семя, что называется «дерево, делающее плод, в котором семя его» (Быт. 1:12). Семя находится в самом знаке союза, чей образец рассеивается 42 спариваниями от этого семени. И также сеется имя формирования и распространения 42 буквами в процессе творения.

 

Свет, означающий новое творение, вошел во тьму, в лилию, вышедшую наружу, скрылся под новой твердью, образуя очередной зародыш будущего мира. Описана тройственная структура космоса: дерево приносит плод, чье семя породит новое дерево. «Образец союза» некая матрица, размножающая материальные и духовные объекты. 22 буквы священного алфавита имеют 21 пробел, как невидимое писание противоположного мира: «Черный огонь возник над белым огнем, и включил правое в левое, и возвратил левое в правое» (Зогар, Итро 361). Относительно иной реальности также существует 21 пробел, поэтому двойственный зародыш будущего развивается с помощью 42 спариваний и 42 соединений букв.

 

«Бутоны показались в земле» (Песн. 2:12) – акт творения в третий день, соответствующий (стиху) «вывела земля» (Быт. 1:12). «Время обрезания веток настало» – в четвертом дне «истребление тиранов» (Ис. 25:5). «Голос горлицы» – в пятом дне «произвели воды порождения» (Быт. 1:21). «Услышим» – в шестом дне «сделаем Адама» (Быт. 1:26). В будущем, наоборот, действие будет предшествовать слуху: «Сделаем и услышим» (Исх. 24:7). «В земле нашей» – суббота, подобная земле живых[19].

 

Земля вывела наружу скрытый под ее поверхностью мир. Четвертый день считался началом гибели, связанной с появлением времени, несущем неминуемое уничтожение. Воды произвели неизвестную форму жизни, обитающую в ином мире, иначе непонятно, почему Бог благословил пресмыкающихся, а не животных. Адам сотворен последним, поэтому новый противоположный мир, где действие предшествует слуху, начался с создания человека: «И образовал Господь Адама из праха земли» (Быт. 2:7).

 

Бутоны – это отцы, задуманные, переброшенные и скрытые в будущем мире среди истинных пророков подобных Иосифу. Они открываются при появлении радуги, когда «время обрезания ветвей наступает» – истребление грешников, спасенных от гибели вместе с миром. Голос занимающихся Торой детей вызвал появление отцов и спасение мира: «Золотые бусы сделаем тебе» (Песн. 1:10) – это дети, юноши и молодые мужчины, как написано «И сделаешь два золотых херувима» (Исх. 25:18).

 

Отцы – это мессии, пришедшие из иной реальности, подобно скрытому свету, чтобы создать невидимое будущее, открытое в пророчествах, которым никто не верит. Христианская доктрина разносит во времени момент страдания и вселенской славы Христа. В иудейской традиции существуют два избранника: гибнущий и торжествующий. Зогар пишет о трех посланниках: «Мессия сын Давида[20] – лев с правой стороны. Мессия сын Иосифа – вол с левой стороны, а Моисей – орел посередине» (Зогар, Законы 481). Эта концепция не учитывает царя Саула, чаще других названного мессией. Вероятно, должно быть четыре посланника, соответственно четырем взаимосвязанным мирам, по двое от сынов Лии и Рахили. Саул и Давид действовали совместно, устанавливая царство. Иосиф и Моисей разнесены во времени и пространстве, поскольку выполняли противоположные функции: соединение и разделение Израиля с народами мира. Иосиф стал вторым лицом в государстве, египетский принц проделал обратный путь: из дворца в пастухи. Иосиф был жертвой, Моисей убийцей. Один поработил весь мир и спас людей от голодной смерти, другой вывел народ на свободу, но погубил великое множество египтян и евреев. Три рода поколений будущего мира подобны трем частям ковчега, внутри которого находились скрижали, а на внешней крышке два литых херувима. Предопределенное будущее зависит от прошлого, наподобие соединенных в кольцо бус: «Что было, то и будет» (Еккл. 3:15) – Моисей, бывший избавителем в Египте, будет избавителем в будущем. «И то, что должно быть, уже было» – два мессии, которые будут, уже были, ибо был Иосиф и был Давид» (Зогар, Законы 483).

 

«Поднимите вверх глаза ваши и посмотрите, кто сотворил эти» (Ис. 40:26) – вопрос относится к всемогущему скрытому Старцу, называемому «кто», расположенному выше непостижимого края небес, который (также) называется «кто». Внизу есть другой (край) – «что». Человек, желающий постичь скрытое «кто», исследует до конца всех уровней, где находит «что» – что ты узнал и увидел? Все также неизвестно как вначале.

 

Границы познаваемой вселенной очерчены с помощью превращения вопроса в утверждение. Всевышний обитает за краем небес, поэтому невозможно определить его качества и назвать по имени. Для нижнего мира нет разницы между непознаваемой божественностью и краем небес, названных одним именем. Другая граница «что» отличается от первой только относительно среднего уровня. Человек, желающий постичь скрытую истину, поднимается к верхнему уровню, и возвращается в исходную точку, поскольку находится в замкнутом космосе.

 

Во время разрушения храма раздался голос: «Что я приведу в свидетельство тебе» (Пл. Иер. 2:13) – «что» свидетельствует с древних времен: «Привожу я в свидетели перед вами небеса и землю» (Втор. 30:19). «Что я приведу в подобие тебе» – увенчаю тебя святыми венцами и вознесу над всем миром: «Этот ли город, названный совершенством красоты» (Пл. Иер. 2:15). Назову тебя «Иерусалим отстроенный как город слитый в одно» (Пс. 121:3). Клянусь, что не войду в святой город вверху, пока не войдут воинства внизу, и в этом сравнении твое утешение. А теперь «велико как море поражение твое» (Пл. Иер. 2:13), но тебя излечит верхний скрытый уровень «кто», дающий жизнь всему сущему.

