©"Заметки по еврейской истории"
апрель 2014 года

Элла Грайфер

Раздвоение Даниэля

 

И когда потеря громом крушенья
Оглушила, полоснула по сердцу,
Не спешите сообщить в утешенье,
Что немало есть потерь по соседству.

Не дарите мне беду, словно сдачу,
Словно сдачу, словно гривенник стертый!
Я ведь все равно по мертвым не плачу -
Я не знаю, кто живой, а кто мертвый.

             А. Галич

Образ покойного Освальда Руфайзена – он же о. Даниэль – начал обрастать мифами еще при его жизни, а уж после смерти и вовсе пошел вразнос. Википедия честно признается, что не в силах отделить правду от вымысла, биографии на разных языках не стыкуются, докатились споры и до нашего портала. Мне кажется, прежде чем говорить и спорить следует отделить Даниэля Руфайзена от героя известной книги Улицкой, который, невзирая на совпадения в биографии, Руфайзену не родственник и даже не однофамилец.

Разумеется, я не подвергаю сомнению право автора изображать своих героев как ему нравится и наделять их жизнеописаниями, где-то как-то совпадающими с биографиями реальных людей. В конце концов, Лев Толстой даже имена Наполеона и Кутузова дал своим персонажам, на соответствующих исторических деятелей похожим как гвоздь на панихиду. Но за Наполеона-то есть кому вступиться, уйма историков его давно уже описали по полной доскональности. А вот за Руфайзена я боюсь.

Боюсь, чтобы смягченный, опоэтизированный и сглаженный образ средней художественности не заслонил, не обрек на забвение жизнь и судьбу, что при всей своей уникальности содержит немало интересного для всякого, кто задумывается (а не просто слезы проливает) над трагедией евреев Европы. О не всегда удачных, но предельно искренних поисках не только спасения от смертельной опасности, но и утраченного смысла бытия.

В нашей мини-державе, где всякого рядового гражданина от самого большого начальника отделяет не более двух-трех рукопожатий, о людях заметных слышать доводится не из газет, а из первых рук, и главное – куда легче представить себе ситуацию, в которой живет и действует человек, понять его решения и поступки. Не стоит сводить его трагедию к испытанию "на разрыв" между еврейством и христианством, на самом деле все было гораздо сложнее.

После его смерти родственники не раз повторяли, что следует учитывать ситуацию, в которой он оказался, явственно имея в виду Холокост. На мой взгляд, это правда, но… не вся. Стоит отмотать фильм немного назад и приглядеться к тому, что происходило в Восточной Европе после окончания Первой мировой войны. Версальские державы хотели, конечно, как лучше, а получилось как всегда. Благие намерения, подарить свою территорию каждому из народов развалившейся австрийской, российской и турецкой империи, пришли в непримиримое противоречие с реально существующей чересполосицей, старыми счетами и новыми амбициями. Чехи принялись разбираться со словаками, поляки с украинцами, венгры с румынами, сербы с хорватами… далее – по списку.

У Второй мировой на каждом ТВД характер был свой. В Западной Европе немецкие захваты были, в сущности, прообразом будущего ЕС, в Африке, на Ближнем Востоке, на Тихом океане войны шли все больше колониальные, в СССР поначалу – продолжение Гражданской, а в Восточной Европе на обломках империй шло размежевание между народами. Мало того, что Польшу с двух сторон дружно рвут Германия и Россия – сами поляки тут же накидываются на евреев (Едвабне), украинцы при первом удобном случае устраивают им на Волыни геноцид,  да не позабудем еще сражений между пророссийскими и прозападными польскими партизанами…

Одним словом – война всех против всех, в эпицентре которой внезапно оказывается семнадцатилетний парнишка из ассимилированной еврейской семьи. Идеал родителей – европейская (конкретно – немецкая) культура. Сам он состоит в сионистской молодежной организации. Но в создавшихся условиях то и другое помогает мало.

