©"Заметки по еврейской истории"
Август 2008 года

Элла Грайфер


Он говорил от имени России

О мертвых – ничего, или...

Не стану докапываться, идейный ли смысл или художественные достоинства взволновали в свое время меня (и не меня одну) в "Иване Денисовиче" или в том же "ГУЛАГе". Ну да, ну конечно, Шаламову вся эта литература именно как литература в подметки не годится, да ведь не Пушкиным же единым жив человек, и Щедрину на полке место найдется... Пусть публицистика – а разве нам уже публицистика хорошая не нужна? В конце концов, в борьбе с коммунизмом заслуги его несомненны. А что философом себя возомнил... так конь-то и о четырех ногах – да спотыкается.

Но сегодня, просматривая ретроспективно историю моих отношений к (с) этому(им) автору(ом) поняла я очень важную вещь. Александр Исаевич Солженицын был для меня не просто хорошим писателем или плохим философом. По существу он был для меня РОССИЕЙ.

"Иван Денисович" или "ГУЛАГ" не просто книгами были – они были частью процесса осознания страной своей истории, того самого, который проходила тогда и я, потому что себя не мыслила вне этой истории и этой страны. Тогда я еще не подозревала, что есть у меня своя история, с этой хотя и связанная, но по сути другая. Настолько не подозревала, что даже не заметила там и сям разбросанные в тексте "тонкие намеки на толстые обстоятельства".

Но время шло, и время нас меняло. Заглянув как-то мимоходом в "Красное колесо", осознала я вдруг, что, независимо от того, соглашаться ли буду я с автором, или спорить, смысл у такого занятия будет чисто академический. Книга эта – не про меня. Не только что в образах каких-то "отрицательных" евреев себя я не узнавала, но и "положительный" еврей у Солженицына на меня и мою родню похож был как гвоздь на панихиду. Достоинств, за которые автор пытался меня хвалить, попросту не существовало в природе, равно как и недостатков, за которые он порицал меня. Он меня выдумывал, он меня НЕ ВИДЕЛ.

Нелегко мне было понять и принять правду про свой образ в глазах России, про мое место в ней, а вернее сказать – отсутствие такого места, и тем, что смогла, в конце концов, сделать это, не в последнюю очередь обязана я Солженицыну. И еще одну важную правду содержало "Красное колесо": Привычное, неудержимое сползание с "что делать" на "кто виноват", со своих внутренних проблем на чуждых злоумышленников. Этот процесс действительно шел не только в голове Солженицына – он шел в России, в ее общественном сознании, сегодня уже мало кто может сомневаться в этом.

И вот – возвращение, последние работы. Мечты "обустроить Россию", наивность которых быстро становится понятной самому автору, и... решительный поворот на стезю, что уже раз обернулась для страны катастрофой.

Неважно даже, насколько искренен Солженицын в своих попытках "примирения" с евреями, а важно, что в мифическом "примирении" этом ищет решения для своих собственных, специфически русских проблем, которых не устранит даже самая нежная еврейская дружба и не усилит даже самая закоренелая вражда. Значит, не будет выхода, решения не будет, а будет, как в том анекдоте, поиск под старым, любимым фонарем антисемитизма, кошелька, потерянного в дремучем лесу гражданской войны. И это, повторяю, не личный выбор Солженицына. Это выбор России.

Возможно, ему еще повезло не дожить до результатов этого выбора.

 

 

***

  А теперь несколько слов о новостях науки и техники.

Сейчас в любой автомастерской или в автомагазине каждый техник или инженер знаком со словом "ксенон". А ведь ему не так уж много лет: оно придумано в 1898 году, когда английскими физиками и химиками У. Рамзаем и М. Траверсом был открыт этот инертный газ. Слово "ксенон" однокоренное с "ксенофобией". В их основе лежит греческое слово, означающее по-русски "чужой". Газ ксенон и был чужим - примесью к газу криптону. Оказалось, что криптон - очень редкий газ. В природе его мало, ксенон находится в земной атмосфере в крайне незначительных количествах, 0,087±0,001 миллионной доли. Его получают искусственно  как побочный продукт производства жидкого кислорода на металлургических предприятиях. Оказалось, что ксенон, хоть и дорогой, потому что редкий, но очень полезный газ. Им заполняют лампы, и они горят ярче и служат дольше обычных, так как высокая атомная масса газа в колбах ламп препятствует испарению вольфрама с поверхности нити накаливания. Особенно эффективное применение - ксенон авто. В автомобиле данный вид фар является очень эффективным при езде в сложных условиях. Поэтому современные дорогие автомобили оснащены фарами с ксеноном. Выбрать правильную фару помогут специалисты. Ксеноновые фары удобны, но капризны. Не даром западные автомобили имеют к ксеноновым фарам еще и их омыватели. На сайте victorycar.ru вы можете получить все необходимые данные и посоветоваться с экспертом.

 


E ia?aeo no?aieou E iaeaaeaie? iiia?a

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1783




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer8/Grajfer2.php - to PDF file

Комментарии: