©"Заметки по еврейской истории"
декабрь  2010 года

Борис Тененбаум

Несколько слов об израильской космической программе

В 1983 году в Израиле было создано учреждение, которое по-русски, вероятно, следовало бы именовать Израильским Агентством по Космическим Исследованиям. Аббревиатура его названия на английском – ISA, Israel Space Agency[1] – вскоре стала довольно известной «торговой маркой».

Дело было в том, что результаты его деятельности были уж очень впечатляющими. Первый спутник из серии “Ofeq” был запущен уже в сентябре 1988, и запуск этот вызвал немалый переполох – спутник несомненно имел военное назначение, и запускался с израильской авиабазы ракетой-носителем израильского производства.

Полный технологический цикл – запуск своего спутника на своем носителе с собственного космодрома – нечасто ассоциируется со страной с населением примерно с Финляндию, и с территорией примерно в половину очень скромной по величине Дании.

Так что ключевым элементом успеха несомненно был человеческий фактор.

1. Люди

У истоков формирования Агентства стояли два человека – израильский министр науки и технологии Юваль Неэман, и профессор Ицхак Бен Исраел, директор Агентства.

Оба этих человека, принадлежащие к разным поколениям – Юваль Неэман родился в 1926 и сражался еще в Войне за Независимость, в то время как профессор Бен-Исраел родился в 1949, когда война эта уже закончилась – имеют одну общую черту: у них обоих уникальное сочетание военного, научного и административного опыта.

Ю. Неэман, как уже говорилось выше, воевал в 1948-1949, но в Хагану он вступил еще раньше, в 1941, как раз тогда, когда он в возрасте 15 лет досрочно окончил среднюю школу. Он дослужился до должности командира бригады (командовал бригадой «Гивати») потом служил в Генштабе, где, в частности, возглавлял Отдел Планирования, а в 1958-1960 годах был назначен в Лондон, на должность израильского военного атташе.

Что интересно – несмотря за занятость, он умудрился найти время еще и поучиться в Лондоне в аспирантуре. Его руководителем был знаменитый пакистанский физик, Абдус Салам, в дальнейшем – лауреат Нобелевской Премии по физике.

Юваль Неэман

Юваль Неэман родился: 14.05.1926.

В Израиле Ю. Неэман был основателем и директором Школы Физики и Астрономии в составе Тель-Авивского Университета, а потом – президентом всего этого университета. Так что когда Ю. Неэман уже в бытность свою министром науки и технологии Израиля занялся подбором кадров для создания Агентства Космических Исследований, он знал, какого сорта люди ему там нужны – примерно такие же, как и он, только помоложе.

Ицхак Бен-Исраел этим требованиям удовлетворял.

Он был профессиональным военным, последним постом, который он занимал во время своей службы в армии, было руководство отделом aанализа и оценок Директората Разведки ВВС[2].

Его фото в сети по понятным причинам отсутствует.

К 1983 у него было две важных премии – одна от министерства обороны Израиля, за разработку новой системы бомбометания для «Фантома», превосходившую ту, что предоставлял изготовитель самолета, a вторая – от израильских ВВС, с несколько невнятной формулировкой – «…за работу в области компьютерных систем контроля и управления…».

B 1984 к ним добавилась и третья, премия Главы Разведывательного Управления, присужденная по уж и вовсе таинственной причине – «…за изобретательный ум …»[3].

Это был подходящий человек для руководства космической программой, в первую очередь направленной на решение задач, тесно связанных с обороной.

2. Ракеты

Израильская ракета-носитель, впервые использованная в сентябре 1988 года для запуска первого израильского спутника, называлась «Шавит», что на русском значит «Комета». Есть очень основательные подозрения в том, что это вариант израильских баллистических ракет «Иерихон», предназначенных для военных целей. Во всяком случае, ракета была твердотопливной, что типично именно для военных ракет, a запускали ее с территории базы ВВС «Пальмахим».

ShavitWiki

Kак и многое другое в Израиле, запуск был необычным.

Обычная стандартная практика космических запусков состоит в том, что полет направляют с запада на восток, что совпадает с направлением вращения Земли – это дает выигрыш в скорости, который можно использовать для заброски на орбиту большего веса.