С согласия родителей братья бросают их на верную смерть, ибо выбор – либо бросать, либо с ними погибнуть. Отчаянная попытка спасти евреев кончается доносом немцам, а немец – враг и палач – жалеет и отпускает его… С партизанами отношения складываются неоднозначные, зато монахини его прячут… И дело тут не только (и не столько) в естественном стремлении выжить, но и в том, что обрушилась вся привычная картина мира: где верх, где низ, кто свой, кто чужой, что правильно и что преступно… И вот в такой ситуации в руки ему попадает книга, написанная много веков назад…

Хотя в современном мире про нее мало кто не слыхал, но еще меньше таких, что ее читали. Священная книга христиан, которую именуют они "Новым Заветом". Так вот, те немногие, кто читал, не ограничиваясь благоговением, но пытаясь как-то понять, подтвердят, что написана она в ситуации аналогичной ситуации нашего героя: распад общества, столкновение культур на фоне иностранной интервенции, война всех против всех. А в качестве выхода из создавшегося положения предлагается всеобщее примирение, создание новой мировоззренческой парадигмы, которая каждому подойдет. Вот просто так  - взять и распри все отбросить, забыть о принадлежности к враждующим лагерям: нет ни эллина, ни иудея, ни римлянина, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного…

…И откуда ж ему, тогдашнему, знать, что ни одну религию с ее священными книгами безоговорочно идентифицировать не стоит, ибо с изменением исторической ситуации и поведение, естественно, меняется, для чего и придуман  институт комментирования. Что современные христиане модель Нового Завета давно отбросили – и правильно сделали, не уподобляясь дурачку, что плачет на свадьбе и пляшет на похоронах. Что успех первохристианства обусловлен был, в частности, равным статусом иудея и эллина, ни тот, ни другой изначально "старше мастью" быть не мог, католицизм же, напротив, был своим для поляков многие века, и чужаков принимали они с большим разбором. Что за исчезновением эллина, скифа или римлянина закономерно последовало возникновение француза, немца, итальянца, каковые не замедлили тем же манером передраться друг с другом…

Когда первая эйфория, известный "синдром неофита", пройдет, он почувствует это. Не осознает (теория его сильной стороной никогда не бывала) – а именно почувствует. И начнет лихорадочно искать причину несоответствия реальной церкви своему как бы идеалу, путаясь в "греческом влиянии", догмате троичности, каких-то литургических формах, и лишь под конец поймет, что "всечеловечность" христианства – не более чем миф, один из многих мифов, которыми в изобилии украшают себя все религии человечества.

Во избежание недоразумений – к христианству как таковому отношусь я с огромным уважением, как к религии, так и к соответствующей цивилизации. С уважением отношусь я и к личному выбору каждого человека, тем более в нашем атеистическом мире не назову никогда предателем еврея, нашедшего свой путь к Богу в церкви или англосакса, всерьез практикующего дзен-буддизм. Но т.н. христианский универсализм, т.е. претензия на всеобщее примирение и самый короткий путь к Богу для всего человечества, по моему глубочайшему убеждению, был и остается иллюзией. Со временем Даниэль это поймет, но… поймет слишком поздно.

Христиане будут его терпеть, потому что не особо мешает и даже помогает иногда, но по настоящему места себе в церкви он не найдет. Не найдет он его, конечно, и в Израиле. И не в том даже дело, что крестился, мне лично известны случаи, когда христиане и даже крещеные евреи не только гражданство получали (он его, кстати, в конце концов, тоже получил!), но и вполне находили себе место в израильском обществе, пользовались уважением у сограждан. Однозначно не подошли Израилю его собственные идеи, причем, не каким-то националистическим поселенцам, как намечтала госпожа Улицкая, а вообще – совсем-совсем никому.

Попробую объяснить это на простом кулинарном примере:

Неизменно популярным в досоветской, советской и постсоветской России был и остается салат оливье. Ингредиенты, правда, меняются – в советское время не достать было многое из того, что в изобилии предлагалось при проклятом царском режиме, а более современных вариантов не пробовала я уже лет двадцать – но неизменной остается общая идея: все, что достанешь – мелко нарезать, залить майонезом и перемешать до полной гомогенности.

В Израиле же к излюбленным блюдам относится (наряду с питами, шницелями и фалафелем) простой американский сэндвич: берется булка, режется пополам, и между половинками закладывается… ну, в общем, все, что влезет: сыр так сыр, маслины так маслины, помидоры, петрушка, грибы, огурцы, можно и рыбки добавить… Но перемешивание ингредиентов происходит только между зубами конечного потребителя.

