ВОКРУГ ЕВРЕЙСКОГО МИРА
По материалам Еврейского Телеграфного агентства JTA

     Молодежные клубы – ключ к будущему сербского еврейства
     Еврейская молодежь Белграда учится еврейской жизни, а община борется за выживание

    
     Катка Кроснар
    
БЕЛГРАД, 27 апреля (JTA) – Несколько еврейских подростков каждую неделю собираются в небольшой комнатушке, расположенной над единственной действующей в Белграде синагогой. Здесь, в молодежном клубе, юные энтузиасты передают свои знания о еврейской жизни детям, которые лишь немногим младше их самих.
     «Мы учим детей еврейским обычаям и традициям, и они учатся с удовольствием. Здесь совсем не та атмосфера, в которой они живут дома. В то же время наш клуб – это как бы их второй дом, -- говорит студент Деян Джерич, один из лидеров группы.
     Эти занятия жизненно важны для будущего местного еврейства, убежден лидер Федерации еврейских общин Сербии и Черногории.
     Ассимиляция и смешанные браки стали нормой в стране, где еврейское население насчитывает всего 3.200 человек. А это означает, подчеркивает секретарь федерации Давор Салом, что еврейскую молодежь родители не учат еврейским традициям. И потому такую важную роль играет их «второй дом» – молодежный клуб.
     «Семьи знают слишком мало, чтобы дать детям достойное домашнее еврейское образование, они полагаются в этом на общину, которая ведет преподавание через молодежные клубы, курсы иврита и другие формы деятельности», -- сказал Салом. – Однако нынешняя молодежь с особым, ранее невиданным энтузиазмом относится к своему еврейству, с удовольствием участвует в деятельности молодежных организаций».
     «Ясно, что всего этого им дома не узнать, они нуждаются в систематическом образовании. Даже я, хоть и знаю немало, тоже должна еще много учиться», -- говорит Едена Рудан, лидер другой организации.
     Энтузиазм молодого поколения – залог будущего еврейской общины. В 90-е годы, когда в стране шли ожесточенные этнические войны, когда экономика была в упадке из-за торговых санкций, введенных против бывшего президента страны Слободана Милошевича, многие молодые югославские евреи переехали в Израиль. Урон, который нанес общине этот исход, ощущается по сей день – десять лет спустя.
     «Мы утратили целое поколение – тридцати- и сорокалетних. Для общины это серьезная проблема», -- убежден Салом.
     Президент белградской еврейской федерации Аса Сингер знаком с этой дилеммой так же хорошо, как и все остальные. Он сказал, что его мучает раздвоенность: с одной стороны, он счастлив, что его дочери хорошо в Израиле, с другой – опечален тем, что она не помогает строить будущее сербской еврейской общины.
     «Людей можно понять – они уезжали от тяжелой экономической ситуации, а потом нас еще бомбили натовцы, -- сказал Сингер. – Но нашей общине тяжело – мы все силы отдавали молодому поколению и очень на него рассчитывали. А они взяли и уехали. Здесь осталось очень мало молодых людей».
     Сингер подчеркивает, что в его возрасте – руководителю белградской еврейской федерации уже 80 – ему на смену должен прийти кто-то помоложе. Однако, жалуется Сингер, те немногие молодые люди, которые остались в Сербии, слишком заняты своей основной работой, чтобы участвовать в жизни общины. При коммунизме, добавляет он, «у людей было больше времени на общественные дела».
