©"Заметки по еврейской истории"
март  2013 года

Ион Деген

Танк

В интернете случайно наткнулся на заметку, опубликованную в немецкой печати. Случайно ли?.. Давно уже заметил, что в происходящем со мной нет ничего случайного.

К сожалению, не обратил внимания, где именно опубликована заметка. Не подумал, что захочу возвратиться к ней. Небольшой текст так подействовал на меня, что, кроме прочитанного, которое предстало предо мной картиной или сценой в натуральную величину, я на время вообще отключился от всего настоящего. До поиска ли источника в таком состоянии? Нужен ли мне повторно источник этого состояния?

А текст простой. В немецком Ростоке (портовый город на Балтийском море, в земле Мекленбург-Передняя Померания) то ли во время ремонта, то ли при строительстве дороги ковш экскаватора чиркнул по крыше танковой башни. Постепенно выкопали танк Т-34. И нашли в нём останки погибшего экипажа. Пять человек. Выяснили: первого мая 1945 года тридцатьчетвёрка въехала на заминированный мост. Мина была не противотанковая, а морская. Именно ею и заминировали мост. Как известно, тридцатьчетвёрка по величине несравнима с морским кораблём, против которого применяется огромная морская мина.

Позвольте мне объяснить некоторые скучные детали. Противотанковая мина, несколько килограммов взрывчатки. Если танк наедет на неё гусеницей, мина разрушит ходовую часть, гусеницу, катки, может быть, ведущее колесо или ленивец. То есть, остановит танк и на какое-то время выведет его из боя. Такой танк подлежит ремонту. Иногда может даже счастливо обойтись без жертв. В худшем случае погибнут, или будут ранены два члена экипажа – механик-водитель и лобовой стрелок. Ну, если уж очень не повезёт, пострадают и другие члены экипажа, находящиеся в башне.

Немцы отлично знали разницу между никчемно обученными новенькими советскими танкистами, приехавшими на фронт в только сейчас созданных танках, то есть пополнение из маршевых рот, и танкистами, приехавшими из госпиталей после ранения. Эти воевать уже умели. Поэтому немцы стремились не только уничтожить танк, но и экипаж танка. С этой целью против танков появились фугасы – противотанковая мина служила только детонатором для нескольких сот килограммов взрывчатки. Морская мина, в отличие от танковой, и была своеобразным фугасом. Несколько сот килограммов взрывчатки. И детонатор не был её нужен.

Нет слов, чтобы рассказать, какой страх у меня вызывала даже одна мысль о фугасе. Казалось бы, стоит ли думать фронтовику, что его убьёт, пуля весом в 9 граммов, или фугас весом в 200 килограммов? Но, впервые увидев башню тридцатьчетвёрки весом восемь тонн, взрывом фугаса отброшенной на двадцать метров от корпуса танка, я уже не мог отделаться от воспоминаний об этом зрелище, от этого впившегося в меня страха.

Командование, не представлявшее себе, какой я трус, считало меня мудрым тактиком, а мой механик-водитель, вероятно, проклинал меня, когда, по возможности избегая дорог и танкодоступной местности, я приказывал вести машину чёрт знает через какие препятствия. А причиной была не тактическая мудрость, а просто трусость, подлый страх. Фугасы! Конечно, стыдно признаться, но была у меня такая неизлечимая болезнь – фугасофобия.

Бывали у меня и другие страхи. Как-то, проходя мимо подбитого танка, я увидел аккуратную дыру в башне, сбоку от маски пушки. Такую аккуратную и точную, словно её проделали на заводе в башенном цехе. Так. Болванка. Восемьдесят восемь миллиметров. Страх пронзил меня до костей, хотя вокруг была тишина и безопасность. Я отвернулся. Я не хотел, чтобы башенный номер напомнил мне, кто воевал в этом танке. Спасался от воспоминаний. Пришёл к своему экипажу и тут же записал стишок.

Зияет в толстой лобовой броне

Дыра, насквозь прошитая болванкой.

Мы ко всему привыкли на войне.

И всё же возле замершего танка

Молю судьбу, когда прикажут в бой,

Когда взлетит ракета, смерти сваха,

Не видеть даже в мыслях пред собой

Из этой дырки плещущего страха

Написал, и вроде стало легче. Вроде излечился. Во всяком случае, больше не думал об этой проклятой дырке в башне. А вот башня, отлетевшая от корпуса, не оставляла меня в покое. Фугасофобия.

Так вот, заметка в интернете. Из неё, написанной непрофессионально, без технических подробностей, я всё-таки узнал, что башня тридцатьчетвёрки на несколько метров отлетела от корпуса. Следовательно, не противотанковая мина. Фугас! Нет, мост не минировали сотнями килограммов взрывчатки с противотанковой миной-детонатором. В портовом Ростоке оказалось большое количество неиспользованных морских мин. Такую «игрушку» нельзя на мосту замаскировать. Обнаружить её при осмотре моста можно было без всяких усилий.

Понимаете? Это произошло первого мая 1945 года. До окончания войны оставалось 7 дней и несколько часов. На следующий день после взрыва танка завершились бои в Берлине. Но ведь первого мая!

Рассказал, как это произошло, в ту пору мальчик, собиравшийся пройти туда, на восточную часть моста, к которой подъехал танк. Надо полагать, мост не короткий. Это уже дельта реки Варнов, впадающей в Балтийское море. Если мальчик мог беспрепятственно попасть на мост, то, тоже надо полагать, никакой охраны моста не было. Росток уже предчувствовал капитуляцию и не особенно воевал, если вообще воевал. Въехать в город даже по этому заминированному мосту можно было без особой опасности. Зачем же? Зачем нужна была и эта гибель?

Я был уверен, что после ранений у меня уже давно хорошо окрепшие рубцы. Даже малограмотный хирург мог бы подтвердить это официально. Но я ошибся. Оказалось, у меня не окрепшие рубцы, а открытые раны. И на каждую из этих ран сыпалась соль по мере чтения проклятой заметки.