В Москве моего детства не редкость было встретить в одной комнате коммунальной квартиры русскую, в другой – еврейскую, в третьей – татарскую семью. Все дети играли вместе во дворе, за одной партой сидели в школе, а выросши женились друг на друге, потому что понимали себя как членов одного общества, в котором различия подлежат со временем преодолению в рамках единой культуры. Как в песне Визбора поется – это общество типа оливье.

В Израиле я с изумлением обнаружила совсем другую картину: разнообразные общины со своеобразной культурой существуют рядом, но не вместе. Причем, не просто евреи и арабы, нет. Арабы, оказывается, бывают бедуины и друзы, мусульмане и христиане (да еще самых неожиданных конфессий), а уж евреи… Лет 10 назад знакомые мои в Беэр-Шеве жили на улице, на противоположной стороне которой рядком стояло с полдюжины синагог: польская, алжирская, иранская, индийская (по субботам – кружевные сари потрясающей красоты), теперь, вероятно, прибавилась еще и эфиопская. И все это считается в порядке вещей, все дорожат своими традициями, и нечастые смешанные браки не создают такого "общего пространства" как в Москве – как правило, молодая семья просто присоединяется к сообществу невесты или жениха. Общество типа сэндвича.

Причина не только в диаспоре. Уже во времена ТАНАХа была Земля Обетованная проходным двором на семи ветрах, стратегическим коридором, на который зарились все империи. Есть в Иерусалиме музей околобиблейских культур, и чего же там только нет, чего только тут у нас ни выкапывают: хананейский алтарь, саркофаги с египетского кладбища, посуда из Месопотамии, греческие монеты…

Так вот, в тех кругах московских интеллектуалов, где живет госпожа Улицкая, по умолчанию принимается, что нормальное общество может быть только типа оливье (хотя некоторые тенденции современного развития не подтверждают такого мнения, но это – тема другая). Естественно, за пару недель, проведенных в наших краях, не могла она ни понять, ни прочувствовать общество типа сэндвича. Совсем по Маяковскому:

Лошадь

сказала,

взглянув на верблюда:

«Какая

гигантская

лошадь-ублюдок».

Верблюд же

вскричал:

«Да лошадь разве ты?!

Ты

просто-напросто —

верблюд недоразвитый».

И знал лишь

бог седобородый,

что это —

животные

разной породы.

У нее, правда, хватило интуиции осознать и смелости открытым текстом сознаться, что она "ничего тут не понимает", но не хватило добросовестности сделать из этого практические выводы и написать про что-нибудь другое. Вот тут-то и разошлись пути двух Даниэлей. Руфайзен жил и умер в реальном Израиле, а Штайн, поскольку ни один литературный герой больше своего автора ни знать, ни понимать не может, оказался в слегка стилизованной под Израиль Москве.

Улицкая автоматически принялась достраивать и дорисовывать непонятое по привычным шаблонам своего мира, где самым главным, самым типичным противостоянием является противостояние свободной личности государственным или квазигосударственным структурам (а других там не водится – в асфальт закатывают уже в зародыше).

Как правильно отметил в свое время Аверинцев, там, где свободна только мысль, легко уверовать в осуществимость самых завиральных идей, ибо власть надежно защищает их от практической проверки. Именно в таких условиях родились и выросли Улицкая и ее читатели. Опыт Даниэля Руфайзена им совершенно чужд, вот и сотворяют они Даниэля Штайна по образу и подобию своему. Его трагедия - преследования со стороны сильных мира сего: запрет в служении от Ватикана, террор еврейских националистов… в жизни Даниэля Руфайзена не было этого. К репрессиям власть имущие прибегают, когда некие мысли, слова, поступки представляются им опасными, но в отличие от российских начальников, ни Иерусалим, ни Ватикан манией преследования не страдают. Трагедия Даниэля Руфайзена в том и состояла, что ни в каких репрессиях не было нужды.

Вы будете смеяться, но в Израиле Даниэля любили, причем, не просто за красивые глаза. Иудеи – за то, что быстро отказался от всякого миссионерствования, христиане – за то, что брал на себя опекание всяких сложных случаев типа смешанных семей, и даже власти – за то, что помогал укорениться в Израиле польским женам еврейских мужей, ну, и, конечно, за прошлые заслуги времен Шоа. Любили и прощали как "безобидное чудачество" то, что сам он считал смыслом своей жизни. Именно такой ответ получил он, в конце концов, от израильского верховного суда: тебя лично мы принимаем, и даже гражданство ты заслужил, но ты ведь не для себя лично пришел его требовать, а для своих идей. Их не примем, и не надейся!

