Redakt0
Слово редактора





 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Дорогие коллеги, высокие сетевые друзья!

        Этот номер журнала вновь выходит в привычном формате: его статьи наполняют все основные рубрики.

         Часть материалов продолжают публикации № 33. Так, в рубрике "Герои, праведники и другие люди" завершается работа Маркса Тартаковского "Адольф Гитлер и его книга". Автор пытается ответить на вопрос:

        Приверженцы здравого смысла пытаются найти какие-то резоны нацистского душегубства, вдохновленного Гитлером. Политическая необходимость? Личная выгода? Еще что-то?.. «Гитлер лучше, чем кто-либо другой, понимал, что реализуемая на практике ненависть, - это мощное оружие, и он это оружие с невиданным успехом использовал».
     Да, понимал - и этому посвящены целые главы «Mein Kampf». Да, использовал - тому тьма примеров. Но какими резонами можно объяснить существование гитлеровских лагерей смерти вплоть до мая 45-го?

         Еше одна статья в этой рубрике - Евгении Буториной "Детство в гетто" -- мало кого оставит равнодушным. Это документальные свидетельства человека, прошедшего много кругов ада.

        В "Смыслах Торы" -- новое рассуждение Эдуарда Бормашенко "И умножающий миры - умножает печаль". Автор приходит к интересным выводам и выражает их предельно афористично, например, так:

         Рамбам неявно предполагает и то, что этот единственно верный, спасительный, истинный выбор существует (само по себе это не очевидно). Отыскание этого выбора связано с предельным усилием. Мир-покой и Истина вообще неважно ладят между собой. Именно это, видимо, имели в виду братья Стругацкие, утверждая, что хороший роман можно написать только в обстреливаемом отеле. От себя лишь добавлю: изнутри обстреливаемом.

        В "Иудейских древностях" эссе Давида Гарбара, продолжающее серию "Пророки". Его герой на этот раз -- пророк Аггей:

         Читая книгу Аггея, нельзя отделаться от впечатления, что выступления пророка преследовали вполне конкретную цель – ускорить затянувшееся строительство храма... У Аггея Яхве... нуждается в земном доме не менее, чем люди.

        Еще одно стихотворение Давида Гарбара -- "Размышления над могилой Ицхака Рабина" -- помещено в рубрику "Израильские хроники". В том же разделе -- большое исследование Александра Воронеля «"Мы" и "они". Феноменологические заметки». Это глава из новой книги автора "И вместе и врозь", вышедшей недавно в минском издательстве "МЕТ" и любезно присланной автором в редакцию. Глава представляет собой переработанный вариант одноименной статьи из журнала "22". Цитата:

         Российские евреи как отдельная этническая единица в Израиле возникли в ходе революционного взрыва в России, почти на 20 лет опередившего "Перестройку". Взрыву этому предшествовала драматическая предыстория, которая в достаточной степени способствует коллективной идентификации группы и высокому уровню ее самоуважения. Базисная мифология русских евреев определяет их не столько как потомков еврейского населения бывшей Черты оседлости Российской империи, сколько как "избранный", передовой народ, по своим культурным навыкам далеко превосходивший своих соседей. Социальный состав и род занятий российского еврейства в последние 50 лет склоняли его к техницизму и западной ориентации. Эта западническая культура русских евреев осуществляла определенный выбор внутри общей русской культуры и предопределяла их постоянную оппозицию внутри российского общества. Некоторые черты этого выбора ясно прослеживаются при анализе текстов Михаила Булгакова и А. и Б. Стругацких - излюбленных писателей (и невольных идеологов) бывших российских евреев. Эта же культура делает русских евреев в Израиле сторонниками технократии и реального образования.

        В разделе "Былое и думы" много интересных материалов. Завершает свое большое исследование "самолетных дел" Илья Слосман. Автор страстно (иногда пристрастно) ищет истину в сложной ситуации, искусственно созданной тоталитарным режимом:

         В общем, «раскалывались» все или подавляющее большинство, причём мера «раскалывания» нам известна из не всегда объективных источников. Но общепринятое мнение таково: «самолётчики» - герои, а те, кто, рискуя арестом, занимались в Советском Союзе нелегальной сионистской деятельностью, - увы, потому что не хотели брать на себя угон самолёта.
     Очень хочется разрушить это представление. Говоря словами Эдуарда Кузнецова, «околосамолётчиков», точнее - еврейских активистов, "сильно подкосила" «Свадьба». Если бы не этот факт, они «бы, конечно, прошли следствие значительно красивее».

