©"Заметки по еврейской истории"
январь  2013 года

Лев Мадорский

Спор о смысле жизни у стены плача

С двумя приложениями

Приложение 1. Кто прав- В.В.Стасов или В.В.Соловьёв?

Приложение 2. Тернистый путь в иудаизм

Мы познакомились в самолёте немецкой авиакомпании Амстердам – Тель-Авив. Рядом со мной сидел полный мужчина лет 50-ти в кипе, с простовато-добродушным, широким лицом и непропорционально-маленьким, аккуратным носом, как будто приставленным к нему от другого человека. Обменялись репликами о погоде, о чём-то ещё и дружно рассмеялись: акцент безошибочно выдал общую родину. Представились. Банкира звали Владимир. Перешли на русский. Он вынул из кармана кипу и предложил мне надеть. Это было несколько неожиданно, но я не отказался.

- Чем занимались в Амстердаме? - спросил я.

- Ювелирный бизнес, - ответил сосед. Заметил удивление и скромно добавил, - В Амстердаме также отделение моего московского банка.

Знакомых банкиров у меня до сих пор не было и я закидал Владимира вопросами: «Как работается в современной России? Не достают ли братки? Не мешает ли в работе пятый пункт? Зачем летите в Израиль?

Владимир охотно отвечал, а в ответ на последний вопрос рассказал прямо-таки удивительную историю, которую можно было бы назвать:

Как сын приучил родителей к еврейскому образу жизни.

- Лечу в Иерусалим. К сыну Грише. Он учится в иешиве.

- У Вас религиозная семья?

Владимир рассмеялся:

- С некоторых пор можно сказать так. - И пояснил. - Всё началось три года назад, когда сын после школы решил поехать к дяде в Израиль. До этого мы были типичной, московской, далёкой от религии семьёй: не ходили в синагогу, не соблюдали еврейских праздников и имели самое смутное представление о том, что такое молитва или, скажем, тфилин.

Стали разносить обед.

- Хотите кошерную еду? - спросил Владимир.

- А сколько стоит?

- 15 евро. Я заплачу. Ну, пожалуйста.

Я снова не отказался. Разговор продолжился после обеда.

- Четыре года назад Гриша окончил школу с золотой медалью и поехал на две недели к дяде в Хайфу. После возвращения мы планировали отправить его учиться в кембриджский университет. У мальчика большие способности к математике. На двух международных математических олимпиадах среди школьников он входил в сборную команду России. Буквально, через неделю Гриша позвонил и сказал, что решил учиться не в Кембридже, а в Технионе, в Хайфе. Мы с женой несколько расстроились, но не возражали. А ещё через неделю произошло нечто невероятное. - Владимир помолчал, как то странно наклонил голову и сказал, как будто сам удивляясь тому, что говорил:

- Гриша не позвонил, как обычно, а написал по электронной почте. Словно боялся сообщить нам в разговоре. Всего три слова «Поступаю в иешиву». Скажу честно, Лев, мы сначала были в шоке. Я тут же перезвонил Грише:

- Сынок,- говорю, - это шутка? Первоапрельский розыгрыш? Но ведь до апреля ещё далеко. Я не против, чтобы ты верил в Б-га, но иешива это уже перебор.

- Нет, - говорит он. – Я решил. Не сердись, папа.

- Гришенька, – Чуть не плача кричала в трубку жена. - У тебя способности к математике. Зачем ты ломаешь себе жизнь? Одумайся. - Гриша был непреклонен.

Владимир замолчал и посмотрел на меня, чтобы увидеть какое впечатление произвела на меня эта история. Я, действительно, никогда не слышал ничего подобного.

- Ну а позже, Вы говорили с ним? Гриша объяснил причины своего решения? Что послужило толчком?

- Да, говорили. И не раз. Позже я даже специально открыл филиал фирмы в Тель-Авиве, чтобы чаще с сыном встречаться. Но что, конкретно, подтолкнуло его к такому решению, так и не узнал. Когда начинаю спрашивать, он замыкается и уходит от ответа.

Уже на подлёте к Тель-Авиву я попросил у Владимира телефон сына.

- Зачем Вам? - удивился он.

Я сказал, что мне интересно как люди приходят к религии, если вера в Б-га не была, что называется, впитана ими с молоком матери. Не скрыл также, что пишу для «Еврейской газеты» в Германии и для интернетовского журнала «Заметки по еврейской истории» и, возможно, если Гриша будет не против, напишу об этой истории.

Владимир протянул визитку:

- Тут телефон фирмы. Позвоните. Если Гриша не будет возражать, то дам.

Встреча с Гришей

Через пару дней позвонил Владимиру и он сказал, что Гриша согласен встретиться. А ещё через несколько дней, в воскресенье, я ехал в Иерусалим на встречу. Вёз меня на новеньком, чёрном «БМВ» племянник, Женя, (38) среднего роста, плотный, приехавший в Израиль из Гомеля. Он прожил здесь 22 года, служил в армии, сделал неплохую карьеру в строительном бизнесе, но в Б-га так и не поверил. Женя сказал, что ему тоже интересно задать студенту иешивы пару, как он выразился, «вопросиков на засыпку».

Встретиться договорились в самом святом для евреев месте, у Стены плача. Высокий, молодой человек, одетый в традиционную одежду религиозных евреев (чёрный костюм, чёрная шляпа, нити цицит) ждал в условленном месте около Стены. В руке он, как мы и договорились, держал газету, но я бы и так легко его узнал. Несмотря на худобу и вытянутое, угловатое лицо, (Владимир был полным и широколицым) Гриша был похож очень на отца. Попросил Женю пока подождать в стороне, и обещал, что как только мы закончим разговор, я дам ему знать. Хотелось поговорить со студентом иешивы один на один.

Стена плача

Молодой человек приветливо улыбался. Рукопожатие было крепким.

- Мне кажется, мы сможем поговорить здесь, - Григорий подвёл меня к маленькой синагоге, приютившейся около Стены. У входа сидел охранник. Комната метров 40-50 напоминала читальный зал. Вдоль комнаты стояли широкие деревянные скамейки. Кругом - полки с книгами. В углу стол и несколько стульев.

Присели. Я осматривался и не знал, как начать разговор. Гриша улыбаясь поглядывал на меня. Молчание, похоже, его не тяготило.

- Это правда, что ты (я сразу перешёл на ты, тем более, разница в возрасте способствовала этому) из не религиозной семьи?

- Да, правда.

- Как могло случиться, что приехав в Израиль, ты, не получивший религиозное воспитание в детстве, так быстро поверил в Б-га? Мне представляется это невероятным и удивительным.

Гриша подумал и сказал медленно, как бы размышляя вслух:

- Думаю, что всё дело в том, что я был предрасположен к вере. Я искал, чему посвятить жизнь и здесь, в Израиле нашёл. Сразу понял, что это моё.

- Но ведь кто-то тебя, наверно, подтолкнул к такому решению? Дядя, у которого ты остановился, религиозный человек?

- Нет. Совершенно нет. Дело не в дяде. - Гриша странно наклонил голову. Точно так, как папа в самолёте.

- Кто же тогда?

В синагогу вошёл похожий на раввина пожилой мужчина с окладистой бородой. Он взял с полки старинную книгу, сел за стол и погрузился в чтение.

Гриша ответил в полголоса, почти шёпотом

- Почему Вам это интересно? Папа сказал, что Вы хотите написать?

- Это правда. Я бы хотел написать. Но, разумеется, только в том случае, если ты не будешь против. Впрочем, дело не только в этом. Мне самому интересно. Я тоже верю в Б-га, но нет у меня убеждённости по-настоящему верующего человека. Кстати, папа сказал, что с ним ты не хотел на эту тему говорить.

- Верно, - подтвердил Гриша. - Раньше не хотел. Не хотел, потому не люблю вмешивать родителей в свою личную жизнь. Но теперь могу. Вчера я всё ему рассказал. – Почему?- Гриша радостно улыбнулся.

- Потому что ровно через две недели у меня свадьба. Кстати, приглашаю Вас.

- Спасибо. К сожалению, через неделю я должен улетать в Германию.

Я говорил, видимо, слишком громко, потому что похожий на раввина мужчина оторвал голову от книги и недовольно взглянул на нас.

- Давайте выйдем, - предложил Гриша.

Мы вышли. Солнце начинало припекать. У Стены собирался народ. Недалеко стоял племянник и смотрел в нашу сторону, ожидая моего сигнала.

- Ну, так что же это за человек, который так подействовал на тебя?

- Когда приехал в Израиль, в Хайфу, взял напрокат автомобиль, чтобы съездить в Иерусалим и, вообще, страну посмотреть, - Гриша говорил спокойно, немного растягивая слова и, вообще, производил впечатление уверенного в себе человека. - Уже в Иерусалиме мотор заглох. Я не очень в машинах разбираюсь. Стою рядом с машиной и не знаю, что делать. Мимо проходил мужчина в кипе. Спросил, не нужна ли помощь. Мужчина этот, зовут его Исаак, сумел машину починить и, узнав, что я в городе один, пригласил к себе домой, отметить Шаббат. Дело было как раз в пятницу. А невеста моя - дочка Исаака. - Гриша помолчал - Вот, собственно и вся история.

- Значит, в твоём приходе к вере в Б-га, любовь тоже сыграла свою роль?

Гриша рассмеялся, - Выходит так.

Спор о смысле жизни

Я помахал рукой и Женя подошёл.

- Мой племянник, Женя живёт в Израиле и тоже хочет тебя о чём-то спросить. Ты не против?

Гриша приветливо улыбнулся:

- Спрашивайте.

Мы отошли от Стены и свернули по узкой улочке. Навстречу всё больше стали попадаться молодые и не очень молодые люди в чёрных костюмах. Видимо, тоже студенты иешивы.

