©"Заметки по еврейской истории"
март  2010 года

Арон Шнеер

Заметки о геноциде

Часто евреям, еврейским историкам задают вопрос: «Почему Вы говорите об уникальности уничтожения евреев в годы Второй мировой войны? Погибли миллионы людей других национальностей. Только Советский Союз потерял около 30 млн. человек».

Действительно, почему говорят об уникальности Катастрофы?

Только в отношении евреев существовал конкретный план, в соответствии с которым должны были быть уничтожены все евреи Европы, независимо от возраста – от младенца до древнего старца, независимо от религиозных воззрений (уничтожались и евреи, исповедовавшие христианство), политических взглядов, социального происхождения и положения. Особенность Катастрофы в том, что нацистский подход не оставлял евреям, в отличие от других народов, ни малейшего шанса на выживание. Исчезло то, что было объектом и субъектом христианского антисемитизма, никогда не ставившего целью истребление евреев: переход евреев в христианство во всей предшествующей истории спасал их. Теперь исчез и этот фактор. И еще одно важное обстоятельство. Некоторые современные историки, политики, публицисты – отнюдь не единицы – отрицают факт уникальности Катастрофы, мотивируя это тем, что, по их мнению, нацисты собирались уничтожить и уничтожали другие народы. Это нежелание видеть объективное. А именно:

– у всех народов оккупированных европейских стран, исключая евреев, был выбор: принятие оккупации, сотрудничество экономическое, политическое, административное, вплоть до военного. В таком случае их жизни ничего не угрожало, существовала возможность занятия административных должностей, некоего местного самоуправления и т.п. На оккупированной территории СССР также все народы имели возможность существования, пускай и гражданами второго сорта, подчас в качестве рабов, однако при условиях сотрудничества с оккупантами, пользовались привилегиями, правами и их жизнь была вне опасности. Можно привести множество фактов, которые опровергают миф о стремлении нацистов уничтожить целые народы. Среди этих фактов такие:

на оккупированной территории все народы имели право вступать в брак даже с оккупантами, рожать детей.

Так в Калуге, за 2,5 месяца оккупации «было зарегистрировано 52 брака немцев с нашими девушками в церквах, официально»[1].

Е А. Скрябина в оккупированном Пятигорске вела дневник. 15 ноября 1942 г. она записала: «в церквах ...идут венчания, крещения»[2]

В 1939–1945 гг., в естественном демографическом движении коренного населения Латвии преобладал «фактор инерции» (рождаемость и естественный прирост населения являются очень стабильными процессами), поэтому они были такими же, как и в довоенное время – пишет латвийский исследователь Г. Лемперт[3].

А что же с евреями? Евреи, как объект исследования, просто исчезли. Однако в оккупации оказались и смешанные пары.

В первые месяцы оккупации Риги мужчины (латыши, немцы, русские), чьи жены были еврейками, были вызваны в гебитскомиссариат и им было предложено расторгнуть брак, в противном случае вся семья будет отправлена в гетто. Большинство мужей ответили отказом, тогда им предложили другой выход: стерилизация жен, в случае отказа, жены будут расстреляны. Таким образом семьи были поставлены в безвыходное положение и вынуждены были согласиться на операцию[4]. Мужья получали специальную повестку:[5]

С весны 1942 г. до конца 1943 г. в Университетской клинике при 1-й Рижской городской больнице проводилась стерилизация женщин-евреек, состоявших в смешанном браке. Ее доктора: Крастиньш, Эйкен, Легздиньш, Петерсон и Олоф[6]. В результате операции женщинам удаляли яичники, тем самым лишали возможности иметь детей. Операция и последующее лечение занимало 10 дней. Стерилизации было подвергнуто около 250 женщин в возрасте от 20 до 45 лет. После этого женщины получали специальный документ:

Удостоверение

Г-же Яголковскис Эсфирь рожд. 1915 г. 11 мая, проживающей в Риге, по ул. Вилипастр 10, кв.3, разрешается жить у своего мужа в городе и появляться в публичных местах без еврейской звезды[7].

В Минске также провели стерилизацию женщин, которые были замужем за русскими и белорусами[8].

Мужья-евреи, состоявшие в смешанном браке были отправлены в гетто и позднее расстреляны.

В конце декабря 1941 г. в Вильнюсское гетто «поступило распоряжение, что женщинам-еврейкам нельзя родить»[9], подобные приказы касались всех еврейских женщин. Выступая на процессе Эйхмана, д-р Аарон Перец рассказал: «С июля 1942 года вышел приказ, запрещающий женщинам беременеть и рожать... Мы получили от немцев разрешение на роды только для тех женщин, которые были на восьмом и девятом месяце беременности. Перед нами возникла серьезная про­блема, ибо прекратить беременность на шестом и седьмом месяце тяжело и опасно... Операции производились в тяжелых условиях, на кухне, в ужасной тесноте, и были жертвы... Мы прерывали каждую беременность. Были женщины, проявлявшие героизм и наотрез отка­зывавшиеся прервать беременность...»[10]

на всей оккупированной территории действуют школы различных ступеней (в России на селе 4-х летки, в городе 7-летки, причем образование бесплатное[11]), а университеты или институты вновь принимают студентов, и обучение также проходит на родном языке. Например, в Латвии уже с 1 сентября 1941 г. работали школы и гимназии, а в ноябре 1941 г. возобновились занятия в университете на медицинском, ветеринарном, затем на техническом и теологическом факультетах. Всю войну не прекращала работу Академия художеств[12].

В Юзовке (Сталино) к 16 ноября 1941 г. открыли 5 школ и 1 училище для фельдшеров[13]. В Нежине Черниговской области в шести народных школах учились 1053 ученика. Также в Нежине работали техническая школа с агрономическим и механическим отделениями; медицинская – с фармацевтическим и зубоврачебным отделениями, музыкальная школа с классами рояля, скрипки, бандуры, балета. Всего в этих учебных заведениях обучалось 1237 учащихся[14]. Еврейских детей среди них не было. Они были расстреляны со своими родителями в числе более 500 евреев в карьере кирпичного завода местными полицейскими 7 ноября 1941 года.

на оккупированной территории предоставлена свобода отправления религиозных культов. «Немецкое командование во многих селах уже восстановило церкви» – сообщает советский разведчик[15]. Действительно, на оккупированной территории открыты тысячи православных приходов и храмов[16]. На Северном Кавказе и в Крыму учитывается «исламский фактор» и местные оккупационные власти всячески способствовали возрождению ислама: открываются мечети, оказывается помощь в подготовке духовенства[17].

Вместе с тем повсюду на оккупированной территории существовавшие синагоги были разрушены, сожжены порой вместе с прихожанами. Так в 4 июля 1941 г. была сожжена вместе с 400 евреями хоральная синагога в Риге, на ул. Гоголя, та же участь постигла синагогу на ул. Стабу, где в огне погиб раввин Килов, 8 июля молельня на еврейском кладбище в Шмерли[18]. Во Львове осенью 1941 г. «...усi синагоги, якi ще не встигли зруйнувати, було закрито. Нiхто не наважився порушити заборону й учинити молебень у синагозi. Евреi молилися крадькома, збираючись на приватних квартирах, серця iх були розбитi, а дух – зламаний»[19]

на оккупированной территории оккупанты и коллаборационисты выпускали сотни различных газет, книг; организовывали и поддерживали культурную жизнь народов сохраняли или создавали новые театры или театральные труппы, художественные коллективы, поддерживали деятельность народных художественных коллективов и промыслов;

Например, Смоленск стал литературной столицей оккупированной территории России. Там выходили различные журналы: художественно-публицистический – «На переломе», сатирический – «Бич», педагогический – «Школа и воспитание», детский – «Школьник». Тиражи издаваемых нескольких газет достигают 150-200 тыс. экземпляров[20].

 Уже осенью 1941 г. при поддержке оккупантов открылись театры в Брянске, Вязьме, Пскове, Пятигорске, Орле, Смоленске, Ялте, Киеве, Львове, Харькове, Одессе, Ворошиловске. В театре Гатчины работал заслуженный артист РСФСР, бывший партнер Галины Улановой Михаил Дудко. Он был балетмейстером и художественным руководителем концертно-балетной труппы. Театр гастролировал в Риге, Таллинне, Пскове, Луге... Сотрудничал с Гатчинским театром и выступал с гастролями на оккупированной территории, а также в Берлине, Праге, Вене, народный артист РСФСР, кавалер ордена Ленина Николай Печковский[21]. Все артисты получали зарплату и продовольственный паек.

В Латвии за годы немецкой оккупации вышло на латышском языке более двух десятков романов и более 30 книг латышских писателей и поэтов, вышла поэтическая антология, в которой было включено более 50 латышских поэтов. Уже 29 июля 1941 г. в Риге начал новый сезон театр «Дайлес», в декабре 1941 г. открылся Народный театр, в январе 1942 г. начал работу Рижский драматический театр, работал Оперный театр. Провинциальные театры работали в Елгаве, Лиепае, Валмиере и Даугавпилсе. Действовали художественные салоны в Елгаве, Валмиере, Екабпилсе, Талсы, Лиепае, Цессисе и др.[22]

Точно такая же ситуация была в оккупированных немцами Украине и Белоруссии.

Так, в Черниговской области с осени 1941 г. украинским культурным обществом «Просвiти» создаются, клубы, театральные группы, библиотеки. «Творча дiялнiсть Нiжинского украiнского нацiонального театру iменi Кропивницкого розпочалась 26 жовтня 1941 р.»[23]. За два года оккупации в театре было проведено около 100 спектаклей[24].

О спектакле, данном для немецких солдат в театре г. Юзовка, немецкая полевая комендатура № 240 в оперативной сводке 15 ноября 1941 г. отметила: «Концерт артистов театра, который был дан перед немецкими военнослужащими, с качественной точки зрения представлял большой интерес»[25].

Особое место в пропагандистской деятельности нацистов занимало кино. Поэтому его роль также отражена в вышеназванном документе: «открыть кинотеатр до настоящего времени не представлялось возможным из-за нехватки кинофильмов. С архитектурной и технической точки зрения для этой цели может быть предоставлен один солдатский клуб и 2 кинотеатра, куда может быть открыт доступ гражданского населения»[26]. Все наиболее известные кинофильмы Третьего рейха, нейтральные и пронизанные нацистской, антисемитской идеологией демонстрировались в многочисленных существовавших и вновь открытых оккупантами кинотеатрах. Демонстрировались даже советские фильмы: «Дети капитана Гранта», Волга-Волга», «Дубровский». Правда, каждому показу предшествовал показ «Германского еженедельного военного обозрения – «Die Deutsche Deutsche Wochenschau»[27].

Несмотря на то, что жизненные и политические интересы оккупированных народов (например, независимость Украины, Латвии, Литвы, Эстонии…) игнорировались нацистами, цель всей этой многосторонней культурной деятельности понятна: воспитание местного населения в пронемецком нацистском духе. Однако странными после вышеприведенных фактов кажутся строки из официальных документов ЧГК, приведенных на Нюрнбергском процессе в 1946 г.: «Украинская культура всячески подавлялась и уничтожалась. < > Немцы пытались уничтожить культуру белорусского народа…, < > В своей звериной ненависти к латышскому народу… немецкие захватчики разгромили учреждения науки, культуры и искусства… < > Гитлеровцы пытались уничтожить литовскую культуру…< > Цель гитлеровцев – уничтожить прибалтийские народы как нации»[28]; «литовский народ (подставьте любой другой.– А.Ш.) испытывал лютую ненависть к гитлеровским оккупантам и к своим предателям…»[29]

на оккупированной территории из коренного населения формируются местные административные органы – от сельского старосты до бургомистра, начальника полиции, начальника управы городского, районного и окружного уровней.

Документы советской разведки свидетельствуют о том, что на оккупированных территориях «в городском самоуправлении и его руководстве основными кадрами являются в большинстве своем представители интеллигенции – учителя, агрономы, и инженерно технический персонал. < > В деревнях... старостами часто привлекают председателей сельсоветов и колхозов. ...определенная часть работников советского аппарата управления стала активно сотрудничать с оккупантами»[30].

 Среди начальников полицейских участков, районных и городских отделов полиции, рядовых полицейских «большую прослойку представляют бывшие командиры и рядовые Красной Армии, попавшие в окружение...»[31]. Характерно, что среди полицейских много бывших милиционеров. Так в Харькове начальником административной части полиции стал бывший заместитель начальника 17-го отделения милиции Харькова Соловченко. Вместе с ним служат в полиции его бывшие подчиненные бывшие участковые Пискунов, Лушкан, милиционеры Дубинский, Тощенко, Власенко»[32]. Некоторые бывшие советские и партийные работники также идут на службу немцам, их прошлое не мешало занимать ответственные должности. Так одним из сотрудников Генерального комиссариата Белоруссии, стал бывший управляющий делами Совнаркома БССР Кандыбович. О нем в партизанской сводке сказано: «Слишком он предан немцам»[33].

 Согласно официальным немецким данным, персонал железных дорог на советских оккупированных территориях на 1 января 1943 г. составлял 615 455 человек, из них немцев работало только 104 899 человек, а 510 556 бывшие советские граждане[34]. Они даже были начальниками железнодорожных станций, ремонтных депо, и, конечно, весь средний и нижний уровень техобслуживания, а главное – машинисты. Следовательно, немецкие поезда, идущие на фронт, вели в основной массе советские железнодорожники.

представители народов оккупированных территорий служат непосредственно в армии оккупантов или в специально созданных национальных формированиях, входящих в состав вермахта и СС. Созданы русские, белорусские, украинские, латышские, литовские, эстонские, татарские, азербайджанские, грузинские, армянские, калмыцкие, туркменские, казачьи (нацисты казаков выделили в отдельный народ), черкесские, чеченские, балкарские подразделения. Всего в нацистских формированиях в различных чинах – от рядовых до генералов служило не менее 1,5 млн. советских граждан разных национальностей[35]. Среди них бывшие советские генералы создатели и руководители РОА: генерал-лейтенант А.А. Власов, генерал-майоры: И.А. Благовещенский, Д.Е. Закутный, В.Ф. Малы́шкин, Ф.И. Трухи́н, М.М. Шапова́лов; бригадный комиссар Г.Н. Жиленков, даже Герои Советского Союза – летчики Б.Р. Антилевский и С.Т. Бычко́в[36].

представители народов оккупированных стран служат во вспомогательной полиции, карательных подразделениях, руками которых осуществляется политика геноцида евреев и противников нацистского режима из числа собственного народа. В рейхскомиссариате «Остланд» в полиции порядка служило 4428 немцев и 55562 местных жителей, в рейхскомиссариате «Украина» - соответственно 10194 и 70759.[37]

Из этого числа в Украине по сведениям профессора Ярослава Грицака, помогали в уничтожении евреев около 11 тыс. человек[38]. Общая численность украинских полицейских батальонов составляла 35 тыс. человек. Кроме того Украинская народная самооборона насчитывала в середине 1942 г. 180 тыс. человек, правда, лишь половина из них имела оружие. При создании дивизии СС «Галичина» добровольцами записалось 70 тыс. из которых в дивизию были приняты 13-14 тыс. Остальные включены в состав германской полиции[39]. Тысячи украинцев принимали участие в еврейских погромах, прокатившихся по украинским селам и городам в июле-сентябре 1941 года.

К названному можно добавить и другие факты, свидетельствующие об особом разнообразном подходе нацистов к решению национальных проблем оккупированных территорий.

И только в отношении евреев у нацистов был единственный подход и решение – тотальное уничтожение без всякого даже временного заигрывания.

 А как же быть с бесспорными фактами чудовищных преступлений нацистов на оккупированных территориях? Немцы не расстреливали при вступлении в Минск, Львов, Ригу, Орел, в другие города и деревни местных жителей, кроме евреев, советских и партийных работников. Причем последние две категории не всегда. Не расстреливались даже рядовые коммунисты, многие из которых стали сотрудничать с нацистским режимом. Среди подобного рода коллаборационистов были даже секретари райкомов, даже ЦК партии или комсомола как в Эстонии и Украине.

Вместе с тем известно, что любая война сопровождается военными преступлениями с обеих сторон, ибо самые низменные инстинкты в это время вырываются наружу. Однако нацистское руководство предоставило своим солдатам карт-бланш на совершение преступлений. Приказ от 13 мая 1941 г. «Об особой подсудности в районе осуществления плана «Барбаросса», освобождал немецких военнослужащих от уголовной ответственности за совершенные преступления: «Преследование за действия совершенные военнослужащими и обслуживающим персоналом по отношению к враждебным гражданским лицам, не обязательно даже в тех случаях, когда эти действия одновременно составляют воинское преступление или проступок»[40].

Такое решение было принято только в преддверии войны с СССР. Ничего подобного не было в течение полутора лет ведения войны на Западе.

В чем же причина массового террора осуществлявшегося нацистами на Востоке? Говоря о нацистских репрессиях надо отметить, что они были направлены против сопротивления, были вызваны этим сопротивлением, являются его результатом. Советские партийные органы, НКВД с первых дней войны проводили работу по организации сопротивления, подготовке партизанских отрядов и групп, которые в огромном количестве засылались на оккупированные территории. Так с августа 1941 по июнь 1942 г. на Украине органы НКВД оставили в тылу врага и перебросили туда 778 партизанских отрядов и 662 диверсионные группы общей численностью 28 754 человека[41]. За пять последних месяцев 1941 г. на оккупированную территорию Ленинградской области было переправлено 287 партизанских отрядов и групп общей численностью 11 683 человека.[42] Таким образом народная война была спровоцирована специальными организаторами, которые проводили диверсии, в ответ на которые нацисты отвечали массовыми репрессиями в отношении невинных граждан независимо от национальности. На оккупированных территориях нацисты ввели систему заложников: за убийство 1 немецкого военнослужащего расстрел от 10 до 100 заложников, именно это разрушило надежды местного населения и самих нацистов на взаимовыгодное сосуществование. Причем неоднократно группы НКВД проводили акции с целью спровоцировать немецкие власти на репрессии. Пример Украина Отчет

Немецкие репрессии были на руку советскому руководству, ибо лучше всякой пропаганды способствовали цели: развязать борьбу против оккупантов жителей оккупированных территорий на основе мести и личной ненависти. Причем это понимали и сами немцы, «…С помощью полицейских мер нам никогда не удастся решить вопрос бандитизма. Я твердо убежден, что ликвидация населения в двух деревнях не только будет во вред партизанам, но наоборот. Эта мера толкнет широкие круги населения прямо в руки партизан» – пишет в своем письме 21 марта 1943 г. Гауляйтеру Белоруссии Вильгельму Кубе гебитскомиссар Людвиг Эренляйтер[43]. Однако этот кровавый кругооборот устраивал обе стороны, для которых люди на оккупированной территории были лишь «сырьем и инструментом» для достижения собственных целей.

Тысячи деревень на оккупированной территории СССР были сожжены и их жители расстреляны, отправлены в концлагеря потому, что жители этих деревень помогали либо партизанам, либо военнопленным. Причем эти преступления, чаще всего списывались на немцев, однако на самом деле совершены были, как правило, коллаборационистами. Правда об этом в советское время сознательно скрывалась. Например, наиболее известная история, ставшая символом уничтожения, трагедия белорусской деревни Хатынь. Многие факты о ее уничтожении тоже умалчивались. Неподалеку от деревни было совершено нападение на немецкую машину. Ответную карательную операцию провел 118-й полицейский батальон, сформированный из бывших советских военнопленных, в основном украинцев. Начальником штаба этого батальона был бывший старший лейтенант РККА Григорий Васюра. Именно, он осуществлял руководство операцией, которую осуществила рота под командованием тоже бывшего советского офицера – лейтенанта Мелешко. Каратели этого подразделения в марте 1942-го сожгли Хатынь вместе с ее 149-ю жителями, из которых 75 – дети. Советские историки, писали, что Хатынь сжег батальон немецких карателей, скрывая национальность убийц-украинцев, дабы не разжигать национальные страсти.

В Латвии за помощь и укрывательство военнопленных и коммунистов были сожжены деревни Аудрини, Барсуки, а их жители – русские старообрядцы были расстреляны. Операцию по уничтожению жителей и разграблению деревни проводили, не немцы, а местные полицейские под командованием А. Эйхелиса, Б. Майковскиса, Б. Пунтулиса[44].

Уничтожались вместе с жителями и деревни, которые оказывались в зонах проведения карательных экспедиций против партизан, ибо в этих деревнях жили родственники партизан, эти деревни были мобилизационной, материальной и разведывательной базой партизанских соединений[45]. Порой в других деревнях существовали сильные местные полицейские силы, пользовавшиеся поддержкой селян, и в таком случае, уже партизаны, проводя акцию против полицейских гарнизонов, зачастую сжигали деревни и уничтожали полицейских, старост, бургомистров вместе с их родственниками. И степень их жестокости была не меньше чем у оккупантов.

 Рассказывая о зверствах нацистов в отношении партизан или партизанских районов, необходимо сказать и о том, как жестоко с врагом расправлялись партизаны. В середине января 1942 г. партизаны у хутора Мастицкий уничтожили в бою 120 карателей – из них 20 немцев, остальные полицаи. Через несколько дней участник боя Григорий Черномордик с несколькими бойцами возвращался с задания «… лошадь захрапела и не хотела идти дальше. Мы подумали, что где-то поблизости стая волков. Это было поле недавнего боя. Я присмотрелся – и мурашки побежали у меня по спине. Все 120 карателей лежали ничком, головы отрезаны и воткнуты в задницы. Картина до того кошмарная и незабываемая, что мы постарались поскорее проскочить это страшное место»[46]. Одна жестокость порождала другую. Как свидетельствует большинство документов и воспоминаний наиболее жестокими убийцами, садистами выступали не немцы, а именно местные жители и эти зверства были обращены на своих противников независимо от национальности, хотя чаще всего наиболее жестоким пыткам и издевательствам со стороны пособников нацистов подвергались евреи. 

 Во всех оккупированных европейских странах были коллаборационисты. Однако их количество, вовлеченность в преступления против человека и степень жестокости не имела себе равных именно на территории СССР. И в этом особенность поведения населения СССР, где бесспорно наряду с массовым героизмом сосуществовало пособничество и предательство.

 При «новом порядке» у всех народов Западной и Восточной Европы было будущее. Какое, это другой вопрос. Но только евреям в этой создаваемой нацистами новой реальности не нашлось места кроме расстрельных рвов и газовых камер.

Хотя Катастрофа носила общеевропейский характер, на каждой из оккупированных нацистами территорий и в каждой стране были свои особенности. Нацистская политика умело учитывала и использовала для осуществления своих целей местные социально-политические условия и национальную специфику завоеванных народов.

 Накануне нападения на Польшу, а затем на другие европейские страны нацистское руководство не принимало специальные решения об уничтожении евреев. Не создавались особые группы для осуществления этой цели. Европейские евреи в течение двух лет с сентября 1939 г. находились во власти нацистов, большинство из них в условиях гетто умирали от голода, однако их физическое уничтожение путем насилия не проводилось.

Нападение на Советский Союз открыло перед нацистами новые перспективы решения еврейского вопроса. 22 июня 1941 г. стало поворотным пунктом в трагедии евреев.

Именно на оккупированных советских территориях начинается массовое тотальное уничтожение евреев, причем убийства проводятся с первых дней оккупации как руками эйнзаткоманд, так и местными жителями из состава многочисленных добровольческих полицейско-карательных формирований. Особенно быстро и жестоко эти убийства происходили на территории Прибалтики и Украины.

Массовые убийства происходят на глазах местного населения и с его участием. Достаточно вспомнить погромы во Львове и Каунасе, в ходе которых тысячи евреев были зверски убиты местными убийцами. Колонны уходящих на смерть евреев проходят по улицам городов: Киев (Бабий Яр), Рига (Румбуле), Даугавпилс, Минск, Каунас… В десятках маленьких городов происходит то же самое. Расстрелы происходят в самих населенных пунктах, на их окраинах, либо неподалеку от них. Звуки выстрелов не оставляют сомнения в происходящем и все местное население знает о судьбе евреев. У жителей Киева не было сомнений в том, что произошло с евреями в Бабьем Яру,

В Европе все происходит по-другому. Европейские граждане, после оккупации своих стран экономически участвуют в агрессии против СССР, работая на Германию, производя военную продукцию, снабжая ее продовольствием. Например, рабочие Чехии к концу 1941 г. производят для вермахта 30% танков, 25% грузовиков и прицепов, и 40 % стрелкового оружия. Для того чтобы 2 млн. чешских рабочих хорошо работали на Германию им повысили зарплату, для занятых в военной промышленности выделили 200 тыс. пар обуви, повысили норму отпускаемых жиров, реквизировали гостиницы и пансионаты на курортах Богемии, например, Карлсбад и организовали в них дома отдыха для чешских рабочих[47]. Уровень жизни чешского рабочего оказался выше, чем в независимой Чехословакии. Поэтому никакого чешского народного сопротивления оккупантам не существовало до разгрома Германии в мае 1945 г.

Почти похожая ситуация сложилась в оккупированных Франции. Бельгии, Голландии, Дании, Норвегии. Вся центральная Европа без особых угрызений совести добровольно работала на оккупантов.

Однако, если большинство жителей названных стран участвовали в агрессии и совершении преступлений экономически, то граждане советских оккупированных территорий и физически, принимали участие в убийствах и ограблении. И они, в отличие от западноевропейцев, не могут сослаться на незнание того, что происходит или произошло с евреями. Не могут, так как убийства совершаются на их глазах, а также с их прямым или косвенным участием.

В Европе местное население могло догадываться об убийствах евреев, но могло и занимать позицию: нам ничего неизвестно, мы не знали. Ведь евреев не убивают в Берлине, Париже, Праге, Брюсселе, Амстердаме, других городах. Их куда-то увозят. Говорят на Восток, говорят даже в Палестину. Конечно, можно было догадываться, но и в самой Германии немцы не позволяли себе видеть очевидное. Действительно, на самом деле, на глазах местного населения центральной Европы евреев не расстреливали, не вешали, не сжигали. Мы можем назвать три деревни, уничтоженные вместе с жителями: в Чехословакии – Лидице (из 483 жителей все мужчины расстреляны, женщины отправлены в концлагерь, дети переданы в детские дома) и Лежаки (34 жителя расстреляно)[48] (1942 г.), Причем это конкретные ответные акции: на убийство Гейдриха. Символом немецкого варварства и жестокости стало также зверское уничтожение жителей во французской деревне – Орадур Сюр Глан (10 июня 1944 г.)[49].

 Во всей центральной Европе есть специально отведенные места для расстрелов: тюрьмы, форты, где расстреливают участников движения Сопротивления. Почему такие особые условия? Европа это единое социально-культурологическое пространство и немцы его неотъемлемая часть. Поэтому нацисты и ведут себя более сдержано, желая сохранить лицо «культурной нации». А вот в Польше, Югославии, СССР, все наоборот. Убивают на глазах местного населения. Почему? Это славянские страны. Здесь мощное движение сопротивления, а потому и жесточайшие формы подавления этого сопротивления. Но, кроме того, и это главное, по расовому учению нацистских «ученых», славяне – «унтерменши-недочеловеки», они всего лишь на одну ступень выше евреев. Поэтому часть из них можно уничтожить, остальных запугать; стравить разные народы, проводя политику: разделяй и властвуй. Поэтому украинские полицейские батальоны действуют в России, Белоруссии, Польше; эстонские, латышские и литовские – в Белоруссии, России, Украине, Польше.

В то время как уничтожение советских евреев началось с первых дней войны, западноевропейское еврейство, подвергаясь ограничениям и репрессиям, питала надежды на будущее. Однако 20 января 1942 г. в Берлине на улице Гроссен Ванзее № 56- состоялось совещание, на котором было принято решение о судьбе западноевропейского еврейства. Докладчиком выступал руководитель СД Рейнгард Гейдрих. Речь шла об 11 млн. евреев, проживавших в Европе, включая неоккупированные страны, а также страны союзников нацистской Германии. Однако еще в преддверии работы Ванзейской конференции немцы начали массовое уничтожение польского еврейства. первый лагерь уничтожения, лагерь смерти – Хелмно, начал работать 8 декабря 1941 г. и работал с небольшими перерывами до января 1945 г. В Хелмно уничтожено около 300 тыс. евреев.

В марте 1942 г. началось строительство еще трех специальных лагерей предназначенных только для уничтожения евреев без всякой селекции. Белжец начал работать в марте 1942 г., и убивал по декабрь 1942 г. Собибор «трудился» с мая 1942 г. по октябрь 1943 г. Треблинка, в которой было уничтожено более 800 тыс. евреев работала с июля 1942 г. по август 1943 г. Началось осуществление операции по уничтожению евреев Европы. После убийства Гейдриха в Праге в мае 1942 г., операция получила название «Рейнхард» по имени основного докладчика Ванзейской конференции. Эшелон за эшелоном с евреями из стран Европы отправлялись в лагеря смерти. Два ранее существовавших лагеря: концлагерь Аушвиц-Освенцим (действует с 1940 г.) и лагерь для советских военнопленных Майданек (действует с октября 1941 г.) с лета 1942 г. превращаются в лагеря уничтожения. Центром уничтожения становится Польша, на территории которой расположены все 6 лагерей смерти.

Уничтожение советских евреев носило примитивный варварский характер и потому не требовало от нацистов особых финансовых вложений и участия хозяйственных госструктур. Уничтожение европейских евреев было поставлено на промышленную основу и в их уничтожении были задействованы целые государственные и хозяйственные службы и системы (ж.д. транспорт, химические предприятия, (производство Циклона «б», строительные фирмы, заводы по производству печей, другие предприятия, министерства)

Именно участие конкретных государственных политических, хозяйственных структур Германии и позволило нацистам в короткие сроки от полутора до 2-х лет уничтожить около 4 млн. европейских евреев, это без учета уничтоженных на территории СССР в границах 1941 г.

Примечания

[1] Москва военная. Мемуары и архивные документы. Изд. Мосгорархив. М., 1995, с. 591.

[2] Б.В. Соколов. Оккупация.Правда и мифы. М.,, «Аст-Пресс книга».2002,с. 23.

[3] Лемперт Г.Л. Демографический анализ последствий немецкой оккупации в 1941-1945 гг. по Латвийской ССР. Рига, 1946. Цитирую по: А.С. Сонин.: ВАК в СССР в послевоенные годы: наука, идеология, политика. ВИЕТ. 2004. № 1,с. 22-23. 

[4] Aрхив Яд Вашем. М-33/997, л. 15-16.

[5] Там же, л. 30.

[6] Там же, л. 6.

[7] Там же, л.31.

[8] Б.В. Соколов. Оккупация. Правда и мифы. М «Аст-Пресс книга».2002,с. 123

[9] Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов в семи томах. Изд. Юридической литературы. М., 1959 г. Т. 4, с. 731.

[10] Жизнь в тени смерти. Каунасское гетто и девятый форт. Тель-Ицхак, 1992, с. 22.

[11] Б.Н. Ковалев. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России 1941-1944. М., 2004, с. 401.

[12] История Латвии ХХ век. Jumava. 2005, с. 298, 302.

[13] Архив Яд ва-Шем. М-53/94, л. 7.

[14] Ю. Давиденко.Соцiально-политичне та культурне життя на черниговщини в период немецкой оккупации 1941-1943 рр. Сб. «Друга свiтова вiйна I доля народiв Украiни.Матерiали 2-I Всеукраiiнськоi науковоi конференцii м. Киiев, 30-31 жовтня 2006 р. Кiев.2007,с. 197.

[15] Архив Яд ва-Шем. М-37/569, л. 25.

[16] Всего на оккупированной территории РСФСР в 1941-1943 гг. было открыто 2150 православных храмов. Только на территории Новгородской области в оккупации было открыто 40 новых церквей, в Псковской области – более 60. Б.Н. Ковалев. Указ соч., с. 437,474.

[17] Кроме того, 16 декабря 1942 г. было получено разрешение от начальника полиции безопасности и СД на переселение в Крым 25 тысяч татар из Литвы, Белоруссии и Румынии. Причем 600 из них были сельскохозяйственные и технические специалисты. О.Романько. Крымско-татарская эмиграция в годы Второй мировой войны и ее сотрудничество с военно-политическим руководством третьего Рейха. Сб. «Друга свiтова вiйна...», с. 102-103. Б.Н. Ковалев. Указ соч., с. 464-465.

[18] История Латвии ХХ век. Jumava.2005, с. 262.

[19] Ж. Ковба. Релiгiйне життя евреiв Схiдноi Галичини в перiод Другоi свiтовоi вiйни. Сб. «Друга свiтова вiйна I доля народiв Украiни... с. 143.

[20] Б.Н. Ковалев. Указ соч., с. 340.

[21] Там же,с.355,358-359.

[22] Latvija Otrajā pasaules karā (1939-1945). Rīgā:.Jumava.2007,307-311.lpp. История Латвии ХХ век. Jumava.2005, с. 299-303.

[23] Ю.Давиденко.Соцiально-политичне та культурне життя на черниговщини в период немецкой оккупации 1941-1943 рр. Сб. «Друга свiтова вiйна I доля народiв Украiни... с. 196-197.

[24] Там же,с. 197.

[25] Архив Яд Вашем.М-53/94,л.7

[26] Архив Яд Вашем.М-53/94,л.7

[27] Б.Н. Ковалев. Указ соч., с.364-369.

[28] Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов в семи томах. Изд. Юридической литературы. М., 1959 г. Т.4, с. 40,89, 93,95,109. Мы обвиняем. Изд. «Лиесма».Рига,1967,с. 9.

[29] Борьба за советскую Прибалтику в Великой Отечественной войне 1941-1945. В 3-х томах, Т.3, с.215.

[30] А.Попов. НКВД и партизанское движение. Факты и документы. М., «Олма –Пресс»,2003,с.73

[31] Там же,с.233.

[32] Сообщения Разведотдела Украинского штаба партизанского движения по состоянию на 7.08. 1942 г. Архив Яд Вашем М-37/419,л.42.

[33] Б.В.Соколов. Оккупация.Правда и мифы. М.,, «Аст-Пресс книга».2002,с71.

[34]В.И.Боярский. Указ соч., с.100

[35] В начале 1943 г. в «восточных войсках «насчитывалось 176 батальонов и 38 рот общей численностью от 130 до 150 тыс. человек. Причем, 51 батальон из числа русских , украинцев, белорусов. Это без полицейских и эсэсовских подразделений. Б.Мюллер-Гиллебранд. Сухопутная армия Германии 1933-1945. справочник. М.,2002,с.389-390. См. также: С.Дробязко. А. Каращук. Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС.М., 2000. С.Чуев. Проклятые солдаты Предатели на стороне III рейха. М., 2004., и др.

[36] К.М.Александров - Офицерский корпус генерал-лейтенанта А.А. Власова, 1944 - 1945. - СПб.: Русско-Балт. информ. центр "БЛИЦ", 2001

[37] Б.В.Соколов. Оккупация.Правда и мифы. М.,, «Аст-Пресс книга».2002,с.117.

[38] А.Подольский. Проблема коллаборации на Украине в период Холокоста: некоторые аспекты исследования и историографии. Сб. «Друга свiтова вiйна I доля народiв Украiни... с.385.

[39] С.Дробязко,А.Каращук. Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС. Изд. «Аст». М., 2000,с.42-43.

[40] Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупацмм (1941-1944 ), 37.

[41] А.Попов. НКВД и партизанское движение. Факты и документы. М., «Олма –Пресс»,2003,с.41.

[42] Там же,с. 44.

[43] Архив Яд Вашем.М-53/89,л. 2.

[44] Архив Яд Вашем. TR-10/597,II, л.1-13.

[45] Такой же по сути карательной акцией после войны были массовые депортации населения в Украине, Литве, Латвии и Эстонии. Их основной целью была не столько последующая коллективизация, сколько стремление лишить материальной базы действующие антисоветские силы и покарать родственников участников движения сопротивления

[46] Г. Черномордик. 22 месяца в Брянских лесах. Воспоминания бывшего пулеметчика 5-й Воргинской партизанской бригады им. Сергея Лазо. Архив автора,с.40.

[47] Ю.Чупров.Райнхард Гейдрих. Путь к власти. В книге: Райнхард Гейдрих – паладин Гитлера. М., «Эксмо»,с.110-111.

[48] Д.Гамшик,И.Пражак.Бомба для Гейдриха. В книге: Райнхард Гейдрих – паладин Гитлера. С. 322,353-354.

[49] Нюрнбергский процесс … т.3,с..332-336.

 

оперативное лечение желчнокаменной болезни
К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 8592




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer3/Shneer1.php - to PDF file

Комментарии:

Эллан, Мельбурн
- at 2012-10-19 23:20:28 EDT
Сталья, посвящённая геноциду евреев на окк. территориях хорошо написана и даёт глубокий анализ особенностей отношения немцев там к евреям. Многие факты, например о стирилизации женщин-евреек в Латвии были мне ранее известны только "понаслышке".
Яков Ходорковский
Израиль - at 2010-03-12 10:18:29 EDT
Спасибо автору за очень нужную и глубокую статью, по сути , целое исследование. Хотя с сожалением должен признаться, что сомневаюсь, что наших недругов, количество которых не уменьшается, эта статья заставит пересмотреть свои взгляды.
Матис
Рига, Латвия - at 2010-03-10 12:14:34 EDT
Нипзкий поклон автору! Печально только, что масса фашиствующих "комментаторов" в интернете (и не только) врядли прочтет эту убийственную статистику. Впрочем, если прочтет, ничего не изменится - горбатого могила исправит. Но, вдруг хотя бы одного "выпрямит"...
Буквоед
- at 2010-03-10 06:53:39 EDT
Статья полна внутренних противоречий. Чехи - славяне, их Гитлер ненавидел лютой ненавистью еще со времен венской молодости, так что описывать их жизнь как райскую не проходится, и уж тем более в таких словах: "....на Германию им повысили зарплату, для занятых в военной промышленности выделили 200 тыс. пар обуви, повысили норму отпускаемых жиров, реквизировали гостиницы и пансионаты на курортах Богемии, например, Карлсбад и организовали в них дома отдыха для чешских рабочих[47]". Цитата эта говорит об уровне российской пропаганды, жертвой которой стал автор: так, Карлсбад находился не Богемии, а в рейхсгау Судетенланд, так что ни о каких чехах в этом немецком районе и речи быть не могло. Далее, автор пишет, что "...никакого чешского народного сопротивления оккупантам не существовало до разгрома Германии в мае 1945 г." и тут же говорит и об убийстве Гейдриха, который был рейхспротектором Богемии и Моравии, совершенном чешскими патриотами, и о Лидице.

Соплеменник
- at 2010-03-10 00:12:34 EDT
Статья Арона Шнеера - хороший знак.
Всё больше достоверных фактов, скреплённых воедино.
Большое спасибо автору.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2010-03-08 18:42:23 EDT
Я думал, что мне уже трудно сообщить что-то новое о Катастрофе, а здесь все новое: так бесстрастно и убедительно показана относительно нормальная жизнь других народов в условиях оккупации. Это - очень хорошая и нужная статья.

Я помню, как лет десять назад мы с женой пришли в частный дом в нашем городке, где выступал кандидат Республиканской партии. Хозяйка, услышав наш акцент, тут же заговорила с нами по-русски. Оказалось - эстонка, пианистка, всю войну проучившаяся в Зальцбурге. "Как! - воскликнул я, - было можно как ни в чем ни бывало учиться музыке?" "Но это же Зальцбург!" - протяжно ответила хозяйка. Т.е., если ты не еврей, можно было просто не заметить войну. Ни один еврей так сказать бы не мог.

Моисей Борода
Herne, Германия - at 2010-03-08 17:28:01 EDT
Замечательная, фактами подкреплённая статья! Можно только пожелать автору дальнейших успехов. Возможно, что за стаьёй "скрывается" замысел книги
Андрей Чередник
Вена, Австрия - at 2010-03-08 13:16:44 EDT
Арон, спасибо, дорогой. Страшные цифры, страшная статья...
Андрей

Igor
Boston, Massachusetts, USA - at 2010-03-08 11:33:35 EDT
Изумительная и убедительная статья (как и все предыдущие Арона Шнеера), ставящая все точки над "i".
С удивлением понял после прочтения статей Е.Берковича и А.Шнеера что до конца не знал всю историю вопроса.
Интересно, что тема коллаборционизма во времена СССР вообще, а в особенности украинского сотрудничества, была одной из самых больших секретов, охраняемых государством. Лишь только значительное ухудшение российско-украинских отношений в последние годы подвигло российские власти на открытие этих тайн, я имею в виду, например, док. фильм "Горькая правда Хатыни".

Aschkusa
- at 2010-03-06 18:08:40 EDT
Блестящая по своей аналитичности и иллюстрацией фактами статья, продолжающая и развивающая cо своей стороны импульсы статьи Е.Берковича в предыдущем номере.
Бесстрастный анализ и очень убедительные выводы - хороший рецепт для прекрасной публицистики.