Вот этого Улицкая вместить не могла. Никогда в жизни не сталкивалась она с обществом типа сэндвича, где все живут рядом, но не вместе, где идеи, почерпнутые Даниэлем из Нового Завета, оказались даже не подрывными – они оказались бессмысленными. Проблем, какие пытался (тоже, впрочем, неудачно) решать Иисус из Назарета, в таком обществе нет, а для тех, которые есть, такое решение не подходит даже гипотетически. Конечно, нелегко согласовать интересы различных коллективов и культур, и искрит иной раз в точках соприкосновения, но идею превращения сэндвича в оливье подавляющее большинство израильтян воспримет как предложение пули в лоб в качестве лучшего средства от мигрени.

Даниэль Штайн, равно как и его автор, ни минуты не сомневается в правильности как бы христианского, а на самом деле "общечеловеческого" идеала – всех познакомить и всех помирить – остановить его может лишь грубое насилие вплоть до убийства. Даниэль Руфайзен на собственном опыте убедился не просто в практической неприменимости сих прекрасных теорий, но и в лицемерии их адептов, так легко согласившихся пожертвовать евреями и Израилем за косточку, брошенную нефтяными шейхами. А христиане… ну, у тех и вовсе свадьба своя.

И потому история Даниэля Штайна – завершена и однозначна: остается только возвести памятник отважному и непоколебимому герою. Зато история  Даниэля Руфайзена оставляет больше вопросов, чем ответов.

Вопрос о честном выборе тупикового пути, вопрос об опасности приписывания всесильности любому учению, если только покажется, что оно верно, вопрос о верности еврея своему народу и о верности себе даже когда остаешься в одиночестве. Вопрос об осмыслении Холокоста и выводах, которые очень не хочется делать многим из нас, в т. ч. и о конкретных людях, бывших одновременно и убийцами и спасителями.

И наконец, вопрос о хорошем человеке, которого никто не преследовал, все любили, но никто не смог ему помочь.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 628




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer4/Grajfer1.php - to PDF file

Комментарии:

Елена Цвелик
США - at 2014-05-22 17:04:01 EDT
Отличная статья.
Националкосмополит
Израиль - at 2014-05-05 08:32:46 EDT
Можно, конечно делать сендвичи и салаты, и коктели из самых разных составляющих; а можно потреблять эти составляющие раздельно – по очереди в любой – количество составляющих факториал последовательностей и спорить, существует ли иерархия этих последовательностей, и какая, или они принципиально нониерархичны.
Кода-то, лет 10 назад я открыл на Еврейских, Христианских, Мусульманских и Буддистских форумах тему «Религия Четырех Книг», где призывал людей практиковать по очереди Иудаизм, Христианство, Ислам и Буддизм – по году каждую из этих 4х мировых религий, путем чтения соответственно Танаха, Библии Христианской, Корана и Буддисткого Трактата – Трипитаки.
На Буддистских сайтах Иудаизм и Христианство воспринялись вполне комплементарно, а вот Ислам вызвал категорическое отторжение.
На Иудейских, Христианских и Исламских сайтах резкое отторжение вызвали все три другие религии и культуры.
Потом у Бердяева, по моему, но могу ошибаться, я прочел фразу:»Русский Коммунизм это секулярное христианство», и мне стало понятно, что будущий человек «Новой Субботы» не может быть клерикальным человеком Четырех Мировых Религий, но может и должен быть секулярным человеком Четырех Мировых Культур во имя уничтожения всех видов ксеноненависти – меж и внутри религиозной, культурной, этнической, национальной.
Думаю, что этого хотел и Даниэль – совместить Иудаизм и Христианство, причем клерикально.
В этом его ошибка, ибо Иудаизм и Христианство можно и нужно совместить кошерно без смешения в единстве неслияном только секулярно.
Когда я, проповедуя «Новую Субботу» стою в окружении датишных Иудеев и говорю о том, что каждый человек должен знать содержание Четырех Книг Четырех Мировых Религий ба цура хелони – в скулярном формате, у подавляющего большинства это не вызывает особых возражений.
Но если я порекомендую им сделать то же самое в клерикальном формате, они меня пошлют понятно куда.

