Gavartin1
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Июнь  2006 года

 

Лев Гавартин


Выдающиеся евреи в наименованиях штутгартских улиц


 

Перечень  выдающихся  евреев  в  названиях  штутгартских  улиц  позволяет  бросить общий  взгляд  на  еврейскую  историю  города  и  отдать  должное  городским  властям  в их  выборе  лиц  для  названия  улиц.   Одновременно  власти  отдают  должное  еврейской  общине – 55  улиц  из  1100  существенно  превышает  долю  евреев среди  населения  города.

 

 

 

  Наименование  улицы

Год

   Район 

1

Adornostraße

   1957

 Plieningen

2

Alice-Haarburger Staffel

   1987

 Hoffeld

3

Anne-Frank-Weg

   1960

Fasanenhof

4

Arnold-Chan-Wtg

   1968

Bad Cannstatt

5

Auerbachstraße

   1946

Burgholzhof

6

Bassermannstraße

   1957

 Vaihingen

7

Bruno-Frank-Straße

   1945

 Heumaden

8

Eduard-Pfeifer-Straße

1910,1948

 Nord

9

Ehrlichweg

   1960

 Fasanenhof

10

Einsteinstraße, seid 1933 Fichtestraße

до 1933  

West

11

Einsteinstraße

   1968

 Bad Cannstatt

12

Ernst-Bloch-Weg

   1978

 Feuerbach

13

Feliks-Mendelssohn-Bartholdy-Allee

   1998

 Ost

14

Mendelssohnstraße

   1946

 Sillenbuch

15

Ferdinand-Hanauer-Straße

   1968

 Bad Cannstatt

16

Fred-Uhlman-Straße

   1991

 Riedenberg

17

Friedrich-Wolf-Staffel

   1983

 Feuerbach

18

Fritz-Elsas-Straße

   1946

 Mitte

19

Gustav-Mahler-Straße

   1980

 Botnang

20

Heilmannstraße

   1946

 Mitte,Ost

21

Heinestraße, seid 1933 Richard-Wagner-Straße

До 1933

 Ost, Süd

22

Heinestraße

   1946

 Degerloch

23

Heinrich-Hertz-Straße

   2000

 Wangen

24

Jakob-Holzinger-Gasse

   1984

 Ost

25

Janusz-Korczak-Weg, наст. имя Генрих Гольдшмидт

   1980

Fasanenhof

26

Jella-Lepman-Straße

   1999

 Süd

27

Joseph-Süß-Oppengeimer-Platz

   1998

 Mitte

28

Kafkaweg

   1964

 Freiberg

29

Karl-Adler-Staffel

   1990

 West

30

Karoline-Kaulla-Weg

   1993

 Mitte

31

Karoline-Kaula-Passage

   1998

 Mitte

32

Käthe-Hamburger-Weg

   1993

Vaihingen

33

Käthe-Leowenthal-Straße

   1991

 Riedenberg

34

Klara-Neuberger-Straße

   1991

 Riedenberg

35

Leo-Fall-Weg

   1991

 Botnang

36

Marc-Chagall-Weg

   1996

 Vaihingen

37

Maria-Lemme-Staffel

   1987

 Hoffeld

38

Max-Brod-Weg

   1970

 Freiberg

39

Max-Horkheimer-Anlage

   1974

Zuffenhausen

40

Mercedes-Jellinek-Straße

   2004

 Bad Cannstatt

41

Moritz-Horkheimer-Straße

   1953

Zuffenhausen

42

Offenbachstraße, настоящее имя Яков Эберт

   1970

 Botnang

43

Otto-Hirsch-Brücken

   1958

 Hedelfingen

44

Pflaumstraße, seid 1933 Leibnitzstraße

до 1933

 West

45

Pflaumweg

   1968

Bad Cannstatt

46

Rathenaustraße

   1946

 Nord

47

Robert-Stolz-Weg

   1980

 Botnang

48

Sigmund-Lindauer-Weg

   1986

 Bad Cannstatt

49

Stefan-Zweig-Straße

   1971

 Feuerbach

50

Tucholskystraße

   1971

 Feuerbach

51

Thekla-Kauffman-Weg

   1994

 Bad Cannstatt

52

Yitzhak-Rabin-Straße

   1997

 Bergholzhof

53

Werfelweg

   1964

 Freiberg

54

Zahntstraße, seid 1933 Sorweystraße

до 1933

 Nord

55

Zahntweg

   1997

Bad Cannstatt

.

