Grajfer1
©"Заметки по еврейской истории"
Февраль 2005

 

Элла Грайфер


Сеанс с разоблачением

 

 

     Выступает генерал-майор Драгунский
     со своими дрессированными евреями.
     Анекдот времен
     борьбы с сионизмом

    Нет, что ни говори, а прав Козьма Прутков: Глядя на мир, нельзя не удивляться. Попросили меня ответить на статью, подписанную «Вера Рейдер». Ну, Вера так Вера, мне-то хоть горшком назови... Как вдруг выясняется, что этой самой Верой Рейдер на минуточку захотела стать некая Лариса Володимерова – дама широко известная в узких кругах, в которых я, по счастью, не вращаюсь. И отвечаю я ей, оказывается, тоже не первая. Первый отклик (примерно в том же направлении) написал Эли Лихтенштейн, который, вроде бы, и вправду Лихтенштейн, но новый оппонент, вступивший тотчас в дискуссию, приписал ему, на всякий случай, какие-то судебные преследования и семейные драмы, и не с ним вовсе происшедшие, а с неким Люксембургом... вернее, с двумя разными Люксембургами, хотя они и родственники.
     А уж сам-то этот оппонент – личность вовсе таинственная. Ни дать, ни взять – железная маска. Подписался фамилией «Арад». Уж не тот ли штурман, что тридцать лет и три года в иранском плену сидит? За это время он, конечно, и по-русски мог насобачиться, с учетом горячей российско-иранской дружбы, да он-то вовсе Рон, а наш-то, наоборот тому, Иегуда. А давайте-ко его дедуктивным методом, по Шерлоку Холмсу, определим! Лихтенштейна с Люксембургом он потому перепутал, что оба названия – географические. Арад – название тоже географическое. Есть в Негевской пустыне городишко такой. Симпатичное местечко, чистенькое, зеленое, только размерами не вышло. Так себе, город – одна улица, на самом деле - просто деревня. Ага, деревня, деревня... На идише как звучит? «дорф»! А не напоминает ли это вам, Ватсон?.. Ну, конечно же – Дорфман, Дорфман и никто другой! Вот и запишем его для верности в Дорфманы, а не сойдется – так не беда! Ему, в конце концов, путать можно – а мне нельзя?

     Так вот, этот самый как бы Дорфман Лихтенштейну как бы возразил. Но только не по обсуждаемому вопросу... он все больше насчет личной жизни Лихтенштейна прохаживался: такой, мол, сякой, немазаный, сухой, и оружие-то воровал у родной несокрушимой и легендарной, и жена-то от него ушла, заместо видака и кастрюли-скороварки прихвативши бронетранспортер с двумя пулеметами... (Не даром, ох не даром повествует людовед и душелюб Евгений Сазонов о тяжкой женской доле при разделе имущества!)... Хотя, на самом-то деле был это, как помним, не Лихтенштейн, а Люксембург... и вообще – то ли он украл, то ли у него украли... Ну это уже, сами понимаете, мелочи, которые возвышенные натуры масштаба Дорфмана не обязаны брать в расчет.
     С аргументами такого подозрительного типа и разбираться без надобности (Что может говорить хромой об искусстве Герберта фон Караяна? Какие взгляды на архитектуру может высказать мужчина без прописки?). Чтоб зря не усложнять, пошел Дорфман по проторенной дорожке госпожи Рейдер: войну выдаем за мир, а после долго и прочувствованно повествуем про военные действия одной стороны, не заостряя внимание на таких мелочах как военные же (причем, куда более циничные в международно-правовом смысле) действия стороны любимой. Как правильно выражается в таких случаях великий русский народ: «У косого Егорки глаз шибко зоркий, одна беда – глядит не туда!».
     И, тем не менее, вступление господина Дорфмана в нашу дискуссию открывает новые перспективы. Перспективы ответа на ни разу в ней, правда, не прозвучавший, но по логике вещей напрашивающийся нелегкий вопрос:

     Чего же ради стараются все эти "Тааюши», «Гуш Шаломы», «Раввины за права человека», «Женские коалиции за справедливый мир» и примкнувшее к ним движение «Шалом Ахшав»? Им что – жизнь надоела? Ну так почему бы тогда тихо-мирно в индивидуальном порядке не повеситься? Не обязательно бомбы, ракеты и пули еще и на соседскую голову накликать, когда соседу-то, может, жизнь как раз еще вполне ничего себе.
     В вышеупомянутой статье Дорфмана ответа вы не найдете, потому, что не страдает он болезнью неопытных проповедников, стремящихся сказать непременно все и притом сразу. Есть у того же автора другая статья. Называется «Наши дети УЖЕ будут жить при антисемитизме»... можно подумать, мы сами сейчас при нем УЖЕ не живем... Но так может подумать только тот, кто статью еще не прочел. А кто прочтет – разберется, что в отличие от нас наши дети в антисемитизме будут (автор надеется!) видеть явление совершенно нормальное, не обидное, не опасное, а так себе... не то тренд, не то брэнд... в общем, что-то относящееся к сбыту, пиару и прочей борьбе за новые рынки.
     Каким же образом обосновывает господин Дорфман свое открытие века?
     С некоторыми его утверждениями не согласиться просто невозможно. Безусловно, если есть потенциальный рынок, найдутся и желающие его «раскрутить», так что ничего нет невероятного в обналичивании «потребительной стоимости» антисемитских идей. Не вызывает сомнения и тот факт, что «аргумент антисемитизма» повсюду работать перестает, т. е. антисемитизм воспринимается в приличных мировых салонах как норма, а не как патология.

     Тем более, на фоне примеров грязного бизнеса, что делали и по сю пору делают на борьбе против антисемитизма. Вот например: «Так или иначе, но на увековечивание и изучение Катастрофы выделяются громадные средства. Вокруг развивается целая субкультура, чем-то напоминающая военно-патриотическую тематику советских времен: сувениры, альбомы, майки, шапки, коллекционеры, поездки по местам нацистских концлагерей, «марши жизни» и многое другое. Вокруг расцветают «незапланированная» инфраструктура. Например, Польше нам известно два агентства, предоставляющие девочек и даже мальчиков для израильских школьников и солдат, приезжающих на "марши жизни". Существуют несколько «экскурсионных бюро», организующие походы израильтян в польские казино. Их услуги тоже пользуются неизменным успехом, поскольку казино в Израиле запрещены».
     Жаль, что не упомянул заодно и «профессиональных евреев» - чиновничество общин, по всей Европе жирующее на средства налогоплательщиков... А также позабыл, что желающие поживиться на дармовщинку в дефиците никогда не бывали. Начиная с незабвенных «детей лейтенанта Шмидта» и кончая просителями компенсации за мифических покойников после гибели ВТЦ в Нью-Йорке...

     Но оказывается - и в Израиле тоже антисемитизма полным-полно: Легализация антисемитизма началась в Израиле, где антисемитизма не боятся и с ним не воюют. Да и зачем? Ведь кругом одни евреи. Антисемитские символы, знаки и идеи активно внедрились в израильский общественный обиход еще в 70-е гг. Правые и левые сравнивали друг друга с нацистами, религиозные и светские именовали своих соперников фашистами... Для усиления впечатления в ход пускались откровенно антисемитские высказывания. Лидер израильской правой национальной партии, бывший даже одно время министром, публично обозвал «жидком» другого еврея американского посла. Другой парламентарий тоже назвал «жиденком» американского дипломата-еврея... Антисемитские заявления, вроде «Жаль, что Вас Гитлер не добил» или «Ашкеназы в Освенцим!» раздавались по адресу европейских евреев (ашкеназов) из уст разного рода израильских деятелей из среды выходцев из исламских стран. На призыв из политических салонов охотно отозвалась израильская улица. В последние годы проявления антисемитизма получило широкий размах среди еврейских эмигрантов из стран бывшего СССР... Речь скорей всего идет не о мифических черносотенцах, неведомо как возникших на Святой земле, а о хорошо известном социологам, психологам и лингвистам феномене. Многие русскоязычные, оказавшиеся на социальном дне израильского общества выражают свой протест через адаптацию черносотенных и фашистских символов. Подобно тому, как афро-американцы переняли и широко используют выражения белых расистов для общения между собой. Нередко из уст афро-американцев можно услышать выражения, вроде "nigger" для негативного определения людей из своей же этнической группы. Традиционные образы, вроде дяди Тома приобрели в глазах американских черных отрицательную коннотацию, зато лексикон белых расистов глубоко внедрился в уличный сленг, кино и литературу. Недавно пришлось видеть несколько автобусов черных болельщиков на бейсбольном матче в Атланте (Джорджия) украшенных флагом Конфедерации