Израильский спутник был запущен в противоположном направлении – с востока на запад, против вращения Земли. Делалось это не из присущей евреям манере все делать задом наперед – например, писать справа налево – а из соображений государственной безопасности.

На восток от Израиля лежат страны, испытывающие к нему не самые дружеские чувства. B случае неудачи падение на их территорию обломков спутника привело бы к самым нежелательным последствиям.

А вот на запад от Израиля лежит Средиземное Море, открытое всем. К тому же в случае неудачи запуска обломки ракеты-носителя и спутника упали бы в воду, и достать их оттуда было бы чрезвычайно мудрено – даже для американцев.

Так что соображения безопасности перевесили соображения технической целесообразности – запуск был сделан в направлении, обратном общепринятому.

Все прошло гладко – и Израиль стал восьмой по счету космической державой, после CCCP, США, Франции, Японии, Китая, Англии и Индии.

Есть смысл отметить, что по населению 8-я космическая держава уступала 7-й космической державе примерно в 250 раз.

Ракета выталкивала на низкую орбиту полезный груз примерно в четверть тонны. В период между 1988 и 1994 было осуществлено 3 запускa, из них 2 успешных. Потом носитель был улучшен, и забрасываемый груз оказалось возможным увеличить.

Между 1995 и 2004 было осуществлено еще 4 запуска, теперь уже с помощью ракеты « Шавит-1». Два из них были успешны, еще два не удались.

Еще два запуска – в 2007 и в 2010 – делались с помощью ракеты «Шавит-2».

Оба запуска оказались успешными.

Израиль начинал в свое время совместные разработки ракет для запуска спутников в сотрудничестве с американскими и с французскими кампаниями, с целью создания коммерческого продукта для гражданских целей – LK[4]. Грузы – в диапазоне между 350 кг и 800 кг.

Проект, по всей видимости, был прекращен, но интересно, что есть вариант запуска спутника с самолета, с использованием только последних ступеней ракеты-носителя.

В качестве самолета предполагалось использовать «Геркулес» – стандартный большегрузный транспортник израильских ВВС.

У этого «...сугубо гражданского проекта...» определенно была и военная составляющая.

3. Спутники

Израильская космическая программа в настоящий момент имеет несколько семейств спутников, предназначенных для разных целей.

3.1. Ofeq. B настоящее время в рамках этой программы было сделано 9 попыток запусков, 6 из них выведено на орбиту. Все запуски осуществлялись в самом Израиле, с базы «Пальмахим», где можно было обеспечить максимальную секретность.

Понятно и без объяснений, что все эти спутники были разведывательными.

«Офэк-3» – www.waronline.org

Эти спутники используют низкую орбиту, с периодом полного обращения вокруг Земли примерно в 90 минут, со сроком жизни от года до трех, и с полезной нагрузкой, скорее всего, в виде оптико-электронных устройств.

Разрешающая способность их оптики неизвестна, но утверждения, что «с этого спутника можно читать автомобильные номера…», по-видимому, значительное преувеличение. Предполагается, что помимо обычной оптики, используются и устройства для съемок в ультрафиолете.

Точно ничего сказать нельзя – газеты могут врать, и при этом любым образом, как в сторону преуменьшения разведывательных возможностей «Оfeq», так и в сторону их преувеличения.

В чем можно быть уверенным – из снимков выжимается все, что только возможно. Что по необходимости влечет самое широкое использование компьютерных программ для дешифровки отснятого материала.

3.2 TecSAR – спутник был запущен в 2008 году с помощью индийской ракеты-носителя и с индийского космодрома. Иногда его называют «Ofeq-8», потому что он служит разведывательным целям.

Использует работающий с борта спутника радар (synthetic aperture radar), что в принципе позволяет строить 3-D модели наблюдаемых объектов.

Спутник ТЕХСАР в сборочном цехе

Спутник ТЕХСАР (TechSAR или TecSAR, известен также как «Шилоах» – www.waronline.org

Что поистине интересно – есть сведения, что Израиль в этом проекте сотрудничал с Азербайджаном, который нуждался в аналогичной технологии для собственных целей.

Масса спутника – около 300 кг. Орбита такая же, как у израильских спутников «Офек», только вот летает он не с востока на запад, а с запада на восток, то есть традиционным образом.

Запуск имел основательные политические последствия.

