...Вопрос о том, является ли религия делом только личным или также и
общенациональным, является в иудаизме очень старым, уходящим своими
корнями в первые
века еврейской истории. Этот спор стал особенно острым в минувшем
столетии, когда в
процессе построения еврейского государства потребовалось принимать
какие-то
практические решения в этой области. Нерелигиозные сионисты настаивали на
исключительно индивидуальном статусе религии в обществе. Им казалось, что
достаточным источником жизненной силы строящегося государства будет
национальная
идея, а роль религии сведется к этнографическому украшению.
Против этой
точки зрения
выступал рав Кук, говоривший о том, что национальное чувство - при всей
его важности
- весьма недолговечно: не будучи подкрепленным религиозной идеей, оно
быстро
выдыхается. В связи с этим рав Кук еще в 1920-е годы предсказывал, что
через
несколько поколений после создания государства нас ожидает кризис -
потомки первых
сионистов, столь любивших Эрец-Исраэль, разлюбят эту страну и начнут от
нее
отворачиваться.
Поразительно, насколько быстро сбылось это предсказание. Прошло
всего пятьдесят
с небольшим лет со дня провозглашения Государства, а светский сионизм,
отказавшийся
от религиозной базы, уже утратил весь свой духовный потенциал и готов к
любому
отступлению, лишь бы никто не задевал его сытую жизнь.. Но Израиль - не
такое место,
где это возможно, и результатом всех уступок явился не мир, а лишь новая
война.
Трагично, что, даже оказавшись сегодня на краю пропасти, постсионистские
последователи бывших сионистов-социалстов не прекращают своей борьбы с
"засильем
религии в общественной жизни", не замечая, что еще немного - и
государство утратит
остатки воли к жизни...
Мне кажется, что позицию постсионистских кругов наглядно
символизирует
выдвинутое ими предложение предать арабам Храмовую гору; и не случайно
начавшееся
после этого восстание было названо интифада Аль-Акса - по имени мечети,
стоящей на
этой горе. Ведь храмовая гора есть символ именно национального, а не
индивидуального
аспекта иудаизма. Индивидуальные заповеди можно исполнять и без нее, а
вот для
осуществления общенационального диалога с Богом Храмовая гора имеет
центральное
значение. И наказанием за пренебрежение общенациональным аспектом
иудаизма стала
война, т. е. интифада, направленная на уничтожение еврейского
государства.
Как и в истории спора Моисея с Корахом, нынешний конфликт
религиозного сионизма
с нерелигиозным постсионизмом не может быть разрешен посредством
логических доводов.
Главным аргументом, как всегда, является столкновение с реальной жизнью.
История
(или Бог) поставила нас перед проблемами, которые невозможно решить
прежними
методами. Очевидно, что неспособность Израиля справиться с
арабо-палестинским
восстанием определяется не дефицитом танков и самолетов, а острой
нехваткой силы
духа, в чем арабы сегодня, к сожалению, сильнее евреев. А ведь
общественное
сознание, и только оно, определяет общественное бытие. Земля под нами в
прямом
смысле слова расступается и грозит поглотить нас. Сможем ли мы найти
твердую почву
под ногами, зависит от того, сумеем ли мы отрешиться от точки зрения
Кораха и
вернуться к позиции Моисея. А добиться этого возможно лишь в том случае,
если мы
осознаем свое религиозное наследие в качестве фундамента
общенациональной, а не
только индивидуальной жизни.
Культурно-религиозный центр "Маханаим"
"ВЕСТИ" (Израиль)