 

Два равноценных состояния космоса, являясь одним целым, выглядят относительно средней двойственной точки, как начало и конец. Край небес «что» изначально свидетельствовал о гибели старого и рождении нового мира, где все явления принимали противоположные значения. Адам, вкусивший плод древа познания, был изгнан. Ной, названный до потопа «человек праведник», в новой реальности стал «человек земли». Строители башни, достигнув небес, рассеялись по миру. По преданию, израильтяне утратили после греха с тельцом святые короны, отгоняющие ангела смерти. Достижение высшего уровня грозит неминуемым падением, соответственно, спуск на дно вызывает стремительный подъем[21]. Голос утешает разрушенный Иерусалим сравнением с небесным городом, ибо верхние и нижние миры взаимосвязаны как начало и конец, смерть и возрождение, поэтому небеса, дающие жизнь всему сущему, зависят от земли.

 

«Кто» – край небес сверху, «что» – край небес снизу. Это унаследовал Яков, связавший (мир) от первого до последнего края, и стал посередине, поэтому «кто сотворил эти». Если «эти» – звезды и созвездия, то они всегда видимы, ибо сотворены «что»: «По слову Господа небеса сделаны» (Пс. 32:6). А если (речь) о скрытых вещах, то нет нужды писать слово «эти», поскольку (звезды и созвездия) видимы.

 

В одном манускрипте Зогара написано: «Кто» край небес сверху, «что» до края небес снизу». В первой редакции подразумевается две границы одного мира, во второй – одна граница между двумя мирами. Двойственный космос содержит видимые звезды, сотворенные «что», и невидимую сторону, созданную «кто», подобно парадоксальной личности патриарха, который, как Израиль, послал Иосифа на верную смерть к братьям, но как Яков скорбел об утраченном сыне.

 

Скрытый Всевышний пожелал открыться и сделал точку, ставшую мыслью, образовав ею все образы и формы. И высек внутри святой скрытой свечи набросок невидимого образа, некое глубинное построение, вышедшее из мысли, называемой «кто», бывшей началом этого построения, которое невозможно определить или назвать иначе. «Кто» пожелав выйти наружу и назваться именем, облачилось в светящееся одеяние и сотворило «эти», которые обрели имя.

 

Точечная мысль, как перо, рисующее чертеж, или семя, породившее большое дерево, создала образы и формы скрытых сфер. Изначальный замысел «кто» облачился в свет, а на другом конце вселенной покрылось тьмой «что», поскольку одно не может существовать без другого. Отделение «кто» и «что» в скрытой сфере вызвало соединение света и тьмы во внешнем космосе, и появление двойственных «эти» (схема 1). Свет, порожденный скрытой свечой, смешался с тьмой, соответственно тьма вошла в свет. Первоначальная точка была семенем, породившим мировое дерево с ветвями «кто» и корнями «что», принесшее плод «эти», содержащий внутри семя новой вселенной, развивающейся в противоположном направлении[22].

 

 

 

 

 

 

 Схема 1

 

Соединенные буквы образовали имя Бог, неназванное до сотворения «эти», поэтому сказали о тельце: «Эти боги твои, Израиль» (Исх. 32:4). «Кто» объединилось с «эти», и также имя соединилось, и по этому принципу осуществился мир. Небеса и их воинства сотворены «что»: «Величественное что поставил ты во всей земле, которое сделал ты своей славой на небесах» (Пс. 8:2)(что) названо по имени.

 

«Что» сотворили небеса видимую часть «эти», невидимая и неопределенная сторона создана «кто». Два проявления скрытой божественности различались относительно нижнего мира, являясь вверху одним целым, поэтому поколение пустыни не отличало старое и новое творение: «Эти (не это) – боги твои». Комментаторы полагали, что евреи видели одну сторону божественной колесницы с четырьмя святыми животными, и ошибочно полагали, что телец под престолом Всевышнего – проявление невидимого Бога. По другой версии, Моисей бросил в Нил золотую таблицу со словами «бык встань[23]», чтобы поднять саркофаг Иосифа. Волшебная таблица, подобранная одним евреем, попала в огонь, когда народ требовал создания идола. Из костра вышел телец[24], который двигался, мычал и имел черты различных животных. Из Египта вынесли только одну святыню – гроб Иосифа. Возможно, евреи обожествляли спасителя от голодной смерти, и поклонялись его родовому символу – тельцу.

 

И сотворил свет для его света[25], облачив одно в другое, поэтому «В начале сотворил» (Быт. 1:1) – высшего Бога[26], ибо «что» осуществилось, когда сошли буквы слова «эти» сверху вниз, и мать отдала свои одежды дочери, украсив ее своими украшениями при появлении всего мужского: «К лицу Господа» (Исх. 34:23), и тогда назвалась «господин». Подобно этому написано: «Вот, ковчег завета, господин всей земли» (Нав. 3:11). И ушла буква хей и вместо нее вошла буква юд, и она облачилась мужскими одеждами как все мужское Израиля.

 

Грамматически правильное понимание первого стиха «В начале сотворил богов небес и земли» подразумевает эманации непостижимого Творца. Вселенская метаморфоза объяснена метафорой сакрального инцеста. Соединение света отца «кто» и тьмы матери «что» породило двойственные «эти»: сына и дочь (схема 1). Одна часть «эти», достигнув уровня прародителей (схема 2), соединилась с «кто» и сформировала имя Бог, вторая часть на другом конце вселенной соединилась с «что». В последние времена (схема 2) сын приближается к матери, а дочь, облачившись материнскими одеждами, занимает ее место и соединяется с отцом, создавая новый противоположный космос, где конец превратится в начало, тьма в свет, а «что» станет «кто[27]».

 

   

 

Схема 2

 

Другие буквы (слова «эти») привлекли сверху Израиль: «Эти я вспомню» (Пс. 42:4) – изолью в слезах желание души, чтобы вывести эти буквы, и подняться вверх «к дому божьему». Молчание воздвигло верхний и нижний храм, поэтому слово стоит одну монету – произношение и объяснение, а молчание две – ибо им сотворены и отстроены два мира как один.

 

В нижнем мире разделенные буквы слова «эти» привлекли на более высокую ступень Израиль, который, в свою очередь, влиял на божественные сферы. Взаимодействие двух уровней мироздания иллюстрирует известная поговорка[28]. Произнесенное слово составляет две стороны одной монеты как определение и объяснение, имеющее ценность только в этом мире, поскольку отделяет предмет от небесного прообраза. Молчание связывает две реальности, поэтому стоит две монеты, воздвигая храм, соединивший оба мира.

 

«Выводящий по количеству воинство их» (Ис. 40:26) два обозначенных уровня: верхний «кто» и нижний «что». «Выводящий[29]» указывает на верхний уровень, не имеющий подобия, а «выводящий хлеб из земли[30]» указывает на нижний уровень, и все одинаково. «По количеству»600 000 выводят воинства по бесчисленным родам. Безымянный уровень «кто» не выводит скрытое в нем, но когда «эти» обрели имя, был назван «Бог», и силой этого имени вышли полностью: «По имени назовется» каждый род вышел во всей полноте. «Смотри, назвал я по имени» (Исх. 31:2) упомянул свое имя, чтобы Веселеил достиг совершенства. «Никто не отсутствует» (Ис. 40:26) 600 000 вышли силой этого имени, поэтому, когда умирал и наказывался Израиль за свою вину, были сосчитаны и сохранены эти 600 000, чтобы никто не отсутствовал вверху и внизу.

 

«Кто» и «что» отличаются друг от друга с точки зрения одной из сторон «эти» (схема 1), поэтому движение небесного воинства вниз равнозначно подъему обитателей нижнего мира вверх. Скрытая божественность проявилась в имени Бог – творящей силы нового космоса, где единственность распространилась во множество, а неизмеримость в определенное число 600 000, равное для звезд и спасенного остатка уничтоженного мира. Шестьсот тысяч вышли из Египта, отделившись от обреченного человечества, и равное количество избранников совершат исход в конце нашей реальности. Моисей поднялся на гору, где видел предметы небесного служения, а святой дух спустился вниз, вдохновив Веселеила на создание скинии.

 

2000 лет до сотворения мира Всевышний рассматривал и переставлял скрытые буквы, проходящие перед ним от конца к началу. Первой была буква тав: Господин, сотвори мир мной, завершающей на твоем перстне истину. Ответил: ты красива и пряма, но не подходишь для творения мира, поскольку в будущем будешь начертана на лбах сильных верой, которые исполнят Тору от первой до последней буквы, и умрут от твоего начертания, завершающего (слово) смерть. И ушла.

 

Древние комментаторы разработали уникальную концепцию книги, созданной раньше существования мира, как чертеж предшествует строительству здания. Священный алфавит, скрытый в предыдущем космосе, где все явления имели противоположное значение, разворачивался в обратном порядке. Последняя буква тав, бывшая первой, завершала слово «истина», начертанное на лбу легендарного голема[31], умерщвленного отнятием буквы алеф, что превратило истину в смерть. Тав парадоксально связана с гибелью праведников, исполнивших все заповеди. Слово «праведник», читаемое наоборот, означает смерть в противоположном мире.

 

Вошла буква шин: Господин, сотвори мир мной, начинающей твое святое имя Всемогущий. Ответил: красива ты, хороша и правдива, но буквы лжи взяли тебя. Если сотворю тобой мир, возникнет ложь, и буквы коф и реш[32] возьмут тебя, ибо ложь всегда содержит в своей основе истину. Шин – буква правды, объединенная с отцами, но буквы каф и реш, видимые на стороне зла, присоединят к себе шин, чтобы существовать. И ушла.

 

Буквы подобны живым существам, пришедшим к Адаму, чтобы получить имя, означающее функцию в новом мире, завершенном собиранием в Ноев ковчег людей и животных, достойных спасения, а также, по преданию, духов, бесов и парных понятий. Правдивая шин, начинающая одно из имен Всевышнего, соединилась с буквами противоположной стороны, образуя слово «ложь». Шин – вторая буква в обратном алфавите, вероятно, начинала предыдущее творение, образовав слово «связь», означавшее соединение противоположностей.

 

Вошла буква цади: Господин, сотвори мир мной, печатью праведников: «Праведник Бог, любит праведность» (Пс. 10:7). Ответил: моя праведная сторона должна быть скрытой, чтобы лишить мир предлога (грешить). Юд  из святого имени объединился с буквой нун и стал цади. Адам сотворен двулицым, поэтому стороны буквы юд обращены назад, подобно , а не друг к другу как , одна направлена вверх, а другая вниз. В будущем будешь распилена и повернута лицом к лицу. И ушла.

 

Верхние части цади, подобно двуликому Адаму, обращены в разные стороны , но в будущем буква разделится на половину, устремленную вверх , означающую праведность, и половину, устремлению вниз , символизирующую грех, который постепенно откроется, смешиваясь с праведностью. Полное проявление греха, как во время потопа, приведет к его отделению, и соединению противоположностей в новом мире, где цади обретет иную форму, и отрезанные стороны сойдутся, повернувшись лицом к лицу .

 

Вошла буква пе: Господин, сотвори мир мной, искупающей будущее избавление. Ответил: ты красива, но есть в тебе скрытое преступление, вроде кусающей змеи, спрятавшей жало, или грешника, пригнувшего голову и шарящего руками. И в букве аин есть грех, хотя говорит о скромности. Не сотворю тобой мир. И ушла.

 

Будущее искупление подразумевает преступление в прошлом, поскольку правда содержит ложь, праведность – грех, а добро – зло. Аин, напоминающая человека с растопыренными руками, одновременно содержала грех и скромность. Претензии букв на избранность обусловлены определенными фундаментальными функциями, благодаря которым они проявились в новом мире. Непригодность букв объясняется включением в состав противоположных понятий.

 

Вошла буква самех: Господин, сотвори мир мной, поддерживающей падающих: «Поддерживает Господь всех падающих» (Пс. 144:14). Ответил: ты должна быть на своем месте опорой падающим. И ушла. Вошла буква нун: Господин, сотвори мир мной, ибо я «страшна пороками» (Исх. 15:11), а в прославлении праведников «прекрасна хвалениями» (Пс. 32:1). Ответил: возвратись на свое место и опирайся на букву самех, которая вернулась ради тебя. И ушла.

 

Самех, начинающая слово «поддержка», являлась опорой для следующей буквы нун, начинающей слово «падающий». Каждая буква имела определенное назначение в будущем мире, поэтому падающие не упадут, а лишатся существования без поддержки. Нун, в отличие от предшественниц, прямо заявила о своей двойственности: «страшна пороками» и «прекрасна хвалениями», что могло быть достаточным для начала творения, если бы не связь с предшествующей буквой самех.