Я вдруг почувствовал себя тем погибшим гвардии лейтенантом, командиром найденного танка. Я представил себе, как ему отдавали приказ. Первое мая! День смотра революционных сил мирового пролетариата! Именно сегодня, в день этого самого смотра, должен быть взят Росток! Вперёд! Мать вашу!.. Вперёд!

Кто был источником приказа? Кто отдавал его? Командир батальона? Командир бригады? Или комбриг получил приказ от ещё более высокого командира? Именно первого мая взять Росток. И никаких гвоздей! Допустим. Но у этого комбрига в бригаде разведка была? Ведь даже, кроме подразделения разведки, в штабе бригады сидел начальник разведки. Тот самый, который получал свои ордена, ни разу и близко не подвергаясь опасности. Мог он приказать осмотреть неохраняемый мост? Можно было после этого послать сапёров убрать или обезвредить мину?

А зачем это отдававшему приказ? Зачем, можно сказать, в последний день войны менять принятые привычные и установленные правила ведения боя? Зачем менять стиль командования, применявшийся в течение всей войны? Чушь! Кто когда из больших командиров жалел танки? Танки? Новые сделают. Ведь не отдававшие приказы в муках и голоде, в тяжком труде разбитыми руками срабатывали эти танки. Погибнут танкисты? Ну, не смешите меня! Кто же их когда-нибудь жалел. Придет новое пополнение.

Такое мне отлично известно из личного опыта. Я очень хорошо помню, как получал приказы. А ведь можно считать, что мне повезло иметь относительно неплохих командиров. Я очень хорошо помню, как мой командир батальона, отдавая мне нелепый приказ, явно переживал и старался сдобрить этот нелепый приказ, угощая меня стаканом водки. Он знал, что посылает меня на бессмысленную гибель. Надеялся ли он, что я каким-то невероятным способом выполню этот преступный приказ и даже не погибну? Возможно.

И ведь действительно приказы я каким-то невероятным образом выполнял. Или, вернее, старался выполнить. При этом за очень продолжительный срок пребывания в бригаде прорыва (продолжительный по военным меркам выживания танкиста), за восемь месяцев потерял всего четыре танка, в которых был членом экипажа. Командиром. То есть, знал, на что я обрекаю четырёх моих подчинённых, закупорённых вместе со мной. То есть, был не только самоубийцей, но и убивцем. В первом танке был убит один. Во втором танке был убит один. В третьем танке были убиты трое. В четвёртом танке убиты трое. Два тяжело ранены. И ещё, кроме танкистов, убиты шесть десантников. На третьем танке тоже были десантники. Бойцы штрафного батальона, сформированного из офицеров, освобождённых из плена. Возможно, батальон был не штрафным, а штурмовым, но они называли себя штрафниками. Эти десантники погибли не на танке. Контузии, лёгкие ранения, ожоги во внимание не принимаю.

Из заметки мне известно, что погибшие танкисты были гвардейцами. Из какого подразделения? Ясно, что бригада гвардейская. Отдельная, или входившая в корпус? Думаю, что в архиве сейчас можно найти эти данные. Известно, что часть наступала на Росток. Значит, это Второй Белорусский фронт. Как там первого мая 1945 года сообщили родственникам о гибели танкистов? Знали ли родственники, где похоронены их близкие? Сомневаюсь. Погибшие ведь не были похоронены. Только сейчас немцы похоронили их в центре Ростока, а найденную тридцатьчетвёрку поставили как памятник.

Каждый раз, когда мы с женой приезжаем в Германию, или когда в Чехии я сталкиваюсь с немцами примерно моего возраста, во мне оживает война. Но могу ли я не испытывать благодарности немцам за похороны погибших советских танкистов, за тридцатьчетвёрку, ставшую памятником? И это при том, что до сих пор валяются непохороненными кости советских воинов на территории бывшего Советского Союза.

Благородный доброволец-энтузиаст прислал мне из Украины письмо. Он занимается историей 130-й стрелковой дивизии. В этой дивизии рядовым пехотинцем я начал войну. Потом стал в ней командиром взвода. Потом был ранен. Ничего нового не сообщу, рассказав о наших невероятных потерях. Так вот, только сейчас, через семьдесят один год после гибели похоронены погибшие.

Похоронены не официально, не властями, а добровольцами. Среди похороненных в письме я увидел фамилии мальчиков, с которыми начинал войну.

Как же при этом не оценить благородства немцев? И вообще, против моего желания, больше того – при моём отчаянном сопротивлении внезапно возникают соображения, требующие ревизии прочно устоявшихся в моём сознании стереотипов о войне и её участниках. Я ведь продолжаю праздновать День победы, и в этот день один раз в году надеваю пиджак со всеми орденами и медалями.

Относительно недавно я прочёл книгу отважнейшего немецкого лейтенанта, танкового аса. Надо ли объяснять моё отношение к фашисту, уничтожившему самое большое количество советских и американских танков? Но главное – советских. Их несравнимо большее количество в списке уничтоженных им танков. И вдруг выясняется очень существенная деталь его биографии. Самую высокую военную награду, железный крест с дубовыми листьями, должен был вручать ему Гитлер. Но фюрер был занят и поручил это Гиммлеру. Во время обеда в честь награждения Гиммлер предложил лейтенанту перейти из вермахта в вафен СС со значительным повышением звания и должности. Танкист поблагодарил и отказался, понимая, что отказ не может не быть воспринятым, как отказ солдата стать национал-социалистом, понимая, как это опасно.

Поэтому сейчас, когда я уже не ярый коммунист, каким был в должностях от командира танка до командира танковой роты, несколько иначе воспринимаю соображения танкиста, командира «тигра», воевавшего против меня.

Воевать он начал в конце 1943 года. К мирному населению не прикасался. Даже, в отличие от меня, против пехоты фактически не воевал. Только против танков. О! Я хорошо помню, что такое «тигр»!

