©"Заметки по еврейской истории"
Декабрь 2008 года

Раввин Григорий Котляр


Жизнь после смерти

Записки о еврейской жизни в России в эпоху Путина

На первый взгляд еврейская жизнь в современной России бьет ключом. Только в Москве действуют десятки еврейских организаций – светских и религиозных, российских и зарубежных, культурных и благотворительных. В то же время не больше десяти процентов московских евреев принимают участие в каких-либо еврейских мероприятиях на более-менее регулярной основе. Большая же часть к своему еврейству совершенно равнодушна, считает еврейскую культуру местечковой и второстепенной. Более того, многие из них откровенно обращены к христианству. В Москве существуют церкви, большую часть прихожан в которых составляют евреи. В данных заметках я постараюсь по возможности объективно отразить деятельность еврейских организаций Москвы и России и остановиться на проблемах, которые не позволяют кардинально изменить ситуацию, сложившуюся в российской еврейской общине.

1. Михаил Анатольевич Членов

Это наше все. М.А. Членов стал отцом-основателем еврейской жизни в возрожденной России. Именно он был создателем 15 лет тому назад ВААДа – первой организации, объединившей евреев тогда еще Советского Союза в единое целое. Однако с возникновением и ростом других еврейских организаций, значение ВААДа постепенно сошло на нет. Многие местные еврейские культурные центры и благотворительные организации «Хесед», действующие при поддержке Джойнта, были созданы на базе групп, когда-то входивших в ВААД. Но сегодня это чисто формальное объединение, не играющее никакой роли в еврейской жизни. Тем не менее, М. Членов все еще остается центральной фигурой российского еврейства. За годы, прошедшие со времени крушения СССР, ему удалось создать вокруг себя целый куст разнообразных еврейских организаций: ВААД, Ассоциация преподавателей иврита, Российская сионистская ассоциация, Федеральная еврейская национально-культурная автономия (ФЕНКА), Евро-Азиатский Еврейский Конгресс (ЕАЕК). О двух последних организациях стоит упомянуть особо. ФЕНКА – единственная еврейская организация, чье существование регулируется и определяется российским законодательством, призвана представлять перед властями на местном и общенациональном уровне интересы «лиц еврейской национальности», однако на деле в большинстве мест, да и на общероссийском уровне опять же является чисто формальной структурой почти без средств, а значит и без влияния. Главным достижением М. Членова последних лет является создание Евро-Азиатского Еврейского Конгресса и привлечение в качестве президента Конгресса казахстанского олигарха Александра Машкевича, что позволяет мобилизовать достаточные средства для работы новой организации. Теперь М. Членов вместе со старым товарищем Й. Зисельсом (Украина) и новым спонсором А. Машкевичем (Казахстан) может на полных правах продолжать представлять интересы российского еврейства в разнообразных мировых еврейских организациях, в первую очередь, во Всемирном Еврейском Конгрессе. Несмотря на то, что Членов уже свыше десятилетия является членом всевозможных мировых организаций, это вещь не само собой разумеющаяся. Некоторое время назад его монополия в данном вопросе была подвергнута сомнению представителями российского ХаБаДа, утверждавшими, что именно их организация ФЕОР является наиболее полноценным выразителем интересов российских евреев, и, следовательно, должна представлять их на международном уровне. Что касается российской сионистской организации, то она, к сожалению, не получила своего дальнейшего развития в виду того, что Всемирная сионистская организация и Еврейское агентство (Сохнут), опасаясь непредсказуемости российских делегатов, отказалась от проведения выборов делегатов на территории России, предоставив им места, согласно числу мандатов основных партий, составляющих Всемирную сионистскую организации. Отсутствие какого-либо влияния на происходящее привело к тому, что российские евреи потеряли всяческий интерес к участию в выборных сионистских органах, и даже сам Членов подумывает об отказе в участии в этой деятельности, в виду того, что он и так взвалил на себя непомерный груз руководства огромным числом организаций. Кроме того, следует учесть, что Членов еще и крупный ученый, руководитель факультета иудаики Московской академии имени Маймонида. Правда, в последние годы Академия превратилась в обычный коммерческий институт, где изучение иврита воспринимается большинством слушателей как ничем неоправданная дополнительная нагрузка. Злая шутка утверждает, что в Академии осталось два еврея: Членов и Маймонид.