 

Вошла буква мем: Господин, сотвори мир мной, ибо ты называешься царь. Ответил: возвратись на свое место с ламед и каф[33], чтобы в мире был царь. Сошла буква каф с престола славы: Господин, сотвори мир мной – твоей славой. И начали падать 200 000 дрожащих миров. Сказал Всевышний: каф, каф, что ты делаешь, не сотворю мир тобой, вернись на свое место, ибо в тебе «полное разрушение» (Ис. 10:23). И сразу ушла.

 

Мем начинает слово «царь» – организующее начало нижнего мира, вероятно, речь шла о верховном ангеле, охраняющем обреченную реальность. Исход начался после свержения ангела Египта на небесах. Отсутствие буквы мем препятствовало творению в нижнем мире, но уход из верхнего мира буквы каф грозил гибели всей вселенной. Каббалисты убеждены, что замена буквы бет на каф может разрушить все мироздание.

 

Вошла буква юд: Господин, сотвори мир мной, начинающей святое имя. Сказал: достаточно тебе быть отмеченной во мне, поднимись, чтобы не отрываться от моего имени. Вошла буква тет: Господин, сотвори мир мной, ибо ты называешься добрым и прямым. Ответил: твоя доброта спрятана внутри, а скрытое благо имеет долю только в будущем мире: «Как велико добро, которое ты скрыл» (Пс. 30:20). Из-за этого погрузятся ворота дворца: «Вдавились в землю ворота ее» (Пл. Иер. 2:9). И напротив тебя стоит буква хет, соединение с которой образует (слово) «грех», поэтому нет этих букв среди святых колен. И ушла.

 

Буква юд не подошла для сотворения мира, поскольку входила в состав четырехбуквенного имени[34]. Буква тет начинала слово «добро», скрытое во зле, подобно свету, укрытому под тьмой тверди. Добро, спрятанное для будущего мира, проявляется в настоящем времени в виде зла, чтобы разрушить твердь и освободить заключенный под нею свет нового творения. Соединение букв тет и хет образует слов «грех», что являлось дополнительным препятствием для избранничества.

 

Вошла буква заин: Господин, сотвори мир мной, ибо дети твои будут соблюдать субботу: «Помни день субботний, освящая его» (Исх. 20:8). Ответил: в тебе есть острый меч и копье войны, и ты как буква нун. И сразу ушла. Вошла буква вав: Господин, сотвори мир мной, буквой из твоего имени. Ответил: достаточно тебе и хей быть высеченными внутри моего имени. Вошли буквы далет и гимель, и также сказали. Ответил: довольно вам быть вместе друг с другом, ибо не прекратятся несчастные на земле и нуждающиеся в милости. Далет – бедная, гимель – милостива, не разлучайтесь, и питайте друг друга.

 

Заин, внешне похожая на меч, являлась двойственной, подобно букве нун, содержала в себе антагонистичные начала: праздники и войну. Далет и гимель нуждались друг в друге, как бедность и богатство, составив пару противоположностей. Буквы сакрального алфавита одновременно являлись цифрами. Согласно гематрии – толкованию с помощью сопоставлений числовых значений, слова с равным числом обладают одинаковыми свойствами.

 

Вошла буква бет: Господин, сотвори мир мной, которой благословят тебя вверху и внизу. Сказал ей: конечно, ты будешь началом сотворения мира. Поднялась буква алеф, но не вошла. Сказал ей Всевышний: алеф, алеф, почему не входишь как все буквы? Ответила: Господин, все буквы были у тебя, и ты уже отдал великий дар, который не заберешь обратно. Сказал ей: алеф, алеф, хотя буквой бет сотворен мир, ты будешь главой всем буквам, и мое единство будет только в тебе, и тобой будут начинаться все исчисления и дела мира. И сделал Всевышний верхние большие и нижние малые буквы, поэтому сначала дважды (написано) «бет», а затем дважды «алеф». Первые буквы алеф и бет вверху, вторые алеф и бет внизу – единство верхнего и нижнего миров.

 

Предпочтение отдано букве бет, начинающей слово «благословение», актуальное для верхних и нижних миров, поскольку бет соединяла противоположности[35], что являлось началом нового космоса. Алеф последняя буква предыдущего алфавита, занятая концом, не успела к началу творения, поэтому стала первой. Первое и второе слово сакрального текста начинаются буквой бет, третье и четвертое буквой алеф. Верхние буквы бет и алеф начинают слова «В начале» и «Бог», нижние буквы принадлежат слову «сотворил» и определенному предлогу эт.

 

«В начале» (Быт. 1:1) – означает скрытую мудрость, на которой держится мир. Из 6 высших великих сторон исходят 6 источников и потоков, идущих к великому морю. «Сотворил шесть» – скрытый и неизвестный (Создатель) сотворил 6 высших дней, а остальные скрыты.

 

Трактат «Добавления Зогара» содержит семьдесят толкований, основанных на различном прочтении слова «берешит», состоящего в обычном понимании из предлога «в» и существительного «решит» – одного из десяти названий земли. Первое слово сакрального текста можно прочесть по-арамейски «сотворил шесть» – дней в познаваемом мире. Скрытые дни – это ночи, или дни противоположного космоса.

 

Скрытый святой высек набросок внутри потаенной внутренности, точку, расположенную в месте отсутствия всех точек. Этот набросок скрыт, словно некто запер все одним ключом, спрятанным во дворце. Вся суть в ключе, ибо он закрывает и открывает. Во дворце есть множество сокровищниц, одни над другими, и есть 50 способных скрываться ворот, которые разделились[36] на 4 стороны и стали (числом) 49, ибо для одних скрытых ворот нет стороны, и неизвестно вверху они или внизу.

50 двухстворчатых ворот делятся на 24,5 ворот верха и низа, «одни над другими», и в сумме равны 49. При обычном делении не учитывается связь между мирами, осуществляемая пятидесятыми скрытыми воротами, которые невозможно определить однозначно, поскольку одна створка принадлежат верху, а другая находятся внизу. Разделенные ворота в свою очередь делятся надвое, поэтому на каждой стороне мира расположены 12 ворот – сакральное число равное количеству колен, знаков Зодиака, месяцев года. Связь осуществляет небольшой избыток, оставшийся при делении, или остаток в противоположной системе. У Якова, кроме двенадцати сынов, была дочь Дина, чей пол, по преданию, изменился в утробе матери. Неровное деление вызывает постоянные проблемы с календарем.