Фаина Петрова
- at 2014-05-03 03:12:21 EDT
Статья, как всегда у Эллы, написана так завораживающе, что поначалу только слегка спотыкаешься на некоторых
утверждениях. Например, о том, что христиане не читают НЗ. Это, конечно, не совсем так: вот свидетели Иеговы как раз только и делают, что читают и НЗ, и ВЗ.
Но все равно: работа очень интересная, рождает новые мысли, а это главное, на мой взгляд. Спасибо!

Ontario14
- at 2014-05-03 00:26:32 EDT
Элла Онтарио
- at 2014-05-02 08:38:14 EDT
Отказался. И даже не крестил никого, кроме младенцев из смешанных семей по воле родителей.

*********
Значит, все-таки, миссионерство это обход квартир и ничего более...

Я, конечно, в БАГАЦе не служила, но, думаю, у него в данном случае шире был захват.
*********
И я не исключаю такого объяснения..;-)

Присоединяюсь к высказанным мнениям В.Янкелевича и М.Фукса.

Мих. Оршанский
- at 2014-05-02 18:36:38 EDT
-"Я позволил себе продолжить рассуждение в том же ключе и пришел к выводу, что Вторая мировая война,при все её трагичности для моего народа, была всего лишь прелюдией к образованию Государства Израиль" - надеюсь, г-н Фукс сам удивится тому, что написал сгоряча...
- Книга Улицкой так посредственна, что определить лучше, чем плод посиделок на интеллигентской кухне - невозможно.Автору - нижайший поклон.
- Обсуждения детального такой жизни, думаю,стоило бы избегать.
Два примера: высокопреосвященный кардинал Люстиже свое крещение считает не фактом отступничества и отрицания иудаизма, а, напротив, — полным завершением его; с другой стророны, NN - я обещал не называть имени при цитировании - своё крещение в "те дни, в это время" обозначил как "прошлое, которое хотел бы забыть, но не могу избежать".
Об отношениях Руфайзен-гос-во Израиль сказано исчерпывающе
-

Марк Фукс
Велинград, Болгария - at 2014-05-02 15:50:27 EDT
Мне сложно разделить восторги моих уважаемых коллег по поводу этой статьи. Моя позиция. пожалуй, близка к тому о чем говорит В. Янкелевич.
Героя книги Улицкой я не рассматриваю вообще, он меня не волнует и не интересует, равно, как и писатель его породивший.
Вот Руфайзен, как уникальное, т.е. не типичное, не характерное явление меня заинтересовал в свое время и к пониманию этого случая я готов приложить усилия. Но не просто так, беседы ради, а для выводов, наработки опыта и учета его в нашей повседневной израильской жизни в противостоянии силам размывающим основы государства.
Позволю себе повторить вслед за В. Янкелевичем, Руфайзеноведение, после появления публикаций С. Ружанского и Л. Комиссаренко и особенно после последней публикации Л.Е. (предпринятой самостоятельно и на основе детального изучения уникальных документов) предпринятое без учета их серьезно и как основа для серьезного разговора рассматриваться не может.
Для понимания некоторых моментов получения О. Руфайзеном израильского гражданства следует пояснить (у уважаемой Эллы этот момент смазан), что наш герой не вел речь о получении израильского гражданства в обычном порядке для иностранного гражданина не еврея (лица не исповедующего иудаизм иили приняшего другую веру), а вел броьбу за получение статуса нового репатрианта, что создавало прецедент (а это один из принципов израильского законодательства!) и это совершенно очевидно являсось настоящей целью Руфайзена.
Рассуждения Элли Грайфер относительно Второй мировой войны показались мне оригинальными и интересными. Я позволил себе продолжить рассуждение в том же ключе и пришел к выводу, что Вторая мировая война,при все её трагичности для моего народа, была всего лишь прелюдией к образованию Государства Израиль.
Государство Израиль не рассматривало О. Руфайзена, как беленького и пушистого, никто его дружески по плечу не похлопывал и в любви к нему не объяснялся и никто не радовался тому, что он взял на себя часть забот детях в смешанных семьях. К нему отнеслись вполне серьезно, состоялся суд принявший во внимание общественное мнение (в результате опросов даже на улицах городов!). Решения суда известны и стали, как это должно было быть прецедентом.
Я бы не стал писать этого отзыва, если бы не авторитет умного и талантливого автора, могущий повлиять на восприятие проблемы читателем не знающим истории вопроса и принимающим все на веру.