Я хорошо помню, как, побив все рекорды скорости танка, мы драпали, увидев «тигры» в засаде. Третий танк, в котором я воевал, был подбит «тигром». С механиком-водителем мы выскочили и трое суток прятались на кладбище в склепе, рядом с которым стоял «тигр». Может быть, тот самый, который подбил нас.

Последнее наступление. Январь 1945 года. «Тигр» нагло, безбоязненно, не маскируясь, стоял перед опушкой леса, и в течение примерно двух минут уничтожил шесть тридцатьчетвёрок, в которых командирами были только что выпущенные из училища младшие лейтенанты, даже минуты ещё не бывшие в бою. Шесть тридцатьчетвёрок из десяти, которые колонной, неизвестно как и неизвестно откуда, появились и подставились «тигру». Представляете себе? Колонной! Как на параде! Четыре машины, прыгая под огнём по заснеженному полю, мне удалось увести в укрытие, за которым прятались мои танки. Я до сих пор в глубине души горжусь тем, что моя тридцатьчетвёрка хоть в малейшей мере сумела отомстить этому «тигру». Мы уничтожили его.

Тридцатьчетвёрка против «тигра», что Давид против Голиафа. Нет, некорректно это сравнение. Это только, если сравнивать металл. Беда в том, что тридцатьчетвёрке очень редко доставалась голова Давида. А в «тиграх» сидели не тупые Голиафы. Нет, в них были умеющие думать и воевать. Но откуда могли появиться головы для тридцатьчетвёрок, если в танковом училище значительную часть времени будущие командиры занимались гениальным учением Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина и строевой подготовкой, а из танка почти не стреляли. Представляете себе, как мне на командирском сидении был необходим строевой шаг? А этот самый танковый ас, по его описанию, прошёл длительную и очень серьёзную подготовку, которая мне и не снилась.

Интересно, как бывший командир «тигра» сравнивает немецких танкистов с советскими. Пишет, что за каждого немецкого танкиста можно было отдать пять советских. А за каждого советского – двух американских. Не знаю, как эти коэффициенты подходят для определения качество танкистов. Попробую по-другому. Сравнением количества уничтоженных немецких и советских танков с 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года. По данным советской статистики. Немецких уничтожено 32500. Советских – 96500. Советских почти в три раза больше, чем немецких. Так что можно было бы возразить немецкому танковому асу, что не пять за одного, а только три. Но, возможно, у него другая статистика.

Мне трудно оценить по этой статистике качества танкистов потому, что вспоминаю о Прохоровском танковом сражении. В ту пору я находился в училище. Нам, курсантам рассказывали о нём, как о величайшей победе советских танкистов. 12 июня 1943 года в немецкой танковой дивизии Лайбштандарт СС погибло 39 танкистов, в дивизии Тотенкопф – 69. В Пятой советской танковой армии, воевавшей против этих дивизий, – 1304. А всего во время Прохоровского сражения у немцев было убито 149 и 33 пропали без вести. А в Пятой танковой армии более 10000 убитых и раненых. Так что трудновато сравнивать. Хотя и статистика.

Что касается меня, советской статистике я перестал верить ещё в студенческую пору, ещё не излечившись от мировоззрения, которым болел с детства. Дело в том, что летом 1948 года в городе, в котором я учился, вспыхнула тяжёлая эпидемия салмонелёза. Студенты и я, третьёкурсник, в их числе, немедленно без всякой команды включились в тяжёлую работу. По официальным данным в городе во время эпидемии умерли четыре человека. Из этих четырёх только на месте моей работы, я видел шестнадцать умерших. Советская статистика.

А вот из моего личного опыта еще один пример советской статистики. Утром 13 марта 1961 года, когда Куренёвку затопила лавина грязи, хлынувшей из Бабьего яра, я начал оказывать помощь пострадавшим в катастрофе (с маленькой буквы). Пятьдесят шесть часов не выходил из операционной. Официально сообщили, что погибли сто сорок семь человек. Один из первых раненых, поступивших в нашу больницу, рассказал мне, как лавина полностью погребла трамвай. Вы представляете себе киевский трамвай в час пик? Со спрессованными пассажирами. Думаю, в одном трамвае было более ста пятидесяти человек. А таких трамваев было семь. И троллейбус. И рейсовый автобус. Но транспорт это только часть трагедии. На третьи сутки по секрету нам неофициально сообщили, что пока известно о двух тысячах погибших. А сто сорок семь продолжало оставаться официальной цифрой. Сколько раз по сто сорок семь было в конечном итоге, я и сейчас не знаю. Советская статистика.

Заносят меня побочные ассоциации. Какое это отношение имеет к раскопанной тридцатьчетвёрке? Но куда мне деться, если это одна из деталей войны? А воспоминания о ней ведут меня своими путями. И на этих путях самое страшное – неотступные воспоминания о потерях.

Но, допустим, что Советский Союз действительно потерял во время Отечественной войны только 96500 танков. Какая кругленькая цифра! Это полный состав 1484,6 танковых бригад. Волосы встают дыбом, когда задумываешься даже над этой цифрой советской статистики. А ведь в каждом танке экипаж. Люди. От Волги до Эльбы трупами завалили немцев.

Надеюсь, вы поймёте, что я почувствовал, прочитав об одном из, допустим, 96500 уничтоженных советских танков. Тридцатьчетвёрка. Пять танкистов. Наконец, через шестьдесят семь лет после гибели они упокоятся в могиле.

Должен попросить прощение за этот сумбурный рассказ. Так всегда, когда начинаю говорить о войне. Возникшая мысль немедленно обрастает побочными ассоциациями. Трудно сосредоточиться на одном. Да и вообще, кому нужен этот рассказ? Не достаточно ли? Не следует ли прекратить вспоминать ту войну?

Но сейчас я просто хочу поблагодарить людей, похоронивших танкистов и памятником поставивших тридцатьчетвёрку. То, что это совершили немцы, произвело на меня ещё большее впечатление.

Люди.

7.02.2013 г. 


