Amusja1
©"Заметки по еврейской истории"
Май  2005 года

 

Мирон Амусья


Свобода, Равенство и Братство в эпоху Всемирного Террора

(Пленарный доклад на Международной конференции
«Наука, идеология и религия»,
Ст. Петербург, 30 Марта – 02 Апреля 2005 г.)


     Аннотация
     Цель настоящего доклада – показать те изменения в основных принципах существования либерального общества, происходящих вследствие событий, которые в целом, по их значимости, степени вовлеченности, как масс людей, так и целых стран, уместно называть третьей мировой войной.
     Я проанализирую особенности этой войны, ограничения и модификацию принципов Свободы, Равенства и Братства, к которым она приводит, проанализирую причины происходящего и роль в этом интеллектуальной элиты и значительной части религиозных лидеров. Разговор пойдёт об орудиях и оружии террора, об экономических и моральных аспектах борьбы с ним, о специфике происходящего столкновения, и возможных методах военной борьбы. Значительное внимание будет уделено попыткам «умиротворения» террора. Мы обсудим военные и научно – технологические аспекты борьбы с террором.

     В качестве примера, как правило, буду иметь в виду и приводить известные мне факты, касающиеся США, России и, главным образом, Израиля. Специфика последнего в том, что волей истории и географии он оказался именно на передовой той серии столкновений, которые мы именуем здесь третьей мировой войной.
     В приложении приведена статья автора, его путевые заметки, имеющие непосредственное отношение к данному докладу.


     Замечания перед докладом
     Слушая доклады этой конференции, посвящённой Науке, Идеологии и Религии, я невольно возвращался к вопросу о том, почему нахожусь здесь, при том не только как слушатель, но и докладчик. Какое отношение к этой конференции имеет обсуждаемая мною проблема – реализация старинного лозунга безбожников во время невесть чего, условно называемое некоторыми, но отнюдь не всеми, «веком террора»? Но, с другой стороны, это «невесть что» занимает огромное внимание буквально всего человечества, поглощает значительнейшие материальные и духовные ресурсы. Да и когда–то «безбожные» Свобода, Равенство и Братство давно перестали быть таковыми. За более чем два столетия человечество заметно изменилось, и из чисто, на первый взгляд материальных, лозунги эти превратились в основном в духовные. Ведь Свобода, к примеру, это в первую очередь свобода духовная, да и в целом лозунги Великой французской революции едва ли противоречат основным принципам иудео-христианской религии и морали.
     Поэтому я чувствую себя в праве и даже сознаю обязанность выступить с данным докладом, ибо он, по моему глубокому убеждению, касается важнейшей современной проблемы, расположенной как раз на стыке науки, идеологии и религии. Эти три составляющих определяют появление современного терроризма, его вооружение и методы воздействия на человечество. В то же время, без координированных усилий всех трёх составляющих природа терроризма не может быть понята и невозможна успешная борьба с этим злом.

     В ряде докладов на данной конференции говорилось о Добре и Зле и были приведены слова Будды: «Нет никого, целиком плохого». Не отрицая метафорический смысл утверждения, позволю не согласится с ним по существу: к примеру, сознательный убийца детей есть носитель абсолютного зла, которому нет никакого сопонимания и прощения.
     Вообще, нередко говорят о необходимости прощать «заблудших», которые просто не ведают, что творят. В этой связи приведу слова генерала Н. Шварцкопфа, командовавшего операцией США «Буря в пустыне», сказанные им в ответ на вопрос журналиста о том, не пора ли простить пособников террористической атаки против США 11 сентября 2001 г. Генерал ответил: "Прощение - функция Бога. Наша задача - просто организовать встречу, и побыстрее". Увы, широкое и многоплановое наступление терроризма делает подобный ответ единственно правильным. Не случайно проф. Кураев в докладе на этой конференции назвал настоящее время «эпохой окончания личных свобод». Такая опасность для свобод действительно существует. И наш общий долг сделать всё возможное, чтобы предотвратить необратимость подобных изменений. А теперь позвольте перейти непосредственно к докладу.


     Я устал от двадцатого века,
    От его окровавленных рек.
     И не нужно мне прав человека –
     Я давно уже не человек.

     Наум Коржавин


     Если я не за себя, то кто за меня?
     Но если я только за себя, зачем я?

     Гиллель - Старший
  

      I. Вводные замечания.
     Вынесенные в эпиграф слова Коржавина в полной мере относятся и к прошедшей, и к просматриваемой в близкой перспективе частям века XXI. Спор двух известных философов, Хантингтона и Фукуямы о том, закончилась или нет с окончанием «холодной войны» эпоха крупных кровавых противостояний, завершился неожиданно быстро победой Хантингтона. В мире уже идёт третья мировая война. Есть точка зрения, к примеру, недавно высказанная американским политологом Подгорецом, что это фактически четвёртая мировая война, если включать так называемую «холодную», которая отнюдь не была таковой, если учесть, в качестве её жертв, погибших в Корейской и Вьетнамской войнах.
     Однако характер этой сегодняшней войны существенно изменился по сравнению с привычными предыдущими. Сейчас, как известно, нет противостоящих воюющих армий, нет, строго говоря, непосредственно воюющих стран, нет, в качестве обязательного элемента войны, использования обеими сторонами конфликта самой передовой техники и технологии, нет, наконец, и признаков враждебного раскола общества – характерной черты гражданской войны. Людские потери, в сравнении с гибелью, к примеру, от автомобильных происшествий, просто очень малы.

     И, тем не менее, вполне уместно говорить о войне, имея в виду то место, которое происходящее занимает в умах и сердцах буквально всех людей – от человека с улицы до ведущего политика крупнейшей страны. Но раз есть война, то есть и противник. Есть огромные расходы на оборону в атакуемых странах. Эта новая война называется борьбой с международным терроризмом. В этой войне объектом атаки со стороны исламизма (как я, для краткости, вслед за ведущим программы CNN, буду называть крайние агрессивные формы Ислама) является современная иудео-христианская цивилизация, приведшая в своём развитии к пост-индустриальному высокотехнологичному обществу. Основное орудие исламизма – террор, т.е. намеренное убийство совершенно неповинных людей во имя достижения определённых политических и религиозных целей. Важнейшим элементом деятельности современного террора является пропаганда его целей и «достижений» с помощью СМИ. Террор не мог бы существовать без моральной и идеологической поддержки со стороны академических кругов и Богемы, а также весьма нередко и религиозных авторитетов. До недавнего времени, да даже и сейчас, именно террористы выбирают время, место и способ нападения, сохраняя за собой столь необходимую в боевых действиях инициативу.

     Существенно, что вместо свободы слова, в обществе, атакованном террором, появился специфический страх наказания за ошибочное, «политически некорректное» высказывание. Этот страх насаждается либералами,  инициаторами лозунга «Свобода, Равенство, Братство» - страх быть обвинённым в «расизме», «подстрекательстве» против существующего правопорядка, страх бойкота и «линча» со стороны «свободной» прессы и коллег по Академии и Богеме. Несогласные лишаются доступа к СМИ, именуются прилюдно фашистами. «Изнасилование» большинства населения агрессивной борьбой за отмену смертной казни серийным убийцам и террористам, бесчисленные амнистии и жесты «доброй воли» в адрес бандитов, к примеру, выпуск сотен их из тюрем в Израиле – лучшая иллюстрация того опасного положения, когда считающее себя «интеллектуальным» меньшинство навязывает свою волю большинству.

     II. Корни явления.
     Разумеется, сегодняшний террор – не новость в истории человечества. В XI-XIII вв. шиитская секта исмаилитов уже орудовала на Ближем Востоке и имела свои щупальца даже в Западной Европе. Конец разгулу положил внук Чингиз-хана, который покорил Ирак. Беспредельная жестокость внука позволила положить конец ассасинам. Много позднее в терроризме увидела спасение страдающих русских крестьян «Народная Воля». Протестанты в Северной Ирландии, сепаратисты в провинции басков, курдские освободители и целый ряд других, – многие рассматривали террор как эффективный метод борьбы за «народное счастье». Однако во всех этих движениях основным объектом террора были власть - предержащие, а гибель непричастных рассматривалась как «сопутствующий ущерб».

     Цель настоящей статьи состоит в обсуждении новой фазы террора, в которой объектом как раз и являются совершенно мирные обыватели, а набор орудий простирается от камней и ножей до сравнительно современных ракет. Важнейшим и новым элементом террора являются самоубийцы, которых нередко и совершенно ошибочно именуют камикадзе. Существеннейшая разница состоит в цели атак, выборе их объектов и мотивах совершения нападений.
     Я постараюсь показать, что террор немыслим без пересмотра смысла основных либеральных принципов Свободы, Равенства и Братства, а, раз возникши, оправдывает и провоцирует их последующие ограничения и модификации.

     Каковы причины терроризма в целом и терроризма самоубийц в частности? Леволиберальная мысль видит эти причины в неграмотности значительной части населения мира, неравенстве богатых и бедных, преуспевающего Севера и отсталого Юга, угнетении большинства меньшинством, вызванной этим озлобленности большинства, крайним проявлением которой и является террор – орудие угнетённых. Леволиберальная мысль не рассматривает современный терроризм как мировое явление, считая происходящее в разных странах независимыми событиями, локальным и справедливым ответом на локальные же «преступления»: к примеру, гегемонизм и грабёж природных ресурсов отсталых стран со стороны США и «оккупацию» и «изгнание палестинцев с их исконных земель» - со стороны Израиля. Левые идеологи, такие, как Н. Хомский в США или Ури Авнери и Б. Киммерлинг в Израиле и целый ряд других написали и наговорили немало, обличая «прегрешения» своих стран.

     Однако анализ социального состава террористов, их образования и благосостояния, заявляемые ими самими цели действий, напрочь опровергают леволиберальный подход. К примеру, более половины самоубийц получили весьма приличное, университетское образование, имели разумно оплачиваемую работу по специальности и их мотивация была связана не с ощущением безысходности, но с желанием добиться доминирования своей религии и подхода к жизни. (Заметим, что беднейшие страны Африки не являются рассадником и гнездовьем террора.) Вполне успешные с западной точки зрения, они видят свою главную цель именно в разрушении западной цивилизации. Их отличает иное, нежели принятое иудео-христианством, отношение к жизни и смерти. Поэтому в происходящей террористской войне следует видеть своего рода столкновение цивилизаций, войну века XVI века с веком XXI, попытку реванша за поражения мусульман в XVI веке, о чём они сами говорят в нередких публикациях, важнейшее столкновение двух главных религий: иудео-христианство атакуется исламизмом по всему миру.

     Нередко говорят, что ислам – есть смирнейшая, добрейшая и миролюбивейшая из религий. Мне доводилось, однако, неоднократно слушать проповеди (и сразу их перевод) в мечетях на Храмовой горе в Иерусалиме. Буквально каждая такая проповедь (а в молитве принимают участие десятки тысяч мусульман) содержала многократно повторяемые прямые призывы к убийству евреев как к надёжнейшему и прямейшему пути в рай.
     Сегодняшняя либеральная мысль готова облагородить любое положение Ислама. К примеру, Ш. Перес, вице-премьер правительства Израиля, объясняет понятие «джихад» как борьбу идеологическую, своего рода спор идейных противников между собой. Однако подобная надуманная трактовка мешает выбору правильной стратегии в борьбе с террором и вредит Израилю.
     Вот определение Джихада: "Все боеспособные мусульмане должны вести "священную войну" против "неверных". Весь мир делится на "область Ислама" (область веры) и "область войны" (страны, населённые немусульманами – неверными)"
     (Большая Советская Энциклопедия, т. 8, 1972 г.) Отмечу, что тогда, как и сейчас, многих российских авторов трудно упрекнуть в анти-исламизме. Под лозунгом Джихада совершено множество террористических актов.

