Licht1
Виктор Лихт

 

Фотопутешествие по Святой земле



    
    

Для затравки - несколько выдержек из "Путешествия по Святой земле" Марка Твена, написанного в 1867 году:

"К этому краю вполне подходят слова одного из пророков: "Я опустошу землю твою; враги твои, живущие на ней, изумятся. И расселю народ твой среди язычников, и обращу меч на тебя; и земля твоя будет пустынной, и города твои опустеют". Стоя здесь, у опустевшего Айн Мелаха, никто не осмелится сказать, что пророчество не исполнилось.

...нам открылась убогая панорама, - столь убогим, наводящим тоску видом не всякая страна может похвастать.

...На свете не сыщешь пейзажа тоскливей и безрадостней, чем тот, что окружает Иерусалим. Дорога отличается от пустыни, по которой она пролегает, лишь тем, что она, пожалуй, еще гуще усеяна камнями.

...Вот он теснится на этих вечных холмах и сверкает на солнце, чтимый народами древний город... Какой он маленький! Да ведь он не больше какого-нибудь американского поселка с четырьмя тысячами жителей, не больше самого обыкновенного сирийского города с населением в тридцать тысяч. В Иерусалиме всего четырнадцать тысяч жителей.

...Палестину по праву можно считать царицей среди земель, одним своим видом наводящих уныние. Горы ее бесплодны и некрасивы, их краски тусклы. Долины - это неприглядные пустыни с чахлой растительностью, от которой так и веет тоской и убожеством".

Пожалуй, довольно, хотя подобные цитаты можно было бы множить и множить. Коль скоро заинтересуетесь первоисточником, загляните в него сами, он опубликован на одной из страниц сайта "Книжная полка Марка Блау". Похоже, ныне наши "партнеры по мирному процессу" не прочь вернуть и вид, и ситуацию к тем временам, хотя тогда предки большинства из них жили совсем не на этой земле, ведь арабы в массе своей устремились сюда тогда, когда евреи стали благоустраивать этот край и создали в нем рабочие места. А тогда одни кочующие арабы изображали в здешних местах разбойников, нападающих на мирных паломников, а другие - защитников тех же самых паломников. Бакшиш, если верить Сэмюэлу Клеменсу (он же Марк Твен), они честно делили. Мы же посмотрим на страну глазами нынешних путешественников-фотографов. Местность та же, только преображенная стараниями сионистских оккупантов. За что их и хотят выгнать...

Сначала зайдем на сайт "Хроники Иерусалима". Слева на экране вы видите меню, в котором есть пункт "Фотографии". О некоторых из представленных тут альбомов, принадлежащих Асе Энтовой, я уже рассказывал ("По следам прошлых прогулок"). Но, право, перечитав путевые заметки Марка Твена, не грех заглянуть еще раз, скажем, в ее альбом "Тель-Авив на закате". И вспомнить, что во времена, описанные американским писателем, этого города не было вовсе. Может, память о тех временах и заставляет кое-кого устраивать тут время от времени взрывы, чтобы и от города, и от тех, кто его построил, снова, по слову пророков, осталась лишь опустошенная земля?

Рядом с этим альбомом Аси Энтовой разместилась виртуальная фотогалерея Реувена Миллера "Иерусалим". Древние камни соседствуют на снимках с современными постройками, причем иногда на одной и той же фотографии (см., например, фото под названием "Мигдаль ха-ир"). Кстати, названия тут даются как всплывающие заголовки, причем предусмотрительно написанные латиницей, несмотря на общее русскоязычие всего сайта. При щелчке по небольшим изображениям они увеличиваются, но в окне с увеличенным изображением подписи уже нет, что, разумеется, не очень удобно. Среди прочих снимков имеется здесь мелковатая, но вполне впечатляющая панорама города, свидетельствующая, что он во много раз перерос рамки, очерченные паломником из позапрошлого века.

Ниже на странице "Фотографии" - уже известный нам фотоальбом Аси Энтовой "Иерусалим - столица Израиля", расширяющий и дополняющий представление о сегодняшнем состоянии Вечного города. Как много зелени! Жаль только, что нет тут снимков Восточного Иерусалима, который и сегодня напоминает пыльный и сухой город, описанный когда-то язвительным наблюдателем. Сравнение было бы весьма наглядным. Пока одни обустраивают место своего обитания, другие... Другие явно заняты чем-то другим.

А вот еще один альбом того же автора, "Весна в долине ха-Эла". Фотоснимкам предшествует большая цитата из ТАНАХа, описывающая это место действия и происходившие здесь события. Приведу фрагмент из нее:

"И собрали филистимляне свой стан для битвы, и собрались они у Сохо, что в (уделе) Йеhуды, и станом расположились они меж (горами) Сохо и Азекой, при Эфес-Дамим. А Шауль и мужи Исраэля собрались и расположились станом в низине ха-Эла, и строем стали они навстречу филистимлянам. И филистимляне стояли у горы с одной стороны, а (сыны) Исраэля стояли у горы с другой стороны, и долина между ними. И выступил единоборец из станов филистимлян, Голиаф - имя его, из Гата, высотой он в шесть локтей и пядь...

И сказал Давид: "Господь, Который меня спасал от льва и медведя, Он спасет меня от руки этого филистимлянина! И сказал Шауль Давиду: "Иди, и да будет с тобой Господь!"

