©"Заметки по еврейской истории"
октябрь 2014 года

Григорий Никифорович

Григорий Никифорович

Два мира, два Шапиро


Операция «Нерушимая скала» – попытка разгромить инфраструктуру организации ХАМАС в секторе Газа – закончилась совсем недавно. Она не слишком отличалась от предыдущих столкновений израильской армии с арабскими боевиками и, как обычно, сопровождалась активной анти-израильской риторикой в средствах массовой информации немусульманского мира. Особенно в Европе; но и в США голоса в защиту Израиля звучали не слишком громко, даже голоса еврейские. Несмотря на явный военный успех, информационная кампания была Израилем проиграна.

До конца уничтожить ХАМАС – так же, как ранее движение Хизбалла в Ливане – не удалось: в лучшем случае Израиль теперь будет избавлен от обстрелов из Газы еще на несколько лет. Потом неминуема очередная войсковая операция и следующий раунд все более ожесточенной анти-израильской истерии. Победить в этом раунде Израиль сможет, только опираясь на безоговорочную поддержку евреев всего мира. А поэтому имеет смысл хотя бы бегло взглянуть, насколько едино мировое еврейство сейчас и каковы перспективы его единства в дальнейшем.

Самым авторитетным специалистом по демографии и динамике еврейского населения является, по-видимому, Серджио Делла Перголла, профессор Еврейского университета в Иерусалиме. Во всяком случае, без ссылки на его работы не обходится ни одна монография по этим вопросам. В книге «Jewish Population Policies: Demographic Trends and Options in Israel and in the Diaspora», изданной в 2011 году, он приводит, в частности, количественные данные о распределении евреев по основным районам земного шара в 1970 - 2010 годах.

Из них следует, что в 1970 году в мире было несколько центров расселения евреев, сопоставимых по величине. В Северной Америке (США и Канада) тогда жили 45% от общего количества евреев, в Израиле вдвое меньше – 20%, в СССР почти столько же, как и в Израиле  – 17% и в Европе – 9%. Но уже через сорок лет, к 2010 году, ситуация существенно изменилась: Израиль сравнялся с Северной Америкой – по 42%, Европа сохранила свои 8%, а доля государств бывшего Советского Союза сократилась до 2%. В абсолютных цифрах, с 1970 до 2010 года еврейское население Израиля увеличилось более, чем в два раза (с 2,582 тысяч до 5,704 тысяч), а Северной Америки – практически не изменилось: с 5,686 тысяч до 5,650 тысяч. Всего в мире в 1970 году было 12,662 тысячи евреев, а в 2010 году – 13,428 тысяч.

Другие авторы иногда приводят иные количественные оценки: расхождения возникают из-за того, что подсчеты Делла Перголла относятся к так называемой «основе» еврейского населения (core Jewish population). В эту категорию включаются лишь те, кто при демографических опросах идентифицировал себя как еврея (необязательно исповедующего иудаизм), либо считался евреем членами собственной семьи и, в то же время, не принадлежал ни к какой иной монотеистической религии. Однако если применять, например, формулировки,  предусматриваемые Законом о возвращении для репатриантов в Израиль, круг «евреев» оказывается гораздо шире. Только в США их, как полагают, не менее 10 миллионов – в два раза больше, чем «основных».

Впрочем, как ни считай, общая картина останется той же: в наши дни подавляющее большинство евреев – более четырех пятых – распределены примерно поровну между всего двумя странами, Израилем и США. Еврейский мир стал биполярным, причем, по историческим меркам, очень быстро – за время жизни одного поколения. Разумеется, и там, и здесь евреи одинаково ощущают родство с Создателем и знают, что для будущих Гитлеров они тоже одинаковы. Но их жизненный опыт различается радикально.

Американские евреи-иммигранты начали прибывать в США в значительных количествах еще в начале двадцатого века и к его середине «плавильный котел» американского общества превратил их в американцев еврейского происхождения, отличающихся от американцев немецкого, итальянского или ирландского происхождения лишь религией. Уровень антисемитизма в Новом Свете был несравненно ниже, чем в Старом, погромов опасаться не приходилось, и новый – американский – галут оказался гораздо более комфортабельным, чем старый европейский. Самое главное – в новой стране все вокруг были иммигрантами или их потомками: и немцы, и итальянцы, и ирландцы. Никто не мог попрекнуть евреев тем, что они живут не на своей земле, как это они веками слышали в Европе – в Америке все были в том же положении. Правда, немцы, итальянцы и ирландцы по мере возможности сохраняли культурные и эмоциональные связи с Германией, Италией или Ирландией, – а у евреев была только вера: «на следующий год в Иерусалиме».

