Aren1
©"Заметки по еврейской истории"
27 ноября 2004

 

Ицхак Арен


Благословение детей

 

 

     О нашем праотце Яакове в недельной главе Торы Ваехи сказано:
     „И благословил он их в тот день, сказав: тобою будет благословлять Израель, 1 А говоря: „да сделает тебя Бог, как Эфраим и Менаше" (Брешит 48, 20).
     В комментарии Иосифа Германа Герца 2 А к этой строфе Пятикнижия мы читаем: „Еще и сегодня каждый верующий еврейский отец возлагает каждый вечер накануне субботы руку на голову своего сына и благословляет его словами: „Да сделает тебя Всевышний как Эфраима и как Менаше".
     У сыновей Иосифа Эфраима и Менаше было много достоинств. Но важней всего то, что они не отказались от своего еврейства ради высочайшего социального положения и завидной политической карьеры в Египте. Более того, несмотря на то, что они выросли во дворце, они, в сущности отказались от своего места в обществе блестящей египетской аристократии, открыто, во всеуслышание идентифицируя себя со своими родственниками - пришельцами, „чужаками", презренными пастухами.

     Еврейские родители всегда обращаются с молитвой ко Всевышнему, чтобы их дети были так же верны Богу, как Эфраим и Менаше".
     Хотя обычай (на иврите: Минхаг) благословлять детей в канун субботы и в праздники и не внесен в Кодекс еврейских законов „Шулхан Арух", текст соответствующего благословения приведен в большинстве молитвенников.
     Примером этого является Сиддур „Кол Иосеф - народ Иосифа" (Издательство „МЕСОРА ЛТД И ОРТОДОКС ЮНИОН ", Иерусалим 1997, страница 355).
     Благословляя сына, произносят слова нашего праотца Яакова. Наши мудрецы установили, что, благословляя дочь, говорят:
     „Да сделает тебя Господь подобной Саре, Ривке, Рахели и Лее".
     И независимо от пола ребенка продолжают, произнося слова „Биркат Коганим - благословения священников":

     „Да благословит тебя Господь и охранит тебя!
     Да озарит Господь тебя лицом Своим и помилует тебя!
     Да обратит Господь лицо Свое к тебе и пошлет тебе мир!" (Бамидбар 6, 24 - 26).
     Считаем необходимым напомнить всем, кто решил практиковать этот, имеющий глубокий смысл, еврейский обычай, что при благословении детей необходимо возлагать на голову своего ребенка обе руки. Правда, по мнению Виленского Гаона при благословении детей следует возлагать лишь одну руку, так как только священники - Коганим должны благословлять, возлагая обе руки. На рисунке Морица Оппенгейма, 3 А представленном в Иерусалимской „Еврейской энциклопедии" (том 4, страница 1087), виден благословляющий раввин, возложивший на голову мальчика свою правую руку. Благословение детей - есть ни что иное, как молитва об их благополучии. При этом ни в коем случае нельзя забывать, что истинное Благословение приходит от Всевышнего!

     Абраванель 4  в своем комментарии к „Биркат Коганим - благословению священников" писал, что еврейское слово „Браха" имеет много значений. И, естественно, единственно верное значение зависит от контекста и предопределяется им. Иногда под „Брахой" понимается изобилие благ, даримых Всевышним своим творениям. Если - же „Браха" направлена от творения к Творцу, то речь идет о благодарности, восхвалении и прославлении. „Браха, которую произносят священники, как это однозначно следует из текста „Биркат Коганим", - есть молитва о Божьем Благословении. Профессор Иерусалимского Еврейского университета, выдающийся еврейский ученый Нехама Лейбовиц, много и успешно работавшая над исследованием рассматриваемой проблемы, писала, что тот, кто видит в „Биркат Коганим" некое магическое средство, отступил от Торы Израеля и приблизился к идолопоклонству.

     Перевод Юлии Вайсберг
     и Владимира Вайсберга

 

Примечания переводчиков:

1. Израель - еврейский народ.

2. Иосиф Герман Герц - еврейский ученый, комментатор Торы, бывший главным раввином Британской Империи (25. 09. 1872 Румыния - 14. 01. 1946 Великобритания).

3. Мориц Даниель Оппенгейм - еврейский художник, автор знаменитой серии из 20 полотен „Картины из семейной жизни евреев" (1800 - 1882).

4. Абраванель Иссак бен Иуда - экзегет и философ, руководитель сефардских евреев (1437 - 1508). Главное произведение - „Рош амана - основы веры", в котором активно защищаются „13 постулатов веры" Маймонида.


   

   


   


    
         
___Реклама___