     III. Специфика столкновения.
     Как отмечалось выше, основная черта современного террора, в сущности – его определение, это невиновность тех, кто избирается в качестве жертвы. Израиль является мишенью буквально нескончаемой цепи таких атак, происходящих уже более полувека. Цель этих атак всегда в сущности одна и та же – устрашение населения, дестабилизация государственной системы атакуемых, и отрицание чуждой террористам иудео-христианской морали, для которой на сегодняшний день высшей ценностью является человеческая жизнь. Один из террористов – самоубийц как-то сказал: «Мы сильнее вас, поскольку любим смерть больше, чем вы – жизнь». Размах террористкой активности, которая сейчас явно на подъёме, анализ высказываний лидеров террора разного уровня, оставляет мало сомнений в том, что их окончательной целью является мировое доминирование путём создания нового халифата «от океана до океана».

     Весьма нередко террористы атакуют детей. Явление это стало широко известно после захвата школы в Беслане, но в Израиле подобные события, почти не освещаемые мировой прессой, происходят издавна. Последние в цепи этих трагических событий – это подрыв самоубийцы около входа в дискотеку «Дельфинариум» в 2002 г. и расстрел в упор четырёх малолетних девочек и их беременной матери. Очевидно, что атаки против детей должны продемонстрировать атакуемому сообществу стран и народов, что террор лишает его будущего, разрушает основные, врождённые ценности. Новое орудие – террор самоубийц – дёшев и устрашающ, – при том не только и не столько непосредственными жертвами, сколько «картинкой» СМИ.

     IV. Орудия террора
     В третьей мировой войне явственно просматриваются четыре действующих силы, о чём можно прочитать в прессе арабских стран:
     а) массовый и распространённый по всему миру террор.
     б) пропаганда – направленная своим, разъясняя им, кто враг, и чужим, с использованием лево-либеральных СМИ, деятелей искусства, Академии, служителей культа, умело формирует образ «мстителя – заступника», участника народно-освободительного движения, т. е. "жертвы" империализма.
     в) деторождение, резкое увеличение которого само по себе ведёт к агрессивности, а также к увеличению числа сторонников Ислама
     г) нефть, сосредоточенная в основном в странах арабского мира, которая выступает как орудие прямого давления и провокатор внутри-западных конфликтов.

     Террору в этой статье уделяется наибольшее внимание. Его воздействие, однако, многократно усиливается пропагандой. Исламисты давно оценили это оружие и используют как своих пропагандистов непосредственно, так и сочувствующие им леволиберальные круги. Последние, в поисках лишённых Свободы, изнывающих от отсутствия Равенства, и представляющие кажущийся подходящим объект Братства, уже давно обратили свой благосклонный взор на безыдейные банды арабских террористов и им подобных. Это позволяло вести борьбу против американского империализма и его израильского пособника. Борьба эта в немалой степени оплачивалась и СССР, видевшим в ней механизм упрочения своего влияния в мире.

     Резкий прирост населения, в основе которого лежит абсолютное бесправие женщин, делает мусульман легко доступным для западных стран источником дешёвой рабочей силы. Однако, достигнув определённой «критической» доли среди западного населения, мусульманство создает, в том числе и плацдарм для своей политической экспансии.
     Постоянный рост потребности нефти со стороны западных стран и США делает их весьма уязвимыми по отношению к нефтяному шантажу.
     Непосредственным оружием террористской войны, помимо камней, ножей, обычной взрывчатки всё чаще становятся ракеты. Техника террора в целом идёт в ногу с общим прогрессом. Именно в XX веке террористы перешли к массовому захвату заложников в самолётах (метод изобретён Арафатом), автобусов, пассажирских судов, зданий, включая больницы, школы и детские сады, к взрывам поездов и автобусов.

     Причины наступления террористов именно сейчас, а не, к примеру, 50-100 лет назад состоят в силе радикального исламизма и слабости «Запада» из-за «левого» либерализма вкупе с подкупностью СМИ, действия которых отличает поиск «острого» события, пусть и являющегося нередко просто заведомой дезинформацией, "политкорректность", и активность так называемых «полезных идиотов», готовых отбросить реальность в пользу идеологических догм. Значительную роль играет и пассивность публики, готовой «съесть» любую информацию, и превалирующая роль сиюминутных выгод и заинтересованностей властных элит. К примеру, только пассивностью публики и отходом от основных принципов морали можно объяснить инициированные недавно Испанией и Францией попытки вывести, по крайней мере, в рамках ЕС, «Хамаз» из списка террористских организаций лишь на том основании, что запуганное внутренним террором большинство населения Газы выбрало хамасовцев в местные органы власти.
     Увы, Братство свело вместе террориста и его потенциальную жертву, стерев разницу «друг-враг» и превратив предательство национальных интересов своих стран в норму поведения. К примеру, израильские организации типа «Шалом акшав», «Гуш шалом», религиозная секта «Натурей карта» ведут впрямую и открыто анти-израильскую деятельность, прикрывая её «правами человека» и «свободой слова».

     V. Экономические и моральные аспекты борьбы с террором
     Неожиданность места нападения террористов, неизбежность анти-террористических действий в густо-населённой местности, страх перед своими военными потерями и гибелью так называемого мирного населения (даже если оно активно помогает террористам), пассивность действий полиции и армии, вынужденных ждать нападения, а не предупреждать его сильным превентивным ударом, определяет высокую стоимость анти-террористской войны, как чисто экономическую, так и моральную. Кроме того, известно: в споре «кто сильнее, броня или снаряд», преимущество, в конечном счете, всегда оказывается на стороне «снаряда», т.е. нападения. Однако Израиль, к примеру, как правило, сдерживает армейские операции, опасаясь оказаться, как это всегда бывало, под огнём критики как официально – государственной, так и либерально – интеллектуальной. Как отмечает израильский военный теоретик М. Ван-Кревельд, «сильный, убивая слабого, всегда выглядит преступником, но если он позволяет слабому убить себя – он идиот».

