Bargteil1.htm
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Ссылки Начало
©Альманах "Еврейская Старина"
Апрель 2006

Сэм Липцин

С улыбкой на лице

пер. с идиш Айзик Баргтейл

 

 

"Перевернули" царя…

   
     В дни от начала праздника Суккот1 до Симхат-Торы2 молодежь чувствовала себя празднично. Это были дни, когда провожали лето и начинали готовиться к новому учебному году в хедере.3
     В последнюю субботу перед Симхат-Торой собирали обычно детей в хедер для "прослушивания" (экзамена). Таким образом решали, в какой класс определять детей. Было три класса: в первом изучали букварь, письмо и чтение; во втором - Пятикнижие (пять первых книг канонической еврейской Библии); в третьем - Гемару (основы Талмуда) изучали старшие ребята. При этом различали "хорошие головы", которых перемещали из одного класса в следующий.

     По этому поводу пришло несколько местечковых богачей послушать, как идут экзамены. Учитель Шмуэл чувствовал себя как на седьмом небе. И, несомненно, счастливым чувствовал себя тот мальчик, кто выигрывал приз хозяина магазина Герцеля. Приз состоял из бумаги для письма, карандашей, резинок.
     И как бы дети не были заняты изготовлением флажков для процессии в Симхат - Тору и возней внутри и вокруг шалашей, они находили время подготовиться к прослушиванию в хедере. В этот период им уделяли особое внимание отцы и деды, чтобы "вдолбить" еще немного знаний в голову, а если не получалось, то находили другие пути для этого…
     Ребецн (раввинша)4 Малка перед праздником подмела в хедере, посыпала земляной пол желтым песком, украсила окна вытрясенными5 ветвями ивы, митра и финиковой пальмы, подвесила еще зеленые ветви хвойных деревьев и вплела в них свежие, только что сорванные в саду зеленые яблоки.

     Но больше всего сил раввинша затратила на чистку портретов царя и царицы, которые в России должны были висеть в любом помещении, в котором учили детей. Она эти портреты почистила, окружила ветвями и повесила на самом почетном месте.
     В этот раз раввинша чистила и украшала их особенно тщательно. В моем местечке Липске ожидали визита начальства - событие, от которого евреи не ждали ничего хорошего.
     Молодежь, как бы юна и мала она не была, уже знала и понимала, как ненавидеть царя. Когда в хедере шалили, то показывали царю кукиш. Бывало его "дразнили" различными кличками или пели о нем такие песенки, как-то:

     Он не дедушка, не папка,
     Для жены - большая тряпка.
     Для попа конечно царь
     И великий государь.

     Родители, отцы и матери, больше боялись царя, чем уважали. Мне приходилось частенько слышать, что царь имеет мохнатую лапу на небе и поэтому он так силен… Но горе было ушам того ребенка, которого наш учитель заставал поющим шутливую песенку про царя…
     Алтер, сын Айзика, парень лет двадцати, что был известен в обществе портных своей низкой квалификацией, не испытывал уважения ни к царю, ни к его лапе, ни к небу. Он уже представил себе, как эти два портрета царя и царицы должны быть перевернуты и повешены головой вниз…
     Хедер вновь закрыт. Ждали двух больших событий: субботу для прослушивания мальчиков и - возможно еще посещения начальства в хедер.

     В пятницу утром в неделю Суккота, когда евреи стояли и молились в синагоге, через служку сообщили жителям Липска, что начальник не сможет посетить местечко, и дали знать тем, кто все-таки хочет удостоиться чести увидеть его приехать на "самоходе" (автомобиле) к моменту пятнадцатиминутной остановки в половине десятого утра на мосту через речку Бобра.
     Когда евреи это услыхали, они наскоро закончили молиться. Некоторые сразу же сбросили с себя талиты6 и пустились бегом к мосту, чтобы увидеть собственными глазами "особу", что разъезжает сама…

     Все местечко взбудоражилось, когда рассказывали, как начальник рукой повернул какую-то железную рукоятку, и машина начала ехать и оставила запах дыма для стоявших на мосту…
     В то время как все стояли и рассказывали, раввин Шмуэл и его супруга Малка только и жаловались, что они напрасно подметали в хедере, все вымыли и украсили, а конце концов начальник миновал местечко…
     Их только немного успокаивало чувство, что завтра, в субботу, хотя бы богачи местечка будут видеть украшенный хедер, когда они придут "экзаменовать" детей.
     В субботу после полудня раввин Шмуэл дождался богачей после молитвы в синагоге. Собрались вместе Герцель, Нухэм, хозяин магазина Шмуэл, дозорец7 Янкель и столяр Шмуэл, ученый еврей. Все с руками, заложенными за спину, отправились во главе с раввином в хедер.

     Нарядно одетая раввинша Малка стояла у окна и ждала с ключами в руке. Мальчишки во дворе хедера игрались, но как только они заметили, что учитель открывает дверь, все выстроились в ряд перед входом в хедер.

     Когда дверь открыли, богачи тотчас же заметили, что портреты царя и царицы висят вниз головами и начали заламывать руки. Учитель Шмуэл упал в обморок, раввинша Малка, когда увидела что здесь произошло, начала заламывать свои руки и кричать, что это "самоход" и чертов начальник сделали это …
     Герцель велел мальчикам сесть за столы и начал расспрашивать каждого, пытаясь выяснить, кто же перевернул портреты царя и царицы.