Элла Янкелевичу
- at 2014-05-02 14:09:42 EDT
"Хотя в современном мире про нее мало кто не слыхал, но еще меньше таких, что ее читали". Если Вы под "современным миром" подразумеваете Китай и Индию, то Вы правы. Для такого утверждения нужны основания.

Основания есть. Чтение НЗ (не говоря уже о ВЗ) в христианстве не правило, а исключение. Чтения в церкви - там, где вообще на понятном языке - есть вырванные из контекста куски, толкование в проповедях, в основном, в сторону личной нравственности, не способствующее пониманию текста в целом. Не говоря уже о том, что старые книги вообще затруднительно понимать без объяснения ситуации: кто там с кем спорил, о чем и по какому поводу.


Происходила война, битва за клиентов. Евреи выдвигали очень привлекательное учение, а потому секта христиан продвигала свое в виде развития учения Моисея. Но для электоральной базы нужно было открыть ворота для всех, убрать вообще все - субботу, кашрут, обрезание и сказать, что соблюдать ничего не надо - нужна лишь вера. А далее, как в анекдоте: "И тут мне поперла карта". Писать о "создании новой мировоззренческой парадигмы" - для этого нужно НИКОГДА не пытаться вычленить основные постулаты христианства и проверить их на наличие их же в Талмуде. Новизной там и не пахнет.

Конкурировало там несколько фирм (митраизм, элевсинские мистерии и т.п.). Развитие учения Моисея в тогдашнем иудаизме шло в разных направлениях (что отражено и в Талмуде), но христианство идет только по одному из них, т.е. по эсхатологическому. На него-то и был спрос именно как на мировоззрение, а отмена кашрута, конечно, сыграла важную роль, но только для убирания с пути препятствий, а не как центр предложения.

А про "всеобщее примирение" - тут вообще желательна цитата. Что-то я такого не знаю. Вот "не мир я вам принес, но меч" - знаю.

Да уж, знаете... на уровне среднего христианина. Откройте это место в тексте и увидите, что речь идет о разрушении всех структур старого мира, до семьи включительно. Приход Машиаха (а Иисус явно считал себя таковым) знаменует появление нового неба и новой земли, не мир, т.е. стабильность, приносит он, но катаклизмы - "родовые муки" новой вселенной.


Обычное расширение электоральной базы приравнять к "взять и распри все отбросить, забыть, о принадлежности к враждующим лагерям" - по меньшей мере странно. Здесь речь не идет об "отбросить распри", а об инструкции мандатной (приемной) комиссии, что потом и было реализовано.

Нет, товарищ дорогой, это не просто "электоральная база", это - создание нового сообщества на обломках старых. Когда оно создалось, то, разумеется, замкнулось в себе, но в НЗ можно проследить только начало этого процесса.

Цивилизованный христианин или просто грамотный человек не мог не знать, к примеру, об "альбигойском крестовом походе", где на вопрос о том, как отличить еретиков от правильно верующих, был дан ответ: "Убивай всех, господь своих отберет".

Но Даниэль христианином (даже диким) вовсе не был, и грамотность его тоже гуманитарной не была. ДО ТОГО он такими вещами определенно не интересовался.

Можно сказать, что это было позже, но это началось сразу же, как только христианство вышло из подполья и стало госрелигией.

Но тексты НЗ писались раньше.


Вообще-то успех первохристианства был обусловлен тем, что дал решение, когда стало понятно, что восстанием не победить. Решение было таким: Ничего, что здесь мучаемся, зато все будет ОК на небесах в будущем.

Чего-чего? Какое еще восстание? Среди первых христиан из язычников было множество профессиональных солдат римских легионов, т.е. вот именно с победившей стороны. Насчет мучений и будущего - это отчасти египетские штучки (притча о богатом и Лазаре - пересказ из египетской литературы), но господствующим это учение стало только в средние века.