        Яков Фарбер открывает мало изученную тему "Евреи в российской провинции". Он пишет "Заметки по истории тамбовской еврейской общины", основанные на неизвестных широкой публике документах и семейных воспоминаниях:

         И, вот, мой дедушка, Арон Моисеевич, в 1906 году, как участник Русско-Японской войны, удостоившийся боевых наград, перебрался в Тамбов и вскоре перевёз из Польши свою жену и шестилетнего сына Иосифа - моего отца. По-видимому, получение разрешения на право жительства было совсем не простым делом, т.к. мне доподлинно известно, что моему деду, ротному любимцу, сильно помог его боевой командир - генерал Клавдий Одров, он собственно и привёз его в Тамбов. Об этом мне рассказала дочь генерала, незабвенной памяти, Татьяна Клавдиановна Одрова-Вамберская, выдающийся на Тамбовщине, врач акушер-гинеколог.

        "Неизвестные подробности дела Бродского" освещает Александр Шульман:

         Эта история принадлежит к разряду известных лишь узкому кругу близких людей тайн, о которых в советские годы предпочитали молчать, чтобы даже намеком не дать понять чужому, с какими событиями потаенной советской истории они связаны. Сейчас, когда уже не осталось в живых практически никого из участников этих событий почти пятидесятилетней давности и исчезло то государство - СССР, пришла пора рассказать о неожиданных переплетениях в судьбах участников двух судебных процессов, состоявшихся в начале шестидесятых годов в Ленинграде. Речь пойдет о о судебном процессе 1964 года над будущим нобелевским лауреатом поэтом Бродским и о гораздо менее известном судебном процессе 1961 года над сионистской подпольной группой Г.Печерского, обвиненной в шпионаже в пользу Израиля.

        В подрубрике "Мы жили в интересное время" два материала, связанных друг с другом больше, чем может показаться на первый взгляд. Роальд Незлин возвращается к теме "Дела врачей" и пишет об "Эпистолярном "наследии" Лидии Тимашук". Автор говорит о вещах, прямо касающихся его семьи:

         В том же заявлении Тимашук пишет, что В. Незлин, также как и она сама, нашел на электрокардиограммах Жданова свидетельства об инфаркте миокарда. В. Незлин, один из лучших специалистов по электрокардиографии и блестящий диагност, постоянно отказывался от штатной должности в Кремлевке, но время от времени участвовал в расшифровке электрокардиограмм (обычно без указания имен пациентов, ибо то была государственная тайна!). Он всегда утверждал, что на электрокардиограммах, сделанных незадолго до смерти Жданова, он не находил признаков свежего инфаркта.

        Другая статья из этого раздела принадлежит перу уже знакомого нашим читателям автору, который в этой публикации открывается с новой стороны. Речь идет о статье Владимира Усольцева "Губительный симбиоз. КГБ и евреи". Автор был сотрудником этой всесильной организации и в Дрездене был сослуживцем В.В. Путина. В статье поднимается непростой вопрос о работе КГБ с евреями:

         Оперативная обстановка на некоторых объектах оперативного обслуживания порой выглядела комично: половина существенных элементов её, то бишь имеющихся евреев проходила по действующим или закрытым и сданным в архив делам оперучёта и оперсигналам, а вторая половина таких же существенных элементов обеспечивала догляд за той первой половиной.

        В подрубрике "Наши корни" рассказ Клары Гришпун о муже:

         10 декабря 2002 года мой муж ушел из жизни. Я просила его подробно описать то, что довелось пережить в страшные годы с 1941 по 1956. Но ему было нелегко говорить об этом. Он урывками рассказывал различные эпизоды, и сейчас я понимаю, что не знаю и тысячной доли того, что пришлось пережить невинным людям. И все меньше остается тех, кто мог бы рассказать о той трагедии.. А мне кажется, люди не должны забывать об этом. Именно поэтому я рассказываю историю семьи моего мужа. Чтобы помнили...