     Предпочтение отдаётся в целом пассивным методам. Каждая школа или университет огораживаются. На всех входах – вооружённая охрана. Обыск личных вещей при входе в учреждение или магазин обязателен. Всё больше мест оборудовано металлодетекторами и рентгеновскими установками. Вход в автобусы в центре городов контролируется специальной охраной. Ведутся работы, притом весьма дорогие, по экспресс-идентификации на основе «картинки» радужной оболочке глаза, по обнаружению взрывчатки, биологических и химических поражающих веществ, а также источников радиоактивности и компонентов ядерного оружия.
     Источником постоянных забот служб безопасности служат аэропорты, где используемые террористами переносные ракеты очень опасны для самолётов во время их взлёта и посадки. Сейчас Израиль, вместо решительного и быстрого уничтожения террористов, приступил к строительству защитной стены, весьма дорогого сооружения, оборудованного сложной электроникой. Но стену можно подкопать, стрелять через неё, что уже имело место и т.п.

     Особый участок – это война с интернет - противником в гиперпространстве. Виртуальность этого пространства делает войну иллюзорной лишь на первый взгляд, и требует значительных финансовых усилий. В целом, если собрать все расходы на оборону от террористов, то они составят, думается, огромную сумму, вполне сопоставимую с расходами на среднемасштабную войну. Следует признать, что пассивная борьба с террором представляет значительный финансовый интерес для охранных и строительных фирм, а также представляющих их интересы членов парламентов и правительств.
     На дорогах, при подъезде к городам, находятся блок-посты. Тщательнейшим образом охраняются аэропорты, где досматриваются и багаж и сами пассажиры. Всюду личный досмотр проводится без специальных разрешений, что плохо гармонирует с идеалами Свободы, лишь обеспечивая Равенство потенциальному преступнику и его столь же потенциальной жертве. Вместо упреждающего удара по «Братству» террористкой идеологии, спокойно живущему в рамках западного либерального законодательства, в жертву приносятся права абсолютного большинства, тех, кто перманентно обыскивается, проверяется и, тем самым, лишается своих основных гражданских прав.
     Я рассказываю обо всём этом потому, что «сегодня» Израиля есть «завтра» или, увы, тоже «сегодня» множества других стран.

     VI. Возможные методы борьбы.
     Массовый террор неосуществим без его государственной поддержки. Поэтому борьба с ним есть в первую очередь устрашение государств-пособников террора. Борьба с террором с необходимостью должна включать следующие элементы:
     а) Антитеррор, предусматривающий военный разгром террористских образований, превентивный атакующий удар, объектами которого должно быть не только средние или низшие звенья террористической цепи, но и её руководство. Это особенно важно, поскольку террором руководят отнюдь не самоубийцы, а вполне чувствительные к земным радостям люди, по меньшей мере, духовно связанные между собой.
     б) Антипропаганда, цель которой должно быть основанное на фактах развенчание и де-героизация терроризма, демонстрация низменности их, а главное – их вдохновителей и руководителей реальных целей. Следует показать, что их действия, в сущности, идут во вред, прежде всего их собственному народу. К примеру, в Израиле именно террористы лишают своих этнических братьев нормальной жизни, основных гражданских свобод, навязывая против их воли перманентную борьбу и нищету уже в течение полувека. Антипропаганда должна включать и чистку СМИ от тех, кто повинен в перманентной умышленной дезинформации, обелении и оправдании террора.

     Необходимым элементом антипропаганды должна быть десекуляризация образования с непременным и обязательным прекращением воспитания в детях ненависти к людям другой религии или другой этнической группы. На примере Израиля видно, что именно в школах так называемой палестинской автономии с раннего детства закладываются идеи ненависти к евреям, притом не только как к «захватчикам арабской земли», но и чудовищам, питающимся кровью младенцев – неиудеев. Необходимо, чтобы осуждение исламистского терроризма исходило именно от мусульманских священнослужителей, от которых сейчас исходит нетерпимость и ненависть к евреям.

     в) Антидеторождение должно стать продуманной политикой, имеющей своею целью замедление прироста мусульманского населения. Здесь важно, чтобы оказываемая международным сообществом экономическая помощь распределялась не подушно, а пропорционально участию в общественном производстве, с обеспечением равенства женщин и мужчин, с обязательным развитие локальной "двуполой" экономики.

     г) Антинефть подразумевает поиск географически иных источников нефти, торговые эмбарго в ответ на нефтяной шантаж, что вполне эффективно, поскольку богатые нефтью страны крайне нуждаются в продуктах высоких технологий, ускорение разработки альтернативных источников энергии. Это включает, вопреки политике «зелёных», ядерную энергетику, разработку водородного топлива, готовность, в крайнем случае, к силовой вооружённой борьбе с нефтяным шантажом.
     Кроме того, вероятно следует признать ограниченность суверенитета отдельной страны над природными богатствами в пределах её территории, по сути являющимися общим достоянием человечества. Не может быть неограниченным, к примеру, право загрязнять бесконтрольно воздух над пределами данной страны, учитывая воздействие этого загрязнения на соседей. Сказанное ещё в большей мере относится к нефтяным залежам.

     Важнейшим элементом борьбы с терроризмом является наказание за соответствующую деятельность, соразмерное, но никак не уступающее по строгости, самому преступлению. За терроризм его исполнители и руководители должны подвергаться смертной казни. Это очевидно множеству людей, включая специалистов в области уголовного права. Тем более странным выглядит тот факт, что по надуманной причине Верховный суд США, пятью голосами против четырёх, отменил смертную казнь для лиц моложе 18 лет. Но ведь это же - самый террористски активный возраст!

     VII. Попытки умиротворения
     Здесь, опять-таки, значительный интерес представляет опыт Израиля. Попытки ликвидировать конфликт в рамках принципов высокой гуманности, насаждением образования и расширением гражданских прав и свобод, не приводили к успеху. Провалом закончился договор Осло, признавший права арабов на автономное проживание и управление. Эксперимент провалился, приведя к многочисленным человеческим жертвам, полному обнищанию арабского населения автономии, большим трудностям для экономики Израиля, всевластьем бандитов-террористов над арабскими обывателями. Израилю пришлось применить военную силу, несмотря на дружное осуждение «мирового сообщества», включая Россию (никогда – себя!) в превышении пределов необходимой самообороны. Систематический «отстрел» среднего звена террористических цепей дал свои плоды, резко сократив количество людей, погибающих от террористских атак. Военная победа Израиля разрушала основной принцип лево-интеллектуального мировосприятия, согласно которому терроризм военной силой победить невозможно. Начался поток инициатив, к примеру «Женевская», по выходу из тупика, которого в сущности уже не существовало. Фактически, левые либералы, оставленные военными не у дел, искали пути спасения «переговоров любой ценой», для чего в первую очередь следовало вывести из-под огня ещё уцелевших террористов – потенциальных партнёров по переговорам.

