Ionkis1.htm
©"Заметки по еврейской истории"
Февраль  2006 года

 

Грета Ионкис


Папа Римский в Кёльнской синагоге



     Третье тысячелетие преподносит не только трагические, но и радостные сюрпризы. 19 августа 2005 года, несомненно, войдёт в историю иудео-христианских отношений. Впервые за двухтысячелетнюю историю евреев Германии их Дом молитвы был удостоен посещения Папы римского. Это - событие!
     Евреи породили христианство, а вместе с ним - в лице христианской Церкви - своего векового врага и гонителя. Христианский антисемитизм, всячески затуманивая, а то и скрывая, что Иисус и апостолы были евреями, что Библия - это Книга евреев, закрепил в сознании миллионов образ еврея как злодея-богоубийцы. Потребовалось почти два тысячелетия, чтобы Ватикан отказался от теологического антисемитизма.

     Папа Иоанн ХХIII в марте 1959 года изъял из текста предпасхальной литургии обидный эпитет из фразы, которая в течение веков звучала на страстную пятницу во всех католических храмах: "Позволь нам молиться также о неверных (вероломных) евреях". Когда спустя три года один из кардиналов в присутствии Папы прочёл вычеркнутые им слова, Иоанн XXIII прервал его: "Повторите, но в новой форме". Специальной буллой "О евреях и других нехристианских народах" (1965) он положил конец преследованиям евреев со стороны католической церкви. Папа написал искупительную молитву, обращённую к Иисусу Христу: "Мы осознаём теперь, что много-много веков слепоты поразили наши очи, так что мы не созерцали красоты Тобою избранного народа и не узнавали в лицах их черт нашего брата-первенца. Мы осознаём, что чело наше заклеймено Каиновой печатью. Столетия пролежал Авель в крови и слезах, ибо забыли мы про любовь к Тебе. Прости нас за то, что своим прегрешением мы во второй раз распяли Тебя".

     Папа Иоанн Павел П пошёл дальше: в Иерусалиме он поклонился не только христианским святыням, но молился у Стены Плача, там произнёс он слова покаяния: - Mea Culpa, mea maxima Culpa! (Мой грех, мой великий грех!). Впервые в истории католицизма он посетил главную синагогу в Риме. Иоанн Павел П действовал в духе "Nostra aetate" - главного документа Второго ватиканского собора, прошедшего в 1965 году, на нём Папа Павел VI снял с евреев обвинение в богоубийстве. Не могу не напомнить, что более чем за сто пятьдесят лет до этого немецкий мистик Юнг-Штиллинг убедил свою паству (секта евангелистов-гернгутеров) в том, что "нынешние иудеи Царя славы не распинали" и вины на них нет. Обращаясь к евреям в Риме, Иоанн Павел П сказал чётко и ясно: "Вы - наши старшие братья". При нём прошла канонизация нескольких священнослужителей и монахов - мучеников нацистского режима, в том числе еврейки, принявшей постриг в кармелитском монастыре Кёльна, философа Эдит Штайн, погибшей в 1942 году в Освенциме.

     В годы нацизма большинство католиков и протестантов Германии не сопротивлялось бесчеловечному режиму и покорно поменяло Крест на свастику. Молчание Папы Пия ХП их в этом поддерживало. Как было признано на синоде, из-за его молчания "Церковь утратила невинность". Но нашлись такие, кто не молчал, за что и претерпели мучения, но не посрамили своей веры.
     Баварский католический священник Карл Штайнбауэр запретил вывешивать нацистские флаги на своей церкви. На допросе в СС перед отправкой в Дахау он объяснил свои мотивы: "Мне грозит больший ужас, чем Дахау. Меня ждёт Страшный суд".
     Мюнстерский епископ граф фон Дален отказался клясться в верности Адольфу Гитлеру и в своих проповедях осуждал действия его приверженцев. Его авторитет, в том числе и среди фронтовиков, был настолько велик, что нацисты не решились его тронуть. Он продолжал сопротивляться злу, его оружием было Слово. Папа Иоанн Павел II во время визита в Германию в 1987 году на коленях молился перед надгробием мятежного епископа в соборе Мюнстера.