        В разделе "Наука в жизни, жизнь в науке" две непохожих статьи. Борис Альтшулер рассказывает о своем отце, которому 9 ноября исполнилось 90 лет. Лев Владимирович Альтшулер -- выдающийся ученый, один из основателей физики высоких плотностей энергии, последний из оставшихся в живых участников знаменитого "атомного проекта". Борис Альтшулер рассказывает историю своей семьи, корни которой уходят в далекое прошлое:

         Один из потомков провансальских изгнанников, поселившийся в столице Богемии Праге в 1302 г., приобрел фамилию Альтшуль (Alt schul – старая синагога, до сих пор существующая в Праге, одна из самых знаменитых в Европе). После изгнания 1542 года пражские евреи рассеялись в Русской Польше, Литве, России и Италии. Прадед Л.В.А. Илья Альтшулер в середине XIX века содержал в Тифлисе извозную контору: на больших каретах они возили людей по Военно-грузинской дороге.

        Статья Сергея Эйгенсона "Ноябрь и июль, или пролетарская революция как логистическая кривая" делает попытку применить количественные методы исследования к историческим событиям. Автор пишет:

         Похоже, что наше уравнение неплохо описывает ход исторического процесса, по крайней мере, в данном случае. Более того, модель достаточно чутко реагирует на возмущения, как это произошло с преждевременной попыткой большевиков захватить власть. Непосредственно для моделирования текущей ситуации пока отсюда мало что извлечешь - ну, так и химическая кинетика, верный помощник исследователя и инженера при моделировании, тоже не вдруг родилась. Есть смысл смотреть в этом направлении, если хочешь превратить историю в науку, как это произошло в свое время с рождением химической науки из алхимического хаоса.

        В рубрике "Евреи в Германии" две заметки: Григория Крошина "Слово должны услышать" о печальном юбилее "Хрустальной ночи" и Виктора Болотникова "Не слишком ли мы амбициозны?". В последней автор рассуждает о негативных чертах еврейской эмиграции в Германию. Высокая социальная защищенность в этой стране порождает у части населения иждивенческие настроения, люди просто не хотят работать, получая бесплатное жилье, медицинскую помощь и деньги на питание и одежду:

         Да, сидеть в бюро и делать вид, что работаешь, согласны все, при условии, что оплата будет равна немецкой. Приложить же серьёзные усилия для достижения профессионального равенства готовы не все. Да и зачем? Многие, даже довольно молодые, зачастую говорят: "Зачем работать, получая зарплату равную социальной помощи? Деньги почти те же, но ты должен восемь часов работать и не просто работать, а добросовестно. Лучше сидеть на социальной помощи и подрабатывать".

        Раздел "Среди народов" тоже представлен двумя статьями. Михаил Носоновский в рецензии на книгу Михаила Кизилова об истории караимов приводит массу интересных фактов. В частности, он пишет:

         Многие исследователи видят в истории восточноевропейских караимов XVIII-XX веков историю сепаратизма или «деиудаизации». Этноконфессиональная группа, считавшая себя ранее частью еврейского народа, видевшая в себе потомков библейских израильтян, создала собственную идентификацию, пришла к убеждению о своем тюркском происхождении, многочисленные «научные» доказательства которого были найдены или изобретены, заменила строжайший монотеизм караимского иудаизма почитанием «священных дубов» и культом тюркского божества Тенгри-Хана. Хотя подобные сепаратистские тенденции характерны для самых разных форм национализма XIX-начала ХХ веков, караимская ситуация все же уникальна.

        Борис Альтшулер в докладе "Еврейская община как часть гражданского общества России и как «мост» между Россией и Израилем" обсуждает

        ... пути и возможности практической реализации «мечты» премьер-министра Израиля Ариэля Шарона о репатриации «еще одного миллиона» евреев из России в Израиль. В настоящее время, несмотря на огромные финансовые вливания, не более 10% еврейского населения России вовлечено в деассимиляционные процессы развития национальной самоидентификации. «Как "дойти" до еврейского населения?» и «Как направить в русло Алии развитие еврейской национальной самоидентификации в Диаспоре?» - эти вопросы обсуждаются в докладе. Найти ответы на эти вопросы – это исторический вызов и поистине творческая задача.