Студенты иешивы

Великий спорщик Женя, который недолюбливал харедим, (так в Израиле называют религиозных евреев), сразу взял тон, на мой взгляд, излишне эмоциональный:

- Не кажется ли Вам, Григорий, что значительная часть всех этих молодых людей, изучающих Тору, (Вас не имею в виду) делает это не потому, что верит в Б-га, а потому, что не хочет работать и служить в армии? И, вообще, разве это нормально, что они, в своём большинстве, сидят на шее налогоплательщиков?

Гриша отвечал в своей неторопливой манере:

- Если Вы думаете, Женя, что изучать Тору такое уж лёгкое дело, то ошибаетесь. Кроме того не забывайте, что изучая Тору и другие книги еврейской мудрости, человек становится чище, мудрее и значит у нас в Израиле становится больше хороших людей. А это, поверьте, не так уж мало.

Мы подошли к небольшой детской площадке. В песочнице играли мальчик и девочка лет пяти- шести. Мальчик был в кипе. Недалеко сидели их мамы с покрытой головой. Похоже, это был район, где живут ультраортодоксы. Рядом в тени была ещё одна скамейка. Мы присели.

- Но неужели, - продолжал горячиться Женя, - нельзя изучать Тору и становиться, как Вы говорите, мудрее и чище, в свободное от работы время?

- Не забывайте, что изучение Торы это и есть наша работа. Израиль попросту не сможет существовать, потеряв еврейские корни и еврейский характер. Вы думаете, что нас защищают «Железный купол» и новейшее вооружение, а я считаю, что нас, главным образом, защищает Всевышний. Пока мы соблюдаем Заповеди, бояться нечего. Он будет нас поддерживать.

- Значит, Вы так и собираетесь всю жизнь молиться и изучать Тору? А как же талант к математике? Дядя рассказывал, что Вы хотели поступать в Кембридж. Ведь если Вы верите в Б-га, то должны верить, что талант дал Вам Всевышний. Вы же свой талант зарываете в землю. Может, в занятии математикой и есть Ваше предназначение?

- Я не знаю. в чём моё предназначение. Я не знаю, какие цели у Б-га. Изучая Тору, беседуя с раввинами, я бы хотел это узнать.

- И потратить на это всю жизнь?

- Может, всю, а, может, и не всю. Пока не знаю. Повторяю ещё раз: изучая Тору, другие еврейские книги, я как раз и хочу понять, в чём моё предназначение.

- Но почему Вы так уверены, что Б-г есть? - взволнованно возражал Женя. - Почему? Ведь нет никаких доказательств. Ведь вера в Б-га, это, что называется, интуитивное суждение. Не больше.

- По Вашему нет доказательств, - всё также спокойно и тихо отвечал Гриша, – а, по моему, сколько угодно. Взгляните на этих детишек, на их мам, на эти пальмы.

Взгляните на весь окружающий мир. Возникновение такого прекрасного, гармоничного мира из хаоса, а, точнее, из ничего не могло произойти само по себе. Это и есть доказательство.

- Если Вы, Гриша, считаете, - возразил Женя, - что окружающий мир прекрасен и совершенен, то ошибаетесь. Разве Вы не видите, сколько кругом ненависти, несправедливости, лжи?

- Вот тут я согласен, - сказал Гриша. - Тут я с Вами согласен. Но в этом и состоит миссия евреев, которым Всевышний вручил на горе Синай Заповеди и заключил с ними Договор. Мы должны Заповеди выполнять и помогать Ему этот мир совершенствовать.

Женя собирался возразить, но Гриша посмотрел на часы:

- Извините, надо идти. Мы попрощались. Григорий отошёл на пару шагов и обернулся:

- Если хотите написать, то я не против.

На обратном пути Женя продолжал всё также горячо и взволнованно говорить то, что не успел сказать Грише:

- Они делают мир чище и благородней, а мы должны за них работать и с арабами воевать. Представляешь, что он говорит: «Всевышний нас защитит лучше «Железного купола». Почему тогда Он не защитил нас от Холокоста? Гриша думает, что молитвами можно защититься от арабов. Это же смешно. Как ты считаешь?

Я помалкивал. Потому что не знал. Существование евреев в течение 2 тысяч лет изгнания - чудо. Возникновение нового Израиля в окружении врагов - чудо. Может быть, победы еврейского государства в бесконечных войнах с арабами - это тоже чудо? Может быть, только благодаря существованию харедим, религиозных евреев, изучающих Тору, эти чудеса и стали возможными? Не знаю. Так или не так. Никто не знает…

Приложение 1

Кто прав - В.В.Стасов или В.В.Соловьёв?

 

Владимир Васильевич Стасов (1824-1906 г.г.)

Владимир Сергеевич Соловьёв(1853-1900)

Начнём с вопросов. Как правильно сказать: писатель-еврей или еврейский писатель, художник-еврей или еврейский художник, композитор-еврей или еврейский композитор? Какое слово из этих двух ключевое? На какое следует сделать ударение? На первый взгляд, вопросы звучат абстрактно и мало что значат. Но только на первый. Даже слегка углубившись в историю 19-го, 20-го и нашего, набирающего скорость 21-го века, начинаем понимать, что ответить на эти вопросы не так просто. Что они до сих пор не имеют однозначного ответа…

Немного истории.

Странно как-то сложилась, но среди известных и талантливых российских деятелей литературы и искусства 19-20 в.в. да и нашего времени много антисемитов. Как вполне откровенных, (не хочется повторять набившие оскомину, особенно, на сайте Берковича, фамилии), так и скрытых. А, точнее, таких, которые пытаются скрыть свои юдофобские наклонности, за байками о лучших друзьях-евреях, разговорами о специфических особенностях еврейского национального характера, антисионистскими, антиизраильскими высказываниями и другими рассуждениями.

Наверно, поэтому в этих заметках я с особенным удовольствием хочу вспомнить русских интеллигентов, которые постоянно и целеустремлённо выступали на стороне еврейского народа и боролись с антисемитизмом во всех его проявлениях, художественного критика В. .В Стасова и литературного критика и философа В.С.Соловьёва.

Учитывая особенность темы, хочу подчеркнуть два момента. Во-первых, оба защитника евреев происходили из знаменитых, русских семей. Среди предков у них не было евреев, и они не были женаты на еврейках. Другими словами, их деятельность в защиту евреев никоим образом не была связана с какими-то национально-конъюнктурными соображениями. И, во-вторых, деятельность эта, учитывая, всегда царившие в российском обществе антисемитские настроения, требовала значительной смелости, напряжения сил, даже самоотверженности. Но есть нюанс, который и составляет тему этих заметок. Стасов и Соловьёв защищали евреев с несколько различных позиций и потому по-разному отвечали на вопросы, приведённые в начале статьи.

Владимир Васильевич Стасов во многих своих работах подчёркивал, что «нет искусства без национальности» и что евреи, даже, как он писал, «…самые оевропеенные», не должны уходить от своих национальных корней. Великий русский критик призывал каждого художника-еврея «… творить в национальном духе и вносить в европейскую культуру черты национального еврейского гения» Более того, по убеждению Стасова, так называемые «оевропеенные» евреи « …должны представить миру национальные оригинальные мелодии и самобытные ритмы». Многие работы русского музыкального критика были как раз посвящены своеобразию еврейского искусства и национальному гению еврейского народа.

Другой защитник потомков Авраама, Владимир Викторович Соловьёв, напротив, видел разрешение «еврейского вопроса» не в изоляции евреев, а в изменении их специфически-еврейской сущности, в единении с другими народами, а также в «…грядущем соединении дома Израилева с православной и католической церковью на почве духовного и естественного родства». «Грядущее иудейство, – писал он в статье «Еврейство и христианский вопрос», - будет жить новой жизнью в обновлённом христианстве» И далее, развивая свою мысль, Соловьёв доводил её до логического завершения: « Если Христос не Бог, то иудеи не более виновны, чем эллины, отравившие Сократа. Если же Бог, то и иудеи народ Богородящий». Заканчивается статья несколько фантастичной, но прекрасной и возвышенной идеей будущего - идеей вселенской Теократии.

Кто же прав из этих двух великих защитников евреев? С этим вопросом я обратился к знакомому, русскоязычному раввину реформистского направления, который, не хотел бы, чтобы его имя упоминалось в этих заметках.

- Когда сталкиваются две, противоречащие друг другу точки зрения таких светлых и симпатизирующих нашему народу личностей, как Стасов и Соловьёв, - сказал ребе, - то не хочется отвергать ни ту ни другую, а хочется попытаться найти некое компромиссное решение. Я, думаю, что в данном случае это возможно. С одной стороны, мы хотим, конечно, остаться евреями и сохранить своё национальное лицо. Но, с другой, наше будущее, несомненно, в объединении с другими народами. Не столько в религиозном ключе, сколько в смысле участия в мировой, общечеловеческой культуре.

Мне пришлись по душе слова раввина. Пускай, и не ортодоксального. Я тоже считаю, что еврейский писатель, художник, композитор-это вторично. Прежде всего, писатель, композитор, художник-еврей. Причём, на мой взгляд, это относится не только к творческим людям, проживающим или проживавшим в Диаспоре (Мендельсон, Пастернак, Мандельштам, Шагал, многие другие), но и к тем, кто живёт в самом Израиле. Я тоже считаю, что общечеловеческое важнее национального. Как прекрасно сказал английский писатель-фантаст Герберт Уэллс: «Наша истинная национальность-человек».

Приложение 2

Тернистый путь в иудаизм

Тот, кто видит смыслом жизни – посвятить себя служению Единому и Всемогущему Творцу,
тот, кто находит в традиции народа Израиля – Б-жественное Откровение,
тот, кто готов разделить тяжелую долю избранного народа вплоть до самопожертвования –
такому человеку путь в лоно еврейского народа открыт всегда!
 