Этим годом стал 1948-ой, когда новое государство – Израиль – удержало за собой западную часть Иерусалима. У евреев всего мира, в том числе и у американских, появилась своя земля. Но возвращаться на нее американские евреи не торопились – и не торопятся. Израильское центральное бюро статистики сообщает, что за 1948-2008 годы в Израиль из США и Канады переселилось лишь 128 тысяч евреев – чуть больше 2% от еврейского населения этих стран. Между тем, согласно данным о миграции евреев по всему миру, также содержащимся в книге профессора Делла Перголла, за те же годы в Израиль перебрались 1,084 тысяч евреев из мусульманских стран Азии и Африки и 1,474 тысяч – из Восточной Европы и СССР. Таким образом, в Израиль направились, в основном, выходцы из СССР, Восточной Европы, Азии и Африки – но не из Северной Америки или Западной Европы.

В результате в 2008 году в Израиле насчитывалось 1,338 тысяч евреев, родившихся в мусульманских либо в социалистических странах и 1,537 тысяч их потомков, что составляло вместе 52% от общего количества израильских евреев (из отчета центрального бюро статистики Израиля за 2010 год). Вряд ли приходится сомневаться, что психология этих людей – первого и второго поколения приехавших – значительно отличается от мироощущения американских евреев, мирно живущих в США уже более столетия. Ключевое слово здесь «мирно»: в памяти семей, выбравшихся из европейского или мусульманского галута, навсегда запечатлелись погромы и ужас Холокоста, а их потомки несут основную тяжесть нескончаемой череды войн с арабами, стремящимися уничтожить Израиль. Всего этого евреи Америки, к их счастью, не испытали и могут представить себе только умозрительно.

«Плавильный котел», формирующий новую нацию – израильских евреев – работает в намного более трудных условиях и с другим человеческим материалом, чем тот, который сформировал и продолжает формировать евреев американских. Однако успехи его очевидны: в демографическом исследовании 2009 года из нескольких вариантов ответа на вопрос «как вы определяете свою идентичность» 51% израильских евреев выбрали, что естественно, «еврей»; но 41% уже предпочли назвать себя «израильтянами» («A Portrait of Israeli Jews», Israeli Democracy Institute Publications, Jerusalem, 2012). На вопрос «считаете ли вы, что евреи Израиля и вне его – различные нации» утвердительно ответили 57% опрошенных; в то же время с положением «у евреев Израиля и диаспоры общая судьба» согласились 73%.

Делать уверенные выводы из этих данных, пожалуй, рановато, но тенденция налицо: израильские евреи начинают чувствовать себя национальной общностью, отличной от евреев остального мира. А поскольку поток новых иммигрантов в Израиль иссякает – всего по 14-17 тысяч за 2008-2012 годы – евреи, рожденные в Израиле и не имеющие опыта галута, становятся все более влиятельной частью израильского общества, что, несомненно, ускоряет процесс национальной самоидентификации. А он, в свою очередь, может повлиять на отношения между двумя главными частями мирового еврейства – израильскими евреями и евреями США.

Точнее говоря, на отношения в треугольнике «США – Израиль – американские евреи»: израильские евреи полностью отождествляют себя с Государством Израиль. А вот американские евреи оказываются в более сложном положении: сознавая необходимость всемерной поддержки своих израильских собратьев, они понимают, что государственные интересы США и Израиля могут порой и разойтись. И тогда для них возникнет неприятная ситуация «двойной лояльности» – а  ведь и без того, по данным Антидиффамационной лиги, в 2009-2013 годах целых 30% американцев считали американских евреев более лояльными Израилю, чем Соединенным Штатам.

И, как следствие, уровень привязанности американских евреев к Израилю постепенно снижается. Нет, финансовая помощь пока не оскудевает: из около 26 миллиардов долларов, собираемых в год еврейской благотворительностью в США, до 38% идет в фонды, напрямую связанные с Израилем (газета «The Jewish Daily Forward» за март 2014 года). И пресловутое «еврейское лобби» делает все, что может, чтобы сблизить политические курсы Вашингтона и Иерусалима. Но, с течением времени, американские евреи все больше отдаляются от евреев израильских.