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 4309




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2013/Zametki/Nomer3/Degen1.php - to PDF file

Комментарии:

Дмытро
Днипро , Украина - at 2015-04-26 19:42:02 EDT
Выражаю Автору своё почтение!
Дай Вам Бог здоровья.

Максим
Киев, Украина - at 2013-08-02 17:56:43 EDT
Перечитал еще раз (как и многое другое из Ваших рассказов) . Потрясен . Как бы хотелось увидится с Вами лично. На все воля Божья . Если приеду к дяде в Ашкалон ,то попытаюсь Вас разыскать . Мой дедушка ,его отец, тоже был танкистом ,но увы ,не любил ни чего рассказывать о войне .(как бы я хотел с Вами поговорить ) простите за глупый всплеск эмоций.
Сергей Тупталов
Москва, Россия - at 2013-04-16 03:12:37 EDT
Ион Лазаревич!!! Огромное Вам спасибо за всё, что Вы сделали и продолжаете делать для нас, живущих сейчас! Спасибо Вам за правду, за боль, за жизнь! Будьте, пожалуйста, здоровы!
Л.С.-2
- at 2013-04-14 08:07:26 EDT
На редкость смешной комент у Степана 2013-04-14 06:41:09.
Степан
Ковель, Украина - at 2013-04-14 06:41:09 EDT
Интересно . У автора явный литературный талант . Читается легко .
елена матусевич Акиву
- at 2013-04-08 10:07:18 EDT
Уважаемый Акива,

Извините, пожалуйста, за опечатку. Вы очень хорошо написали и я со всем сказанным согласна. О том, что виновные были не наказаны после войны я узнала впервые как раз от моих немецких друзей. В наших разговорах всегда они, не я, выходят на эту тему. В Израиле я была два раза, и мне было там тяжело, может быть оттого, что я имею несчастье быть 3/4 кровкой не с той стороны и вырастила меня, фактически одна, моя русская бабушка, которую я люблю больше всех на свете и сейчас. Никакого еврейского влияния или даже присутствия в моей жизни не было и в помине, ничего, кроме моей очень еврейской внешности, по которой и попадало. Я даже не знала кто я до 11 лет. Это у меня есть с юмором в рассказах. Но к Израилю я неравнодушна, и от еврейства предков не отказываюсь. Как раз наоборот. А почему Лейпциг я объяснить даже не могу. Приехала туристкой и влюбилась, как будто всегда там жила и узнавала улицы. Спасибо Вам.

Акива Елене Матусевич
Кармиэль, Израиль - at 2013-04-08 06:04:29 EDT
Уважаемая Елена, сегодня у нас в Израиле отмечается день катастрофы европейского еврейства. Этот день не настраивает ни на дискуссии, ни на споры. Тем более, что спорить нам в общем-то не о чем. На Ваш вопрос: "Что Вы предлагаете?", ответа ни у меня, и, думаю, ни у кого, к сожалению, нет. Что можно тут предложить? Сегодняшнее поколение немцев конечно не отвечает за действия своих отцов и дедов. Но вот в чем они, по-моему, точно виноваты, так это в том, что дали уйти от наказания десяткам тысяч преступников. Это-то они сделать могли! Не сделали! Не сделали, уверен, намеренно. Что касается приведенного Вами списка народов-соучастников, они действительно в доле, но они служили насаженной окупационной власти, главарем и лидером международной банды были все же НЕМЦЫ. У каждого индивидуума свой взгляд на этот сложный вопрос. Я, например, не смог бы жить в Германии. Я уехал из Киева 22 года назад, после этого ни разу там не был, и меня туда не тянет, разве что к могилам близких.
Желаю, Вам, Елена, доброго здоровья, счастливого пребывания там, где Вы живете. Но Вы должны знать, что в трудную (не дай бог) минуту, у Вас есть дом, где Вас всегда примут с радостью. Если будете мне отвечать, пишите пожалуйста правильно мое имя. Меня зовут Акива. Всего Вам доброго..

елена матусевич Акину
- at 2013-04-07 10:39:18 EDT
И что Вы предлагаете? Что же им, немцам, делать? Или, иначе, что с ними делать? Ведь по Вашей логике их надо умертвить всех до единого, по генетической виновности, другого способа, чтобы они перестали наслаждаться жизнью (раз их моральных страданий мало) ведь нет.Если все немцы, даже еще не родившиеся, одним миром мазаны и все одинаково перед Вами генетически виноваты (как они, кстати, и сами часто считают), так надо с ними также, как с евреями: всех в печь. А литовцы? Я тут на портале таких ужасов начиталась о литовцах, поляках, латышах, украинцах, румынах, венграх. Они ничем не лучше, а иногда хуже. И, в отличии от немцев, эти и не думают чувствивать за собой никакой вины, и уж точно наслаждаются жизнью, чего о моих друзьях уж точно сказать нельзя. А Лейпциг, конечно, не мой. Моего на земле ничего нет в моем понимании.
Акива
Кармиэль, Израиль - at 2013-04-07 06:22:47 EDT
Читая комментарии, практически во всем почти со всеми соглашаясь, хочу высказаться по поводу комментариев Елены Матусевич. "Проклятый" вопрос стоит между ней и ее друзьями- немцами, и они от этого, видите ли, переживают. Однако они с этими переживаниями живут, наслаждаются жизнью, растят детей, посещают театры и рестораны, в отличие от их еврейских сверстников, не родившихся от умерщвленных их соочественниками родителей. Елене их жаль, она им сочувствует. А по мне так будь прокляты они и их потомство до скончания веков. Елена говорит, что ей дорог её Лейпциг. Нет, Елена, не надо тешить себя, это не Ваш Лейпциг, и никогда он Вашим не будет, даже если еще много поколений немцев будут прятать глаза при встречах с Вами.
мерензон анатолий
ханновер, германия - at 2013-03-31 20:04:19 EDT
адон деген! очень потрясен рассказом -Танк. Чувствуется ваши внутренние переживания и глубина пережитой и прошедшей вами войной.Желаю Вам долгих лет жизни и творческих успехов.
Изя
Los Angeles, CA, USA - at 2013-03-23 21:45:13 EDT
Приятно осознавать, что Гитлер тоже на евреях погорел. Если бы не его звериный антисемитизм, то создавшие в США ядерную бомбу евреи не сбежали бы из Европы, и эта бомба была бы у него. Тогда он бы несомненно победил везде. Мне кажется что и СССР на евреях погорел. Многочисленные научно-технические достижения в течение послевоенного 20-летнего периода я думаю обусловлены многочисленными вкраплениями евреев в науку и промышленность, как сложилось в ранний послевоенный период. Потом евреев никуда не брали. Замедление роста экономики с начала 70-х думали компенсировать экспортом нефти, но этого оказалось н едостаточно. Кстати, тогда кроме всего прочего, кормили еще полмира, Кубу, братские арабские страны, африку, компартии в капстранах и пр. В конечом счете, выдавливание евреев завалило СССР.
Victor-Avrom
- at 2013-03-23 20:50:25 EDT
Изя
Сам СССР и Россия вообще противопоказаны для проживания евреев. И вообще, то что СССР победил Германию тоже в значительной мере случайность.