     Община борется с апатией, или, как выражается Салом, «с отсутствием преданности» у большинства ее членов.
     Если еврейская молодежь страны сильно ощущает свою национальную идентичность, то о людях более старших поколений этого не скажешь.
     Результаты недавней национальной переписи стали яркой иллюстрацией одной из проблем, с которыми сталкивается община: евреями записались всего 1.100 человек – одна треть всех евреев, живущих в стране.
     «Это очень серьезная проблема в Сербии – то, как евреи проявляют свою национальную идентичность, -- говорит Сингер. – В коммунистические времена люди боялись записываться евреями, но и до сих пор, двадцать лет спустя, они не чувствуют себя евреями. Я понять этого не могу».
     Сингер предположил, что некоторые люди зарегистрировались в еврейской общине лишь для того, чтобы пользоваться благами, предоставляемыми общиной – получать продуктовые наборы, практическую помощь, а еще заводить связи, облегчающие поиски работы.
     У общины немало и других трудностей.
     Давор Салом отмечает, что с тех пор, как Югославия раскололась на пять независимых государств, распалась и еврейская община. И жизнь каждой отдельной маленькой общины стала заметно тяжелее.
     «Раньше у нас была сильная община в 7.000 евреев, живущих в разных городах Югославии, мы вместе работали над различными проектами. Теперь мы расколоты на маленькие общины, работать по отдельности тяжелее: меньшими силами труднее достичь прежнего качества», -- сказал он.
     Несмотря на поддержку Джойнта, почти половина бюджета общины складывается из пожертвований, а в отсутствии закона о реституции имущества, утраченного общиной в годы Холокоста, денег катастрофически не хватает.
     Община хотела бы делать больше: открыть, к примеру, детский сад или даже еврейскую школу, организовать больше культурных мероприятий – но на это попросту нет средств.
     «Нам нужно в пять раз больше денег, чем у нас есть», -- сказал Салом.
     Другая проблема: единственнного раввина общины буквально рвут на части – он обслуживает девять сербских общин и еще соседнюю македонскую.
     «Мы хотим быть более эффективными. Это трудно, но мы твердо настроены на то, чтобы стать сильнее уже в ближайшие год-два», -- сказал Салом.
     «Мы не боимся открыто проявлять свое еврейство, а вот люди постарше и по сей день во власти предрассудков», -- сказал 17-летний Реувен Меворах.
     20-летний Джерич привел в пример свою собственную бабушку, которая до сих пор боится проявлять свое еврейство. «Она совсем не желает говорить, что она еврейка; она старомодна и продолжает думать, что все осталось таким, каким было при коммунистах, когда евреев не любили», -- говорит он.
     Очевидно также и то, что нынешние молодые евреи Сербии менее склонны следовать за теми, кто уехал в Израиль десять лет назад, в них живет надежда на продолжение политических и экономических реформ в их стране.
     «Многие молодые люди уехали в 90-е потому, что здесь у них не было перспективы, но сейчас политическая ситуация улучшается, а в ближайшее время, надеемся, улучшится и экономическая», -- сказал Джерич.
     Добавляет Меворах: «Я не думаю об отъезде в Израиль из-за тамошней ситуации. У нас здесь было достаточно войн и бомбежек, чтобы стремиться угодить на еще одну войну».
    
