Starina8


приложение к сетевому журналу "Заметки по еврейской истории"
	 
		   <<Старина  --   категория не времени,  а качества: 
		   все станет когда-нибудь  стариной, если не  умрет раньше>>
Номер 8             6 июля 2003 года
Исследователи выделяют три большие группы населения в годы Второй мировой войны: преступников, жертв и зрителей. Если каждую из этих групп по численности сравнить с Праведниками мира, то эти последние составят лишь незначительное меньшинство. Но без них описание "ландшафта Холокоста" было бы явно неполным. Знать историю спасения евреев в годы Второй мировой войны так же важно, как знать историю их уничтожения. Праведники мира дают возможность всем людям на земле сохранить Веру и Надежду..
Зачем я рассказываю все это? Сюжет ли манит меня своей невыдуманной правдой, своей как бы естественной, обгоняющей понимание поступью? Да, было там нечто, похожее на сюжет, - цепочка следов, никуда, впрочем, не ведущая, - почти детективная история. Это рассказ о том, как мы искали выброшенный на помойку драгоценный свиток Торы.
Отношение к религии (теизму) и вере в Бога типа деизма у меня, во всяком случае, совершенно различное. Религию, включающую в себя веру в чудеса, я считаю, с одной важной оговоркой, не отличающейся от лженауки, например, астрологии.
В бездушные предметы входит Бог,
Когда угодно - это право Бога.
Я на распутье: где моя дорога!?
Как мне узнать Его у моего порога? 
Как мне впустить Его? Да и войдет ли Бог?
Убийство в Минске 13 января 1948 года отняло у нас выдающегося художника, а вместе с ним и мечту о новом, доселе небывалом Гамлете, сотворцом которого был бы, осуществись этот "проект", выдающийся ученый XX века Петр Леонидович Капица.
Но дело не только в многогранности его таланта. Было что-то ещё, из-за чего многие люди относились к нему с каким-то особым, трепетным чувством. Из-за чего его друзья любили зайти к нему в кабинет, поговорить о важном и выпить чашечку кофе. Что-то не сводящееся к сумме его научных работ. Какая-то чистая нота, сочетание душевной твердости и ранимости, глубокой серьёзности, и наслаждения красотой науки. Я не могу сказать об этом лучше, чем это сказал Боря Воронов: "Красивый был человек. И жил красиво!"
Сначала я не думала о книге. Думала о том, как объясню сыну и дочери, что их мать и их отец стали "врагами народа". Я думала об этом все ночи. Самое трудное в заключении - это научиться спать. Я училась этому три года. Три года я лежала тихо-тихо ночи напролет и мысленно рассказывала. Обо всем. Не только о себе. О товарищах по несчастью, с которыми меня свела судьба, об их горестных страданиях, трагических случаях их жизни.
Нет, царь лично не желал погрома, лично он не хотел этих убийств; но вопреки его намерениям, его воле его режим хотел их!
Слышен шепот на древнем чужом языке,
Тень дрожит меж дерев и по берегу скачет.
В черной зелени на вавилонской реке
Кто-то плачет.
Это было то время, когда независимо от того, занимались ли люди КСП или не занимались, так или иначе их тыкали носом в то, что они евреи. И естественно, этим власти помогали самоосознанию евреев.

Сетевой журнал "Заметки по еврейской истории" -- свежий номер

Перепечатка материалов альманаха только с разрешения редактора
   Copyright ©   E.Berkovitch 2002, 2003

Подписаться на рассылку сетевых изданий
"Заметки по еврейской истории" и "Еврейская Старина"

Rambler's Top100



    
         
___Реклама___