Wajsberg1
©"Заметки по еврейской истории"
Август  2005 года

 

Владимир Вайсберг, Феликс Янкелевич


Два раввина



     "Принять бремя заповедей Всевышнего - значит
     сбросить ярмо человеческого господства и тирании.
     "Вы будете рабами Моими, а не рабами Моих рабов" -
     сказал Всевышний"

(Хаим Донин "Быть евреем").


     Введение

     Прошло шестьдесят лет со времени разгрома фашистской Германии, но память о Катастрофе европейских евреев живет в каждом из нас, ибо каждый из живущих евреев потерял в Холокосте родных и близких. Несмотря на прошедшие десятилетия, жива боль потерь, живо сострадание и жив вопрос, рвущийся из глубины раненых сердец. Он стал другим - вопрошающий крик многострадальных еврейских душ. Тогда, в далеком сорок пятом наши родители повторяли многократно:
     "Как мог Он допустить?"
     Спустя шестьдесят лет мы вопрошаем:
     "Почему? За что?"
     Величайший из праведников и мудрецов двадцатого века Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон всегда, во всех своих трудах отвергал теологическое объяснение Холокоста.

     "У кого хватит наглости и бессердечия искать "причины" мучений и гибели миллионов ни в чем не повинных мужчин и женщин, детей и стариков? Неужели можно предположить, что человеческий разум, пределы которого ограничены, сумеет осмыслить объяснение такого кромешного ужаса? Мы можем лишь допустить, что существует то, чего человеческий ум осознать не в силах"
     Менахем - Мендл Шнеерсон повторял вслед за своим предшественником - шестым Любавичским Ребе Иосифом - Ицхаком Шнеерсоном:
     "Не мое дело - оправдывать Бога. Лишь сам Бог может ответить за то, чему Он позволил свершиться. Единственный ответ, который мы можем принять - это немедленное и полное искупление, которое сотрет зло с лица Земли и обнаружит истинное добро и совершенство Божьего творения".

     Тем, кто утверждал, что Холокост опровергает существование Бога и присутствие Его промысла в нашей жизни, Ребе отвечал:

     "Напротив, Холокост окончательно опроверг возможность веры в нравственные законы, придуманные людьми. В довоенной Европе немцы занимали ведущие позиции в культуре, науке, философии. И те же самые люди совершили самые жестокие зверства в истории человечества. Холокост научил нас тому, что цивилизованное и нравственное существование возможно только через Веру и принятие Божественного промысла... Наш гнев, наши непрекращающиеся упреки к Богу за произошедшее - это, по сути, и есть признание нашей Веры в Него, нашей убежденности в Его доброте. Ведь, если бы мы в глубине души не имели бы этой Веры, то чему бы мы возмущались? Слепой судьбе? Случайному соединению кварков, составляющих Вселенную? Только лишь потому, что мы верим в Бога, мы убеждены в том, что существует добро и зло, верим, что добро должно восторжествовать и непременно восторжествует. Мы восклицаем, как восклицал Моше: "Господь! Зачем Ты сделал зло этому народу?"

     Главным для Ребе в проблеме Холокоста было не то, как мы его понимаем и, даже, не то, как мы чтим память его жертв. Главным он считал наши действия в связи с постигшей нас трагедией. Если мы позволим боли и отчаянию сломить нашу волю, если мы не сумеем воспитать новое поколение в духе еврейских традиций, то тогда, не дай Бог, осуществится "заветная мечта" Гитлера и его единомышленников. Но если мы восстановим свои силы, если мы воспитаем поколение, которое будет гордиться своим народом, это будет истинной победой над всеми нашими врагами и ненавистниками.
     Воспитать новое поколение невозможно без оглядки на свое прошлое. Для того чтобы нам, нашим детям и нашим внукам, правнукам и всем потомкам нашим не наступать на грабли, на которые наступали мы и наши предки, надо хорошо рассмотреть эти грабли в высокой и густой траве наших ошибок и прегрешений.
     Начать это мы и попытаемся в данной статье.