2. Российский Еврейский Конгресс

Мы видели, что М.А. Членов создал массу еврейских организаций, но большинство из них (за исключением ЕАЕК) страдают от безденежья и не обладают серьезным влиянием. Теперь перейдем к рассмотрению более состоятельных (и в финансовом, и в политическом аспекте) организаций. Российский Еврейский Конгресс (РЕК) сменил за свою короткую историю четырех президентов. По иронии судьбы, сегодня двое из них находятся за пределами России. Оба, в той или иной мере, преследуются российскими властями. И если первый президент РЕК Владимир Гусинский обвинялся только в финансовых правонарушениях, то против второго президента Леонида Невзлина недавно было выдвинуто обвинение в убийстве. Про нынешнего президента РЕК Владимира Слуцкера шутят, что это тот президент РЕК, который еще в Москве.

Отцом-основателем РЕК был российский еврейский олигарх Владимир Гусинский. Вдохновителем создания Конгресса был, по-видимому, ортодоксальный раввин Пинхас Гольдшмидт, имевший связи с Всемирным Еврейским Конгрессом и убедивший Гусинского, что благотворительная деятельность на еврейском поле поможет ему получить легитимацию и в случае необходимости поддержку на Западе. Как мы знаем, такая поддержка ему вскоре очень пригодилась, и если бы не она, возможно, его дальнейшая судьба сложилась бы иначе. Именно Гусинскому удалось привлечь к поддержке Конгресса других бизнесменов высокого ранга, в том числе Фридмана, Невзлина, Хаита и других. Но он же и разрушил организацию, втянув ее в политические дрязги, что оттолкнуло от нее многих сторонников, не желавших портить отношения с властями. Гусинского сменил на посту президента РЕК Леонид Невзлин, второй человек после Ходорковского в руководстве нефтяной компании ЮКОС. Человек увлекающийся и постоянно ищущий, Невзлин пробыл на посту всего лишь год. Поняв, что особых дивидендов руководство Конгрессом ему не принесет, он обратил свой взор на другие места, став сначала сенатором от Мордовии, а затем приобретя взамен щедрой финансовой поддержки пост ректора РГГУ. В некотором роде РЕКу повезло. Если бы история с ЮКОСом приключилась в момент, когда Невзлин пребывал на посту главы РЕК, организации скорей всего пришел бы конец. А так, она благополучно продолжила свое существование под руководством нового президента Евгения Сатановского. Сатановский – старый активист еврейского движения. В годы перестройки он стал состоятельным человеком, однако он отнюдь не олигарх, и не был в состоянии, как предыдущие президенты покрывать все долги организации из своего собственного кармана. Поэтому РЕКу пришлось значительно сократить организационные расходы и переехать из здания московской мэрии в скромный особняк напротив Хоральной синагоги. Значительно уменьшилось и значение организации. Из инструмента политического влияния, каким он был при Гусинском, РЕК превратился в обычный благотворительный фонд, собирающий деньги у состоятельных бизнесменов и раздающий их бедным еврейским организациям, кормящим стариков и занимающимся еврейским образованием. В последние месяцы президентства Сатановского у РЕКа практически не было своих собственных проектов, за исключением выпуска книг с издательством «Гешарим», издания газеты «Еврейские новости» и проведения праздничного приема в Еврейский Новый год. Попытки Сатановского снискать благосклонность властей не увенчались особым успехом. Власти не мешали деятельности организации, однако на государственном уровне продолжали считать главным представителем евреев основного соперника Сатановского хасидского раввина итальянского происхождения Берла Лазара. Собирать деньги также с каждым годом становилось все труднее. Большинство бизнесменов, дабы продемонстрировать свою благосклонность властям, предпочитали отдавать пожертвования на цели, указанные администрацией. А это отнюдь не еврейский конгресс. В последнее время РЕК держался исключительно на голом энтузиазме его руководителя и несмотря на все его проблемы продолжал быть практически единственным ресурсом, при помощи которого российские бизнесмены поддерживали своими взносами еврейскую жизнь. Однако в декабре 2004 года Бюро президиума РЕК, состоящее исключительно из олигархов во главе с Михаилом Фридманом (при активной вовлеченности в процесс принятия решений зам. мэра Москвы Владимира Ресина) посчитало, что существование организации в качестве благотворительного фонда их больше не устраивает, и они хотят вернуть РЕКу былое общественное и политическое влияние, утраченное после изгнания Гусинского. С этой целью бюро постановило освободить Сатановского от занимаемой должности и назначить вместо него сенатора и бизнесмена Владимира Слуцкера в надежде, что тот вернет Конгрессу былое величие. До своего назначения на должность Слуцкер был известен в еврейских кругах только как активист кружков по изучению каббалы, организованных израильским раввином Лайтманом. Он также в числе многих еврейских бизнесменов поддержал строительство хасидского общинного центра в Марьиной роще. В остальном, его знакомство и интерес к еврейской жизни России был и остается весьма ограниченным. В этом он значительно проигрывает своему предшественнику. Что касается возвращения РЕКу утраченного общественного статуса, то и эти надежды пока не оправдались. Бюджет РЕКа и его влияние продолжают снижаться. Что касается остальных еврейских организаций России, то большинство из них существует на деньги, поступающие из-за пределов страны. Единственной, кроме РЕК, организацией, существующей, по крайней мере частично, на российские средства, является ФЕОР. О ней в следующей главе.

3. Федерация еврейских общин России (ФЕОР)

Главный раввин России по версии ФЕОР и российских властей Берл Лазар прибыл в Россию в качестве посланника Любавичского Ребе в начале 1990-х. Долгое время он работал в Марьиной Роще, никаким особым образом себя не проявляя. Возвышению Лазара способствовали два обстоятельства. Первое – это его сближение с крупнейшим израильским бизнесменом и филантропом Леви Леваевым. Леваев – хабадник по убеждениям, вынесенным из семьи, и по сей день продолжает оставаться основным спонсором деятельности ФЕОР в России. Он же привел туда других крупных спонсоров, в частности Романа Абрамовича и Аркадия Гайдамака. Вслед за ними потянулись бизнесмены и поменьше рангом, желавшие быть принятыми в круг избранных. Вторым обстоятельством, способствовавшим возвышению ФЕОР и Лазара, было падение Гусинского и созданного им РЕКа. Традиционно, с советских времен, воспринимавшийся в качестве главного раввина России Адольф Шаевич и его более молодой и энергичный коллега Пинхас Гольдшмидт однозначно поддержали Гусинского, которому они были обязаны своим финансовым благополучием в первые постперестроечные годы. Гольдшмидт, находясь за пределами России, неоднократно заявлял, что преследование Гусинского является проявлением государственного антисемитизма. В данной ситуации властям срочно понадобились лояльные евреи, дабы продемонстрировать всему миру, что проблемы Гусинского не имеют национального подтекста. В нужный момент на сцене появляются хасиды. В итоге Путин приезжает на открытие общинного центра в Марьиной Роще. Изображение президента России, пожимающего руку бородатому еврею в черной шляпе и лапсердаке, передается всеми телекомпаниями мира. Кремль избавляется от обвинений в антисемитизме и приобретает карманных евреев. Лазар и Леваев приобретают политическое влияние и связи в высших эшелонах власти. Все довольны. Начало великой дружбы.

За последние пять лет ФЕОР превратился в крупнейшую и богатейшую еврейскую организацию, претендующую на право представлять всех российских евреев, как перед властями России, так и на международной арене. Все раввины, работающие в ФЕОР, являются сторонниками движения ХаБаД. Но простых евреев, в основном пожилых, привлекает в ФЕОР щедрая социальная помощь и доступные культурные мероприятия. Большинство российских евреев по-прежнему являются светскими людьми, о религии знают очень мало, и хасидами не стали, и вряд ли станут. Если в результате изменения политической ситуации в России, новым главным раввином станет не хабадник, а скажем литвак, простые евреи даже не заметят различий.

4. Конгресс Еврейских Религиозных Общин и Организаций России

КЕРООР – необычная на российском поле еврейская организация, объединяющая как ортодоксальные общины (в основном литовского направления), так и общины современного иудаизма (проще говоря, реформистские). Своим расцветом КЕРООР обязан все тому же Гусинскому, который будучи основателем РЕК, одновременно являлся и главным спонсором КЕРООР. Он привлек к поддержке КЕРООР и других бизнесменов. Однако, после изгнания Гусинского представители властей от организации отвернулись, а представители бизнеса последовали вслед за ними. Еще год КЕРООР держался благодаря поддержке Невзлина. Затем стал перебиваться с хлеба на воду. А как известно, в России без хлеба – нет Торы. Без серьезной финансовой поддержки религиозные идеи сильно потускнели.