        В рубрике "Иудео-христианский диалог" две статьи о причинах антисемитизма и его корнях в христианской традиции. В моей заметке "Грех антисемитизма", в частности, говорится:

         В тринадцатом и четырнадцатом столетиях в городах Монпелье, Каркассон и в некоторых других местах на юге Франции существовал обычай: накануне христианской Пасхи главу еврейской общины приводили на городскую площадь, и епископ публично давал ему пощечину. Вот так исказилась заповедь Нагорной проповеди Иисуса: "Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и вторую" ("От Матфея", 5:39). Пощечина, данная христианской церковью еврейскому народу, не может быть просто забыта. Этот символ не потерял своей выразительности и в наши дни. Холокост придал ему особенно зловещий смысл. Это до сих пор обнаженная рана, человеческая боль. Холокост ни в коем случае не может быть использован для какого бы то ни было еврейско-христианского спора, в том числе для спора об искуплении. Как пишет Эмиль Факенхайм, "иудаизм и христианство -- в равной мере религии искупления, и Холокост стал для них обеих исчерпывающим контраргументом".

        Сергей Эйгенсон тоже рассматривает религиозные причины христианского антисемитизма. В своей статье "Загадка антисемитизма, или евреи как коллективный Оливер Твист" он пишет:

         А религиозное происхождение этой ненависти – совсем не вследствие высоких для своего времени моральных идей основателей, а, как я уж излагал, под воздействием того печального и, может быть, случайного обстоятельства, что они не создали полностью оригинального изложения, а использовали чужие заготовки – мне представляется вполне понятным. Что и смущало сердца их последователей в веках. А уж то, что было некрасивой стороной личности великого Лютера, у этих, из Нюрнберга, пустых и надутых, превратилось в единственное содержание их мыслительного процесса. И деятельности.

        Как всегда богата материалами рубрика "Философия и культура". Александр Левинтов пишет о нелегкой судьбе Савелия Крамарова:

         Это был бунт: всенародный любимец – в Израиль? А что делать с его фильмами, где он – всего лишь эпизод? Неужели снимать с проката? (Они все-таки изъяли все эти фильмы! Русский дуралей не может быть неблагодарным евреем!). Боялись и другого. И правильно боялись. Боялись, что народ вдруг узнает, что его любимцы и обожаемые русские: Владимир Высоцкий, Елена Соловей, Нонна Мордюкова, Андрей Миронов, Геннадий Хазанов – сплошные евреи.
     Его не отпускали, его вызывали, его стращали, его не снимали, в театре Пушкина, где он работал с момента окончания ГИТИСа (с 1969 года), ему не давали ролей, его жучили и мытарили.

        Генрих Нейгауз мл. продолжает рассказ о необыкновенной истории его необыкновенной семьи. Особую ценность работе сообщают старые фотографии из семейного архива:

           Когда в Европе или США открывается очередная «тусовка имени Нейгауза», мне, как правило, задают один и тот же вопрос: «Кем приходился Кароль Шимановский твоему деду?» Если я начинаю объяснять всю связь Шимановских с нашей семьей со своей немецкой занудностью (наверное, единственное влияние немецкой крови!), люди, как правило, «открещиваются», в своих рекламах упоминая лишь слово “cousin”. Еще бы, тут черт ногу сломит…

        Еще одна статья из подрубрики "Музыка и мы" -- Виктор Лихт "Слово и дело Георгия Свиридова" -- знакомит читателя с талантливым композитором и непростым человеком. Недавно опубликованные "Дневники" Свиридова показывают противоречивую натуру, иногда опускающуюся до примитивного антисемитизма (подчеркнем, что это не главная черта самобытного русского композитора, в жизни отлично уживавшегося с евреями):

         Еще одна запись: "Мусоргский и Вагнер были величайшими из композиторов (величайшими художниками, людьми), а не "спекулянтами", умевшими вылепить форму (по образцу!) и т. д., которых плодят в огромном количестве Мендельсоновские и Рубинштейновские консерватории".
     "Мендельсоны и Рубинштейны" симптоматичны. Из других записей мы узнаем, что Маяковского совратил с пути истинного "еврейский буржуазный салон", а Стравинский "начал служить "русскому" богатому искусству гл. образом за границей (сначала русской буржуазии, потом эмигрантству, потом американо-еврейским дельцам и меценатам). А под конец писал "библейские" (якобы!) сочинения по заказу государства Израиль" (вот на что, оказывается, тратились деньги израильских налогоплательщиков! – В. Л.)...
Как в свое время у Вагнера каждый человек с чуждыми ему эстетическими взглядами был евреем, так и для Свиридова еврей (или испытывающий еврейское влияние) - это всякий, кто осмеливается делать то, что Георгию Васильевичу принципиально не нравится.