     Стот-стоп-стоп, тут уже становится интересно. Если афроамериканцы жаргон белых расистов используют для выяснения отношений между собой, они от этого ни расистами, ни, тем более, белыми не становятся... А вот когда евреи, с той же целью используют «антисемитские символы, знаки и идеи»... Прежде всего, о каких-таких «идеях» тут речь? Насчет знаков и символов – это да, примеров в избытке. Но идеи-то где? Предложение отправить ашкеназов в Освенцим, безусловно, не из самых гуманных, но, во-первых, не все предложения темпераментных семитов доходят до практического воплощения, а во-вторых, антисемитским назвать его никак невозможно. Потому что сефарды с ашкеназами борются за реальное преобладание и власть, а антисемиты евреев уничтожают во имя фантастического «переноса» своих собственных комплексов и проблем.
     Господин Дорфман вполне умышленно путает использование в еврейской сваре антисемитских знаков и символов (что есть – то есть!) с усвоением антисемитских идей, что, сами понимаете, не одно и то же. Первое – явление действительно сравнительно безобидное, и потому под него, методом простого перечисления, подверстывается второе, куда более опасное.
     Я не хочу этим сказать, что настоящего антисемитизма в Израиле нет. Во-первых, есть арабы, а во-вторых, своеобразные проявления его и среди евреев не редкость, хотя они-то как раз к вышеуказанным «знакам и символам» никакого отношения не имеют... Но об этом – потом.
     Вернемся к тексту Дорфмана. «Борьба с расизмом и создание многокультурного и многорасового общества в Западной Европе и Америке практически завершены. Теперь принцип поликультурности позволяет продавать, например, черные, латинские и азиатские варианты куклы Барби, что существенно повышает доходы. Сейчас приходит время подумать о коммерческом использовании расизма».

     Насчет куклы Барби – святая правда и несомненное достижение. Насчет реальности многорасового общества в Америке – судить не берусь. Знаю только, что есть там мнения и иные. Насчет Западной Европы – явный блеф и выдача желаемого за действительное. Там идет сейчас ожесточенная борьба за культурную гегемонию (пример – история с убийством режиссера Ван-Гога и последующим трусливым отказом от демонстрации его фильма; следование традициям западной культуры в Европе становится занятием небезопасным). С Россией – все понятно. Но есть еще и тот самый «Третий Мир», проще сказать – большинство человечества, где расовые, этнические, культурные и религиозные различия вполне традиционно реализуются на уровне дискриминации и войны.
     Так можно ли при таком раскладе говорить о «преодолении расизма» или речь идет всего лишь о переосмыслении каких-то знаков и символов, использовавшихся расистами в прошлом (примерно как с нацистскими выражениями в Израиле)? Если горящий крест чернокожим больше не угрожает, значит, расизма в нем нет и торговать им можно спокойно. А если угрожает, то...
     Обратите внимание: Именно этого вопроса господин Дорфман избегает со всем возможным тщанием и старанием. Мы узнаем от него много нового и интересного про рынки наркотиков и алкоголя, про НЛО и педофилию, про иудео-христианский диалог и экуменическое движение, но нигде ни полсловечка о том, что антисемитизм местами и временами был для евреев реальной опасностью, а не только источником увеличения бюджета Антидиффамационной лиги.