     Дозорец Янкель кричал: " Кому нужны эти расспросы?! Пусть все спустят штаны, лягут на скамейку и приготовятся к порке, так как виноваты все"…
     Мы, напуганные, сидели за столами, смотрели друг на друга, и вдруг, словно сговорившись, ринулись к двери, только троих детей смогли задержать - это были родные дети учителя…
     Все богачи расходились словно побитые. "Экзамен" в хедере не состоялся, поэтому родители провели у себя дома с каждым мальчишкой отдельно свой "экзамен", который оканчивался трепкой, поркой и накрученными ушами…

     Труднейший "экзамен" держал я. После трепки всякого сорта, отец с полной уверенностью сказал маме: "Ты думаешь, я не знаю, что это его проделка? Вся его учеба это демонстрация кукишей царю и насмешек над ним. Рахиль, я, пожалуй, заберу его из хедера, если он будет заниматься ремеслом, то станет человеком"…
     На следующий день мы пришли в синагогу праздновать Симхат-Тору, однако праздник был испорчен. Каждый из нас, мальчишек, потирал уши после экзекуций и тихо друг другу говорил: черта с два царь узнает, кто его перевернул…


     С флажками в руках


     Необходимость поститься время от времени для детей бедняков в моем местечке Липске не было новостью. Поэтому для них Йом-Кипур8 был для них больше днем страха, чем праздник… Но Суккот и Симхат-Тору все детишки ждали с нетерпением.
     Очень празднично чувствовали себя дети бедных родителей, потому что при подготовке к празднику и во время его можно было пошалить и к тому же заработать пару-другую грошей.
     Кто помогал переносить доски, кто пилить и сколачивать их, приносить с лугов длинные травы для покрытия шалашей. Но главным занятием было носить лулав9 с этрогом10 Тут уже можно было иметь кроме пары грошей, кусок бабки или халы11 Иногда можно было получить даже конфету.

     Только одна вещь вызывала досаду у бедных мальчишек - почему их шалаши покрыты травой и старьем, в то время как у богатеев, таких как Герцель, Берчик, хозяин магазина Шмуэл шалаши покрыты ветвями, обвешаны лентами и яблоками.
     Когда однажды мальчишка захотел взять ветку с подводы, что Берчик привез для своего шалаша, то Берчик поймал мальчишку и отстегал его колючей веткой по мягкому месту и даже не заплатил ему три копейки за помощь в перетаскивании досок и подачу их к шалашу.
     Это вызывало огромную досаду у ребят, поэтому они решили отомстить богача за издевательство над бедными мальчишками.

     Так как настроение у ребят в дни Суккота было шаловливым, они задумали провести такую операцию: во второй день праздника, когда евреи вечером ушли в синагогу, бедные мальчишки собрались вокруг шалаша Берчика, сняли с него покрытие и перенесли к могильщику Йойзеку, который был самым бедным в местечке.
     Они использовали ветви для покрытия шалаша Йойзека, украсили его лентами и яблоками, а траву унесли к Берчику во двор и покрыли ею его шалаш…
     Утром новость разнеслась по всему местечку. Все бежали смотреть на чудо, в основном на шалаш Йойзека. Его жена, Бахана, клялась, что это дело рук небесных ангелов. А Сурка Берчика, наоборот, кричала и проклинала, утверждая, что не иначе как черти испортили им праздник.

     Прошло пару дней, и Эфроимка, сынок Берчика, что это была проделкой детей портных и сапожников. Он привел с собой Алтера и указал на троих из них. Берчик поймал за уши парочку ребят и принудил их принести ветви с шалаша Йойзека и покрыть ими свой. Те еще больше были раздосадованы позором, который они не могли перенести. Эфроимка с Алтером особенно хвастались и насмехались над бедными ребятами, когда те пытались выяснить, кто их предал. И вот эти маленькие "портняжки" и "сапожники" решили рассчитаться с предателями.

     В Симхат-Тору обычно все дети получали флажки от раввина в хедере, а уже дома выстругивали необходимые древки и к ним пристраивали фонари со свечкой. Богатые дети имели отлично выструганные древки. К ним приделывали фонарики из больших красных яблок и в них вставляли стеариновые свечки. Бедные дети имели простые древки, фонари они делали из картофеля, вычищенного внутри, а в него вставляли белые свечки.
     В Симхат-Тору, когда богатые отцы были углублены в торги по покупке очередности для чтения Торы, бедные мальчишки выманили из синагоги Эфроимку и Алтерчика под предлогом, что мать просит их зайти в женскую половину. Моментально бедные мальчишки схватили украшенные флажки, скрутили им головки, яблоки со свечками, разделили яблоки между собой, а свечки бросили в бочку. Когда начали, в конце концов, кружить вокруг синагоги, Эфроимка и Алтерчик кинулись к своим флажкам, они остановились, пораженные увиденным. Флажки с фонарями из картофеля и белых свечей участвовали в процессии, а красивые древки с красными яблоками и стеариновыми свечками не были видны…
     После церемонии бедным мальчишкам вновь надрали уши, но они вышли из синагоги с флажками в руках победителями над доносчиками…



     Как я сделал ханукальный волчок

 

     После того как учитель в Хедере разъяснил нам смысл и значение праздника Ханука,12 рассказал о свечках, волчках и самое главное о Маккавеях,13 героях того времени, он начал спрашивать у нас, что означают буквы Ч. В. С. Т.14 на гранях волчка?
     Внезапно он задает вопрос: "Почему в Хануку едят латкес4?".15 А у меня тут же вырвался ответ: "Потому что в другое время года моя мама не готовит оладьи…". Наш учитель хорошо накрутил мне ухо за такой ответ, но он сам, вероятно, тоже не знал почему, вопреки тому, что раввинша, его супруга, должна была делать оладьи во все ханукальные дни…