Элла Янкелевичу
- at 2014-05-02 12:20:54 EDT
На мой взгляд - неверно писать в "Заметках" о Руфайзене, полностью игнорируя статьи Сэма Ружанского и Леонида Комиссаренко, особенно учитывая то, что статья Комиссаренко "Отец Даниэль. Вымысел и действительность" опубликована в феврале 2014 здесь же в "Заметках".
Статьи Ваших предшественников базируются на обширном материале, в том числе на собственных воспоминаниях Руфайзена. Вы же пишете, надеюсь, что я Вас этим не обижу, как спутница его жизни. Вот Вы прошли с ним рядом его путь и теперь Вы нам сообщаете - "Было так-то и так-то".


А на мой взгляд, вы сами даете ответ на свой вопрос. Почему я игнорирую статью Комиссаренко? Да потому, что она не про то. В спор о спорных фактах биографии я не вмешиваюсь, хотя и упоминаю, что он существует, но меня интересует другое.

Сравнение со "спутницей жизни" я нахожу вполне удачным, я вот именно и пыталась пройти этот очень непростой кусок жизни не только с Даниэлем, но и с другими людьми, такое пережившими, с которыми я была близко знакома, а о самом Даниэле слыхала от тех, что были близко знакомы с ним. "Было так-то и так-то" не в смысле каких-то действий, но в смысле внутренних человеческих проблем.

Кто называет крещеного еврея предателем? Просто он ушел туда, куда захотел. Откуда взялось слово "предатель"? Каждый имеет право верить во что хочет.

Есть, ох есть такие. Хорошо, что и вы с этим не согласны.

Теперь от Даниэля переходим к христианству как таковому, но это будет следующий пост.

Янкелевич - Элле Грайфер
Натания, Израиль - at 2014-05-02 11:25:58 EDT
К сожалению, я не отношусь к поддержавшим данную статью по следующим причинам.
На мой взгляд - неверно писать в "Заметках" о Руфайзене, полностью игнорируя статьи Сэма Ружанского и Леонида Комиссаренко, особенно учитывая то, что статья Комиссаренко "Отец Даниэль. Вымысел и действительность" опубликована в феврале 2014 здесь же в "Заметках".
Статьи Ваших предшественников базируются на обширном материале, в том числе на собственных воспоминаниях Руфайзена. Вы же пишете, надеюсь, что я Вас этим не обижу, как спутница его жизни. Вот Вы прошли с ним рядом его путь и теперь Вы нам сообщаете - "Было так-то и так-то". Но не получается сказать, как Бегемот: "я немедленно начну придерживаться того же мнения".
Вы пишете о происходившим с Руфайзеном и делаете выводы из обстоятельств жизни так, как будто это закон "вода кипит при такой-то температуре". Но в это время жили еще многие в обстоятельствах не менее трагичных, но с совершенно иными результатами и выводами.
Ваши рассуждения о христианстве очень спорны. Для примера:
"Хотя в современном мире про нее мало кто не слыхал, но еще меньше таких, что ее читали". Если Вы под "современным миром" подразумеваете Китай и Индию, то Вы правы. Для такого утверждения нужны основания.
А в качестве выхода из создавшегося положения предлагается всеобщее примирение, создание новой мировоззренческой парадигмы, которая каждому подойдет.
Это еще о чем? Происходила война, битва за клиентов. Евреи выдвигали очень привлекательное учение, а потому секта христиан продвигала свое в виде развития учения Моисея. Но для электоральной базы нужно было открыть ворота для всех, убрать вообще все - субботу, кашрут, обрезание и сказать, что соблюдать ничего не надо - нужна лишь вера. А далее, как в анекдоте: "И тут мне поперла карта". Писать о "создании новой мировоззренческой парадигмы" - для этого нужно НИКОГДА не пытаться вычленить основные постулаты христианства и проверить их на наличие их же в Талмуде. Новизной там и не пахнет. А про "всеобщее примирение" - тут вообще желательна цитата. Что-то я такого не знаю. Вот "не мир я вам принес, но меч" - знаю.
Вот просто так - взять и распри все отбросить, забыть, о принадлежности к враждующим лагерям: нет ни эллина, ни иудея, ни римлянина, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного…
Обычное расширение электоральной базы приравнять к "взять и распри все отбросить, забыть, о принадлежности к враждующим лагерям" - по меньшей мере странно. Здесь речь не идет об "отбросить распри", а об инструкции мандатной (приемной) комиссии, что потом и было реализовано. Цивилизованный христианин или просто грамотный человек не мог не знать, к примеру, об "альбигойском крестовом походе", где на вопрос о том, как отличить еретиков от правильно верующих, был дан ответ: "Убивай всех, господь своих отберет". Можно сказать, что это было позже, но это началось сразу же, как только христианство вышло из подполья и стало госрелигией.
Что успех первохристианства обусловлен был, в частности, равным статусом иудея и эллина, ни тот, ни другой изначально "старше мастью" быть не мог,
Вообще-то успех первохристианства был обусловлен тем, что дал решение, когда стало понятно, что восстанием не победить. Решение было таким: Ничего, что здесь мучаемся, зато все будет ОК на небесах в будущем. Евреи же жили в сегодняшнем дне. На эту тему можно писать много, но вряд ли уместно.
С уважением отношусь я и к личному выбору каждого человека, тем более в нашем атеистическом мире не назову никогда предателем еврея, нашедшего свой путь к Богу в церкви ...
Это что вообще такое? Кто называет крещеного еврея предателем? Просто он ушел туда, куда захотел. Откуда взялось слово "предатель"? Каждый имеет право верить во что хочет. Вот только одним задом на двух стульях не усидеть.
Это только часть, но думаю, что достаточная.