 Еще недавно еврейские организации США считали это утверждение еретическим. Социологический отчет, в котором впервые было отмечено начинающееся отчуждение молодых американских евреев от Израиля, встретили с недоверием и даже с возмущением. Однако оппоненты не смогли оспорить очевидное: привязанность к Израилю действительно оказалась значительно ниже у молодых американских евреев (не старше 35 лет), чем у стариков (свыше 65 лет). Так, например, с формулировкой «уничтожение Израиля было бы для меня личной трагедией», согласились 50% молодых участников опросов – а среди стариков таких было почти 80%. Беспокойство за то, что США может перестать поддерживать Израиль, выразили около 60%  пожилых евреев – но только около 40% молодых (Steven M. Cohen and Ari Y. Kelman «Beyond Distancing: Young Adult American Jews and Their Alienation from Israel», The Jewish Identity Project of Reboot, 2007).

 Недавнее независимое исследование (A Portrait of Jewish Americans. Findings from a Pew Research Center Survey of U.S. Jews, 2013) указало на прямую связь отчуждения американских евреев от Израиля с отходом молодежи от иудаизма. Оказалось, что не принадлежащими к иудейской религии считают себя 22% евреев США; но среди рожденных после 1980 года таких уже 32%. При этом 55% нерелигиозных евреев не чувствуют себя эмоционально связанными с Израилем – сравнительно со всего 23% религиозных. Это не значит, что американские евреи отрекаются от своего еврейства: 94% гордятся тем, что они – евреи (так ответили 97% религиозных и 83% нерелигиозных). Но, тем не менее, почти четверть нерелигиозных евреев (27%) считают, что США «слишком» поддерживают Израиль; так же считают четверть (25%) евреев США в возрасте 18-29 лет вне зависимости от их отношения к религии. А вот для религиозных евреев и для старшего поколения (свыше 65 лет) те же цифры были гораздо меньше – 7% и 5%, соответственно.

Конечно, по мере взросления всякая молодежь – и еврейская тоже – становится более консервативной и чаще обращается к традиционным ценностям, в том числе и к религии. Но изменяются и сами традиции: к примеру, если раньше (до 1970 года) лишь 11% религиозных американских евреев выбирали себе нееврейских супругов, то в 2005-2013 годах так поступили уже 45%. Между тем, опрос, проведенный Объединенными еврейскими общинами США («Тhe National Jewish Population Survey 2000-01», United Jewish Communities, 2003) выявил существенную разницу в эмоциональной привязанности к Израилю у чисто еврейских супружеских пар (такую привязанность ощущали 76%) и пар смешанных (45%).

У кого-то приведенные факты не вызовут особого беспокойства – в конце концов, «есть ложь, а есть статистика». В самом деле, не хочется даже предполагать, что когда-нибудь в дальнейшем – через годы или десятилетия – связь между израильской и американской половинами еврейского мира может стать не прочнее, чем, скажем, между американскими итальянцами-католиками и Италией. Но вероятность такого развития событий – и немалая – существует. Если так и произойдет, и, в тоже время, интересы США и Израиля на Ближнем Востоке перестанут совпадать, израильтянам останется рассчитывать лишь на самих себя – «двойной лояльности» американских евреев больше не будет. Альтернатива – всплеск в США антисемитизма такой силы, чтобы спровоцировать массовый выезд евреев в Израиль – практически невозможна: ее не прогнозирует даже бдительная Антидиффамационная лига.

Не бывает, однако, худа без добра – израильтянам, оставшись в одиночестве, уже не нужно будет воевать с постоянной оглядкой на американскую «политкорректность», и шансы на решение ближневосточных проблем, устраивающее Израиль, возрастут. Но цену за это придется заплатить немалую: раскол еврейского мира, кажущийся невозможным сегодня, завтра может превратиться в пугающую реальность.

 

Однажды, в далекие советские времена, московский корреспондент агентства ЮПИ Генри Шапиро случайно увидел дым, идущий из окна здания ТАСС. Он сразу предупредил о пожаре дежурного по ТАСС, которым в тот момент оказался журналист Соломон Шапиро. Тот, услышав, что звонит Шапиро, заподозрил розыгрыш и бросил трубку. Обеспокоенный американский Шапиро сообщил по телефону в Нью-Йорк, что в Москве горит здание ТАСС. ЮПИ немедленно передало это сообщение по телетайпу в ТАСС, где его принял дежурный – советский Шапиро. Тогда он, наконец, выглянул в полный дыма коридор и поднял тревогу. Пожар потушили, но с тех пор в фольклоре московской интеллигенции появилась поговорка: «Два мира – два Шапиро».