Ну, звыняйте, Изя. Так уж получилось.

Изя
Los Angeles, CA, USA - at 2013-03-23 20:38:49 EDT
То что Ион Диоген выжил в такой мясорубке это чистая нслучайность плюс еврейский ум. Мой родной дядя Наум выжил в Киеве во время оккупации немцами. За ним приходили немцы, его узнавали на улицах, но ему повезло. После войны он дожил до внука и правнука, и мне помог. Сам СССР и Россия вообще противопоказаны для проживания евреев. И вообще, то что СССР победил Германию тоже в значительной мере случайность. Я глянул в Википедии на советско- финскую войну, так для СССР это катастрофа. Тогда Финляндия была каких-то 4 млн человек, а СССР около 180 млн. Финны выставили 250 тыс. армию, 30 танков и 150 самолетов. СSSR на войну кинул 425 тыс солдат в начале и 760 тыс в конце, 2200 танков и 2400 самолетов. Самое важное - советские потери: 71тыс. убито и умерло на этапах санитарной эвакуации, 16 тыс умерло в госпиталях, 39 тыс пропало без вести и 264 тыс санитарных потерь. Получается, почти 400 тыс так или иначе погибло!? Из всех участвовавшиx с советской стороны 760 тыс!? Да это полнейший провал. Теперь, СССР потерял еще 640 танков и 650 самолетов. Ну как это 30 финских танкам и 120 самолетам это удалось? Через 1.5 года началась война с Германией.
елена матусевич г. Дегену
- at 2013-03-20 23:37:51 EDT
Нет, нет, Вы все ясно о танке написали, даже для меня, не имеющей обо всем этом четких понятий. Виноват тот, кто их послал.
О кладбище: То, что для Вас очевидно, для меня, нет. Что Вы называете обычними потерями окупационных войск? Неужели эти потери были так велики, что в одном Лейпциге целое кладбище? Аж до 1949 года... От чего были потери? Простите, но несведущему человеку непонятно, и не только мне. А кладбище мало кто знает, оно меморильное, но не знаменитое. Там очень много могил еврейских военнослужащих, но есть все: грузины, много татар, фамилии самые разные, что противоречит теперешншму и не только шовинизму. Спасибо, каждое Ваше слово ценю.

Ион Деген д-ру Талейснику
- at 2013-03-20 13:29:14 EDT
Многоуважаемый коллега!
Фильма не видел. Судя по Вашему описанию, представил себе, какой это «шедевр». Разумеется, смотреть не буду абсурда, в котором механик-водитель руководит операцией. Самый редкий, самый необыкновенный механик-водитель – это воин, который мгновенно выполняет приказ командира. Всё.
До лета 1943 года тридцатьчетвёрка была самой лучшей боевой машиной.. Средний танк, тридцатьчетвёрка даже превосходила тяжёлый немецкий танк Т-4. Но после появления у немцев «тигра» и «пантеры» тридцатьчетверка могла надеяться только на свою маневренность. То есть, всё зависело от командира танка. Среди уничтоженных мною немецких танков чудом оказался один «тигр», который нагло стоял, ничего не опасаясь. Мой танк был выкрашен в белый цвет. Во время снегопада мы осторожно из-за прикрытия выползли в заснеженный сад. Мой уникальный стреляющий Захарья Загиддуллин первым выстрелом уничтожил пушку «тигра». После этого мы уже безбоязненно выскочили из сада у влепили в «тигр» два или три снаряда. И даже когда он загорелся, то ли с перепугу, то ли на радости, забыв об экономии боеприпасов, израсходовали ещё пару снарядов.
Теперь по поводу командира погибшего на мосту танка. По-видимому, я плохо написал рассказ, если не ясно, что я ни в чём не могу упрекнуть гвардии лейтенанта. Он, а затем его механик-водитель чётко выполнили команду «Вперёд!».

Ион Деген
- at 2013-03-20 13:26:50 EDT
Дорогая Елена Матусевич!
Не знаю ничего об этом кладбище. Не видел его во время посещения Лейпцига. Могу только представить себе, что это обычные жертвы мирной службы солдат оккупационных войск.