     Кардинал Ратцингер, бывший единомышленником и главным помощником опочившего Папы, став новым понтификом, Папой Бенедиктом ХVI, продолжает традицию своих ближайших предшественников в деле наведения мостов между народами и конфессиями. Лучшим доказательством тому служит его визит в Кёльнскую синагогу. Скажем прямо, прежнему Папе было легче переступить порог синагоги: Войтыла был сыном своего народа, а поляки страшно претерпели от нацистов. Ратцингер принадлежит к народу, повинному в Холокосте. Ребёнком он, как все его ровесники, был членом "Гитлерюгенда", а затем учился выживать в разорённой и голодной послевоенной Германии.
     Визит в синагогу был для Бенедикта ХVI нелёгким. Он и не может быть лёгким для Папы, как, впрочем, для каждого немца. Прежде чем войти в молитвенный зал, посетитель проходит через холл мимо траурной стены из чёрного камня, на которой серыми буквами на иврите и немецком начертано: "Памяти одиннадцати тысяч еврейских жертв - мужчин, женщин и детей - кёльнской общины. Они погибли за свою веру в тёмное время 1933-1945". У этой нашей Стены плача Папа стоял в молчании, пока раввин читал кадиш - поминальную молитву. Позже он сказал, что склоняет голову перед всеми, кто стал жертвой этого чудовищного злодейства.

 

Папа Бенедикт ХVI



     Зал приветствовал Папу и сопровождавших его кардиналов Майснера, Лемана, Каспера и Содано стоя, овациями, как посланцев доброй воли. Без мира между религиями не может быть мира на земле, это понимают евреи и неевреи. И первые слова Папы, обращённые к собравшимся и произнесённые на иврите, прозвучали так: "Шалом лахэм!" (Мир вам!). Папа начал с уверения в том, что приложит все силы, чтобы решающие шаги, предпринятые его предшественником для улучшения отношений и дружбы с еврейским народом, были продолжены.
     Отметив, что еврейская община Кёльна - самая древняя на немецкой земле, Папа выразил надежду на то, что евреи Кёльна сегодня и впрямь чувствуют себя здесь дома. Он признал, что отношения евреев и немцев складывались непросто, болезненно: от изгнания евреев из города в период Средневековья - до попытки их поголовного уничтожения в середине ХХ века. Синагога на Roonstra?e, которую посетил Папа, тоже пылала в ноябре 1938 года. Бомбёжки довершили её разрушение. Она была восстановлена под руководством кёльнского архитектора Хельмута Гольдшмидта, пережившего Освенцим и Бухенвальд. Её заново освятили в 1959 году в присутствии канцлера Конрада Аденауэра, который в донацистские годы был бургомистром Кёльна. Гитлеру служить он не стал. Обращаясь к евреям в 1959 году в том же зале, где сегодня держит речь Бенедикт ХVI, он сказал: "Я надеюсь на хорошее совместное будущее".

     Между тем Папа в своём белом одеянии одиноко стоит между двумя огромными менорами (светильниками), на его белой, как лунь, голове не папская тиара, а скромная белая шапочка-кипа. В синагоге очень много народу, и на Папу устремлён взгляд всех собравшихся. Он всем своим видом показывает, что готов без всяких скидок держать ответ за эту сложную и мучительную двухтысячелетнюю историю. Папа не уклоняется от темы Освенцима, с момента освобождения которого прошло уже 60 лет.
     29 января, незадолго до кончины, Папа Иоанн Павел II обратился к собравшимся на площади св. Петра в Ватикане с короткой речью: "Лагерь смерти в Освенциме - одна из самых мрачных страниц в истории человечества. Бог не хочет, чтобы нам пришлось рыдать над новым Освенцимом. Будем же молиться и стараться, чтобы этого никогда больше не было. Антисемитизма больше не должно быть!" Новый Папа, говоря об Освенциме, склоняет повинную голову как глава Католической Церкви и как представитель немецкого народа, хотя и был в годы нацизма ребёнком.