Из 55 улиц именами шести человек названы по две улицы (NN 10 – 11, 13 – 14, 21 –22, 30 – 31, 44 – 45, 54 – 55).  Две улицы носят имена выдающихся девочек – Анны Франк и Мeрседес Иелинек. Об Анне Франк Илья Эренбург писал: «За шесть миллионов говорит один голос – не мудреца, не поэта – обыкновенной девочки. Шесть миллионов ни в чём неповинных людей погибли.  Один чистый, детский голос живёт: он оказался сильнее смерти».  Именем еврейской девочки Мeрседес Иелинек в 1900 году  зарегистрирована автомобильная марка, которая существует болеe столетия как одна из известнейших в мире.

 

 

Остальные 47 человек распределяются по следующим видам деятельности;

-     политические деятели  -   3   NN улиц 18  20  46

-     государственные деятели  -  2 –  152

-     общественные деятели -  3 8   25  51

-     учёные-6 9   10  12  23  32  39

-     писатели и поэты-  115  7  16  17  21  26  28  38  49  50  53

-     художники-5 2  33  34  36  37

-     композиторы и музыканты-   6 13  19  29  35  42  47

-     артисты-1  6

-     архитекторы- 1  54

-     врачи-   2  4  24

-     промышленники-2  43  48

-     банкиры и коммерсанты  5   15  27  30  41  44

 

  Этот перечень местами условен. У личностей, имевших несколько видов деятельности, пришлось выбрать одну.

     Так Фред Ульман художник и писатель известен в Германии как писатель и отнесён к писателям, Фридрих Вольф – также к писателям, многогранный Януш Корчак – к общественным деятелям, такой же многогранный Ратенау – к политическим деятелям.

 

 Временные  характеристики

 

   Проживали до двадцатого века – 8

   Умерли до Второй мировой войны - 11

   Жертвы холокоста -9

   Самоубийство до ареста нацистами –1

   Эмиграция –18,  в.т.ч. самоубийство в эмиграции –2

   Из переживших войну не были связаны с Германией –2

 

Квалифицированную характеристику довоенного штутгартского еврейства даёт Фред Ульман в своей получившей широкое международное признание автобиографической книге „Erinnerungen eines Stuttgarter Juden“.

 

 

В Вюртенберге проживало 10 000 евреев, из них 4 400 в Штутгарте.  Отношения между евреями и неевреями считались дружественными, но преобладало общение евреев в своей среде.  Верхушку общины составляла небольшая группа с десяток семей,  главы которых проживали в Штутгарте с начала девятнадцатого века.  Среди них видный юрист, банкиры и один или двое судей.  Они чувствовали себя на вершине, имели более высокий культурный уровень, позволяли себе на остальной люд смотреть свысока. Коллекционировали картины, посылали детей в университеты, многие из них своих детей крестили и активно пробивались в общество неевреев.  Еврейскую же общину материально поддерживали активно. 

Несколько ниже стояла большая группа состоятельных коммерсантов, врачей и адвокатов, чьи семьи в Штутгарте проживали уже два-три поколения, посещали друг друга, заключали взаимные браки, имели лишь пару нееврейских знакомых.  Семьи их были небольшими, более двух детей было в чрезвычайных случаях.  И эта группа материально поддерживала общину.