(Из выступления раввина перед желающими принять гиюр)

Проживающее в 1992 году, в небольшом немецком городе (учитывая, что случай, о котором хочу рассказать, не придуман, хочу сделать героев неузнаваемыми) семейство Шмидт: бухгалтер Кристина, (38), изящная, с хорошей фигурой и кукольным, но ласковым и добрым личиком, Диттер, её муж (42), слесарь, приземистый, широкоплечий, с замедленными движениями и речью и дочка Сара (16), рано сформировавшаяся, уделявшая мальчикам больше времени, чем положено девочкам её возраста, было обычной немецкой, христианской семьёй. Некоторая конфессиональная разница (Кристина - принадлежала к католической церкви, Диттер - к евангелической) не играла особой роли, так как религия занимала в их жизни, как и в жизни других жителей бывшей Восточной Германии, немного места. Но, всё- таки, они считали себя верующими, на праздники ходили в церковь (поблизости была евангелическая, что не смущало Кристину), а в трудных обстоятельствах, просили Господа о помощи. Так было, например, когда Саре исполнилось пять лет, и она заболела тяжёлым дифтеритом. Тогда Кристина регулярно ходила в храм, зажигала свечку и подолгу молилась за здоровье дочки.

В 1992 году произошло событие, изменившее их жизнь. Точнее, целый ряд событий, в которых, как это часто бывает, одно вытекало из другого. Во-первых, Диттер после Объединения потерял работу. Он работал на заводе, производящем моторы, который закрыли. По одной версии в местной печати завод был признан экологически вредным, по другой, слишком успешно конкурировал с заводом того же направления в Западной Германии. Во-вторых, после увольнения Диттера, чтобы как-то компенсировать резко ухудшившееся материальное положение, они стали сдавать комнату в своём доме. И, в-третьих, комнату они сдали (для нашего рассказа это важно) кантору местной синагоги, молодому человеку, Моисею (21), почти мальчику, приехавшему в этот город из Мюнхена.

К этому времени отношения с дочкой резко обострились. Сара пропускала школу, иногда не ночевала дома (в 17 лет забеременела и сделала аборт) и всё больше отдалялась от родителей. Может быть, поэтому Кристина и Диттер так привязались к новому постояльцу. Он стал для них почти сыном. Моисей, действительно, был необыкновенный молодой человек. В шесть лет он потерял родителей (они погибли в автокатастрофе) и воспитывался в еврейском приюте. Там он получил религиозное воспитание. Кроме того, директор приюта сумел разглядеть в мальчике хорошие музыкальные способности и отдал его в музыкальную школу. Так что Моисей играл на фортепиано и прекрасно пел. На его примере Диттер и Кристина впервые увидели, что вера в Б-га может быть не формально-традиционной, какой она была в их семье, а глубокой, страстной, определяющей всю жизнь. Моисей тоже привязался к Кристине и Диттеру. Он не рассказывал им об иудаизме, не выставлял напоказ свою религиозность, но его убеждённость, его веру, его строгое соблюдение еврейского образа жизни скрыть было невозможно.

И вот тут произошло нечто не совсем обычное: у Кристины и Диттера появился интерес к иудаизму. Началось с чтения книг. По вечерам Моисей любил читать. В основном, это были книги религиозного характера: рабби Акивы, Рамбама, трактовки Талмуда, «Зогар», многие другие. У Моисея была целая библиотека. Часть книг на иврите, часть на немецком или английском. Читал он до глубокой ночи, не отрываясь, и это поражало Кристину и Диттера. Особенно удивителен образ жизни Моисея был в контрасте с их дочкой, Сарой, которая читать не любила, проводила вечера на дискотеках и на подростковых тусовках, а учение в школе ненавидела.

Однажды, когда Сара в очередной раз не явилась домой до поздней ночи и на телефонные звонки не отвечала, Кристина заглянула к жильцу, погружённому, как всегда, в чтение:

- Извини, Моисей. Ждём Сару, волнуемся и не можем уснуть. Не дашь что-нибудь почитать из твоей библиотеки. Желательно, на немецком.

- Но у меня, в основном, религиозные книги.

- Ничего, мне интересно.

Так они познакомились с книгой раввина Йосефа Тёлушкина «Еврейский мир», которую читали вслух. Потом были другие книги раввинов и еврейских мудрецов. Особенное впечатление на супругов Шмидт оставила книга раби Моше Хаим Луцато «Путь Творца», в которой красочно и ярко были изложены основы еврейского мировоззрения. Однажды Кристина и Диттер в Шаббат пошли с Моисеем в еврейскую общину. Раввина в этот день не было и Б-гослужение проводил их постоялец.

Они впервые были в синагоге и им понравилось. Понравилось, как пел Моисей еврейские молитвы. Понравилось, что служба проходила не в огромном храме, как они привыкли, а в сравнительно небольшой комнате. Было уютно и почти по-семейному. Понравилось, что после Б-гослужения все собрались за столом, выпили вина и отметили праздник Субботы. Но особенно понравилось Кристине и Диттеру, как тепло их встретили члены общины, в основном, русскоязычные евреи, приехавшие из стран бывшего Союза. С тех пор супруги Шмидт стали ходить в общину каждую пятницу, а, иногда, и на утреннюю молитву в субботу.

Постепенно у Кристины и у Диттера появилась мысль о переходе в иудаизм. Когда они рассказали об этом Моисею, то их постоялец, как им показалось, не проявил особой радости и посоветовал поговорить с раввином. Раввин общины Ханин (46), уроженец Румынии, небольшого роста, с резкими движениями и быстрой, немного захлёбывающейся речью, человек горячий и даже вспыльчивый, совсем не походил на мудрого учителя, каким его себе представляли Шмидт. Ханин выполнял обязанности раввина сразу в четырёх общинах и в их город приезжал раз в месяц. В назначенный день супруги Шмидт, немного волнуясь, пришли на встречу с ребе. Они уже многое знали о процедуре гиюра из книг и от Моисея, но кое-что из того, что рассказал ребе, было новым и неожиданным.

- А Вы всё обдумали? - говорил ребе, расхаживая по комнате и поблескивая чёрными, немного на выкате глазами.- Вы знаете, что принимающий гиюр должен отказаться от своих родственников, в том числе, от отца и матери? Вы знаете, что Вы получите новое еврейское и станете, как бы, новорождёнными? Причём, это новое еврейское имя больше не будет связано с именем вашего кровного отца, так как отцом вашим будет наш отец Авраам.

Ханин перестал ходить, сел за стол напротив Кристины и Диттера, помолчал. Потом заговорил тихо, взвешивая каждое слово:

- Прежде чем принять гиюр, вам надо всё ещё и ещё раз обдумать и взвесить. Вы должны не забывать, что многое в вашей жизни изменится. Я имею в виду не только то, что вы должны будете соблюдать субботу, есть кошерную пищу и исполнять многие другие мицвот. Хочу напомнить также, что евреев в течение тысячелетий преследовали и что сегодня уровень антисемитизма в мире достаточно высок. Обдумайте всё это и давайте встретимся ещё раз через месяц…

После разговора с раввином, о котором все быстро узнали, по общине поползли странные слухи. Один нелепее другого. Диттер безработный, и супруги Шмидт хотят принять иудаизм, чтобы он получил рабочее место в общине.

Кристину и Диттера спецорганы внедряют в общину, чтобы они доносили о том, что здесь происходит. У Клауса, либо у Кристины отец служил в СС и они хотят искупить вину перед евреями. Не знаю, кто распускал эти слухи, но я был знаком с Кристиной и Диттером довольно близко и понимал, что слухи эти не имеют ни малейшего отношения к действительности. Впрочем, одно предположение у меня было. Слухи мог распускать председатель правления, Иосиф Браверманн. Не исключаю, что Иосиф, единственный немецкоязычный еврей в общине, боялся, что Клаус, которого все успели полюбить, составит ему конкуренцию на этом хорошо оплачиваемом месте.

Рут Моавитянка - первая женщина, прошедшая гиюр

Ровно через месяц состоялась вторая встреча соискателей еврейства и раввина. Кристина и Диттер сообщили ребе, что не передумали. К этому времени в их жизни многое поменялось. Они теперь строго соблюдали субботу и в Шаббат уже не приезжали на машине, как раньше, а шли вместе с Моисеем через весь город, к счастью, небольшой, пешком. Супруги Шмидт купили второй холодильник, чтобы не держать вместе молочное и мясное. Незадолго до этого случилось нечто необыкновенное, почти чудо, что только усилило их веру. Об этом мне рассказала Кристина, активно, прямо-таки, по-еврейски жестикулируя:

- Вы представляете, Лёва. Это просто невероятно! Мы решили купить принадлежности для тфилина и, как выяснилось, стоят они 900 евро. Вы знаете, что у нас сейчас материальные трудности, и мы думали, где достать эти деньги. Хотели даже брать кредит в банке. И тут Диттеру на день рождения друзья подарили лотерейный билет. Всего один. И надо же такому случиться - билет выиграл. Причём, что удивительно, как раз 900 евро. Мы считаем, что это Б-г послал нам сигнал, что мы на правильном пути.

- Я не могу один провести гиюр, - сказал ребе. - Для этого необходимо, как минимум, участие трёх раввинов. Но я попробую выяснить, как это лучше сделать. Давайте встретимся ещё раз через месяц…

После разговора с раввином, о котором все быстро узнали, по общине поползли странные слухи. Один нелепее другого. Диттер безработный и супруги Шмидт хотят принять иудаизм, чтобы он получил рабочее место в общине.

Шло время, но ничего не менялось. В каждый свой приезд Ханин говорил, что пока неясно, как всё это организовать. Кристина и Диттер терпеливо ждали и, под руководством Моисея, делали всё новые и новые шаги в направлении своей мечты. Так они стали усиленно изучать иврит и могли уже читать некоторые книги на иврите. Кроме того, супруги Шмидт стали выписывать из Берлина кошерную пищу, что стоило немалых денег. Впрочем, теперь их материальное положение улучшилось, так как Диттер, наконец, нашёл работу. Поиски Диттером работы тоже показали, насколько серьёзно он относится к религиозным вопросам. Два раза соискатель еврейства отказывался от предложений только потому, что в договоре было указано, что иногда придётся работать в пятницу и субботу, т.е. в те дни, когда евреи должны отдыхать.

Между тем, Браверманн не упускал случая подчеркнуть, что супруги Шмидт в общине случайные люди. Так однажды, раввин из Израиля привёз в подарок общине только что написанную Тору. Каждый член общины имел право приписать одну букву, и все, в том числе Кристина с Диттером, выстроились в очередь.

И тут Браверманн подчёркнуто громко попросил супругов выйти из очереди: «Это могут делать только евреи». Они вышли, и я заметил, как на глазах у Кристины показались слёзы.

Однако, именно после случая с Торой, в движении супругов Шмидт к еврейству наметился прогресс. Раввин, который привёз Тору из Израиля, в тот же вечер подошёл к ним:

- Моисей рассказал мне о вас. Возможно, я смогу помочь. Приезжайте в Иерусалим. Поступите на специальные месячные курсы для желающих принять ортодоксальный гиюр. Я дам рекомендацию. Позвоните и мы договоримся о времени. - Раввин протянул визитку.

Через некоторое время Кристина и Диттер улетели в Израиль. Вернулись весёлые и взволнованные. Наконец-то их мечта осуществилась. Отметить радостное событие Шмидт пригласили несколько членов общины и, в том числе, меня. За праздничным столом новоиспечённые иудеи много рассказывали об Иерусалиме, о раввинах, с которыми они встречались, о других посетителях курсов, желающих принять гиюр. Рассказы эти опускаю, так как они сделали бы очерк чересчур громоздким, но общее впечатление от страны обетованной, которое Кристина и Диттер повторяли в некоторых вариациях многократно, привожу с удовольствием: « Живая, яркая, светлая страна. И живут в ней милые, приветливые, свободные люди».

Кристина и Диттер были счастливы, но тут случилось нечто непредвиденное. Сара, которой к тому времени исполнилось 19 лет (она жила отдельно и родила вне брака девочку), неожиданно заявила, что раз папа и мама теперь евреи, то это не её родители, и она с ними не хочет иметь ничего общего. Это был тяжёлый удар. Кристина рассказал мне об этом, едва сдерживая слёзы:

- Лёва, я не знаю что делать? Просто не знаю. Сара даже не разрешает нам встречаться с внучкой. Думаю, что это повлияла на неё моя сестра. Она фанатичная католичка и была резко против нашего перехода в другую религию. Мы звоним, а Сара даже не поднимает трубку.

Я не знал, что посоветовать, но понимал, что решение Кристины и Диттера стать евреями подверглось первому серьёзному испытанию.

- Хотите я с ней поговорю? - предложил я. - У нас с Сарой, вроде, были всегда нормальные отношения.

- Не думаю, что из этого что-то хорошее получится, - засомневалась Кристина. – Немного помолчала и добавила, - Ну, попробуйте.- В этот же вечер я позвонил. Сара сразу подняла трубку.

- Привет, Сара. Это Мадорский. Помнишь меня?

- Да, конечно, помню.

- Твои родители любят тебя и переживают, что ты не хочешь с ними общаться. Почему? Они не сделали ничего плохого.

- Как это не сделали? Они изменили своим предкам, своим традициям. Это большое грех. Вот Вы же не хотите принять христианство?

- Сарочка, Б-г один. И для него не имеет значения, откуда с ним разговаривают. Из церкви или из синагоги. Может быть, они и совершили грех, но отказываться от родителей, которые тебя любят, и заставлять их страдать это ещё больший грех. Подумай об этом.

Прошло 12 лет. Моисей переехал в другой город, где по-прежнему работает кантором. Браверманн не был переизбран, живёт в Берлине и, как я слышал, занимается бизнесом. Ханина сменил другой ребе, выходец из Марокко, внешне более соответствующий нашим представлениям о раввине: с окладистой бородой, и спокойной, неторопливой речью. Кристина и Диттер (у них есть теперь и другие, еврейские имена) по-прежнему в Шаббат посещают синагогу и ведут еврейский образ жизни. Сара вышла замуж, родила ещё одного ребёнка и помирилась с родителями. Нелепые слухи о супругах Шмидт забыли, и в общине у них много друзей. Более того, евреи, которые хотят ближе приобщиться к иудаизму, берут пример с Кристины и Диттера, советуются с ними.

Недавно раввин на уроках по иудаизму, которые он проводит каждую неделю, рассказывал о том, как надо относиться к принявшим иудаизм. «Согласно Рамбаму, - сказал он, - заповедь любви к принявшим иудаизм, непосредственно связана с заповедью быть похожими на Творца: «Как Всевышний милостив, так и мы будем милостивы»

В заключение приведу краткий список геров (неевреев, принявших иудаизм) прошлого и современности:

Шмая - еврейский мудрец.

Раби Акива (сын гера).

Булан – хазарский полководец

Потоцкий Валентин (Авраам бен Авраам) сожжён в Вильнов 1749 году.

Александр Возницин, офицер царской армии, казнён в Петербурге в 1752 году.

Лорд Джордж Гордон, организатор антикатолического бунта в 1780 году.

Кристиан Бенер, американский биохимик.

Элизабет Бенкс, американская киноактриса.

Вера Брежнева, певица, актриса.

Мэрилин Монро, американская актриса.

Элизабет Тейлор, англо-американская певица.

И ещё несколько слов, которые не понравятся глубоко верующим ортодоксам. На мой взгляд, супруги Шмидт стали иудеями, но не евреями. Причём иудеями, большими, чем я, еврей по рождению, или другие потомки Авраама, приехавшие из бывшего Союза и получившие атеистическое воспитание. Они не стали евреями так же, как нельзя стать русским, приняв православие, или арабом, перейдя в мусульманство. Стать полностью евреем, если родители - неевреи, попросту, невозможно. Как говорил чеховский герой: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 802




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2013/Zametki/Nomer1/Madorsky1.php - to PDF file

Комментарии:

Мадорский- Феликсу
- at 2013-02-06 20:08:53 EDT
Спасибо Феликс за замечание: не хадерим, но харедим. Мне его уже делали и я признал ошибку
Феликс
Афула, Израиль - at 2013-02-05 09:58:31 EDT
Ещё до чтения всего текста - поправка к началу: ультрарелигиозные евреи - не хадерим, а харедим!!!
Мадорский-Комиссаренко
- at 2013-02-03 20:59:16 EDT
Дорогой Леонид! Спасибо за комментарий. Вы абсолютно точно опознали раввина Сусанна. Я об этом ничего не знал. Никогда бы не подумал.Более того, в Магдебурге ( я уже пять лет не живу) он рабтает сейчас. Всё это странно и неприятно...
Л. Комиссаренко
- at 2013-02-03 16:38:37 EDT
Дорогой Лев! Не буду давать комментарий ко всему материалу, так как их есть уже завидное количество (мне удалось собрать столько лишь единожды, да и то, благодаря тому, что меня активно поливал Миша Шаули). Остановлюсь на одном лишь моменте: Ханина сменил другой ребе, выходец из Марокко, внешне более соответствующий нашим представлениям о раввине: с окладистой бородой, и спокойной, неторопливой речью.
С вероятностью 95% могу быть уверен, что знаю, о ком идёт речь. Но оставшиеся 5% не позволяют мне назвать здесь имя этого лже-раввина (по терминологии русской литературы - попa-расстриги), поэтому дам ссылку: http://de.wikipedia.org/wiki/Benjamin_Soussan
и переведу с немецкого одну фразу из сайта: В соответствии с заверенным переводом письма Верховного раввината Израиля, а также по данным Европейской Конференции раввинов, представленными Правлением еврейской общины Фрайбурга, ... раввином не признаётся. Там же ещё одна ссылка: http://www.badische-zeitung.de/freiburg/aufstieg-und-fall-des-rabbiners
В 2010 году сей господин был уволен без выходного пособия (fristlos gekündigt)с поста раввина Фрайбурга. Но, вы будете смеяться, он, не имея смихи, принят вновь раввином вашей Магдебургской общины. Мало того, в декабрьском 2012 г. газете Центральниго Совета евреев в Германии Zukunft он красуется в самом центре группового снимка Конференции ортодоксальных раввинов Германии. Поистине неисповедимы пути Г-дни.

Мадорский-Векслеру.
- at 2013-01-30 09:49:48 EDT
Уважаемый Олег! Видимо,я в полемическом задоре выдумал несуществующие противоречия в наших взглядах, чему очень рад. Всегда приятно встретить единомышленника. За ошибку с племянником извините.
О.Векслер - Льву Мадорскому
- at 2013-01-29 20:51:11 EDT
>> Ваше, Олег, утверждение: " К сожалению, для нас, евреев, филосемиты вроде Соловьева гораздо опаснее врагов", мне, как и уважаемому Марку, кажется сомнительным. В альтернативе: сближение с христианством или полный разрыв я, однозначно, за первый вариант.

Уважаемый Лев, Вы меня не так поняли, я отнюдь не за полный разрыв с христианами. Просто есть вещи, из которых не стоит делать ирландское рагу, в их числе и религия. У них своя, у нас - своя, а так мы друзья. Точно так же мы друзья, но я против смешанных браков. Ибо главная заповедь для нас - это сохранение своего народа, именно в таком рациональном (а не догматическом) ключе я вижу обе проблемы.

