Уважаемые коллеги, высокие сетевые друзья,
Вашему благосклонному вниманию предлагается очередной, одиннадцатый номер нашего сетевого журнала.
Несколько дней назад мы отметили День независимости Израиля. Этой дате посвящена статья уважаемого Давида Гарбара в рубрике "Израильские хроники". Там же опубликовано окончание большого исследования Людмилы Кафра "Мозаики с израильским Ганди". Эта работа вызвала заслуженный интерес читателя. Полемические статьи Наталии Гельман и Эллы Грайфер посвящены актуальным проблемам Ближнего Востока. Истории знаменитого "Черного сентября", в котором чуть было не лишился жизни нынешний руководитель Палестинской автономии, посвящено интересное исследование Дана Михаэля, лично знающего многих действующих лиц этой драмы.
История Холокоста в этом номере представлена статьями Александра Бродского и Бориса Забарко о трагических событиях Второй мировой войны в Румынии и Молдавии. Доктор Забарко сам прошел через ужасы гетто, его мнение о книге "Транснистрия – забытое кладбище" сохраняет всю ценность свидетельства очевидца. Александр Бродский рассказывает об эволюции отношений в Молдавии к бывшему диктатору Румынии Антонеску. Прошлое крепко держит настоящее, и только знание и память могут помочь избежать старых ошибок. В том же разделе моя переработанная первая заметка из планируемой серии "Америка и Холокост". Заметка посвящена теме "Американский антисемитизм" в годы Второй мировой войны.
Новый автор – профессор Александр
Ногаллер – рассказывает еще об одном "еврее из Германии" – знаменитом враче
Исмаре Боасе, основателе клинической гастроэнтерологии. Интересный взгляд
на основоположника еврейской эмансипации – Моисея Мендельсона – представляют
Ицхак Арен и Владимир Вайсберг из Кельна. Личность Моисея Мендельсона – одна
из ключевых в еврейской истории. Ему удалось изменить господствующее мнение
о евреях в Европе восемнадцатого века. До него на политически бесправных и
экономически угнетенных евреев смотрели либо с жалостью, дибо с ненавистью
и страхом. Своими трудами, своей жизнью Мендельсон заставил многих евреев
уважать. См. об этом также мою заметку на этом сайте
"От
Моисея до Моисея не было равному Моисею" .
В разделе "Былое и думы" Виктор Снитковский заканчивает свои воспоминания о советском ракетостроении. Здесь же приводится любопытная заметка Льва Аннинского, связывающего "нееврея Троцкого" с Пушкиным.
Иосиф Кременецкий представляет свое новое исследование-обзор участия евреев в политической жизни.
В "Иудео-христианском диалоге" представлены новые эссе Арье Бараца, полемичное письмо Николая Хаскина, члена церкви "Евангельские христиане в России", а также яркая и глубокая работа Якова Кротова о еврее "с христианской точкой зрения". Статья содержит многие верные наблюдения и мысли, с которыми трудно не согласиться. Это точка зрения "просвещенного христианина". В то же время статья Якова Кротова содержит и типичное для большинства христиан "снисходительное" отношение к иудаизму, неприемлемое для верующих иудеев. Присвоение себе одной религией права на окончательную истину лишает диалог почвы. При этом единственным основанием для такого присвоения является вера. Но вопросы веры -- не предмет логического анализа.
В рубрике "Философия и культура" заканчивается публикация необыкновенно содержательного и глубокого исследования Эдуарда Бормашенко "Воля к истине". Многих читателей эта работа заставила по-новому взглянуть на, казалось, привычные понятия. Об интересном человеке, тонком писателе и исследователе - профессоре Ефиме Эткинде – талантливо рассказывает Грета Ионкис.
"Опыты в стихах и прозе" ставят в этот раз известные читателю авторы: Абрам Соббакевич, Виктор Шапиро и Марьям Беленький. Внимательный читатель не пройдет мимо и тонкого стихотворения Левконои, тема которого перекликается со многими рубриками журнала.
Федор Лясс заканчивает свое большое исследование о роли Сталина в преследовании евреев в СССР.
Начатый уважаемой Цилей Цугундер обзор еврейского интернета оказался удачным – несколько читателей решили подключиться к этой инициативе и предложили свои списки ссылок. Судя по отзывам, эта рубрика нужна – интернет становится необозримым, поэтому никакая помощь здесь не будет лишней. Тонок и изящен обзор, принадлежащий перу самой ведущей рубрики и посвященный Иерусалиму.
Несколько полемических заметок напечатаны в нашем дискуссионном клубе "Свое мнение". Отмечу две из них. Это открытое письмо замечательного писателя Наума Коржавина Папе Римскому, эмоциональное, как все, написанное поэтом. Публикация письма осуществляется с любезного согласия автора, за что ему сердечная благодарность. Большое спасибо уважаемому Виталию Хазанскому за предоставление уникальной фотографии Наума Коржавина с женой. Вторая статья в определенном смысле антипод письма Коржавина. Это работа американского журналиста, представляющего антишароновскую точку зрения на конфликт, которую многие расценивают как антиизраильскую. К сожалению, многие европейцы и северо-американцы разделяют эти взгляды. Без анализа этой позиции невозможно понять ту идеологическую изоляцию, в которой оказался Израиль.
Я благодарю уважаемых авторов
и желаю всем мира и благополучия.