Jewish memoirists of 16-th - 16-th centuries.
Михаил НОСОНОВСКИЙ (Бостон)

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ХАСКАЛЫ. ЕВРЕЙСКИЕ ИСТОРИОГРАФЫ И МЕМУАРИСТЫ XVI-XVIII ВЕКОВ.


В этом очерке я хочу рассказать о наиболее известных еврейских летописцах и мемуаристах раннего Нового времени (XVI-XVIII веков). Эти фигуры интересны для нас по нескольким причинам. Хроники и мемуары являются предшественниками собственно исторических сочинений, появившихся в эпоху Хаскалы (еврейского просвещения XVIII-XIX веков). Они содержат важнейшую информацию о жизни евреев Европы, переданную устами самих участников этой жизни. Кроме того, многие из мемуаристов – лица весьма незаурядные и значимые в истории еврейской культуры.

До конца XVI века жанр личных воспоминаний практически не известен еврейской литературе. От этого времени сохранилась, например, личная переписка, но в составлении собственных жизнеописаний евреи ценности, очевидно, не усматривали. Интересно, что две первые рассмотренные нами фигуры, Давид Ганс из Праги и Леон де Модена из Венеции находились под сильным влиянием европейской культуры своего времени, как и их предшественник Элиа Капсали (врач XVI века, обучавшийся в Падуе и составивший очерк истории Венеции и Турции, пока не опубликованный). Но уже в XVII веке воспоминания оказываются более распространенным явлением, и среди их составителей теперь можно найти самых заурядных непримечательных людей. Вероятно, это связано с тем, что люди Нового времени стали обращать внимание на индивидуальность, личность. В еврейской культуре подобные ростки гуманистической идеологии возникли позднее, чем у христиан-европейцев.

Помимо чисто информативной ценности и возможности оценить субъективный взгляд современника, крайне интересно проследить формирование исторического сознания у евреев этого периода. Среди причин, побудивших вести записи, называется желание дать поучение современникам (Д. Ганс, 1592), стремление запомнить события собственной жизни, чтобы поблагодарить за них Бога (Ашер б. Элиэзер, 1634 г), желание избавиться от меланхолии и рассказать внукам об истории семьи (Глюкель из Хамельна 1699 г). Эти работы еще не имели тенденциозной направленности против традиций местечковой жизни, в отличие от написаных под влиянием европейских историков сочинений конца 18 века, когда оформляется идеология Хаскалы.

Мы приводим здесь небольшие отрывки из некоторых из этих сочинений, чтобы дать самое общее представление об их стиле и содержании. При этом мы используем английский перевод из антологии Джекоба Маркуса (кроме отрывка из Бера из Болехова, который приводится по публикации Вищницера, также на английском).
 


Давид Ганс (1541-1613).

Давид бен Соломон Ганс родился в Липштадте (Вестфалия). Он учился в ешивах в Бонне и Франкфурте. Затем его учителями были в Кракове знаменитый Моше Иссерлес, а в Праге - Махарал. Считается, что Иссерлес повлиял на его решение заняться астрономией и математикой. В доме своего первого тестя он познакомился с книжкой Эвклида, переведенной на иврит; вторым его тестем был знаменитый медик Самуэль Рофе. В Праге Давид поддерживал контакты с астрономами Йоханном Мюллером, Йоханном Кепплером и с Тихо Браге; для последнего он перевел с иврита на немецкий некоторые астрономические сочинения. Главным сочинением Ганса по астрономии была работа «Нэхмад ве-На‘им» («Благое и приятное»), в которой он отвергает новую систему Коперника. Ганс утверждал, что древние евреи были создателями астрономии и математики, от которых этим наукам научились египтяне, а от последних уже греки; Птолемей, по его мнению, обучался у александрийских еврейских мудрецов. Очевидно, таким образом он оправдывал свой интерес к светским наукам.