     На этом фоне, желая не предстать безынициативным, правительство выдвинуло свою программу. Примерно год назад, ввиду явного нежелания руководства «автономии» во главе с Арафатом как-то наладить отношения с Израилем и на фоне практически полного провала так называемой «интифады» вследствие подавления её военной силой, премьер-министр Израиля Шарон выдвинул план ухода из сектора Газы израильских войск и устранения там всех еврейских поселений. План, согласно информации в СМИ, предусматривает отделение Израиля от Газы забором, прекращение какой бы то ни было ответственности Израиля за происходящее там и передачу имущества поселений местным арабам. Вопрос о передаче имущества дискутируется до сих пор.
     Аргументами в пользу плана служит прекращение потерь армии в случае вывода войск и надежда, что добровольная уступка поселений Газы, а затем части поселений в Самарии обеспечит признание мировым сообществом законности остальных поселений. Препятствовать поступлению оружия в Газу должен Египет, если же, тем не менее, террористы Газы будут атаковывать Израиль, его армия будет наносить удары и через забор. Существенно, что план одностороннего «размежевания» не предусмотрен ни так называемой международной «Дорожной картой» 2003г., ни лежащей в её основе речи президента США Дж. Буша в июле 2002 г.

     Правительство поддержало указанный план лишь после увольнения ряда министров. Одобрение Кнессета также шло под огромным давлением Шарона. Общество, включая собственную партию Шарона, разделилось в вопросе о плане «размежевания»: этот план очевидным и существенным образом нарушает его же предвыборные обещания, нарушает и основные права граждан, не обеспечивая ни Свободы, ни Равенства, ни Братства. Действительно, правительству Израиля пришлось одобрить резкие меры, включая тюремное заключение, даже за пассивное сопротивление этому плану со стороны израильтян. Однако сопротивление людей приказам об их насильственной эвакуации, фактически депортации, из мест, где они жили десятилетиями, отданным к тому же на основе очевидно необоснованных политических решений, представляется вполне естественным.

     Уже первые сообщения о плане вывода израильской армии привели к усилению террористкой активности, поскольку план рассматривается террористами как признак их победы и израильской слабости. Международные организации сразу дали понять, что вывод войск и эвакуация еврейских поселений не снимет с Израиля ответственность за происходящее в Газе и не обеспечит признания законными остальных поселений. Невозможным оказалось и полное отделение, поскольку сохраняется необходимость подачи в Газу продовольствия, электричества, воды, и т. п. Мало сомнений в том, что Израилю придётся допускать значительное число арабских жителей на свою территорию в качестве рабочих или для проезда в другие части «автономии», что наверняка приведет и к проникновению террористов. Забор не защитит ни от прокладки тоннелей, ни от ракетно-миномётных атак.

     Изучая опубликованные материалы о плане «размежевания», слушая выступления Шарона и его сторонников, я не смог найти ни одного логически обоснованного довода, который убеждал бы в том, что осуществление этого плана полезно государству Израиль и борьбе с мировым террором. Напротив, вижу в этом плане, требующем огромных расходов, только лишённую положительного для Израиля военно–политического значения уступку террористам, своего рода сдачу им как победителям, которая только узаконит и стимулирует их новые требования. И это происходит после того, как множество людей в мире и правительства нескольких ведущих стран, включая США и Россию, поняли и признали, что уступки террористам смертельно опасны для всего цивилизованного человечества.

     Вывод армии из Газы уменьшит, естественно, потери среди военнослужащих, но резко увеличит активность террористов, о влиянии которых говорит полная победа «Хамаса» на недавних местных выборах в Газе. «Разъединение», увы, увеличит и потери среди населения Израиля, поскольку большая его территория окажется в радиусе действия ракет террористов. Невероятно, чтобы надёжным препятствием проникновению оружия в Газу стал граничащий с ней Египет, который в полном умиротворении явно не заинтересован. Новый всплеск терроризма следует ожидать с некоторой временной задержкой, определяемой лишь необходимостью для террористов довооружиться и восстановить «среднее звено» в цепи управления террором, точечно ликвидированное Израилем за последнее время.

     Проведение одностороннего размежевания – это шаг, отрицательный эффект которого будет ощущаться далеко за пределами Израиля и всего Ближнего Востока. В контексте настоящего доклада – это свобода террористам орудовать по их усмотрению, равенство строителей и присвоителей, братство террористов и многочисленного жулья, так или иначе кормящегося на терроре.

     VIII. Военные аспекты.
     Опыт Израиля представляет значительнейший интерес как своеобразная «лаборатория» террористов и полигон, где отрабатываются методы борьбы с ними, иногда весьма успешные. Опыт этот оплачен весьма высокой ценой: жизнями примерно 1300 погибших за последние почти пять лет (для понимания психологического воздействия этого числа на общество – помножьте его на 50 для США и на 30 для России), 8000 раненых, 23000 атак.
     Существенно, что, несмотря на почти постоянное осуждение мирового сообщества, несмотря на перманентную ложь в ведущих СМИ, на анти-израильскую активность лево-либеральной пятой колонны в стране и их собратьев по моральным кастетам за рубежом, несмотря на нескончаемые попытки экономического, научного и культурного бойкота Израиля (свой вклад в это малопочтенное занятие норовит внести сейчас и Всемирный Совет церквей, а также Пресвитерианская церковь США), армия и спецслужбы Израиля смогла почти полностью подавить активность террористов. Что ещё более поучительно – значительно улучшилось экономическое положение Израиля, где прирост производства за 2004 г. превысил 4%.

