©"Заметки по еврейской истории"
Июнь 2009 года

Михаил Пойзнер


Достался нам век неспокойный...


История эта имеет длинную предысторию. Хотя, наверное, могла быть пересказана вкратце. Собственно, только сюжетная линия. Может быть, и этого было бы более чем достаточно.

Начну, пожалуй, так.

Умер в штате Оклахома, в каком-то обычном американском городке, обычный россиянин 82 лет от роду, обычный эмигрант. Назовём его Василий Михайлович Фридан. На этом-то всё обычное и заканчивается.

Немногие из очень немногих знали действительную историю Васи Фридана – парня откуда-то из-под Саратова или Тулы, заброшенного в Америку очередной эмиграционной волной в середине 70-х уже прошлого века.

Как говорил когда-то Высоцкий словами такого же парня:

...За что мне эта злая,

Нелепая стезя –

Не то чтобы не знаю, –

Рассказывать нельзя...

Теперь рассказывать уже можно. И нужно.

Жила в Одессе, где-то на Колонтаевской – этой настороженной молдаванской улице, обычная еврейская семья. Отец, мать, сын и дочь. Жили, как все вокруг, особенно ничем не выделяясь. Отец работал примусником на Привозе. Мать хозяйничала по дому, подрабатывая ночами шитьём тряпичных валенок и фуфаек. Сын 1923 года рождения, дочь – где-то там 1930-го.

Детство. 5-й трамвай, 14-я школа, Староконный базар…

Парень окончил семилетку, учился в Черноморской школе юнг. Потом – обычное мореходное училище, стал матросом-мотористом. Потом – пароход «Крым». Потом война...

Черноморский флот. Сначала Одесса, потом Севастополь, потом Новороссийская военно-морская база. Потом морская пехота. Многих снимали с кораблей – на суше они были нужнее.

Ещё до этого он мог утонуть на «Армении» – санитарном судне. Как говорится, Бог миловал. Сняли буквально с трапа...

Отгремел 1941-й, пробежали 1942-й и 1943-й. Были ранения – разные ранения. После контузии, из Севастополя, на носилках успели погрузить чуть ли не на последнее судно... Стук колёс санитарного поезда, увозящего в тыл. Госпитали, операционные, реабилитация… Потом опять штыковые атаки, рукопашная с наброшенным на руку ремнём с морской бляхой... вместо автомата. Радость побед местного значения...

В 1944-м уже чувствовался воздух той самой большой Победы. Двигался к ней шагами, полз, отвоёвывал метр за метром, дом за домом, город за городом...

Одесса уже была свободна. Ещё, казалось, ты никогда не был так близок к ней. В каких-то ста километрах от дома осколок зацепил ногу. Как-то обошлось, рана заживала быстро. Уже почти снова стоял на своих двоих... Летом 1944-го, после госпиталя (эти походные госпитали были почти в каждой школе, каждом клубе), наш парень всё-таки попал в Одессу. Проездом, догоняя свой полк.

Уже освобождали Молдавию, фронт двигался дальше – на Румынию и Венгрию. В тылу стояла полная неразбериха. Части из резерва подтягивались в прифронтовую полосу для пополнения действующей армии. Толчея на мобилизационных пунктах... Тылы подчищал СМЕРШ, на местах уже устанавливалась законная власть.

И вот Одесса. На всё про всё – не более трёх часов. Прошёл через весь город – от разрушенного железнодорожного вокзала до своей Колонтаевской. И вспомнил многое... Несколько раз останавливал военный патруль. Ребята улыбались, увидя по документам, что он одессит.

В лихом парне в синей фланельке и бескозырке, с боевыми наградами тяжело было узнать того 18-летнего пацана, который уходил с этого двора в военную бесконечность.

Всё быстро стало на свои места. Во дворе помогли разобраться. Мать, отец и сестра убиты ещё в ноябре 1941-го. Сосед по лестничной клетке прятал их у себя. Румынские полицаи вместе с нашими «помощниками», обшарив двор, уходили ни с чем. Но что-то пронюхавший дворник вернул их назад и дал правильную ориентировку. Жена дворника даже помогла открыть своим ключом нужную дверь чёрного хода. За укрывательство евреев расстреляли и соседа.

...Зашёл в дворницкую. Ноги сами шли. В кармане рука сжимала трофейный браунинг. Дворник нагло ухмылялся. Его жена не могла успокоиться: «Смотри, не всех ещё добили. И этот опять здесь...». Он не слыхал её слов, глаза натыкались на знакомые вещи из родительской квартиры. Всё то, что стояло перед глазами все эти годы.

Парень объявил приговор, и сам привёл его в исполнение. Браунинг не подвёл... Говорят, что потом – и в 1945-м, и в 1946-м, и даже в 1947-м уже другие искали того дворника. Чтобы рассчитаться. И власти тоже искали. Но рассчитываться уже было не с кем...

Дальше опять война. Он всё-таки попал к своим – успел догнать ещё в Молдавии. Просто на распределительном пункте его случайно узнал прежний помполит.

Одесские соседи, которые указали на дворника, тут же указали властям и на того, кто подвёл черту в «дворницком» деле. В СМЕРШе напрасно хлеб не кушали. В особый отдел воинской части полетело распоряжение: «В связи с возбуждением уголовного дела по факту убийства... срочно этапировать такого-то к месту совершения преступления...» Странно, как в такой неразберихе сработала и завертелась следственная машина. Странно вообще, что кто-то начал его искать и в конце концов нашёл. Такое вот счастье...

Комбат начинал с ним ещё с самого Севастополя. Начинал младшим лейтенантом – после ускоренного выпуска военного училища. Он, как и многие с переднего края, мягко говоря, не любил контрразведку. А ещё выдать человека, с которым из окружения выходил, с которым все эти годы «загибался» по сто раз на день, с которым хоронил своих, начиная с Севастополя и Инкермана... Он выслушал парня, стукнул кулаком по столу: «Ты всё правильно сделал. У нас, в Сибири, поступили бы также... Когда всё это закончится, только одному Богу известно. А пока – война... Ты здесь нужнее, чем там. Сколько из тех, наших, теперь осталось – сам видишь. Я да ты... Так что воюй! Лучше, чем раньше, не надо...»

За словом последовало дело. На запрос СМЕРШа из части ответили, что разыскиваемый такой-то геройски погиб... вчера в бою. Всё. Такого больше нет. Потом старшина выправил красноармейскую книжку. Имя чуть подправили, в фамилии выбросил всего одну букву – букву «м». Букву, изменившую саму суть.

Так одессит Виля Фридман превратился в Васю Фридана.

Дальше уже воевал Вася Фридан. Начал воевать, как говорится, с «белого листа». Всё, что было до этого, его не касалось. Прежние награды тоже. Всё это было в другой жизни, с другим человеком. И новенькую «Красную звёздочку» уже вписали в новую орденскую книжку – орденскую книжку матроса Василия Михайловича Фридана. Это в конце августа 1944-го – за Кицканский плацдарм, форсирование Днестровского лимана и десант в районе Аккермана.