Тогда история о том, как два еврея не договорились, воспринималась как фарс. Ее повторение в двадцать первом веке может обернуться трагедией.

Сент-Луис, сентябрь 2014 года

 


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:1
Всего посещений: 3149




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer10/Nikiforovich1.php - to PDF file

Комментарии:

Хан-Пахан
- at 2014-11-10 21:00:48 EDT
Мои наблюдения.
В удалении евреев диаспоры от евреев Израиля повинны не только первые.
Особенно среди израильской молодёжи слышны-слышны гнилые нотки.
Особенно такие нотки слышны среди колбасантов.
Еврейство это всё же явление не в основном социальное.
Да и тут есть-есть интонации - не ваше это диаспорное дело встрявать, когда мы ... (оно может чуть и правда, да больше - кривда).
Но это как раз то о чём я писал ранее - навезли и таких.

Вот вижу тут в диаспоре израильтян - взгляд у них такой какой-то не пытающийся идентифицировать встречного еврея. Так что не надо валить всё на диаспору.
У кого-то тут то же может быть свой фронт и свои дипотношения.

Пыпытку деления евреев на диаспорных и израильских считаю формой идолопоклонства.
Как писала уважаемая г-жа Матусевич в своей статье - раньше поклонялись идолам, а теперь системам.

Да, среди евреев диаспоры интерес к еврейству падает и обретает более даже не только социальные черты, сколько профессионально-материальные.
Это минус.
Но! существует искренний интерес и желание вовлечься в еврейство у нееврейского населения. И эта категория растёт. Что с этой категорией подлежит делать - мнения окончательного у меня пока нет, но много чего хорошего насобирать там точно можно - таких которые фамилию не поменяют если что.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2014-11-10 04:00:53 EDT
Я очень надеюсь, что мы в Америке будем продолжать жить в условиях отсутствия антисемитизма. Но все-таки позвольте мне привести самоцитату из статьи о Венгрии и Хорти:

"В 1921г. 88% членов биржи и 91% маклеров валюты были евреями, многие из них получили аристократические титулы. Не менее 90% промышленности находилось в руках евреев. Четверть студентов (43% в Будапештском технологическом институте), 60% врачей, 51% адвокатов, 39% инженеров, 34% редакторов и журналистов и 29% музыкантов называли себя евреями по религии. Иштван Дик отмечает, что даже в 1938 г. евреи владели четвертью национального богатства.

Хотя Теодор Герцль родился в Будапеште, в доме на площади, где находится самая большая в Европе синагога, сионизм имел незначительное влияние на венгерских евреев, которые чувствовали себя в Венгрии дома и были большими патриотами. А между тем, Герцль, обладавший таким даром предвидения, что в 1897 г. предсказал рождение еврейского государства через 50 лет, описал и судьбу венгерского еврейства. Никто не верил ему, а он писал венгеро-еврейскому политику в 1903 (цитируется по статье И. Дика):

«Рука судьбы схватит и венгерское еврейство. И чем позже это произойдет, чем сильнее станет еврейство, тем более жестоким и сильным будет удар, который будет нанесен с ужасающей дикостью. Этого не избежать»."

БЭА
- at 2014-11-09 22:04:17 EDT
"Альтернатива – всплеск в США антисемитизма такой силы, чтобы спровоцировать массовый выезд евреев в Израиль – практически невозможна: ее не прогнозирует даже бдительная Антидиффамационная лига."
Это не совсем так. Информационные агентства постоянно сообщают о всё новых случаях антисемитизма в США. "Такой силы", правда, ещё нет, но, судя по-всему, что-то вроде "милиций" на Западе страны грядёт. Сильно меняется этнический состав америкаонского общества: католические латинос и часть негритянских общин, особенно мусульманских, не имеет антидотов против антисемитизма. В отличие от Европы США всё ещё довольно религиозная страна, в которой, правда, WASP больше не задают тон как в былые времена.
Во всём мире полно горячих точек, но впечатление, что большинство журналистов всего мира сидит сегодня в Израиле и ожидает, что полиция остановит арабского подростка, пёрнувшего у Львиных ворот. Заседание Совбеза ООН и обращение в суд Гааги после этого обеспечено.