Индия – молчаливо и без фанфар – согласилась на тесное сотрудничество с Израилем в важной области стратегической разведки.

Иран протестовал – но индийцы, в отличие от американцев, вполне способны ответить действием, и очень резко. Поэтому протест был мягким и предельно дипломатичным – иранский посол выразил пожелание, чтобы «такая мудрая и независимая страна, как Индия, не делилась своими замечательными достижениями в области космических исследований с теми, кто может использовать их для шпионажа против Ирана...».

Индийцы холодно ответили, что «запуск носил чисто коммерческий характер».

3.3 Amos – коммерческие коммуникационные спутники. К настоящему времени запущено 3 единицы, еще два планируются на 2011-2012 год.

Первый – Amos-1 – был запущен в 1996, с космодрома Европейского Космического Центра во Французской Гвиане, второй, Amos-2 – в 2003 году, с Байконура, ракетой «Союз».

Третий был запущен в апреле 2008, тоже из Казахстана.

Спутник «АМОС-1» www.waronline.org

Запуск был сделан с помощью ракеты «Зенит-2» производства Украины, способной поднимать на высокую геостатическую орбиту до 5 тонн груза, по заказу израильской кампании «Spacecom».

РН «Союз-ФГ» готовится вывести КА «АМОС-2» на орбиту – www.waronline.org

Эти спутники намного крупнее Ofeq – первые два весили около полутора тонн, остальные, скорее всего, будут еще больше. Предполагаемое время их операционной деятельности – до 18 лет.

3.4 Eros – (Earth Resources Observation Satellite) коммерческое приложение Ofeq-3, предназначается для съемок земной поверхности.

Первый запуск был сделан в 2000, с российского космодрома в Восточной Сибири, второй в 2006, с того же космодрома.

В обоих случаях использовалась российская ракета-носитель.

3.5 Techsat исследовательский спутник, разработанный в Технионе. Иногда именуется «Гурвин» по имени американского бизнесмена, который финансировал проект. По сведениям, приведенным в www.waronline.org, было проведено два запуска:

«Первый спутник, "Техсат-Гурвин-1", запущенный с космодрома Плесецк вместе с российским и мексиканским спутниками ракетой "Старт" (создана на базе МБР "Тополь") на орбиту не вышел – вместе с ракетой упал в Охотское море через 10 минут после старта.

Второй спутник, "Техсат-Гурвин-2", запущен удачно ракетой "Зенит" с Байконура (вместе с большим российским и ещё 4 миниатюрными спутниками: бельгийским, бельгийско-немецким, англо-чилийским и англо-таиландским). По конструкции он почти полностью идентичен первому спутнику».

Спутник «Гурвин-ТехСат» – www.waronline.org

В запасе есть еще несколько проектов, от более или менее известных космических телескопов и вплоть до таких, что на первый взгляд выглядят совершенно экзотически.

РН «Зенит» со вторым КА семейства «Гурвин-ТехСат» на борту. www.waronline.org

Есть, например, идея так называемых нано-спутников.

Предполагается, что запуск целого их роя позволит на порядок улучшить точность навигационных систем.

Или, скажем, «буксир». Процитируем www.waronline.org еще раз:

«…Космический буксир CMT (Cryogenic Transfer Module). Способен в течение 10 дней отбуксировать 2,1-тонный груз с низкой 200-км орбиты на геостационарную (примерно 36 000 км). Его вес 5 520 кг, использует жидкие топливо (гидразин) и окислитель (кислород)…».

4. К чему все эти хлопоты?

Первой и совершенно очевидной причиной является военная необходимость.

В этом смысле интересно сопоставить две даты – Джонатан Поллард, американский анналист, работавший со спутниковой информацией, в 1987 году был осужден за шпионаж в пользу Израиля. Он передал израильтянам информацию, которую они не могли получить в США по официальным каналам, несмотря на тесное сотрудничество между двумя странами.

История эта имела большой резонанс, который не затих и поныне. Поллард был осужден на пожизненное заключение, и все просьбы израильтян освободить его не дают результатов и посейчас, в 2010 – то есть 23 года спустя.

Из этого следует два вывода:

1. Американцы посчитали, что сам факт передачи информации, полученной с их спутников, иностранному государству, означал большую брешь в их системе национальной безопасности.