     Деятельность служб безопасности уместно охарактеризовать такой цифрой: раскрываемость подготовляемых атак сейчас составляет 90-95%. Решающую роль в высокой раскрываемости играет агентура, в значительной части состоящая из арабов. Проводимый армией и спецслужбами «отлов» и «отстрел» среднего звена террористских цепей очень важен, но дорог: ведь одна ракета, направляемая вертолётом, стоит $10000, а на одного террориста идёт 2-3 ракеты. К сожалению, у политического руководства не хватает смелости ликвидировать верхнее звено руководства. Вместо этого есть попытка превратить арафатовскую правую руку, помощника и подельника Абу Мазена в сторонника реформ и демократически избранного лидера. Опасаюсь, что попытка завершится провалом, который, однако, дорого обойдётся населению.
     Считаю уместным заметить, что уменьшение числа успешных атак террористов - заслуга не забора безопасности, а ввода войск на территории так называемой "Палестинской автономии", что прямо видно из анализа соответствующих опубликованных данных.

     Успех в прошлом – не гарантия на будущее. Уже на подходе новые террористические возможности – биологический, химический и ядерный терроризм. Сравнительно недавно др. А.Березин (Санкт-Петербург) рассмотрел устрашающий сценарий изготовления террористами термоядерного заряда на основе похищенной ими атомной бомбы. Взрыв её небольшой группой самоубийц на расстоянии в несколько километров от берега привёл бы к волне, высотой в этак тридцать - сорок метров, которая просто «смыла» бы прибрежный город размера Сиэттла, приведя к огромным потерям среди мирного населения.

     IX. Научно - технологические проблемы.

     В соответствии с тем, что отмечалось в разделах IV и V, для пассивной борьбы с террором нужно довольно многое. Требуются качественно новые высокопродуктивные методы экспресс - идентификации личности, защиты автобусов, поездов, метро. Особого внимания требует детектирование взрывчатки, дистанционный досмотр людей, багажа и контейнеров. Объектами особого внимания должны быть аэропорты, самолёты на взлёте и посадке, защита входов в морские порты и мест хранения и забора воды. Требуется электронная охрана мест скоплений людей, любых входов и выходов. В повестке дня – детектирование опасных биологических объектов, ядерное детектирование, розыск путей доставки оружия – тоннелей. Особо важной становится противоракетная защита. Важнейшей проблемой является разработка личного оружия, позволяющее мгновенно парализовать подозреваемого, равно как и оружия кратковременной «дезактивации» враждебных агрессивных толп. Очевидно, что использование перечисленных видов оружия невозможно без дальнейших ограничений личных свобод граждан.

     Среди пассивных, а точнее сказать, полупассивных методов борьбы одной из самых важных является информационная разведка, подразумевающая раскрытие террористских связей и выявление приказов, направляемых через интернет. Для этого придётся проверять огромный массив сообщений, явно нарушая тем самым свободу и бесконтрольность переписки.
     Важной ареной борьбы с международным террором становится Интернет. Смело можно предполагать, что по мере развития событий, происходящее превратится в особый вариант столкновений XXI века – информационную или интернет - войну. Но и «древние» листовки отнюдь не потеряли своей актуальности: дешёвые и легко доставляемые, они представляются эффективным методом разрушения сопонимания террористов с местным населением в районах проживания террористов.

     X. Заключение: что дальше?

     Конечно, по масштабы потерь человеческих жизней, террор ни в какое сравнение не идёт с возможными потерями от стихийных бедствий. Недавним напоминанием разрушающих сил природы может служить гибель четверти миллиона людей от цунами в Юго-Восточной Азии. Так может быть, вообще не стоит бороться с террором? Разумеется, это не так. Победа террора означала бы конец определённой цивилизации. Террор с помощью СМИ держит в страхе огромное число людей. А возможна ли победа в такой войне? Опыт далёкой истории и сегодняшняя реальность подсказывают: можно, но лишь при активных, наступательных действиях по уничтожению террора.
     Недооценка сил террора представляется неправильной. Не случайно крупнейший специалист по истории и политике Востока, американский профессор Б. Льюис недавно писал: "Нельзя исключать возможность, что 'Аль-Каида' победит. У этой организации есть много союзников на Западе, сознательных и невольных". (03.2004, интервью газете "Ди вельт").

     Жизненно необходим не просто отпор терроризму, а общее осознание опасности и единство оценки ситуации: "наш образ жизни под угрозой!" Очень важна способность нации сохранить этот образ жизни, несмотря на террор, в то же время, оказывая давление на власть с целью уничтожения терроризма вместо уступок, даже мелких, ему.
     Мы являемся свидетелями того, как последовавший за террористской атакой 11 сентября против США разгром талибов в Афганистане и свержение режима Саддама Хуссейна в Ираке кардинально изменили поведение ряда лидеров мусульманских стран: занял весьма осторожную позицию ливийский диктатор Кадаффи, Сирия реально выводит свои войска из Ливана, Египет заговорил о введении альтернативности в систему выборов президента. Конечно, есть гражданская война в Ираке, большая территория Афганистана контролируется талибами, но определённое звено моральной и материальной поддержки террора исламистов определённо ликвидировано. Нелишне напомнить, что за весь период после 11 сентября 2001 на территории США не было совершено ни одного террористического акта.

     Важнейшей сегодняшней задачей является осознание важности и неизбежности наступления на террор, для чего необходимо подготовить техническое, юридическое и идеологическое оснащение этого наступления. Последнее, пожалуй, особенно важно, и включает в себя возвращение лозунгам Великой французской революции их в сущности первоначального смысла – Свободы от навязываемой тирании исламизма, Равенства возможностей достойной жизни для всех лояльных граждан, и Братства тех, кто борется с современной чумой – терроризмом.

     Приложение

     Я решил включить в этот доклад заметку, написанную два года назад, на пути из США. С тех пор она, на мой взгляд, не устарела, а осталась, увы, вполне современной. Описанное существенно стимулировало мои размышления и дало название настоящему докладу. Прошу прощения за неизбежные в такой ситуации повторения с текстом основного сообщения, приведенного выше.