>> И, конечно же, в в сравнении левых израильтян, сжигающими израилький флаг вместе с беснующимися палестинцами, и протестантов ( немецких и америанских,) поддерживающих еврейское государство я, как и Аврутин, на стороне христиан.

Так и я тоже, я ведь об этом сказал. В Америке друзья Израиля - это вообще отнюдь не евреи, а протестанты.

>> Вместе с тем, мне, как и Вам, кажется ошибочным выбор вашего племянника, который в Израиле ушёл в секту: "Евреи за Иисуса"

Он мне не племянник :)

Мадорский- Акива.
- at 2013-01-29 14:59:38 EDT
Уважемый Акива! Спасибо за комментарий.
Вы пишете: Что касается Стассова и Соловьева, то среди людей встречаются разные взгляды. Евреям, как нации, эти господа не принесли ни вреда ни пользы, а увлекаться можно чем угодно.

Не могу согласиться. В российском шабаше антисемитизма, погромов и дискриминации два замечательных русских человека своей юдофильской позицией приносили очень даже много пользы.

В отношении Гриши Ваша позиция, близкая к "чем бы дитя не тешилось..." мне кажется тоже не совсем точной. Для него, как и для многих студентов иешивы, это жизненный выбор...

Мадолрский-Фаине.
- at 2013-01-29 14:50:47 EDT
Уважаемая Фаина! Большое спасибо за замеченные Вами повторения.

Вы пишите:
Если я Вас правильно восприняла, Вы используете понятия еврейский писатель (художник и т.д.) и писатель-еврей как тождественные. Это не так: в первом случае дается указание на тематику и проблематику творчества, на подход к решению проблем, поставленных в произведении, а во втором - на национальность автора работ. Как правильно указал Янкелевич, еврей может быть русским поэтом или русским художником. И не быть еврейским.

Главное в статье не то как отношусь я, а в том то что Стасов и Соловьёв в сочетании "пистель-еврей" считали ключевыми разные слова: Соловьёв-писатель, Стасов -еврей. Я пытался понять кто прав. Для меня, как и для Вас, поиски компромисса у раввина позиция впролне приемлимая,но всё же не идеальная. Благодаря комментариям я всё-таки ближе становлюсь к позиции Соловьёва.

Фаина Петрова
- at 2013-01-29 13:25:58 EDT
Уважаемый Лев, с интересом прочитала Ваш рассказ о нетрадиционных приходах к иудаизму.
Если я Вас правильно восприняла, Вы используете понятия еврейский писатель (художник и т.д.) и писатель-еврей как тождественные. Это не так: в первом случае дается указание на тематику и проблематику творчества, на подход к решению проблем, поставленных в произведении, а во втором - на национальность автора работ. Как правильно указал Янкелевич, еврей может быть русским поэтом или русским художником. И не быть еврейским.
В отношении Стасова и Соловьева, по-моему, Ваш раввин сказал замечательно, и добавить тут нечего. Шагал и Шолом- Алейхем, например, в высшей степени еврейские художники и в то же время всемирно признанные гении.
-----------
Почему-то никто не заметил, что два абзаца у Вас напечатаны дважды: "Хочу напомнить также, что евреев в течение тысячелетий преследовали и что сегодня уровень антисемитизма в мире достаточно высок. Обдумайте всё это и давайте встретимся ещё раз через месяц…

После разговора с раввином, о котором все быстро узнали, по общине поползли странные слухи. Один нелепее другого. Диттер безработный, и супруги Шмидт хотят принять иудаизм, чтобы он получил рабочее место в общине."

Акива
Кармиэль, ИИзраиль - at 2013-01-29 11:31:55 EDT
Что касается Гриши, то молодости свойственны мгновенные увлечения и порывы. В будущем все еще может измениться. Однако, по-моему, если человек в жизни нашел свой интерес, то жизнь прожита не зря. Что касается Стассова и Соловьева, то среди людей встречаются разные взгляды. Евреям, как нации, эти господа не принесли ни вреда ни пользы, а увлекаться можно чем угодно.
Семья Диттер меня не поразила, такое встречалось и встречается. Больше меня поразил список геров в конце статьи. Каждое из упомянутых имен достойно книги.
А в целом спасибо автору, повествование достаточно интересно.

Мадорский- Векслеру и Аврутину
- at 2013-01-29 08:34:36 EDT
Во-первых, дорогой Олег, спасибо за тёплые слова. Во -вторых, несколько слов по интересной. важной и даже рискованной теме, которую Вы и Марк Аврутин подняли.
Ваше, Олег, утверждение: " К сожалению, для нас, евреев, филосемиты вроде Соловьева гораздо опаснее врагов", мне, как и уважаемому Марку, кажется сомнительным. В альтернативе: сближение с христианством или полный разрыв я, однозначно, за первый вариант. И, конечно же, в в сравнении левых израильтян, сжигающими израилький флаг вместе с беснующимися палестинцами, и протестантов ( немецких и америанских,) поддерживающих еврейское государство я, как и Аврутин, на стороне христиан.
Вместе с тем, мне, как и Вам, кажется ошибочным выбор вашего племянника, который в Израиле ушёл в секту: "Евреи за Иисуса" и, тем более, выбор евреев, принимающих христианство, как сделала, например, моя сестра.
В общем, всё-таки, позиция склонного к компромиссу либерального раввина мне кажется наиболее приемлимой, хотя и не идеальной. Вспоминается прекрасная мысль любителя парадоксов Оскара Уайльда: " Тот, кто смотрит на дело с обеих сторон, обычно не видит ни одной из них".

О.Векслер Марку Аврутину
- at 2013-01-28 22:30:33 EDT
Уважаемый Марк, я думаю, что мне не нужно лишний раз подчеркивать, что американских протестантов-друзей Израиля я ценю в бесконечное количество раз выше, чем безголовых левых израильтян.
А Владимир Соловьев был весьма почтенным человеком и несомненно желал евреям только лучшего, когда хотел сделать их христианами, вопрос лишь в том, не те ли это благие намерения, которыми вымощена дорога сами знаете куда.

М. Аврутин О. Векслеру
- at 2013-01-28 22:13:03 EDT
Уважаемый Олег, христиане-сионисты (преимущественно, протестанты-евангелисты, хотя есть даже православные, но очень незначительны в количественном отношении) не занимаются миссионерством, а только соучастием, содействием в строительстве третьего Храма.
Израиль нуждается в международной поддержке, тем более, что евреи - левые либералы выступают фактически за джихад, в то время как христиане выступают за Израиль. Интересно, не правда ли?
Во времена же Соловьева и движения "евреи за Христа" не существовало, а на фоне разраставшегося погромного антисемитизма при Александре III симпатия Соловьева к евреям была важна настолько, что император приказал не упоминать при нем его имени.

О.Векслер Марку Аврутину
- at 2013-01-28 21:12:43 EDT
>> Что плохого в союзе между иудаизмом и христианством, если при этом со стороны иудаизма не предусматривается никаких компромиссов ни в части галахи, ни других религиозных основ?

Уважаемый Марк, если не предусматривается компромиссов, то, конечно, ничего плохого в этом нет. Но у Соловьева они предусматриваются:

"Соловьёв, напротив, видел разрешение «еврейского вопроса» не в изоляции евреев, а в изменении их специфически-еврейской сущности, в единении с другими народами, а также в «…грядущем соединении дома Израилева с православной и католической церковью на почве духовного и естественного родства». «Грядущее иудейство, – писал он в статье «Еврейство и христианский вопрос», - будет жить новой жизнью в обновлённом христианстве»".

Что это, по-Вашему, если не христианское миссионерство в духе "Евреев за Христа", которые, с моей точки зрения (да и не только моей), опаснее любой нацистской группировки?

М. Аврутин О. Векслеру
- at 2013-01-28 20:45:07 EDT
О.Векслер - Льву Мадорскому
- at 2013-01-28 18:58:49 EDT

" К сожалению, для нас, евреев, филосемиты вроде Соловьева гораздо опаснее врагов. По крайней мере, я так считаю".

Странно, однако, уважаемый Олег, это звучит. Что плохого в союзе между иудаизмом и христианством, если при этом со стороны иудаизма не предусматривается никаких компромиссов ни в части галахи, ни других религиозных основ?
Что плохого в том, что, изучая Евангелия, христиане проникаются уважением к еврейскому народу, в недрах которого на протяжении десятков поколений генетически формировалась физическая плоть Иисуса (даже двух). В результате всё больше христиан отказывается от "ветхости" иудейского Закона и приходит к идее дополнительности, ставшей завершением двухтысячелетнего пути.
Ещё более насущным выглядит союз между евреями и народами в сфере культуры.

О.Векслер - Льву Мадорскому
- at 2013-01-28 18:58:49 EDT
Дорогой Лев, если я Вам еще не говорил, что читать Вас всегда удовольствие, то скажу сейчас (к слову, мои родители тоже с удовольствием читают Вас много лет в "Еврейской газете). Герои очень узнаваемы, особенно Браверман :) Я тоже знаком с несколькими немцами, перешедшими в иудаизм, и это всегда очень своеобразные истории.
Что касается Лиз Тейлор, то, насколько я знаю, она была наполовину еврейка.

Но это все так, к слову. Написать меня побудила, собственно, первая история. Поскольку мне знакома почти такая же, но с т.с. "противоположным" концом. Один мой дальний родственник, тоже такой юный гений от математики и программирования, на раз программировавший сложнейшие игры, приехал на лето в Израиль, примерно в те же годы, начало 90-х, но там ему встретился совсем другой "добрый самаритянин", американский, в общем, он "был охмурен" сектой "Евреи за Христа". Плюнул на программистскую карьеру и пошел проповедовать, получил свой приход в одном очень крупном городе, вырос там до крупной величины, хотя наша семья никаких отношений с ним больше не поддерживает и особых подробностей теперь уже не знаю (хотя ходил я один раз из любопытства поглядеть, что же это такое, и это действо достойно отдельного рассказа). В общем, это к Вашему вопросу "Стасов или Соловьев?". К сожалению, для нас, евреев, филосемиты вроде Соловьева гораздо опаснее врагов. По крайней мере, я так считаю.

Мадорский
- at 2013-01-27 07:55:00 EDT
Большое спасибо, Онтарио и Артур Штильман Я был не прав. Религиозные евреи пишется не хадерим, как у меня, а харедим.
Ontario14
- at 2013-01-27 02:06:55 EDT
Мадорский
- at 2013-01-26 07:33:32 EDT
>A.SHTILMAN
>New York, NY, USA - at 2013-01-25 05:10:03 EDT
>В стать дважды написано слово "хаДерим". Всё же нужно, кажется ""хаРедим".

Написано верно: религиозные евреи-хадерим.

*************
Г-н Мадорский, Артур Штильман прав.

Мадорский
- at 2013-01-26 07:33:32 EDT
A.SHTILMAN
New York, NY, USA - at 2013-01-25 05:10:03 EDT
В стать дважды написано слово "хаДерим". Всё же нужно, кажется ""хаРедим".

Написано верно: религиозные евреи-хадерим.

A.SHTILMAN
New York, NY, USA - at 2013-01-25 05:10:03 EDT
В стать дважды написано слово "хаДерим". Всё же нужно, кажется ""хаРедим".
Мадорский-Соколовскому
- at 2013-01-24 21:11:44 EDT
Виктор Соколовский:
Отвечу на последнюю фразу статьи другой, не менее известной: „Никогда не говори никогда.“ Думаю, что у супругов Шмидт и их потомков хорошие шансы стать евреями. Они станут евреями также как становились ими представители других народов тысячи лет проходивших воротами прозелитизма. И Танах и Евангелие и другие источники (если их читать внимательно) убедительно говорят о подобной практике у евреев. Во всяком случае, шансы Шмидтов на приобретение еврейства гораздо выше, чем на его сохранение у атеистов, уехавших из бывшего Союза в очередное рассеяние

Согласен. Многим из нас, живущих вне Израиля и приехавших из бывшего Союза, почти невозможно стать настоящими иудеями. Такими как Шмидты. Об этом говорит также и то, что я, несмотря на тысячелетнюю практику прозелитизма, и несмотря на то, что что все раввины говорят обратное. не могу перестроиться и считаю прозелитов замечательными иудеями, но не евреями. Не знаю чего здесь больше-тупости или консерватизма...

Мадорский- Сава
- at 2013-01-24 20:57:45 EDT
Уважаемый Сава! Спасибо за отзыв. Вы пишите:
Мне известно еще 2-3 подобных случая.Гриша по молодости несколько наивен, полагая,что все ишиботники, изучая Тору, обретают мудрость. В реальной жизни много примеров их безрассудным поступкам.

Моё ощущение, что Гриша понимает, что не все коллеги по иешиве соответствуют религиозным идеалам, но для него, кажется, не в этом суть. Суть, как я уже писал, в поисках своего пути. Грише кажется ( может он и прав), что путь этот через приближение к Б-гу. Хотя изначальным толчком всё же видимо, было не религиозное чувство, а любовь к девушке из религиозной семьи. Но всё равно здесь не всё понятно. Как мальчик из нерелигиозной семьи в течении короткого времени пришёл к такой глубокой вере? Удивительно...

Sava-Мадорский.
- at 2013-01-24 20:42:42 EDT
"В этом и только в этом смысле мне ближе Соловьёв, чем Стасов и кажется верным мнение раввина о необходимости для художника постоянно искать компромисс между еврейским и общечеловеческим.

На мой взгляд,для еврейского художника более свойственно
не искать компромисса, а стремиться отразить в творчестве силу еврейского духа, как не отделимой составляющей от общечеловеческих ценностей.
Оно,еврейское,должно в идеале стать неотъемлемой частью общечеловеческого.

Sava-Модорский
- at 2013-01-24 20:30:22 EDT
"В этом и только в этом смысле мне ближе Соловьёв, чем Стасов и кажется верным мнение раввина о необходимости для художника постоянно искать компромисс между еврейским и общечеловеческим.

На мой взгляд,для еврейского художника более свойственно
не искать компромисса, а стремиться отразить в творчестве силу еврейского духа, как не отделимой составляющей от общечеловеческих ценностей.
Оно,еврейское,должно в идеале стать неотъемлемой частью общечеловеческого.

Виктор Соколовский
Лере, Германия - at 2013-01-24 19:21:55 EDT
Отвечу на последнюю фразу статьи другой, не менее известной: „Никогда не говори никогда.“ Думаю, что у супругов Шмидт и их потомков хорошие шансы стать евреями. Они станут евреями также как становились ими представители других народов тысячи лет проходивших воротами прозелитизма. И Танах и Евангелие и другие источники (если их читать внимательно) убедительно говорят о подобной практике у евреев. Во всяком случае, шансы Шмидтов на приобретение еврейства гораздо выше, чем на его сохранение у атеистов, уехавших из бывшего Союза в очередное рассеяние. Собственно шансы последних на продолжение истории близки к нулю, поскольку ничего, что помогло бы сохраниться в условиях иммиграции у них просто не существует. Советские интеллигенты еврейского происхождения (именно так нас следует называть!) – ни в чем не укорененные, по признаку отсутствия в лексиконе слова „долженствование“ – ни во что не верующие, по той же причине не знающие ответственности ни перед предками, сохранявшими еврейство, ни перед потомками, любяшие поучать, но не учиться, с поразительной склонностью к говорильне, которая вполне заменяет им реальность дела – в полной мере проявили качества, которые к традиционным еврейским ценностям никакого отношения не имеют.
Что же остается?
От предков не принявши ничего,
Забыв язык и веру и традиции,
Мы свято сохраняем гонор наш
И непомерные амбиции!
Все же прав автор статьи: Шмидтам никогда не дотянуться до подобного „еврейства“! И слава Богу!

Sava
- at 2013-01-24 16:47:40 EDT
Уважаемый Лев Мадорский.Прочитал Ваш очерк с большим интересом и вниманием. Тема актуальная для обсуждения.История Гриши удивительна своей уникальностью.Не часто, столь быстро и неожиданно происходят подобные метаморфозы с молодыми людьми.Это, д.б, тот редкий случай проявления, затаенного до времени, особого Божественного дара, которым юноша , сам того не подозревая, был наделен при рождении.Возможно, как Вы полагаете,что и любовь к религиозной девушке явилась также действенным побудительным мотивом.
Мне известно еще 2-3 подобных случая.Гриша по молодости несколько наивен, полагая,что все ишиботники, изучая Тору, обретают мудрость. В Реальной жизни много примеров их безрассудным поступкам. Действия раввина Ханина в упомянутой вами немецкой синагоге также не отличаются достаточной мудростью. А взгляды на проблему вашего племянника отображают сложившееся общественное мнение евреев секулярного сектора по отношению к ортодоксам.

Необычная устремленность семьи Шмидт в иудаизм могла быть предопределена редкой среди его соплеменников потребностью покаяния за страшные грехи своих не далеких предков.Полагаю,что этот поступок не отражает настроение заметной части немецкого населения.

Мадорский
- at 2013-01-24 10:13:53 EDT
Хочу с опозданием поблагодарить Марка Фукса, которому я предварительно посылал своё очерк, за важные уточнения.
Мадорский- Националкосмополиту
- at 2013-01-23 12:22:54 EDT
Вы пишите:
Парня математика жалко!
Почему никто не объяснил ему, что в математике серьезных результатов добиваются в районе 20 – 35 лет или не добиваются вовсе.
Поэтому у него была чудесная возможность дойти до приделов своих возможностей в математике, а с 40 лет уйти в религию, решив задачу тысячелетия, сформулировав лемму или превратив чью-то лемму в доказанную теорему, или ничего этого не совершив, но реализовав себя в том, к чему способен от Бога.

В определённом смысле. уважаемый националкосмополит, возможно, Вы правы. Но мне кажется, что всё не так однозначтно. Гриша в режиме поиска. Он ищет не истину, а себя. Как человек верующий не исключаю, что обращение к Б-гу здесь поможет больше, чем обращение к математике. Потому что, если он поймёт что хочет Всевышний. то сможет понять и всё остальное. Главное, наверно, иметь основания ответить на вопрос: "Верите ли Вы в Б-га" так, как ответил английский футурулог Роберт Юнг " Я не верю я знаю"

Мадорский - Гавартину
- at 2013-01-23 11:31:35 EDT
Дорогой Лев! Ты пишешь:
Привык считать,что раввин должен работать в общине,быть ее моральным образцом,мудрым судьей и наставником.
Исходя из этого,естественно, нужны йешивы - высшие религиозные учебные заведения по подготовке раввинов в течении установленных пяти лет.

Мой племянник, как и, в меньшей степени, я ( в меньшей хотя бы потому, что не живу в Израиле, ), конечно, не против иешив и, тем более, не против изучения Торы. Мы против того, чтобы хадерим и их семьи ,которые, как ты сам пишешь, составляют 10 % населения Израиля ( Янкелевич оспаривает эту цифру) жили на дотации государства. Согласись, что никакому государству такое не под силу.

Лев Гавартин
Штутгарт, ФРГ - at 2013-01-22 19:06:56 EDT
Только о рассказе.
С довоенного детства я воспитан в уважении к раввинам.
Благодаря своему дедушке, я мальчишкой, много раз видел раввина с мировым именем, гаона эпохи-Рогачевского раввина.
Позже исслодовал деятельность первого раввина Штутгарта.
Привык считать,что раввин должен работать в общине,быть ее моральным образцом,мудрым судьей и наставником.
Исходя из этого,естественно, нужны йешивы - высшие религиозные учебные заведения по подготовке раввинов в течении установленных пяти лет.
Герой же рассказа Гриша предусматривает,как и другие израильские хадерим,что изучение Торы и других книг еврейской мудрпости и есть их работа хоть и всю жизнь.
И это изучение делает человека чище,мудрее и значит в Израиле становится больше хороших людей.
К сожаление,харидим,составляющие в Израиле до 10% населения,не являются представителями хороших людей в Израиле.Есть среди них,считающие,что создание государства Израиль противоречит Торе,сжигающие израильский гос. флаг,
активно выражающие свою поддержку врагам Израиля.
Так что,Гриша,как и сам автор,переоценивают возможную роль хадерим в действительных израильских чудесах.

Янкелевич - Л. Мадорскому
Натания, Израиль - at 2013-01-17 12:33:29 EDT
Мадорский-Янкелевичу
- Thu, 17 Jan 2013 09:05:17(CET)
-------------------------------------
1. Борьба за национальную принадлежность художника - не только еврейские дела. Немцы считают Генделя немецким композитором....
=====================================
Я к этой борьбе отношусь с должной долей иронии. Мали ли чем люди тешатся. Кого интересует исследование национальности Пушкина? Только тех, кому без искусственно притянутого к ним Пушкина более предъявить нечего. Пусть себе играются. Но нам то зачем эти игры?
Я думаю, что тему эту нужно закрывать, позиции определены, а убеждать - пустое занятие. Поверьте, Иехи́ел-Лейб Арьевич Файнзильберг не более еврейский писатель, чем Евгений Петров.

-----------------------------------
2. Общечеловеческие ценности (то, что волнует всех людей) не противоречат национальным.
===================================
Таких ценностей нет. Арабов в Газе и евреев в Натании волнуют совсем разные вещи. Например представить себе еврейскую маму, одевающую на свое чадо пояс смертника вряд ли возможно.

----------------------------------
3. Но если художник не забывает своё национальные корни, то его творческий потенциал выше, чем если забывает. В этом суть.
==================================
А как в этом плане смотрится Пастернак? Костя Райкин? Ну мелочь типа Улицкой?

----------------------------------
4. Другими словами, писатель-еврей вовсе не должен (по Стасову) затрагивать в своём творчестве еврейскую тему, но должен (ближе к Соловьёву) помнить о своём еврействе. И более того. Дойду до абсурда. Полный уход от своего народа для художника-творческая смерть...
==================================
Никому он ничего не должен. Творческая смерть - умозрительное заявление, не подтверждаемое жизнью.

Националкосмополит
Израиль - at 2013-01-17 12:10:21 EDT
Парня математика жалко!
Почему никто не объяснил ему, что в математике серьезных результатов добиваются в районе 20 – 35 лет или не добиваются вовсе.
Поэтому у него была чудесная возможность дойти до приделов своих возможностей в математике, а с 40 лет уйти в религию, решив задачу тысячелетия, сформулировав лемму или превратив чью-то лемму в доказанную теорему, или ничего этого не совершив, но реализовав себя в том, к чему способен от Бога.
А в 40 лет пошел бы себе в религию, предварительно прочтя Четыре Святые Книги Четырех Мировых Религий и выбрав осознанно для практикования одну, две, три или все четыре.
А с гиюром сколько совершенно дурацкого драматизма?!
Почему людям надо внушать философию «или-или» или «ни – ни»?!
Почему не принять философию «И-И»!?
И католик, и Евангелист, и Иудей – реформист, консерватор, ортадокс в случае этой немецкой пары.
Согласен с автором, что нужно отделить национальность – еврей от веры – Иудей.
Но ведь все больше людей имеют разнонациональных родителей?!
Почему этих людей, как и в случае с выбором религии толкают на предательство нации или религии отца или матери!?
Это же аморально!
Морально же иметь и все нацианальности отца, и все национальности матери, но всего не более шести.

Мадорский-Янкелевичу
- at 2013-01-17 09:05:17 EDT
Увжаемый автор нашего портала Борис Дынин, как-то написал, что в спорах есть возможность, если не найти истину, то отшливовать позицию. Попробуем. Тема любопытная...
Ты Владимир, пишешь: "...ты неправомерно, на мой взгляд, противопоставляешь национальное и общечеловеческое". И далее о том, поиски национального-чисто еврейские дела, а Пастернак, скажем, русский поэт.
Попробую предельно кратко сформулировать свою позицию.
Борьба за национальную принадлежность художника- не только еврейские дела. Немцы считают Генделя немецким композитором ( родители немцы, родился в Германии), а англичане английским- прожил всю жизнь в Лондоне.Таких примеров множество. А теперь по существу.
Общечеловеческие ценности ( то, что волнует всех людей) не противоречат национальным. Согласен.Но если художник не забывает своё национальные корни, то его творческий потенциал выше, чем если забывает. В этом суть. Другими словами, писатель-еврей вовсе не должен ( по Стасову) затрагивать в своём творчестве еврейскую тему, но должен ( ближе к Соловьёву) помнить о своём еврействе. И более того. Дойду до абсурда. Полный уход от своего народа для художника-творческая смерть...

Янкелевич - Л. Мадорскому
Натания, Израиль - at 2013-01-16 22:24:04 EDT
Мадорский - Тучинской и Янкелевичу.
- Wed, 16 Jan 2013 20:17:59(CET)
-----------------------------------
художник полностью проявляет свою сущность (а, значит, и приходит к общечеловеческим ценностям) только через национальное начало. Звучит немного заумно, но суть проста: вне национальной культуры вряд ли можно достичь художественных высот мирового значения. Другими словами, в контексте статьи: художник - еврей (русский, немец и т.д) может стать великим только, если у него есть национальное еврейское (русское, немецкое и т.д.) начало. Думаю что творческие феномены российской культуры Антокольского, Пастернака, Бродского даже Левитана можно иллюстрироовать в этом ключе...
====================================
Я так не думаю. Видимо я зануда, но я писал, что ты неправомерно, на мой взгляд, противопоставляешь национальное и общечеловеческое. Ты, как-то, это оставил в стороне и цитируемом отрывке прочно придерживаешься этого тезиса. Относительно Пастернака, я думаю, что он русский поэт, как и Айвазовский - русский художник, вне зависимости от их национального происхождения. Я думаю, что тебе, раз ты поднял эту тему, нужно ответить на вопрос, что такое общечеловеческое. Обрати внимание на то, что на эту тему дискутируют только евреи. Никто и никогда не пишет, что грузины должны через национальное подняться к общечеловеческому. В качестве резюме - один из "вождей и учителей" говорил, что "за путаницей терминов стоит путаница понятий". Очень интересно, как ты определишься с терминами.

Мадорский- Тучинской и Янкелевичу.
- at 2013-01-16 20:17:59 EDT
Немного на ту же тему о соотношении национального и общечеловеческого.
Мне, Владимир, понравилась твоя мысль о том, настоящий художник национален по-окуджавски, "... как дышит" Это у него происходит естественно. Само собой.
А Ваш комментарий, дорогая Соня, подтокнул меня к соображению, в котором пока до конца уверен: художник полностью проявляет свою сущность ( а, значит, и приходит к общечеловеческим ценностям) только через национальное начало. Звучит немного заумно, но суть проста: вне национальной культуры вряд ли можно достичь художественных высот мирового значения. Другими словами, в контексте статьи: художник - еврей ( русский, немец и т.д) может стать великим только, если у него есть национальное еврейское (русское, немецкое и т.д.) начало. Думаю что творческие феномены российской культуры Антокольского, Пастернака, Бродского даже Левитана можно иллюстрироовать в этом ключе...

Соня Тучинская
- at 2013-01-16 17:49:52 EDT
Как всегда у Вас, Лев - и эта тема раскрывается спокойно, без вскриков и истерик. Через диалоги, которые, кстати, очень хорошо Вам удаются. В них как-будто сохраняется естественное дыхание ведущих беседу людей.

Что до общечеловеческого и узконационального в творчестве литератора, то тут по-моему есть один очевидный для всех феномен. В национальном всегда есть общечеловеческое. Поэтому те писатели, которым удалос с наибольщим мастерством выразит дух своего народа, т.е. национальные гении, автоматически становятся общечеловеческими. Впрочем, с исключениями, вызванными разными причинами. Пушкин, к примеру, становится банален в любом, самом лучшем переводе.

Янкелевич - Л. Мадорскому
Натания, Израиль - at 2013-01-16 12:49:25 EDT
Мадорский-Янкелевичу.
- at 2013-01-16 11:40:11 EDT
---------------------------------------
Вызывает сомнение количество философов, которое зашкаливает и, если не ошибаюсь, приближается к 400тыс. Не многовато ли для крошечного Израиля?
=======================================
Дорогой Лев, у меня такой цифры, 400 тыс, нет. Я думаю, что она не соответствует действительности. Ведь в твоей статье речь идет не об религиозный евреях, которые работают и служат в армии с очень высокой мотивацией, а о сравнительно небольшой группе, посвятившей свою жизнь исключительно изучению Торы. В таких вещах нужно оперировать точными цифрами, причем еще и проверять источник.
Но вопрос - "не многовато ли?" сам по себе очень интересен. Он предполагает, что есть некто, кто сидит и отпускает квоты, как Госплан, сколько должно быть философов. Вот столько - много, а столько - хватит. На мой взгляд, философы, не находящие себе применения, как говорил незабвенный О.Бендер, переквалифицируются, к примеру, в управдомы. И это не происходит с помощью регулирования, а исключительно по принципу: есть захотят - переквалифицируются. И вот тут на первый план выходит распределение бюджетных ассигнований, коалиционные соглашения, но об этом я ранее написал - в предыдущем постинге. А если ортодоксы живут на международные пожертвования, то это никого не касается - это их дело.

Мадорский-Янкелевичу.
- at 2013-01-16 11:40:11 EDT
...проблема, которая возмущает моего племянника и многих в Израиле в том, что они( вечные учащиеся) не работают и не служат в армии.
========================================
Ты пишещь:На мой взгляд это утверждение - рецидив советизма, где работают только у станка или техническая интеллигенция. А, например, философ, если только он не член политпроса, то он тунеядец. Относительно армии, то вот в чем вопрос, а армии они нужны?
Дорогой Владимир, в отношении армии не берусь спорить. Наверно, ты прав. И параллель изучающих Тору с философами, в принципе, тоже сомнений не вызыввает. Вызывает сомнение количество философов, которое зашкаливает и, если не ошибаюсь, приближается к 400тыс. Не многовато ли для крошечного Израиля? Представляешь, что было бы, если такое соотношение работающих у станка и тех.интеллигенции перенести на любую другую страну. А, тем более, на страну, постоянно живущую между миром и войной.
На второй твой комментарий. который показался мне весьма интересным, о соотношениий национального и общечеловеческого отвечу чуть позднее.

Янкелевич - Л. Мадорскому
Натания, Израиль - at 2013-01-16 10:57:56 EDT
Мадорский-Янкелевичу.
- at 2013-01-16 08:44:26 EDT
-------------------------------------------
...мне кажется сомнительным призыв Стасова к художнику-еврею постоянно подчёркивать еврейскую доминанту своего творчества. Согласись, что для писателя (независимо, еврея или нет) важнее общечеловеческие проблемы, чем национальные. В этом и только в этом смысле мне ближе Соловьёв, чем Стасов и кажется верным мнение раввина о необходимости для художника постоянно искать компромисс между еврейским и общечеловеческим.
============================================
Дорогой Лев, призыв к художнику-еврею постоянно подчёркивать еврейскую доминанту своего творчества и мне кажется абсолютно сомнительным.
Помните это:
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить...
Так природа захотела,
Почему - не наше дело,
Для чего - не нам судить.
Я не думаю, что Шолом Алейхем мог писать иначе, он так писал, "как он дышит" не из-за призывов, а "Так природа захотела". Вот потому он еврейский писатель, не из-а призыва Стасова.
В Казани был прекрасный клезмерский ансамбль "Симха" Лени Сонца. Там еврейской солисткой была не еврейка. Она не была еврейкой, но была прекрасной еврейской певицей. На мой взгляд это нормально.
Вызывает очень большое недоумение противопоставление "общечеловеческого" национальному, то есть еврейскому. Это просто непонятно. Дарвин в "Путешествии на корабле Бигль" писал о том, как на Огненной Земле при наступлении голода ели стариков, а тот, кто ему рассказывал, тот еще и объяснял, какие места у стариков наиболее вкусные. В этом случае вопрос об обоснованности противопоставления не возникает, но в рассматриваемом контексте - очень даже возникает. Что такое общечеловеческое? Включает ли это весь мир или то, что мы называем иудео-христианской цивилизацией? Это тем более странно, что эта цивилизация построена на идеях иудаизма. Мы можем эту тему обсуждать, но "мнение раввина о необходимости для художника постоянно искать компромисс между еврейским и общечеловеческим" для меня неприемлемо, так как априори содержит это противопоставление, о котором я писал, как истину, как данность.
И еще, раввин, в отличие от христианского священника, не представитель Всевышнего на земле, а человек, и, как человек, далеко не всегда прав.

Янкелевич - Л. Мадорскому
Натания, Израиль - at 2013-01-16 10:34:50 EDT
Мадорский-Э.Рабиновичу
- at 2013-01-16 07:57:26 EDT
----------------------------------------
...проблема, которая возмущает моего племянника и многих в Израиле в том, что они( вечные учащиеся) не работают и не служат в армии.
========================================
На мой взгляд это утверждение - рецидив советизма, где работают только у станка или техническая интеллигенция. А, например, философ, если только он не член политпроса, то он тунеядец. Относительно армии, то вот в чем вопрос, а армии они нужны? Там есть уже много раз обговоренные проблемы, например относительно совместной службы с девушками и еще куча других.
Проблема реально лежит в другой плоскости - если граждане голосуют так, что без ШАСа (и аналогичных) не создать дееспособное правительство, то те, совершенно логично, решают многие вопросы в своих интересах. Вот появилась партия телеведущих, одна Кона, другая Лапида. Нужно ли, к примеру, за них голосовать? Это ослабляет партию, получившую в результате выборов право сформировать правительство, вынуждая идти на коалиционные соглашения с ортодоксами. А потом "голосующие сердцем" начинают удивляться, как Ваш племянник.

Мадорский-Янкелевичу.
- at 2013-01-16 08:44:26 EDT
Дорогой Владимир! На фоне моих рассуждений и цитаты Уэллса о том что общечеловеческое важнее национального, ты пишешь:"Я на это смотрю несколько иначе. Национальность писателя для меня особого значения не имеет, а имеет значение написанное им. "Тевье-молочник" написано еврейским писателем, но Улицкая еврейских книг не пишет - она не еврейский писатель, а национальностью ее интересоваться - бессмысленное занятие"
И далее: "Если для тебя безразлично исчезновение евреев, то ты прав"
Возможно я не вполне точно выстроил аргументы в тексте статьи, но мне очень даже не безразлично. Выражаясь несколько высокопарно, такое развитие был бы самым трагическим событием в истории человечества.Более того, я согласен с твоей оценкой Шолом-Алейхеме и Улицкой. Но речь не об этом. Речь о том, что мне кажется сомнительным призыв Стасова к художнику-еврею постоянно подчёркивать еврейскую доминанту своего творчества. Согласись, что для писателя ( независимо, еврея или нет) важнее общечеловеческие проблемы, чем национальные. В этом и только в этом смысле мне ближе Соловьёв, чем Стасов и кажется верным мнение раввина о необходимости для художника постоянно искать компромисс между еврейским и общечеловеческим.

Мадорский-Э.Рабиновичу
- at 2013-01-16 07:57:26 EDT
Дорогой Элиэзер! Спасибо за отзыв. Вы пишете" ...Ортодоксы были всегда и это хорошо. Попутно и вполне уместно уместно цитируете, укажаемого Матроскина. который в своей несколько циничной манере называл их "евреезаводом". Я согласен. Но проблема. которая возмущает моего племянника и многих в Израиле в том, что они( вечные учащиеся) не работают и не служат в армии. Тут в непонятной пропорции перемешалось первое и второе. До сих пор удавалось всё это совместить, но такое ощущение, что "Боливару не снести двоих", что Израилю это уже не под силу. Сегодняшний ультиматум ШАС:" Или всё останется прежним или мы покинем Израиль" видимо, говорит, что страсти накалились и что надо принимать решение. Что Вы думаете?
Элиэзер М. Рабинович
- at 2013-01-16 01:23:40 EDT
Очень интересная работа. Что касается того, какой подход к еврейству правильнее, то это - не вопрос, который нов и только что поставлен. Евреи всегда много отдавали внешнему миру. Но если бы только отдавали, еврейства давно бы не было. Поэтому всегда было то, что Матроскин когда-то назвал "евреезаводом" - ортодоксы, которым было мало дела до внешнего мира. Зато они хорошо рожали евреев и заботились о неисчезновении нации. Так было во время Оно, и так онО сейчас.
Янкелевич - Льву Мадорскому
Натания, Израиль - at 2013-01-16 01:01:24 EDT
Дорогой Лев, очень интересно. Хорошо написано и читается с интересом. Я таких случаев, как описанный - с Гришей, знаю несколько. Лично у меня они удивления не вызывают, но, как мне кажется, свидетельствуют об особенностях натуры.
Ты пишешь, что "Я тоже считаю, что еврейский писатель, художник, композитор-это вторично. Прежде всего, писатель, композитор, художник-еврей. Причём, на мой взгляд, это относится не только к творческим людям, проживающим или проживавшим в Диаспоре (Мендельсон, Пастернак, Мандельштам, Шагал, многие другие), но и к тем, кто живёт в самом Израиле. Я тоже считаю, что общечеловеческое важнее национального. Как прекрасно сказал английский писатель-фантаст Герберт Уэллс: «Наша истинная национальность-человек»".
Я на это смотрю несколько иначе. Национальность писателя для меня особого значения не имеет, а имеет значение написанное им. "Тевье-молочник" написано еврейским писателем, но Улицкая еврейских книг не пишет - она не еврейский писатель, а национальностью ее интересоваться - бессмысленное занятие.
Красиво звучит - "Общечеловеческое важнее национального". Но написав это нужно ясно понимать, что своим существованием, как еврея, ты обязан именно тем, кто думали и действовали наоборот, не по этой максиме. Если исчезновение евреев тебя не смущает, то ты прав. Меня - смущает, я не согласен.
Конечно, Стасов мне ближе. Соловьев, как бы не писали о его филосемитизме, в твоем изложении прямо призывает к исчезновению евреев. Я не думаю, что это верный путь.
Ну и о небольших блохах: этот фрагмент - "После разговора с раввином, о котором все быстро узнали, по общине поползли странные слухи. Один нелепее другого. Диттер безработный и супруги Шмидт хотят принять иудаизм, чтобы он получил рабочее место в общине" встречается в тексте дважды. Видимо ты забыл один из них удалить.