2. Израильтяне пошли на сумасшедший риск – шпионаж против их главного и единственного союзника – в надежде все-таки эту информацию получить.

Сделать это можно было или от большой глупости, или от большой нужды – и в 1988 году был запущен первый собственный израильский разведывательный спутник. Своего рода косвенное подтверждение, что все-таки второе предположение вернее – спутниковые данные крали от большой нужды.

В Израиле нужды обороны рассматриваются как экстраординарные – от них зависит сама жизнь страны.

Но, помимо обороны, для создания и поддержания космических программ Израиля имеется и чисто деловой, коммерческий интерес. Выше уже говорилось, что территория Израиля вдвое меньше невеликой территории Дании, а с точки зрения природных ресурсов дело обстроит и вовсе плохо – не хватает не только земли, но даже и воды.

Прибавим к этому настойчивые старания многих мусульманских стран всячески ограничить любые связи с Израилем, и не только свои собственные, но и всех, кто хотел бы поддерживать с ними хорошие отношения.

Поэтому просто в силу необходимости Израиль должен производить нечто, что у него с удовольствием купят даже те страны, которые в каком-то ином случае, может быть, и не захотели бы с ним торговать.

В этом смысле космические технологии имеют большой потенциал – например, израильская коммуникационная кампания “Spacecom” предоставляет замечательные услуги по телевещанию, телефонной связи и по интернетному обслуживанию по всему Ближнему Востоку, Центральной и северной Европе, по коридору между Европой и Америкой над Атлантическим Океаном – и делает это с помощью спутников, разработанных в Израиле.

Причем такого рода проекты оказываются выгодными не только потребителям коммуникационных услуг, но и дают Израилю очень нужный дипломатический «рычаг» – использование израильтянами космодромов в Казахстане, Индии, и России, ракет-носителей, изготовленных в Украине, Индии, и России, торговля технологией с Азербайджаном, Индией, Казахстаном, а теперь по-видимому, и с Россией – все это создает поле общих интересов с этими странами.

Израильское Агентство Космических Исследований подписало соглашения о сотрудничестве с аналогичными организациями США, Франции, Германии, Канады, Нидерландов, а теперь еще и с соответствующими ведомствами Бразилии, Индии, России и Украины.

Большое подспорье израильской дипломатии – которой, увы, такая помощь очень кстати.

Примечания

Примечания, даны на английском и на иврите, в том виде, в котором они приведены в Wiki. Сделано это с целью предоставить необходимые линки тем, кто захочет разобраться в вопросе поподробнее:



[1] Israel Space Agency (ISA; Hebrew: סוכנות החלל הישראלית‎, Sochnut HeHalal HaYisraelit) is a governmental body that coordinates all Israeli space research programs with scientific and commercial goals.

[2] A head of the Analysis and Assessment Division of the Israeli Air Force Air Intelligence Directorate's Operations Research Branch.

[3] a) 1972: The Israel Defense Prize – for developing a bombing system for the F-4 Phantom II

b) 1976: The Israeli Air Force Prize – for developing a computerized control and supervision system

c) 1984: The Head of the Intelligence Directorate Prize – “for "creative thought”.

[4] In 1998 Israel Space Agency partnered with U.S. Coleman Research Corporation (now a division of L-3 Communications) to develop the LK family of small launch vehicles.[6] In 2001 a new French joint-venture, LeoLink, between Astrium and Israel Aircraft Industries, was created to market the LK variant.[7] It is believed that in 2002 development of the LK variant was discontinued.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 3575




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer12/Tenenbaum1.php - to PDF file

Комментарии:

Манасе
Германия - at 2011-04-15 15:43:38 EDT
Манасе; Всем дядям: хочу сказать что христианская и исламская религии приняли совместно с новой религией и танах так как без Танаха не Христианскую не Исламскую религию не понять. Мне лично жаль, что не приняли Талмуд и Зоар так как эти книги, как уже сказано, разясняют Тору писменную. И я думаю все дяди догадались, что и эти книги зашифроианы, почему? да потому что в времена те давние дядь которые могли-бы что нибудь понять было мало мало, да и сегодня их к сожалению нет! Но обещаю вот выйду на пенсию я вам обясню а пока некогда На благо новой родины тружусь или попростому, кушать хочется вот и тружусь, пока ждите на 66м г. так и быть ОБЯСНЮ.
Б.Тененбаум-Игорю(Торонто)
- at 2011-04-15 06:24:20 EDT
Игорь
Торонто, Канада - at 2011-04-14 20:58:15 EDT