Семён Талейсник
Лод, Ганей Авив, Израиль - at 2013-03-19 18:00:17 EDT
Дорогой коллега, Ион Лазаревич!
Меня до глубины души тронул Ваш рассказ о нелепо взорвавшемся советском танке и гибели всего экипажа, появившимся после прочтения заметки о найденном танке, захоронении экипажа немцами и оставленном для памяти самом танке... Как я понял, это была легендарная 34-ка, ведомая молодыми необученными танкистами при выполнении очередного нелепого приказа...
В связи с этим, мне хотелось бы узнать Ваше мнение о фильме (конечно, если Вы его уже посмотрели, как танкист) «Белый тигр» Карена Шахназарова (он снят на МОСФИЛЬМЕ по мотивам повести Ильи Бояшова «Танкист» в 2013 году). Первая работа Шахназарова, посвящённая войне, и, кроме того, самый масштабный его фильм.. В январе 2013 года фильм получил премию «Золотой орёл» в номинации «Лучший фильм 2012 года». «Оскара» он не получил, хотя и был представлен.
Меня не столько интересует Ваша оценка самого фильма, представляющего некую мистическую историю борьбы 34-ок с немецким призрачным всепобеждающем монстром под кличкой «Белый тигр», сколько Ваше мнение о боеспособности этих прославленных советских танков. В фильме благодарю правильной тактической маневренности и расстановке их во время поединка танков под руководством «настырного» водителя, чудом выжившего, безнадёжного с точки зрения медиков, каким были и Вы, «Белый тигр» бежал с поля боя побеждённым... Возможно ли это?
Как Вы отнеслись к экранизации, будучи непосредственным участником танковых боёв? Если ещё не посмотрели, то я подожду Вашего ответа после просмотра.
Спасибо, Семён Талейсник.

елена матусевич г. Дегену
- at 2013-03-19 09:53:56 EDT
Еще хотела спросить. В Лейпциге, недалеко от нашего дома есть большое кладбище советских военных. Оно ухоженное. Так вот, когда мы читали надписи на могилах поражало то, что даты смерти почти все с 1946 по 1948 год. Отчего столько смертей уже после войны? От ран? Мы недоумевали. Спасибо.
елена матусевич г. Дегену
- at 2013-03-18 00:45:04 EDT
Дорогой господин Деген,

Правда? Очень трудно творить, потому что семья от моего постоянного творчества сатанеет.Творчество и семейная жизнь непримеримые враги. Почти не остается времени. Я сейчас пытаюсь, какими то урывками и клочками, писать о том, что мне рассказывала бабушка, потому что то, что она рассказывала о войне и революции, я нигде не видела. Но при том, что я работаю на полную ставку, да и малыш у меня нестандартный, не успеваю ничего. Еще раз огромное спасибо, я полетела на ваших крыльях. А ´Танк´ очень важная вещь. Несчастные ребята...

Ион Деген
- at 2013-03-17 12:13:05 EDT
Дорогая Елена Матусевич!
Рассказ «Унтер ден Линден», как и всё публикуемое Вами у многоуважаемого Евгения Берковича, прочёл с большим интересом. Ваш стрик-немец моложе меня. Я беседовал и с воевавшими немцами. Интересно по-разному. Особенно - рассказ старого аристократа, уверявшего меня в том, что он воевал на флоте. Правда ли это? Не уверен. «Танк» для меня не произведение, а неожиданность, всплеск, вызванный болью. Становится легче, когда на неё реагируют. Поэтому мне дорога реакция такого талантливого человека, как Вы. Спасибо.

елена матусевич
- at 2013-03-15 09:05:34 EDT
Дорогой Господин Деген,

Да, этот фильм поставлен по этой книге, но он самостоятельное произведение. И там они не совсем герои, они одураченные жервы там, которые защищают никому не нужный мост. Поэтому я и вспомнила. Я по возможности стараюсь как можно чаще беседовать с немецкими стариками, слушать (на самом деле не так, я вообще стараюсь слушать, в принципе, но тут особо). Потому что понять невозможно. Мой рассказ "Унтер ден Линден" одна из таких встреч, живых: http://7iskusstv.com/2012/Nomer4/Matusevich1.php

Ион Деген
- at 2013-03-14 15:10:57 EDT
Дорогие Виктор Каган, Буквоед, Янкелевич Акива, A.Shulman, Б.Тененбаум ( Ваш довесок совсем не «грош». Не имел об этом представления, хотя подсознательно чувствовал), Марк Фукс, Гость, Элла (достаточно одного слова!), Германец, Юлий Герцман, Соплеменник, Инна Ослон (землячка. И даже, кажется, бывшая соседка), Фаина Петрова,, Валерий, Игорь Ю., Sava, коллега Б.Э.Альтшулер, Моше бен Цви, Бормашенко, Vitakh, я вам очень благодарен за доброе отношение к написанному мною. Тем более, что осознаю его несовершенство.
Дорогая Елена Матусевич. Фильма «Мост» не видел. Не экранизация ли это книги Манфреда Грегора «Мост»? Я прочёл её где-то в начале семидесятых. Потрясающая книга о семи немецких пацанах, в конце войны проявивших себя героями в охране моста. И Вам моя благодарность за то, что обращаете на меня внимание.
Многоуважаемый господин Рашковский!
В Вашем отзыве есть для меня нечто мистическое. После последнего ранения меня привезли в госпиталь в Кирове на Вятке умирать. Через 20 лет я увидел историю моей болезни. Оказывается, меня осматривал величайший хирург. Историю болезни я увидел в день, когда стал кандидатом медицинских наук. Тогда, разумеется, мне уже была известна фамилия этого хирурга. Но у меня не было представления о том, что он осматривал меня.
В те дни я вообще не знал, кто меня осматривал, и не осознавал, что меня осматривают. Так вот, запись осмотра этого хирурга заканчивала фраза: «Травма не совместима с жизнью». Но в Кирове на Вятке завершилось первое из трёх происшедших со мною чудес. Я выжил. И в том госпитале в Кирова на Вятке решил стать врачом. Поэтому трудно передать, как я благодарен Вам за отзыв именно на этот рассказ, который в какоё-то мере имеет отношение к первому чуду.
Всего всего Вам самого доброго!
Ваш Ион.