     В своей речи Папа подчеркнул особую значимость документа Второго ватиканского собора "Nostra aetate", который открыл новые перспективы в еврейско-христианских отношениях через диалог и партнёрство. "В этом документе говорится о наших общих корнях, о богатом духовном наследии, которым евреи и христиане владеют сообща. … Глубоко мною чтимый мой предшественник, принимая во внимание еврейские корни христианства, так наставлял немецких епископов: « Кто почитает Иисуса Христа, почитает еврейство» ".
     "Nostra aetate" осуждает любые проявления ненависти к еврейству и антисемитские заявления, где бы и когда бы они ни имели место. Отрицая дискриминацию любого типа, Папа заявил, что она противоречит учению Христа. "Церковь же, - продолжил Папа, - обязана позаботиться, чтобы сделать Его учение достоянием подрастающих поколений, они никогда не должны стать свидетелями ужаснейших событий, которые имели место перед и во время Второй мировой войны. Эта задача имеет особое значение, ибо сегодня, к сожалению, возникают новые признаки антисемитизма и формы общей враждебности к чужакам".

     Папа подчеркнул то, что католическая церковь сегодня призывает к толерантности, уважению, дружбе и миру между народами, культурами и религиями. Он отметил деятельность Кёльнского общества христианско-еврейского взаимодействия, которое хорошо потрудилось, чтобы после 1945 года евреи почувствовали себя в Кёльне, как в своём доме. "Конечно, многое предстоит ещё сделать. Нам нужно больше и много лучше узнавать друг друга. Именно потому я бы настоятельно побуждал к откровенному, исполненному доверия диалогу между евреями и христианами. Только так станет возможным прийти к приемлемой для обеих сторон интерпретации спорных исторических вопросов и, прежде всего, добиться прогресса в теологической оценке отношений между евреями и христианами. Честно говоря, в этот диалог невозможно вступить без того, чтобы преодолеть существующие различия или их преуменьшить. И всё же, как бы нас ни разводили наши глубочайшие религиозные убеждения, мы должны уважать и любить друг друга". (Курсив мой. - Г.И.) Эта мысль была главной в речи Папы.

     "Наконец, наш взгляд не может быть устремлён только в прошлое, - продолжает Папа, - он должен точно так же обращаться вперёд к сегодняшним и завтрашним задачам. Наше богатое общее наследие и наши сориентированные на доверие братские отношения обязывают нас быть в согласии и вместе практически действовать во имя защиты и поддержки прав человека и святости человеческой жизни, ценностей семьи, социальной справедливости и мира во всём мире".
     Папа, безусловно, прав: человек не может жить только прошлым. Но ведь в случае с евреями мы сталкиваемся с особым феноменом. Когда Наполеон безуспешно осаждал крепость Акко, что на севере нынешнего Израиля, у него закипали слёзы яростного бессилия, но тут он заметил плачущих стариков-евреев. Он спросил, о чём они так безутешно рыдают, и ему ответили, что евреи оплакивают разрушение Храма Соломонова. "Когда это было?" - поинтересовался генерал Бонапарт. Ему объяснили. "Как?! Они оплакивают Храм, разрушенный свыше двух тысяч лет назад? - и, помолчав, изрёк: - Народ с такой памятью будет жить вечно". Евреев нужно понять, позволить им помнить прошлое и, как повелел Папа, уважать и любить.