     Обычно уже за несколько дней до наступления Хануки все сынки богатых родителей имели волчки. Для большинства привозили готовые волчки из более крупных городов, для других отливали в специальной форме у жестянщика.
     Янкель, сын Тевела лавочника, Алтер, сын Лейбчика и Велвел, сын фельдшера имели не только по одному, но и по два и даже по три, и, прежде чем один прекращал вращение, они запускали другой. Я со своими друзьями, сыновьями ремесленников, сапожников и портных, буквально разрывались от зависти.
     Форму, я собственно мог изготовить, как сделать отливку я тоже знал. Я понял, как это делается, когда однажды видел, как жестянщик Нотэ отливал волчки для детей богача Берчика. Я даже знал, как остудить форму, достать из нее и обработать отливку, отполировать ее, чтобы она легко вращалась. Проблема для меня состояла лишь в том, где добыть свинец или олово?

     Я так долго думал об этом пока не додумался. Однажды я видел, как жестянщик отбеливал кастрюлю перед Пасхой. Он брал ручку от старой вилки, усиливал огонь в горне, плавил ее конец и этим концом проходил по всей кастрюле и делал ее белой.
     Я потихоньку подобрался к полке, на которой торчали вилки, ножи и ложки, достал вилку с ложкой и решил идти к моему деду, кузнецу Янкелю, в кузницу с готовой формой, вложенной за пазуху.
     Я договорился со своим двоюродным братом Меиром, чтобы он мне помог держать форму, когда я буду заливать олово. За это я обещал ему тоже отлить волчок.
     Мы заскочили в кузницу, когда деда там не было, я вложил кусочки изломанной вилки в ложку. И держал ее на огне, чтобы их расплавить. Внезапно - о, горе мне! Расплавилась нижняя часть ложки, олово стало течь сквозь образовавшееся отверстие. Когда я попытался удержать олово тряпочкой, я обжег свою руку. В это самое время неожиданно вошел дед…

     Я пришел домой, вместо волчка нес обожженную руку и с замороченной головой, не зная, что скажут родители, и как мне потом достанется…
     Благодаря моей обожженной руке я сгоряча отделался только несколькими шлепками отца, мама же только кричала и при этом бинтовала мою руку. Но настоящее наказание я получил перед наступлением субботы, когда мама приготовила оладьи в честь Хануки.
     Как только дед с бабушкой вошли в дом, мама подала на стол блюдо с оладьями. Кроме меня в доме было еще четверо детей.
     Мама каждому подала вилку и тарелку. Мне она сказала, чтобы я пошел и взял свою вилку, без вилки никто не посмеет взять оладьи. Я кинулся было к полке взять вилку, но тут же вспомнил, что более чем по одной вилке и ложки для каждого в нашем доме нет.
     Вместо волчка я сам вращался вокруг стола… Поедал оладьи глазами… Скажу я вам, я должен был быть сильнее Макковеев, чтобы все это выдержать… Целый год ждать оладий, а тут лежат коричневые оладьи, а я не могу их даже попробовать…
     Я смотрел на деда, дед - на меня и, наконец, он говорит родителям: "Сколько концов у вилки, конечно пять? Ну, а если у него золотые руки… Мы же видели, что сделал форму для волчков. А коли так, то возьми своей золотой вилкой оладью и он подал мне оладью прямо в руку, оладушку, вкус которой я помню до сих пор…


     Игра в пуговицы с отцом


     Постоянная скука в моем маленьком городке Липске прерывалась с наступлением праздника. В праздник обязательно должно было быть и поесть, и попить и торжества.
     Такого рода праздником мы, мальчишки из хедера, считали Хануку.
     О Хануке мы начинали разговоры загодя, за несколько недель до ее наступления. Это было время забоя гусей, ощипывания перьев, перетопки жира, который заготавливали для праздника Пейсах16 (шкварки использовали в Хануку). И к тому же мысль, что будут жарить оладьи, зажигать свечки, и, самое главное, можно будет наблюдать, как взрослые играют в "квитанции" и мы сможем вращать волчки.

     За несколько недель до праздника мы, дети, изготавливали формы для отливки волчков, не забывая при этом обеспечить себя пуговицами и использованными спичками, чтобы иметь, на что играть…Игра состояла в том, что когда после остановки волчка вверху оказывалась буква "В", все игроки должны были отдать игроку, который крутил волчок, спичку, а восемь спичек обменивались на одну пуговицу…
     Потому я себя чувствовал в таком праздничном настроении и хвастался перед мальчишками на катке, что в субботу к пятой свечке17 к нам придет семья приятелей на оладьи. Придут также дедушка с бабушкой, дядя с тетушкой и еще друзья. А самое главное, с ними придут их дети, мои товарищи, которые очень редко у меня бывали, живя у колодца, далеко от нас.
     В субботу вечером, когда родители ушли в синагогу, я задумался, как заиметь, чем играть вечером. Пуговицы мне достались легко - я подошел к шкафу, где висела будничная одежда отца, и оторвал от нее пуговицы. Когда у меня уже были пуговицы от кафтана, камзолки и от подштанников, я насчитал в своем кармане целых четырнадцать пуговиц, что означало для меня миллионное состояние… Этим богатством я мог выкупить спички у всех ребят в хедере…
     Однако для меня это было недостаточно, мне нужны были еще спички для начала игры в ханукальные волчки.
     На полочке, на стене мама хранила коробок спичек. Берегла она его как сокровище… Она часто бывало, расщепляла спичку надвое, чтобы использовать ее дважды…Я осмотрел внимательно коробок со спичками, достал несколько штук, зажег их и положил внутрь, зная наверняка, что вечером мама отдаст мне использованные спички, чтобы я имел, чем играть… Но - вдруг, когда я вкладывал зажженную спичку в коробок, будто раздался гром, сверкнула молния, и - все оставшиеся спички вспыхнули и все…
     Я положил коробок вновь на полку, а сам, с пуговицами в кармане убежал во двор синагоги.
     Когда звезды появились в небе, родители со всеми своими приятелями направились к нашему дому.