     "Мы не евреи, мы - немцы еврейского вероисповедания"

     В большинстве Сидуров - молитвенников европейских евреев, живущих в диаспоре, (Нусах Ашкеназ) в тексте субботнего Богослужения имеется Молитва о благополучии государства проживания:
     "Дарующий спасение царям и власть князьям, царство Его - царство всех миров, вызволяющий раба своего Давида от злого меча, указывающий в море путь, тропу в могучих водах, да благословит Он президента государства и главу правительства и его заместителя, и всех министров этой страны..."
     В трактате "Авот", в котором собраны и систематизированы изречения почти шестидесяти еврейских мудрецов, живших в разные эпохи с четвертого века до нашей эры по второй век нашей эры и названных "отцами мира", приведены два следующих высказывания:

     "Раби Ханина, заместитель первосвященника говорил:
     "Молись о благополучии правителей. Ведь если бы не страх перед ними, люди живьем заглатывали бы один другого" (3, 2).
     "Рабан Гамлиель, сын Раби Иегуды Ганаси говорил:
     "Будьте осторожны с властями, ибо они приближают к себе человека лишь для собственной выгоды, прикидываются друзьями, когда им это на руку, но не заступятся за человека в тяжелое для него время" (2, 3).

     Истина всегда лежит между двумя противоположными экстремальными точками зрения. Евреям диаспоры нельзя нарушать законы той страны, в которой они обитают. Но при этом и речи не должно и не может быть об отказе от выполнения Заповедей Торы.
     Это означает, что евреи диаспоры должны быть законопослушными гражданами страны обитания, не ассимилируя при этом. Ибо отказ от Заповедей Торы и есть истинная первичная ассимиляция. Она предопределяет и обусловливает национальную ассимиляцию.

     К сожалению, история наша богата примерами инициативного исполнения евреями своего гражданского долга перед страной обитания, сопровождавшегося одновременно отказом от Веры отцов и потерей в связи с этим своей еврейской идентичности. Показательна и поучительна в этом смысле история западноевропейских евреев и, в первую очередь, - евреев немецких, в последние столетия.

     Начнем, однако, с дней наших. Почти в каждом городе Германии есть памятник евреям отдавшим в Первую мировую войну свои жизни за Фатерланд. Есть такой памятник и в Кельне. Огромный бетонный треугольник стоит в центре еврейского кладбища. На нем начертано:
     "Нашим павшим. Имперский Союз евреев - фронтовиков".
     Основателем и первым председателем Союза был инженер и фронтовик, человек огромного мужества, совершивший целый ряд военных подвигов во славу Германии, орденоносец Лео Левенштайн. Благодарное Отечество воздало своему доблестному защитнику, еврею - офицеру по заслугам. Когда к власти пришли нацисты, его направили не в лагеря уничтожения типа Аушвица, а заключили в гетто Терезиенштадта. Он прошел все круги нацистского ада, выжил и умер в 1956 году.

     Всего в Первую мировую на фронтах воевали более 100000 немецких евреев, из которых погибло 12000 человек. О том, как "Родина - Германия" обошлась с их детьми и внуками, свидетельствуют многочисленные бронзовые таблички, вмонтированные непосредственно в тротуар перед многими кельнскими домами, где проживали эти евреи. На табличках, к примеру, написано:
     "Розенкранц Мария. Родилась 13.07.1912.
     Депортирована в Ригу в 1941 году.
     Объявлена мертвой".
     Надежда немецких евреев стать и быть "немцами иудейского вероисповедания", несмотря на усилия многих поколений, не оправдалась.
     А ведь начиналось все так многообещающе...

     22 июля 1847 года был принят ландтагом и утвержден королем Пруссии "Закон об устройстве евреев", признавший еврейские общины "корпорациями" и юридическими лицами с автономией в сфере духовных дел. Закон раздробил евреев на множество отдельных ячеек без объединяющего центра. Надо, однако, признать, что и без закона централизация была практически невозможна из - за непримиримых противоречий между реформистами и ортодоксами, достигших к этому времени критической точки.

     Отец еврейской эмансипации в Германии Мозес (Моше) Мендельсон писал:
     "Тора является исключительным наследием дома Яакова, и обрядовый закон обязателен только для евреев... То, что Божественный закон предписал, не может быть уничтожено разумом.... Нельзя без Божественной санкции произвольно отвергать то, что объединяет евреев... Несите на себе, насколько можете, бремя двух обязанностей: еврея и гражданина".
     В 1799 году в Берлине появилась анонимная брошюра "Послание к обер - консисторскому советнику, пастору Теллеру от некоторых отцов семейств еврейского исповедания".

     Пастор Теллер был вождем либерального протестантизма. Автором "Послания" был Давид Фридлендер - представитель "передового" еврейства из школы Мендельсона, член еврейского Общинного Совета Берлина. Отцы семейств писали:
     "Мы давно уже заняли определенную позицию между двумя крайностями: слепой верой приверженцев Талмуда и модным безверием молодежи. Мы признаем основные истины всякой религии, единство Бога, бессмертие души, стремление к нравственному совершенству. И Моисей, и Христос положили эти начала в основу своих религий, но позже обе религии отклонились от своих основ: иудейство ушло в обрядовый формализм, христианство - в мистические догматы. Обряды иудейства действительно мешают исполнению гражданских обязанностей, и мы, ради счастья нашего потомства, должны сбросить иго ритуала...

     Поучайте же нас, благородный друг добродетели! Скажите, нам: если бы мы решили избрать своим убежищем великое христианское общество протестантов, какого публичного исповедания потребуете от нас вы и другие мужи, заседающие с Вами в почтенном совете?"
     Сын Мозеса Мендельсона Авраам Мендельсон писал своей дочери Фанни ко дню ее конфирмации по протестантскому обряду слова уже отличные от слов отца:
     "Формы человеческих религий подвержены изменению. Несколько тысяч лет назад господствовала иудейская форма, затем языческая (античная), а ныне господствует христианская форма. Мы, твоя мать и я, воспитаны в иудейской вере... Вас же, тебя и твоих братьев, мы воспитали в христианстве, так как оно стало формой веры наиболее цивилизованных людей..."

     Зять Мозеса Мендельсона Симон Файт пишет своему внуку Филиппу, перешедшему в христианство, в "научной" манере:
     "От сотворения мира до наших дней для всех людей, для всех народов существует одна только нравственность... религий же было множество, и их будет, вероятно, еще немало".
     Комментарии, как говорится, излишни...

     Раввин Авраам Гейгер

     Вождем еврейского реформационного движения в Германии в XIX веке был Авраам Гейгер, родившийся в 1810 году в бедной семье. Авраам обладал недюжинными способностями и к 14 годам был столь образован в области иудаизма, что обратил на себя внимание Ротшильдов, с помощью которых он смог значительно расширить свои знания в области древних языков. Он глубоко изучал Талмуд, но еще в юности стал критически к нему относиться. Уже тогда он писал:
     "Огонь просвещения уничтожил весь этот хлам".

     Первая его научная работа была посвящена исследованию взаимоотношений ислама и иудаизма. В 1832 он получил место раввина в Висбадене. В 1835 году он создает "Научный журнал по еврейской теологии" Главной задачей журнала было критическое освещение еврейской религии. В своих статьях Гейгер писал:
     "Иудаизм является многовековым продуктом человеческого творчества и только невежды могут верить, будто второстепенное звено в цепи преданий существует с первых времен мироздания".

     Гейгер ставил христианство в пример иудаизму, многократно обращая внимание на прогрессивное развитие христианства в научной и культурной сферах. В 1836 году он писал:
     "Целью реформационного движения должно быть не только полное устранение Талмуда, но и переоценка отношения к Письменной Торе. На нее следует смотреть не как на священную книгу, а лишь как на ценный поэтический памятник старины. Синагога больше не должна относиться к библейским повествованиям, как к историческим источникам. Необходимо покончить с этой ложью (Всеобщая еврейская газета 1836, 165)

     С сороковых годов он стал вождем радикального крыла реформационного движения германского еврейства. Он потребовал исключить из Сидуров все молитвы о национальном возрождении.
     "Надо, вообще, уничтожить все, что носит в еврействе национальный характер потому, что евреи более не нация, а религиозная группа... Древнееврейский язык не обязателен при публичном Богослужении, так как он служит не религиозной, а национальной связи евреев. Он должен быть изъят из Синагоги".
     Согласно его теории библейский иудаизм должен подвергнуться дальнейшему развитию в соответствии с требованиями времени. Устаревшее в иудаизме должно быть преодолено. Раввин Авраам Гейгер писал:

     "Было время во Израиле, когда единомыслие и единое настроение объединяли всех членов общины. Веру тогда получали по наследству, и каждой отдельной единице не нужно было усилия воли, чтобы примкнуть к сонму верующих: религиозная община в целом обладала и общею волею; духовный пастырь отличался от других членов общины только большим знанием законов. Это время прошло. Воля целого сломлена, воля индивида должна закалиться. Ныне убеждения находятся в противоречии с существующим порядком... Самым трудным является ныне положение еврейского пастыря. Он видит пред собою две крайности: с одной стороны, окаменелых людей, а с другой - оторванных от всякого религиозного союза, оглушенных громом эпохи. В середине стоят люди с сердцем раненым, переполненным тоскою, отставшие от старого и не приставшие к новому; сердце и ум у них в постоянном противоречии, и они ждут его устранения. Чего же можно требовать от духовного пастыря? Он должен окаменелых освободить от мертвого сна ума и сердца, а неверующих расшевелить, пробудить в них порыв к живой вере. Нужно внушить им, чтобы не боялись отречься от обычаев, чтобы они не тратили жара чувства на пустые формальности, чтобы они лечили рану удаляя пораженное место и давая ему обрасти живым мясом".

     Свои воззрения Гейгер изложил в труде "Еврейство и его история". Излагая свою теорию развития иудаизма, Гейгер пишет, что вначале была идея, идея монотеизма. Для реализации этой идеи Провидение создало еврейский народ. Идея эта должна была стать общемировой, и поэтому носитель этой идеи не мог оставаться в сдерживающих ее распространение рамках отдельного национального еврейского государства. Духовная миссия евреев предопределила распад их государства. Дух вырвался наружу. Христианство пыталось присвоить себе миссию еврейского народа, но изобрело идеи и догмы троицы, богочеловека и искупления первородного греха, чем сделало невозможным выполнение функции евреев в принципах монотеизма. Отсюда историческая задача иудаизма: водворение в мире абсолютной формы монотеизма, совместимой с требованиями разума. Выполнить эту задачу можно только в условиях рассеяния, в условиях диаспоры. В этом - великое Счастье диаспоры. Если бы еврейство существовало в виде народа со своим государством, то границы последнего мешали бы распространению идей монотеизма. Каждый еврей мог бы контактировать только с другим евреем, и это не позволило бы всему еврейскому народу выполнить свою миссию. Только еврейство, рассеянное среди других наций в виде отдельных религиозных групп, в состоянии выполнить возложенную на него миссию.

     Практические выводы из теории Гейгера, которые сделали его последователи в Германии и в других странах, привели к отрицанию ими Заповедей Торы и к отходу от еврейского образа жизни.

     Раввин Шимшон - Рафаель Гирш

     Оппонентом раввина Авраама Гейгера был его бывший университетский товарищ, выдающийся поборник ортодоксального иудаизма раввин Шимшон - Рафаель Гирш (1808 - 1888). Богатые родители видели в сыне будущего коммерсанта. Сам же Шимшон - Рафаель под влиянием своего первого учителя И. Бернайса предпочел духовную карьеру. Под руководством Якова Эттингера он семь лет изучал Талмуд, а затем поступил в боннский университет, где в эту пору уже учился Авраам Гейгер. В 1830 году Ш. Р. Гирш был избран главным раввином княжества Ольденбургского.

     В 1836 году он опубликовал книгу "19 писем об иудаизме".
     Все это произведение, поразившее современников своей искренностью и благородным идеализмом, горячей любовью к своему народу и глубокой верой во Всевышнего, по своей теме и идее было направлено против реформационных течений в немецком еврействе, набравших в ту пору большую силу и имевших уже много сторонников.
     Молодой раввин многократно вопрошает, как можно в борьбе за эмансипацию отказаться от Веры отцов и избрать путь самоотречения? Раввин Гирш глубоко скорбел о стремлении его соплеменников придать традиционному иудаизму немецкие национальные формы.

     Он писал, что гражданские права - не самоцель, а лишь средство для выполнения евреями своей великой, Всевышним предопределенной миссии. А раз так, то нельзя жертвовать для получения гражданских прав ни одним религиозным постановлением.
     Нельзя быть самоотверженным носителем Божественного начала, примером одухотворенной жизни и выразителем конечной цели: высшей нравственности, добра и человечности, нарушая Его повеления и законы!
     Ш. Р. Гирш подчеркивал, что вопрос о гражданских правах евреев в Германии следует отделить от проблемы религиозных реформ. По его мнению, евреям можно и следует принимать участие в гражданской и политической жизни страны. Но при этом следует всегда помнить, что национальные особенности еврейства не определяются политическими союзами. Когда в
     70м году нашей эры пал Иерусалим и был разрушен Второй Храм, политической жизни евреев пришел конец. Это неприятно, но не смертельно, ибо не политическое единство сплачивало ранее и сплачивает в настоящем евреев в единый народ, а религиозное Учение.

     Раввин Гирш считал, что евреи являются нацией не в этнографическом смысле. Общая духовность объединяет евреев в народ. Духовность эта возможна лишь при строгом исполнении Заповедей Торы, дарованной евреям Всевышним:
     "До грядущего прихода Машиаха евреи составляют не нацию, а а только союз верующих и исполняющих Заповеди Торы, то есть Письменного и Устного Учения в полном их историческом объеме. Учение иудаизма не зависит от времени и места... Тора есть такой же факт, как небо и земля".
     В своей книге Ш. Р. Гирш выступал защитником старины и горячим сторонником сохранения традиционного иудаизма в неприкосновенном виде.
     Он темпераментно критиковал инициаторов ревизии иудаизма и подгонки его под современные, сиюминутные условия, обличая в сторонниках реформации еврейской религии стремление низвести иудаизм до сугубо внешней, бездушной и бездуховной религии. Он писал о союзе между Всевышним и еврейским народом:

     "Это вечно обновляемый и повторяющийся всемирно - исторический процесс заключения союза между Богом и Израилем, простирающийся через все времена. Основополагающее условие этого союза: участие в нем может принять лишь тот человек, который сознательно принадлежит к этому союзу по причине национального образа мышления, обусловленного рождением или свободным выбором, и в полной мере отмечен знаком этого союза Милой (обрезанием). Исключается Мумар - вероотступник, еврей, отчужденный от союза евреев с Богом из - за своего образа жизни".
     Если Гейгер прилагал все свои силы к тому, чтобы расшатать "фундамент еврейской традиции", то Гирш уже в первой своей работе укрепляет и усиливает его.
     "Строгая верность Торе объединяет евреев и сохраняет их. И только лишь при условии соблюдения Заповедей Торы возможно вхождение евреев в состав различных национально - политических союзов - быть немцами в Германии, французами во Франции и так далее..."

     В более поздней работе он пишет:
     "Вы имеете право перенимать у народов, среди которых вы живете, все то, что соответствует здравому смыслу и обусловлено не религиозными требованиями или безнравственными обычаями этих народов. Но тому, что безосновательно или предопределено религиозными требованиями окружающих вас людей, или тому, что ведет к безнравственным, непозволенным действиям, не подражайте!
     Так, вы не должны принимать участия в их религиозных праздниках, быть участником или, даже, наблюдать их религиозные ритуалы. Одновременно вы не должны делать ничего такого, что могло бы омрачить их праздники. Там, где ваше неучастие в празднествах может быть истолковано как недружественный, враждебный акт, не демонстрируйте публично ваше неприятие чуждой вам религии соответствующих праздников" (Йоре Деа 178).

     Тезис этот показывает, что Гирш считал правильным лозунг:
     "Вначале я - еврей, и лишь потом - немец"
     Реформаторы иудаизма провозглашали:
     "Я - не еврей, я - немец иудейского вероисповедания"
     Разница видна даже невооруженным глазом.

     В книге раввина Ш. Р. Гирша "Хорев или опыт исполнения обязанностей Израиля в рассеянии", вышедшей в 1838 году, рассмотрена вся система ортодоксального талмудического иудаизма. Однозначно и убедительно показано, что Вера отцов наших - категория вечная и совокупная, а не результат исторической эволюции. Иудаизм - есть Божественное Откровение, и законы Откровения так же незыблемы как законы природы. Законы Божественного откровения можно постигать и изучать, но не изменять и корректировать. Все еврейские обряды имеют своей целью одухотворение каждого соблюдающего законы и традиции иудаизма. Еврейские обряды вносят святость в обыденную жизнь. В силу этого все еврейские законы, предписанные Торой, рассмотренные и проанализированные в Талмуде и кодифицированные в "Шулхан Арухе", незыблемы и неприкосновенны.
     Крылатые слова раввина Гирша наилучшим образом разъясняют смысл его идей:
     "Иудаизм нуждается в реформе, которая подняла бы время до уровня Торы, а не нивелировала бы Тору по уровню времени".

     Послесловие

     Труды Гейгера и Гирша сформулировали и четко оконтурили принципиальные взгляды двух лагерей, двух течений и двух систем в немецком еврействе. Первая рассматривала иудаизм как продукт исторического развития человеческих идей и традиций. Вторая - видела в иудаизме Божественное откровение, которое нельзя и не следует приспособлять к условиям меняющейся реальной жизни, а к которому сама жизнь должна приспособиться.
     Раскол в теории привел к расколу на практике и, наоборот: различные подходы к жизни предопределили непреодолимые различия в коренных, принципиальных вопросах.
     Каждый из раввинов имел своих сторонников и последователей не только в Германии, но и за ее пределами.

     Даже такой выдающийся ученый, как еврейский историк С. М. Дубнов (1860 - 1941), пишет в своем труде "Новейшая история еврейского народа":

     "Ближе к объективной правде стоял, несомненно, Гейгер, исходивший из принципа исторической эволюции, научно доказуемой, а не из догмы "Откровения"... Отрицая еврейство как национальный индивид и признавая его только индивидом религиозным, Гейгер и Гирш мирились с национальной ассимиляцией, которая, в конечном итоге, должна привести к полному растворению евреев среди других народов, т. е. к исчезновению живого носителя иудаизма. Забыли, что разбивая бочку, нельзя сохранить вино: без живого еврейского народа не может быть и иудаизма - совокупности его духовных проявлений".

     Мы с высочайшим почтением и глубоким уважением относимся к памяти и творчеству блестящего еврейского ученого, но представляется, что, когда он писал вышеприведенные строки, он попросту забыл древнейшее еврейское изречение: "Евреи защищают Тору, а Тора защищает евреев".

     Раввины Б. Рубинсон и И. Зильбер писали в конце двадцатого века в своих комментариях к Торе, что

     Божественная энергия поступает в различные области материального мира по особым отдельным духовным каналам. Благополучие каждого народа зависит от состояния канала, по которому он получает необходимую для его существования Божественную энергию. Состояние этого канала зависит от степени выполнения этим народом своего предназначения. Основная цель человеческой деятельности в этом мире состоит в том, чтобы вознести материю до уровня, когда в ней ощущалось бы Божественное начало.
     Каждому народу дано принять определенное участие в реализации этой цели. Главная задача возложена на народ Израиля. Обстоятельство это было отмечено многими мыслителями и праведниками - неевреями. Возложенную на них миссию сыны Израиля могут выполнить только с помощью выполнения Заповедей Торы.

     Нет такой области и сферы материального мира, на которую в той или иной мере не распространялась бы человеческая деятельность. И нет такого вида деятельности человека, которая не регламентировалась бы Торой. Поэтому Божественность, заложенная в предписаниях Торы, проникает во все сферы материального мира, которых выполнение этих предписаний касается.
     Заповеди Торы осуществляют также связь еврейского народа с Создателем. На иврите заповеди называются "Мицвот". Слово это образовано от слова "Цевет" - объединение.

     Нарушая Заповедь Торы, каждый еврей ухудшает состояние своего духовного канала. Известно, что во времена существования Храма любое неблагочестивое поведение еврея немедленно сказывалось на его благополучии. После разрушения Храма и изгнания из родной страны евреи оказались в зависимости от других народов. Эта зависимость выразилась также и в том, что они получили возможность питаться Божественной энергией из каналов тех народов, в среде которых они живут. Этим, в частности, объясняются и те широко известные случаи, когда еврей кощунственно попирает Тору и ее Заветы и, тем не менее, благоденствует. Благополучие это не может быть долгим, ибо невозможно долго жить краденным. Если в человеке осталась капля еврейства, эта капля должна, в конце концов, отвергнуть несовместимую с его сущностью чужую духовную пищу. К тому же люди, среди которых он живет, начинают подсознательно чувствовать, что он питается чем-то, им принадлежащим. Его начинают презирать, хотя никто толком и объяснить не может, в чем причина такого презрения. В свете изложенного становится понятным тот факт, что именно в тех странах, где евреи активно ассимилируют и стараются слиться с коренным населением, пренебрегая принципами Торы. традиционный антисемитизм становится особенно зловещим.

     Именно в Германии, где ассимиляция поразила самые широкие круги еврейского общества, где умудрились ассимилировать даже иудаизм, изъяв из него все изначально еврейское (и в том числе, тоску по Сиону) и введя христианскую обрядность в еврейское Богослужение, антисемитизм достиг столь чудовищных размеров.

     Первыми жертвами этого антисемитизма стали праведные евреи Польши и Украины, и это подтверждает сказанное полторы тысячи лет назад мудрецом Талмуда Раби Йонатаном:

     "Несчастье приходит в мир лишь тогда, когда в нем есть грешники. Но его первыми жертвами становятся праведники".

     Мы завершим данную статью строками из книги "Тегилим":

     "Если бы не Бог был с нами, когда восставали против нас люди, то живьем они поглотили бы нас, когда возгорелась их ярость против нас. Воды потопили бы нас, поток прошел бы над душой нашей. Прошли бы над душой нашей воды бурные. Благословен Бог, Который не отдал нас в добычу зубам их (Псалом 124)! .


   


    
         
___Реклама___