Признателен вам за положительную рецензию, рад, что статья вам понравилась. Собственно, это - часть серии статей, и здесь же, в "Заметках", вы можете найти еще две похожие вещи: статью об израильском флоте, и еще одну, об израильских танках, к которой приложили руку Марк Фукс(он предложил тему, и сделал все фото-иллюстрации), и Леонид Ефимович Комиссаренко, написавший замечательное дополнение.

По этому линку вы можете найти статью о танках:
http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer8/Tenenbaum1.php

А вот по этому - о флоте:
http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer3/Tenenbaum1.php

Игорь
Торонто, Канада - at 2011-04-14 20:58:15 EDT
Огромное спасибо! Очень интересный материал.
Как вы правильно сказали, самый главный фактор успеха - Люди.

Михаил Бродский
Днепропетровск, Украина - at 2011-01-10 11:42:10 EDT
Меня, как и всегда, поражает Ваше умение наглядно представить предмет Вашей статьи, Ваша эрудиция и трудоспособность:любая тема освещается не поверхностно, а глубоко, включая и данную, достаточно закрытую всюду. Это меня особенно поражает, как жителя города, который можно назвать космической столицей Украины.
Достижения Израиля поражают, а то, что теперь они видны широкому кругу читателей - несомненно Ваша заслуга. Поразительно то, что делается в Израиле малым числом высокоталантливых ученых и специалистов: мне неоднократно довелось бывать "за забором" Южмаша и КБЮ - огромные корпуса и многотысячные коллективы. Преклоняюсь перед израильскими ракетчиками и благодарю вас, Борис, за интереснейшую информацию.

Б.Тененбаум-если кому интересно
- at 2010-12-20 10:54:29 EDT
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F - этот линк приведет вас на статью о космической программе Китая. На русском. В самом конце статьи - таблица флагов космических держав (или организаций вроде ЕС).
В разделе "Пилотируемая Космонавтика" пока только три участника: СССР/Россия, США и Китай.
В разделе "Непилотиремая Космонавтика" - 23 участникa. Список неточный - в него включена Северная Корея, спутник которой не полетел. Не очень понятно, как обстоит дело с включенным в список Ираном - надо бы разобраться. Однако в списке есть и Израиль, и сотрудничающие с ним в этом деле Азербайджан и Казахстан. Не говоря уж об Индии ...

Б.Тененбаум-Акиве
- at 2010-12-16 09:29:18 EDT
Уважаемый коллега, насчет способности читать автомобильные номера - я совсем не уверен, что израильские спутники на это способны. Что касается слежения за пожарами - ну, на всякое дело нужен подходящий инструмент, и никто не станет использовать микроскоп, если достаточно простой отвертки. Израильские леса - не бескрайная тайга, и размеры горевшего района в заповеднике были что-то 10х10 км. Для своевременного обнаружения пожара хватило бы и обычного беспилотника. Их в Израиле делают сотнями и продают за границу, даже в Россию. Проблема с пожаром была не в технике, а в административных упущениях - как-то вот не глядели в эту сторону ...
Что касается спутников, то израильские "Офек" летают на низкой орбите, всего 200 км. от поверхности Земли. Они делают полный оборот примерно за 90 минут, снимают сверху сравнительно узкую полосу поверхности, и аппаратура их работает не все 90 минут, а, скажем, только те 5-7 минут, когда спутник летит над Ираном. Понятное дело, широкополосные снимки особо точной информации дать не могут, и эти минуты используются избирательно, для получения детальной информации о каких-то обьектах, о которых Израилю хотелось бы знать поподробнее ... Какие это обьекты, что именно интересует разведку, с какой разрешающей способностью можно делать снимки, в какой части спектра, по скольким каналам - и как это все потом прикручивается в дешифрующих программах компьютеров - я могу только гадать.

Акива
Кармиэль, Израиль - at 2010-12-16 08:34:54 EDT
Статья прекрасная и, видимо, для посвященных очень инресная. Меня, как не очень в этом разбирающегося, интересует, как могло произойти, что спутник способный различить номер передвигающегося на шоссе автомобиля, своевременно не заметил пожара в Хайфском лесу? Спасибо.
Б.Тененбаум-Aron Vigushin
- at 2010-12-08 14:39:59 EDT
Aron Vigushin
Dallas, Texas USA - Wednesday, December 08, 2010 at 14:13:19 (EST)

Искренне вам признателен. К сожалению, я не знал о существовании вашего материала раньше - непременно бы учел ...

Aron Vigushin
Dallas, Texas, USA - at 2010-12-08 14:13:22 EDT
Уважаемый Борис Тененбаум!
Прочитал Ваш интересный обзор по космической отрасли Израиля.
Зная, что сведений на эту тему найти нелегко, могу добавить немного информации к статье "Несколько слов об израильской космической программе".
О сотрудничестве Израиля в космической области с Бразилией мне довелось узнать ещё в 1989 году. Как это случилось, Вы можете прочесть в нескольких последних абзацах моего эссе в портале Мошкова.

http://zhurnal.lib.ru/w/wigushin_a_s/southamerica.shtml
НОВЫЕ АМЕРИКАНЦЫ ОТКРЫВАЮТ ЮЖНУЮ АМЕРИКУ

С Уважением,
Арон Вигушин

Юлий Герцман
- at 2010-12-07 18:29:14 EDT
Злоупотребляя дружебным положением, прочел еще до публикации. Абсолютно ничего не знал, посему было очень интересно. И написано хорошо.
Думаю, мы приближаемся к тому моменту, когда Б.М. сможет выпустить в свет объемную книжку об израильских войсках и их военачальниках.
Смайлики не ставлю, ибо это, кажется, единственное в чем согласен со своим венским тезкой.

Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу
- at 2010-12-07 13:47:56 EDT
Конечно, секретность необходима. Но вот в открытой печати поминался проект израильского космического "буксира". Это спутник весом в 5 тонн, на низкой орбите, 200 км. от Земли. Он может "подхватить" обьект весом в 2-е тонны и за 10 дней доставить его на геоцентрическую орбиту, 36000 км. от Земли. Это мы знаем. Но вот в чем тут смысл, я не очень понимаю. Если на низкую орбиту надо забросить 5+2=7 тонн груза, с тем, что на высокую орбиту будет доставлено 2 тонны - чем это лучше, чем прямой запуск 2-х тонн на высокую орбиту ? Здравый смысл мне тут ничего не подсказывает. Надо знать предмет ...
Элиэзер М. Рабинович - Б. Тененбауму
- at 2010-12-07 13:28:40 EDT
И правильно делают, что секретят.
Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу
- at 2010-12-07 13:16:27 EDT
Очень рад, что вам это показалось интересным. Но надо честно признать: мало что известно ...
В открытой печати - концов не найти. Bсе сильно секретят.

Элиэзер М. Рабинович - Б. Тененбауму
- at 2010-12-07 12:59:37 EDT
Спасибо, это очень интересно, я не знал почти ничего из того, что Вы написали.
Б.Тененбаум-Игреку
- at 2010-12-07 07:12:38 EDT
По поводу сказанного вами о споре в "ящике":

Одной из особенностей Израиля является удивительно маленькое число персонала в самых, вроде бы, "ключевых" кампаниях. Мне попадались сведения, что в одной из фирм, делавших начинку для спутников "Офек", было всего три десятка сотрудников. Из этого положения вытекает несколько следствий:
а) Дистанция между руководителями и подчиненными коротка, и спор возможен в разговоре напрямую.
б) Оспаривание (обоснованное) мнений руководства, по-моему, даже ожидается - зачем фирме держать на борту балласт, не имеющий собственного мнения ?
в) Целесообразные изменения можно делать быстро - вот прямо как вы показали на примере разговора в машине.

Что интересно - по такой же схеме работают американские старт-апы.

Б.Тененбаум-М.Фуксу
- at 2010-12-07 06:57:55 EDT
Марк, спасибо на добром слове. Честно говоря, в нашем с вами "совместном предприятии" - статье об израильских танках - был один полезный "элемент конструкции", которого нет в статье об израильском космосе: сравнения израильской космической программы с такими же программами других стран. Конечно, СССР и США в этом деле составляют особую лигу - одна только серия советско/российских военных спутников "Космос" насчитывает более чем 25 сотен запусков. Но сравнить программы 7-й "космической" державы - Индии - с программой 8-й "космической" державы - Израиля - было бы полезным делом. Но я даже и не начинал делать это - торопился успеть к декабрьскому выпуску "Заметок". Еще раз - спасибо за дружеский отзыв.
Игрек
- at 2010-12-07 01:31:39 EDT
Вы правы, люди - прежде всего. В Израиле в большей степени - на мой взгляд - чем в любой другой стране существует почти узаконенная традиция несогласия с мнением авторитетов в любой области. Мы часто называем это базаром, но из такого базара истина каким-то странным образом прорезается быстрее и дешевле. Я был однажды свидетелем бескомпромиссного "базара" молодого израильского инженера и одного из "авторитетов" в его закрытом израильском ящике. Фантастическое и невероятное, к примеру, в Союзе, зрелище. И минут через десять авторитет признал, что завтра (буквально!!) они в ящике поменяют определенную процедуру. Таким образом, наверно, и космическая программа создавалась.
Марк Фукс
Израиль - at 2010-12-06 23:29:09 EDT
Б.М!

Я уже писал о том, что мне нравится, что Вы делаете и как Вы делаете.
Не явилась исключением и эта статья. Я очень ценю Вашу произраильскую позицию и ту объективность и последовательность, с которой Вы доносите материал до читателя.
Спектр Ваших интересов широк, но всегда, по моим наблюдениям, в нем находится насколько теплых (и, на мой взгляд, заслуженных) слов в адрес еврейского государства и его народа.
Спасибо. Прочел с интересом.
Несколько слов в дополнение к написанному.
Ицхак Бен-Исраэль, в свое время, являлся депутатом Кнессета от партии «Кадима» (оппозиция).
Вошел вместо Шимона Переса, избранного президентом.
26,10,2010 он выступил на конференции ученых-репатриантов в Т-А Университете с речью о вкладе ученых новых репатриантов в космическую программу Израиля.
Кроме того, интересующиеся могут просмотреть интервью с ним, данное Владимиру Бейдеру в рамках передачи «Персона» на израильском 9 канале, например, по этому адресу:
http://etvnet.com/tv/teleshou-online/persona-itshak-ben-israel/214561/.
Относительно роли покойного Юрия Штерна в привлечении новых репатриантов из б. Советского Союза к космической программе Израиля, мне доподлинно не известно, но вполне возможно и в силу жизненной позиции и в силу его служебного положения.
Юрий Штерн – одна из самых светлых и незапятнанных фигур Израильской политики еще ждет своего исследователя.
Еще раз спасибо и успехов.
М.Ф.

Б.Тененбаум-М.Аврутину
- at 2010-12-06 12:51:48 EDT
В Израиле, насколько я могу судить издалека, имеется две тенденции, работающие в разные стороны:

1. Израиль - маленькая страна, и ее способность абсорбировать сотни тысяч людей, давая им всем работу по специальности, далеко не бесконечна. И те люди, которые уже занимают определенные позиции в трудовой, научной, политической и прочих сферах жизни в стране, вовсе не горят желанием уступать их вновь прибывшим.
2. Израиль - страна с ограниченными ресурсами и с огромными задачами. Он просто вынуждена начинать проекты, для которых ей требуется максимально качественный технический/научный потенциал.

Соответственно, для преодоления первой тенденции действительно нужна политическая деятельность таких людей, как Ю.Штерн.
Вторая тенденция работает, что называется, сама по себе.

Скажем, ракета "Иерихон" была разработана ДО "большой алии". Но космическая программа началась в начале-середине 80-х, и определенно кого-то из новых иммигрантов впитала. Об их количестве и о значении их роли в разработках я могу только гадать.

Марк Аврутин
- at 2010-12-06 11:34:51 EDT
Уважаемый г-н Тененбаум,мне кажется, этим успехом (и не только этим) Израиль обязан в значительной степени ныне покойному депутату Кнессета Юрию Штерну, много сделавшему, чтобы сломить противодействие израильских чиновников использованию приехавших "русских" специалистов, в т.ч., из "оборонки".