А вообще, кто тогда, на передовой, смотрел в документы? Смотрели, как ты воюешь... А писарями были ребята, которые иногда с трудом писали. Даже туркмены и узбеки, которые и русского-то толком не знали. Представить только всеобщий хаос в прифронтовой полосе. А толпы на пересыльных пунктах, где собирались профильные команды для боевых частей? А новые призывники?! Короче, всё говорило про то, что комбат принял правильное решение.

Дальше он воевал в Венгрии и Австрии. Против немецкой группы армии «Юг». Пришлось форсировать Дунай, а в марте 1945-го прорывать оборону Секешфехервара, биться за Вену. Об этом напоминала Васе Фридану медаль «За отвагу».

До Берлина он так и не дошёл. После переформирования – на Дальний Восток, через всю страну – в теплушках и открытых платформах. Железнодорожные станции и разъезды, полустанки и узловые точки. Казань, Челябинск, Новосибирск, Иркутск, Чита, Хабаровск, Владивосток... Казалось, это никогда не закончится. Встречающие, спирт, полевые цветы и слёзы. Много слёз...

С Японией разобрались быстро. В августе 1945-го морской пехотинец Вася Фридан в составе Северной Тихоокеанской военной флотилии освобождал Южный Сахалин, участвовал в захвате порта Торо и военно-морской базы Отомари. Медаль «За победу над Японией» и сквозное ранение спины – память о Сахалине.

...Как ни странно, он поначалу даже пугался мысли, что война может вот-вот закончиться. А что потом?

Куда потом?!

Одесса закрыта на всю жизнь...

Одесса – куда рвался всю войну.

За что воевал...

За что умирал...

Туда пути нет.

Тогда, в октябре 1945, на Сахалине ему улыбнулась девушка-ефрейтор связи. Они поженились, а после демобилизации поехали к ней. Почти в глубинку России – осели там.

И все годы эти хранил Вася Фридан свою тайну.

А Одессу увидел всего один раз, только в июле 1952 года. Проездом. Нельзя было отвертеться – направили в командировку на Украину.

Только-только отстроили железнодорожный вокзал. Он вышел из поезда, глубоко надвинув шляпу на самые глаза. Вокруг била незнакомая одесская жизнь. С Привокзальной площади посмотрел на убегающую вдаль Пушкинскую... Представил себе сетку одесских улиц. «Про себя» последовательно перечислил все улицы – аж до самой Дерибасовской. С этим пересел в автобус и поехал дальше.

Дальше по жизни...

А как жил? Вот так и жил – «перебивался», «ставил» детей на ноги, «гнал» план, платил партвзносы и думал, что уже завтра будет лучше.

А потом – Америка, так дети захотели. Но это уже другое…

В тяжёлые минуты мысленно искал тот, ещё довоенный, 5-й трамвай. Его перезвон возвращал снова и снова в Одессу, на Колонтаевскую.

Резко оглядывался, внезапно узнав в толпе, как казалось, знакомое одесское лицо. Но так только казалось.

...Потом, спустя годы, его много раз спрашивали, не жалеет ли он?

Не жалеет ли о случившемся? Может, надо было не обратить внимания, пройти мимо...

Нет, сожалений нет.

Убил бы столько раз, сколько бы встретил. Вернее, встречи бы не ждал. Из-под земли достал бы.

...Незаметно пробежало время, расставив по своим местам города и людей, события и страсти, любовь и ненависть. И через всё это прошёл строевым шагом матрос-пехотинец Виля Фридман – переименованный жизнью, отлученный от Одессы, загнанный в угол. Человек с достоинством, не запертым текучкой и серой повседневностью.

Спросите тех, кто воевал…

...Еще лет тридцать назад от одного моряка-одессита я услышал историю, буквально ошеломившую меня.

Как-то под аргентинским фрахтом мой случайный знакомый зашел на Красное море, в израильский порт Эйлат. Уже сам по себе этот факт для тех лет был довольно неожиданным. С 1967 года мы с этим государством вообще никаких отношений не поддерживали. А что можно было узнать о нем из наших газет или телевизора? Кроме того, что это – агрессор – и что там не все, как у людей, – больше ничего.

И тут этот одесский парень, уже повидавший на свете немало, «к слову» рассказал то, что сам не мог осмыслить

...В марте 1949, когда основные события Войны за независимость разворачивались на севере только что созданного Израиля, какая-то умная еврейская голова еще раз внимательно «просмотрела» решения ООН о разделе Палестины на два самостоятельных государства. Просмотрела и поняла, что в этом документе южные границы нового государства четко не обозначены, а значит, все-таки есть место для самодеятельности.

На свой страх и риск этот военный бросил на юг группу десантников. Отбирались добровольцы. Люди эти шли на явную смерть. Чем дальше они удалялись на юг, тем реальнее становилась угроза быть отрезанными от основных сил. И вот эти плохо вооруженные, разговаривающие к тому же на разных языках люди, преодолев более 500 километров по мертвой пустыне, вышли к Красному морю и ворвались в прибрежный населенный пункт. Десантников здесь никто не ждал. Малочисленный иорданский гарнизон в панике бежал... Так без единого выстрела Израиль получил выход в Красное море, что потом было официально закреплено в специальных международных документах.

Солдаты шли умирать, поэтому никто не подумал прихватить с собой обычный израильский флаг. Пришлось водрузить необычный – на белой простыне с помощью чернил дорисовали шестиконечную звездочку и все необходимое. Командир десантников отстучал главе государства историческое «радио»: «...Сегодня, такого-то числа, такого-то года, наши ребята подарили Израилю выход в Красное море...».

Восхищаясь этим «броском на юг», морячок все время недоумевал. Он никак не мог отказаться от навязанного всем многолетнего стереотипа. Евреи воевали? И еще с такой решимостью?! Нет-нет! Здесь что-то не так…

А историю эту я вспомнил, пробираясь как-то мимо заброшенных могил, по узкой тропинке нашего одесского 3-го кладбища. С овальной фотографии, закрепленной на гранитной плите одного из памятников, на меня внезапно взглянула очень красивая молодая девушка в морском берете со звездочкой, тельняшке и гюйсе. Под фотографией было написано «Памяти Симочки Индик, погибшей в годы войны». Кажется, так...

Где она проходила службу? И кем – связистом? Медработником? В разведке? Где и при каких обстоятельствах погибла?

Конкретно за нее ответили другие.

Не все торговали в лавке. Далеко не все отсиживались в Ташкенте... на «5‑м Украинском фронте».

Евреи воевали.

Об этом не писали, не снимали, не говорили громко. Статистика противоречила официальной политике, потому была вредна. Да и не говорили бы до сих пор. Просто время другое – такое лицемерие уже не проходит... О многих просто забыли. О многих забыли не просто. Их бы и сейчас с удовольствием «перевели» в другую национальность. Лишь единицы получили Золотую Звездочку. Давали, когда уже очень-очень нельзя было не дать... Да в этом ли только дело?

Награжденные и ненагражденные... Обычные рабочие войны. По меткому выражению И. Эренбурга, «...никому не передоверившие свое право на месть». Их сотни тысяч.

...А комиссар ледокола «Сибиряков»?

О подвиге «Сибирякова» писали даже в отрывных календарях. О комиссаре же – ни слова... После неравного боя с линкором «Адмирал Шеер» немцы сняли с тонущего ледокола экипаж. Сошли все, даже вынесли на носилках капитана...

Не сошел лишь комиссар – Зейлик Абрамович Элимейлах. Он утонул вместе с судном, в ледяной воде, на виду у всех— у флага, прижав руку к козырьку...

Эти евреи всегда не так, как все...

В немецкой истории Второй мировой войны («Битва на море») отдельно упоминается подвиг этого человека, исполнившего свой долг до конца. В немецкой, но не в нашей...

Когда-то по горячим следам, в память Элимейлаха в Карском море был назван остров. Теперь же нам говорят, что остров назван, по-видимому, в честь... норвежского исследователя Арктики.

Никто не помнит.

И на ум не приходит, что комиссар «Сибирякова» – еврей из Гомеля, отмеченный за свой подвиг... орденом Отечественной войны II степени(?!).

А Ефим Дыскин?

В ноябре 1941-го под Волоколамском, когда погиб весь орудийный расчет, он сам точным огнем уничтожил четыре (!) танка. Сам подносил, заряжал, стрелял...

«Молчал» весь участок фронта. Зам. начальника Генерального штаба Василевский спросил: «Чья пушка стреляет?». Стреляла пушка Дыскина.

Он, тяжело раненный, продолжал вести бой, уничтожив прямой наводкой еще три (!!) танка.

Этим евреям больше всех надо...

Когда уже престарелого маршала Жукова спросили, какое представление на звание Героя больше всего запомнилось, он, не задумываясь, ответил: «Представление на 17-летнего наводчика орудия Дыскина».

Жуков считал его погибшим. Но Дыскин выжил, как говорится, всем смертям назло.

А Леня Окунь?

Он был первым и единственным в Красной Армии 14-летним (!!!) кавалером двух орденов Славы. Все перепало на долю этого мальчика – муки и унижения Минского гетто, убийство родителей, тяжелые ранения и дерзкие партизанские рейды. Он стал «стреляным» бойцом, бесстрашным военным разведчиком, народным мстителем.

Чему только эти евреи учат своих детей уже с малых лет?…

А 27-летний полковник Юфа?

В 1943-м он сумел без потерь (!) переправить через Днепр в полном составе (!!) несколько (!!!) гвардейских минометных частей. «Катюши» потом сыграли чуть ли не решающую роль в Киевской наступательной операции.

И это в то время, когда рядовому давали Золотую Звездочку и – поначалу – даже звание майора (!), если он переплывет Днепр и закрепится до подхода основных сил. А тут целые минометные части!

Эти евреи всегда что-нибудь придумают...

Трезвый расчет, хладнокровие и мужество сделали свое дело – Юфа для всех приблизил час Победы.

А контр-адмирал Абрам Богданович?

Он был самым «большим» морским начальником в блокированном Ленинграде. Была такая должность – начальник охраны водного района Невы. Кроме всего прочего, чем же занимался этот Абрам?

В Нарвском заливе немцы «засеяли» минные поля, обозначая для себя проходы вехами. Богданович разгадал их «систему» и... переставлял вехи. Немцы, двигаясь, как им казалось, безопасным фарватером, натыкались на свои же мины. Только за один раз три новеньких эсминца нашли себе здесь могилу. А сколько было таких «разов»?

Эти евреи всегда хитрят...

Моряки называли его Абрам Невский – что-то среднее между Абрамом Богдановичем и… Александром Невским.

А комиссар Брестской крепости?

У него была «удачная» фамилия – Фомин. Остальное, правда, «подвело» – Ефим Моисеевич. Все, что мы знаем о Брестской крепости: организованный отпор врагу, осмысленность действий, решимость сражаться до конца – все это – 32-летний полковой комиссар Фомин.

В итоге – предан одним из «защитников-героев»: расстрелян, не отходя от ворот крепости.

Немцы выстроили только что захваченных в плен и чисто автоматически приказали: «Коммунисты, комиссары, евреи...».

Среди грязных, изможденных, без документов и знаков отличия, в лохмотьях... никак нельзя было определить, кто есть кто.

Один из защитников указал на Фомина: «Это не просто еврей, это самый главный... Он заставлял оказывать сопротивление».

Так этим евреям и надо...

В 1965-м, к двадцатилетию Победы, искали, кому еще дать Золотую Звездочку за Брест. На Фомина не хватило…

А командир особого разведывательного партизанского отряда Дмитрий Николаевич Медведев? Еще один с «удачной» фамилией…

Кто не читал «Сильные духом»?

Кто не слыхал о легендарном Николае Кузнецове? Это он, Медведев, чекист и контрразведчик, готовил, наставлял и руководил Кузнецовым – «Зибертом». Это его люди в глубоком тылу, на Западной Украине, наводили ужас на «новых хозяев». Это он не давал покоя фашистским прихвостням, напоминая, что возмездие неотвратимо.

И в отряде Медведева, как и в отрядах Ковпака и Вершигоры, было немало евреев-подрывников, разведчиков, медработников. Рядовых и офицеров «с еврейской смекалкой». Мужчин и женщин, детей и подростков.

Звездочку Героя Медведев получил еще в 1944-м. В лихие 1950-е, в пору борьбы с космополитизмом, изгнанный из органов ...«по состоянию здоровья» и ушедший из жизни всего в 56 лет.

Эти евреи всегда отсиживаются где-то в тылу…

А морской летчик Михаил Плоткин?

Это он 8 августа (!) 1941 г., а затем вторично (!!) 9 августа бомбил… Берлин.

Этим евреям всегда мало…

Поднялись с острова Сааремаа, на Балтике, с максимально возможным боезапасом, отбомбились и вернулись на базу. Германия замерла…

В начале войны Звездами не разбрасывались. Плоткин получил…

А командиры подводных лодок?

Это летчиков готовили, как шоферов. Трехмесячные курсы – и за штурвал. Командиры подводных лодок были профессиональными моряками, гордостью русского флота…

И здесь евреи «наследили».

Эти евреи – везде они есть…

Израиль Фисанович, Иосиф Израйлевич, Григорий Кукуй, Исай Зельбст, Александр Каутский, Владимир Коновалов, Самуил Богорад, Аркадий Моисеев, Илья Браун, Эдуард Бродский, Исаак Кабо, Роман Линденберг, Яков Хмельницкий, Иосиф Юдович, Бенцион Буянский, Мойсей Шлионский, Семен Эпштейн, Сергей Могилевский, Израиль Сивориновский, Адольф Резников, Абрам Темин, Израиль Быховский, Евгений Расточиль, Абрам Александровский, Василий Комаров, Григорий Гольдберг, Борис Марголин.

И это только самые-самые – 27 из 229 командиров подводных лодок, участвовавших в боевых походах. Многие погибли. Трое – Фисанович, Богорад и Коновалов – стали Героями Союза. Замолчать их не смогли...

А сколько флагманских штурманов, командиров бригад (!!) и дивизионов (!) или просто – рулевых, акустиков, торпедистов? Были, оказывается, евреи даже подводники.

Так это было...

Так же, как и было другое. Во все послевоенные годы, когда в маляры или портные – пожалуйста! Зарабатывайте деньги... В моряки? Вы что?!! Надо знать свое место...

Только ли в моряки?!

А командующие «фронтами тыла»?

А Исаак Мойсеевич Зальцман?

В 33 года – директор Путиловского завода в Ленинграде. Узнай об этом, царь-батюшка перевернулся бы в гробу.

В 36 лет – директор Танкограда(!) в Челябинске, одновременно – зам. наркома танковой промышленности, а затем и нарком(!).

Это благодаря Зальцману весь мир увидел 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве, на историческом военном параде, танки.

Сталин позвонил Зальцману в Челябинск. Где взять танки? Ничего нет, нет стартеров, успеть к 7 ноября невозможно… Зальцман сообразил: «Будут танки на параде! Я погружу их на железнодорожные платформы, а мои механики установят стартеры прямо на ходу, уже по дороге в Москву… Успеем…»

Успели. Танки, сойдя с железнодорожных платформ, уже своим ходом, двинулись на Красную площадь. А дальше – на передовую…

Звезду Героя Социалистического Труда Зальцман получил одним из самых-самых первых – в конце 1941 года!

А что потом? Опять в начале 1950-х, в результате все той же борьбы с космополитами, снят со всех должностей, лишен всего… Всего, кроме умения думать и работать. Так и трудился …рядовым мастером цеха на одном из уральских тракторных заводов.

Эти евреи, эти Исааки… с Мойсеевичами всегда пристроятся…

А разве не были героями те, по воле которых на голом месте возводились заводы и города, строились ракеты и корабли, осваивались пустыни, выпускалось новое вооружение и медикаменты? Все это, не обращая внимания на «графу»...

Лавочкин, Ванников. Нудельман. Гуревич, Котин, Миль, Сандлер, Рубинчик, Котляр, Харитон, Зельдович, Галлай, Носовский... И еще многие-многие. И еще...

И все те Трижды и Дважды... – о которых мы знаем и о которых даже не догадываемся до сих пор – многие Указы были закрытыми. Были и остаются таковыми…

И просто герои повседневные, перед которыми снимали шапку на рабочем месте – в цехах, институтах, больницах, на стройплощадках, полигонах.

...Евреи не воевали, пока их к этому не принуждали. А если уже воевали, то с чувством национального достоинства, никак не меньшим, чем у того народа, среди которого находились. Так и воевали, и создавали, и жили.

...Израиль. Эйлат. Конец ноября.

По одесским понятиям – глубокая осень. Здесь – тепло. Ультрасовременный курортный город. Разноязычная толпа. Ночь. Море света и шума. Выхожу на боковую набережную, находящуюся как бы в стороне от этой жизни. Из темноты слышен «голос» аккордеона: «…Но и Молдаванка и Пересыпь обожают Костю-моряка…». Иду на этот голос. Наши люди теперь есть везде. И тут совершенно внезапно буквально натыкаюсь на памятник с трудноразличимыми силуэтами. Что же это?

А это бронзовый монумент десантникам, завоевавшим Израилю выход в Красное море…

Тем самым десантникам!

Что же изображает памятник?

…По шесту спускается молодой парень, он только что водрузил израильский флаг. Взгляд его устремлен вверх, другие – удерживают шест, их взоры обращены на развевающее полотнище.

Что двигало этими людьми?

О чем думали они, шагая днем и ночью через голую пустыню – к морю, скорее всего, навстречу смерти? На что рассчитывали? Этот «чернильный» флаг, определивший южные границы государства, мог бы рассказать о многом...

Все-таки дошли!

Все они разного возраста – от молодого, необстрелянного – до старика-усача. На головах – наши пилотки, польская «конфедератка»...

Наверняка среди них были парни, прошедшие и Сталинград, и Днепр, и Одессу...

У всех разное оружие. Все одеты по-разному.

Все разное. Одинаково лишь одно – все крепко держат оружие!

С того времени – до сих пор...

Навсегда.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 3473




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer10/Pojzner1.php - to PDF file

Комментарии:

Людмила
Красноя&, Россия - at 2016-07-17 13:42:49 EDT
Господа! Огромное спасибо за эту статью - удивительная! А "евреи не воевали" - ложь! Мой папа - кавалер ордена Красной звезды, а дядя - дважды Орден Славы 3 и 2 степени! Сестра была медсестрой, поступить в мед - еврейка... Огромное спасибо
Людмила
Красноя&, Россия - at 2016-07-17 13:42:45 EDT
Господа! Огромное спасибо за эту статью - удивительная! А "евреи не воевали" - ложь! Мой папа - кавалер ордена Красной звезды, а дядя - дважды Орден Славы 3 и 2 степени! Сестра была медсестрой, поступить в мед - еврейка... Огромное спасибо
Ян
Ришон Лецион, Израиль - at 2012-08-09 09:16:02 EDT
Огромное спасибо за статью
елена
москва, россия - at 2012-07-29 18:35:43 EDT
Мой отец и два его брата прошли всю войну. У отца 3 ордена Красной Звезды. Мне потом объяснили, что после первого ордена давали более высокие награды, но, поскольку фамилия отца была Вайнштейн, остановились на Красной Звезде, правда потом еще 2 Боевого Красного знамени. У одного моего дяди есть орден "Отечественной войны", это не считая других наград. Про третьего дядю не знаю, он закончил войну подполковником. После войны отец был представлен к очередному званию, генерал-майор, но опять фамилия подвела. Так и ушел в отставку полковником. Кстати, его диплом с отличием военной академии им. Куйбышева, подписан генералом Карбышевым. В 1949 году они все взяли девичью фамилию своей матери, она русская. Кстати, дед был крещеный, православный. Похоронен в Москве на Ваганьково.
евгений
зея, россия - at 2011-12-29 14:45:32 EDT
В самом деле БОЛЬШОЕ СПАСИБО за этот рассказ для себя почерпнул много интересного
Саша Потапов
Хайфа, Израиль - at 2010-11-12 08:20:04 EDT
Спасибо за рассказ. Мой дядя Нюма Фридман после школы в Днепропетровске в 41-м ушел на фронт, и в 41 же остался там Нюмой Фридманом. Больше ничего не смог ни сделать, ни изменить. Разве что его правнуки в Израиле и в Америке.
Эля Заридер
Нью Йорк, Н-Й, США - at 2010-10-17 17:47:12 EDT
Очень грустно мне читать эту статью. мне 75. мой папа погиб в 1942 под Вышним Волочком. в 1979 уехала в Америку.
через пол года я вдруг написала неожиданное для самой себя письмо одной родственнице на Украину, где я родилась.
"я думаю, что в России рождаются люди в наказание за грехи прошлой жизни. потом я наверно сделала что-то хорошее и я оказалась в Америке".
а кто-нибудь задумывался, что такое слово "родина", которое нам до сих пор тычат. это слово украинское, как и большинство слов взятых из разных языков в "великий" рус-ский. произносится "и" как русское "ы". т.е. "родына" - ударение на второй слог, а обозначает - семья. а у нас семья еврейская! и я горжусь, что я еврейка!!!!!!!!
спасибо партии родной, что я в Америке живу!!!!

Арье
Тель Авив, Израиль - at 2010-10-04 14:53:56 EDT
К сожалению он прожил всю оставшуюся жизнь не в Эрец, а США. Начал хорошо. Кончил плохо.
Marianna
los angeles, CA, USA - at 2010-09-26 18:51:25 EDT
Nizkiy poklon i spasibo! My grandgrandparents(refused to go to Tashkent - could not believe that Germans will go after exterminating Jews),were killed 2 days before Odessa was free. They were hiding with the neighbors, run out of money to pay for their keep and given to local police. Killed right there in their "dvorik". My maternal grandfather(their son-in-law) entered Odessa among the first as officer of "SMERSH", went to find them, learned the story and did the obvious - killed. Carried this pain ALL his life. Only now we are learning stories of how after even surviving the hell of the Holocaust, jews came back to the countries they left and were killed by their own neighbors. It is incomprehensible.
With great respect for all your great efforts.

Нелли Д.
Бат-Ям, Израйль - at 2010-09-20 05:33:34 EDT
Уважаемый автор!Спасибо за великий труд!За возвращенную правду.История семьи Васи Фридана очень близка нашей,с той лишь разницей,что прятавшие нашу Зоеньку люди,выжили и известны в Яд ва Шем.Эту правду рассказала моя 8-летняя дочь на уроке Памяти жертв Катастрофы,и все слушавшие взрослые и дети стояли и плакали.Нет меры силе духа!
Да благославит Вас Б-г!

Aleks
Brooklyn, NY, - at 2010-09-19 20:00:01 EDT
Спасибо за потрясающую статью.
Мишка Michael
Brooklyn, NY, US - at 2010-09-18 00:54:09 EDT
Спасибо ! Thank you !!!
М. ТАРТАКОВСКИЙ. Стиль и суть.
- at 2010-09-17 10:14:13 EDT
Очень не хотелось об этом писать. Думал, что заметят другие – и напишут...

Арье-Лейб, «в еврейских глазах которого вся мудрость мира», предлагает нам вжиться в героя Молдаванки - Беню Крика: «Представьте себе на мгновенье, что вы можете переспать с русской женщиной, и русская женщина останется вами довольна».

На этом, читая впервые Бабеля, я запнулся. Меня, помнится, передёрнуло от унижения. Да не вспомню я, чтобы в постели вообще интересовался национальностью случайной подруги; чтобы в отношениях с русской женщиной возникали какие-то специфические проблемы... Это что же - я, еврей, жИдок в сревнении с грузином, негром – да с кем угодно?..

«Я никогда не любил как надо -// Маленький иудейский мальчик...// Моя иудейская гордость пела,// Как струна, натянутая до отказа...» - оттого, что изнасиловал русскую гимназистку?.. (Багрицкий. «Февраль»).

Антисемиты демонизируют нас. Это не худшее. Не сами ли мы выставляем себя жалкими местечковыми ничтожествами? Я ведь не о бездарных байках о «Пине Поцшухере», анонимно выставляемых в гостевой. Вот содержательный очерк о героизме евреев-воинов, где, вопреки намерениям автора, так и выпирает неистребимая местечковость.

Первая же ремарка автора: Не все торговали в лавке. Далеко не все отсиживались в Ташкенте... на «5-м Украинском фронте»... Да кто же в этом сомневался? Для кого пишет автор? Перед кем оправдывается?

«Евреи воевали... Он утонул вместе с судном, в ледяной воде, на виду у всех — у флага, прижав руку к козырьку... Эти евреи всегда не так, как все...

Он, тяжело раненый, продолжал вести бой, уничтожив прямой наводкой еще три (!!) танка... Этим евреям больше всех надо...

Он стал «стреляным» (обстрелянным? – М.Т.) бойцом, бесстрашным военным разведчиком, народным мстителем... Чему только эти евреи учат своих детей уже с малых лет?…

В 1943-м он сумел без потерь (!) переправить через Днепр в полном составе (!!) несколько (!!!) гвардейских минометных частей...
Эти евреи всегда что-нибудь придумают...

В Нарвском заливе немцы «засеяли» минные поля, обозначая для себя проходы вехами. Он разгадал их «систему» и переставлял вехи... Эти евреи всегда хитрят...

Один из защитников (Брестской крепости. – М.Т.) указал на него: «Это не просто еврей, это самый главный... Он заставлял оказывать сопротивление». Так этим евреям и надо.. .

Звездочку Героя он получил еще в 1944-м. В лихие 1950-е, в пору борьбы с космополитизмом, изгнанный из органов ...«по состоянию здоровья» и ушедший из жизни всего в 56 лет. Эти евреи всегда отсиживаются где-то в тылу…

Это он 8 августа (!) 1941 г., а затем вторично (!!) 9 августа бомбил Берлин. Этим евреям всегда мало…

Командиры подводных лодок были профессиональными моряками, гордостью русского флота… И здесь евреи «наследили». Эти евреи – везде они есть…

Здесь, в гостевой, сегодня (чуть ниже) фото октября 1973 г. Война Судного дня. Её победное завершение. Вглядитесь в эти спокойные лица.
«Евреи галута и израильтяне - разные народы, в чем-то сходные, но во многом противоположные по ментальности. Галутные евреи отличаются от израильтян намного больше, чем англичане от американцев, бразильцы от португальцев, франкофоны Квебека от французов - у вышеназванных пар хотя бы язык общий». (Марьян Беленький).
Обретаясь в галуте, отряхнёмся от галутности.

Наум Глузман
Сан Франциско, СА, США - at 2010-09-16 16:49:52 EDT
Спасибо, дорогой! Достал до самой глубины души. Таким текстам
место в ЯД ВАШЕМЕ.
Пиши пиши и долгие годы будь здоров!

Наум с Тираспольской угол Дегтярной.

Вадим Фельдман
Бостон, Массачусетс, США - at 2010-09-16 14:17:55 EDT
Большое спасибо Михаилу Пойзнеру за статью,которую детям войны,да и не только им, нельзя читать без волнения.Тема остаётся актуальной и сейчас,хотя усатый вождь сказал,что евреи-плохие солдаты много лет тому назад,а известный нобелевский лауреат продолжил эту тему в своём двухтомном "труде" значительно позже.Да,мои бабушка,дед,мама,тётя и я,были в эвакуации под Ташкентом,а двое молодых мужчин нашей семьи,мой дядя Михаил Поляк,повторивший судьбу брестского комиссара Фомина, и мой отец Иона Фельдман,офицер,тоже имевший солдатскую медаль "За Отвагу",ушли на фронт и погибли,да хранятся в памяти их имена!Присоединяюсь к мнению,что тему нужно продолжить,ведь многое ещё не сказано.
полина
мигдал аемек, израиль - at 2010-09-15 17:46:02 EDT
Без слез и переживаний нельзя читать.Тема наболевшая у меня до настоящего времени.Мой отц Шуляцкий Ефим РОманович 1910г.родился м.Ялтушков Барскогор-на Винницкой обл.призывалсяКопайгородским Р,В,с.ЛучинецВиннцкой обл.запросы о его место захоронения-ответ нигде не значится.Есть извещение без вести пропаший.Родителей и родных живьем закопали м .Ялтушков.Репатриировалась в Израиль в 1993г.По РК. зделала обявлнение .Отозвался младший братШуляцкий Сеня из НЬЮ Йорка-один остался в живых.Сообщил что он лежал в госпитале г.Выборг принесли газету и ему ссобщили что его брат Шулляцкий Е.Р,скончался от ран в пристствии врача в звании полковника а извещение без вести пропавший на мои запросы ни где значится.Я старшая дочь и бывшая малолетняя узница гетто.Данныене оценимые без волнеия нельзя читать с уважением Шуляцкая-Буняк.
Лазарь Беренсон
Ришон, Государство Израиля - at 2010-09-15 07:43:37 EDT
Восхитительно! Именины нашего еврейского сердца! Ведь ничего не ново. Всё - имена, факты, несправедливые обвинения, кровью заслуженные награды и признания - всё известно, а снова вчитываешься, и душа поёт гимны в честь нашего "маленького народца". Спасибо автору!
Саша
Мельбурн, Австралия - at 2010-09-15 07:07:06 EDT
Замечательная статья читал с чувством гордости за Еврейский
народ и болью в душе за ту несправедливость которая преследует
этот народ.

ЭДУАРД
КИР"ЯТ МОЦКИН, ИЗРАИЛЬ - at 2010-09-13 13:13:49 EDT
С огромным удовольствием прочитал статью ! Благодарен автору за нее . Пусть молодеж читает подобные статьи и пусть чувство ГОРДОСТИ пробуждается в них за ЭТОТ ГЕРОИЧЕСКИЙ НАРОД ! Еще раз спасибо за статью и Будте здоровы . ЭДУАРД Да , еще хочу сказать , что статью я перешлю всем своим друзьям .
Ася Кучер - Волкова
мигдаль ха эмек, Израиль - at 2010-09-12 11:20:30 EDT
Потрясающее впечатление от прочитанного! Спасибо автору!
Горжусь своим народом,вечная память и огромная благодарность
нашим героическим еврейским парням-воинам и труженикам.Их беззаветная преданость и служение правому делу,ненависть к врагу,- приблизили и слелали возможным создание государства
Израиль,где о них знают и не забудут никогда! Наших детей и внуков надо учить жить и воевать,как они!

Стелла
Нюрнберг, Германия - at 2010-09-08 11:07:37 EDT
Спасибо большое за память,за правду,за то.что есть чем и кем гордиться.Мой папа тоже воевал и у него много наград,но я никогда не слыхала,чтобы он ими хвастался.Скромность - вот что ещё отличает евреев,потому что для них защита Отечества - это саморазумеющаяся истина.
АЙЗЕК аСАУОЛ
БРУКЛИН, - at 2010-09-07 19:16:44 EDT
КАК ГОРЬКО И БОЛЬНО ОБ ЭТОМ ЧИТАТЬ ЧЕРЕЗ СТОЛЬКО ЛЕТ
Ляля Нисина
Gold Coast, Австралия - at 2010-09-06 03:54:27 EDT
Читала со слезами на глазах.
Моя мама, Зоя Акивисон, работала в военном госпитале с одиннадцать с половиной лет. У нее в трудовой книжке была запись " принять в связи с отсутствием других кадров". Госпиталь развернули в Кзыл-Орде, местные женщины отказывались ухаживать за ранеными по религиозным соображениям. Пришлось маме оставить школу, а после войны догонять. Медаль "За Победу" ей вручили летом 1945.

Арон Вигушин
Даллас, ТХ, США - at 2010-09-05 20:40:43 EDT
Прекрасный рассказ.
Спасибо автору Михаилу Пойзнеру.
Ниже привожу выдержку из рассказа "Гибель Шагала",
в котором описан случай, напоминающий один из эпизодов жизни героя.
Это произошло с моим отцом и его двоюродным братом в Минске
в 1945 году. Видимо, такие случаи бывали и не единожды.
Арон Вигушин
-----------------------------------------------------------

Короче, через две недели мы были в разрушенном Минске. Как говорили тогда, разрушенном на 80 процентов. Мы получили комнату в одном из двух бараков, построенных немцами рядом с полуразрушенным Театром Оперы и Балета, и отец приступил к работе в одном из строительных управлений по восстановлению Минска. В первый же выходной отец и мать на трамвае поехали на Мотовелозавод посмотреть, что случилось с их квартирой, не надеясь найти что-нибудь целым. Но оказалось, что все осталось там же, где родители оставили их в день в июне 1941 года, когда уходили из Минска. Конечно, жили там какие-то незнакомые люди, которые точно не знали, как власти отнесутся к тем, кто в различной степени коллаборировал с немцами. После окончания войны были разные периоды, когда власти то считали оставшихся на оккупированной немцами территории предателями, врагами советского народа, то считали их патриотами-подпольщиками, сражавшимися против оккупантов, в противовес ташкентским "партизанам", евреям, трусливо отсиживавшимся в эвакуации. Это был неопределенный период, поэтому, когда эвакуированные возвращались и находили свои вещи целыми, новые жители не сопротивлялись и без проволочек отдавали эти вещи их владельцам. Так оно случилось и с моими родителям, только с небольшим "твистом".
Родители зашли в свою квартиру, открыли шкаф - все висело, как оставили. Отец вынул мамино зимнее пальто с воротником из скунса, надел на маму; вынул свой костюм и пошел искать грузовик, чтобы увезти все остальное. Сколько он искал грузовик - не знаю, но когда он приехал,... почти ничего в доме не осталось - все было перенеено к различным соседям, которые активно помогали. Как ни странно, две картины Шагала никто не тронул, видимо, не понимая, что это такое. Отцу ничего не оставалось делать, как снять эти картины и унести к себе.
На следующий день случилось событие, которое трудно было предположить. Через Минск из Берлина двигалась на восток танковая часть, которой командовал двоюродный брат отца майор Илья Вигушин. Пройдя всю войну, награжденный многими орденами и медалями, Илья был особенно зол на немцев и коллабораторов из местного населения. Он точно не знал, где найти отца, справочных бюро и телефонов тогда еще не было. Но он правильно предположил, что отец должен быть где-то в районе Театра Оперы и Балета. Так оно и случилось. Встретил он отца, и отец сразу же рассказал ему историю с имуществом. Недолго думая, Илья снарядил танк и грузовик с солдатами, посадил рядом моего отца, и они поехали на Мотовелозавод к дому, где мы жили до войны. Въехав во двор, танк, грузовик и "Виллис" с отцом и дядей Ильей направились в дому. Пушку танка нацелили на окна нашей квартиры, и дядя, стоя на подножке "Виллиса" приказал всем жителям выйти во двор и дал им 15 минут на то, чтобы вынести и положить перед ним все вещи из квартиры моего отца. В подтверждение серьезности его намерений, автоматчики из грузовика дали несколько очередей в воздух. Короче, через несколько минут перепуганные жильцы дома сложили во дворе все наши пожитки. Конечно, Илья рисковал иметь "неприятности" за подобную операцию, но его свежее негодование тем, что натворили фашисты и их приверженцы из местных, смерть его родителей и многих родственников, подсказали ему именно это необычное решение. Да и время было иное, когда победителей не судили, а дядя Илья был одним из них.

Для тех, кто заинтересуется рассказом, он помещен в Библиотеке Мошкова.
http://zhurnal.lib.ru/w/wigushin_a_s/chagall.shtml

Гуревич Раиса
Минск, - at 2010-09-05 17:22:37 EDT
Спасибо за Ваш труд.Мой отец Гуревич Ханон ушел на фронт в 18 лет,воевал в Прибалтике и под Ленинградом,был несколько раз серьезно ранен,закончив войну капитаном,награжден многими орденами и медалями во время войны,а не потому что был ветераном.Служил связистом. И все его друзья-евреи воевали и гордились этим.Ваш труд-память и о них.
Элиэзер М. Рабинович
- at 2010-09-05 16:19:44 EDT
Замечательный рассказ, особенно о "Васе" Фридане. У всех у нас есть родственники, которые воевали и которые не вернулись. Небольшое замечание, не меняющее существа:

Несколько романтизирована история захвата Эйлата, который на самом деле был хорошо подготовлен разведкой и проведен по заранее разработанному плану, кажется, без сопротивления и потерь.

Леонид Бруднер
Реховот, Израиль - at 2010-09-05 14:32:59 EDT
Большое спасибо. Отношу этот труд в память и о своём отце -капитане советской и польской армий Григории Бруднере, начавшем воевать 23.06.41 и вернувшимся после ранений и контузии в декабре 1946.
Марк Аврутин
- at 2010-09-05 06:37:26 EDT
Соплеменник
- at 2010-08-29 07:47:41 EDT
Что и говорить - работа мастерская по всем параметрам. Даже новаторская. Читаю и вижу своих, отдавших молодость и жизни войне.

Владимир Певзнер
Хайфа, Израиль - at 2010-09-01 05:40:00 EDT
Огромное Вам спасибо и низкий поклон за правду о евреях! Вот бы опубликовать в СМИ в России, где до сих пор многие и не подозревают о таких фактах!
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Разделяю и поддерживаю! Но перед публикацией в российских СМИ посоветовал бы разъяснить, что в условиях тотальной мобилизации нашли бы не только в Ташкенте, но где-нибудь и подальше. Да, были в Ташкенте евреи, бежавшие ещё в 39 году от Гитлера из Польши, которые, не будучи гражданами СССР, не подлежали призыву в армию. Большинство из них, конечно, оказались под Воркутой и в др. подобных местах. («Евреи воевали. Не все торговали в лавке. Далеко не все отсиживались в Ташкенте... »).

Marina
Bat Yam, ISRAEL - at 2010-09-04 11:51:26 EDT
Нет слов... Кроме слов благодарности - за память, за кропотливый труд. СПАСИБО!
Наум Заславский
Хайфа, Израиль - at 2010-09-04 02:38:54 EDT
Память об этих людях - священа и навсегда в наших сердцах !Не взирая ни на какие ухищрения наших врагов и антисемитов ! И главное - наши дети должны знать правду о наших воинах , о наших героях . Здесь , в Израиле , где ни на минуту не затихает борьба за жизнь евреев , умеют ценить храбрость и самоотдачу . Сердечная благодарность автору . Наум .
Владимир Певзнер
Хайфа, Израиль - at 2010-09-01 05:40:00 EDT
Огромное Вам спасибо и низкий поклон за правду о евреях!Вот бы опубликовать в сми в России,где до сих пор многие и не подозревают о таких факткх!
Валентин Яковлевич Головин
Москва, Россия - at 2010-08-31 05:11:48 EDT
Уважаемый Михаил, огромное Вам спасибо за великолепную статью, написанную прекрасным языком. В ней много интересной и очень полезной информации. В журнале "Новая и новейшая история" (№5, 2010г.) опубликованы воспоминания фронтовика лейтенанта-артиллериста В.И.Фрейдзона о войне в Прибалтике в 1943-1943гг. Может быть они будут Вам полезны в Вашей дальнейшей плодотворной работе. Продолжайте работать, успехов Вам. С уважением В.Головин.
Susanna Pekersky
Montville, NJ, USA - at 2010-08-31 00:22:51 EDT
Спасибо за интересную информацию.Да,это выражение, Евреи не воевали,я слышала всю свою жизнь.Унас в семье погиб мой 20тилетний дядя.Погиб в первые дни войны.У моей бабушки сохранились его последние 6 писем.Вы бы почитали эти патриотические письма.Бабушка получила похоронку.,И мой Дед пошёл добровольцем на фронт.Ему было 47 лет.Да,а письма теперь хранятся у меня.Я чудом их вывезла.Я могу писать и писать, о погибших на фронте,об уцелевших,как мой отец,пришедший с войны весь израненный,и умерший в 60 лет,после безконечных операций и болезней.Об ушедших в Бабий яр двух бабушках и дедушке моего мужа.О 24х членах семьи моего деда,погибшей в городке Бар на границе с Румынией.Да, евреи не воевали.
Julia
New York, N.Y., USA - at 2010-08-30 14:35:02 EDT
Я горжусь,что среди скромных еврейских имен Героев,
я нашла - Могилевский. Девичя фамилия моей мамы.
У нее в городе Умань 11 погибших
Спасибо Что вспомнили многих.

anatoly leventon
tiburon, ca, usa - at 2010-08-30 02:59:39 EDT
огромное спасибо за слезы вызванные Вашим текстом здесь и скорбь и горесть по погибшим и гордость за зто неведомооткудавявшееся племя и радость осознания своей принадлежности к нему к этому племени Ваш текст я бы озаглавил так ПЛЕМЯ ИЗБРАННЫХ НА ДОБЛАСТЬ Толя 415-435-8245
Соплеменник
- at 2010-08-29 07:47:41 EDT
Что и говорить - работа мастерская по всем параматрам. Даже новаторская. Читаю и вижу своих, отдавших молодость и жизни войне.
-------------
Позвольте небольшой вопрос (не обязательно автору):
где-то писали, что "Николай Кузнецов" - это на самом деле псевдоним, а реальная личность - именно Пауль Зиберт - немецкий коммунист, еврей(?), политэмигрант, ставший советским разведчиком.

Юлий
Нешер, Израиль - at 2010-08-28 14:53:40 EDT
СПАСИБО !!!!!!!!!!!!
Читал с комком в горле... Больше нет слов...

Ида
Кирият Оно, Израиль - at 2010-08-28 13:32:06 EDT
С глубоим уважением к Вашей замечательной работе и чувством благодарности прочла написанное...
Спасибо большое за умение не только фиксировать факты но и передать боль и гордость...
Учитывая , насколько близка Вам эта тема, Хочу подарить Вам
книгу Б. Гельмана "На огненных рубежах и фарватерах" - о
севастопольских воинах евреях - участниках ВОВ.и дать его
адрес : для связи. Еще раз ГРОМАДНОЕ СПАСИБО!!!!!!!!!!

Климинский Аркадий
Биниамина, Израиль - at 2010-08-27 16:26:04 EDT
Мои сыновья никогда не видели своих дедов, которые погибли
в 1942г.
Просьба к Роману Шейвахману-если можно связаться со мной по
e-mail:shao36@list.ru Arkady

Наум-Валентин Дорман
Оберхаузен, Германия - at 2010-08-26 15:06:20 EDT
Автору огромное спасибо! Прекрасный язык, чёткое видение материала вцелом, что сегодня большая редкость. Желаю авторской удачи и публикации не за свой счёт.
Амяга Василий
С-Петербург, Россия - at 2010-08-26 14:05:56 EDT
Написано сильно. Автору огромное спасибо. Успехов в дальнейшей работе. Продолжайте, вам нельзя останавливаться.
Roman SHeivakhman
Israel - at 2010-08-25 15:25:55 EDT
Евреи не воевали? В детстве и в молодости, услышав такие слова, мой кулак автоматически оставлял отпечаток на харе, сказавшего это. И никто из этих мразей не жаловался - боялись,
Мой отец Шейвахман Михаил (Мордехай) Зельманович начал воевать 22 июня 1941г.закончил 9 мая 1945г. Когда он на День Победы одевал все свои БОЕВЫЕ награды, то они занимали бОльшую часть пиджака. Кстати, он - офицер - был награждён (кроме других наград) солдатской медалью "За отвагу".Это о чём-то говорит?

МАРИЯ АБРАМОВ(РОТЕНБЕРГ)
КАНСАС СИТИ, КС, США - at 2010-08-24 22:42:25 EDT
МОЙ ОТЕЦ НУСИМ СИМХОВИЧ РОТЕНБЕРГ ВО ВРЕМЯ БОЙНЫ,
С 1941 ПО 1947,
6 ЛЕТ ОТСЛУЖИЛ В СОВЕТСКОЙ ТРУД АРМИИ(ОН НЕ ЗНАЛ РУССКОГО,
ТАК КАК ЖИЛ В РУМЫНИИ,Г.ГАЛАЦ)
В НАШЕЙ СЕМЬЕ ПОГИБЛО 25 ЧЕЛОВЕК В ТЫЛУ
И НА ФРОНТЕ.

Борис Э. Альтшулер
Берлин, - at 2010-08-23 14:01:20 EDT
Заинтересовался по отзыву в Гостевой
Два чудесных сильных эссе об евреях-воинах ВОВа.

Автор - молодец!

mera
izrail - at 2010-08-23 11:48:35 EDT
zdorovo!
Аркадий Маргулис
Бат Ям, Израиль - at 2010-08-22 01:28:44 EDT
Евреи не воевали?!!!
Воевали.
Свидетельствую. Воевал мой отец, Маргулис Борис Аронович.
Был бронебойщиком, автоматчиком, разведчиком. Награждён медалями и орденами. Прожил жизнь с германской пулей в лёгком.

Аркадий Маргулис.

Aйзенберг Евгений
Израиль - at 2009-07-04 03:34:14 EDT
Маленькое уточнение.
Уважаемый автор. Я был знаким с бывшим директором Кировского Завода Исааком Зальцманом. В 60-е годы я был у него в кабинете директора маленького механического завода в Ленинграде (точное название не помню, по-моему ремонтно-механический завод). По словам его сына его переместили в это кресло во времена гонений.

Михаил Бродский
Днепропетровск, Украина - at 2009-07-01 12:09:48 EDT
Низко кланяюсь Михаилу Пойзнеру за прекрасный очерк. Счиатаю, что он должен быть не только в альманахе, круг читателей которого относительно ограничен, но стать доступным значительно большему числу людей - быть опубликованным в газетах еврейских общин, в первую очередь, а также в нормальной периодике бывшего Союза, и не только...

Хотелось бы больше узнать об авторе, и жду дальнейших публикаций. Желаю дальнейших публикаций и жду их. Спасибо Берковичу за великую работу.

Акива
Кармиэль, Израиль - at 2009-06-25 02:56:48 EDT
История Васи Фридана замечательна сама по себе. В Киеве было много таких случаев. Многое известно, многое еще предстоит узнать. Имена многих названных автором евреев известны, но есть настоятельная необходимость вновь и вновь повторять эти имена для подрастающих поколений. О каждом подводнике, о каждом летчике, о каждом солдате и офицере следует написать рассказ. Спасибо автору.
Б.Тененбаум
- at 2009-06-24 03:25:34 EDT
В свою очередь, позвольте мне поблагодарить вас - во-первых, за очень интересную статью, во-вторых, за то, что вы на меня не обиделись :) Нет ли у вас намерения написать о деятельности Черноморского Флота в годы войны ? Официальная версия - сплошной туман, а хотелось бы знать, как это было на самом деле.
М.Б.Пойзнер Б.Тененбауму
- at 2009-06-24 02:40:49 EDT
Огромное спасибо за весьма дельное замечание, всецело согласен. Первичная информация о "новеньких эсминцах" взята из материалов "Еврейского антифашистского комитета" за 1944г. Безусловно, тогда что-то приукрасили...

P.S. С огромным удовольствием читаю Ваши "морские" вещи, спасибо за высокий профессионализм и любовь к флоту.

Самуил
- at 2009-06-23 00:00:52 EDT
Очень хорошо! Спасибо автору!
Игрек
- at 2009-06-21 00:11:03 EDT
Замечательная работа! Сколько было таких как Виля Фридман, как Сара Моисеевна Калашник (фамилия по мужу, естественно), мать моего товарища, боевая медсестра морского десантного отряда, закончившая войну подобно "Васе Фридану" в боях за Сахалин. Видел я фотографии этого отряда, сделанные в 45-ом. Там не одна только СМ из "наших".
Б.Тененбаум
- at 2009-06-20 21:31:02 EDT
Это очень хорошая статья, а история В.Фридана - совершенно потрясающая. Но - вовсе не с целью испортить впечатление - я нашел в ней сомнительный момент:
-
Богданович разгадал их «систему» и... переставлял вехи. Немцы, двигаясь, как им казалось, безопасным фарватером, натыкались на свои же мины. Только за один раз три новеньких эсминца нашли себе здесь могилу. А сколько было таких «разов»?
-

Я не сомневаюсь ни в чем, кроме классификации потопленных немецких кораблей. Эсминцы, а уж тем более - новенькие - на Балтике не плавали, им хватало работы в Арктике и на Северном Море. Балтика была тихой заводью, где торговые корабли ходили в Швецию без конвоев, а подводные лодки проходили учебное плавание. Что до постановки и траления мин, то на это использовались тральщики - как правило, переделанные из рыбацких судов, всяческих ботов, и прочей "мелкой посуды". Эсминцы, несомненно, взялись из героического донесения в штаб, но на такого рода работу на Балтике их, конечно, использовать не могли, они были нужны для прикрытия выхода в море тяжелых кораблей и подводных лодок. Я сильно сомневаюсь, что в Балтийском Море вообще было в ту поры 3 эсминца - эскадра в Норвегии имела всего 8, и не новых. Hа них не было радиолокаторов.

ВЕК
- at 2009-06-20 20:59:15 EDT
Сильно написано - пронзительно и крепко. И смысловой центр, IMHO, так до сих пор и не взятый, вписанный в немецкую, но не в русскую историю:

"Не сошел лишь комиссар – Зейлик Абрамович Элимейлах. Он утонул вместе с судном, в ледяной воде, на виду у всех— у флага, прижав руку к козырьку...

Эти евреи всегда не так, как все...

В немецкой истории Второй мировой войны («Битва на море») отдельно упоминается подвиг этого человека, исполнившего свой долг до конца. В немецкой, но не в нашей... "