     Если господин Дорфман полагает, что это уже не так, то... может быть, все же потрудится чем-нибудь обосновать свое мнение: «Нам стоит подготовиться к вступлению в новый мир, где антисемитизм уже не будет табу. Наши дети будут жить в мире, где на неудобные для нас вопросы они с легкостью дадут еще более неудобные ответы»? Чтобы давать в каком-нибудь мире ответы (удобные или даже не очень) надо сперва, как минимум, в этом мире выжить. Удастся ли это нашим детям в мире, где антисемитизм не будет табу? И если да, то, в каких условиях, и на каких правах? И какая линия поведения предпочтительна для них в таком мире?
     Такого вопроса господин Дорфман и иже с ним НИКОГДА не поставят. А почему? А по Фрейду.
     Есть, знаете ли, в психоанализе хороший такой термин: «вытеснение». Когда известно тебе нечто, никоим образом не укладывающееся в твою картину мира. Не важно, по какому параметру. К примеру, высокоморальный христианин или иудей обнаруживает, что испытывает вожделение к собственной сестре. Или честный коммунист в тридцать седьмом убеждается, что арест его не недоразумение, а вполне продуманная политика партии. Или врач-онколог получает результаты своих анализов, подтверждающие последнюю стадию рака. В общем, что-то такое, с чем примириться невозможно, не утратив веры, надежды и смысла. Вот тогда такое знание просто игнорируется, исключается, исчезает с горизонта - этого не может быть, потому что этого не может быть никогда.

     Такому вот классическому вытеснению из многих еврейских голов подвергся один очень важный (может, даже и самый важный) аспект знания о Шоа, проще сказать – ее причина. Не даром многие уважаемые и признанные мыслители торжественно заявляли, что это явление НЕПОСТИЖИМО. Какой-то марсианский всплеск иррационального зла. Были, правда, попытки все объяснять исконной немецкой злонамеренностью, либо обострением классовой борьбы, но из этих уж вовсе белые нитки торчали со всех сторон. И не потому понять не могли, что так уж это сложно, а потому что несовместимо такое понимание ни с просвещенческой идеологией прогресса, ни с интернационализмом наивной левизны.
     Причина в том, что угодила Европа в кризис, из которого не видела выхода. И среагировала на него вполне традиционно – так же как во время крестовых походов или эпидемий чумы. Почему именно Германия? – А ее, по конкретно-историческим обстоятельствам, этот кризис всех тяжелей ударил, вот и все. И уж классовая борьба вовсе тут не при чем – классы приходят и уходят, а антисемитизм остается. Позавчера выражался он в символике христианской, вчера – нацистской, сегодня демократическая в ход пошла, а завтра, может, экологию приплетут - какая разница!
     Но признать это – значит, распроститься навек с надеждой на панацею ассимиляции, рост терпимости и успехи равноправия. Ни одно общество от кризисов не застраховано, так что нашему брату прелести свободы, равенства и братства выдаются только периодически, а в перерывах – погром. Вот этого-то не может никак вместить под завязку набитая «общечеловеческими ценностями» ассимилированная еврейская голова. И наступает эффект вытеснения:

    ...Нет, нет, что вы, как можно! Они же такие хорошие, такие правильные слова говорят про мир и справедливость, защиту угнетенных и слабых... Нет, это, право же, какое-то недоразумение. Может, их арабская пропаганда в заблуждение ввела? Надо бы нам выступать поактивнее. А может, мы и вправду делаем что-нибудь не так? Может, поселенцы эти ведут себя плохо, бедных палестинцев обижают и подрывают наш престиж? Так неужто ж мы для ради того, чтобы быть принятыми в приличном обществе, поселениями какими-то паршивыми пожертвовать не готовы?
    ...Что? Антисемитизм?.. Да помилуйте, в наше-то время?!.. Видимость одна, бизнес на символах, тренди-брэнди... Ну, побегают там со свастикой по улицам, «Хорста Весселя» поорут... Это ж игрушки все – вроде куклы Барби... (Не исключено, кстати, что с нацистской символикой так оно и окажется. Серьезный-то антисемитизм нынче использует выражения совсем другие). Стоит ли из-за этого – да на принцип?..
     Не знаю, есть ли жизнь на Марсе, но для израильской элиты жизни вне великосветско-демократических салонов Запада уж точно нет. И когда им в этих самых салонах аристократическим жестом указывают на то место, где, как говорят немцы, «плотник дырку оставил», любые места кому угодно готовы лизать, лишь бы окончательно не выкидывали. И коль скоро, по нынешним временам, антисемитизм в этих салонах благопристойности не нарушает (настоящий антисемитизм, а не израильское матюгание Освенцимом и не Роммелевы обноски принца Гарри), то и его готовы усваивать не за страх, а за совесть. И признаваться радостно во всех несовершенных грехах, и клясться, что исправимся, что больше не будем, что все до единой оливочки подберем, тротуар почистим зубными щетками, и что всегда готовы принять любое наказание от щедрой барской руки...

