Voblin1 Sims1
Сара БАКСТЕР

О новой книге Д. Гольдхагена "Нравственный счет: католическая церковь в дни Катастрофы и сейчас"


        
        Когда молодой еврейский историк Даниэль Гольдхаген, сын человека, пережившего Катастрофу, обвинил в причастности к истреблению евреев "простых немцев", это произвело сенсацию. Его книга "Добровольные пособники Гитлера" (Daniel J Goldhagen: Hitler's Willing Executioners) получила восторженную прессу и стала бестселлером в семи странах, но многие историки беспощадно раскритиковали ее, обвинив автора в вольном обращении с фактами и поспешных выводах.
         Гольдхаген, которому сейчас сорок один год, намерен вновь спровоцировать полемику в еще более широком контексте. Теперь он взял на прицел современную католическую церковь, обвинив ее в "подготовке социальной почвы, на которой впоследствии пышно расцвел нацизм". Гарвардский профессор обвиняет христианство в том, что оно породило "западную ненависть" к евреям, а католическую церковь - в преднамеренном и трусливом сокрытии свидетельств на этот счет.
         Следующий номер американского журнала текущей политики 'The New Republic" будет почти целиком посвящен полемическому выступлению Гольдхагена, которое предваряет собой выход новой книги. "Нравственный счет: католическая церковь в дни Катастрофы и сейчас" (A Moral Reckoning: The Catholic Church during the Holocaust and Today), будет опубликована этой осенью в Соединенных Штатах издательством Knopf.
         Мартин Перец, главный редактор журнала, сказал, что они почти никогда не уделяют столько места одному материалу, но сделали это потому, что автор представляется им "тщательным, бескомпромиссным и смелым историком, представившим работу огромной разрушительной силы".
         В начале третьего тысячелетия римский папа Иоанн Павел II решил обнажить старые раны времен Катастрофы, попытавшись канонизировать своего предшественника времен войны папу Пия XII. Пий оставался безучастен, когда итальянских евреев отправляли в газовые камеры, и за тесные связи с Германией получил прозвище "папы Гитлера". Этому понтифику военного времени посвящено несколько книг, включая работу английского писателя Джона Корнуэлла, в которой этот папа разоблачен как антисемит, способствовавший подавлению оппозиции нацистскому режиму в церкви Германии.
         Планы канонизировать этого папу были отложены, но Ватикан стал препятствовать допуску к архивам группы еврейских и католических историков, которых он ранее пригласил для просмотра папских документов, относящихся к Катастрофе. Когда выведенные из себя историки объявили, что они приостанавливают работу, Ватикан обвинил их в развязывании "яростных нападок на церковь". Автор этого заявления, немецкий иезуит преподобный Питер Гумпель, настаивает, что Пий XII "делал все возможное для спасения возможно большего числа жизней без всякого различия".
         Гольдхаген в своей статье не оставляет камня на камне от таких оправданий, набрасывается на Пия за "коллаборационизм" по отношению к нацистам, и, что уже более спорно, заходит гораздо дальше обвинений в порочности одного лишь этого папы.
         "Важно осознать, - пишет он, - что Пий XII - только один небольшой эпизод или интермедия, а поднятая вокруг него шумиха лишь прикрывает гораздо более серьезные и тревожные факты поведения тысяч священнослужителей и их многомиллионной паствы". Точно так же, как в первой книге вина за Катастрофу перенесена с членов национал- социалистической партии на вирус антисемитизма, которым были заражены обычные немцы, в новой полемике он беспощаден к христианам и их вероучению.
         "Нет никакой принципиальной разницы между "антииудаизмом" церкви и его ответвлением, которым является европейский антисемитизм, - утверждает он. - Важно, что церковь стремилась скрыть, а не выявить недостойные факты своего прошлого".
         Корнуэлл, чью книгу "Папа Гитлера", Гольдхаген часто цитирует, писал: "Дискуссия приковывает к себе внимание, потому что так давно отсроченный нравственный счет предъявлен именно сейчас". То, о чем лишь предупреждал Корнуэлл, Гольдхаген стремится довести до крайней точки и порой "хватает через край". Особым объектом презрения для Гольдхагена является попытка рассчитаться с прошлым, предпринятая в 1998 году самим Ватиканом, - объемистый труд под названием "Мы помним: размышления о Катастрофе" стремился доказать, что "корни антисемитизма находятся вне христианства".
         Напротив, пишет Гольдхаген: "Католическая церковь, многие века являвшаяся духовным, нравственным и образовательным институтом европейской цивилизации, давала в своем лоне приют антисемитизму, который был составной частью ее доктрины, теологии и литургии".
         Он осуждает недавние попытки церкви отретушировать свое прошлое, утверждая, что их можно поставить в один ряд с доводами отрицателей самого факта уничтожения евреев, и утверждает, что церковь стремится обелить свою историю, доказывая, будто своими негласными действиями она спасла больше жизней, чем это удалось бы при открытой конфронтации с нацизмом. Идея. что в случае, если бы папа выступил открыто и попытался мобилизовать католиков, погибло бы еще больше евреев, совершенно несуразна, уступая разве что утверждениям отрицателей Катастрофы и их попутчиков, что евреи сами виноваты в своем уничтожении".
         Подход Гольдхагена к истории и, в частности, его манера делать далеко идущие обобщения на основе отдельных случаев, вызвала огонь критики еще при опубликовании в 1996 году первой книги. Многие историки, включая и специалистов по военным преступлениям, обвинили его в сенсационности.
         Как пишет ведущий специалист по нацистской Германии Гитта Серени: "У автора есть сложившаяся точка зрения, и он стремится любыми способами доказать ее. Для историка такой подход неприемлем". Она выражает надежду, что "в новой книге его анализ, может быть, окажется более доказательным".
         Давид Сизарейни, профессор еврейской истории в Саутгемптонском университете, заметил, что утверждение, будто "Запад ненавидит евреев", развернутое в книге "Добровольные пособники Гитлера" и в последней статье Гольдхагена, излишне поляризовало дискуссию.
         "Автор, по сути, выступает с позиции прокурора, - сказал он. - Он призывает нас встать и обрушить свой гнев на обвиняемого. Его книга о немцах, в конечном счете, привела к весьма сомнительному результату, предложив упрощенное объяснение очень сложного хода событий. Тысячи евреев были спасены христианами и получили от них защиту. Ватикан, возможно, не справился со своей миссией, но итальянская армия в Югославии и южной Франции защищала евреев, и некоторые ее солдаты приняли смерть, пытаясь их спасти. В чем же здесь вина католиков? В католической Бельгии, - добавил он, - спаслось больше евреев, чем в протестантской Голландии".
         Напротив, Гольдхаген в своей книге утверждает, что выпячивание католической церковью отдельных актов героизма призвано затушевать огромное моральное поражение ее духовенства и прихожан. На каждого католика, помогавшего евреям, приходились тысячи тех, кто отворачивался от их страданий. Папский документ "Мы помним..." - лишь фальшивая попытка "представить католиков скорее спасителями, чем преследователями евреев".
         Многие годы церковь изобретает "христианских пжемучеников, лжегероев и присваивает себе перенесенные евреями страдания". Он упоминает Эдит Штейн, еврейку, принявшую христианство и ставшую монашенкой у кармелитов. "Немцы убили ее не потому, что она была католичка или монашенка, а потому, что родилась еврейкой, но церковь лживо утверждает, будто она стала мученицей за веру".
         "Почему же им трудно сказать правду? - продолжает он. - Неужели католическая церковь прибегает к подобным уловкам, потому что чувствует себя очень уж неуверенно и боится потерять своих приверженцев?" Католической церкви придется дать ответ на этот вопрос.
         "Римский папа сказал, что мы на самом деле хорошие и скорбим о случившемся. Но действительно ли церковь сожалеет о прошлом? - спрашивает Корнуэлл. - Дамоклов меч висел над ее головой большую часть века. Теперь он упал".


        

"Еврейский Камертон". Статья напечатана в "The Sunday Times".
        Перевел с английского Самуил ЧЕРФАС
        Scan, OCR - В.Воблин judaika-subscribe@yahoogroups.com





___Реклама___