Рашковский
Киров-на-Вятке, -, РФ - at 2013-03-13 02:22:58 EDT
Рассказ Дегена "Танк" это настоящая правда о войне. Ее написано немного. Из последнего прочитанного могу назвать две книги:
Никулин Н.Н. "Воспоминания о войне". Книга написана главным хранителем Эрмитажа.
Богомолов В.О. "Жизнь моя, иль ты приснилась мне". Это посмертная книга знаменитого писателя. Недавно на сайте "Милитерра" появились его рабочие дневники. Тоже рекомендовал бы их скачать. Они наглядно демонстрируют настоящий литературный труд.

vitakh
- at 2013-03-13 02:22:21 EDT
"...А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк..." (Высоцкий)
Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2013-03-12 16:43:21 EDT
Сталин как-то сказал своим присным: какая все-таки страшная страна Россия. Ну, как не согласиться.
Моше бен Цви
- at 2013-03-12 13:12:10 EDT
Дорогой Ион, после всех отзывов что можно ещё сказать, кроме одного: потрясающая правда о войне, рассказ соединяет сразу несколько линий - и остаётся единым, абсолютно цельным по впечатлению.

Что до советского метода бросания миллионов людей в пекло войны ("...нарожают ещё"), до "подать победу к очередному юбилею", до пропитавшей всю страну отвратительной лжи и глумления над человеком - что ж, это ещё раз подтверждает мысль: "созданный волей народов" наследник великой и неделимой был самым страшным государством в истории человечества.

Ещё раз: замечательный рассказ! Огромное спасибо!

елена матусевич
- at 2013-03-12 10:40:03 EDT
Дорогой автор,

Я Вас всегда и все читаю. Вы смотрели немецкий фильм "Мост" (die Bruecke)? Если нет, посмотрите обязательно. Мой дедушка, Биргер, Борух Лазаревич, погиб на Днепре в 1943 году и тоже не похоронен. Или неизвестно, где похоронен. И о Германии. Моя бабушка, у кот. все погибли, выходила из комнаты, когда я зубрила немецкий, а когда я пригласила студента немца, решила на время уйти. Но получилось встретилась с ним на лестнице.Встала, смотрит на него: "Он и правда,немец? Так он же человек, гляди." Смотрела, смотрела, а потом вернулась домой и стала угощать его чаем. Шок у нее был. А я вот обожаю свой Лейпциг и у меня изумительные друзья немцы, но о проклятом вопросе и я, и они думаем всегда. Он всегда с нами. И им куда хуже. Они все им больны. По крайней мере стоящие, порядочные люди. Таков мой опыт. Еще раз спасибо.

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2013-03-12 01:53:32 EDT
Очень искренний и пронзительный рассказ-эссе. Спасибо!
Элиэзер М. Рабинович
- at 2013-03-11 21:57:15 EDT
Абсолют гуманности, на который способны только люди, пережившие абсолют анти-гуманности, каким была та война...
Sava
- at 2013-03-11 20:09:31 EDT
Узнать и прочувствовать правду о войне и о тяжелой солдатской доле возможно лишь из воспоминаний ее непосредственных участников.В мемуарах генералов этого нет.
В своих рассказах на эту тему Иону Лазаревичу удается мастерски, выразительно и ярко отобразить суть происходивших событий.
Этот рассказ особенно впечатляет предельной лаконичностью и глубоким смыслом, а также гармонично вписываемых в повествование вполне уместных ассоциаций.

Игорь Ю.
- at 2013-03-11 08:24:45 EDT
Написано кровью.
Валерий
Германия - at 2013-03-11 08:08:04 EDT
Дорогой Ион Лазаревич! Все отзывы хороши, трудно что-либо
добавить, но думаю сейчас не о танках, которые делал мой
отец, начальник ОТК одного из танковых заводов, чья койка
стояла в цеху, где он и спал, пока Петя Ширшов (полярник),
который его знал,рекомендовал его на флот, где
он и тонул на корабле, торпедированном подлодкой противника.
А думаю о таких как Вы, прошедших ад войны, все ее жестокости и утраты, и сохранившие доброту, отзывчивость
и человечность.
Мне кажется это высшей наградой, остаться Человеком, в
бесчеловечное время.
Спасибо Вам, здоровья и долгих лет.

Фаина Петрова
- at 2013-03-11 05:46:30 EDT
Когда о войне пишет человек, сам прошедший все круги ада, да еще обладающий талантом так рассказать о ней, что невольно начинаешь душевно участвовать во всем, что он описывает или о чем рассуждает... тогда эта тема не надоедает и не устаревает, и ты запоем читаешь все, что пишет этот автор.
Спасибо, Ион!

Инна Ослон
- at 2013-03-11 04:09:15 EDT
Ион Лазаревич, Ваш "сумбурный рассказ" я прочла от первого до последнего слова. Заставить других читать текст и есть мастерство. Вы показали пренебрежение жизнями своих бойцов так, что мурашки по коже.
Cоплеменник
- at 2013-03-11 01:55:48 EDT
Уважаемый Ион Лазаревич!
Слово "восторг" не очень подходит, но это так.

А тот,кто послал танк через неразведанный мост, Вы правы, совершил воинское преступление. Фактически война окончена.
Это знали все. Уже вслед войскам формировали оккупационную администрацию и действовали группы реституции. Росток - транспортный узел. Мост был нужен невредимым.

Юлий Герцман
- at 2013-03-10 20:25:57 EDT
"Должен попросить прощение за этот сумбурный рассказ" - нет, дорогой Ион Лазаревич, мы должны благодарить Вас за эту сумбурность, которая выше всякого литературного мастерства. Из этой эмоциональной мозаики узнаешь о войне больше и понимаешь войну глубже, чем прочтя сотни страниц хорошо скомпонованного литературного текста. Спасибо огромное!
Германец
- at 2013-03-10 20:22:20 EDT
Но сейчас я просто хочу поблагодарить людей, похоронивших танкистов и памятником поставивших тридцатьчетвёрку. То, что это совершили немцы, произвело на меня ещё большее впечатление.
Люди.


Такие признания дорогого стоят. Особенно из уст Ионы Дегена. Спасибо!

Элла
- at 2013-03-10 20:04:04 EDT
Люди...

А знаете, я стала германистом именно потому, что надеялась позвать ЛЮДЕЙ с ТОЙ стороны - и они отзовутся. Благодарю Бога, что мне это удалось.