Из работ Ганса для историка наиболее примечательна хроника «Цемах Давид» («Росток Давида», 1592 г.). Эта работа состоит из двух частей, одна посвящена еврейской истории, а вторая – всемирной. Включение всемирной истории Ганс оправдывал необходимостью знакомства читателей с этическими поучениями императоров; эта часть основывалась на современных ему немецких хрониках, хотя он и выражал сомнения в их достоверности. Работа Ганса содержит ценнейшую информацию о жизни евреев в Праге в XVI веке. До появления научной исторической литературы на иврите в XVIII веке, этот труд считался стандартным сочинением по еврейской истории.
 

Леон из Модены (1571-1648).

Леон из Модены – одна из самых примечательных фигур в итальянском еврействе. Раввин, проповедник, поэт, переводчик, музыкант, алхимик, он уже в детстве проявил свои необыкновенные дарования. Леон (или Йегуда Лейб) родился и прожил большую часть жизни в Венеции, хотя в детстве его семья пребывала также в Ферраре. В возрасте 12 лет он переводит на иврит поэму итальянца Ариосто. В 13 лет поражает всех стихотворением, которое можно было прочитать как на иврите, так и по-итальянски. Тогда же в 13 лет он составил сочинение «Сур ме-ра» («Удаляйся от зла») где в форме диалога Эльдада и Медада обсуждался вопрос о том, противоречат ли азартные игры заповедям Торы. Леон приходит к выводу, что игры противоречат каждой из Десяти заповедей. В жизни, однако, он был заядлым картежником.



Надгробие со стихотворной эпитафией и изображением Мерагелим (лазутчиков, обследовавших Святую Землю по заданию Moиceя) с кладбища на острове Лидо в Венеции. Фото автора.
Изображениe людей не характернo для еврейского искусства.


Леон из Модены сочинял стихотворения на иврите и итальянском языке. Им составлены многие из эпитафий в стихах, сохранившихся на еврейском кладбище на острове Лидо в Венеции. Не были чужды ему музыка и театр. Помимо этого он был каллиграфом и переписчиком, сохранилось множество писем и документов, записанных его рукой. Но вместе с этим он автор нескольких важнейших полемических религиозных сочинений, тоже весьма противоречивого характера. Трактат «Маген ва-Цинна» был написан в защиту Устной Торы против Уриэля д’Акосты; в то же время сочинение Леона «Коль Сахаль» («Глас мудрости») содержит беспрецедентную для раввинистического иудаизма критику Устного Учения. Работа «Ари Нохем» («Утешение Льва») направлена против каббалы. В ней впервые он выдвигает аргументы против подлинности книги «Зохар», которые впоследствии были широко использованы маскилами (еврейским просвящением) и современной научной критикой. Сочинение «Маген ва-Херев» («Мечь и щит») содержит полемику против христианской доктрины и считается одним из самых убедительных еврейских произведений такого рода.
 



Бейт-Мидраш Леона из Модены в венецианском Гетто.

Для историка наиболее интересны две работы Леона. Автобиографический трактат «Хайей Йегуда» («Жизнь Йегуды»), где он описывает свою богатую событиями жизнь (в частности, он перечисляет 26 разных профессий, которыми ему приходилось заниматься в жизни) и трактат на итальянском языке Historia de riti Ebraici («История современных евреев»). Последний, как утверждают, был написан по просьбе английского посла в Венеции и предназначался для короля Джеймса. В этой работе, переведенной на многие языки, Леон описывает обычаи, языки, занятия евреев в разных странах.
 

Глюкель из Хамельна (1645-1724).

Воспоминания Глюкель из Хамельна выделяются в ряду мемуарной литературы, поскольку это единственное подобное произведение, написанное женщиной и на варианте идиша (литература на идишe считалась уделом женщин, поскольку большинство из них не обучалось ивриту).