     Все радовались, передвигаясь по белому скрипучему снегу, что дед Яков со своим прекрасным голосом проведет церемонию гавдалы18 и благословит пятую ханукальную свечку. Детишки, как обычно, принялись играть в "снежки", скользить по покрытым льдом частям улицы. Только я передвигался как во сне, снег не радовал меня… Когда мама сказала отцу: "Смотри - как наш "всезнайка" спокойно идет!", я почувствовал себя утопающим в снегу… В голове у меня мелькнула мысль: может быть, произойдет чудо, и спички зажгутся еще хотя бы разок?..
     Отец открыл дверь, и все вошли в дом. Мама сразу подошла к полке, взяла коробок со спичками. На одном дыхании она произнесла "Доброй недели!" и чиркнула спичкой по коробку. Чудо, однако, не произошло… Она чиркала спички одну за одной, пока коробок полностью не опустел…
     С отчаянием она крикнула отцу: Моше - Арон, нет больше спичек в доме!..

     Дед стоял буквально с напевом для гавдалы на губах и что-то бормотал про себя. Дядя Залман завел разговор об уходе домой. Мама пыталась всех успокоить: наверное, от сырости спички испортились, тотчас же моргнула мне: беги к лавочнику Йоселю и принеси коробок спичек.
     В другое время я бы просто испугался идти мимо бани одному в темноте. Я бы попытался отвертеться от такого поручения, однако не сейчас… В этот раз я радовался, что мама задумала такой подходящий повод… Я быстро накинул башлык и хотел уже было бежать покупать спички.
     В этот момент открылась дверь, и вошел сапожник Моше-Копл. Он шел по воду к колодцу, рассказывает он, и услышал в глубокой темноте шум в доме, поэтому он вошел узнать, что произошло?

     Всю неделю Моше-Копл обычно курил папиросы собственного изготовления, однако в субботу вечером он закуривал свою трубку и этим встречал новую неделю…
     Когда он делал затяжку, разгорались искры и начинали разлетаться, как звезды в небе Отец подошел к нему и спросил, не найдется ли у него спичка?
     Спичек у меня нет - ответил Моше - Копал - однако огоньку я могу вам дать.

     Он достал из кармана грубый шнурок, положил его на кремень и начал куском напильника скрести о него около печи. Показались искры, шнурок задымился, и он начал раздувать его, пододвинув к шнурку немного соломы в печи и, наконец, появилось пламя.
     "Доброй недели!" - будто разом воскликнули все, но я стоял в стороне с башлыком в руке, для меня это пожелание звучало совершенно иначе…
     Дед провел гавдалу, благословил пятую ханукальную свечку. Тогда отец взял свечку-служку19 в руку, наклонился, поднял спички, разбросанные возле полки, осмотрел и воскликнул, обращаясь к маме: Рахиль, спички не отсырели, наш "всезнайка" их сжег…

     Он со стороны крутанул мне ухо, от чего я увидел свою прабабушку с того света, при этом тихо прошептал: остальное ты получишь завтра…
     Отец уселся с родней за стол играть в "квитанции".20 Мама принялась возиться у печи, чтобы приготовить оладьи. Я пока подобрал с пола разбросанные спички. Я с ребятами расселись на скамье, что служила нам кроватью, и начали играть в волчки. Игра у нас была в самом разгаре. Все мы выложили наши "состояния", кто пуговицы, кто спички - возле себя. Во время игры в "квитанции" отец снял с себя капоту, подошел к шкафу и стал надевать теплый кафтан.
     Когда я увидел, что отец ищет пуговицы на кафтане, чтобы застегнуться, я почувствовал, что моя голова превратилась в волчок и моя игра - уже проиграна…

     Я быстро вложил пуговицы в карман и с башлыком в руке тут же исчез по ту сторону двери… Во дворе стоял крепкий мороз, я стал у замороженного окна и через оттаявшую щель заглядывал внутрь комнаты. У меня уже зуд на зуб не попадал от холода и страха. От долгого стояния поздней порой зимней ночью одному возле дома у окна.