     Мне показалось, что Папа чувствует боль евреев, иначе не произнёс бы он слов, которые понял каждый сидящий в зале, - "nie wieder!" (никогда больше!). В зале присутствовали два человека, переживших Овенцим: почётный гражданин города Кёльна г-н Симонс и г-жа Лерер, мать члена правления общины. Думалось ли ей в 1944 году в Освенциме, где она должна была стать лагерной пылью, что наступит час, и её сын будет приветствовать римского Папу в стенах синагоги, держать перед ним речь, и Бенедикт ХVI пожмёт руки матери и сына и вручит им памятную медаль?
     Папа начал свою речь пожеланием мира всем собравшимся и закончил словами из псалма Давидова: "«Господь даст силу народу Своему; Господь благословит народ Свой миром». Да услышит Он нас!" Так хочется верить, что слова Папы будут услышаны его паствой и превратятся в дела.
     Историческое значение визита Папы в том, что обе стороны продемонстрировали искреннее стремление к дружественному диалогу. Евреи принимали Папу открыто и достойно. В честь прибытия высокого гостя кантор трубил в шофар (трубный рог). Это - символический акт, подчёркивающий важность, значительность происходящего.

     Речь председателя президиума Центральной благотворительной организации евреев Германии г-на Лерера была глубоко содержательной, откровенной, нелицеприятной. Не заискивая перед высоким гостем, он ставил острые вопросы и называл вещи своими именами, призывая всех присутствующих, и прежде всего Папу, к активному противодействию антисемитизму и враждебности к евреям. Он призвал Ватикан сделать изучение тайного ватиканского архива, открытого с февраля 2003 года, более интенсивным, чтобы понять молчание Пия ХП по поводу трагедии евреев в годы нацизма. Заслужил ли он аттестацию "гитлеровского Папы"? Честные ответы на больные вопросы помогут ранам закрыться.
     Г-н Лерер высоко оценил заявление "Nostra aetate", которое сорок лет назад покончило с главным обвинением всех евреев в смерти Иисуса. Очень важно, что к этому революционному по тем временам документу приложил руку молодой теолог Йозеф Ратцингер, ставший ныне Папой. А закончил он свое выступление таким обращением к Бенедикту ХVI: "Мы видим в вас сегодня не только главу всех католиков, но и немца, который осознаёт свою историческую ответственность".

     Папа, вначале державшийся со сдержанной, дипломатической вежливостью, помягчел, преобразился, когда ему стали представлять наиболее активных и уважаемых членов общины. Он улыбался, обеими руками, брал руку представляемого, и для каждого из пятнадцати нашёл тёплое слово. Его явно взволновало обещание Исаака Ольшанского молиться за его здоровье с тем, чтобы он и дальше делал всё для мира и сближения людей различных конфессий. В эти минуты он казался доступным и дружественным.
     Все понимают, что эта встреча - событие историческое, значимость которого ещё предстоит осмыслить. Только не нужно обольщаться и думать, что лучшее будущее уже наступило. Слова Папы Бенедикта ХVI должны дойти до его паствы, стать для них важным дополнением к символу веры. Перековка сознания - процесс длительный. Моисей водил евреев по пустыне сорок лет, чтобы вытравить память о рабстве. Сейчас другие времена. В распоряжении Папы и его прелатов - современные масс-медиа. Немецкая пресса, телевидение уделили этой встрече много внимания. В течение часа шла прямая трансляция по многим немецким каналам. Полный текст речи Папы опубликован в ряде серьёзных газет. Большой интерес проявили американские и израильские масс-медиа. Разумеется, есть в этом и дань злободневности, но не станем забывать, что Папе внимал миллион молодых католиков, съехавшихся в Кёльн из разных стран. Посещение синагоги входило в программу четырёхдневного визита Папы, главной целью которого было участие в ХХ Всемирном дне католической молодёжи, но пресса отмечает, что визит в синагогу - центральная часть программы. Хочется надеяться, что молодёжь разнесёт слово Папы по всему миру.

     Встреча Папы с евреями Кёльна станет страницей истории, наши дети и внуки будут читать о ней, а мне с мужем посчастливилось стать её живыми свидетелями.

     Сама жизнь позаботилась о том, чтобы надежда на возможность дружественных отношений между евреями и немцами, которая подталкивала меня к моим изысканиям, но увядала по мере приближения к роковой черте - временам Холокоста, вновь ожила, за что я благодарна Папе Бенедикту ХVI.


   


    
         
___Реклама___