     Потому что очень страшно признаться самим себе, что антисемитизм этот к реальному нашему поведению - будь оно хорошим или плохим – никакого отношения не имеет. Вот как раз в антилихтенберговской статье приводит господин Дорфман прекрасное тому подтверждение: «Апрельским днем 1984 года в канун Дня независимости Израиля контрразведчики из ШАБАК арестовали 27 террористов из так называемого "еврейского подполья" во главе с Йеудой Эционом и Менахемом Ливни - все как на подбор - цвет национально-религиозного движения, сыновья и зятья видных раввинов и лидеров израильских поселений на контролируемых территориях... Оказалось, террористы планировали взорвать мечети на Храмовой горе в Иерусалиме, вызвать беспорядки, а если удастся, то и вооруженный конфликт в регионе, и кто знает... По оценке Лондонского стратегического института, теракт на Храмовой горе считался тогда одним из наиболее вероятных сценариев начала Третьей мировой войны».
     С тех пор прошло двадцать лет. Мечеть Эль-Акса на храмовой горе как стояла, так и стоит, и стала даже более знаменитой благодаря интифаде своего имени. Третья мировая война благополучно началась с теракта совсем в другом месте, в котором «еврейское подполье», со всеми сыновьями и зятьями, никаким боком замешано не было. ...Ну так и что? И помешало это вашим демократам в развязывании этой войны винить евреев, только евреев и никого, кроме евреев?
     Так что, уважаемые члены "Тааюша», «Гуш Шалома», «Раввинов за права человека», «Женской коалиции за справедливый мир» и примкнувшего к ним движения «Шалом Ахшав», зря не лезьте из кожи вон. Хоть вы им на уши встаньте, хоть наизнанку вывернитесь, хоть каждую оливочку языком оближите – все равно, в каком бы кране вода ни исчезла – будете виноватыми, с нами со всеми заодно.
     Ситуация, что и говорить, невеселая, но даже в самой печальной ситуации можно сохранить достоинство, а можно его и потерять. Можно всякий барский каприз считать за Тору с Синая, а можно, ну хоть по самому минимуму, вспомнить, что добродетельный Дядя Том ответил однажды гадкому плантатору: «Да, вы за меня деньги заплатили, чтоб я на вас работал, и я буду работать на вас. Но над моей душой вы не властны!». Афроамериканцы-то, сказывают, позицию дяди Тома уже превзошли и отвергли, а нашим-то демократам до нее еще расти и расти...

     Продолжая цитировать любимую книжку, признаюсь честно, что лично мне куда роднее и ближе позиция Джорджа Гарриса: «Я – свободный человек! Здесь моя жена и мой ребенок! И первый из вас, кто осмелится сделать хоть шаг вперед, получит от меня пулю в лоб!» И хоть сама я, честно говоря, тот еще вояка (наивысшим достижением моим в области военной подготовки – оным же до сих пор горжусь - был тот факт, что на всех стрельбах ни разу не попала в инструктора), но неверную супругу Эли Лихтенштейна (или все-таки Люксембурга?) понять могу: бронетранспортер с парочкой пулеметов по нынешним временам – вещи отнюдь не лишние.
   
   


   


    
         
___Реклама___