     По жестам рук, которыми отец показывал маме на оторванные пуговицы на кафтане и его помахиванием указательным пальцем, я понял, что меня ожидает… Но больше всего меня огорчало, что все мои планы привели к тому, что я должен стоять на улице, не играть в волчки, и тут я вижу, как мама кладет свежие оладьи на блюдо и, кто его знает, смогу ли я попробовать их вкус?..
     Вдруг я услышал перепалку в доме. Сквозь щелочку в окне я увидел, как дедушка держит одного из внуков за ухо за отрыв пуговицы от его пальто, что лежало возле печи - мне даже теплее стало во всем теле…
     Однако мне вскоре вновь стало холодно, когда я увидел, что мама каждому подает оладьи, детям на скамье тоже дают по оладье каждому в руки. Они едят и продолжают игру в волчки, спички и пуговицы летают из рук в руки, как снежинки у меня за воротником…

     Когда мама вышла во двор и попыталась поймать меня за руку, я легко ей поддался и дал завести себя в дом. За печью она дала мне две оладушки и заметила при этом: твое счастье, что еще остались оладьи, иначе я бы тебе дала спички поесть…
     Так за печью я и уснул и утром следующего дня, когда я встал и начал искать мое "состояние" в карманах, я обнаружил в них только две спички…
     Когда я стал одеваться, я понял, что отец не только забрал все пуговицы из кармана, но - он дал мне тоже справедливый ответ: он отрезал все пуговицы от моих брюк и пиджачка, чтобы я вынужден был сидеть весь день дома…
     Вечером, когда он зажег ханукальные свечки, он добродушно обратился ко мне: садись к столу, поиграем в ханукальные волчки на пуговицы.


     Ангелы расхватали оладьи…


     Как только наступала зима, наш учитель начинал изучать с мальчиками в хедере значение и традиции праздника Ханука. Он знал, что в ханукальные дни богатей, реб21 Герцель, будет "экзаменовать" детей и выделит хануке-гелт22 детям с "хорошими крепкими головами".
     Больше всего дети мечтали обзавестись большим волчком с начальными буквами слов "Чудо великое свершилось там", которым Шмуэль, другой богач, награждал "лучшую голову".
     Однако, по своему опыту мальчики знали, что как бы хорошо они не учили и рассказывали легенды и мифы о Хануке, они все равно не получат большой волчок, так как уже три года подряд богач Шмуэль присуждал большой волчок своему внуку Янкелю, сыну лавочника Тевела, что обладал как раз "слабой головой" для учебы, остальные дети вынуждены были обходиться маленькими, простыми волчками…

     Наш учитель Яша Девица, так его звали за девичье лицо, обрамленное круглой бородой - он, бывало, добродушно улыбался даже когда держал в руке "кожаную лапшу"23 в руке. Он постоянно втолковывал детям: Учите, деточки, учите! Даже маленький волчок не падает с неба, а конфеты, и оладьи тоже невозможно достать в обычные будни.
     Учитель Яша рассказывал детям мифы о чудесах, происходивших в Хануку, хотя родители между собой говорили, что Яша сам знает очень мало и что с мальчиками старше десяти лет он уже не может заниматься.
     Дети его слушали и прилежно учились. Они его любили, потому что он любил детей, и, прежде всего бедных. Он был отцом восьмерых детишек, что вынуждены были играться только с бедными детьми, потому что богатые их обычно прогоняли от себя и поколачивали, напевая:

     Яша Девица, гол как синица,
     Дети Девицы все бледнолицы,
     Негде и некогда им веселиться,
     Часто и долго им надо поститься…

     Чем ближе становилась Ханука, и чем чаще учитель Яша повторял легенды о Хануке, он все больше придумывал собственные легенды и чудеса.
     Большие трудности возникали у Яши с произношением слов Хасмонеи24 и Маккавеи, что-то каждый раз его останавливало после произношения Хас- - - и Ма… Тогда все детишки приходили ему на помощь и когда он произносил Хас - все дети продолжали протяжно Хас - мо - не - и. А когда он произносил Мак - дети тянули дальше Мак - ка - ве - и. Таким образом всегда было весело в хедере.

     Однажды он рассказал ребятам, что восемь свечек зажигают в Хануку, потому что давным-давно жил один еврей по имени Маккавей и был он учителем, что имел собственных восемь детишек. Эти детишки не имели что поесть, они мерцали и мерцали, пока не иссякли, как маленькие ханукальные свечки. Когда богатеи города узнали об этом, они принесли хануке-гелт и оладьи, но было уже слишком поздно, все восемь "свечек" погасли…
     Когда дети эту легенду пересказали дома, то это тоже дошло до богатеев. Они хотели, было Яшу изгнать из города, но не могли найти нового учителя и "Яша Девица" продолжил учить детей в местечке.
     В домах потом обсудили и решили, что эта легенда должна повлиять на богатеев, чтобы они во время вносили плату за учебу и посылали на Хануку для детей учителя немного шкварок и гусиного жира.
     Однажды, когда в Хануку пригласили учителя Яшу с детьми на "экзамен" к Нухему в дом, особенная радость охватила бедных мальчишек! Как бы само собой родилось известие, что в этот раз они получат кроме хануке-гелт и волчков еще и оладьи, настоящие конфеты, ручки для письма, карандаши и бумагу для письма.

     С огромным желанием мальчишки изучали и запоминали легенды и песни Хануки в ожидании "экзамена" у Нухема богача.
     Как всегда их "экзаменовал" реб Герцель. Затем все выстроились в одну шеренгу. Каждому вложили в руку волчок и сдобную булочку, только Янкель, сын Тевела, вновь получил от своего богатого деда огромный волчок с большими буквами Ч. В. С. Т.
     Один из мальчишек, Шепсель Всезнайка, который умел не только хорошо пересказывать легенды учителя, но мог и сочинять собственные, унюхал, что на кухне жарят настоящие оладьи на гусином жире, и как только выпроводят бедных детей, то богатым подадут и еду, и питье и к тому же они получат отличные подарки в честь Хануки.