Снимки, естественно, мало напоминают о той битве, они дышат миром и покоем. Тем разительней контраст с подписями: "Здесь стояли филистимляне", "Напротив них стояли воины Шауля". Замечу попутно, что ни те, ни другие не имеют никакого отношения к тем, кто ныне гордо называет себя палестинским народом. Хотя не все это отчетливо сознают. Даже не раз помянутый мной сегодня Марк Твен, хотя и уверен, что тут когда-то жили те, чьи пророки грозили своему народу Божьей карой, но и он иногда начинает отыскивать сходство с Девой Марией в арабке или уверяет, что арабы во времена Христа на кого-то тут нападали. Да не могли они тогда еще ни на кого нападать-то, не было их тогда ни здесь, ни где-нибудь еще!

Еще одна Асина прогулка посвящена знаменитой "Бирманской дороге", или "Дерех Бурма", как называют ее на иврите (название "Дорога "Бурма", приведенное на странице, это все-таки помесь французского с нижегородским, которой я лично предпочитаю избегать). Тут же дается краткая история дороги, заслуживающая того, чтобы ее напомнить (с необходимыми, увы, грамматическими правками и примечаниями):

"Во время Войны за независимость арабы пытались воспрепятствовать передвижению евреев из приморской долины в Иерусалим и осуществить блокаду Иерусалима (пардон, но блокаду-то арабы не "пытались осуществить", а фактически осуществляли. - В. Л.). Гористая местность в районе Латруна считалась непроходимой, две единственные дороги (? - Вопросительный знак касается не только нелогичности выражения "две единственные". Дорога была одна. - В. Л.) простреливались с арабами. По ночам Арабский легион высылал патрули на броневиках.

Арье Теппер (Амит) был командиром взвода во 2-м батальоне и считался одним из самых опытных командиров ПАЛМАХа. Теппер был уверен, что сумеет найти обходную тропу. Он попросил отпуск и даже получил двух провожатых. Теппер пришел в Хульду к полному удивлению командиров Хаганы. Свой путь он нанес на карту и передал ее в штаб. С этого момента начинается история "Бирманской дороги" (названной так по аналогии с дорогой, которую английские солдаты проложили во время Второй мировой войны в Бирме). Сначала по "тропе Теппера" прошло пешком подкрепление в Иерусалим, затем разведывательный джип спустился по ней в Тель-Авив. Так еврейские подразделения смогли зайти в тыл арабам и внезапной атакой выбить их с холмов, контролирующих "Иерусалимский коридор". В конце концов была проложена дорога, которая спасла Иерусалим и вместе с ним все Еврейское государство".

А вот фотозарисовки Иды-Анат Вовнобой "Тель-Авив, лето, жарко...". Первый из открывающихся перед вами снимков сделан на одном из тель-авивских пляжей. Вдали, как мираж, виднеется силуэт Яффо, того самого, который во времена посещения Палестины Марком Твеном был здесь единственным портом. Как увидеть следующие снимки альбома? Воспользуйтесь стрелками над картинками.

Кстати, у Иды Вовнобой есть тут и еще один небольшой альбом: "Один день в Иерусалиме", с помощью которого можно побывать на одном из рынков и в одном из ультрарелигиозных кварталов.

Та же Ася Энтова предлагает прогуляться и по Кинерету. Кстати, у Твена это название отсутствует вовсе, озеро называется у него Генисаретским или Тивериадским морем, ибо под такими именами оно фигурирует в евангелиях.

Вам, наверное, будет интересно посмотреть на рисунки, изображающие Шатер (скинию) завета, Первый и Второй храмы, Ковчег завета и другие священные для евреев предметы и здания. Загляните на соответствующую страницу.

Писал я эти строки под свежим впечатлением от последнего (последнего ли?) теракта в Хайфе, и мне захотелось в пику ужасным событиям обязательно побывать в этом прекрасном городе вместе с вами. В "Иерусалимских хрониках" есть ссылки на фотоальбом Александра Ягодина "Подводные съемки" со ссылкой на сайт "Хайфа и море".

На фотографии самой Хайфы можно здесь посмотреть, если щелкнуть по пункту "Хайфа" в меню на зеленом поле справа. Правда, они, к сожалению, не очень качественные.

Пять фотографий центра Хайфы я нашел на сайте, который носит незатейливое название "Фотоальбом". Хайфская его страница находится тут. Правда, стрелочки над картинками вроде бы обещают появление и дальнейших страниц, посвященных этому городу, но пока, увы, они как ссылки не работают.

Неплохая коллекция имеется на официальном сайте города, у которого, между прочим, есть и русскоязычный вариант. В меню, расположенном под названием, найдите пункт "Туризм", а в нем подраздел "Фотографии" (Photo Gallery в англоязычном варианте; упоминаю о нем, так как ссылка приводит почему-то именно сюда). Сбоку - новое меню с темами снимков (привожу их в русском переводе): "Хайфа ночью", "Бахайские сады", "Немецкая колония", "Горы и море", "Виды города", "Вади-Ниснас", "Парк Кармель", "Хайфское побережье". К сожалению, снимки небольшие и увеличению не поддаются.

Среди прочих разделов этого фотоальбома особо выделю тот, который называется "Times Gone by...". Это, как вы сами понимаете, исторические снимки. К сожалению, опять-таки, они небольшие, да и общего списка нет, приходится передвигаться от фотографии к фотографии с помощью стрелок Next и Back. Но все равно интересно.

И наконец целый ряд снимков Хайфы имеется на сайте "Мой Израиль", на соответствующей странице. Только будьте готовы к тому, что загружается она очень медленно.

Что ж, пока другие только задаются вопросом, как им обустроить свои страны, евреям, надо признать, в целом удалось обустроить Святую землю. Вот только не всем это по нраву...

 

 

Иллюстрированный вариант этой статьи, а также другие выпуски и коллекцию ссылок вы можете найти на сайте "Прогулки в Интернете"



   



    
___Реклама___