 Ещё ниже стояли бывшие сельские жители и скотопромышленники, а также  мелкие торговцы.     Замыкали градацию т. н. поляки – евреи из Польши и России.

Религия не играла существенной роли в жизни еврейской общины.  Синагога бывала переполнена лишь на Рош-ха-Шана и Йом-Кипур.  Большинство евреев относилось к либеральной синагоге.  Ограниченное число ортодоксов соблюдали кашрут, в субботу они не ездили, ничего не несли, не поднимали телефонную трубку, не носили подтяжек. Большинство относили этих пуристов – людей, чрезмерно строго относящихся к определённым нормам поведения – к  пережиткам и даже напоминающим карикатуру.  Их всех считали «поляками». 

В последующее время многие либеральные евреи переживали за очевидный моральный и религиозный распад своих единоверцев, являвшихся либо неверующими, либо их вера была поверхностна.  Детей у них было мало и в итоге  дело шло к смешению.  Либералы пытались приостановить распад германского иудейства, понимая, что, как минимум, их собственные дети должны знать, что они евреи. Но было уже поздно. 

Как почти все вокруг, германские евреи были большими патриотами.  Было забавно видеть их гордость, когда они себя считали прежде всего немцами, а затем уже евреями.  Ради этого они своим детям давали звонкие немецкие имена.  Дошло до того, что Зигфрид и Зигмунд стали исключительно еврейскими именами. 

 

 

Это всё носит лишь исторический интерес, ибо Гитлер «решил» эту проблему. После войны во всём Штутгарте осталось 10 или 12 евреев.  Остальные или попали в газовые камеры,.или эмигрировали.

До массового возрождения еврейства в Штутгарте Фред Ульман не дожил.

 

В.  Интересные  евреи

 

В разделе рассматриваются в алфавитном порядке улицы, названные именами наиболее интересных людей, непосредственно связанных с Штутгартом. 

 

 

Одной из приятных особенностей Штутгарта является его рельеф, признанный единственным среди германских городов своего класса.  Окружающие центр и разбросанные в других частях города возвышенности имеют многочисленные лесенки, т. н. Staffeln, большинство из которых имеют названия. 

Нескольким Staffeln присвоены еврейские имена.

 

2.Alice-Haarburger-Staffel назван в 1987 году, имеет 150 ступенек.

Алиса Хаарбургер родилась в 1891 году в городе Ройтлинген, несколько южнее Штутгарта у самого подножия Швабских Альп.  В 1941 году - убита в Риге. Происходит из уважаемой еврейской семьи.  Её прадед Исаак Хесс из Лаупхайма является одним из выдающихся евреев 19- го столетия.  Он организовал в1830 году «Вюртембергское общество обеспечения бедных еврейских сирот».  Алиса после школы изучала живопись в Штутгарте и Мюнхене.  Уже двадцатилетней была принята в Вюртембергский союз художников.  С 1927 года её работы выставлялись и за пределами Штутгарта.  С 1933-го года предпочитала выставлять свои работы на закрытых еврейских выставках, главным образом в организованном Карлом Адлером «Обществе штутгартских еврейских художников».

В декабре 1941 года Алиса Хаарбургер депортирована в Ригу.  У последнего дома, в котором она жила в Штутгарте, установлен Stolperstein - камень напоминания .Около 150 сохранившихся картин, написанных маслом: натюрмортов, ландшафтов, интерьеров и портретов, находятся в частных коллекциях.

 .

8.Eduard-Pfeiffer-Straße названа в 1910 году, название восстановлено в 1948 году.

Улица была построена евреями после присвоения им права на гражданство в середине 19-го века.  Характерной особенностью этой оригинальной улицы, наряду с её серпантинным построением, является её застройка малоэтажными (2-4) комфортабельными домами, с зелёными насаждениями относительно большой площади.  На улице отсутствуют промышленные предприятия, крупные учреждения, городской транспорт.  На первом крутом развороте у гористого обрыва над большими виноградными плантациями -  смотровая площадка с видом на центр города. Имя Эдуарда Файфера улице присвоено ещё при его жизни.