Аня
США - at 2014-11-07 18:11:51 EDT
Со статистикой уважаемого автора спорить не берусь, однако за свою реформистскую общину и синагогу,где я уже лет десять учу детишек в Воскресной Религиозной Школе, хочется заступиться. В школе у нас где-то 50% детей из смешанных браков. Некоторые родители перешли в иудаизм, некоторые нет. Независимо от того, кто из родителей еврей, у нас (реформистов и по-моему даже у консерваторов) ребенок считается евреем если его растят как еврея - семья справляет еврейские праздники, ребенок посещает еврейскую школу, проходит бармитцву и т.д. Так что не все дети из смешанных браков потеряны для еврейства. Очень довольна, что мне удалось внести в это свою лепту. Об этом я уже писала в более интересные здесь времена.
Сэм
Израиль - at 2014-11-07 15:16:42 EDT
1. Очень интересная статья, интересная и грустная. Особо грустен стремительный рост смешанных браков. Смешанный брак сам по себе это и не хорошо и не плохо. Как говорят в иврите: зависит. Зависит от того, кем будут ощущать себя дети в этих браках. В бывшем СССР 99%стремились "откреститься" (по отношению к сегодня кавычки можно убрать) от своего еврейства. Боюсь, что в сейчас в Америке тенденция такая же, хотя надеюсь, что цифры не так вопиющи. (Тут бы было интересно узнать судьбу внука Клинтонов). В Израиле же вектор стремления прямо противоположен. И тут огромное значение имеет приобщение детей смешанных браков к еврейству. Эта проблема одна из серьёзнейших, есть понимание необходимости решения и понимание того, что решения не будет. По крайней мере - в ближайшие годы.
2. Не могу согласиться с автором в том, что "Не бывает, однако, худа без добра – израильтянам, оставшись в одиночестве, уже не нужно будет воевать с постоянной оглядкой на американскую «политкорректность», и шансы на решение ближневосточных проблем, устраивающее Израиль, возрастут".
Когда американским президентам не надо будет думать, как проголосуют в следующий раз флоридские пенсионеры и пенсионерки, они будут руководствоваться в своей политике не внутриполитическими, а исключительно внешнеполитическими соображениями. И тут для нас будет иметь колоссальное, нет, просто решающее значение, факт совпадения (или хас вэхалила – не совпадения) интересов США и Израиля.
3. Подумал: а как бы я ответил на вопрос: «как вы определяете свою идентичность?»
И мой ответ был бы не односложным:
Израильский еврей советского происхождения.
Ну а в ответе на 3-ий вопрос я однозначно с меньшинством: конечно же судьба разная.

Марк Фукс
Израиль - at 2014-11-07 13:57:46 EDT
Интересная статья.
Я бы сказал интересная в самой постановке вопроса и в тех выводах к которым автор подводит читателя.
Я бы рассматривал ее, как приглашение к интересному и полезному разговору.
Автор начинает с операции "Нерушимая скала" и обращение к ней, ее ходу и итогам. Это замечательный прием привлечения и завоевания внимания собеседника.
Правда цели и задачи операции, официально заявленные и подтвержденные практикой несколько отличаются от того, о чем пишет автор, но это в данном случае неважно и значения не имеет.
Приведенные данные о динамике и характере перемещений еврейского населения в новое и новейшее время с ссылками на авторитетные источники впечатляют, а вывод о биполярной концентрации нации заставляет задуматься о том, каково влияние этого фактора на судьбы с одной стороны Еврейского государства, а с другой стороны ставит вопрос о судьбе еврейской общины США (в том виде и значении которое нам знакомо).
Мне кажется, лидеры Израиля, осознавая огромное значение помощи Америки на государственном уровне и преданность еврейской общины США Еврейскому государству всегда помнили о том, что стоять надо на собственных ногах и делали все возможное для достижения этой цели, а "политкорректность" о которой пишет автор мгновенно улетучивалась в критические и судьбоносные минуты истории, уступая место трезвости и рассчету
Вывод о возможности "раскола еврейского мира" о котором размышляет автор мне кажется слишком пессимистичным.
Мы видим, что и в прошлом как бы судьба не отделяла различные ветви еврейства, она же вновь соединяла их на новом историческом отрезке времени и зачастую в новом качестве.
Спасибо и шаббат шалом!
М.Ф.