        В "Читальном зале" Владимир Островский продолжает анализ второго тома нашумевшего труда А.И. Солженицына "200 лет вместе".

         Василий Пригодич пишет о достоинствах книги К.М. Азадовского "Небесная Арка. Марина Цветаева и Райнер Мария Рильке". Специально для нашего журнала Василий Пригодич написал предисловие к своей старой заметке, в котором рассказывает о нелегких испытаниях, выпавших на долю Константина Марковича, и приходит к выводу:

        Поверь читатель: это на века (без всяких глумливых дураков). Жена Ю.М.Лотмана – Зара Григорьевна Минц говаривала, мол, предыдущее поколение ученых выбросило из науки совесть, а новейшее – труд. В работах К.М.Азадовского содержатся в чарующем ПРЕИЗБЫТКЕ полные молока и меда СОВЕСТЬ и ТРУД…

         "Опыты в стихах и прозе" в этот раз почти полностью поэтические. Свои новые, еще нигде не опубликованные строки предлагают на суд читателя Александр Бирштейн, Виктор Каган, Александр Красночаров. О стихах трудно говорить, их надо просто прочитать. Уверен, вы не пожалеете.

        В рубрике "Грех антисемитизма" серьезное психологическое исследование предприняли Галина Рубинштейн и Марк Перельман. Тема исследования звучит не вполне обычно: "Еврейский антисемитизм и антисионизм":

         Корни и причины всех этих явлений – многообразны и многовариантны, мы здесь рассматриваем только один их аспект – парадоксальное, казалось бы, появление и проявление таких фобий у самых евреев (наиболее часто – в среде ученых-гуманитариев) и постараемся понять их психологические корни. Предлагаемое объяснение основывается на анализе двух явлений: эдипова комплекса, давно уже введенного в науку Фрейдом, и – по-видимому в еще большей степени – на особенностях «стокгольмского» синдрома, очень странного, на первый взгляд, феномена психики.

        Ицхак Мовшович дает свое, достаточно упрощенное объяснение антисемитизма и иллюстрирует его примерами недавних политических событий.

         Безусловно заинтересуют читателя рассуждения раввина Адина Штейнзальца о русских и евреях и Марьяна Беленького об евреях и израильтянах. Обе статьи вышли в рубрике "Быть евреем".

        Раввин Штейнзальц пишет:

         ... в самой природе русских есть нечто, вызывающее их интерес ко всему еврейскому. Я могу привести тому доказательство исторического характера, наглядно иллюстрирующее это мое утверждение — и, кстати, объясняющее, почему православная интеллектуальная верхушка всегда относилась к евреям с неприятием, очень похожим на иммунную реакцию.

        Марьян Беленький приходит к неожиданному выводу:

         ... хотите стать израильтянами – переезжайте в Израиль. Хотите оставаться евреями – оставайтесь в России.

        Рубрику "Иудаика в Интернете" уже традиционно ведет у нас Виктор Лихт. Тема его сегодняшней "Прогулки в интернете" -- жизнь и творчество великого пианиста Владимира Горовца.

         В дискуссионном клубе "Свое мнение" две статьи -- Алима Гафурова (с предисловием Маркса Тартаковско) и Михаила Этингофа -- посвящены опасности воинствующего исламизма.

         Иегуда Ерушалми рассуждает о делах убитого 8 лет назад Ицхака Рабина.

        Иосиф Кременецкий полемизирует со статьей М. Тартаковского "Геополитика -- искусство компромисса".

        Я надеюсь, что читатель найдет в статьях номера материал по душе, и желаю всем мира и добра.

        

        

        

        

        

 

___Реклама___