Родился Эдуард в 1835 году в Штутгарте тринадцатым ребёнком в семье директора придворного банка, в одной из первых еврейских семей, получивших право на жительство в Штутгарте.  Получив образование в Штутгартской политехнической высшей школе по специальности инженера и коммерсанта, Файфер продолжает своё образование в Париже, Лейпциге, Гейдельберге и Берлине, а также совершает и другие заграничные поездки.

  Большое значение для его последующей деятельности в Штутгарте имело его посещение Всемирной выставки в Лондоне и дальнейшее изучение сущности английской системы рабочих ассоциаций.  Закончив своё образование, Файфер возвращается на постоянное местожительство в Штутгарт.

Родительское состояние обеспечивает финансирование его деятельности в качестве «свободного художника». Перу его принадлежит несколько книг на социальные темы.

 

 

Его социалистическому уклону принадлежит тезис: «Мощнейшим стимулом к работе остаётся, однако, частная собственность».  Являясь человеком дела, каким он вошёл в историю Штутгарта, Файфер в неполные тридцать лет с целью обеспечения доступных средств  существования трудящихся классов, организовывает первое некоммерческое потребительско-экономическое общество с последующим широким развитием.  Он становится крупнейшим в истории города инициатором  социальных реформ и меценатом.

Создаваемые им общественные организации следуют одна за другой:

- Общество благополучия рабочего класса;

 -Общество попечительства фабричных рабочих;

- Общество народной гигиены;

- Народная кухня, в течение 43 лет снабжавшая нуждающихся в горячей пище.  

 

В 1869 году Файфер создаёт Вюртембергский объединённый банк, который в 1924 году участвует в создании Deutsche Bank.

Вместе с соратниками создаёт национально-либеральную «Германскую партию».

В1872 году Файфер женится на Юлии Бенар, молоденькой вдове парижского банкира, что приумножило их богатство. Файферы становятся богатейшей семьёй Вюртемберга. Для обоих оказалось естественным направлять эти средства на общественное благополучие.

 Десятилетие политической жизни наскучило Файферу, и он её оставляет, чтобы больше оставалось времени и сил для социальной работы. С 1887 года начинается серия его строительных работ. Первым строительством является возведение большого красивого пятиэтажного  Рабочего дома, на Heusteigstraße 45. В доме зал для культурных представлений и маленького театра.  Дом вошёл в историю Земли: после Второй мировой войны в течение 14 лет в нём размещался Земельный парламент.  Сегодня это «Дом Эдуарда Файфера».

 

 

Важной целью созданного Файфером Общества явилось строительство дешёвых жилищ, принципиально отличающихся от рабочих гетто.  Начинается строительство колонии Ostheim, состоящей из 383 домов с 1267 квартирами.  Разнообразные фронтоны, балконы и цветные узоры придают каждому дому самостоятельный вид. Малообеспеченные квартиросъемщики этой колонии были обеспечены новой системой.  Путём постепенных взносов они становились собственниками. Во время Второй мировой войны колония Ostheim от бомбовых ударов не пострадала и сохранила до настоящего времени свой первоначальный характер. Одновременно со строительством колонии Файфер организовывает в районе библиотеку.  И вот в декабре 2001 года к столетию центральной библиотеки эта районная библиотека переименована в «Eduard Pfeiffer Bucherei».

 Как и в других крупных городах, состояние жилья в Старом городе Штутгарта было катастрофическим.  Городское управление мер не принимало и Файфер взял на себя обязанность улучшить ситуацию с привлечением строительных и благотворительных общесств и выполнил её.