 

Внутри ворот есть замок и узкое место для ключа. (Ворота) не ведают о скважине, но знают о ключе. «Берешит[37]» – это открывающий и закрывающий ключ. «Шит[38]» – ворота, включенные в закрывающий ключ, поэтому «берешит» – это одновременно открывающее и закрывающее слово. «Бара[39]» – это закрывающее слово, которое запирает и не открывает, и (тогда) нет существования мира, и все во власти тьмы и хаоса.

 

Скрытые ворота в закрытом состоянии отделяет узкая двойственная скважина, подобная двухстворчатым воротам, сделанная по размеру ключа, поскольку является его отображением в противоположной системе. Ворота не знают о внутренней скважине, в отличие от расположенного снаружи ключа, который открывает ворота, превращая «узкое место» в открытое пространство. Соединение противоположностей в нижнем мире, вызывает разделение вверху, влекущее новое соединение. Творение одновременно происходит в вертикальной и горизонтальной проекции – в соответствии с четырьмя сторонами мира. Двойственный ключ принадлежит другой вселенной, относительно которой он является воротами, а скважина – ключом, поэтому «ворота включены в ключ». Первое слово сакрального текста «берешит», включающее в себя второе слово «бара» – сотворил, содержит ключ и ворота, которые одновременно открывают и закрывают друг друга. Отдельное написание слова «бара» означает, что ворота и ключ отделены, поэтому творение в сжатом пространстве означает открытие ворот и власть хаоса в противоположном космосе.

 

Авраам открыл ключом ворота и произвел порождения: «Эти порождения небес и земли при сотворении их» (Быт. 2:4) – Авраамом. Буквы снова использовали все закрытое прежде словом «бара» и вывели святую основу мира «эвер», производящую порождения, преобразованную[40] в слово «бара». И скрытое вверху «кто» создало другое начертание во славу своего имени и сотворило «эти». И (внизу) благословенное имя «что» изменило слово «бара» на «эвер». Созданные одновременно святые «эти» и «эвер» находились на разных сторонах. Для «эвер» отделилась буква хей, а для «эти» юд, дополнив обе стороны, и к каждой из них добавилась буква мем. Святое имя Бог и имя Авраам исполнились одновременно, и возникло полное имя, и появились порождения: «Эти порождения небес и земли при сотворении их» были приостановлены до появления имени Авраам, которое исполнилось вместе со святым именем: «В день создания Господом Богом земли и небес».

 

Авраам, обладавший функцией ключа, открыл ворота, разделив двойственные «эти», что привело к двум новым соединениям (схема 2). Вверху возникли новые «эти», внизу появились творящие слова «бара» и «эвер», состоящие из одинаковых букв в разной последовательности. Скрытая божественность проявилась в двух противоположных системах. «Кто» отдало букву юд слову «эти» (эли), и получилось «элои» – мой Бог. «Что» дало букву хей слову «эвер», и составило «эвра» – почти готовое имя Авраам. Присоединение оставшихся от «кто» и «что» букв мем сформировало в верхнем мире имя Бог (Элоим), а в нижнем имя Авраам – душу мессии[41], созданную до сотворения мира. Встреча Творца с избранником произошла в середине времен, предполагая изначальную взаимосвязь Авраама с сотворением небес и земли Богом, и созданием земли и небес Господом – в противоположной реальности.

 

Нет доли в будущем мире у тех, кто каждый день не обращает тьму в свет, не чувствует горечь сладкой, и не ожидает света, возникшего при посещении царем лежащей в прахе лани, бьющей по 390 дрожащих в смятении твердям. Он плачет и кипящие, как огонь, слезы падают в великое море. И встает назначенный над морем (ангел), и обещает поглотить все воды творения, чтобы святой народ прошел по иссохшим водам как по суше.

Обращать тьму в свет и чувствовать сладость горечи – означает обратиться к будущему миру, который во всем противоположен настоящему. Лань символизирует рождение нового космоса: «Одна лань на земле, закрытая со всех сторон, кричит в родах, поместив голову между ног. И посланная змея кусает ее лоно, чтобы облегчить роды» (Зогар, Когда послал 182-183). Моисей, подобно змее из притчи, мучил египтян и евреев ради рождения Израиля. Исход отчасти зависит от метаморфозы избранников, которые должны обратиться, чтобы перейти в новый мир по воде как по суше.

 

«Вложу слова мои в уста твои» (Ис. 51:16) – Творец внимает мудрецам, и каждым обновленным словом тайной мудрости делает одну твердь. Восходящее слово, соединившись со словами Старца, входит в 18 скрытых миров, видимых только Богу. Оттуда цельные (слова) восходят и нисходят, образуя твердь, называемую новые скрытые небеса тайну высшей мудрости. Обновленные слова Торы, представ перед Богом, опускаются и собираются к новой земле: «Когда новые небеса и новая земля, которые я делаю[42], стоят передо мной» (Ис. 66:22) – постоянно возникают из новых слов и тайн Торы. «Тенью моей руки покрою тебя, чтобы склонить небеса и основать землю» (Ис. 51:16) – множество высших ангелов хотели сжечь Моисея пламенем уст, но Всевышний прикрыл его. И теперь Бог укрывает обновленное слово Торы, пока создадутся новые небеса и земля, чтобы (ангелы) не завидовали мудрецу. Все скрытое от глаз имеет высшую пользу: «Сказать Сиону, ты народ мой[43]» (Ис. 51:16) – ты со мной, как соучастник, сделавший, подобно мне, небеса и землю своими словами.

 

Человек – единственное существо, способное к творчеству, занят удовлетворением собственных потребностей. По преданию, Змей объяснил запрет древа познания ревностью Бога к потенциальным конкурентам в создании миров. Волшебники поколения потопа, овладевшие всеми природными духами и ангелами, ответственными за работу небес, могли остановить солнце и изменить ход созвездий. В идеальном случае люди, осознавшие божественный план, могут стать соучастниками творения. Ангелы, защищавшие обреченную реальность, противились созданию Адама и Израиля, бывшего зародышем нового мира, поэтому хотели убить Исаака, Якова и Моисея.

 

Навстречу обновленному слову, сказанному без знания тайн Торы, выходит из отверстия великой бездны лживый человек со своей женой, чтобы сделать из него ложную твердь, с которой соединяется развратная женщина, убившая множество тысяч, обладая правом и возможностью пролететь весь мир в одно мгновение: «Тянут преступление лживыми веревками, и канатами повозку греха» (Ис. 5:18) преступление – мужское, грех – женское[44]. «Много убитых положила» – эта грешница, умертвившая людей, по вине ученого, не постигшего смысла.

 

Разумеется, не каждое ложное толкование используется для создания противоположного космоса. Тора, иногда называемая во множественном числе, содержит вариативные линии развития. Можно прочитать, что Сара забеременела от фараона, Агарь в пустыне от ангела. Во время изгнания служанки, произошла подмена сынов, чьи имена не называются в течение всего эпизода. Лот укрывал праведных жителей города, которых хотели уничтожить ангелы. Истинные небеса не могут существовать без ложных небес, как жизнь невозможна без смерти.

 

Мир создан Торой: «Я буду его воспитанницей, забавою каждый день» (Притч. 8:30). Творец смотрел в нее четыре раза, чтобы научить людей избегать ошибок: «Видел ее, прочитал, приготовил и исследовал» (Иов 28:27). В соответствии с четырьмя способами (познания) сотворил Всевышний мир, а прежде привел четыре слова: в начале, сотворил, Бог, (определенный артикль) эт. И лишь затем небеса – результат четырехкратного рассмотрения Торы до начала действия.

 

Четырехкратное рассмотрение Торы соответствует четырем взаимосвязанным мирам, чье единство вмещает все противоположности, материю и пространство, прошлое и будущее, божественное и мирское. И все взаимоисключающие линии развития сливаются в одну неповторимо прекрасную, но непереносимую для человеческого сознания картину: «И ты сойдешь с ума от открывшегося твоим глазам» (Вт. 28:34).

 

Три первых дня не открывались до четвертого (дня), который вывел их силу. Действия трех высших основ: огня, воды и ветра были приостановлены и скрыты, пока земля не открыла их дела: «Вывела земля растительность» (Быт. 1:12) это произошло в четвертый (день), включенный в третий, чтобы быть одним без разделения.

 

Земля забеременела от вошедших в нее элементов огня, воды и ветра, протекла сквозь собранные воедино воды, и породила скрытый под ее поверхностью мир, проявившийся в четвертый день. Все дни творения взаимосвязаны: «От света первого дня светят солнце и луна в четвертом дне. Во второй день сотворена твердь внутри вод, и в пятый день выведены водные существа, зависящие от второго дня. В шестой день сотворен Адам из праха третьего дня, который уровень Якова, состоящего из воды и огня» (Новый Зогар, Итро 87-89).

 

Четвертый день открыл действие предыдущих (дней), являясь четвертой ножкой высшего престола. Все дела первых и последних дней заключены в субботнем дне: «И закончил Бог в день седьмой» (Быт.2:2) это четвертая ножка престола. «Субботы мои храните» (Лев. 19:30) две субботы ночи и дня, без разделения.

 

Творение, отчетливо направленное вниз, приобрело в четвертый день обратное движение, связанное с развитием новой двойственной земли, относительно которой первые дни были скрыты[45]. Четвертый день проявил первые дни в трех последующих, являясь четвертой ножкой святого престола, расположенной в новом мире, а три ножки оставались в старом творении. Двойная суббота четвертая ножка другого престола, одна часть которой поглощает последние дни, а другая ночи противоположной системы миров. Соединение суббот привело к возникновению двойственного первого дня нового космоса, соответственно, и ночи.

 

«Субботы» – верхняя и нижняя, включенные друг в друга и закрытые вместе. Другая неупомянутая суббота стыдливо сказала: Господин, со дня сотворения называюсь субботой, ведь нет дня без ночи. Ответил: дочь моя[46], ты названа субботой, поэтому дам тебе высшую корону. И провозгласил: «Святыню мою бойтесь» – это включенная Господом суббота субботней ночи, где находится страх.

 

Термин «бесконечность» принадлежит исключительно Богу, ибо все сотворенное конечно: «Все идет к одному месту, все вышло из праха и все возвращается в прах» (Еккл. 3:20). Седьмой день – это прекращение всего творения, подобное смерти, необходимой для возрождения души, отсутствие всего, кроме божественности: «И завершились небеса и земля, и все воинство их» (Быт. 2:1). Полное небытие также обладает двойственностью: верхняя и нижняя субботы, включенные друг в друга. Более того, другая неназванная суббота, которая тоже двойная, получила высшую корону, ибо суббота субботней ночи – означает день. Суббота освящена, согласно древнему комментарию, первозданным светом, следовательно и тьмой, что привело к возникновению первого дня новой вселенной, который одной частью находился в небытие, а другой проникал в новое творение. Бог благословил субботу, как и водных существ пятого дня и Адама, которым сказано: плодитесь и размножайтесь.

 

«Субботы мои» – квадрат внутри круга. «Эт[47]» включает предел субботы по 2000 локтей[48] в каждую сторону. Две (субботы) соответствуют двум упомянутым святостям: «и прекратились» (Быт. 2:1) 35 слов, и в другой (молитве) тоже 35 слов, составляющие 70 имен Всевышнего и собрания Израиля. Круг и квадрат это «субботы мои», включенные в «субботы мои храните» (Лев. 19:30). Однако высшая суббота включена в (стих) «помни[49]», ибо высший царь называется «царь и его примирение», а примирение это «помни». И нет раздора вверху, поскольку внизу есть два примирения: «Примирение, примирение у дальнего и у ближнего» (Ис. 57:19). «У дальнего», подобно «издалека Господь явился мне» (Иер. 31:3), и «стала сестра его вдалеке» (Исх. 2:4) – это Яков. «У ближнего», подобно «новые были поблизости» (Втор. 32:17) – это Иосиф.

 

Две субботы включены друг в друга как квадрат в круг, ибо ограниченное небытие порождает новую вселенную. Двум субботам соответствуют две равноценные святости конца и начала. Высшая суббота зависит от разделения космических противоположностей, которое приводит к двум новым соединениям. Одно подобно Якову, поверившего в неизвестного Бога, явившегося издалека, другое – Иосифу, принявшего египетское имя, или евреям, возжелавшим служить ханаанским богам, которые были поблизости.

 

Издалека – это высшая точка в дворце, включенная в «храните». «Святыню мою бойтесь» – точка в середине, наказывающая смертью: «Оскверняющие ее смертью умрут» (Исх. 31:14) – вошедшие во дворец круга и квадрата и испортившие точку, поэтому написано «бойтесь». Точка называется «я», над ней находится высший скрытый Господь. И все едино.

 

Небытие и бытие, божественное и мирское, взаимно ограничивают друг друга. Издалека – высшая точка, вблизи – нижняя точка, а святыня посередине, но все едино, поэтому нарушение границы и непредусмотренная планом творения встреча с Богом смертельно опасны. Моисей неоднократно рисковал жизнью, два сына Аарона поражены при освящении скинии, тысячи евреев погибли в пустыне. К ноге первосвященника, входившего в святилище, привязывали длинную веревку, чтобы вытащить труп в случае поражения.

 

«Ванея сын Иодая» (2 Цар. 23:20) – стих скрывает высшие тайны мудрости. «Сын человека живого» – праведник, живущий мирами. «Великий делами» – владеющий всеми высшими воинствами, называемый Господь воинств, вышедший «из Кабциеля[50]» – высшего скрытого уровня, вобравшего свет, от которого все исходит. В каркасе святого дворца, где собраны и скрыты все уровни, находятся все миры, и все святые воинства получают от него существование.

 

Описание одного из храбрых воинов царя Давида скрывает мистические тайны, вычитанные в смысловых значениях слов. Стих содержит четыре взаимосвязанных уровня: воин, ангел, Господь воинств и высший скрытый уровень Кабциель, описанный как дворец, фундамент, стены, и крыша которого составляют материальные миры, а в пространстве находятся духовные компоненты вселенной.

 

«Он поразил двух божественных львов[51] Моава» (2 Цар. 23:20) – два храма. Удаление равносильно уничтожению, ибо прекратилась эманация свыше, и святой престол пал: «Я в изгнании» (Иез. 1:1) – уровень, называемый «я». «При реке Ховар[52]» – прекратились источники вод и изначально текущая река «иссякнет и иссохнет» (Ис. 19:5) – при первом и втором храме. «Поразил» – ради небесного отца подверглись уничтожению и померкли все света Израиля.

 

Питающий вселенную световой поток собрался в единое место, и божественный уровень «я» слился с высшим первоисточником, что нарушило взаимодействие с нижними мирами. Прекращение божественной эманации сделало бесполезным храм, где жертвоприношения стали подобны подбрасыванию дров в печь без тяги. «Моав» – в данном контексте не название народа, а «от отца». Разрушение храмов, синхронизированное с космогоническими процессами высших уровней, повлекло изгнание Израиля. Большая часть народа была уничтожена, небольшой остаток перешел в иную реальность.

 

(Господь) сошел внутрь нижних уровней и убил льва, чтобы не поглощал добычу как прежде. «Внутри колодца» – на глазах другой злой стороны, которая, увидела его, и послала пса поедать жертвы. Имя льва Ориэль[53], имя пса Баладан[54]. «В снежный день» время появления грехов и начала высшего суда, поэтому написано «не убоится снега дом ее» (Притч. 31:21), то есть суда, ибо «весь ее дом имеет двойное одеяние» способен выдержать сильный огонь.

«Он поразил египтянина, человека видного[55]» (2 Цар. 23:21) –удалился из-за грехов Израиля, удерживая все блага и света. И поразил Моисея, светившего Израилю, о котором написано «человек египтянин спас нас» (Исх. 2:19) – там родился, вырос и поднялся к высшему свету. «Человек видный» (соответствует) «явный, а не в загадках» (Чис. 12:8), как написано «человек божий» владелец образа славы Всевышнего.

 

По преданию, рождение Моисея сопровождалось светом, поэтому мать осмелилась нарушить приказ фараона: «И увидела его, что хорош он» (Исх. 2:2). Свет Моисея, возникший во тьме преисподней, чтобы осветить все потаенные места земли, был скрыт в ковчеге: «Обернула его знаками, и редким покрытием из белого и черного цвета, чтобы уберечь от рыб плавающих в великом море» (Зогар, Исход 194). Свет, скрытый под телесной оболочкой пророка, пробился наружу, вызвав великий страх народа, что вынудило Моисея покрыться покрывалом: «Стало сиять лучами лицо его[56], и боялись подойти к нему» (Исх. 34:30).

 

«В руке этого египтянина копье» (Цар. 23:21) подобно (стиху) «жезл божий в руке моей» (Исх. 17:9) с высеченным святым именем, сотворенный в сумерках субботы. «И ударил скалу своим жезлом дважды» (Чис. 20:11) – согрешил  и подвергся суровому суду: «Сошел к нему с розгой» (2 Цар. 23:21). «И отнял копье из руки египтянина, и убил его из-за копья» умер и не вошел в святую землю[57], и удержал свет от Израиля.

 

Жезл Моисея в числе десяти чудесных вещей, наполовину материальных и духовных, сотворен в сумерках субботы для исправления грядущего мира. Моисей выполнил свою функцию, подобно льву над жертвенником, поэтому Бог забрал его душу поцелуем, поскольку смерть пророка была необходимым условием завоевания Ханаана. Евреев возглавил Иисус Навин, который, несмотря на чудотворство, не имел прямого контакта с небесами, обладая заимствованным светом[58].

«И он поразил человека египтянина ростом в пять локтей» (1 Пар. 11:23), который «очень велик в земле Египта в глазах рабов» (Исх. 11:3). «Человек рослый» и «человек видный» (2 Цар. 23:21) – одинаковые (понятия) как суббота и ее граница. Написано «размер их за городом» (Чис. 35:5), и «не делайте неправды в суде, в мере» (Лев. 19:35). «Человек рослый» – как Адам, ибо «пять локтей» означает до конца мира. «В руке египтянина копье как навой ткачей» (1 Пар. 11:23) – божий жезл с комбинациями букв, светившими на все стороны света выгравированным в 42 разновидностях имени, высеченный Веселеилом и его помощниками, называвшиеся ткачи: «Исполнил их сердце мудростью, чтобы сделать всю работу резчика, искусного ткача и вышивальщика» (Исх. 35:35).

 

В обеих стихах, повествующих о смерти Моисея, использованы различные значения слова «мида» – размер и мера. Автор полагает, что пророк подобен Адаму, чей рост, по преданию, простирался до грехопадения до конца мира, поскольку в обоих случаях речь идет о создании новой реальности. Аналогично навой ткача сравнивается с жезлом Моисея с высеченными 42 разновидностями святого имени соответствующие 42 спариваниям семени нового мира и 42 буквам двойного алфавита.

 

«Из тридцати» (2 Цар. 23:23) – наиболее видных низвел вниз и приближался к избранным. «А к трем не пришел» – они приближались к нему, щедро одаривая. «Начал Давид слушать его» – не вошел в их число, но (Бог) всегда был в его сердце без разделения. Давид обратился к нему, а не он к Давиду, ибо восхваления, гимны и милость луны побуждают солнце к соединению.

 

Давид, в отличие от Моисея, находился в середине времен, поэтому его звезда – символ двух взаимосвязанных миров в состоянии равновесия. Царь, одаренный божественной благодатью, отвечал псалмами и восхвалениями, являясь отражением небесного образа. Избранник жаждал непосредственного контакта, возможного только в последние времена, подобно луне, отдаленной от солнца. Давид не удостоился строительства храма, соединявшего небеса и землю, который был высшей точкой развития, означавшей неминуемое разделение народа после смерти царя Соломона: «Не ходите, и не начинайте войну с братьями вашими, сынами Израиля, вернитесь каждый в дом свой, ибо от меня это было» (3 Цар. 12:24). Десять колен исчезли безвозвратно[59], иудеи вернулись из вавилонского пленения, и построили второй храм, чтобы после определенного времени отправиться в новое изгнание, которое завершится приходом мессии.

 

(продолжение следует)


Примечания

[1] В наше время подобная информация обладала бы высшим приоритетом, но в средневековье, когда чудеса были в обиходе, помощь потусторонних сил дискредитировала автора.

[2] Моше де Лион распространял фрагменты рукописи, опубликованной через два века после его смерти, чтобы сохранить Зогар для будущих поколений, а не для продажи, поскольку любой покупатель мог потребовать показать оригинал.

[3] Разночтение являлось в древности основой для интенсивной полемики и многочисленных комментариев.

[4] Зогар пристально исследует несоответствия как ключ к пониманию сакрального текста.

[5] Библейские стихи даны в переводе согласно пониманию Зогара, где часто использованы вариативные значения слов.

[6] Слово «зогар» означает сияние.

[7] Виталь в книге «Дерево жизни» убедительно доказал невозможность подобного толкования без знания множества параметров для каждого конкретного абзаца, которое он якобы получил от Лурии.

[8] Символическое название Рима – самой сильной державы мира. В наше время – это США.

[9] С помощью телевиденья.

[10] От радиации.

[11] Вероятно, речь идет о Нью-Йорке.

[12] Библейский Египет был миром, канувшим в вечность, а не страной с пирамидами.

[13] Зогар относится к числу редчайших книг, которые невозможно прочитать, тем более перевести, без понимания.

[14] Каббалисты убеждены, что понимание Зогара поможет приходу мессии.

[15] Подобная методика использована в авторитетном переводе Зогар Тора.

[16] Слова между первым и вторым написанием имени Бог (Быт. 1-2).

[17] Божественные имена соответствуют различным состояниям космоса.

[18] Слова между вторым и третьим написанием имени Бог (Быт. 1-2).

[19] Будущий мир.

[20] Мессия подобный Давиду.

[21] По преданию, евреи в Египте достигли предпоследней 49 степени нечистоты, что ускорило исход.

[22] Подобным образом Иосиф спустился на дно преисподней, чтобы создать в Египте зародыш будущего мира, а затем поднялся, облачившись в царские одеяния.

[23] Предание прямо говорит, что Иосиф – телец.

[24] Таблица действовала в противоположных средах.

[25] Это тьма, черный огонь.

[26] В оригинале «Элоим» во множественном числе.

[27] Слова «кто» и «что», имеющие общую букву мем, взаимно превращаются друг в друга, обменявшись буквами юд и хей.

[28] Изначальные истины действуют на различных уровнях сознания: поговорка обладает глубоким смыслом, а архетип сакрального инцеста функционален в психоанализе.

[29] С определенным артиклем.

[30] Традиционное благословение хлеба.

[31] Человекоподобное существо, созданное с помощью магических заклинаний.

[32] Другие буквы слова «ложь».

[33] Другие буквы слова «царь».

[34] В русском переводе: Господь.

[35] Начертание буквы бет содержит два уровня, соединенные чертой.

[36] Дословно: высеклись.

[37] Традиционный перевод: в начале.

[38] Вторая часть слова «берешит».

[39] Первая часть слова «берешит», означающая сотворил.

[40] С помощью перестановки букв.

[41] По преданию, Авраам изначально был гермафродитом и обладал другими свойствами ангела: не горел в огне, перемещался между мирами, разговаривал с Богом.

[42] В настоящем времени.

[43] Иное прочтение: со мной ты.

[44] Женский род слова.

[45] Одна часть четвертого дня, подобного скрытым воротам, принадлежит верхнему, а другая нижнему миру.

[46] Буквальное значение субботы: которая дочь.

[47] Определенный артикль.

[48] За пределы указанного расстояния запрещено выходить в субботу.

[49] «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8).

[50] Значение названия: собранный Бог.

[51] В оригинале слово, означающее ангела.

[52] Вариативное прочтение: при свете уже.

[53] «Божественный свет» – поглощающий жертвы огонь.

[54] Имя вавилонского царя (4 Цар. 20:12).

[55] Содержит буквы слова «светило».

[56] Нельзя исключить, что Моисей превратился в демоническое существо с рогами на голове, ибо слово «керен» означает луч света и рог животного.

[57] По традиционному толкованию, Моисей наказан, поскольку использовал свой жезл, не ожидая божьего чуда.

[58] Лицо Моисея было как солнце, а лицо Иисуса Навина как луна.

[59] Вероятно, десять колен перешли в иной мир. Есть мнение, что они вернутся во времена мессии.


    
   

   


    
         
___Реклама___
Игрушечная детская винтовка с лазерным прицелом.