    
     ЕВРЕИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
     Изабелла на пути к канонизации
     Процесс канонизации испанской королевы продвигается вперед вопреки протестам «еврейского лобби»
    

     Джером Соколовски
    
МАДРИД, 27 апреля (JTA) – Королева Изабелла будет причислена к лику католических святых, невзирая на то, что ее декретом была искоренена одна из самых полнокровных еврейских общин в истории и введен страшный суд инквизиции. Таково мнения придерживается высокопоставленный член испанской церковной иерархии.
     «Католическая королева будет канонизирована, -- сказал Браулио Родригес, архиепископ города Вальядолид, на встрече с послами государств Латинской Америки и другим гостям, присутствовавшим на церемонии в Мадриде 22 апреля. Церемония, проходившая в испано-американском культурном центре, была посвящена дню рождения королевы, жившей в 15 веке. Здесь же были представлены публикации  некоторых ее личных документов.
     Эти публикации, которые должны были стать одним из аргументов для канонизации королевы, были осуществлены при  участии министерства образования Испании.
     «Мы спокойно ждем» решения церкви, несмотря на протесты евреев и либеральных католиков, выступающих против канонизации королевы, сказал Родригес. Его епархия выступила официальным спонсором причисления королевы к лику святых – что является решающим этапом процесса канонизации.
     Испанская газета «Эль Мундо» выразила широко распространенное мнение, что ключевой помехой к причислению королевы к лику святых являются евреи, имеющие влияние в высоких сферах -- и не только светских.
     «Мировое еврейское лобби, которое явно имеет большое влияние в Ватикане, неблагосклонно относится к канонизации королевы», -- отмечает газета.
     Впервые вопрос о причислении королевы к лику святых был поднят в 1950-е годы в период диктатуры генерала Франсиско Франко. Но первые подвижки на этом пути произошли только два года назад, когда конференция архиепископов в официальном обращении к папе Иоанну Павлу II выдвинула кандидатуру королевы на канонизацию.
     Папа римский встретится с испанскими архиепископами в мае, во время своего визита в Испанию – одной из нескольких международных поездок, которые в этом году должен совершить 82-летний понтифик.
     Поборники идеи канонизации надеются, что этот процесс завершится к 2004 году, когда исполнится 500 лет со дня смерти королевы. Они считают, что королева сыграла очень важную роль в распространении христианства в Латинской Америке, она стояла на защите таких идеалов, как отмена рабства. Сегодня деятельность королевы назвали бы защитой прав человека, говорят ее сторонники.
     А еще Изабелла – видная фигура испанской истории, которую связывают с национальным и культурным ренессансом, наступившим после того, как она и ее муж выдворили мусульманских правителей с Иберийского полуострова и таким образом положили конец семивековому исламскому присутствию в этом регионе.
     Архиепископ Вальядолида сказал, что Изабелла – идеальный кандидат для канонизации, поскольку она -- «хороший пример для современных испанских католиков».
     Между тем, попытки канонизации королевы были встречены резкой критикой и в Испании, и в США. Критики утверждают, что политика Изабеллы была ничем иным, как геноцидом, который привел к разрушению культур аборигенов Латинской Америки и изгнанию евреев с Иберийского полуострова.
     После того, как целое столетие в стране происходили еврейские погромы, Изабелла и Фердинанд вбили последний гвоздь в гроб «Золотого века» испанского еврейства, породившего такие великие умы, как Маймонид и Иехуда Халеви, а также первые работы каббалистов.
     Так называемые «католические монархи» предоставили 100 тысячам  евреев, остававшихся в Испании в 1492 году, выбор: креститься или покинуть страну.
     Они же учредили инквизицию, которая приговаривала еретиков и «иудействующих» к пыткам и смерти через позорное аутодафе или сожжение заживо.
     Церковные критики в Испании говорят, что епископы ищут в прошлом примеры для страны, где стремительными темпами идет секуляризация и сокрушительно падает уровень посещаемости церкви.
     В прессе сообщалось, что Ватикан обеспокоен отсутствием общественной поддержки кампании по канонизации королевы. Однако, судя по информации епархии Вальядолида, дело о канонизации состоит из 33 томов, в которые вошло более 100 тысяч писем в поддержку причисления королевы к лику святых, направленных папе римскому с середины 90-х годов.
    
    
     ЕВРЕИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
     Британские евреи не играют в боулинг в одиночку.
     Исследование ставит еврейской общине высокую оценку.
    