 Совокупность вклада Файфера в индустриально-социальное развитие  города было отмечено многими почётными званиями и наградами. Он был первым еврейским гражданином, избранным в Вюртембергский ландтаг.  Король Карл присвоил ему титул Hofrat (надворный советник).   Дальнейшие заслуги были отмечены званием Тайный надворный советник.  Следом он был награждён орденом с присвоением титула „FON“. Ему присвоено также звание Почётного гражданина Штутгарта, которым удостаиваются с 1801 года всего в среднем лишь один человек каждые пять лет.

Бездетная семейная пара Файферов создала Фонд Эдуарда Файфера, который функционирует до настоящего времени.  За это благоденствие король Вильгельм  Второй наградил Файфера редчайшим для еврея титулом Exzellenz.

Эдуард Файфер скончался в 1921 году.  Похоронен рядом со своей женой на Штутгартском Pragfriedhof.  В своей траурной речи обербургомистер сказал,что память о Файфере, как известнейшем еврейском согражданине с большими гуманистическими традициями muß man immer in hohen Ehren halten.  Это обещание при национал-социализме, увы, не соблюдалось.  Улица и фонд его имени были переименованы.  После войны его имена были восстановлены. 

 

10.Einsteinstraße с 1933 Fichtestraße 

 

Как одна из редких улиц была названа ещё при жизни Альберта Эйнштейна. Относительно небольшая зелёная улица в престижном западном районе города на склонах возвышенности с наличием  Staffel –слева вверх, справа вниз.

При приходе к власти национал-социалистов улица, как имеющая еврейское наименование, в числе других пяти улиц, была переименована в Fichtestraße.

 

11.Einsteinstraße названа в 1968 году.

Длинная U-образная улица и, вместе с двумя примыкающими к ней также еврейскими  прямыми улочками (№№ 4 и 45), образует знак ЕВРО.  Часть правой стороны, как встречается и у других евреев, проходит вдоль склона с виноградником с хорошим видом на отдельные районы города.  К Эйнштейну примыкают ещё две еврейские улицы №№ 15 и 51, что для либеральной синагоги (среди них одна женщина) составили бы полминьяна.

  Об Эйнштейне написано чрезвычайно много – по расчётам некоторых его биографов  в тысячи раз больше, чем написал он сам. Отметим лишь, что на одном из старых еврейских кладбищ Штутгарта в качестве государственного памятника находится последнее пристанище Етты Кох – бабушки Альберта Эйнштейна.

 

16. Fred-Uhlman-Straße названа в 1991 году.

 Короткая улица застроена трёх-четырёхэтажными комфортабельными домами. Фред Ульман родился в 1901 году в Штутгарте, в состоятельной семье текстильного фабриканта, умер в 1985 году в Лондоне. Писатель, художник, антифашист.

Среднее образование получил в элитарной гимназии Эберхард-Людвига.  В дальнейшем изучал юриспруденцию в Тюбингене, Фрайбурге и Мюнхене и практиковал в качестве адвоката в Штутгарте.  В 1933 году как еврей и социал-демократ вынужден искать убежище в Париже. Старый интерес к изобразительному искусству вводит его в круг художников, и он сам начинает рисовать, постепенно приобретая известность.  В 1940 году вынужден покинуть Париж и переезжает в Испанию.  Там он знакомится со своей будущей женой англичанкой, и дальнейшая его жизнь протекает в Лондоне.  Его картины украшают музеи мира, однако  в Германии  они не представлены  На склоне лет он пишет автобиографическую книгу на английском, которая была переведена на многие языки. На немецкий язык «Erinnerungen eines Stuttgarter Juden“появилась лишь в 1992 году. Написав ещё несколько интересных книг, он снискал себе славу и как писатель. 