Гость
- at 2013-03-10 19:49:41 EDT
Огромное спасибо!
Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2013-03-10 19:13:26 EDT
Как западает в душу война!
Как спустя многие десятилетия пережитое не дает покоя!
Как оживают в воспоминаниях лица и имена друзей!
Как не проходит обида на «своих» посылавших их (друзей) из благополучного тыла на смерть ради торжественного рапорта начальству!
Как наука войны навечно гравирует в памяти технические детали и особенности оружия, как учит уважать профессионализм противника и воздавать должное ему!
Как человек прожив ТАКУЮ жизнь, пройдя ТАКУЮ науку, остается Человеком!
Вот в чем вопрос.
Й.Л.своими воспоминаниями, всей своей жизнью дает нам ответ на него.
И за это ему спасибо.
М.Ф.

Б.Тененбаум
- at 2013-03-10 19:10:24 EDT
То, что я сейчас напишу, разумеется, не "рецензия", и не "отзыв". На отзыв надо иметь право, у меня его нет.

А есть некая "дополнительная деталь", которая может чуть по-другому осветить написанное доктором И.Дегеном.

Ну так вот - американцы в 1944 обнаружили, что посылаемые с маршевыми ротами пополнения несут потери чуть ли не втрое выше, чем солдаты-ветераны. Будучи американцами, они этим вопросом заинтересовались, и выяснили следующее: в ходе военных действий солдаты, повоевавшие вместе, чувствуют себя как бы единой "семьей", и всячески помогают друг другу. Кроме того, они усваивают реальное положение вещей, совсем не обязательно совпадающее с тем, чему их учили. Новички, только что попавшие в часть, оказываются и без нужного опыта, и "вне семьи" - и гибнут чаще.

Немцы - пока у них была такая возможность - систематически отводили боевые части в тыл на пополнение и переформирование. Делалось это для того, чтобы ветераны, составлявшие в части большинство, успели "впитать" в свои ряды новых солдат и подучить их. Советские войска, в противоположность этой практике, рассматривали дивизии как расходный материал. Их не отводили в тыл до тех пор, пока они не теряли очень больший процент своего состава - и в итоге в пополненной части ветеранов было, как правило, малое меньшинство. Отсюда и бОльшие потери по сравнению с противником - по крайней мере, одна из причин.

И прошу прощения у автора за "книжный грош", добавленный к золоту, купленному кровью.

A.SHTILMAN
New York, NY, - at 2013-03-10 18:57:04 EDT
Да!Прекрасно написал Виктор Каган. Только на последний вопрос автора - стоит ли всё ещё вспоминать войну, ответ может быть один - не только стоит, но и абсолютно необходимо. Как сказал Анджей Вайда - "Напоминать ещё и ещё!"Это необходимо всем - и тем, кто хотя бы что-то помнит, и тем, кто в силу своего возраста ничего не знает о войне на своём собственном опыте. Пришли Доктору Дегену ассоциации с Куренёвкой. А ведь то был Гнев Господен! Погибли невинные? Да, погибли невинные, но виновные в том, что произошло как-то не учитывали вообще Гнева Всевышнего. Нематериалистично, не согласовалось с самым передовым учением! А получилось очень реалистично. На этот реализм уж ничего не возразишь! Исчерпывающее доказательство. Но война...Страх. Сам вспоминаешь свой страх - сильный, отчаянный, казалось всепоглащающий и порализующий - страх перед выходом на эстраду. Смешно? Смешно, никаких сравнений. Просто мера страха, отпущенная каждому в его жизни. Страх за своё здоровье? Пожалуй это верно и универсально. Страх потери жизни. Он присущь всему живому. Похоже всем и всему, кроме шиитов. Как-то довелось услышать:"О! Я готов умереть прямо сейчас! Это моя культура! Это моя традиция, моя душа, моя религия" /разговор, случайно услышанный на бензоколонке в Нью-Йорке/. В любом случае советские командиры, отправлявшие на тот свет своих солдат никогда не чувствоали укоров совести. Почитать Жукова. Слышал о нём от одного советского генерала. Лётчика. Героя Советского Союза. Что Жуков любил сам расстреливать "дезертиров". В первые недели войны. Но и потом. У лётчиков пользовался очень плохой репутацией.
Вот отправляли на смерть молодых ребят, проведших в первом и последнем бою лишь несколько минут. Как же об этом не говорить? И кто ещё о них вспомнит и скажет? Замечательно, что несмотря на огромное эмоциональное напряжение и безусловные терзания автора, он свою благородную миссию никогда не отказался выполнить . И выполняет. И дай ему Бог до 120-и! С любовью к Автору Артур Штильман

Акива
Кармиэль, Израиль - at 2013-03-10 18:50:47 EDT
Никто не может прочувствовать описанную ситуацию так, как воевавший танкист который остался жив благодаря провидению и миллиону счастливых случайностей. Матерям этих погибших 96500 экипажей настойчиво вбивают мысль, что их погубили немцы. А ведь их погубили их безжалостные ничтожные командиры, посылавшие мальчишек на бессмысленную смерть. Таланту и чувствам Иона Дегена можно только поражаться! До следующего рассказа, МЭТР.
Янкелевич - Иону Дегену
Натания, Израиль - at 2013-03-10 17:49:03 EDT
Рука не поднимается написать - прекрасный рассказ. Это не рассказ, это кровоточащий фрагмент жизни. Через Ваши рассказы, я, к сожалению, поздно лучше понимаю своего отца.
Пишите, будьте здоровы, долгих Вам лет.

Буквоед - Иону Дегену
- at 2013-03-10 15:34:11 EDT
Спасибо Вам, Ион Лазаревич, за очередной мини-шедевр!
Виктор Каган
- at 2013-03-10 15:09:42 EDT
Есть тексты, которые нельзя "разбирать" - можно только читать. И думать. И пере-живать, пытаясь прожить с Автором прожитое и пережитое им. Этот - такой. Спасибо, Ион.