     «Оранжевый» страх (17.06.03)
     "Снимите ботинки, носки, покажите ступни! Ноги врозь и шире! Теперь руки в стороны. Так, повернитесь! Где ваши вещи? Взяла с транспортёра жена? Вы его жена? Оставьте его вещи и отойдите за черту! Хорошо. Спасибо за сотрудничество. Вы свободны!" Вид этого массового, притом прилюдного, шмона, происходившего два года назад в американском аэропорту напомнил мне бредовые картины С. Дали или И. Босха. Но не до смеха и тем более споров - Администрация транспортной безопасности - огромное Федеральное ведомство с широчайшими полномочиям. Нашли телескопическую складную указку - забрали: нельзя. Открытую бутылку выпивки - тоже нельзя. Пилку для ногтей - багаж! Его закрывать на замки не следует: замок, как предупреждает объявление, сломают, если не смогут просто открыть при инспекции (замечу, идущей без присутствия хозяина). То есть они проверяют, а ты хочешь - не хочешь, но доверяй. Обилие охраны на входе в аэропорты мира - просто поражает. Куда там провинциальному Лоду.

     И так в каждом аэропорту США, во всяком случае, пока мы с женой здесь, с 5 мая по 9 июня. В стране объявлена "оранжевая", предшествующая наивысшей, "красной", готовность к отражению террористских атак. Проверка и при входе в основные музеи Вашингтона - тоже обыски, но ботинки не заставляют снимать. Пройти запросто, по старой привычке, в Капитолий - нельзя: там с законодателями как раз проводится тренировка на случай нападения террористов. На ТВ, радио и в газетах население непрерывно просвещают эксперты по борьбе с террором, беседуют военные и политологи: "Где Бин Ладен, где Саддам? Опасность их ударов велика и т.п." На CNN идёт постоянная рубрика "Борьба с международным терроризмом". Говорят об Ираке, Аль Риаде, Марокко, Филиппинах и т.д. - только не об Израиле. Ведь там не терроризм, а некая почти законная борьба с почти оккупантами.
     После шмона слова: "Вы свободны" воспринимается как издевка. Я свободен? И всё это называется свободой? Во время шмона в мозгу уныло проворачиваются избитые штампы: неприкосновенность личности, презумпция невиновности, недопустимость обыска без санкции прокурора, но нет ни одного протестующего слова или даже жеста - проверки-то эти ведь в твоих интересах: лучше отказаться от либеральных ценностей личной свободы, чем быть взорванным или взятым "ими" в заложники.

     Над США, над половиной мира висит "оранжевый" страх - вот чем обернулись "Свобода, Равенство, Братство" за чуть более 200 лет после провозглашения этих принципов. Как произошло, что идеи эти, ставшие фактически религией Западного либерализма и символом Западной цивилизации, превратились в свои противоположности? Эти идеи больше не защищают и не оправдывают себя. Они стали надёжным оружием в руках врагов нашей цивилизации, в руках террористов и их пособников - левой "интеллектуальной" элиты, либеральной профессуры и левого студенчества. Ведь стоя в длинных очередях для унизительного обыска, тратя гигантские средства на содержание охраны, мы обеспечиваем абсолютному меньшинству его свободу. Избегая, боже упаси, целенаправленного обыска и проверки заведомо подозрительных личностей, чтобы не допустить опасных обвинений в "расовом профилировании" и, подвергая ненужному досмотру массу очевидно честных людей, мы обеспечиваем бандитам, т.е. опять-таки меньшинству, равенство. А, признавая одинаково законной любую веру, включая откровенно человеконенавистническую, оправдывающую и организующую терроризм, в том числе и террор самоубийц - мы развиваем в бандитском меньшинстве ощущение равенства. Движения этих наглых меньшинств - религиозных фанатиков, геев, лесбиянок, "хамазников", всяких там "мучеников" и их подручных - есть сегодня проявление некоего братства. Сейчас движение этих вновь обращённых сторонников их свободы, равенства и братства - на подъёме. Наглость их требований беспредельна и лишь нарастает с каждым новым им послаблением.

     Приведу здесь один пример - новообращённая мусульманка требует (!) во Флориде, чтобы на водительском удостоверении поместили её фото по-мусульмански, т. е. с полностью закрытым лицом, лишь с прорезями для глаз. Так велит Аллах! И добивается своего, но теперь, после 11.09.01 ей это не разрешают. Она подаёт в суд (!), где случайно выясняется, что скрывать лицо ей нужно, поскольку в Иллинойсе она должна быть под наблюдением полиции за преступление - зверское систематическое избиение приёмных детей. Но свора адвокатов на её стороне - человек (?) свободен в выборе убеждений, А ведь какое раздолье для бандитов - фото с закрытым лицом! Кстати, её супруг не пускал полицию в их дом: "Войти может лишь правоверный". Когда же дверь взломали, то и обнаружили избитых детей.

     Многие университеты в США - рассадники левых настроений. Там свои газеты, интернет - сайты, иногда даже радио. 80% населения поддерживает войну в Ираке, а 20% - против. В университетах это - наоборот: 20% за войну, а 80% - против. Но с университетской точки зрения, когда они в меньшинстве, демократия именно меньшинству должна гарантировать все права. И вот уже один профессор публикует письмо, в котором желает американским (т.е. своим!) солдатам в Ираке "миллиона Могадишо" (напомним, это место, где трупы десятка американских солдат - ООНовцев волокли на потеху публике по улицам). Дико это и противоестественно для нормального, но для этого либерального профессора - сомалийские бандиты и Саддам - угнетаемы и несвободны именно из-за американских солдат- оккупантов.

