Redakt0
Слово редактора




         Дорогие коллеги, высокие сетевые друзья!

        Этот номер -- первый в наступившем новом 5764 году. О начале "месяца праздников" напоминает стихотворение Давида Гарбара "Рош га-Шана".

        Три непохожих статьи в разделе "Из истории Холокоста". Лариса Воловик рассказывает, как готовилось и осуществлялось уничтожение евреев на Украине. Используя редкие архивные материалы, автор приходит к выводу:

         Эйфория от успешно проведенной акции по массовой ликвидации еврейского населения Харькова в Дробицком Яру и спокойное отношение жителей города к ней, поддержка и соучастие населения ужесточили меры, применяемые к тем половинкам, четвертинкам и пр., которые раньше надеялись спастись.

        Маркс Тартаковский анализирует основной теоретический труд Гитлера, принесшую много зла книгу "Моя борьба" ("Mein Kampf").

        Была, однако, зловещая книга, достойная встать рядом с изобретением ядовитых газов и ядерного оружия. Книга определившая будущее, в которое здравомыслящий человек не хотел верить. Книга потрясала, казалось, своей нелепостью, тогда как она прежде всего была на диво искренней. И поэтому как в зеркале отразила личность автора...

        Яков Бердичевский рассказывает о новом художественном кинофильме киностудии им. Довженко « Бабий Яр» и о реакции на него русскоязычной аудитории в Германии. Автор рассуждает о предрассудках, сохраняющихся еще с советских времен:

        Говорить и размышлять об этом трагическом событии, ставшим горьким символом катастрофы именно русского советского еврейства, по неписаным законам украинских и советских властей, считалось неприличным и даже некорректным. Фашисты, мол, истребляли не только евреев... Какие могут быть особые реквиемы или приоритеты памяти?!

        В "Смыслах Торы" Ицхак Арен рассуждает о заповедях, имеющих отношение к законам супружества и целомудрия.

        Эдуард Бормашенко обсуждает смыслы слова "тшувы", не вполне адекватно переводимого на русский язык существительным «раскаяние». Значение раскаяния очень высоко:

        Талмуд говорит: «там где стоит совершающий тшуву, недостоит стоять праведник» (Брахот 34, Б). Традиция полна историями об ужасных злодеях вроде разрушившего Иерусалим полководца Навузардана, раскаявшегося и ставшего великим праведником. Смысл этих историй состоит в том, что всякое прошлое имеет свой единственный и неотменимый смысл. Раскаяние и состоит в отыскании этого смысла.

        В "Иудейских древностях" продолжение "Пророков" Давида Гарбара. Герой нового мидраша пророк Софоний.

        Михаил Носоновский, основываясь на лингвистических исследованиях Гилада Цукермана, рассказывает о возрождении разговорного иврита в современном Израиле.

        В "Израильских хрониках" завершается документальная повесть Вилена Левятова "Зоара и Шмулик". Первая часть вызвала очень сочувственные и взволнованные отклики читателей. Уверен, что и вторая часть не оставит их равнодушными.

        Полемично и откровенно "Письмо российским друзьям" Эллы Грайфер. В центре ее внимания основные проблемы существования государства Израиль:

        Приглядевшись к modus vivendi теперешнего Израиля, без труда убедимся, что нависшая над нами опасность действительно провиденциальна и объяснима. Признаки того самого внутреннего кризиса все налицо. И не случайно список Исайи не с социальной несправедливости начинается, а с «отпадения от Бога», с отсутствия общей цели, общего идеала. Говорят, что целью сионизма было вот именно построение еврейского государства, а поскольку оно уже построено, цели больше нет... Но мне кажется, это не совсем так.

        Любопытное интервью с гроссмейстером Ильей Смириным предлагает читателям журналист Анна Кацнельсон.

        В отдельную подрубрику "Конфликты в обществе" выделены статьи Юрия Корогодского и Марьяна Беленького: "«Ашкеназы» и «сефарды»: история вопроса" и, соответственно, "Равные и более равные. «Антиолимизм» в теории и на практике".

        В разделе "Былое и думы" напечатана первая часть большого исследования Ильи Слосмана о самолетных делах 1945 и 1970 годов. Его работа наверняка вызовет споры и возражения, так как поднимает очень острые проблемы. Автор не скрывает своей готовности вести полемику и старается тцательно обосновать свои иногда шокируюшие выводы.

        О столетнем юбилее сионистского движения в России рассуждает Эллан Пасика.

        В рубрике "Евреи в Германии" -- моя заметка о нобелевском лауреате биохимике Отто Майерхофе. Он один из семнадцати нобелевских лауреатов в Германии, вынужденных эмигрировать после прихода нацистов к власти. Тысячи менее знаменитых ученых-евреев либо тоже уехали из страны, либо погибли в огне Катастрофы. Германская наука стала "юденфрай" -- свободной от евреев. Отток "еврейских мозгов" наблюдался и в Советском Союзе, где государственный антисемитизм ставил трудно преодолимые преграды перед евреями во многих областях.

        Удастся ли российской и немецким научным школам возродиться - покажет будущее. Во многом это зависит от того, избавятся ли эти государства навсегда от проявлений национализма и фашизма. То, что делает в этой области Германия, мы видим. В России же сейчас в ходу анекдот: "Отдел кадров? Вы евреев берете? - Берем, берем, конечно, берем! - А где вы их берете?".

         Очень интересные главы об изгнании евреев из Испании в конце 15-го века из книги Карлоса Фуэнтоса перевел для журнала Сергей Эйгенсон. Они опубликованы в рубрике "Среди народов" вместе с оригинальным послесловием переводчика.

        "Отцу американского телевидения", эмигранту, бизнесмену, генералу -- Давиду Сарнову -- посвящены статьи Александра Левинтова и Бориса Канделя.

        В разделе "Иудео-христианский диалог" -- большая работа Эндрю Гау об апокалиптике и антисемитизме в Германии в средние века и раннее новое время.

        "Философия и культура" в этом номере представлена новой работой Михаила Носоновского об арабской поэзии и Библии, подборкой Виталия Хазанского "еврейских франментов" в стихах и прозе Владимира Высоцкого и очерком-эссе Генриха Нейгауза младшего о пианисте Александре Соколе.

        В "Читальном зале" -- первая часть большого исследования Владимира Островского о книге А.И. Солженицына "Двести лет вместе".

        Григорий Крошин и Борис Кабов соревнуются в иронической поэзии.

        В рубрике "Грех антисемитизма" продолжение крошинских заметок парламентского журналиста, иллюстрированных рисунками автора, а также очерк Эллана Пасики о Кишиневском погроме 1903 года.

        Две непохожие статьи в разделе "Быть евреем": эссе Философовой "Как культура помогает самоидентификации" и заметка Ричарда Грина с выразительным названием "Американские и британские евреи имеют гораздо больше общего, чем принято считать". В последней работе рассказывается об исследованиях социологов, пытающихся количественно оценить "степень еврейскости" в каждом человеке.

       Продолжает свои "Прогулки в интернете" Виктор Лихт.

        В дискуссионном клубе "Свое мнение" Маркс Тартаковский рисует портрет "нового русского". В его тексте много знакомых имен: Шабтай Калманович и Иосиф Кобзон, Отари Квантришвили и Юрий Лужков...

         Я благодарю уважаемых авторов и читателей за доверие к журналу и желаю всем счастливого и сладкого года.

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

___Реклама___