Элла
- at 2014-05-02 08:39:39 EDT
Большое спасибо всем, кто откликнулся и поддержал.
Евгения Стеклова
- at 2014-05-02 08:38:21 EDT
Уважаемая Элла! Примите моё восхищение Вашей публикацией! В ней Вы сформулировали главное этой проблемы так чётко и последовательно, как не удалось до Вас никому.СПАСИБО!
Элла Онтарио
- at 2014-05-02 08:38:14 EDT
За что любили Руфайзена "иудеи" и любили ли - не знаю. Знаю, что не любили за миссионерство, от которого он не отказался (если под миссионерством не понимать исключительно обход квартир с вопросом "Верите ли вы в Бога ?")

Отказался. И даже не крестил никого, кроме младенцев из смешанных семей по воле родителей.

T.e. БАГАЦ видел в этих нудных и долгих процессах один из способов миссионерства... ОК.

Я, конечно, в БАГАЦе не служила, но, думаю, у него в данном случае шире был захват.

Gregory
- at 2014-05-02 04:33:17 EDT
Уважаемая Элла - поздравляю, статья действительно очень толковая и интересная. Вот только сэндвич меня несколько смутил - может быть, лучше тапас, набор отдельных закусок на одной тарелке?
Ontario14
- at 2014-05-02 03:44:25 EDT
Вы будете смеяться, но в Израиле Даниэля любили, причем, не просто за красивые глаза. Иудеи – за то, что быстро отказался от всякого миссионерствования...
********
За что любили Руфайзена "иудеи" и любили ли - не знаю. Знаю, что не любили за миссионерство, от которого он не отказался (если под миссионерством не понимать исключительно обход квартир с вопросом "Верите ли вы в Бога ?")

Любили и прощали как "безобидное чудачество" то, что сам он считал смыслом своей жизни. Именно такой ответ получил он, в конце концов, от израильского верховного суда: тебя лично мы принимаем, и даже гражданство ты заслужил, но ты ведь не для себя лично пришел его требовать, а для своих идей. Их не примем, и не надейся!
**********
T.e. БАГАЦ видел в этих нудных и долгих процессах один из способов миссионерства... ОК.

Ася Крамер
- at 2014-05-02 00:03:06 EDT
Высочайший уровень публицистики
мина полянская
- at 2014-05-01 23:19:17 EDT
УВажаемая Элла Грайфер! То, что Вы написали, просто замечательно. Спасибо!
Б.Тененбаум-Элле
- at 2014-05-01 22:24:47 EDT
Элла, совершенно честно - я восхищен. Статья ваша замечательна, и ее можно (и даже следует) разобрать на абзацы, каждый из которых стоит отдельной статьи.

С вашего разрешения я тоже выберу один:

"... У Второй мировой на каждом ТВД характер был свой. В Западной Европе немецкие захваты были, в сущности, прообразом будущего ЕС, в Африке, на Ближнем Востоке, на Тихом океане войны шли все больше колониальные, в СССР поначалу – продолжение Гражданской, а в Восточной Европе на обломках империй шло размежевание между народами ...".

Более точного описания Второй Мировой - да еще в такой короткой, совершенно афористической форме - я не видел нигде.