     Выступаю перед профессурой совсем не крайне левого, типа Бэркли или Дьюка, университета на тему "Карта дорог" - взгляд из Израиля". Аудитория - физики, не гуманитарии, но и здесь левых много. Они буквально рвутся в бой: "Не может человек (?!) идти на смерть, если его не довели до отчаяния!", "Он (этот же "человек"!) - безоружен перед громадой танка и солдат, вооружённых современным оружием. Его гордая душа не может вынести унижения, которое пересиливает страх смерти", "Так было и у русских, когда они, обвязавшись гранатами, бросались под немецкие танки". С ума надо сойти - эти исламистские бандюги в глазах либералов - прямые потомки Матросова и Талалихина. Напоминаешь слушателям всю "храбрость" этого отребья в борьбе с израильскими солдатами, к примеру, в боях за Джанин. "Левый" профессор, эрудит и известнейший физик, объясняет мне и сопонимающей публике: "Мировой торговый центр разрушен из-за символизируемого им унижения некогда передовой арабской цивилизации, которую теперь унижают и оттесняют на мировые задворки", "Арабы неграмотны, бедны, озлоблены. Их надо обучить, обеспечить, обласкать - и всё будет хорошо".
     Каждое из этих замечаний - легко отводится, разъясняется, но общее впечатление тягостное. Они, эти левые профессора, по существу и знать ничего не хотят, они - в мире своих идеологических штампов, что делает их враждебными не только по отношению к Израилю, но и к собственной стране.

     Любое упоминание поселенцев вызывает шквал: мало кто представляет, что они в массе нормальные люди, мирно живущие и никого не оккупирующие. Мировая пресса, и левые "интеллектуалы", в том числе израильские, поработали в вопросе "демонизации" поселенцев на славу. Требуется приложить немало усилий (но это надо делать и сделать!), чтобы доказать так называемой мировой общественности, что права поселенцев жить там, где они живут - в Иудее ли, Самарии ли или Газе, ничуть не меньшие, чем права израильских арабов жить на территории Израиля.
     Моих слушателей раздражает пессимизм в адрес "дорожной карты"- ведь им видится в ней реальная возможность "помириться по-хорошему". И горько сознавать, сколько израильтян ещё станут жертвами во имя мирового прозрения - не с кем Израилю мириться!

     Позиция лево-либеральных кругов диктуется рядом факторов, но в большой мере и страхом - спокойнее представлять террористские атаки даже на Западные цели как разрозненные действия не связанных между собою, но однотипно обиженных и задетых "сытым Севером" групп или племён, чем видеть за этим организованное, скоординированное, весьма тщательное продуманное и хорошо управляемое движение, угрожающее, или, во всяком случае, бросающее вызов, самому существованию Западной цивилизации. Трудно смириться с пугающей реальностью в виде воинствующего исламизма, наступающего сейчас даже в США, где уже отрыто действует более тысячи мечетей, где не прекращаются попытки запретить университетам сотрудничать с израильскими предприятиями и исследовательскими центрами, работающими на оборону, где в полный голос звучат обвинения в "оевреенности" сегодняшней администрации США и её готовности предать "общие интересы арабов и США (услышишь и такое!)" в интересах Израиля и мирового сионизма. Либеральным "интеллектуалам" уютно думать, что, жертвуя будущим Израиля, они обеспечивают себе спокойствие и безопасность от атак террористов любого происхождения. Но, чтобы оставаться в ладу со своими принципами морали, и сохранить в нетленности свои либеральные ценности, им абсолютно необходимо видеть именно Израиль, да и значительную часть мирового еврейства, виновной стороной, по крайней мере, в Ближневосточном конфликте. Думаю, что подобная точка зрения нередко ещё и неплохо оплачивается богатыми исламистскими странами.

     Несмотря на все усилия либеральных "интеллектуалов" и активной разлагающей деятельности исламистов в США, мировой исламизм - комбинация религиозных и секулярных установок, преследующая цели мирового доминирования, потерпел два стремительных и сокрушительных поражения в прямом военном столкновении с американцами - в Афганистане и Ираке. Но сомневаюсь, что исламизм планирует или рассчитывает на военную победу. Его оружие - страх террора и жалость к "униженным". Поддельные, вероятно, письма "Саддама" и "Бин Ладена", тиражируемые масс медиа и обсасываемые сонмом так называемых аналитиков, лишь усиливают страх. К тому жу ведут и пассивные меры борьбы, типа всеобщего и повсеместного шмона, которые, конечно же, мешают действиям террористов.

     Для страха, увы, есть серьёзные основания. Исламизм по-прежнему стремится атаковать, наступая своими четырьмя колоннами - резким ростом своего населения и его экспансией, идеологией и пропагандой, террором и нефтяным шантажём. Ему активно помогает пятая колонна - либеральные "интеллуктуалы" и левое студенчество.

     Сила исламизма велика и его нельзя победить полумерами и компромиссами. Он не примет этого, ибо его ставка в борьбе - лишь идеологически - религиозная победа. Его не остановить пассивной обороной. Необходимы активные наступательные действия. Борьба должна вестись военная - с целью уничтожению террора, с применением смертной каэни для убийц, включая самоубийц, которым не удалось совершить этот акт. Удары должны наноситься по всей цепи террора - от идеологов до исполнителей. Борьба должна вестись и пропагандистская - по развенчанию "героев-мучеников", представлению их в реальном виде - бандитов и убийц, а не "верных долгу камикадзе", по демонстрации превосходства консруктивной идеи жизни над культом своей и чужой смерти. Необходимо раз и навсегда положить конец опасности нефтяного шантажа, вплоть до демонстрации готовности использования для обеспечения поставок нефти с Ближнего Востока военной силы - не может и не должна стабильность в мире определяться прихотью тех, кто волей случая и прошлой выгодой бывших колониальных держав стали хозяевами огромных запасов нефти. Аномально быстрый прирост исламистского населения и его экспансия могут и должны быть также остановлены - в первую очередь поощрением участия женщин ислама в общественной и проиэводственной жизни своих стран в ущерб деторождению. Серьёзных ограничений требует и экспансия исламистов в страны Запада, где их присутствие уже сейчас меняет политическую ситуацию, стимулируя про-исламистские настроения. Среди перечисленных мер не следует забывать и об идеологической борьбе с "пятой колонной исламизма - их "радетелях" в печати, ТВ, на радио, в университетах.
     На смену "оранжевому" или даже "красному" страхам должна прийти твёрдая решимость Запада победить. Ещё не поздно. И не следует опасаться, что придётся при этом жертвовать истинными моральными ценностями. Следует только отказаться от свободы для человекообразных, равенства с негодяями и братства с убийцами.


     Атланта - Боулдер - Вашингтон - Иерусалим.


   


    
         
___Реклама___