     Эндрю Моррис
    
ЛОНДОН, 28 апреля (JTA) – Британская еврейская община должна стать примером успешного объединения национального меньшинства и сплоченного гражданского общества, считают британские политики.
     Эта оценка основана на результатах, содержащихся в объемном докладе, составленном по результатам исследования социальных связей еврейской общины Манчестера, и опубликованных в апреле. Доклад составлен Исследовательским институтом еврейской политики (ИЕП), лондонским «мозговым центром» еврейской общины. Речь в нем идет о второй по величине еврейской общине Великобритании, численность которой достигает 30.000 человек. Первое место держит община Лондона.
     Доклад, озаглавленный «Создание общины и аккумулирование социального капитала: в Манчестере одни евреи объединяются с другими», объясняет эффект удержания общины от распада благодаря культурным связям и неформальным ассоциациям.
     Концепция «социального капитала», ценности социальных структур как неотъемлемой части сплоченного гражданского общества была популярно изложена ученым Гарвардского университета Робертом Путнамом в книге «Занятия боулингом в одиночку», изданной в 2000 году.
     В нынешнем исследовании, выполненным социологом Эрнестом Шлезингером, рассмотрены 13 оздоровительных и культурных ассоциаций, включая футбольную лигу, гольф-клубы и еврейский театр.
     Исследование выявило: культурные связи -- скорее, чем религиозные, являются общим для всех феноменом, поддерживающим чувство близости между евреями, живущими в северном английском городе. Впрочем, этот феномен присущ и всем другим еврейским общинам Великобритании, заключает исследование.
     «Это настоящее открытие, -- говорит директор по науке ИЕП Стэнли Уотерман. – Оно дает представление о важнейшем направлении еврейской жизни в Великобритании, показывает потенциал неидеологических и нерелигиозных связей, удерживающих наши общины вместе».
     Уотерман также указывает, что подобная модель применима в сообществах других этнических меньшинств и в более широких слоях общества.
     «Сейчас многие ощущают упадок общего социального капитала. Однако исследования рисуют иную картину: среди ведущих этнических и религиозных групп добровольные, созданные снизу ассоциации все еще играют ключевую роль: они -- сила, способная удерживать вместе неформальные сообщества и общество в целом».
     Британские правительственные чиновники усмотрели в манчестерском докладе рецепт проведения такой социальной политики, которая позволила бы сохранить жизнеспособность общин в стране, культивирующей индивидуализм.
     «Часто в общественной политике мы склонны приписывать себе способность создать социальный капитал. На самом же деле, судя по этому исследованию, росту социального капитала чаще способствует как раз тактика невмешательства, -- сказал Дэвид Рейнер, специалист по городской политике в британском правительстве. – Перед нами такой тип исследования, которым может воспользоваться любая другая группа страны».
     И действительно, лидеры иных малых религиозных групп увидели в модели объединения манчестерских евреев потенциальные возможности для своих общин.
     Руммад Ахмед, глава одной из структру в мусульманской общине, сказал, что для его общины исследование ИЕП стало источником оптимизма.
     «Я был восхищен огромным разнообразием мероприятий, проводимых в Манчестере, в еврейской общине, которой уже более ста лет, -- сказал Ахмед. – Мусульманская община вдвое моложе, но, судя по докладу, во многом мы движемся параллельными курсами».
     Исследование также показало, что, несмотря на высокий жизненный уровень и интеграцию в британское общество, у евреев Манчестера очень сильна тенденция держаться вместе, оставаться внутри своей этно-религиозной группы. Неформальные добровольные контакты через деятельность ассоциаций являются для некоторых евреев единственной связью с внешним миром.
    
    
     ПРОБЛЕМА
     Смешанные семьи скоро будут доминировать в американской еврейской жизни
    