Глюкель родилась в Гамбурге в богатой семье, в 14 лет она вышла замуж за ростовщика. Несмотря на то, что она растила 12 детей, Глюкель была советчицей своего мужа во всех делах. После его смерти 1689 году она стала управлять его финансовыми предприятиями. Еще через 11 лет она вышла замуж во второй раз. В возрасте 46 лет она начала записывать воспоминания, чтобы «преодолеть меланхолию» после смерти первого мужа и рассказать детям и внукам историю их семьи. Первая часть была закончена в 1699 г., вторая – в 1716 г. Ниже приводится небольшой отрывок, описывающий события 1645 года.

Итак, мой отец, благословенной памяти, как я уже сказала выше, был женат на женщине по имени Рейзе, прежде чем женился на моей матери. Говорили, что она была добрым человеком и выдающейся женщиной и содержала большой дом. Она умерла, не оставив моему отцу детей. У нее была до того дочка, так что у моего отца была приемная дочь от первого брака. Девушка не имела равных по красоте и добрым делам, она свободно говорила по-французски, что однажды оказало моему отцу немалую пользу.

Мой святой отец взял как-то раз залог у дворянина, за который дал тому 500 рейхсталлеров. Через некоторое время богач пришел в сопровождении двух других знатных лиц и хотел забрать свою вещь. Отец, не подозревая подвоха, пошел наверх, чтобы принести ее. Его приемная дочка играла за клавицимбалом (музыкальным инструментом), чтобы ожидание почтенных гостей не было тягостным. Они стояли за ее спиной, и один из них сказал другому: «Как только еврей спустится, мы заберем нашу вещь и убежим, не заплатив». Он сказал это по-французски, не подозревая, что девушка понимает. Когда отец спустился с залогом, девушка запела громко на иврите: «Как ценишь жизнь свою, залога нет! Сегодня здесь он, а завтра его нет!». Она так волновалась, что не могла выдавить из себя ничего другого. Отец сказал дворянину: «Господин, где мои деньги?» На что тот ответил: «Дай мне залог!» На что отец ответил: «Я не дам залог, пока не получу деньги!» Тогда дворянин сказал остальным: «Друзья, нас предали! Негодяйка должно быть знает французский!» И бормоча проклятия они выбежали из дома. На следующий день дворянин пришел опять и выплатил отцу стоимость залога и процент, сказав; «Ты немало заработал и ты хорошо вложил свои деньги, обучив дочь французскому!» С этими словами он покинул дом.


Мемуары XVII века: Ашер б. Элиэзер, Иосиф из Сиенны.

Ашер бен Элиэзер (1598-1634) из эльзасского города Рейсхофена записывал свои воспоминания, чтобы сохранить память о произошедших с ним делах и воздать хвалу Богу как за плохое, так и за хорошее. А в жизни его, как он сам допускает, было не только хорошее – он дает обет ограничить употребление спиртного религиозными церемониями и отказаться от игры в шахматы и шашки. Мемуары Ашера покрывают неспокойный период Тридцатилетней войны (1618-1648). Приводим небольшой отрывок.

Негодяй, переменивший религию, выступил с ложными обвинениями против евреев в общинах Вены и Праги, в результате чего Основание Израиля, поддерживающее его, зашаталось. Ибо этот отступник заключил союз со священниками, и был отдан приказ собрать все священные книги евреев в определенное место. Это действительно было горестное время для израильтян. Они обратились к императору, но тот не пожелал слушать, сказав, что он в этом не разбирается и ничего не станет предпринимать. Это случилось в начале (5)387 г. (осень 1626 г.) Евреи взмолились к Отцу своему небесному, и Он побудил еврейских лидеров отправиться в город Рим к Папе, где тот дал им те самые письма, что они желали к императору (Фердинанду II) и священникам, чтобы предотвратить злые замыслы врагов. Когда преследователь узнал об этом, он бежал, чтобы спасти свою жизнь. Да разрушит Господь все ухищрения злодеев! Я узнал эту добрую новость в месяц адар (5)387 г. (февраль-март 1627) и, согласно слухам, если бы он не сбежал, его бы сожгли в пепел. Но Бог обратит своё возмездие к нему!
Другим автором был Иосиф из Сиены (род. ок. 1600), рассказывающий в своих воспоминаниях о многочисленных столкновениях и раздорах с неевреями, в которых он принимал участие в молодости, когда жил в Венеции.

Еще одна интересная автобиография принадлежит неизвестному юноше, родившемуся в 1668 г. в Моравии и описывающему первые 17 лет своей жизни. В этом сочинении, опубликованном А. Марксом в 1917 г., описана очень непримечательная и малоинтересная жизнь среднего молодого человека, экономические проблемы, с которыми сталкивались его родители.
 



Еврейский район Гетто в Венеции. Здесь талмудическая ученость и занятия каббалой сочетались со светскими науками.



Натан-Нотэ б. Моше Ганновер (ум. 1683).

В отличие от большинства других рассмотренных нами авторов, Натан Ганновер не занимался светскими науками, а был ортодоксальным раввином и каббалистом. Натан родился, по некоторым сведениям, в Кракове и жил в городе Заславль. Там он находился во время казацкого восстания под руководством Хмельницкого в 1648 году, когда его отец был убит в г. Остроге. Натан бежал в Италию, где жил в Венеции и Ливорно. Там он учился у крупнейших каббалистов этого времени Моше Закутто и Шмуэля Абухава. После Ганновер покидает Италию и становится раввином в Яссах и Фокшанах, а затем в Венгерском Броде в Моравии, где и погибает во время погромов турецко-венгерской армии в 1683 году.

Натан Ганновер был автором нескольких сочинений каббалистического характера, самое известное из них – «Ша‘арей Цедек» («Врата праведности»). Помимо этого он составил еврейско-немецко-итальянско-латинский словарь «Сафа Брура». Но со временем самым известным его произведением оказалась хроника времен восстания Хмельницкого «Йевен Мецула» («Глубокая тьма», слово «йевен» также созвучно «Йаван», обозначению Греции и православия). В ней он описывает ход войны с точки зрения еврея. Восстание было направлено против поляков и евреев, в результате него процветавшие еврейские общины были полностью разорены, многие тысячи евреев убиты. Сохранились лишь общины в укрепленных городах, которые казакам не удалось взять штурмом, но и те резко сократились из-за голода и болезней и были отброшены на много десятилетий назад.
 

Яков Эмден (1697-1776).

Яков бен Цви (Йавец) известен как раввин, каббалист, галахический авторитет и непримиримый борец с саббатианской ересью. Отец Якова был известным раввином, от которого он унаследовал интерес к светской науке, неприятие метода пилпула (схоластического толкования Талмуда, основанного на анализе формы утверждения без глубокого проникновения в их смысл), а также независимый, бунтарский характер. Яков был знаком с европейскими языками (немецким, голландским и латынью). В течение некоторого времени он занимал пост раввина в Эмдене, кроме Германии он также жил в Амстердаме.

Большинство сочинений Эмдена были направлены против саббатианцев, против каббалы в целом и использования амулетов. Он высказывал сомнение в подлинности отдельных частей главной каббалистической книги «Зохар». Интересно, что он также сомневался в подлинности «Море невухим» Маймонида, полагая это сочинение еретическим. Несмотря на то, что Эмден был ярым приверженцем традиции и отрицал возможность применения научных метедов в  иудаизме, интерес к нееврейским наукам привел к его сближению с основателями Хаскалы, Израилем из Замощи и Моисеем Мендельсоном. Сохранилась переписка Эмдена и Мендельсона по галахическим вопросам, из которой ясно видно различие в позиции маскила старой школы и новым зарождающимся еврейским просвещением. Взгляды Эмдена, однако, часто расходились со мнением большинства. В диспуте с Израилем из Замощи о «Шулхан Арухе» (галахическом кодексе, который стал практически обязательным в XVI веке) именно Эмден защищал идею независимости галахического авторитета.

Эмден был автором нескольких работ по грамматике, где собственно грамматические методы сочетал с каббалистическими комментариями. Автобиография Эмдена «Мегиллат Сефер» («Свиток книги») является интереснейшим историческим источником и увлекательным чтением.
 

Дов-Бер Биркенталь (Брежовер) из Болехова (1723-1805).

Опубликованные М. Вишницером в 1922 г. воспоминания Бера из галицийского местечка Болехов (ныне Ивано-Франковская область Украины) представляют собой ценнейший источник о жизни среднего еврея в восточной Польше XVIII века. Рукопись с воспоминаниями была найдена только в 1912 г. в Еврейском колледже в Лондоне.

Бер родился в Болехове, принадлежавшем польскому магнату графу Понятовскому, он взял фамилию Биркенталь в соответствии с декретом императора Иосифа II, когда Галиция в 1772 г. перешла к Австрии. Он получил традиционное образование, но его отец, занимавшийся виноторговлей (позднее Бер унаследовал это занятие) и имевший связи с польской и венгерской знатью, предпринял необычный шаг: он нанял для сына нееврейского учителя, обучившего Бера польскому, латинскому, немецкому и французскому языкам. Во время диспута с последователями лже-мессии Франка в 1759 г. в Лемберге (Львове) он выступал в качестве переводчика для главного раввина Лемберга Хаима Рапопорта. Помимо воспоминаний на иврите известно его сочинение «Имрей Бина» («Слова разума»), посвященное полемике с франкистами. Приводим ниже отрывок из мемуаров, относящийся к 1728 г..

После того, как Станислав Понятовский был назначен командующим польской армии, он отправил людей в Данциг и на Лейпцигскую ярмарку в Саксонии, приказав им доставить оттуда многие вещи, именно, одежду, материю, золотые и серебрянные часы, табакерки и другие драгоценности, подобные золотым кольцам с драгоценными камнями. На эти товары он потратил большие суммы. При помощи этих вещей он намеревался подкупить шляхту, т.е. дворянство, чтобы они поддерживали его в политических вопросах, обсуждавшихся в главных городах провинций.

Еще большее значение, чем все это, представляло желание Понятовского раздобыть хорошие вина, чтобы развлекать важных людей из знати. Случилось, что когда Понятовский был в Стрые, там жил еврей покойный Саул, человек исключительной учености и выдающихся способностей, посвятивший себя благу евреев и привыкший защищать их интересы перед знатью, которая его глубоко уважала. Саул занимался арендой владений у дворян и обработке их при помощи батраков. Этим он занимался с юности. Когда граф Понятовский стал старостой в Стрые, он познакомился с Саулом, узнал, что он человек большой мудрости и стал советоваться с ним по всем вопросам. (Дальше рассказывается, как Саул порекомендовал отца Бера, Йегуду, для закупки вина в Венгрии.)

Все авторы отмечают беспристрастность Бера, отсутствие преувеличений, столь характерных для многих мемуаристов, или стремления свести личные счеты. М. Вишницер, опубликовавший воспоминания Бера, видит в нем сторонника еврейского Просвещения. В действительности это не совсем так. Бер упоминает о том, что изучение польского языка и латыни с нееврейским учителем, а также развод с первой женой (его женили в 16 лет, но этот брак был неудачен и привел к разводу через два года) вызывало определенные пересуды и сомнения, в результате он должен был посвятить все время изучению Торы. В другом месте он заинтересовано говорит о книге англичанина Придо (Humphrey Prideaux) на немецком языке, посвященной библейской истории, которую он получил от христианина и давал (за определенную плату) прочесть нескольким евреям. Бер, однако, раскритиковал про-христианские аргументы этой книги. Но нигде нет каких-либо идеологических разногласий с ортодоксией. Объясняя свой интерес к книге Придо он говорит:
Мы, евреи, должны знать разные вещи, чтобы осуществить библейское изречение: «Ибо это мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов» (Втор. 4:6). Хотя наши мудрецы, благословенна их память, относят это изречение лишь к нашей святой Торе, они учили также, что хорошо сочетать Тору со светскими знаниями. И знание истории народов и мира дает преимущество каждому интеллигентному и образованному еврею. Иногда оно дает возможность подобающе отвечать на вопросы, направленные против еврейского Закона и веры, как это случалось несколько раз в моих разговорах с дворянами и священниками.
Бер бегло упоминает раздел Польши, приведший к «порабощению поляков», связывая его с осуществлением пророчества (Ехез. 25:14), по которому Бог поступит с народами так, как они обращаются с евреями.

В 1991 году на еврейском кладбище в Болехове (к сожалению, оно никем не охраняется и обречено на уничтожение) экспедиция Петербургского еврейского университета обнаружила надгробие Дов-Бера, с  эпитафией: «Здесь покоится. В воскресенье 9 адара-второго 565 (1805 г.) скончался раввин, прославленный, знаменитый, щедрый, старец г. Дов-Бер, сын р. Йехуды Биркенталь. Да будет его душа завязана в узле жизни.»
 



Надгробия Дов-Бера Биркенталя в Болехове (Ивано-Франковская обл. Украины). Изображение медведя в верхней части надгробия соответствует имени Дов-Бер. Фото Михаилa Хейфеца.


Поблизости от него автором этих строк было идентифицировано надгробие жены Дов-Бера, имеющее гораздо более пышную надпись:

Суббота «Берешит» / 29 Тишри, канун месяца мархешвана 5554 (1793) г. в / 3 часа после полудня упал венец / с головы предводителя, учителя нашего р. Довбера / Биркенталя, да светит его свеча. Это его супруга, / милостивая, просвещенная г-жа Лея, / дочь р. г. Йехошуа, память праведника благословенна. После того, как созидала дом свой в праведности она / 52 года, как жена благочестивая, / как записано «длань свою простирала к бедным / и руку направляла нуждающимся» /.. и исцеление давала душа ее / больным, гости знатные / находили всегда успокоение душе своей / в пище вельмож и пировали /  за столом ее великие правители и люди почтенные / и собирала она членов общины, творила / добро во дни жизни своей, в 71 год / прервалась  жизнь ее. Да будет душа ее завязана в узле жизни. / Надгробия Леи из Тысменца.

Как видно, Лея умерла осенью 1793 года, прожив 71 год, из них почти 52 была замужем за Бером. В мемуарах он описывает свoe сватовство к «очень миловидной вдове» из Тысменницы в 1742 г.  Необычно точное указание времени смерти Леи. Возможно, Бер сам был автором эпитафии. В мемуарах он упоминает, что женился на Лее вскоре после развода, и этот брак, в отличие от первого, был очень удачным, однако подробностей о ней почти не приводится. В эпитафии содержится намек на то, что она разбиралась в лекарствах и целебных средствах. Эта надпись может помочь датировать мемуары. М. Вишницер указывает, что точная дата их написания неизвестна, но они были написаны после смерти императора Иосифа II в 1790 г. С другой стороны, поскольку Бер не упоминает о смерти Леи, можно предположить, что произведение было создано не позднее осени 1793 г.
 

Соломон Маймон (1754-1800).

Соломон Маймон – представитель Хаскалы. Он известен прежде всего как выдающийся германский философ еврейского происхождения. Детство его прошло в Литве, имя Маймон он взял из почтения к Моисею Маймониду. Помимо философских работ Маймон написал «Автобиографию» на немецком языке. Эта книга, наряду с сочинением Бера из Болехова, считается важным источником о жизни евреев восточной Европы в XVIII веке. Oднако, воспоминания, написанные порвавшим с миром еврейских местечек ученым, более тенденциозны, чем мемуары Бера из Болехова.
 

ЛИТЕРАТУРА

J. Marcus. The Jew in Medieval World. - Cincinnatti, 1990.

M. Vishnitzer. The Memoirs of Ber of Bolechow. – Oxford, 1922.

D. Ruderman. Jewish Thought and Scientific Discovery in Early Modern Europe. – New Haven, 1995.

Encyclopedia Judaica.
 
 

© M. Nosonovsky, 2002.

___Реклама___