     Шепсель Всезнайка уже не мог успокоиться. Он сразу же дал знать остальным мальчикам, что здесь произойдет позже, когда они уйдут. Знатные хозяева начали рассаживаться за стол поиграть в "квитанции", карты, шахматы. Хозяйка принялась разносить для них различные лакомства. В соседней комнате начали накрывать стол для детей богатеев, чьи родители остались на вечер.
     Всезнайка использовал момент, когда прислуга вышла в соседнюю комнату расставлять приборы, тут же заскочил на кухню, завернул миску с оладьями в салфетки, что тут лежали, рассовал мальчишкам по карманам, а оставшиеся засунул в свой фонарь. После этого все бедные ребята пропели красиво и громко: "спокойной ночи" и ушли, пританцовывая в белоснежной ночи. Когда хозяйка с прислугой спохватились, что оладьи исчезли, поднялся крик, чтобы учитель Яша завтра выпорол в хедере всех бедных детей, потому что они съели все оладьи, приготовленные для детей богатеев.

     Учитель Яша со своей улыбкой на лице ответил: мы, евреи хорошо знаем, что Ханука полна чудес, может быть ангелы заскочили, взяли оладьи и унесли их голодным людям в местечке?
     Утром следующего дня все в местечке хохотали. Знали, что чудеса здесь не произошли, но одно все-таки свершилось, каким образом несколько мальчишек оприходовали столько оладий… Все бедняки в местечке желали, однако детям, чтобы это было им на здоровье!


     Шкварки и жир


     Мы сами, родители и все члены семьи, довольно часто ложились спать голодными, однако теленочка и трех гусят постоянно пасли, буквально закармливали их. Летом мы пасли их в поле, а зимой - кормили их в сарае, что был по соседству с нашим домом.
     Холили мы так теленка, потому что молоком отдавали долги городскому богачу, лавочнику Берчику. Для себя мы только имели, время от времени, немного простокваши и сыворотки. Также и с гусятами, что принадлежали богачу. Оплатой за наш труд по выкармливанию гусей было наше ожидание Хануки…

     Перед Ханукой мы забивали гусей, мама их ощипывала, разделывала, отделяла жир, перетапливала его для Пейсаха и сливала в специальную банку, что подготавливала Сурка Берчика. Мама за свою работу получала перья, мелкие части тушки (ножки и т. п.), немного пережаренного лука, что можно было собрать с блюда и маленькую баночку перетопленного жира, который мама отливала из большого медного таза - чтобы иметь жир для Пасхи…
     В тот день, когда мама перетапливала жир, в доме бывал праздник. Запах шкварок так проникал в каждый уголок, так приятно согревал, что даже соседи чувствовали это, и они, бывало, заходили, потирали руки у любимого варева, и при этом вынюхивали, что это делается на кухне…

     Все время перетопки мама стояла на вахте, следила за кашрутом,25 чтобы все было по правилам Пейсаха.
     Как бы поздно не было, все дети, большие и маленькие, сидели и ждали, пока вся процедура не будет окончена.
     Работа была довольно трудной, но мама с ее золотыми руками все делала абсолютно точно. На полу лежала белая ровная деревянная подставка, на ней стояла блестящая банка Берчика, обвязанная серебряной проволокой, чтобы, не дай бог, она не треснула. На банке лежал кусок белого холста цвета алебастра для процеживания жира. Отец держал тяжелый таз с кипящим жиром, а мама руководила маневрами - когда лить, а когда подождать.

     Когда работа заканчивалась, и шкварки с коричневым луком были выложены на специальный лист жести, Сурка Берчик брала деревянную поварешку в руку, вынимала сгоревшие кусочки лука с несколькими маленькими неудавшимися шкварками и подавала маме с этим тарелку, бормоча при этом: "пусть они тоже знают о хорошем годе"… После этого она показывала взглядом маме, чтобы она наполнила маленькую баночку жиром для нас на Пейсах.
     Когда они ушли из дома, отец с банкой жира на плече, Сурка Берчика с подносом шкварок, ее сын Эмка с горшком мяса. Все это относилось Берчику в холодильник. Лишь тогда все дети усаживались и отмечали праздник…
     Мама, наша любимая распорядительница, каждому поровну выделяла его долю: кусочек лука и шкварку сверху… Мы все облизывали пальцы, ели глазами и не позволяли себе это проглотить…

     Когда мы, детишки, были заняты за праздничным столом, мама возилась со своей баночкой жира, что она получила для праздника Пейсах. Она обернула ее куском белого холста, обвязала в несколько охватов ниткой, концы которой завязала красивым бантиком, и поставила в специальный уголок на полке для пасхальной посуды.
     Миновал праздник Ханука, и пришла обычная суббота… Родители ушли в синагогу; старшие сестрички и братья вышли играться на горке. Я, немного простуженный, сижу дома, смотрю на закрытую печь с чолнтом,26 там же стоят бедняцкий кугель27 и картофель в мундире, а мой аппетит в это время разгорелся не на шутку.

     Но прежде чем я спросил у своего аппетита, чем бы его удовлетворить, он мне сам подсказал: на одной полке лежит кусок хлеба, на пасхальной полке стоит баночка с жиром. Смажь ломтик хлеба пасхальным жиром, посыпь его немного солью, и ты убедишься, что это очень вкусно…
     Я быстро осуществил этот план, и, чтобы не загадить баночку с жиром, я чистой щепкой, что лежала у печи, достал немного жира и смазал им хлеб.
     Я бы вкус этого ломтика хлеба с жиром никогда в жизни не забыл, если бы в тот же день этому ничего не помешало.

     Когда мама возвратилась с синагоги, она сразу же заметила какой - то непорядок на пасхальной полке. Только взглянув на нее, она тут же заметила: "О, горе мне, мыши добрались к пасхальному жиру"… Когда она увидела сдвинутый холст, закрывавший баночку и следы от щепки на поверхности жира, у нее больше не осталось сомнений в происшедшем.
     Вечером мама отправилась к раввину28 за советом. Он посоветовал ей удалить пасхальной ложкой следы мышей на жире и выбросить. Оставшийся жир будет хорошим и кошерным… С тяжелым настроением мама взяла баночку рукой, и, как бы она не жалела с трудом доставшийся жир, она глубоко засунула ложку, чтобы убрать следы мышей и очистила баночку…
     Я сцепил зубы, уставился взглядом в ведро, куда мама стряхнула ложку с жиром, и думал, что теленочек, который ничего не знает, будет есть сегодня ужин, заправленный пасхальным жиром.

 

   Мейер Трещотка и Мотька Погремушка

 

     Уже за несколько недель до праздника Пурим29 мы, бедные детишки, начинали думать, как создать "оружие"30 для битья Амана31 во время чтения свитка Эсфири.32
     Однако, пока дело дошло до Амана и его сынов, мы должны были повоевать с несколькими сыновьями богатеев местечка.
     Мы, сыновья бедных родителей, портных и сапожников Липска, были в большинстве, а дети богатеев в меньшинстве, однако они получали поддержку учителя в хедере и служки в синагоге.
     Главный бой нам всегда приходилось вести с Меиром Крутило и Мотькой Колотушкой, двумя из богатых сынков.
     Меир и Мотька имели разного рода "оружие" для Пурима. Не только трещотку и погремушку, они имели и колотушки, шумовые ружья, раструбы и трубы. Именно поэтому их наградили такими звучными кличками.
     Меир и Мотька были большими хвастунами и часто в хедере кичились перед ребятами богатством своих родителей, они обычно носили ружьишки на кожаном ремешке на плече, погремушки в кармане и трещотку или колотушку в руке. Они всегда хотели, чтобы мы прислушивались к ним, восхищались их "золотыми" пуговицами и отмечали, что у них лучшие стукалки. Когда мы отваживались иногда их спросить: кто все-таки лучше учится? перечислить наизусть имена сынов Амана? Больше уже ничего не надо было. Они тогда использовали колотушки для Амана против нас и одновременно начинали кричать: учитель! И учитель начинал нам давать затрещины со всех сторон…

     В этот Пурим нас особенно волновало, что мы не были подставлены в пуримскую ночь,33 чтобы Аман не ушел с целыми костями… Мы старались, чтобы наши приспособления для шумового эффекта звучали лучше и громче, чем у Меира - Трещотки и Мотьки - Погремушки.
     Мы сами изготовили трещотки с язычками из дуба, сделали себе погремушки, насыпали в них сухой горох, чтобы громко шумел, всевозможные свистки и даже деревянные трубки для стрельбы пробками.
     Мы, дети бедняков, договорились между собой не приносить в хедер приспособления для шума. Не дай бог, учитель еще отберет их у нас. А если дети богатеев узнают что у нас есть, то они съездят в большой город и купят такое шумовое приспособление, что заглушит наши, и мы снова должны будем думать, как сделать что-то лучшее…
     Итак, мы молчали, держались все вместе и частенько терпели от Меира Трещотки и Мотьки Погремушки.
     Меир Трещотка и Мотька Погремушка задолго до наступления праздника Пурим носили с собой в хедер свои инструменты для шума. Когда наш учитель делал им замечания, что нельзя использовать эти приспособления до чтения свитка, они обычно смеялись, залезали под стол и дразнили нас. Они вращали, стучали и стреляли, при этом показывая нам кукиш. Это должно было означать, что наши аманташи34 - пусты, вместо того чтобы быть заполненными маком и медом, они наполнены кукишами…
     Перед праздником уже невозможно было учиться, даже услыхать хотя бы слово учителя, что он хотел донести до нас.

     Тут уже учитель защищал детей богатеев. В конце каждого дня он отбирал у них трещотки и погремушки и прятал их в книжном шкафу, чтобы дети бедняков, что были злы на богатых сынков - не пользовались ими.
     Поэтому мы, бедные мальчишки, договорились все между собой, что тот, кто останется в канун праздника для уборки класса и заготовки дров, подобрался к шкафу и забрал все шумовые инструменты богатых сынков и перепрятал их на время праздника.
     Оставались в хедере каждый раз те, что тяжко провинился в течение дня, а провинившимися каждый раз оказывались бедные мальчики. В этот раз был оставлен в хедере Шепсель, сын портняжки Моше-Аарона, чтобы наносить дрова и подмести комнату.

     Шепсель тотчас же обнаружил в шкафу все трещотки, погремушки и винтовочки. Наскоро он вынул из трещоток язычки, из погремушек высыпал горох, а из винтовочек вынул ленты с пистонами и замочил их в воде.
     Когда учитель пошел в синагогу к чтению свитка, он захватил с собой все инструменты сынков богатеев. В синагоге он их им раздал. И еще, прежде чем настало время шуметь при произношении имени Амана, Меир Трещотка и Мотька Погремушка пожелали стоять на амвоне, где читают свиток, а дети бедняков, чтобы стояли внизу…
     Тотчас же все дети бедняков зашумели всеми своими инструментами так, что стены задрожали. Мы больше не чувствовали себя испуганными и смущенными - мы были едины!…

     Меир - Трещотка и Мотька - Погремушка схватили в руки свои инструменты и начали вращать трещотки. Трещотки, однако, были немы, как стены… Тогда они взялись за погремушки, но погремушки были немы, как рыбы… Затем они взялись за винтовочки, но те тоже молчали, как Аман на виселице….
     После этого праздника Пурим, когда кто-либо из ребят пугал другого, он обычно говорил: я тебя так же боюсь, как и Меира Трещотку и Мотьку Погремушку…

     (окончание следует)

     Примечания

     1. Суккот (шалаши - ивр.) - осенний праздник длительностью восемь дней и посвященный выходу из Египта и жизни в пустыне. Шалаши служат жильем во все дни праздника, особенно для приема пищи. назад к тексту >>>
     2. Симхат-Тора (радость Торы - ивр.) - праздник в честь завершения годичного цикла чтения Торы, празднуется на восьмой день праздника Суккот. назад к тексту >>>
     3. хедер - начальная религиозная школа для мальчиков. назад к тексту >>>
     4. раввинша - супруга раввина. назад к тексту >>>
     5. в праздник Суккот при произношении благословения потрясают пучком ветвей трех растений: финиковой пальмы, митра и ивы. назад к тексту >>>
     6. талит - полотняная накидка с кистями, которую одевают во время молитвы. назад к тексту >>>
     7. дозорец - ответственный в общине за связь с окружающим населением и начальством. назад к тексту >>>
     8. Йом-Кипур - Судный день, в который постятся круглые сутки. назад к тексту >>>
     9. лулав-связка из трех видов зелени: листьев финиковой пальмы, мирта и ивы. назад к тексту >>>
     10. этрог - род цитрусовых плодов. назад к тексту >>>
     11. хала - плетенная сдобная булка (атрибут праздников и суббот), иногда с маком назад к тексту >>>
     12. Ханука - праздник, установленный в 165 г. до н. э. Маккавеями в честь очищения жертвенника в Храме после победы над греками. Этот праздник называется также праздником света. Продолжается он восемь дней, в каждый из которых зажигается дополнительная свеча. Отмечается примерно в начале зимы. назад к тексту >>>
     13. Маккавеи - предводители восстания против греческого ига во II веке до н. э. назад к тексту >>>
     14. Ч. В. С. Т. - начальные буквы слов: чудо великое свершилось там, они наносятся на грани волчка. назад к тексту >>>
     15. Латкес (идиш) - оладьи из тертого картофеля с яйцами, традиционное ханукальное блюдо. назад к тексту >>>
     16. Пейсах - весенний праздник, установленный в честь освобождения из египетского рабства назад к тексту >>>
     17. праздник Ханука отмечается восемь дней и каждый дней в ханукии (специальном восьмисвечнике) добавляется одна свеча. назад к тексту >>>
     18. Гавдала - церемония прощания с субботой и встречи новой недели. назад к тексту >>>
   19. Свечка-служка - в ханукальном подсвечнике (ханукии) устанавливается девятая свеча, которой зажигают остальные свечки, которые нельзя использовать для освещения. назад к тексту >>>
     20. В дни празднования Хануки разрешено играть в азартные игры, "квитанции" - одна из их разновидностей. назад к тексту >>>
     21. реб (ивр.) - обращение к лицу старшему по возрасту или по положению. назад к тексту >>>
     22. хануке-гелт (идиш) - ханукальные деньги, что дают детям в дни праздника. назад к тексту >>>
     23. "кожаная лапша" - небольшая плеточка из кожаных ремней для физического воздействия на учеников хедера назад к тексту >>>
     24. Хасмонеи - род священников, к которому принадлежали руководители восстания назад к тексту >>>
     25. кашрут - свод правил ритуальной чистоты пищи. назад к тексту >>>
    26. чолнт - специальное субботнее блюдо из мяса, фасоли, иногда и картофеля, что устанавливалось в пятницу в протопленную и плотно закрытую печь для еды в субботу в теплом состоянии. назад к тексту >>>
     27. кугель - запеканка из муки или тертого картофеля с яйцами, луком и жиром, бедняцкий кугель готовился без яиц. назад к тексту >>>
    28. раввин - человек, получивший высшее религиозное образование и право следить за соблюдением еврейского законодательства в общине. назад к тексту >>>
     29. Пурим - праздник, установленный в честь счастливого спасения евреев от уничтожения в Персидской империи в IV - V вв. до н. э. назад к тексту >>>
     30. Во время праздничного чтения свитка Эстер в синагоге при произнесении имени Амана (главного врага евреев) присутствующие должны были производить шум трещотками, погремушками и т. п. "орудиями", чтобы заглушить это имя. назад к тексту >>>
    31. Аман - визирь персидского царя, главный ненавистник и враг евреев. назад к тексту >>>
    32. Мегилат Эстер (ивр.) - свиток Эстер, описывает события праздника, написан Мордехаем и Эстер. назад к тексту >>>
    33. чтение свитка Эстер начиналось после захода солнца назад к тексту >>>
    34. аманташ (идиш) - букв. карманы Амана, треугольный пирожок с начинкой из мака, меда, изюма, традиционное блюдо Пурима. назад к тексту >>>

    
   

***

 Высокий заработок веб мастерам на своем сайте! Ссылки навечно. Бонус в 1000 рублей! LYNIX


   


    
         
___Реклама___