     Джо Беркофски
    
НЬЮ-ЙОРК, 28 апреля (JTA) – Семьи, созданные евреями с неевреями, в ближайшее время будут доминировать в еврейском американском сообществе, свидетельствует новый доклад.
     Исследование нью-йоркского Jewish Outreach Institute (этот институт исследует механизмы вовлечения в общинную жизнь смешанных семей, а также евреев, далеких от нее) утверждает, что среди семей, в создании которых участвуют евреи, смешанных семей в скором времени может оказаться большинство.
     Уже сейчас, утверждается в исследовании, среди детей младше 12 лет больше тех, кто растет в смешанных семьях, нежели тех, у кого оба родителя -- евреи.
     «Если на сегодня доля вновь создающихся смешанных семей еще и не достигла 50-процентной отметки, то этот показатель не за горами», -- отмечает автор доклада Пол Голин, директор по связям с общественностью и стратегическому планированию Института.
     Этот прогноз прозвучал в тот самый момент, когда американская еврейская община со дня на день ожидает публикации результатов общенационального опроса еврейского населения 2000-2001 годов, чтобы сравнить данные о доле смешанных браков с предыдущим национальным опросом -- 1990 года.
     Опрос 1990 года показал: 52% браков, заключенных евреями за предыдущие 5 лет, были смешанными. Всего же в тринадцать лет назад 28% американских евреев состояли в брачном союзе с неевреями.
     За минувшее десятилетие в еврейской общине США, с одной стороны, предпринимались попытки сокращения роста смешанных браков путем укрепления еврейского самосознания, с другой – в надежде на то, что в смешанных семьях детей будут воспитывать евреями, - к активному еврейскому образу жизни старались побудить родителей.
     Самое последнее исследование на тему смешанных еврейских семей, озаглавленное «Приближающееся большинство: что можно предпринять в отношении смешанный семей», ратует как раз за вовлечение смешанных пар в жизнь общины, чтобы таким образом переломить складывающуюся демографическую тенденцию.
     «Смешанный брак – это еще не конец еврейской преемственности, конец наступает тогда, когда детей не воспитывают евреями, -- убежден исполнительный директор Института раввин Керри Олитцки. – И дело тут не обязательно в доле таких семей, главное в том, откликаются ли они на наши призывы».
     Опрос 1990 года спровоцировал множество параллельных исследований и аналитических работ на тему смешанных браках. В некоторых из них оспаривались та самай цифра 52%, результаты других работ совпали с данными национального опроса.
     Например, социолог Стивен Коэн, профессор Центра Мелтона в Еврейском университете в Иерусалиме, считает, что доля смешанных браков скорее составляет 40%.
     В 2000 году, когда уже должны были появиться результаты национального опроса, который обошелся в 6 миллионов долларов, Центр еврейских исследований Сити-университета Нью-Йорка опубликовал отчет о своей работе. При том, что в этой работе использовалась те же методики, что и в национальном опросе, вывод сделан несколько иной: 33% евреев состоят в браках с неевреями.
     Однако, по мнению Голина, данные о численности смешанных браков часто неверно интерпретируются. Любая доля, превышающая 33%, означает, что смешанных браков больше, чем чисто еврейских, сказал он. Более того, ни один из опросов, проводившихся с середины 60-х годов, не дал долю смешанных браков ниже 33%. Так что и заниженная оценка – 40% означает следующее: на четыре смешанных брака, образующих четыре смешанных семьи, приходится шесть еврейских браков, ведущих к образованию всего трех еврейских семей.
     При 50% это соотношение становится равным 2:1.
     Только тогда, когда община посмотрит на полученные результаты под этим углом, она оценит важность вовлечения смешанных пар в дела общины, говорят Голин и Олитцки.
     Ссылаясь на результат национального опроса 1990 года, который установил, что треть смешанных семей воспитывают детей евреями, Голин сказал: общее еврейское население будет расти, если эта доля увеличится.
     «Увеличение доли смешанных семей, воспитывающих детей евреями, с 30 до 50 процентов – вполне реально, и должно стать главным приоритетом еврейской общины», -- подчеркнул он.
     Коэн из Еврейского университета согласен с такой арифметикой, но считает, что она отражает «полуправду».
     «Даже если согласиться с тем, что доля смешанных браков равна 50%, это не отрицает того факта, что большинство евреев продолжают жить в браках с единоверцами, -- сказал он. -- Еврейские семьи включают намного больше евреев: у еврейских супругов обычно больше детей и большинство их считают себя евреями».
     Правда, Коэн -- противник вовлечения в общину смешанных семей. По его мнению, евреи, создавшие семью с единоверцами, «обычно делают больше для поддержания здорового климата в общине» – через членство в синагогах и других организациях, через филантропию, поддержку сионизма и соблюдение заповедей. Поэтому, заключает Коэн, община должна сосредоточиться на укреплении еврейского самосознания, а не на привлечении неевреев.
     «Если речь идет о распределении средств и внимания, то надеюсь, здесь право голоса будет отдано еврею», -- сказал он.
     Айра Шескин, член консультативного комитета Национального опроса еврейского населения, ученый из Университета Майами, который занимался изучением местного еврейского населения, частично согласен с прогнозом Jewish Outreach Institute.
     «Наступит день, когда появится много синагог и общинных центров, где большинство людей будет из смешанных семей. Но не думаю, что случится это так уж скоро», -- сказал он.
     В большинстве общин смешанных семей не так много, считает он. Кроме того, обычно смешанные пары не вступают в еврейские организации и не считаются полноправными членами общины.
     В последнем издании своей книги «Чем отличаются еврейские общины» Шескин пишет, что только в 2 из 47 регионов, где он проводил исследования, смешанные семьи составляли большинство: в Сиэтле -- 55%, а в Эссексе и Моррисе, двух небольших, но весьма типичных общинах штата Нью-Джерси – 50%.
     Шескин весьма скептически отнесся к докладу Jewish Outreach Institute, заявив, что опубликованные результаты подозрительно совпадают с позицией Института.
     Голин и не отрицал, что проведенное исследование подтверждает обоснованность деятельности Института.
     Но «мы убеждены, что выражаем стремление большинства американских евреев, у них ведь есть родные, вступившие в смешанный брак», -- сказал он

    

   


    
         
___Реклама___