.   18. Fritz-Elsas-Straße названа в 1946 году, находится в центре города в районе синагоги.   Фриц Эльзас родился в 1890 году в самостоятельном в ту пору  районе Штутгарта – Канштат.   На Канштатской центральной Königstraße (с 1937года – König-Karl-Straße) рядом со стоявшей в то время местной синагогой, на доме №43, в котором родился

Фриц Эльзас, установлена мемориальная доска. Он происходит из уважаемой еврейской семьи, постоянно проживавшей в Канштате с начала 19-го века.  Рано умершая мать Берта Эльзас, дочь удачливого корсетного фабриканта Соломона (Зигмунда)  Линдауэра (№48).  Юлиус Элбзас,отец Фрица, был совладельцем большой ткацкой фабрики, а также коммерческим советником.  Он олицетворял либеральный дух в семье, который  рано оказал влияние  на сына.  Как предприниматель, Юлиус прокладывал новые прогрессивные пути.  Так, он своим работникам представляет оплачиваемый отпуск, организовывает собственную больничную кассу, фабричную библиотеку, что способствовало хорошему самочувствию и здоровью сотрудников.  Отмечая его социальную активность, городское общество промышленников присваивает ему звание почётного члена.

 Для Фрица Эльзаса социальные убеждения отца являлись примером и оказывали влияние всю жизнь.  После абитура Фриц поступает в Мюнхенский университет для изучения права и общественно-политических наук.  Дальнейшее образование он получает в Берлине и Тюбингене,где в 1912 году ему присуждается степень доктора общественно-политических наук.  Он остаётся в университете для сбора материала для последующей  диссертации.  Одновременно он совершает поездки в ближнее зарубежье.  В 1914 году публикуется его первая научная работа.  К январю 1933 года список его печатных работ составляет 270  наименований.

Следующий пункт в его биографии – Штутгарт, где он поступает на службу в городской муниципалитет на вновь созданную должность руководителя Главного управления мукомольной промышленности.  С этого начинается его муниципальная карьера.

Из-за своей близорукости Фриц на военную службу принят не  был.  Его желание послужить отечеству в качестве вольнонаёмного также не было удовлетворено.  И он смог применять свои способности на службе,приобретавшей в   связи   с   затягиванием   войны всё  большее значение, ибо обеспечение продовольствием  всё больше регламентировалось и централизовалось  К концу войны он руководит городским продовольственным управлением с восьмью отделами и двумястами работниками.  Одновременно он управляет комиссией по ценам и торговле. После окончания войны он вступает во вновь организованную DDP – Германскую Демократическую Партию.  В1924 году Фриц Эльзас избирается от этой партии в Ландтаг и, по свидетельству современников, оставляет там свой добрый след.

По служебной линии он становится руководителем городского правового совета со следующей сферой деятельности: торговля, промышленность,пресса, транспорт, статистика.  С этой работой он справляется блестяще.

  Бургомистр отдавал себе отчёт, что человека с такими способностями долго на периферии не удержать.  И действительно, вскоре Эльзас переезжает в Берлин, где он совместно с Томасом Манном выпускает еженедельник с прагматическим названием «Государство это – вы».

В 1931 году Фриц Эльзас со значительным большинством  голосов  избирается первым бургомистром Берлина. В начале 1933 года он был нацистами отстранён как еврей, хоть и крещёный, и к тому же демократ и противник Третьего Рейха. После отставки Фриц Эльзас не возвращается  в свою родную Швабию, а остаётся в Берлине.  Работает консультантом по хозяйственным и валютным вопросам, а также по эмиграции.  Участвовал в работе группы сопротивления.  После покушения на Гитлера 20-го июня 1944 года был арестован и подвергнут пыткам.  В конце декабря его переводят в концентрационный лагерь Заксенхаузен, где 4-го января 1945 года расстрелян.

 В Штутгарте, родине Фрица Эльзаса, в память о своём заслуженном сыне и гражданине уже в 1946 году одна из центральных улиц названа его именем. Вскоре этому примеру последовал и Берлин. Его заслуги перед городом характеризует и изданная на базе архивных данных книга воспоминаний Фриц Эльзаса «В штутгартском Ратхаузе в 1915 –1922г.г.» 

(окончание следует)

 


   


    
         
___Реклама___