Главным раввином России по версии КЕРООР является известный еще с советских времен Адольф Шаевич. Главным достоянием – московская хоральная синагога на бывшей улице Архипова (по сей день она обладает символическим значением для простого российского еврея). Но настоящим сердцем организации является приехавший из Швейцарии раввин Пинхас Гольдшмидт. Именно благодаря его личным связям и умениям организации удалось пережить два тяжелейших безденежных года. Но вот уже три месяца как финансовая ситуация в КЕРООРе изменилась к лучшему. С тех пор как президентом стал Аркадий Гайдамак, появились деньги и на ремонт хоральной синагоги к предстоящему юбилею, и на содержание общин.

Сегодня именно ортодоксальный раввин Гольдшмидт является главным препятствием на пути ХаБаДа к монополии в российской еврейской общине. Именно поэтому он подвергается постоянным нападкам со стороны хасидов, в первую очередь из-за своего «сотрудничества» с реформистами. На самом деле, сотрудничество это является весьма формальным. Ортодоксальные и реформистские общины существуют совершенно автономно. Но даже формальное их объединение в рамках одной организации является важным достижением для еврейской общины в стране, где прокуратура изучает средневековые религиозные тексты на предмет привлечения их издателей к суду.

5. Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России

Авторские права на термин «современный иудаизм» принадлежат несомненно талантливому человеку, раввину-самоучке Зиновию Когану. На самом деле, речь конечно идет о реформистах. Именно Зиновий Коган создал в 1989 году первую в СССР реформистскую общину «Гинени» и до сих пор является председателем реформистского движения в России. Работая при поддержке и под контролем Всемирного Союза Прогрессивного Иудаизма, российские реформисты не имели возможности, да и желания использовать методы работы, принятые в новой России, поэтому они не смогли стать реальной альтернативой ХаБаДу. Однако учитывая то, что бюджет российских реформистов составляет не более 1-2 процентов от бюджета ФЕОР, и тем не менее, в России действует около 40 реформистских общин, а также крупнейшее в странах СНГ еврейское молодежное движение Нецер, можно сказать, что идеи реформизма, позволяющие быть евреем, не отказываясь от родной культуры и привычного образа жизни, являются весьма привлекательными в среде российских евреев. Это подтверждают и социологические исследования, проведенные независимым центром профессора Владимира Шапиро. Так что, если бы у российских реформистов появился свой Леваев, возможно, карта еврейской России выглядела бы иначе.

6. Деятельность израильских и американских еврейских организаций

И Джойнт, и особенно Сохнут в последнее время серьезно сокращают свои бюджеты на деятельность в России. Энтузиазм, испытанный американскими евреями при падении железного занавеса, несколько поугас за последние 15 лет, алия почти прекратилась, а в России появились свои собственные богатые евреи, которые по мнению американцев должны взять на свои плечи ответственность за будущее российской еврейской общины. Итак, американцы, а вместе с ними и израильтяне, распоряжавшиеся на протяжении последних лет американскими деньгами, постепенно уходят. Существует ли адекватная замена американским деньгам? Судя по всему, пока нет. Большинство российских олигархов еврейского происхождения не идентифицируют себя с еврейской общиной России. Леви Леваев – израильтянин, да и Аркадий Гайдамак уехал из России свыше 30 лет назад и не имеет российского гражданства. Еще два крупных спонсора еврейской жизни в России – Гусинский и Невзлин – в силу обстоятельств были вынуждены покинуть страну. Остальные же предпочитают откупаться от властей яйцами Фаберже.

Вскоре, по-видимому, еврейская жизнь России будет напоминать нам реалии советского времени. Уже сейчас она сконцентрирована в больших городах – Москве и Санкт-Петербурге. Крупные общины, несомненно, выживут, и будут, как в советские времена, свидетельствовать о том, что «еврейский вопрос» успешно решается. Судьба малых общин будет зависеть от умения местных лидеров, если таковые имеются, заинтересовать простых евреев в продолжении своей деятельности и найти местные, пусть небольшие, но независимые источники финансирования. К сожалению, эпоха расцвета еврейской общины России уже позади.

 
К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2227




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer12/Kotljar1.php - to PDF file

Комментарии: